Введение 3
1. Эволюция взглядов ученых-юристов на понимание правосознания 5
2. Правосознание 9
2.1. Понятие, содержание и функции правосознания 9
2.2. Структура и виды правосознания 11
3. Правовая культура 16
3.1. Понятие, структура и функции правовой культуры 16
3.2. Проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры 24
в Российской Федерации 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Актуальность исследования связана со следующим. Право оказывает разнообразное воздействие на общественную действительность, формируя правовую систему, неотъемлемыми частями которой являются правосознание и правовая культура, которая выражается в степени реализации прав и свобод личности в единстве с её ответственностью перед обществом, правовой деятельности государственных и общественных организаций. Исследованию правосознания, в том числе на современном этапе, посвящено много работ таких ученых как А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Н.И. Матузов, А.Г. Спиркин, В.В. Лазарев, В.С. Афанасьев и др.
Проблема кризиса российского правосознания не является новой. О ней как об одной из сторон кризиса духовной культуры заявляли дореволюционные философы - Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин и др. Поиском путей ее преодоления в политико-правовом направлении занимались представители евразийского течения - Н. Н. Алексеев и Н. С. Трубецкой и др. В настоящее время исследование названной проблемы вновь стало актуальным в связи с тем, что от уровнясформированности правосознания во многом зависит успешность намеченного государством курса на построение правового государства. Среди современных авторов, внесших свой вклад в рассмотрение проблемы правосознания с позиции юридической науки, следует назвать Ю. К. Погребную, К. В. Науменкову, В. А. Томсинова и др.
Вместе с тем кризис правосознания, ставший, по нашему мнению, неизбежным следствием глубокого социокультурного кризиса, возникшего около полутора веков назад и вновь принявшего острые формы на рубеже ХХ-ХХ1 вв., заключающийся в диссонансе структурных элементов правосознания и в отсутствии внутренней согласованности в развитии основных его видов (форм), требует поиска путей его преодоления. Помимо реформирования правовой системы особую значимость приобретают инновации в метаюридической сфере. Кроме того, в современных условиях смены парадигмы научного мышления перехода от неклассической науки к постне-классической в феномене правового сознания открываются новые «грани» и новые корреляционные связи с другими правовыми феноменами, что обусловливает актуальность исследования правосознания как целостного социокультурного феномена в философско-правовом аспекте.
Цель исследования – проанализировать вопросы правового воспитания и правовой культуры.
Задачи исследования:
- проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания;
- охарактеризовать понятие, содержание и функции правосознания;
- раскрыть структуру и виды правосознания;
- проанализировать понятие, структуру и функции правовой культуры;
- выявить проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры в Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения в сфере формирования и функционирования правосознания и правовой культуры.
Предмет исследования – категорияправосознания и правовой культуры.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – метод сравнительного правоведения, исторический, формально-юридический.
Структура работы обусловлена целью и задачами и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы
Категория правосознания имеет в российской науке длительный путь развития, ее основы заложены еще дореволюционными учеными.
Правосознание это одна из форм общественного сознания. Наряду с иными формами общественного сознания моралью, религией, наукой, философией, правосознание является способом духовного познания действительности.
В зависимости от степени общности и уровню отражения, правосознание делится на различные виды. По степени общности оно может быть групповым, массовым и индивидуальным. Групповое правосознание это отражение правосознания определенных социальных общностей, например, студенчества. Массовое – это господствующее в обществе. Индивидуальное – это отношение к праву отдельно взятой личности. По уровню отражения выделяют обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве и законности. Профессиональное – это суждения и представления о праве юристов-профессионалов. Научное – это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права.
Функции правосознания раскрывают его роль и социальное назначение в обществе. К ним относятся: оценочная, регулятивная и познавательная. Оценочная функция выражается в оценке всех элементов правовой системы и правовой жизни общества на предмет соответствия определенным критериям, с помощью правосознания. Оценка может быть как позитивной, так и негативной. Регулятивная функция выражается в действии через систему мотивов и правовых установок, которые выступают особыми регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни – социальной или даже природной.
Правовая культура общества обусловлена правосознанием, правовая культура есть выражение правосознания, то есть правовая культура может быть внешне материализована. Эти категории можно соотнести как общее и особенное, где общее — правовая культура, а особенное — правосознание. Также можно соотнести по объему. Правосознание узкое понятие по отношению к правовой культуре. По сфере существования соотносится следующим образом: правосознание существует во внутреннем сознании человека, а правовая культура находит внешнее выражение, как в правомерном поведении субъекта, так и в законодательстве.
Любое юридическое или судебное решение и позитивное право должно в своей основе содержать правосознание. Из этого следует, что чем выше будет правосознание, тем совершеннее будет позитивное право и регулируемая им внешняя жизнь людей. Или же, наоборот, слабо развитое естественное правосознание, несомненно, породит несправедливое право. В этом случае единое по своей идее право обязательно вступит в конфликт с самим собой, потому как естественное правосознание выражает вовсе не то, что требует познание позитивного права. Данная коллизия приведет к появлению параллельно с обычным правосознанием, правосознания позитивного, не совпадающего с ним по содержанию. Не развитая правовая культура общества и отсутствие стабильного правопорядка не создают условий для эффективного решения сложных социально-экономических проблем роста благосостояния населения, обеспечения достойных условий жизни человека, незыблемых прав и свобод. Безусловно, вопросы, касающиеся правосознания отдельных категорий граждан должны решаться на правовой основе. Юридические нормы должны быть понятными, доступными и должны быть направлены на обеспечение достойной жизни граждан.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2014. Вып. 4 (26). С. 10-20.
3. Бондырев В.Е. Разработка и принятие профилактических мер в борьбе с коррупцией // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 5. С. 44 - 48.
4. Гимпельсон Е.Г. Становление и эволюция советского государственного аппарата управления 1917 - 1930 гг. М., 2003. 224 с.
5. Гродзинский М. К вопросу о юридических пособиях // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 14 - 15. С. 5 - 7.
6. Гусарова М. А. Понятие правосознания в современных интегративных теориях (на примере концепций А. В. Полякова и И. Л. Честнова) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 28-31.
7. Гусарова М.А. Соотношение правовой идеологии и правовой психологии как фактор преодоления кризиса правосознания в современном российском обществе (философско-правовой аспект) // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 2. С. 10 - 14.
8. Дорская А.А. Эволюция правовых ценностей в правовой культуре России // Правовые культуры: материалы Всерос. науч. конф. Москва, 25 марта 2011 г. / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М., 2012. С. 155 - 158.
9. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. М.: Норма, 2013. 496 с.
10. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. -1216 с.
11. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.
12. Исакова Д.С. Роль правосознания в советском гражданском процессе в 20 - 30-е годы XX века // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 7. С. 48 - 53.
13. Кунц Д.А., Шведчиков П.Г. Правосознание и российский правовой менталитет: соотношение понятий // Юридические науки. 2016. № 4. С. 43-46.
14. Левин И. Д. Сочинения: в 2 т. М.: «Радикс», 1994. Т. II. 557 с.
15. Малахов В. П. Мифы современной общеправовой теории: монография. М., 2013. 151 с.
16. Малахов В. П. Философия права: учеб.пособие. Екатеринбург, 2002. 448 с.
17. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. 248 с.
18. Нерсесянц В. С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М.: Юристь, 1996. 160 с.
19. Петрова Е.А. Национальная культура как детерминанта правового развития государства в России и США: сравнительный аспект // История государства и права. 2015. № 12. С. 48 - 52.
20. Петручак Л. А. Правовая культура России и межкультурный диалог в условиях глобализации // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 4 (21). С. 4-15.
21. Петручак Л. А. Проблемы понятия и структуры правовой культуры // LexRussica. 2009. № 5. С. 1070 - 1073.
22. Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 256 с.
23. Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. М., 1874. 550 с.
24. Ратинов А. Р., Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – 350 с.
25. Ромашов Р.А. Национальная культура как контекст государственно-правового развития России // История государства и права. 2015. № 3. С. 18 - 21.
26. Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии): дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996. 288 с.
27. Синюков В.Н. Основные правовые семьи народов мира // Теория государства и права. М. Норма. 2-е изд., доп. 2010. 672 с.
28. Сокольская Л. В. Евразийская правовая культура: особенности формирования и перспективы развития: монография. Орехово-Зуево, 2014. 134 с.
29. Сокольская Л.В. Правовая культура общества как целостная многоуровневая система // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 12. С. 11 - 14.
30. Степин В. С. История и философия науки: учебник для системы послевузовского профессионального образования. М., 2012. 432 с.
31. Стучка П.И. Революционная роль права и государства // Избр. произв. марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. -140 с.
32. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. 776 с.
33. Тишков В. А. Диалог культур и новые стратегии национальной политики // Международные Лихачевские чтения. Глобализация и диалог культур: избранные доклады (1995- 2015). СПб., 2015. С. 514-526.
34. Хагуров А. А. Культурологические очерки. Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2014. 265 с.
35. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
36. Шевцов С.Г. Усмотрение и убеждение в правоприменении // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 12. С. 2 - 4.
37. Ясюкова Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 166 с.