Правовое воспитание и правовая культура (Алтайский Государственный Университет)
|
Введение 3
1. Эволюция взглядов ученых-юристов на понимание правосознания 5
2. Правосознание 9
2.1. Понятие, содержание и функции правосознания 9
2.2. Структура и виды правосознания 11
3. Правовая культура 16
3.1. Понятие, структура и функции правовой культуры 16
3.2. Проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры 24
в Российской Федерации 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
1. Эволюция взглядов ученых-юристов на понимание правосознания 5
2. Правосознание 9
2.1. Понятие, содержание и функции правосознания 9
2.2. Структура и виды правосознания 11
3. Правовая культура 16
3.1. Понятие, структура и функции правовой культуры 16
3.2. Проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры 24
в Российской Федерации 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Актуальность исследования связана со следующим. Право оказывает разнообразное воздействие на общественную действительность, формируя правовую систему, неотъемлемыми частями которой являются правосознание и правовая культура, которая выражается в степени реализации прав и свобод личности в единстве с её ответственностью перед обществом, правовой деятельности государственных и общественных организаций. Исследованию правосознания, в том числе на современном этапе, посвящено много работ таких ученых как А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Н.И. Матузов, А.Г. Спиркин, В.В. Лазарев, В.С. Афанасьев и др.
Проблема кризиса российского правосознания не является новой. О ней как об одной из сторон кризиса духовной культуры заявляли дореволюционные философы - Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин и др. Поиском путей ее преодоления в политико-правовом направлении занимались представители евразийского течения - Н. Н. Алексеев и Н. С. Трубецкой и др. В настоящее время исследование названной проблемы вновь стало актуальным в связи с тем, что от уровнясформированности правосознания во многом зависит успешность намеченного государством курса на построение правового государства. Среди современных авторов, внесших свой вклад в рассмотрение проблемы правосознания с позиции юридической науки, следует назвать Ю. К. Погребную, К. В. Науменкову, В. А. Томсинова и др.
Вместе с тем кризис правосознания, ставший, по нашему мнению, неизбежным следствием глубокого социокультурного кризиса, возникшего около полутора веков назад и вновь принявшего острые формы на рубеже ХХ-ХХ1 вв., заключающийся в диссонансе структурных элементов правосознания и в отсутствии внутренней согласованности в развитии основных его видов (форм), требует поиска путей его преодоления. Помимо реформирования правовой системы особую значимость приобретают инновации в метаюридической сфере. Кроме того, в современных условиях смены парадигмы научного мышления перехода от неклассической науки к постне-классической в феномене правового сознания открываются новые «грани» и новые корреляционные связи с другими правовыми феноменами, что обусловливает актуальность исследования правосознания как целостного социокультурного феномена в философско-правовом аспекте.
Цель исследования – проанализировать вопросы правового воспитания и правовой культуры.
Задачи исследования:
- проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания;
- охарактеризовать понятие, содержание и функции правосознания;
- раскрыть структуру и виды правосознания;
- проанализировать понятие, структуру и функции правовой культуры;
- выявить проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры в Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения в сфере формирования и функционирования правосознания и правовой культуры.
Предмет исследования – категорияправосознания и правовой культуры.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – метод сравнительного правоведения, исторический, формально-юридический.
Структура работы обусловлена целью и задачами и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы
Проблема кризиса российского правосознания не является новой. О ней как об одной из сторон кризиса духовной культуры заявляли дореволюционные философы - Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин и др. Поиском путей ее преодоления в политико-правовом направлении занимались представители евразийского течения - Н. Н. Алексеев и Н. С. Трубецкой и др. В настоящее время исследование названной проблемы вновь стало актуальным в связи с тем, что от уровнясформированности правосознания во многом зависит успешность намеченного государством курса на построение правового государства. Среди современных авторов, внесших свой вклад в рассмотрение проблемы правосознания с позиции юридической науки, следует назвать Ю. К. Погребную, К. В. Науменкову, В. А. Томсинова и др.
Вместе с тем кризис правосознания, ставший, по нашему мнению, неизбежным следствием глубокого социокультурного кризиса, возникшего около полутора веков назад и вновь принявшего острые формы на рубеже ХХ-ХХ1 вв., заключающийся в диссонансе структурных элементов правосознания и в отсутствии внутренней согласованности в развитии основных его видов (форм), требует поиска путей его преодоления. Помимо реформирования правовой системы особую значимость приобретают инновации в метаюридической сфере. Кроме того, в современных условиях смены парадигмы научного мышления перехода от неклассической науки к постне-классической в феномене правового сознания открываются новые «грани» и новые корреляционные связи с другими правовыми феноменами, что обусловливает актуальность исследования правосознания как целостного социокультурного феномена в философско-правовом аспекте.
Цель исследования – проанализировать вопросы правового воспитания и правовой культуры.
Задачи исследования:
- проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания;
- охарактеризовать понятие, содержание и функции правосознания;
- раскрыть структуру и виды правосознания;
- проанализировать понятие, структуру и функции правовой культуры;
- выявить проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры в Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения в сфере формирования и функционирования правосознания и правовой культуры.
Предмет исследования – категорияправосознания и правовой культуры.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – метод сравнительного правоведения, исторический, формально-юридический.
Структура работы обусловлена целью и задачами и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы
Категория правосознания имеет в российской науке длительный путь развития, ее основы заложены еще дореволюционными учеными.
Правосознание это одна из форм общественного сознания. Наряду с иными формами общественного сознания моралью, религией, наукой, философией, правосознание является способом духовного познания действительности.
В зависимости от степени общности и уровню отражения, правосознание делится на различные виды. По степени общности оно может быть групповым, массовым и индивидуальным. Групповое правосознание это отражение правосознания определенных социальных общностей, например, студенчества. Массовое – это господствующее в обществе. Индивидуальное – это отношение к праву отдельно взятой личности. По уровню отражения выделяют обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве и законности. Профессиональное – это суждения и представления о праве юристов-профессионалов. Научное – это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права.
Функции правосознания раскрывают его роль и социальное назначение в обществе. К ним относятся: оценочная, регулятивная и познавательная. Оценочная функция выражается в оценке всех элементов правовой системы и правовой жизни общества на предмет соответствия определенным критериям, с помощью правосознания. Оценка может быть как позитивной, так и негативной. Регулятивная функция выражается в действии через систему мотивов и правовых установок, которые выступают особыми регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни – социальной или даже природной.
Правовая культура общества обусловлена правосознанием, правовая культура есть выражение правосознания, то есть правовая культура может быть внешне материализована. Эти категории можно соотнести как общее и особенное, где общее — правовая культура, а особенное — правосознание. Также можно соотнести по объему. Правосознание узкое понятие по отношению к правовой культуре. По сфере существования соотносится следующим образом: правосознание существует во внутреннем сознании человека, а правовая культура находит внешнее выражение, как в правомерном поведении субъекта, так и в законодательстве.
Любое юридическое или судебное решение и позитивное право должно в своей основе содержать правосознание. Из этого следует, что чем выше будет правосознание, тем совершеннее будет позитивное право и регулируемая им внешняя жизнь людей. Или же, наоборот, слабо развитое естественное правосознание, несомненно, породит несправедливое право. В этом случае единое по своей идее право обязательно вступит в конфликт с самим собой, потому как естественное правосознание выражает вовсе не то, что требует познание позитивного права. Данная коллизия приведет к появлению параллельно с обычным правосознанием, правосознания позитивного, не совпадающего с ним по содержанию. Не развитая правовая культура общества и отсутствие стабильного правопорядка не создают условий для эффективного решения сложных социально-экономических проблем роста благосостояния населения, обеспечения достойных условий жизни человека, незыблемых прав и свобод. Безусловно, вопросы, касающиеся правосознания отдельных категорий граждан должны решаться на правовой основе. Юридические нормы должны быть понятными, доступными и должны быть направлены на обеспечение достойной жизни граждан.
Правосознание это одна из форм общественного сознания. Наряду с иными формами общественного сознания моралью, религией, наукой, философией, правосознание является способом духовного познания действительности.
В зависимости от степени общности и уровню отражения, правосознание делится на различные виды. По степени общности оно может быть групповым, массовым и индивидуальным. Групповое правосознание это отражение правосознания определенных социальных общностей, например, студенчества. Массовое – это господствующее в обществе. Индивидуальное – это отношение к праву отдельно взятой личности. По уровню отражения выделяют обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве и законности. Профессиональное – это суждения и представления о праве юристов-профессионалов. Научное – это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права.
Функции правосознания раскрывают его роль и социальное назначение в обществе. К ним относятся: оценочная, регулятивная и познавательная. Оценочная функция выражается в оценке всех элементов правовой системы и правовой жизни общества на предмет соответствия определенным критериям, с помощью правосознания. Оценка может быть как позитивной, так и негативной. Регулятивная функция выражается в действии через систему мотивов и правовых установок, которые выступают особыми регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни – социальной или даже природной.
Правовая культура общества обусловлена правосознанием, правовая культура есть выражение правосознания, то есть правовая культура может быть внешне материализована. Эти категории можно соотнести как общее и особенное, где общее — правовая культура, а особенное — правосознание. Также можно соотнести по объему. Правосознание узкое понятие по отношению к правовой культуре. По сфере существования соотносится следующим образом: правосознание существует во внутреннем сознании человека, а правовая культура находит внешнее выражение, как в правомерном поведении субъекта, так и в законодательстве.
Любое юридическое или судебное решение и позитивное право должно в своей основе содержать правосознание. Из этого следует, что чем выше будет правосознание, тем совершеннее будет позитивное право и регулируемая им внешняя жизнь людей. Или же, наоборот, слабо развитое естественное правосознание, несомненно, породит несправедливое право. В этом случае единое по своей идее право обязательно вступит в конфликт с самим собой, потому как естественное правосознание выражает вовсе не то, что требует познание позитивного права. Данная коллизия приведет к появлению параллельно с обычным правосознанием, правосознания позитивного, не совпадающего с ним по содержанию. Не развитая правовая культура общества и отсутствие стабильного правопорядка не создают условий для эффективного решения сложных социально-экономических проблем роста благосостояния населения, обеспечения достойных условий жизни человека, незыблемых прав и свобод. Безусловно, вопросы, касающиеся правосознания отдельных категорий граждан должны решаться на правовой основе. Юридические нормы должны быть понятными, доступными и должны быть направлены на обеспечение достойной жизни граждан.



