Нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения (Томский Государственный Педагогический Университет)
|
Экспериментальная работа по нравственно-эстетическому развитию младших школьников проводилась на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области. В качестве экспериментального был выбран 4 «А класс (22 человека) и контрольного 4 «Б» класс (24 человека). Всего учавствовали 46 учащихся.
Есть приложения (Анкета «Оцени поступок» и результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения. Теоретический аспект. 5
1.1Сущность нравственно-эстетического развития личности 5
1.2 Особенности нравственно-эстетического развития личности в младшем школьном возрасте 10
1.3 Литературное чтение как средство нравственно-эстетического развития личности младшего школьника 13
Выводы по первой главе 21
2 Опытно-экспериментальная деятельность по нравственно-эстетическому развитию на уроках литературного чтения 22
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-эстетических качеств. Констатирующий этап эксперимента 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 24
2.3 Контрольный этап. Результаты нравственно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения 29
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43
Есть приложения (Анкета «Оцени поступок» и результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения. Теоретический аспект. 5
1.1Сущность нравственно-эстетического развития личности 5
1.2 Особенности нравственно-эстетического развития личности в младшем школьном возрасте 10
1.3 Литературное чтение как средство нравственно-эстетического развития личности младшего школьника 13
Выводы по первой главе 21
2 Опытно-экспериментальная деятельность по нравственно-эстетическому развитию на уроках литературного чтения 22
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-эстетических качеств. Констатирующий этап эксперимента 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 24
2.3 Контрольный этап. Результаты нравственно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения 29
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся сегодня обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах как одно из ключевых направлений деятельности современной школы. Актуальность данной проблемы очень высока, поэтому современная школа должна сформировать нравственную и гражданскую позиции учеников. В проекте модернизации российского образования подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».
В соответствии со стандартом, на ступени начального образования происходит процесс становления гражданской позиции, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Стандартом предусмотрено принятие учениками моральных норм, нравственных установок и ценностей. Нравственное развитие учеников начального звена обеспечивается единством урочной и внеурочной деятельности, предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям, общечеловеческим ценностям.
Еще одной немаловажной задачей, стоящей перед современной школой является воспитание культурной, творческой личности. В этой связи актуальным становится теория и практика эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности , средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На основании изложенного можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
Цель данной работы: изучение процесса нравственно-эстетического развития личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Определить сущность нравственно-эстетического развития личности;
2. Выделить особенности нравственно-эстетического развития младшего
школьного возраста;
3. Рассмотреть литературное чтение как средство нравственно-
эстетического развитии личности;
4. Определить исходный уровень сформированности нравственно-
эстетических качеств школьников;
5. Провести формирующий этап эксперимента;
6. Провести контрольный этап эксперимента
Объект исследования – нравственно-эстетическое развитие личности детей младшего школьного возраста.
Предмет – нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также общенаучные методы: теоретико-методологический анализ, опрос, анкетирование, обобщение полученных результатов и т.д.
В процессе написания работы были изучены различные источники: нормативные документы, монографии, публикации в научных журналах и сети Интернет. Нужно отметить достаточное количество материалов по нравственному воспитанию, однако нравственно-эстетическое развитие представлено лишь в немногочисленных публикациях. В этой связи нужно отметить таких авторов, как Б.А. Жекибеева, Р.В. Овчарова, Б.В. Сергеева. Л.В. Ясинских. Урокам литературного чтения как средству формирования нравственных качеств посвящены работы Е.А. Жесковой, П.С. Симоновой, С.В. Трофимовой, В.А. Хопренковой.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии со стандартом, на ступени начального образования происходит процесс становления гражданской позиции, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Стандартом предусмотрено принятие учениками моральных норм, нравственных установок и ценностей. Нравственное развитие учеников начального звена обеспечивается единством урочной и внеурочной деятельности, предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям, общечеловеческим ценностям.
Еще одной немаловажной задачей, стоящей перед современной школой является воспитание культурной, творческой личности. В этой связи актуальным становится теория и практика эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности , средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На основании изложенного можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
Цель данной работы: изучение процесса нравственно-эстетического развития личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Определить сущность нравственно-эстетического развития личности;
2. Выделить особенности нравственно-эстетического развития младшего
школьного возраста;
3. Рассмотреть литературное чтение как средство нравственно-
эстетического развитии личности;
4. Определить исходный уровень сформированности нравственно-
эстетических качеств школьников;
5. Провести формирующий этап эксперимента;
6. Провести контрольный этап эксперимента
Объект исследования – нравственно-эстетическое развитие личности детей младшего школьного возраста.
Предмет – нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также общенаучные методы: теоретико-методологический анализ, опрос, анкетирование, обобщение полученных результатов и т.д.
В процессе написания работы были изучены различные источники: нормативные документы, монографии, публикации в научных журналах и сети Интернет. Нужно отметить достаточное количество материалов по нравственному воспитанию, однако нравственно-эстетическое развитие представлено лишь в немногочисленных публикациях. В этой связи нужно отметить таких авторов, как Б.А. Жекибеева, Р.В. Овчарова, Б.В. Сергеева. Л.В. Ясинских. Урокам литературного чтения как средству формирования нравственных качеств посвящены работы Е.А. Жесковой, П.С. Симоновой, С.В. Трофимовой, В.А. Хопренковой.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Совершенствование системы образования неразрывно связано с решением ряда проблем социально-философского характера. особое значение приобретает нравственно-эстетическое развитие личности как способ духовно-практического освоения действительности и как условие становления внутреннего мира человека.
Анализ философской, культурологической и педагогической литературы показал, что проблема взаимосвязи нравственного и эстетического находится в центре внимания представителей различных областей научного знания. Изучение различных источников позволило сделать вывод о том, что нравственно-эстетическое развитие личности включает в себя два компонента: нравственное и эстетическое развитие.
Педагогика объединила оба эти понятия в нравственно-эстетическое развитие личности. Такое единство обеспечивает развитие духовного мира ребенка, наиболее ярко проявляется в произведениях литературы и искусства.
Нравственно-эстетическое развитие личности начинается еще в детстве и наиболее подходящим является младший школьный возраст. Детьми успешно
усваиваются моральные нормы и общечеловеческие нравственные идеалы.
В воспитательной работе со школьниками необходимо учитывать особенности психического и физического развития школьника.
Лучше всего нравственные нормы в этом возрасте усваиваются в процессе чтения детской литературы, просмотра мультфильмов и кино.
Произведения художественной литературы являются эффективным средством нравственно-эстетического воспитания.
В учебном плане школы закреплен такой предмет, как литературное чтение, на котором школьники учатся добру, семейным ценностям, красоте и гармонии, гражданственности, свободе. Усвоение нравственных ценностей происходит в результате применения различных педагогических методов и приемов: рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример, рассматривание иллюстраций.
Изучение эффективности литературного чтения как эффективного средства нравственно-эстетического развития, проводилось на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области. В исследовании участвовали 46 учеников четвертых классов, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
На констатирующем этапе была проведена диагностика исходного уровня нравственных ориентиров в обеих группах. В качестве диагностических методов применялись: фрагмент диагностики по методике М.И. Шиловой «Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)» и анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова и О.А. Карабанова). Результаты констатирующего этапа показали, что в обоих классах примерно одинаковый уровень сформированности нравственных ориентиров. Большинство учеников показали средние результаты.
Формирующий этап эксперимента состоял в активном применении на уроках литературного чтения методов словесно-эмоционального воздействия. На каждом занятии педагог задавал детям наводящие вопросы по прочитанным произведениям. Вопросы были направлены на формирование у них нравственно-эстетических качеств личности. Данный этап исследования продлился два месяца.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. по результатам повторного исследования был сделан вывод о том, что в обоих классов повысился уровень сформированности нравственных ориентиров. Однако, в экспериментальном классе эти показатели значительно выше.
Таким образом, проведенное исследование можно считать успешным и доказывающим целесообразность и эффективность комплекса методов и приемов, направленного на уровень формирования нравственных ориентиров младшими школьниками подтвержденным.
В итоге можно констатировать, что поставленные задачи были выполнены и цель исследования достигнута.
Анализ философской, культурологической и педагогической литературы показал, что проблема взаимосвязи нравственного и эстетического находится в центре внимания представителей различных областей научного знания. Изучение различных источников позволило сделать вывод о том, что нравственно-эстетическое развитие личности включает в себя два компонента: нравственное и эстетическое развитие.
Педагогика объединила оба эти понятия в нравственно-эстетическое развитие личности. Такое единство обеспечивает развитие духовного мира ребенка, наиболее ярко проявляется в произведениях литературы и искусства.
Нравственно-эстетическое развитие личности начинается еще в детстве и наиболее подходящим является младший школьный возраст. Детьми успешно
усваиваются моральные нормы и общечеловеческие нравственные идеалы.
В воспитательной работе со школьниками необходимо учитывать особенности психического и физического развития школьника.
Лучше всего нравственные нормы в этом возрасте усваиваются в процессе чтения детской литературы, просмотра мультфильмов и кино.
Произведения художественной литературы являются эффективным средством нравственно-эстетического воспитания.
В учебном плане школы закреплен такой предмет, как литературное чтение, на котором школьники учатся добру, семейным ценностям, красоте и гармонии, гражданственности, свободе. Усвоение нравственных ценностей происходит в результате применения различных педагогических методов и приемов: рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример, рассматривание иллюстраций.
Изучение эффективности литературного чтения как эффективного средства нравственно-эстетического развития, проводилось на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области. В исследовании участвовали 46 учеников четвертых классов, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
На констатирующем этапе была проведена диагностика исходного уровня нравственных ориентиров в обеих группах. В качестве диагностических методов применялись: фрагмент диагностики по методике М.И. Шиловой «Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)» и анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова и О.А. Карабанова). Результаты констатирующего этапа показали, что в обоих классах примерно одинаковый уровень сформированности нравственных ориентиров. Большинство учеников показали средние результаты.
Формирующий этап эксперимента состоял в активном применении на уроках литературного чтения методов словесно-эмоционального воздействия. На каждом занятии педагог задавал детям наводящие вопросы по прочитанным произведениям. Вопросы были направлены на формирование у них нравственно-эстетических качеств личности. Данный этап исследования продлился два месяца.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. по результатам повторного исследования был сделан вывод о том, что в обоих классов повысился уровень сформированности нравственных ориентиров. Однако, в экспериментальном классе эти показатели значительно выше.
Таким образом, проведенное исследование можно считать успешным и доказывающим целесообразность и эффективность комплекса методов и приемов, направленного на уровень формирования нравственных ориентиров младшими школьниками подтвержденным.
В итоге можно констатировать, что поставленные задачи были выполнены и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ КРОССКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование Я-концепции на уроках внеклассного чтения по современной литературе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА С.Ю. КУЗНЕЦОВА «УЧИТЕЛЬ ДЫМОВ» НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА С.Ю.КУЗНЕЦОВА «УЧИТЕЛЬ ДЫМОВ» НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2019 - Процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 – 11 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и апробация разных форм внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДМШ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФАУСТИАНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



