Введение 3
1. Теоретические основы разработки и продвижения туристического продукта на
рынке туристических услуг 6
1.1. Понятие и структура туристского продукта 6
1.2. Технология разработки туров 15
1.3. Способы продвижения туристского продукта 22
2. Анализ рынка туритических услуг для людей с ограниченными
возможностями 33
2.1. Общая характеристика деятельности турфирмы ООО «Актай Трейд» 33
2.2. Характеристика туристического рынка г. Казани для людей с
ограниченными возможностями 38
2.3. Проблемы, препятствующие развитию туризма для людей с ограниченными
возможностями 44
3. Разработка мероприятий по развитию и продвижению нового туристического
продукта 50
3.1. Разработка программы тура совместно с турфирмой ООО «Актай Трейд» 50
3.2. Разработка комплекса мероприятий по продвижению тура 57
3.3. Организация и экономическое обоснование эффективности тура 62
Заключение 68
Список использованных источников 71
В условиях растущей конкуренции на международном и внутреннем туристском рынке вопросы эффективного продвижения турпродукта выходят на первый план для туристских дестинаций. По данным UNWTO, в 2016 году граждане России потратили на международные туристские поездки $53 млрд. (4- место по уровню расходов после Китая, США и Германии), в 2018 году - $50 млрд. (5-е место по уровню расходов после Китая, США, Германии и Великобритании). То есть российским туристским дестинациям для привлечения россиян на отечественные курорты необходимо на равных конкурировать с зарубежными направлениями, весьма преуспевшими в привлечении платежеспособных российских туристов.
И эта конкуренция сегодня во многом реализуется именно в сфере эффективных маркетинговых технологий, создания современных систем продвижения турпродукта. Практика последних лет показывает, что и российские туристские дестинации активно формируют современные системы продвижения турпродукта и добиваются серьезных успехов в привлечении туристов.
Кроме того, очень важно оценивать эффективность используемых методов продвижения для правильного планирования рекламного бюджета и достижения его оптимального использования. Вопрос эффективности использования средств особенно важен на уровне туристских дестинаций, где финансирование маркетинга и рекламы осуществляется, в том числе, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Актуальность исследования. Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана - это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социальноэкономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Учитывая, что Казань характеризуется многонациональным населением и
религиозных объединений, было предусмотрено вовлечение религиозных конфессий в формирование толерантного отношения к инвалидам. Казань ведет активную работу по развитию социального и инватуризма, главной целью которого является создание условий для путешествий пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда, школьников, молодежи и граждан, которым оказывается социальная поддержка.
Доступность и уровень медицинской помощи - один из главных критериев выбора места для отдыха в этом сегменте туристского рынка. Именно такими доступными местами для отдыха всех желающих являются туристические кластеры Республики Татарстан.
В рамках реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение высоких конечных результатов по формированию открытого инклюзивного рекреационного поля, существенно изменится инфраструктура туризма в Республике Татарстан, постепенно будет создан новый конкурентоспособный республиканский туристский продукт, что позволит увеличить турпоток, а также существенно повысить вклад туризма в экономику и социальную сферу республики.
Инватуризм в городе Казань недостаточно развит и популяризирован. Развитие инватуризма в Казани представляет собой важнейшее направление, как для успешного функционирования сферы туризма, так и социальноэкономического развития региона, в том числе в части реализации социально значимых программ. При этом подчеркнем, что развитие инватуризма требует серьезного регулирования администрации г. Казани: это и создание нормативно - правовой базы, и организация соответствующей инфраструктуры, и подготовка необходимого персонала
Цель дипломной работы: раскрыть сущность туристического продукта и определить основные методы при продвижении турподукта.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
- рассмотреть понятие и структуру туристского продукта;
- дать общую характеристику деятельности турфирмы ООО «Актай
Трейд»;
- провести анализ туристического рынка г. Казани для людей с ограниченными возможностями и выявить проблемы, препятствующие развитию туризма для людей с инвалидностью;
- разработать программу тура и комплекс мероприятий по продвижению
тура;
- представить экономическое обоснование эффективности тура.
Объектом исследования является турпродукт на рынке туристических
услуг.
Предметом исследования является специфика и методы создания, реализации и продвижения турпродукта на рынок туристических услуг.
Гипотеза исследования. Популярность и востребованность любого турпродукта, будет более высокой, если турфирмы при создании, реализации и продвижении турпродукта, будут опираться на современные методологические основы и маркетинговые исследования в сфере туризма.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых: А.П. Дуроовича, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, Е.И. Ильиной, Ф. Котлера, Дж. Боуена, Дж. Мейкенза, В.Е. Новаторова, Г.А. Папирян, Д.С. Ушакова, А.Д. Чудновского.
Методологическую основу исследования составили работы: Б.В.
Емельяннова, А.А. Жукова, Н.Д. Закорина, В. А. Квартальнова,Н. И. Кабушкина, А. П. Дуровича, А.Д. Каурова, А.Б. Косолапов, Н.К. Моисеева, Е.А. Соболева, И.И. Соболев, Л. И. Уманский, Д.С. Ушаков.
В дипломной работе использованы следующие методы: сбор материала, его теоретическая интерпретация, устный и письменный опрос, контент-анализ, сравнение и обобщение.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Понятие «инклюзивный туризм» (англ. tourism for all) чаще всего применяют в отношении туризма для людей с ограничениями по здоровью. Спрос на «инклюзивный туризм» растёт с каждым годом. По мировому опыту следует сказать, что туристы с ограниченными возможностями по здоровью занимают один из важнейших сегментов туристского рынка.
Значительное влияние на туристский рынок оказывает невысокая доступность в области медицины, социо-культурной среды; неприспособленность транспорта; неподготовленность сотрудников социокультурной сферы и туристских учреждений к взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями; ограниченный информационный поток о тур.продуктах, регионе и стране в целом, об их возможностях по приёму инвалидов. Также влияет отсутствие мотива у большинства туристических фирм заниматься проблемами социального туризма по причине его больших затрат, большей ответственности и требования к нестандартным подходам и решениям.
Вместе с тем, глубина и полнота социологических исследований в сфере туризма с точки зрения социального института проведена в неполной мере. Именно инклюзивный туризм является наименее изученным направлением туризма для людей с ограниченными возможностями по здоровью. Данный вид туризма в настоящее время является в принципе новым и динамично развивающимся направлением. Прослеживается высокая социальная значимость туризма для лиц с ограниченными возможностями. Она обуславливается тем, что относительное и абсолютное количество инвалидов с различными видами ограничений значительно не меняется в сторону этого численного сокращения.
Малое и неточное количество информации о состоянии инвалидов в регионе, а также опыта предоставления эффективных тур.услуг может стать препятствием для понимания действительных проблем. Владение информацией о количестве инвалидов, их условиях жизни может стать помогать усилить эффективность усилий, которые направлены на устранение межличностных барьеров, барьеров связанных с предоставлением услуг. Решение этих проблем будет способствовать активнее участвовать в общественной жизни.
Многосторонний анализ говорит о том, что туризм для инвалидов в настоящее время не имеет собственной законодательно-правовой базы; системы подготовки кадров, т.е. он представляет собой не отдельный соц.институт туризма, а является лишь направлением рамках развития рынка туризма.
Подводя итог, следует сказать, что инклюзивный туризм для людей с ограниченными возможностями по здоровью необходим как России в частности, так и миру в целом как специфическая форма социализации и интеграции инвалидов в современный социум.
Анализ деятельности ООО «Актай Трейд» за 2018 год показывает, что представляется эффективным оказание услуг новой целевой аудитории - людям с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит компании не только увеличить спрос на услуги, но и будет способствовать созданию репутации компании как социально-значимого бизнеса, что, в свою очередь, будет способствованть накоплению нематериальных активов организации. В связи с этим принято решение совместно с фирмой создать две экскусионные программы «Секреты Казани» и «В Казань за чудесами».
Таким образом, разработанный проект, направленный на социальную интеграцию и адаптацию людей с ограниченными возможностями в общество через развитие туристской деятельности в г. Казани, социально значим и объективно необходим для продвижения общества по пути устойчивого развития, построения истинно правового, демократического, процветающего социально-экономического государства.
Проект может быть реализован с учетом корреляции и в других субъектов Российской Федерации. Комплекс мероприятий проекта направлен не только на самореализацию и инклюзию людей с ограниченными возможностями здоровья, также он призван к интеграции инвалидов в среду обычных людей, их адаптации к социуму, преодолению скованности, развитию творческих и коммуникативных навыков и развитие толерантного и духовно-нравственного воспитания граждан
«без эмоциональной и психологической патологии».
Таким образом, для развития инватуризма в Казани необходимо обеспечить: наличие специального транспорта, комфортность передвижения инвалидов по маршруту путешествия, пандусы. Вовлеченность в проект волонтеров ВУЗов, специализирующихся в направлении Туризм, Гостиничное дело, Сервис, Спортивный менеджмент и других, позволит усилить потенциал развития инклюзивного туризма, сформировать имидж города и столицы Республики как гостеприимного, молодежного, ориентированного на реализацию важнейшей миссии - равные возможности - равные права. Современная Казань твёрдо ориентируется на развитие новых прогрессивных наукоёмких технологий, как в сфере социально-экономического развития, так и других сферах жизнедеятельности города.
Итак, задачи, поставленные в работе, ракрыты и цель достигнута.
1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 04.06.2018).
Стандарты
2. ГОСТ Р 50690 - 2000 Туристские услуги. Общие требования.
3. ГОСТ Р 50681- 2010 № 580-СТ Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.
Книги, монографии
4. Баумгартен, Л.В. «Стандартизация и сертификация в туризме. учебник, / Л.В. Баумгартен, - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. -352 с.
5. Биржаков, М.Б. Введение в туризм:. издание 4-е, переработанное и дополненное. / М.Б. Биржаков - СПб: «Издательский дом Герда», 2016. - 57 с.
6. Вихапский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент:. учебник. 3-е изд, / О.С. Виханский - М.: Гарда Рика, 2018. - 285 с.
7. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский - М.: ''ЭКСМО-Пресс'', 2015. - 555 с.
8. Гостиничный и туристский бизнес:. учебник. / под ред. Чудновского
А.Д. - М.: Тандем, 2016. - 352 с.
9. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности. / В.Г. Гуляев - М.: Финансы и статистика, 2015. - 312 с.
10. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. / Е.А. Джанджугазова - М.: АКАДЕМА, 2017. - 224 с.
11. Долматов, Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы. / Г.М. Долматов. - Ростов нд: Феникс, 2016. - 320 с.
12. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере.: учеб.пособие / В.З. Дуликов; МГУКИ. - М., 2015. - 88 с.
13. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учеб. Пособие / А.П. Дурович.
- 6-е изд., стер. - Мн.: Новое знание, 2016. - 280 с.
14. Дурович, А.П., Кабушкин, Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма:. учебное пособие/ под общей редакцией Кабушкина Н.И. и др. - Мн.: Новое знание, 2015. - 632 с.
15. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. учебник. / Б.В. Емельянов - М.: «Советский спорт», 2016. - 216 с.
16. Жуков, А.А., Закорин, Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма. / А.А. Жуков - Спб.: Монография,
2016. - 224 с.
17. Зорин, И.В., Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. / И.В. Зорин - М.: Финансы и статистика, 2016. - 368 с.
18. Ильина, Е.И. Основы туристской деятельности. / Е.И. Ильин - М.: 2015. - 170 с.
19. Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм. / Д.К. Исмаев - М.: Академия, 2016. - 192 с.
20. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма:. учеб. пособие. / Н.И. Кабушкин - 2-е изд., перераб. - Мн.: Новые знания, 2015. - 432 с.
21. Каурова А.Д. Организация сферы туризма:. уч. пособие. / А.Д. Каурова - М.: «Г ерда», 2016. - 320 с.
22. Квартальнов, В.А. Менеджмент туризма. Экономика туризма. учебник. / В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 2017. - 320с.
23. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика. / В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, - 2016. - 199с.
24. Лиханос, Е.В. Предпринимательский потенциал. Формирование предпринимательского потенциала как фактор развития бизнес-сферы / Е.В. Лиханос, А.Н. Байдаков // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG.
- 2016. - 178 c.
25. Мальцева, А.А. Социальный туризм для маломобильных групп населения / А.А. Мальцева, В.А. Чернова // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран в XXI веке. - Т. 1 - 2016. - С. 274-277.
26. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия,
2017. - 208 с.
27. Новиков В.С. Менеджмент в туризме.: учебное пособие/ Новиков
B. С. М.: Книгодел, МАТГР, 2017. - 166 с.
28. Окладникова, Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира / Е.А. Окладникова. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2016. - 384 с.
29. Писаревский, Е.Л. Безопасность туризма. Правовое обеспечение. В 3 книгах. Книга 1. Основы безопасности туризма / Е.Л. Писаревский. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
30. Сазерленд, Джефф Scrum. Революционный метод управления проектами ; пер. с англ. М. Гескиной - М: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - С. 2024.
31. Сизова Д.А. Бизнес-планирование в туризме.: учебное пособие/ Сизова Д.А. М.: Российский новый университет, 2017. - 144 с.
32. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, 2017. - 448 с.
33. Туризм в цифрах. 2018 : стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 40 с.
34. Филиппова, И.Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2016. - 266 с.
35. Шимолина, М.В. Современное состояние паратуризма / М.В. Шимолина // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран в XXI веке. Т. 2 - 2015. - С. 206-209.
36. Щербакова, С.А. Международный туризм. Экономика и география /
C. А. Щербакова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 144 с.
Печатная периодика
37. Борта, Ю. Сервис в цифре / Ю. Борта // Аргументы и факты. - 2018. - № 39. - 26 сентября - 2 октября. - С. 10.
38. Гализдра, А.С. Основополагающие функции туризма.
«Путешествия» туризма. / А.С. Гализдра // Библиотека в эпоху перемен. - 2017. - № 3. - 136 с.
39. Г осзакупки для инвалидов станут прозрачней / подгот. А. Николаева // Комсомольская правда. - 2018. - № 54. - 23-24 мая. - С. 7.
40. Гусенко, М. Кому добавки / М. Гусенко // Российская газета. - 2018.
- № 45. - 2-14 марта. - С. 9.
41. Иванова, Л. Форум как путь навстречу / Л. Иванова // Тульские известия. - 2018. - № 76. - 1 июня. - С. 3.
42. Куликов, В. Защита в особом порядке / В. Куликов // Российская газета. - 2018. - № 67. - 30 марта. - С. 5 .
43. Мануйлова, В.В Специализированная модель базовых профессиональных образовательных организаций / В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2017. - № 4. - С.
11- 28.
44. Слюсаренко, К. Инвалиды в своем праве / К. Слюсаренко // Известия.
- 2018. - № 44. - 14 марта. - С. 4.
45. Тарасова, А. Юбилей милосердия и взаимопомощи / А. Тарасова // Надежда. - 2018. - № 6. - С. 11.
46. Терентьев, М. Политика государства под контролем общества / М. Терентьев // Надежда. - 2018. - № 4. - С. 2-3.