Проведена оценка реализации государственной социальной политики за 2015-2019 годы.
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования государственной социальной политики 5
1.1 Определение социальной сферы и социальной политики государства. Отрасли, входящие в состав социальной сферы. 5
1.2 Основные принципы и направления осуществления государственной социальной политики 11
2. Анализ государственной социальной политики в России 16
2.1 Источники финансирования отраслей социальной сферы 16
2.2 Оценка реализации государственной социальной политики в России 19
2.3 Меры государства по сохранению и улучшению функционирования социальной сферы 24
3. Направления совершенствования и финансирования социальной политики в РФ 27
3.1 Перспективные направления совершенствования государственной социальной политики 27
3.2 Актуальные вопросы финансирования отраслей социальной сферы 31
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Актуальность данной темы заключается в том, что необходимо модернизировать социальную политику страны и принять срочные меры для реализации законов Российской Федерации, выделения средств и постепенного предоставления социальных гарантий населению на основе Конституции Российской Федерации.
Трансформация общества в экономической, культурной и социальной сферах породила множество проблем и поставила многогранные задачи. В настоящее время формируются различные методы региональной политики, разрабатываются социальные программы на уровне местного самоуправления, активизируется социальное партнерство.
Социально-экономические преобразования, осуществляемые в Российской Федерации, связаны, с одной стороны, внутренними изменениями в экономике, но повышением степени интеграции экономик в международные финансово-экономические отношения, сопровождающимися кризисами многих сторон жизни. Кризисные явления периода реформ обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Одной из наиболее острых внутренних проблем, является снижение уровня жизни значительной части населения страны и повсеместная бедность.
Формирование социальной политики на региональном уровне является относительно новым явлением, поскольку до конституционной реформы регион не был достаточно самостоятельным носителем общественно-политических отношений и практически не являлся субъектом региональной политики, хотя региональные проблемы социальной развитие существовало всегда, и социальная политика осуществлялась на региональном уровне в соответствии с правилами, установленными государством. В контексте реформирования и демократизации российского общества региональные органы государственной власти и управления становятся основным субъектом социальной политики в регионе.
Теоретическая основа исследования базируется на работах таких авторов Е.Д. Разгулина, Н.Ю. Чернусь, Е.А. Юрина, А.А. Яковлев, Э.В. Голоманчук, Е.В. Елисеева, Н.С. Волкова, О.Ю. Еремина, А.И. Левин и др.
Объектом исследования является социальная политика.
Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе организации социальной защиты населения.
Цель работы заключается в исследовании социальной политики в рыночной экономике и ее особенностей в РФ.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и последовательного решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования государственной социальной политики;
- провести анализ государственной социальной политики в России;
- определить направления совершенствования и финансирования социальной политики в РФ.
Методологическая основа - методы теоритического обобщения, системного анализа, структурно-логического анализа, табличные и графические методы.
Эмпирическая основа - исследование учебной, методической и научной литературы.
Значимость исследования заключается в обобщении опыта развития социальной сферы в муниципальных городах, который недостаточно освещается и пропагандируется. Всё это может быть востребовано для решения задач, которые ставит перед собой Российская Федерация как социальное государство.
В заключение можно сделать вывод, что проблемы, которые существуют в социальной политике государства, требуют немедленного рассмотрения и решения. В большей степени эффективность производства и благополучие нашего государства зависят от социального благополучия. Прежде всего, мы должны создать приемлемый уровень жизни для простых граждан нашей страны.
Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений, но результат этих вложений оправдан. Эффективность разработки социальной политики государства является одним из приоритетов при переходе к рыночным отношениям и выходе нашей экономики из кризиса.
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики.
Поскольку конечной целью государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, социальная политика имеет прямое отношение к решению этой проблемы. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Основным направлением государственной политики Российской Федерации является социальное. Его деятельность направлена на регулирование социальных отношений, социальной защиты граждан, удовлетворения их потребностей и улучшения их образа жизни. Социальная защита в России охватывает все проблемные группы граждан, а также способствует предотвращению сложных жизненных ситуаций.
Основными целями социальной политики являются:
сокращение абсолютной и относительной бедности, рост среднего класса;
снижение дифференциации населения по уровню доходов;
приведение размера денежных пособий и пенсий военнослужащим для удовлетворения важности деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;
адресность выплаты социальных пособий в зависимости от уровня доходов населения.
Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает в себя следующие приоритеты:
улучшение социального климата в обществе, сокращение бедности и снижение дифференциации населения по уровню доходов за счет высоких темпов экономического роста, позитивных изменений в системах образования и здравоохранения, реализации комплекса мер социальной политики;
повышение эффективности государственной поддержки семьи;
социальные услуги пожилым и инвалидам;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг;
формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы предупреждения преступности.
Современная экономическая ситуация в Российской Федерации требует повышения эффективности социальной политики, новых способов ее реализации, концентрации ограниченных финансовых и материальных ресурсов на решении наиболее острых социальных проблем, активизации факторов, стимулирующих высокоэффективную работу и личная ответственность граждан за их материальное благополучие. Следует признать, что реальное выравнивание положения людей и создание достойных условий жизни для граждан России является долгосрочным процессом. Возникновение реального социального государства в Российской Федерации будет возможно только в условиях полного восстановления экономики страны.
Для наиболее плодотворной деятельности все субъекты и органы государственной власти страны, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и деловое сообщество должны участвовать в качестве субъектов в формировании, реализации и мониторинге социальной политики. В свою очередь, объектами социальной политики должны быть все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Приор, 2015. – 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1: офиц. текст. // Собр. законодательства РФ. – 2017. - №12. - Ст.145
3. Семейный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. // Собр. законодательства РФ 2017. - №5. - Ст.284
4. О страховых пенсиях: федер. закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ [Электронный ресурс] // Собр. законодательства РФ. – 2012. - №13. - Ст. 2796
5. Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р // Собр. законодательства РФ. – 2014. - №31. - Ст.4245
6. Асланова, С.Х. Социальная политика: сущность, современное состояние, проблемы и совершенствование отдельных сфер на уровне региона / С.Х. Асланова // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-1. – С. 113-117.
7. Белобабченко, М.К. Условия стимулирования развития в России корпоративной пенсионной системы / М.К. Белобабченко // Журн. рос. права. - 2015. - N 8. - С.35-39.
8. Бреусова, Е. А. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития / Е.А. Бреусова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 516–520.
9. Богданова, О.Ю. Роль государственных программ в системе социальной защиты региона [Ростовская область] / О.В. Богданова // Науч. тр. Sworld. – 2015. – Т. 15, № 2. – С. 46-49.
10. Великанов, С.В. Институциональное развитие системы социальной защиты в России: автореф. дисс. канд. соц. н. / С.В. Великанов/ – Новочеркасск, 2015. – 19 с.
11. Голоманчук, Э.В. Понятие, сущность и роль социально-экономических прав и свобод в современной России / Э.В. Голоманчук// Научный вестник ВАГС. - 2017. - №1/3. - С. 26-31.
12. Елисеева, Е.В. Современное состояние и перспективы развития системы социального обслуживания населения Ростовской области / Е.В. Елисеева // Социал. обслуживание. - 2018. - № 7. - С. 10-15.
13. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С. Волкова, О.Ю. Еремина // Журн. рос. права. - 2016. - N 9. - С.44-54.
14. Левин, А.И. Повышение эффективности социальной работы как условие социального развития / А.И. Левин, Л.В. Левина, Е.Б. Береснев // Учен. зап. РГСУ. – 2018. - № 6. – С.112-115.
15. Медведев, А.В. Принципы социальной поддержки / А.В. Медведев // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2016. - N 2. - С.48-50.
16. Разгулина, Е.Д. Партнерские отношения органов власти и бизнеса в регионе: состояние и проблемы / Е.Д. Разгулина // Вопросы территориального развития. − 2016. − № 9 (19). − С. 1-3.
17. Смирнова, А. А. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. - 2015. - №11.4. - С. 208-211.
18. Чернусь, Н.Ю. Правовое обеспечение оказания социальных услуг / Н.Ю. Чернусь // Вестник НГУ. Сер. Право. - 2015. - Т.11, вып.2. - С.32-38.
19. Чурсина А.С. Социальная политика в современной России // Scientific community of students. - Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 289–292.
20. Юрина, Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения / Е.А. Юрина // Социально-экон. явления и процессы. – 2016. – Т. 10, № 1. – С.105-110.
21. Яковлев, А.А. В поисках новой социальной базы, или почему российская власть меняет отношение к бизнесу / А.А. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2019. - №2. - С. 5-14.