Практическая часть работы сделана на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса».
Много приложений.
Введение 4
Глава1 Состав, содержание, функции организационно-распорядительной документации 7
1.1 Организационные документы 7
1.2 Распорядительные документы 11
Глава 2 Составление и оформление приказов по основной деятельности 17
2.1 Этапы подготовки приказа по основной деятельности. 17
2.2. Правила оформления приказов по основной деятельности 21
Глава 3 Особенности подготовки и оформления приказов по основной деятельности в ГАПОУ ТО «ТТИПК и С» 32
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47
Приложение 4 48
Приложение 5 49
Управленческая деятельность осуществляется во всех учреждениях, предприятиях и организациях. Она охватывает все организационные вопросы, планирование, финансирование, производственные вопросы, подбор кадров, контроль и т.д. В процессе управления создается, обрабатывается и передается огромный массив документов. Среди этого массива особое место занимает организационно-распорядительная документация, в которой фиксируются решения административных и организационных вопросов.
Большая часть указанной документации представлена распорядительными документами. Решения, которые в них фиксируются, направлены на совершенствование организационной структуры предприятия, на способы осуществления основной деятельности. От правильности подготовки, составления и оформления указанных документов во многом зависит эффективность управления предприятием. Данным фактом объясняется актуальность темы исследования.
Объект исследования – документационное обеспечение деятельности ГАПОУ ТО «ТТИПК и С».
Предмет исследования - организационно-распорядительная документация по основной деятельности ГАПОУ ТО «ТТИПК и С».
Цель исследования – изучение организационно-распорядительная документация по основной деятельности ГАПОУ ТО «ТТИПК и С».
В соответствии с намеченной целью сформулированы задачи исследования:
1. Дать характеристику организационным документам
2. Дать характеристику распорядительным документам.
3. Определить этапы подготовки приказов по основной деятельности.
4. Изучить правила оформления приказов по основной деятельности.
5. Проанализировать процесс подготовки и оформления приказов по основной деятельности на примере образовательного учреждения ГАПОУ ТО «ТТИПК и С».
Методологической основой данного исследования послужили стандарты и другие нормативные акты в области управления документацией, теоретические положения данной проблемы, а также материалы об организации документооборота в образовательных учреждениях.
Теоретические положения проблемы рассматриваются в работах
М.И. Басакова, Т.А. Быковой, В.В. Вармунда, М.В. Ларина и др. Особенности системы распорядительной документации рассматриваются в трудах таких авторов, как Л. Доронина, Е.Н. Кожанова, В.Аминов. В подавляющем числе публикаций изложены общие требования к составлению распорядительных документов. Работ по работе с данной группой документов в образовательных учреждениях нет, что еще раз доказывает актуальность исследования.
Особое внимание в исследовании было уделено требованиям нового ГОСТа Р 7.0.97-2016. Данному вопросу посвящены публикации
М.П. Бобылевой, Н. Храмцовской. В.Ф. Янковой.
Исследование было проведено на базе образовательного учреждения ГАПОУ ТО «ТТИПК и С», на примере деятельности которого был изучен процесс подготовки и составления приказов по основной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки нормативно-инструктивных актов, регламентирующих организационно-распорядительную документацию, в том числе и в электронной форме.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации, прежде всего, общенаучных методов: системно-структурного, системно-функционального. Анализ специальной литературы позволил рассмотреть существующую классификацию организационно-распорядительной документации. Методы анализа, синтеза, обобщения, описания позволили в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определен объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи.
Основная часть состоит из трех глав. Первая глава посвящена изучению теоретических вопросов темы исследования: рассмотрены системы организационной и распорядительной документации. Во второй главе рассматривается специфика изготовления приказов по основной деятельности: этапы подготовки и оформления. Третья глава написана на основании изучения постановки делопроизводства в управленческой деятельности образовательного учреждения. В заключении сделаны соответствующие выводы. Приложения содержат материал, иллюстрирующий основные положения работы.
На каждом предприятии, независимо от формы собственности и сферы деятельности, используется система организационно-распорядительной документации. Массив организационных документов можно назвать основой для эффективной работы предприятия. Данный факт объясняется тем, что в них
установлены правовые нормы работы всех подразделений. Комплекс организационных документов представлен: уставом или учредительным договором, положениями, штатным расписанием, инструкциями по различным вопросам деятельности.
Изучение перечисленных документов, позволило выделить требования, предъявляемые к их составлению и оформлению. В частности, оформление на общем бланке; обязательное утверждение; сложная структура текста, состоящего из нескольких разделов; содержание текста соответствует действующему законодательству. Действие организационных документов до замены их новыми. При незначительном изменении, возможно внесение в текст изменений и дополнений.
Распорядительная документация предприятия представлена большим массивом различных документов. Указанные документы содержат решения, которые идут сверху вниз по системе управления: от руководителя к подчиненным. Значительная часть распорядительных документов являются правовыми актами, поскольку в них содержаться властные предписания.
В результате изучения теоретического материала, были выделены следующие группы: документы, изданные единоличным органом исполнительной власти (приказы, распоряжения, указания) и документы, изданные коллегиальным органом (постановления, решения).
По вопросам основной деятельности издаются приказы, решения и постановления. По оперативным вопросам – распоряжения и указания. Требования к оформлению обозначенных документов закреплены в ГОСТе Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
Анализ процедуры издания приказа по основной деятельности, позволили выделить восемь этапов его подготовки и составления: инициирование, сбор и анализ информации, подготовка проекта приказа, согласование проекта, внесение корректив в проект, подписание, регистрация, доведение до сведения исполнителей. Обязательным является последовательное выполнение всех шагов.
При оформлении приказа следует руководствоваться требованиями ГОСТа Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». При сравнении указанного стандарта с предыдущим, сделан вывод о незначительных изменениях в части отметки об электронной подписи, отметки об исполнителе, отметки о приложении.
Специфика подготовки и составления приказов по основной деятельности была изучена на базе образовательного учреждения ГАПОУ ТО «ТТИПК и С». В результате была дана характеристика данному учреждению и организации документационного обеспечения управленческой деятельности. Система управления техникума определена как многоуровневая линейная. Руководство осуществляется на основе единоначалия, поэтому основным распорядительным документов является приказ.
В результате изучения документального массива и процессов работы с документами, была определена форма документационного обеспечения техникума. Вся работа с управленческой документацией (составление, оформление, регистрация, получение и отправка) осуществляется секретарем директора. Составление и печать распорядительных документов, в том числе приказов, производится в структурных подразделениях. На основании этих данных был сделан вывод о смешанной форме организации делопроизводства.
Все этапы подготовки приказов по основной деятельности соблюдаются,
однако отсутствие системы электронного документооборота делают этот процесс неэффективным. В частности, много времени отнимает согласование документов и доведение их до сведения исполнителей.
Оформление приказов в целом соответствует требованиям современных нормативных документов, за исключением мелких недочетов.
Таким образом, выявленные в ходе работы особенности подготовки и оформления приказов по основной деятельности, позволили доказательно считать достигнутой цель и решенными задачи данного исследования.
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями дополнениями) [Электронный ресурс] / Электрон. Данные / Система ГАРАНТ. – URL: http://base.garant.ru/12148555/#ixzz3s0LAA8eEhttp://base.gar, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.01.2020)
2. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-akty/f9a.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 02.02.2020).
3. ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 02.02.2020)
4. «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»[Электронный ресурс]//Консультант Плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения02.02.2020 ).
5. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 - Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gostinform.ru/gosty/gost-r-iso-15489-1-2007.shtml, свободный.- Загл. с экрана - (Дата обращения 02.02.2020).
6. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»[Электронный ресурс]//Консультант Плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 02.02.2020 ).
7. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/02/07/deloproizvodstvo-instrukcia-dok.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.04.2018).
8. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/prikaz-rosarhiva-ot-23.12.2009-n-76/, свободный
9. Авакимянц Т.В. Организация предприятия и система организационно-правовых документов[Текст] / Т.В. Авакимянц// Проблемы экономики и менеджмента.- 2016.- №3.- С. 55
10. Аминов В. Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним [Текст]/ В. Аминов//Делопроизводство и документооборот на предприятии.- 2017.- №7.- С. 76
12. Басаков, М.И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения)[Текст]: учебное пособие / М.И. Басаков. - М.: КноРус, 2019. - 216 с. - (СПО)
13. Бобылева М.П. Некоторые вопросы цифровой трансформации традиционных процессов и процедур управленческого документооборота [Текст] / М.П. Бобылева// Делопроизводство.- 2019.- №3.- С. 13
14. Бутакова Л.О. Текст организационно-распорядительного документа в аспекте его восприятия [Текст]/ Л.О. Бутакова// Вестн. Ом. Ун-та. -2013. - № 3. - С. 109–113.
15. Быкова, Т.А. Документационное обеспечение управления [Текст]: учебник / Быкова Т.А., Скрипко Е.А., Кукарина Ю.М.,и др.- М.: КноРус, 2018. - 266 с. - (СПО)
16. Вармунд, В.В. Документационное обеспечение управления: учебник [Текст] / Вармунд В.В. – М.: Юстиция, 2019. - 271 с. - (СПО)
17. Документоведение: Учебник для студентов учреждений высшего
образования [Текст]/ М.В. Ларин, Е.А. и др.; Под ред. д-ра ист. наук, проф. М.В. Ларина.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 320 с
18. Доронина Л. Оформляем приказ по обновленным правилам [Текст]/Л.Доронина//Делопроизводство и документооборот на предприятии.- 2018.- № 9 С. 32-24
19. Доронина Л. Как составить текст приказа [Текст]/Л.Доронина//Делопроизводство и документооборот на предприятии.- 2018.- № 3.- С. 50
20. Журналы регистрации документов [Текст] //Справочник секретаря и офис-менеджера.- 2016.- №4.- С. 67
21. Информационные технологии в документационном обеспечении
управления и архивном деле [Текст]: учебник / Н.Н. Куняев, Т.В. Кондрашова, Е.В. Терентьева, А.Г. Фабричнов ; Под общей редакцией Н.Н. Куняев. – М. : Логос, 2018. - 408 с
22. Клочкова Ю.С. Место делопроизводства в управлении образовательной организации [Текст] / Ю.С. Клочкова// Межуднародный журнал «Иинновационная наука» .- 2019.- №11.- С. 63
23. Кузнецова И.В. Документационное обеспечение управления [Текст]: учебное пособие для ССУЗов / И.В. Кузнецова, Г.А. Хачатрян.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 109 c.
24. Кожанова Е.Н. Система распорядительных документов компании [Электронный ресурс]/ Е.Н. Кожанова// Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах.- Режим доступа: https://ecm-journal.ru/docs/Sistema-rasporjaditelnykh-dokumentov-kompanijj.aspx, свободный.
25. Кожанова Е.Н. И снова о приказах [Текст]/ Е.Н. Кожанова// Секретарь-референт.- 2017.- №10.- С. 67.
26. Кукарина Ю.М. Организационные и регламентные документы: современные тенденции развития и использования [Текст]/ Ю.М. Кукарина// История и архивы.- 2016.- №10.- 64.
27.. Марьева М. В. Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни построения [Электронный ресурс]/ М.В. Марьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 66–70. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15348.htm,, свободный
28. Организационные документы [Текст]// Справочник секретаря и офис-менеджера.- 2016.- №6.- С. 78
29. Словарь видов и разновидностей современной управленческой документации. Росархив, ВНИИДАД. М., 2014.
30. Храмцовская Н. Стандарт представления дат и времени [Текст]/ Н. Храмцовская// Делопроизводство и документооборот на предприятии».- 2018.- №8.- С. 53
31. Янковая В.Ф. Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016[Текст] / В.Ф. Янковая// Секретарь-референт.- 2017.- №3.- С. 56