Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №42984

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
658
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования детского коллектива младших школьников
1.1 . Сущность понятия «коллектив». Структура коллектива 9
1.2 . Возрастные особенности формирования коллектива младших школьников 19
1.3. Формы и методы формирования коллектива детей младшего школьного
возраста 31
Выводы по 1 главе 44
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования детского коллектива младших школьников
2.1. Организация и методики исследования 47
2.2. Изучение сформированности детского коллектива (результаты
констатирующего этапа эксперимента) 56
2.3. Организация педагогической работы по формированию детского
коллектива младших школьников 60
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию коллектива детей младшего школьного возраста 75
Выводы по 2 главе 82
Заключение 85
Список литературы 89
Приложения


Актуальность темы исследования заключается в том, что формирование благоприятного социально-психологического климата ученического коллектива, а также личности школьника в условиях коллектива является одним из важнейших условий эффективного развития и воспитания. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.
Цель ученического коллектива - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе [2].
Степень разработанности исследования. Трудно переоценить значение школьного коллектива в жизни ребенка. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства. А.С. Макаренко [28], В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий [47], Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц [49], Г.И. Щукина [50] и другие исследовали школьный коллектив как объект и субъект воспитания и его роль в формировании личности.
Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Младший школьник впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебной деятельности, первым учителем, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус, как на основе своих достижений в учебной деятельности, так и на основе личностных качеств. Будучи внушаемым и зависимым ещё от взрослого, младший школьник в большей степени поддаётся воспитательному влиянию, формированию таких качеств, как: доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Из всего многообразия задач, решаемых классным руководителем, можно вычленить наиболее долговременные, являющиеся стержневым в деле организации и сплочения коллектива класса и осуществляющиеся в тесном единстве:
во-первых, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, без чего немыслима вообще никакая успешная учебная и воспитательная работа;
во-вторых, организация многообразной учебной и общественно полезной, творческой деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие каждой формирующейся личности;
в-третьих, формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие их самостоятельности и инициативы, индивидуальных склонностей и интересов. Эти задачи, имеют первостепенную важность и составляют основу работы учителя начальной школы с детским коллективом и личностью отдельного ученика [5 с. 7].
При рассмотрении данной темы существуют определенные сложности, которые возникают из-за принципиальных различий мнений педагогов относительно понятия и структуры ученического коллектива. Эта тема актуальна всегда, в современном обществе, с его требованиями к жизни, просто необходимы коллективистические качества, которые формируются именно в начальной школе.
Анализ научных работ показывает, что проблема формирования коллектива в младшем школьном возрасте недостаточно основательно изучена, а потому не нашла полного отражения в психолого-педагогической теории и практике.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для становления базовых черт характера, не только актуальных для учебной деятельности, но и позволяющих ребенку реализовывать себя, усваивать и принимать ценности. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между необходимостью развития коллективистических качеств у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью современных форм и методов формирования детского коллектива.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования коллектива детей младшего школьного возраста?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Формирование коллектива детей в младшем школьном возрасте».
Объект исследования: процесс формирования коллектива детей младших классов.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования коллектива младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования детского коллектива младших школьников
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования гипотеза исследования: процесс формирования детского коллектива у младших школьников будет эффективным, если:
- опираться на сущностную и структурную характеристику понятия «детский коллектив»;
- учитывать возрастные особенности формирования детского коллектива у младших школьников;
- организовать формирующие мероприятия на основе программы «Я - Ты - Мы».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыть сущность и содержание понятия «коллектив».
2. Выявить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
3. Изучить формы и методы формирования коллектива в младшем школьном возрасте и разработать программу «Я - Ты - Мы».
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности содержания, форм и методов формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
Методологической основой исследования являются теории психологического развития новообразования Л.С. Выготского [11] и Д.Б. Эльконина [51]; теория развития личности Л.И. Божович [8]; педагогическая система воспитания В.А. Караковского [20]. Труды по психологии развития и новообразования А.Н. Лутошкина [26], В.А. Сухомлинского [43], Л.Д. Столяренко [42] и др.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение во время групповой формы работы за характером общения, формирующий эксперимент, анкетирование, диагностическое тестирование с использованием таких методик как: социометрия; методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»; модифицированная экспресс-методика по изучению психологического климата О.С. Михайлюка и А.Ю. Шалыто.
- методы обработки и интерпретация результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база: второй класс МКОУ Усманской ООШ Кыштовского района Новосибирской области деревни Усманка. В эксперименте приняли участие 23 ученика, педагог-психолог.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе организовывалась опытно-экспериментальная работа, происходил сбор эмпирического материала, апробировались методы педагогического взаимодействия с коллективом детей младшего школьного возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы по формированию детского коллектива в младшем школьном возрасте, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Я - Ты - Мы».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Я - Ты - Мы» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений классными руководителями, психологами и социальными педагогами с целью формирования детского коллектива.
Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 51 источник и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного исследования проблемы формирования детского коллектива в начальной школе на примере организации групповых форм работы, мной было установлено, что именно в школьном коллективе с его общей целью совместной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности ребенка. Была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены сущность, содержание и основные компоненты развития коллектива детей младшего школьного возраста, а также возрастные особенности формирования коллектива младших школьников и их характеристики, проведен анализ, а потом и обобщение разных взглядов на данную проблему в литературе. Мы пришли к следующим выводам:
1. Содержание понятия «коллектив» - мы интерпретируем как взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
2. Особенности развития коллектива детей младшего школьного возраста в том, что ребенок в этом возрасте особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности добиться успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время формирования коллектива детей им необходимо оказывать помощь. Следует стараться организовать детей таким образом, чтобы каждый ребенок мог самореализовать свои способности и природные задатки.
3. Наиболее эффективными формами и методами формирования детского коллектива мы считаем: беседа, КТД, игры, конкурсы, упражнения, экскурсии, походы и др.
4. Опытно-экспериментальная база исследования МКОУ Усманской ООШ Кыштовского района деревни Усманка. Выборку исследования составили 23 младших школьника 2 «А» класса, возраст - 7-8 лет.
В результате проведенного констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты: по социометрии в классе выявлено 4% отвергнутых школьников, 9% - непринятые, 9% - звезды и 26% - предпочитаемые, принятые составляют 52% от учащихся 2 «А» класса. Таким образом, в классном коллективе прослеживается неблагоприятный социометрический статус у 13% учащихся. Также низкий уровень (31%) коэффициента взаимных выборов.
По методике «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) 36% детей характеризуют свой класс как «Мерцающий маяк», у значительного количества детей коллектив был охарактеризован как «Мягкая глина»(41 %).
По экспресс-методике, которая изучает социально-психологический климат (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) лидирует поведенческий компонент в классе, однако по эмоциональном компоненту выявлено отрицательное значение (-0,33). Когнитивный компонент - не определен на констатирующем этапе (интервал с -0,33 до 0,33), преобладает поведенческий компонент - 0,6. Выявили, что коллективный дух в классе развивается, для начального этапа, он довольно таки хороший. Но был замечен факт того, что не все дети общаются между собой в полной мере.
2. На формирующем этапе исследования нами была реализована программа «Я - Ты - Мы», направленная на формирования коллектива детей младшего школьного возраста, в основе, которой лежат такие формы и методы, как работа в малых группах, упражнения на создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников, коммуникативные игры, коррекционно-развивающие занятия.
В результате проведенного формирующего эксперимента мы предположили, что частично сформировали у учеников класса интерес к окружению класса, смогли заинтересовать учеников узнать друг друга лучше.
3. На контрольном этапе эксперимента мы выявили результаты проведенной работы. Цель контрольного эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность программы «Я - Ты - Мы», на основе выявленных форм и методов формирования коллектива младших школьников.
На контрольном этапе произошли следующие изменения: не выявлено «отвергнутых», «непринятые» снижение количества с 9% до 4%, снижение количества «звезд» с 9% до 4%, снижение числа «предпочитаемых» с 26% до 14%. Увеличение числа принятых с 52% до 74%.
Таким образом, в классном коллективе «сгладилась» картина по социометрическому статусу младших школьников. Выявлен сдвиг с 31% до 41% взаимных выборов. Данные показатели могут свидетельствовать, что в классном коллективе младшие школьники правильно оценивают межличностные отношения, проявление взаимности симпатий.
Также на контрольном этапе выявлен сдвиг с 36% до 50% в сторону «мерцающий маяк», «алый парус» - сдвиг с 9% до 28%, сдвиг в сторону критерия «Горящий факел» - на 2%, что характеризует как начало формирования сплоченности в коллективе, тесной дружбы, единой воли, ответственности каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
В коллективе младших школьников сдвиг с 17% «в целом удовлетворен» снизился до 5%, с 17% «удовлетворительный» снизился до 14%. В целом благоприятный повысился с 57% до 58%, также выявлен сдвиг «весьма благоприятный» с 9% до 23%. Климат в классе благоприятным, лидирует поведенческий компонент в классе, выявлен сдвиг по эмоциональном компоненту с -0,33 до 0,36, по когнитивному компоненту с 0,1 до 0,47 баллов, по поведенческому с 0,6 до 0,75 баллов.
Поверка достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок показала, что экспериментальная программа эффективна в формировании эмоционального компонента климата в коллективе (5,17).
Также эффективность выявлена в формировании когнитивного компонента (2,115).



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Мир, 2005. - 624 с.
2. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. - Тюмень; Изд-во ТГУ, 2007. - 215 с.
3. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? / Ю.Б. Алешина, Л.А. Петровская. - М.: Международная педагогическая академия, 2014. - 547 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. - 496 с.
5. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - Воронеж: НПО «МОДЖ», 2008. - 539 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник, 3-е изд. / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 313 с.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Наука, 2009. - 376 с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
9. Васильева, К.И. Взаимоотношения детей младшего школьного возраста / К.И. Васильева // Вопросы психологии. - 2015. - № 2 - С. 11-24.
10. Веденов, А.В. Вопросы воспитания и психологическая наука / А.В. Веденов // Вопросы психологии. - 2007. - N4. - С. 9-17.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. Собр. соч. Т.4. - М.: Наука, 2004. - 451 с.
12. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 с.
13. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста / Н.И. Г аношенко, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 17-38.
14. Гордин Л.Ю. Поощрение и наказания в воспитании детей. — М., 1971.
15. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения / Т.Г. Григорьева, Л.3. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск: Издательство НГУ. - М.: Совершенство, 2008. - 198 с.
16. Дереклеева, Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.А. Дереклеева. М.: ВАКО, 2013. - 240 с.
17. Загорский, П. Особенности детского коллектива / П. Загорский // Директор школы. - 2013. - № 3. - С. 21-25
18. Зулкарнеев, Р.М. Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста / Р.М. Зулкарнеев. - М.: Наука, 2001. - 211 с.
19. Исаев, Д.Н. Возрастная психология / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. - М.: Прогресс, 2007. - 498 с.
20. Караковский, В. А. Воспитание ? Воспитание : Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 2000. -98 с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва: Академия, 2015. - 431 с.
22. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие / В.А. Кореневская. - Кемерово: Глобус, 2006. - 87 с.
23. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы общения детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова. - Р/нД.: Феникс, 2014. - 178 с.
Крупская, Н. К. О воспитании в семье: избранные статьи и речи / Н. К. Крупская. - Москва : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1962. - 208 с
24. Кураченко, З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения / З.В. Кураченко // Начальная школа. - 2015. - № 4.- С. 30-34.
25. Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в младшем школьном возрасте / М.С. Лисецкий. - Самара: Мир, 2006. - 204 с.
26. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000.-65c.
27. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000. - C. 23,46-47.
28. Макаренко А.С. Пед. Соч.: В 8 т. Т. 1. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2003. - 439 с.
29. Матвеева О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 2009. - № 1 - С. 17-23.
30. Методики изучения коллектива, общения, личности. - М.: Наука, 2015. - 275 с.
31. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для
академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 с.
32. Морозов, В. В. Воспитательная педагогика А. С. Макаренко - новая мотивация / В. В. Морозов // Социальная педагогика. - 2016. -№ 5/6. - С. 5-13.
33. Осипенко, Т.Н. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Т.Н. Осипенко // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 24-29
34. Педагогика, психология, методики преподавания: практикум / Учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы». - Гродно: ГрГУ, 2016. - 50 с.
35. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Наука, 2005. - 365 с.
36. Подымова, Л. С. Педагогика: учебник и практикум / [Л. С. Подымова и др.]. - Москва: Юрайт, 2016. - 332 с.
37. Поливанова К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. Вита- Пресс, 2012. - 215 с.
38. Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 2014. - 523 с.
39. Сгурская, Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение / Л.В. Сгурская. - Калининград: Книжный мир, 2012. - 189 с.
40. Севостьянов, М.К. Образовательный процесс в начальной школе. / М.К. Севостьянов // Начальная школа: плюс - минус. - 2011.- №9. - С. 24-25
41. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 608 с.
42. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник.
Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 509 с.
43. Сухомлинский В. А. 100 советов учителю. - Киев, 2004. - 202 с.
44. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 с.
45. Фортунатов, Г. Характеристика детского коллектива / Г. Фортунатов // Директор школы. - 2008. - № 1. - С. 17-23
46. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 381 с.
47. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения (в 4-х томах). Т.2. / Сост. Кубарева А.П., Бершадская Д.С. - М., 2011.
48. Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. - С. 17-21
49. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. - СПб.: Евразия, 1998.-526 с.
50. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2010. - 199 с
51. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - С. 24-31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ