Введение 3
Глава I Теоретические основы процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики 7
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования
познавательного интереса в процессе обучения 7
1.2. Понятие «познавательный интерес», его структура 11
1.3. Взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития
мышления в процессе обучения математике 17
Вывод по 1 главе 22
Г лава II Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников средствами использования занимательных дидактических игр 23
2.1. Дидактические игры, их виды 23
2.2. Особенности использования дидактических игр в 1 классе 32
2.3. Опытно-экспериментальная работа 50
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 60
Математика в начальной школе является основной учебной дисциплиной. Ученики начальных классов получают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без этого всего невозможно представить обучение в школе. Огромна воспитательная ценность математики: она открывает интерес у младших школьников к дидактическим играм занимательного характера.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными и не используются учениками в дальнейшем. Поэтому одной из трудных и важных задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен довольно основательно. Но все-таки остаются не разрешенными определенные проблемы. Основной из них - как вызвать устойчивый познавательный интерес.
Год за годом дети все равнодушнее относятся к учебе. К примеру, понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Данный предмет принимается обучающимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется исследование эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, развитию познавательного интереса.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком использовании внеклассной работы по математике. Внеклассная деятельность по математике имеет существенные средства для реализации такой задачи обучения, как улучшение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм считается занимательная игра.
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным " - сказал Б. Паскаль.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, которые нас окружают. Эта направленность характеризуется непрерывным стремлением к постижению знаний, к новым, более полным и глубоким познаниям. Регулярно укрепляясь и формируясь познавательный интерес становится основой позитивного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его воздействием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с энтузиазмом, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес оказывает большое влияние не только на процесс и результат деятельности, но и на развитие психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под воздействием познавательного интереса приобретают особенную динамичность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под воздействием познавательного интереса учебная деятельность в том числе и у слабых учеников протекает наиболее эффективно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности обучающихся и регулярной и направленной воспитательской работы может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает значительное воздействие на его развитие. Познавательный интерес представляет собой сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала -” Смертельный грех учителя - быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу много хлопот и огорчений, когда же они занимаются с увлечением и с интересом, то всё идет совершенно по-другому. Активизация познавательной деятельности учащегося в отсутствие развития его познавательного интереса не только тяжела, но практически почти и неосуществима. Вот по какой причине в процессе обучения необходимо систематически вызывать, совершенствовать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как устойчивую черту личности, и как сильное средство воспитывающего обучения, улучшения его качества. Познавательный интерес ориентирован не только на процесс познания, но и на его результаты, а это постоянно связано со стремлением к своей цели, с ее реализацией, преодолением сложностей, с волевым усилием и напряжением. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его сторонник. В интерес включены, таким образом, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все без исключения проявления личности.
Занимательные игры выделяются эмоциональностью, активизируют у учащихся положительное отношение к урокам математики; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют умственные процессы и главное, способствуют развитию познавательного интереса к дисциплине. Но необходимо отметить, что занимательная игра как форма классной работы используется действительно крайне редко, в связи с сложностями организации и проведения. Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность формирования познавательного интереса) использования занимательной игры на уроках математики реализуются недостаточно.
А способна ли занимательная игра стать эффективным средством развития познавательного интереса обучающихся к математике? В этом и заключается проблема данного исследования.
Исходя из этой проблемы, можно определить цель исследования - обосновать эффективность использования дидактических игр в работе учителя начальных классов для формирования и развития познавательного интереса у учащихся к математике.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики средствами использования дидактических игр.
Гипотеза исследования состоит в следующем: повышению уровня познавательного интереса к урокам математики у младших школьников способствует включение в процесс обучения систематически проводящихся разнообразных дидактических игр.
Задачи:
1. изучить теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников;
2. выявить особенности использования дидактических игр на уроках математики;
3. разработать и провести опытно-экспериментальную работу с целью проверки рабочей гипотезы.
Методы исследования: изучение методической, психолого
педагогической литературы по рассматриваемой теме; наблюдение; анкетирование; тестирование.
Структура работы:
В соответствии с целями и задачами исследования выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, в том числе опытно-экспериментальную часть, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы и практические рекомендации.
База исследования: 1 класс «Б» (экспериментальный) и 1 класс «А» (контрольный), МБОУ «Высокогорская СОШ №2 Высокогорского муниципального района РТ» «Школа - центр компетенции в электронном образовании»
В результате проделанного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической деятельности огромное внимание необходимо уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра способствует наилучшему осмыслению математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических познаний обучающихся. Игры возможно применять на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, на этапе закрепления и повторения, также во время контроля. Игра дает возможность включить в активную познавательную деятельность наибольшее количество обучающихся. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной частью формирования познавательных интересов учащихся. Игра помогает педагогу донести до учеников сложный материал в доступной игровой форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что применение игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.
Методики, использованные учителем на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном использовании (порядка 2х недель). Имеется основание считать, что при постоянном их применении на этапе повторения знаний, и в учебно-воспитательном процессе вообще, эти методики будут иметь еще большую эффективность, развивая устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.
Итак, мы рассмотрели понятие «познавательный интерес» в процессе обучения; его структуру; взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике; дидактические игры, их виды; особенности использования дидактических игр в 1 классе; провели опытно-экспериментальную работу с 1«А» и 1«Б» классами. Рассмотрели примеры использования дидактических игр на уроках математики, проведенных в МБОУ «Высокогорская СОШ №2
Высокогорского муниципального района РТ» «Школа - центр компетенции в электронном образовании». В связи с этим можно сделать следующие выводы:
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника необходимо систематически вызывать, совершенствовать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как устойчивую черту личности, и как сильное средство воспитывающего обучения, улучшения его качества.
Структура. Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю необходимо обладать способностью устанавливать, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать повышению интереса к математике и его дальнейшему росту.
Существует определенная взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике.
Для того чтобы сформировать у учеников начальной школы умение складывать и вычитать числа в пределах 10 нужно целенаправленная активизация их учебной деятельности. Способом такой активизации является дидактическая игра. Подбор игр должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, уровнем их подготовленности и в соответствии с целями и задачами урока. Игры можно использовать на разных этапах урока, эффективны уроки-путешествия. Выделяют также условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительную эмоциональную активность в учебном процессе, благоприятное взаимодействие в общении.
Познавательный интерес к урокам математики создается, формируется и развивается в процессе учения. Основная цель педагога состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. А успешно реализовывать эту цель возможно не только на уроках, но и во внеклассной работе по математике.
В основе каждой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны быть следующие принципы:
- актуальность дидактического материала;
- коллективность;
- соревновательность.
Мы рекомендуем использовать дидактические игры учителям начальных классов общеобразовательных школ.
1. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Степанова С. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. I класс»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
2. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. 2004. N 5. С.26-30.
3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2005.
4. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. 2005.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2004.
6. Г аврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2005, N11.
7. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 2004. N 2. С. 57-62.
8. Далингер В.А., Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения. // Математика в школе, №6, 2004.
9. Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 2005.
10. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. 2005. № 5. С.37.
11. Еженедельная учебно-методическая газета Математика N 21,
2003.
12. Еженедельная учебно-методическая газета Математика N 22,
2004.
13. Жарова А.В. Учить самостоятельности. М.,2005.
14. Ивашова О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой //Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Выпуск. 4. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения. СПб.: «Культ-Информ- Пресс», 2003.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2004.
16. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебнометодическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
17. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. М. Издат. центр Академия, 2005. C. 176.
19. Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике // Начальная школа. 2004.
20. Левитас Г.Г. Решение текстовых задач с помощью уравнений // Начальная школа. 2005.
21. Математика для II класса начальной школы. В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2006.
22. Михайлова Ф.Р. Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников // Интернет-журнал Эйдос. 2005.
23. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. 2004.
24. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006.
25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 КН. М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2005.
26. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий// Нач.шк., N7,2004.
27. Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч. 1. Математика / М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2005.
28. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистый. М.: Пед. Общ. России, 2004.
29. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2005.
30. Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: методический аспект. Круглый стол //Вестник Северо-западного отделения Российской Академии Образования. Образование и культура Северо-запада России. Выпуск 7. Тенденции в развитии и модернизации современного образования СПб, 2004.
31. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2003.
32. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. C. 448.
33. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задач // Начальная школа. 2003. N12. С.62-66.
34. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: Учеб.пособие для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
35. Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников. //Народное образование №8, 2003.
36. Чиверская Л.Н, Формирование мыслительных операций у младших школьников на уроках математики. Ульяновск, УИПК ПРО,2006.
37. Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. 2004.
38. Цукарь А.Я. Элементы исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2005.
39. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. М: Просвещение, 2004.
40. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М: Просвещение, 2005.
41. Юдачева Т.В. Деятельность учителя по организации домашней работы по математике// Нач.шк., 2004, N11.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика,2004.