Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр в развитии звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Работа №80399

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы147
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
338
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения звукопроизносительной стороны речи детей младшего школьного возраста с дизартрией 6
1.1. Понятие звукопроизносительная сторона речи в современной
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с дизартрией 13
1.3 Особенности развития звукопроизносительной стороны речи у детей
младшего школьного возраста с дизартрией 21
1.4 Дидактическая игра как средство развития звукопроизносительной
стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией 1
2.1. Методика обследования звукопроизносительной стороны у детей с
дизартрией 32
2.2. Результаты обследования состояния звукопроизносительной стороны
речи детей с дизартрией 54
2.3. Основные направления коррекционной работы по развитию
звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр 76
2.4. Анализ результатов исследования звукопроизносительной стороны
речи у детей с дизартрией с помощью дидактических игр 80
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Библиографический список 95
Приложения 102


Ученые отмечают, что в последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии является нарушения речи и, в частности, такое нарушение как дизартрия, при которой страдает не только звукопроизношение, но и все просодические компоненты речи, коррекция которых имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.
Дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Эти нарушения представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность ребенка в своих силах, что будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
Проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом
направлениях. В настоящее время проблема детей с дизартрией остается актуальной, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Многие авторы внесли свой вклад в изучение данного нарушения: М.Е. Хватцев, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Э.К.Макарова, Р.Е. Левина, И.И. Панченко, К.А.Семенова, М.Б. Эйдинова, Э.Я. Сизова. Также велись исследования таких известных ученых как: Архипова Е.Ф., Мастюкова Е.Н., Смуглин М.Я. и Р.И. Мартынова.
Актуальность исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных нарушениях, а какие просто являются возрастными.
Изучением звукопроизносительной стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что звукопроизношение воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, как дизартрия. Если их вовремя не исправить в детском возрасте, то это может вызвать трудности в общении с окружающими, отрицательно влиять на способность ребёнка приобретать новые знания, умения, навыки в школе. В связи с этим дефектологи ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Игровые технологии приобретают особое значение в коррекционно - педагогическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, поскольку они используются в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребёнка, — одна из основных сторон школьного воспитания.
Таким образом, особая роль дидактической игры в классах для детей с дизартрией, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт. Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у младших школьников являются актуальными. Коррекционная работа требует разнообразных игровых приёмов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.
Проблема особенностей развития звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией, на наш взгляд, требует еще большего изучения.
Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования «Использование дидактических игр в развитии звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией», тем самым мы выявили роль использования дидактических игр на логопедических занятиях в развитии звукопроизносительной стороны у детей семи лет с дизартрией.
Цель исследования: показать возможность использования дидактических игр в развитии звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Объект изучения: процесс развития звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: влияние дидактических игр для развития звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности звукопроизносительной стороны речи у младших школьников с дизартрией.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию
звукопроизносительной стороны речи посредством использования
дидактических игр.
Методы исследования:
-изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
-диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем в развитии звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией, педагогический эксперимент;
-обработка и интерпритация результатов.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Экспериментальная работа по изучению развития звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией проводилась на базе специальной коррекционной школы - интернат V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи № 11 города Челябинска. В ней принимали участие 8 детей изучаемой категории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие звукопроизносительной стороны речи играет важную роль в жизни человека. Нормально развитая речь способствует быстрому развитию психических процессов, на адаптацию ребенка в школе, в новой окружающей среде и социальных условиях.
Нарушения присуще детям с дизартрии, а так же звукопроизношения и просодичеких компонентов речи у детей младшего школьного возраста затрудняет речевое развитие и это не позволяет ребенку полноценно развиваться и усваивать учебный материал.
Цель нашего исследования: показать возможность использования дидактических игр в развитии звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
В первой главе был произведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в котором мы выяснили, что развитие звукопроизносительной стороны речи необходимо для детей младшего школьного возраста с дизартрией так, как оно влияет на всестороннее развитие всех умений, знаний и навыков, а так же на личностные качества ребенка, которые необходимы каждому. Сделали вывод, что в младшем школьном возрасте детям с дизартрией наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения и устранения дизартрических расстройств является дидактическая игра.
Различные авторы в своих работах выявили особенности развития звукопроизносительной стороны речи при различных дизартрических расстройствах по основным критериям: клиническим, психологическим, лингвистическим, физиологическим и др.
Изучением звукопроизносительной стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что нарушение звукопроизношения воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
В литературных источниках пишут, что звукопроизношение у детей- дизартриков не соответствует звуковой норме родного языка: искажение звуков, замена и пропуски, смазанная артикуляция звуков. С просодической стороны речи: страдает темп, выразительность, сбитое дыхание, в целом произношение становится невнятным.
Это все говорит о том, что в целом звукопроизносительная сторона речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией развита не достаточно.
Во второй главе, представлена организация методики исследования звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией и анализ экспериментальной работы, проведенной на базе школы- интерната V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи № 11 города Челябинска.
Экспериментальную группу составили 8 детей младшего школьного возраста с диагнозом дизартрия.
Исследование проводилось по методике Н.М.Трубниковой с учетом принципов Р.Е Левиной, а так же использовали дидактические игры.
Предложенная методика обследования направлена на исследование:
- состояние артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры и мышечного тонуса;
- состояние фонематического слуха и восприятия;
- состояние звукопроизношения и просодики;
Анализ результатов оценки состояния звукопроизносительной стороны речи показал, что уровень развития этих процессов у детей с дизартрическими расстройствами ниже нормы для данной возрастной категории.
Основываясь на анализе исследования, были определены направления логопедической работы по коррекции просодической и звукопроизносительной стороны речи, речедвигательного аппарата.
Материал был подобран так, чтобы одновременно был пригоден для развития всех поставленных задач, т.е чтобы в процессе логопедических и школьных занятий проводить упражнения и игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи.
Проведенный контрольный эксперимент показал наличие ярко выраженной динамики в развитии компонентов звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Такой результат подтверждает практическую ценность выбранного нами комплекса игр для работы на логопедических и школьных занятиях.
Таким образом, в ходе проведенного нами экспериментального исследования были реализованы заявленные задачи и достигнута поставленная цель, что было доказано в и контрольном эксперименте.



1. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская - Москва.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит -книга, 2005. — 141 с.
2. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : Медицина, 1973. - 165 с.
3. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / И. Б. Карелина. - Москва, 2000. - 23 с.
4. Киселёва, В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией [Текст] / В. А. Киселева // Логопедия: методические традиции и новаторство / В. А. Киселёва. - Москва - Воронеж , 2003. - С. 39-50.
5. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] : (Роль двигат. анализатора в формировании высш. нервной деятельности ребенка) / М. М. Кольцова; Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. - Москва : Педагогика,
1973. - С. 98-108.
6. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л. В. Лопатина // Логопедия : методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов : в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительнойстороны речи : Ч. 2 : Ринолалия. Дизартрия : в 2 ч. / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова] / [авт.-сост.: В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 303 с.
7. Мартынова, Р. И. О психолого-педагогических особенностях
детей-дислалитиков и дизартритиков / Р. И. Мартынова // Логопедия : методическое наследие : пособие для логопедов и студентов
дефектологических факультетов педагогических вузов : в 5 кн.. Кн. 1, ч. 2:
Нарушения голоса и звукопроизносительнойстороны речи : Ч. 2 :
Ринолалия. Дизартрия : в 2 ч. / [авт.-сост.: С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова] / [авт.-сост.: В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - С. 98-110.
8. И. Матусевич. Введение в общую фонетику. [Текст] / М.,
Учпедгиз, Издание 3-е. - Москва : Государственно учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959. - 136 с. 1959. - 136 с.
9. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
10. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / А. Ф. Архипова. - Москва : АСТ ; Владимир : Астрель, 2008. - 319 с.
11. М.Ф.Фомичева, Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
12. Власенко, И. Т. Методы обследования речи у детей [Текст] / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина - Москва : Просвещение: Владос, 1996. - 160 с.
13. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] : книга для логопедов / [В. И. Селиверстов и др.]; ред.-сост. В. И. Селиверстов. - Москва : Просвещение, 1987. - 142 с.
14. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. - Б. м. : АРКТИ, [1998г]. - 40 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. -
2- е изд., испр. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 279 с.
16. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 48 с.
17. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина и др. ; под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - Москва : АРКТИ, 2003. - 239 С.
18. Специальная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов / [Л. И. Аксенова и др.]; Под ред. Н. М. Назаровой. - 3. изд., испр. - Москва : Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 395 с.
19. Логопедия [Текст] : [учеб. для дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 677 с.
20. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 445 С.
21. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : [По спец. "Педагогика и психология (дошкольная)"] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 221 с.
22. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 220 С.
23. Pay, Е. Ф. Воспитание правильного произношения у детей [Текст] / Е. Ф. Рау. - Москва : Медгиз, 1961. - 36 с.
24. Токарева, С. А. Дизартрии [Текст] / С. А. Токарева // Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / С. С. Ляпидевский; под общ. ред. проф. С. С. Ляпидевского. - Москва : Медицина, 1969. - 288 с.
25. Лопатина, Л. В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций [Текст] / Л. В. Лопатина // Логопедия : методические традиции и новаторство / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. - Москва; Воронеж, 2003. - С. 108 - 112.
26. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с.
27. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология.
- 2004. - №4. - С. 50-52.
28. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
29. Трошин О.В., Логопсихология: учебное пособие. / Жулина Е.В. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
30. Копытова, С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи [Текст] / С. В. Копытова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С. 64¬69.
31. Бурлакова, М. К. Коррекция сложных речевых расстройств : сборник упражнений / М. К. Бурлакова. - Москва : Секачев, 1997. - 348 с.
32. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст] : книга для логопеда / И. И. Ермакова. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1996. - 141 с.
33. Ивановская, О. Г. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет [Текст] : методические рекомендации / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 167 с.
34. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различных звуков [Текст] : методы и дидактические материалы / В. А. Ковшиков. - Санкт- Петербург : САТИС, 1995. - 71 с.
35. Левчук, Е. А. Музыка звуков [Текст] : автоматизация и дифференциация звуков в стихах, пословицах, поговорках, загадках, рассказах и былинах / Е. А. Левчук - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2004. - 64 с.
36. Булыкина Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. — Москва : Гуманитар. издат. центр Владос, 2016. — №9.
—С. 176-178.
37. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. - Санкт-Петербург : Каро Дельта+, 2004 (ГИЛ Печ. Двор). - 334 с.
38. Леонтьев, А. Н. Воспитание ребёнка в игре [Текст] / А. Н. Леонтьев - Москва: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
39. Резниченко, Т. С. Говори правильно [Текст] : Звуки^слова^фразы^речь^Р, Р, : альбом для логопеда / Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина. - Москва : Гуманитар. издат. центр Владос, 2000. - 71 - 93 с.
40. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]. - Москва., 2008. - 123 с.
41. Салахова, А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка [Текст] / под ред. В. И. Бельтюкова; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1973. - 119 с.
42. Трубникова, Н. М. Обследование просодической стороны речи [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Из-во Урал. гос. пед. ун- т, 1996. - 12 с.
43. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] : методическое пособие / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2007. - 172 с.
44. Ханьшева, Г. В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения [Текст] / Г. В. Ханьшева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005 (ЗАО Книга). - 93 с.
45. Поваляева, М. А. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] : (Логопедия) / М. А. Поваляева, Л. Р. Караханян; Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. пед. ун¬та, 1997. - 70 с.
46. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : пособие для логопеда и воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева; Акад. пед. и соц. наук., Моск. психол.-соц. ин-т. - [4-е изд.]. - Москва; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1997. - 304 с.
47. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Г. С. Швайко. - 5-е изд. - Москва : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2008. - 165 с.
48. Хрестоматия по логопедии [Текст] : В 2 т. / [Составители Р. И. Лалаева и др.] ; Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. - Т. 1. - 559 с.
49. Никашина, Н. А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием [Текст] / Н. А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы: [сборник статей] / Акад. пед. наук РСФСР ; под. ред. [и с предисл.] Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1965. - С. 8-32.
50. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1969. - 120 с.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 383 с.
52. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]: / Н. С. Жукова - М.: Литур, 1994. - 315 с.
53. Правдина, О.В. Логопедия. [Текст]: / О. В. Правдина - М.: 2008. - 384 с.
54. Файзуллина Ю. Ф. Коррекция звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Ю. Ф. Файзуллина // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — 332-333 с.
55. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. - М.: АРКТИ, 2003. —104 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ