Введение
1. Теоретические основы социального обслуживания населения 7
1.1. Основные понятия социального обслуживания населения 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания населения 13
1.3. Структура органов власти в области социального обеспечения населения 19
2. Анализ системы социального обслуживания населения в городе Набережные
Челны 27
2.1. Характеристика системы социального обслуживания в г. Набережные
Челны 27
2.2. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания населения в
г. Набережные Челны 36
2.3. Основные проблемы социального обслуживания населения в городе
Набережные Челны 47
3. Совершенствование системы социального обслуживания населения в городе Набережные Челны 52
3.1. Пути повышения качества социального обслуживания населения 52
3.2. Эффективность реализации предложенных мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
В любом социальном государстве актуальны вопросы, имеющие отношение к социальному обеспечению граждан. Это обуславливается тем, что люди являются ориентиром деятельности каждой страны. Наиболее важной особенностью является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, которые тем или иным образом нуждаются в поддержке государства. В частности, такими людьми выступают: инвалиды, пожилые люди, дети, малоимущие, нетрудоспособные, безработные, лица без определенного места жительства и др. От того, насколько данная помощь и поддержка эффективны, зависит социальное благополучие страны, уровень и качество жизни проживающих в ней граждан. В настоящее время показатели эффективности социальной поддержки граждан очень важны, так как дают представление о системе социальной защиты населения в России. Социальная политика государства, региона или отдельного города должна быть ориентирована на совершенствование и развитие существующей системы социального обеспечения населения через такие механизмы, как: регулирование нормативно-правовой базы, мониторинг органов социальной защиты и иных социальных служб, информатизация населения, оценка качества предоставляемых социальных услуг, а также необходимая корректировка деятельности социальных служб, проводимая с учетом мнения населения и др.
Государству необходимо обеспечивать благоприятные условия для жизни и деятельности нуждающихся граждан. Благодаря соответствующим нормативно-правовым актам, специально разработанным программам, центрам социальной помощи и другим важным элементам, развивается система социального обеспечения граждан страны в целом, а также региона и города в частности.
Российская Федерация, будучи социальным государством согласно статье 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Российская Федерация
ставит перед собой приоритетные цели защиты прав и интересов граждан, это отражается в системе законодательства РФ. Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, оно обеспечивает обновление социальной сферы и играет роль барьера к появлению и развитию негативных последствий, вызванных последствиями развития рынка и социального неравенства [19].
Необходимо отметить, что социальная поддержка граждан может осуществляться как в денежной, так и в не денежной формах. Поддержка граждан в не денежной форме получила название социального обслуживания граждан. Значение социального обслуживания неоценимо для людей, которые не могут самостоятельно обслуживать себя, имеют физические ограничения, связанные с возрастом, инвалидностью и пр.
Цель работы - анализ социального обслуживания населения в городе Набережные Челны и выявление резервов повышения его качества.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы социального обслуживания населения;
- проанализировать систему социального обслуживания населения в г. Набережные Челны, выявить существующие проблемы;
- предложить пути совершенствования системы социального обслуживания населения в г. Набережные Челны.
Объект исследования - система социального обслуживания населения в г. Набережные Челны.
Предмет исследования - качество социального обслуживания населения в г. Набережные Челны.
Теоретические основы исследования: в ходе работы были использованы материалы отечественных ученых, занимающихся изучением социального обслуживания граждан таких, как Павленок П.Д., Гуслова М.Н., Фирсов М.В., Холостова Е.И. и др.
Методологические основы исследования: наблюдение, изучение
материалов, анализ, классификация, синтез, дедукция и др.
Информационная база исследования: интернет-ресурсы, книги, статьи и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты социального обслуживания населения, даны общие определения и характеристики, а также исследованы нормативно-правовые основы регулирования системы
социального обслуживания населения.
Во второй главе проведен анализ системы социального обслуживания населения в г. Набережные Челны, дана характеристика управления в муниципальном образовании, выявлены существующие проблемы.
В третьей главе определены пути повышения качества социального обслуживания населения в г. Набережные Челны.
Социальное обслуживание населения является важным элементом социальной защиты населения. Граждане нуждаются не только в материальной поддержке, но также и в социальном обслуживании, в обеспечении удовлетворения потребностей каждого человека через получение качественных социальных услуг. Социальное обслуживание населения имеет комплексный характер и охватывает многообразие видов социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их индивидуальных потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей и др. Неотъемлемая часть социальной политики государства - помощь в социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации нуждающихся в этом граждан.
Социальное обслуживание населения, как и в целом вся социальная защита, регулируется системой нормативно-правовых актов. Законодательная база в этой сфере достаточно многообразна, для каждой нуждающейся категории населения есть специальные нормативно-правовые акты, также этим оснащены и органы социальной защиты.
В г. Набережные Челны вопросами социальной защиты населения, в том числе и социального обслуживания, занимается территориальный орган власти - Управление социальной защиты при Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Управление социальной защиты и учреждения социального обслуживания на территории города подведомственны Министерству и, соответственно, контролируются им.
Учреждения социального обслуживания - это важнейшее звено в системе социального обслуживания, ведь именно через них происходит выявление лиц, нуждающихся в обслуживании и в последующем оказываются все виды необходимых человеку услуг. Они создаются и осуществляют свою деятельность, исходя из учета потребности населения в данных учреждениях и в соответствии с определенными правилами по организации учреждений такого
вида деятельности. Учреждения оснащаются соответствующими кадрами, материально-технической базой, методической и научной основами деятельности.
В проведенном исследовании были достигнуты поставленные цели и задачи, был проведен анализ системы социального обслуживания населения в г. Набережные Челны и выявлены резервы ее совершенствования. Кроме того, были рассмотрены основные теоретические аспекты в области социального обслуживания населения и нормативно-правовые акты, регулирующие данную деятельность. Также были выявлены существующие проблемы и предложены мероприятия по решению данных проблем.
Проведя анализ системы социального обслуживания населения в г. Набережные Челны, можно сделать некоторые выводы:
- в городе существует устойчиво работающая система социального обслуживания населения, ориентированная на особенности каждой категории граждан;
- увеличивается количество получателей социальных услуг в целом по учреждениям социального обслуживания города, это связано с увеличением численности нуждающегося населения;
- граждане в целом довольны работой учреждений социального обслуживания.
Несмотря на стабильность работы системы социального обслуживания в городе, в ней так же, как и в любой другой есть ряд проблем. Проблемы были выявлены в ходе анализа исследования. Можно выделить основные:
- тенденция старения населения;
- наличие социальных учреждений, оказывающих услуги социального обслуживания, в том числе услуги проживания, удовлетворенность потребителей которых на низком уровне;
- текучесть кадров, отсутствие системы подготовки и повышения квалификации социальных работников;
- низкая мощность учреждений социального обслуживания.
Многие проблемы в сфере социального обслуживания населения характерны как, для муниципальных образований и регионов, так и для страны в целом. Это означает, что не все проблемы могут решаться местными органами власти, они также входят в компетенции федеральных и региональных органов власти.
В работе были предложены рекомендации, основанные на проблемах, выявленных при анализе исследования. Обозначим ряд мероприятий, которые могли бы способствовать повышению качества жизни населения, в частности старше трудоспособного возраста и улучшению социального обслуживания населения:
- организация гериатрической службы;
- увеличение мощности учреждений социального обслуживания в городе Набережные Челны;
- совершенствование системы оценки социального обслуживания населения путем сбора данных об учреждениях социального обслуживания как извне, так и внутри;
- обучение и повышение квалификации персонала данной сферы, работа по улучшению взаимодействия между сотрудниками учреждений и получателями социальных услуг.
Предложенные мероприятия ориентируются на разные категории населения, все мероприятия имеют высокую социальную эффективность. Эффективность мероприятий заключается в том, чтобы постепенно повышать качество жизни граждан города, в особенности старше трудоспособного возраста. Также эффективность рассматривается для того, чтобы улучшать предоставление услуг через увеличение мест для получения помощи в соответствующих учреждениях, через наличие более квалифицированного персонала, способного работать с населением.
I Официальные материалы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ в ред. от 27.07. 2014 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). ст. 7007.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ в ред. от 29.07.2018 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. ст. 4563.
4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ ред. от 25.12.2018 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 52. ст. 7553.
5. О ветеранах: федеральный закон РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ в ред. от
29.7. 2018 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. ст. 168.
6. О государственной социальной помощи: федеральный закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ в ред. от 01.04.2019 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон от 01.12.2014 № 419 -ФЗ в ред. от 29.12.2015 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 49. ст. 6928.
8. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ в ред. от 18.03.2019 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 52. ст. 6454.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131 -ФЗ в ред. от 01.05.2019 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822.
10. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон РФ от 06.10.1999 № 184 - ФЗ в ред. 01.05.2019 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. ст. 5005.
11. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. в ред. от 22 июня 2012 года.
12. О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан: закон РТ от 18 декабря 2014 года № 126-ЗРТ в ред. от 13.07.2018.
13. Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: закон РТ от 8 декабря 2004 года № 63 -ЗРТ в ред. от 20.12.2018.
14. Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан: закон РТ от 2 ноября 2012 года № 73 -ЗРТ в ред. от 23.12.2017.
15. Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан: постановление РТ от 2 сентября 2014 года № 635.
16. Об утверждении Порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг: постановление Кабинета Министров РТ от 25 ноября 2014 г. № 908 в ред. от 30.07.2018.
II Монографии и научные статьи
17. Анисимова С.А. Управление организацией социального обслуживания в новых нормативно-правовых условиях//Человеческий капитал. 2015. № 2 (74).
С. 42-45.
18. Клочкова Т. Ю. Анализ эффективности социальной работы с инвалидами в муниципальных центрах социального обслуживания // Молодой ученый. - 2018. №33. С. 70-73.
19. Слиткова А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации // Труды Института государства и права РАН. 2016. №3 (55). С. 205217.
20. Тюкин Олег Анатольевич Социальное обслуживание как фактор повышения качества жизни пожилых людей (по материалам опроса экспертов) // Знание. Понимание. Умение. 2016. №2. С. 320-328.
III Учебники и учебные пособия
21. Анисимова С. А. Управление персоналом организации социального обслуживания: Учебное пособие / С.А. Анисимова - М.: АПКиППРО, 2015. - 212 с.
22. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы / В.М. Васильчиков. - М.: Academia, 2016. - 336 c.
23. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2014. - 256 c.
24. Зайцев Д. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе / Д.В. Зайцев. - М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. - 264 c.
25. Зарецкий А. Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 192 c.
26. Коныгина М.Н. Этические основы социальной работы: Учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.
27. Маяцкая И.Н. Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров / И.Н. Маяцкая. - М.: Дашков и К, 2016. - 264 c.
28. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
29. Платонова Н. М. Введение в теорию социальной работы / Н.М. Платонова. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2015. - 188 с.
30. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2016. - 264 с.
31. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 496 с.
32. Фирсов, М. В. Введение в профессию «Социальная работа» / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова. - М .: КноРус, 2015. - 224 с.
33. Холостова Е.И. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография / Е. И. Холостова, И.
B. Малофеев. - М.: Издательско'торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 368 с.
34. Чельцова Марина Геннадьевна Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения // Интерэкспо Гео -Сибирь. 2015. №1.
C. 48-51.
IV Электронные ресурсы
35. Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации (Минтруда России) [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL:
https://rosmintmd.ru/ministry (Дата обращения: 25.05.2019)
36. Структура Минтруда России // Министерство труда и социальной
защиты Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL:
https://rosmintrud.ru/ministry/about/structure (Дата обращения: 25.05.2019)
37. О Министерстве // Министерство труда, занятости и социальной
защиты Республики Татарстан [Офиц. сайт]. URL:
http://mtsz.tatarstan.ru/rus/about.htm (Дата обращения: 26.05.2019)
38. Структура Министерства // Министерство труда, занятости и
социальной защиты Республики Татарстан [Офиц. сайт]. URL:
http ://mtsz.tatarstan. ru/rus/new-struktura-ministerstva. htm (Дата обращения
26.05.2019)
39. Территориальные органы и подведомственные учреждения //
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Офиц. сайт]. URL: http://mtsz.tatarstan.ru/rus/territorialnie-organi-i-
podvedomstvennie.htm (Дата обращения: 26.05.2019)