Производство судебной автотехнической экспертизы
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 9
1.1. История становления и развития судебной автотехнической экспертизы 9
1.2. Понятие, предмет, объекты и виды судебной автотехнической экспертизы 19
Глава 2. ВИДЫ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 29
2.1. Понятие дорожного движения и его структурных элементов: водитель -
автомобиль - дорога - среда (ВАДС). Влияние системы ВАДС на проведение автотехнической экспертизы 29
2.2. Понятие, объект, задачи, и особенности проведения судебной дорожно-транспортной экспертизы 34
2.3. Понятие, объект, задачи и особенности проведения судебной экспертизы
технического состояния транспортного средства 43
2.4. Понятие, объект, задачи, вопросы и особенности проведения судебной
инженерно-психофизиологической экспертизы 57
2.5. Понятие, объект, задачи и особенности проведения судебной транспортно-трасологической экспертизы 69
2.6. Понятие, объект, задачи, вопросы и особенности проведения судебной
экспертизы обстоятельств дорожно-транспортного происшествия 85
3. Глава 3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 98
3.1. Материалы, необходимые для производства экспертизы 98
3.2. Технология экспертного исследования 112
3.3. Применение компьютерных программ при производстве САТЭ 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 135
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 9
1.1. История становления и развития судебной автотехнической экспертизы 9
1.2. Понятие, предмет, объекты и виды судебной автотехнической экспертизы 19
Глава 2. ВИДЫ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 29
2.1. Понятие дорожного движения и его структурных элементов: водитель -
автомобиль - дорога - среда (ВАДС). Влияние системы ВАДС на проведение автотехнической экспертизы 29
2.2. Понятие, объект, задачи, и особенности проведения судебной дорожно-транспортной экспертизы 34
2.3. Понятие, объект, задачи и особенности проведения судебной экспертизы
технического состояния транспортного средства 43
2.4. Понятие, объект, задачи, вопросы и особенности проведения судебной
инженерно-психофизиологической экспертизы 57
2.5. Понятие, объект, задачи и особенности проведения судебной транспортно-трасологической экспертизы 69
2.6. Понятие, объект, задачи, вопросы и особенности проведения судебной
экспертизы обстоятельств дорожно-транспортного происшествия 85
3. Глава 3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 98
3.1. Материалы, необходимые для производства экспертизы 98
3.2. Технология экспертного исследования 112
3.3. Применение компьютерных программ при производстве САТЭ 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 135
Актуальность темы исследования. С каждым годом в Российской Федерации растет число автомобилей, увеличивается плотность потока и интенсивность дорожного движения. Совокупность стремительной "автомобилизации" населения и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания ведет к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
По данным Госавтоинспекции количество автомобилей, зарегистрированных в органах ГИБДД с каждым годом растет более чем на 1,5% и в 2018 году составляет более 44 миллионов легковых автомобилей, выше 6 миллионов грузовых автомобилей, 890 тысяч автобусов, 2,2 миллиона единиц мототранспорта и более 3 миллионов прицепов и полуприцепов.
Официальная статистика показывает, что в 2017 году уменьшилось количество аварий на дорогах по сравнению с предыдущим (133 203 аварий в 2017 году, 173 700 - в 2016 году), но пострадавших в ДТП по сравнению с
2015- 2016 годами стало больше, в том числе смертность превысила предыдущие показатели на 16 000 человек .
Увеличение количества автомобилей ведет к увеличению плотности потока дорожного движения, а это в свою очередь к росту количества автомобилей, проезжающих через определенный участок дороги в единицу времени.
Следуя данной логике, от интенсивности дорожного движения зависит число ДТП. Интенсивность движения определяет скорости автомобилей, закономерности движения транспортных потоков и нервно-эмоциональную напряженность водителей.
Закон о безопасности дорожного движения определяет ДТП, как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб .
В Российской Федерации проблема сокращения дорожно-транспортных происшествий особенно актуальна, ведь количество пострадавших в ДТП во много раз превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.
Для установления объективных причин и обстоятельств каждого конкретного ДТП необходимы специальные познания в судебной автотехнике состояний, причастных к ДТП, систем «водитель-автомобиль-дорога-среда» (далее - ВАДС), их элементов, связей в системах и между ними, нарушение которых послужило причиной ДТП или способствовало его совершению.
ДТП является сложным событием, протекающим в короткий промежуток времени, при отсутствии очевидцев или наличии противоречивых показаний и в большинстве случаев состав преступления можно установить только после производства судебной автотехнической экспертиза (далее - САТЭ).
Можно утверждать, что установление истины по уголовному делу во многом зависит от своевременного и грамотного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, полноты и научной обоснованности исследования, а также относимости, допустимости, достоверности и достаточности объектов, представленных на экспертизу.
САТЭ интегрировала в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о причинах, условиях, закономерностях ДТП, методологию исследования и методы решения задач автотехнической экспертизы.
Суть САТЭ заключается в экспертном исследовании и установлении механизма и обстоятельств ДТП, технического состояния ТС и дорожных условий, инженерно-психофизиологического состояния участников дорожного движения, обстоятельств, способствующих совершению преступления.
При производстве САТЭ исследованию подлежат материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки, дорога, место ДТП, результаты осмотра места происшествия, транспортные средства и следы на них, делали, узлы и агрегаты, механизмы, системы, водитель и его действия, и прочие исходные данные.
Таким образом, актуальность выбора темы диссертационного исследования определена социальной потребностью организации противодействия одному из самых разрушительных по своим последствиям преступлений.
Степень научной разработанности темы. При написании магистерской диссертации автор опирался на положения общей теории автотехнической экспертизы дорожно-транспортных происшествий, изложенные в трудах В.Н. Аверьянова, В.Д. Балакина, В.А. Бекасова, Р.С. Белкина, Я.В. Васильева, А.И. Винберга, Э.Р. Домке, С.А. Евтюкова, В.А. Иларионова, Н.П. Майлис, Е.Р. Россинской, А.Р.Шляхова, А.А.Эйсмана и других ученых, а также использовал юридическую, психологическую и техническую литературу.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экспертного исследования дорожно-транспортных происшествий.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности организационного, информационного и методического обеспечения взаимосвязи и взаимозависимости элементов экспертного исследования дорожно-транспортных происшествий.
Цель работы состоит в теоретико-прикладном анализе экспертного исследования дорожно-транспортного происшествия как системы ВАДС, видов САТЭ и судебной практики, материалов, направляемых на экспертизу, компьютерных программ, применяемых при реконструкции ДТП.
Актуальность, объект, предмет и цель диссертационного исследования предполагают достижение следующих задач:
1) Определить на основе понятия, предмета, объекта, сущности, истории САТЭ ее возможности на современном этапе;
2) Уточнить пределы научной компетенции САТЭ;
2) Разработать усовершенствованную классификацию видов САТЭ;
3) Изучить сущность системы ВАДС;
4) Выявить и изучить комплекс особенностей каждого из видов САТЭ;
5) Провести анализ судебной практики;
6) Изучить сущность и определить роль компьютерных программ в реконструкции ДТП и, как следствие, в повышении достоверности экспертных заключений;
7) Установить технологию экспертного исследования;
8) Сделать выводы и выработать предложения.
Методологическую основу и методику поиска и формирования новых знаний составили положения всеобщего диалектического метода (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция), положения общего (общенаучного) метода (наблюдение, описание) и положения частно-научного метода познания (сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и др.).
Теоретическую основу исследования составили положения общей теории судебной экспертизы, изложенные в работах Т.В. Аверьяновой, Р.С.Белкина, А.И. Винберга, Н.Н. Майлис, Ю.К. Орлова, Е.Р. Россинской, А.А. Эйсмана и других ученых, труды В.Д. Балакина, Э.Р. Домке, Ю.Б. Суворова, А.Н. Туренко, И.И. Чава по теме диссертационного исследования, а также монографии, научные статьи, материалы конференций, учебные пособия.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», Приказ МВД России от 29.06.2005 N511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ" и инструкция к нему, Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно -экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» и приложения к нему.
Достоверность результатов исследования подтверждена комплексным характером исследования, применением различных подходов и методов, анализом законодательства, научных трудов, судебной практики, изучении уголовных дел, экспертных заключений и личным практическим опытом автора.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что разработанные автором теоретические положения и анализ судебной практики по вопросам специфики проведения судебной автотехнической экспертизы расширяют возможности и эффективность работы правоохранительных органов, экспертных организаций, суда.
Структура выпускной квалификационно работы. Основной материал магистерской диссертации изложен на 146 страницах, состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов и заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
По данным Госавтоинспекции количество автомобилей, зарегистрированных в органах ГИБДД с каждым годом растет более чем на 1,5% и в 2018 году составляет более 44 миллионов легковых автомобилей, выше 6 миллионов грузовых автомобилей, 890 тысяч автобусов, 2,2 миллиона единиц мототранспорта и более 3 миллионов прицепов и полуприцепов.
Официальная статистика показывает, что в 2017 году уменьшилось количество аварий на дорогах по сравнению с предыдущим (133 203 аварий в 2017 году, 173 700 - в 2016 году), но пострадавших в ДТП по сравнению с
2015- 2016 годами стало больше, в том числе смертность превысила предыдущие показатели на 16 000 человек .
Увеличение количества автомобилей ведет к увеличению плотности потока дорожного движения, а это в свою очередь к росту количества автомобилей, проезжающих через определенный участок дороги в единицу времени.
Следуя данной логике, от интенсивности дорожного движения зависит число ДТП. Интенсивность движения определяет скорости автомобилей, закономерности движения транспортных потоков и нервно-эмоциональную напряженность водителей.
Закон о безопасности дорожного движения определяет ДТП, как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб .
В Российской Федерации проблема сокращения дорожно-транспортных происшествий особенно актуальна, ведь количество пострадавших в ДТП во много раз превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.
Для установления объективных причин и обстоятельств каждого конкретного ДТП необходимы специальные познания в судебной автотехнике состояний, причастных к ДТП, систем «водитель-автомобиль-дорога-среда» (далее - ВАДС), их элементов, связей в системах и между ними, нарушение которых послужило причиной ДТП или способствовало его совершению.
ДТП является сложным событием, протекающим в короткий промежуток времени, при отсутствии очевидцев или наличии противоречивых показаний и в большинстве случаев состав преступления можно установить только после производства судебной автотехнической экспертиза (далее - САТЭ).
Можно утверждать, что установление истины по уголовному делу во многом зависит от своевременного и грамотного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, полноты и научной обоснованности исследования, а также относимости, допустимости, достоверности и достаточности объектов, представленных на экспертизу.
САТЭ интегрировала в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о причинах, условиях, закономерностях ДТП, методологию исследования и методы решения задач автотехнической экспертизы.
Суть САТЭ заключается в экспертном исследовании и установлении механизма и обстоятельств ДТП, технического состояния ТС и дорожных условий, инженерно-психофизиологического состояния участников дорожного движения, обстоятельств, способствующих совершению преступления.
При производстве САТЭ исследованию подлежат материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки, дорога, место ДТП, результаты осмотра места происшествия, транспортные средства и следы на них, делали, узлы и агрегаты, механизмы, системы, водитель и его действия, и прочие исходные данные.
Таким образом, актуальность выбора темы диссертационного исследования определена социальной потребностью организации противодействия одному из самых разрушительных по своим последствиям преступлений.
Степень научной разработанности темы. При написании магистерской диссертации автор опирался на положения общей теории автотехнической экспертизы дорожно-транспортных происшествий, изложенные в трудах В.Н. Аверьянова, В.Д. Балакина, В.А. Бекасова, Р.С. Белкина, Я.В. Васильева, А.И. Винберга, Э.Р. Домке, С.А. Евтюкова, В.А. Иларионова, Н.П. Майлис, Е.Р. Россинской, А.Р.Шляхова, А.А.Эйсмана и других ученых, а также использовал юридическую, психологическую и техническую литературу.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экспертного исследования дорожно-транспортных происшествий.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности организационного, информационного и методического обеспечения взаимосвязи и взаимозависимости элементов экспертного исследования дорожно-транспортных происшествий.
Цель работы состоит в теоретико-прикладном анализе экспертного исследования дорожно-транспортного происшествия как системы ВАДС, видов САТЭ и судебной практики, материалов, направляемых на экспертизу, компьютерных программ, применяемых при реконструкции ДТП.
Актуальность, объект, предмет и цель диссертационного исследования предполагают достижение следующих задач:
1) Определить на основе понятия, предмета, объекта, сущности, истории САТЭ ее возможности на современном этапе;
2) Уточнить пределы научной компетенции САТЭ;
2) Разработать усовершенствованную классификацию видов САТЭ;
3) Изучить сущность системы ВАДС;
4) Выявить и изучить комплекс особенностей каждого из видов САТЭ;
5) Провести анализ судебной практики;
6) Изучить сущность и определить роль компьютерных программ в реконструкции ДТП и, как следствие, в повышении достоверности экспертных заключений;
7) Установить технологию экспертного исследования;
8) Сделать выводы и выработать предложения.
Методологическую основу и методику поиска и формирования новых знаний составили положения всеобщего диалектического метода (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция), положения общего (общенаучного) метода (наблюдение, описание) и положения частно-научного метода познания (сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и др.).
Теоретическую основу исследования составили положения общей теории судебной экспертизы, изложенные в работах Т.В. Аверьяновой, Р.С.Белкина, А.И. Винберга, Н.Н. Майлис, Ю.К. Орлова, Е.Р. Россинской, А.А. Эйсмана и других ученых, труды В.Д. Балакина, Э.Р. Домке, Ю.Б. Суворова, А.Н. Туренко, И.И. Чава по теме диссертационного исследования, а также монографии, научные статьи, материалы конференций, учебные пособия.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», Приказ МВД России от 29.06.2005 N511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ" и инструкция к нему, Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно -экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» и приложения к нему.
Достоверность результатов исследования подтверждена комплексным характером исследования, применением различных подходов и методов, анализом законодательства, научных трудов, судебной практики, изучении уголовных дел, экспертных заключений и личным практическим опытом автора.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что разработанные автором теоретические положения и анализ судебной практики по вопросам специфики проведения судебной автотехнической экспертизы расширяют возможности и эффективность работы правоохранительных органов, экспертных организаций, суда.
Структура выпускной квалификационно работы. Основной материал магистерской диссертации изложен на 146 страницах, состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов и заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Автором в процессе магистерского диссертационного исследования, исходя их поставленных целей и задач, сформулированы выводы и даны предложения, направленные на корректирование организационно -правового порядка проведения судебной автотехнической экспертизы и исключение пробелов в законодательстве.
В 2016 году на одном из крупнейших информационных порталов «Газета.КЦ» была опубликована статья под заголовком «Водители объехали суды», согласно которой в 2016 году в России по 264-й статье УК РФ было возбуждено более 16,5 тыс. уголовных дел, при этом обвинительный приговор был вынесен только 10,4 тыс. водителей. Большинству из них удалось избежать реального срока — к лишению свободы суды приговорили лишь 3,2 тыс. автомобилистов .
15 сентября 2017 года Генеральная прокуратура Российской Федерации опубликовала статистические данные о преступлениях в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Всего деяний, предусмотренных статьей 264 УК РФ, было зарегистрировано: в 2014 г. - 28437, в 2015 г. - 26662, в 2016 г. - 22013, в январе-июне 2017 г. - 9843 .
От преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, за 2016 год и первую половину 2017 года пострадало 37 тыс. человек, в том числе почти 16 тыс. женщин, 7,8 тыс. пожилых граждан, 3,8 тыс. несовершеннолетних. Свыше 22 тыс. лиц был причинен тяжкий вред здоровью, а в 13,3 тыс. случаях в результате совершения таких преступлений наступила смерть.
За период с 2015 по 2017 годы за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ) к уголовной ответственности привлечено почти 228 тыс. лиц .
Приведенные статистические данные, а также анализ судебной практики свидетельствуют о динамичном развитии судебной автотехнической экспертизы как самостоятельной и сложной отрасли.
Развитие и распространение транспорта, дорожной инфраструктуры в целом привело к модернизации автотехнических исследований, способствовало к внедрению современных компьютерных технологий и, как следствие, привело к «зависимости» любого уголовного дела в сфере автотранспортных преступлений от результатов судебных автотехнических экспертиз.
Исследование различных научных точек зрения относительно понятия и объекта судебной автотехнической экспертизы позволило классифицировать ее основные виды в зависимости от поставленных следователем или судом задач перед судебными экспертами.
В контексте обстоятельств каждого дорожно -транспортного происшествия определение ключевых вопросов и задач имеет стратегическое значение для всего уголовного дела.
Как показывает анализ судебной практики, проведение судебной автотехнической экспертизы постоянно сопряжено с определенными особенностями, как процессуального, так и технического характера.
Обобщение и систематизация подобных особенностей позволит в дальнейшем скорректировать организационно-правовой порядок проведения судебной автотехнической экспертизы и исключить возможные пробелы в законодательстве.
Например, закрепление на законодательном уровне четких требований к оформлению справок о дорожно-транспортном происшествии, протоколов осмотра места происшествия непосредственно экспертом-автотехником, вызванным на место происшествия (разумеется, только в контексте статьи 264 УК РФ), позволило бы избежать многочисленных процессуальных ошибок, совершаемых сотрудниками ГИБДД при фиксации места столкновения, оформления схемы ДТП и т.п.
Характеристика каждого вида судебной автотехнической экспертизы позволяет определить конкретные задачи, на выполнение которых та или иная экспертизы направлена.
Проведенный анализ задач позволяет сделать вывод о том, что процессуальная регламентация не является единственным вопросом использования специальных знаний, проблемы возникают при их практической реализации в процессе назначения и производства автотехнической экспертизы.
Одной из ошибок, обуславливающих следственную ситуацию на первоначальном этапе расследования преступления, является некорректное формулирование вопросов, что ведет к неправильному пониманию экспертом предмета исследования, или недостаточность объектов, представляемых на исследование. Это дает основание полагать о недостаточном уровне образования в области инженерии и транспорта у следователей (дознавателей) и судей. На взгляд автора данный пробел необходимо устранять путем повышения квалификации, обмена опытом или проведения различных конференций, форумов между сотрудниками правоохранительных органов и экспертных организаций.
По результатам исследования стадии производства автотехнической экспертизы автор пришел к выводу о том, что для всесторонней оценки обстоятельств дорожно-транспортной ситуации недостаточно проведение только одного вида экспертизы, необходимо проводить различные комплексные исследования из разных научных областей знаний (медикоавтотехнические, медико-криминалистические и т.д.).
Судебная автотехническая экспертиза, проводимая в рамках одного вида, не может охватить всего спектра обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела и входящих в предмет доказывания элементов системы ВАДС, но, по мнению автора, ее результаты могут в дальнейшем быть интегрированы в комплексное исследование.
Таким образом, назначение комплексной экспертизы для органов следствия (дознания) или суда должно иметь приоритетное, преобладающее значение для полного и всестороннего расследования уголовного дела.
Некомпетентность эксперта, процессуальные нарушения, недостоверность или недостаточность исходных данных, противоречия в заключении являются поводами для назначения повторных или дополнительных экспертиз, что способствует затягиванию следствия.
В настоящее время происходит активный процесс автоматизации экспертизы, разрабатываются компьютерные программы для каждого вида экспертизы, для решения каждой из задач расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
По изученным материалам автор предлагает разработать новые компьютерные программы или модули для комплексных экспертных исследований.
Проведенный анализ теории и практики позволяет автору сделать вывод о том, что при расследовании уголовных дел, квалифицируемых по ст. 264 и 264.1 УК РФ, назначение судебных автотехнических экспертиз является практически обязательным процессуальным действием. Своевременное назначение любого вида единоличных или коллегиальных судебных экспертиз оказывает положительное влияние на расследование преступлений, поскольку заключение эксперта имеет существенное доказательственное значение.
В 2016 году на одном из крупнейших информационных порталов «Газета.КЦ» была опубликована статья под заголовком «Водители объехали суды», согласно которой в 2016 году в России по 264-й статье УК РФ было возбуждено более 16,5 тыс. уголовных дел, при этом обвинительный приговор был вынесен только 10,4 тыс. водителей. Большинству из них удалось избежать реального срока — к лишению свободы суды приговорили лишь 3,2 тыс. автомобилистов .
15 сентября 2017 года Генеральная прокуратура Российской Федерации опубликовала статистические данные о преступлениях в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Всего деяний, предусмотренных статьей 264 УК РФ, было зарегистрировано: в 2014 г. - 28437, в 2015 г. - 26662, в 2016 г. - 22013, в январе-июне 2017 г. - 9843 .
От преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, за 2016 год и первую половину 2017 года пострадало 37 тыс. человек, в том числе почти 16 тыс. женщин, 7,8 тыс. пожилых граждан, 3,8 тыс. несовершеннолетних. Свыше 22 тыс. лиц был причинен тяжкий вред здоровью, а в 13,3 тыс. случаях в результате совершения таких преступлений наступила смерть.
За период с 2015 по 2017 годы за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ) к уголовной ответственности привлечено почти 228 тыс. лиц .
Приведенные статистические данные, а также анализ судебной практики свидетельствуют о динамичном развитии судебной автотехнической экспертизы как самостоятельной и сложной отрасли.
Развитие и распространение транспорта, дорожной инфраструктуры в целом привело к модернизации автотехнических исследований, способствовало к внедрению современных компьютерных технологий и, как следствие, привело к «зависимости» любого уголовного дела в сфере автотранспортных преступлений от результатов судебных автотехнических экспертиз.
Исследование различных научных точек зрения относительно понятия и объекта судебной автотехнической экспертизы позволило классифицировать ее основные виды в зависимости от поставленных следователем или судом задач перед судебными экспертами.
В контексте обстоятельств каждого дорожно -транспортного происшествия определение ключевых вопросов и задач имеет стратегическое значение для всего уголовного дела.
Как показывает анализ судебной практики, проведение судебной автотехнической экспертизы постоянно сопряжено с определенными особенностями, как процессуального, так и технического характера.
Обобщение и систематизация подобных особенностей позволит в дальнейшем скорректировать организационно-правовой порядок проведения судебной автотехнической экспертизы и исключить возможные пробелы в законодательстве.
Например, закрепление на законодательном уровне четких требований к оформлению справок о дорожно-транспортном происшествии, протоколов осмотра места происшествия непосредственно экспертом-автотехником, вызванным на место происшествия (разумеется, только в контексте статьи 264 УК РФ), позволило бы избежать многочисленных процессуальных ошибок, совершаемых сотрудниками ГИБДД при фиксации места столкновения, оформления схемы ДТП и т.п.
Характеристика каждого вида судебной автотехнической экспертизы позволяет определить конкретные задачи, на выполнение которых та или иная экспертизы направлена.
Проведенный анализ задач позволяет сделать вывод о том, что процессуальная регламентация не является единственным вопросом использования специальных знаний, проблемы возникают при их практической реализации в процессе назначения и производства автотехнической экспертизы.
Одной из ошибок, обуславливающих следственную ситуацию на первоначальном этапе расследования преступления, является некорректное формулирование вопросов, что ведет к неправильному пониманию экспертом предмета исследования, или недостаточность объектов, представляемых на исследование. Это дает основание полагать о недостаточном уровне образования в области инженерии и транспорта у следователей (дознавателей) и судей. На взгляд автора данный пробел необходимо устранять путем повышения квалификации, обмена опытом или проведения различных конференций, форумов между сотрудниками правоохранительных органов и экспертных организаций.
По результатам исследования стадии производства автотехнической экспертизы автор пришел к выводу о том, что для всесторонней оценки обстоятельств дорожно-транспортной ситуации недостаточно проведение только одного вида экспертизы, необходимо проводить различные комплексные исследования из разных научных областей знаний (медикоавтотехнические, медико-криминалистические и т.д.).
Судебная автотехническая экспертиза, проводимая в рамках одного вида, не может охватить всего спектра обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела и входящих в предмет доказывания элементов системы ВАДС, но, по мнению автора, ее результаты могут в дальнейшем быть интегрированы в комплексное исследование.
Таким образом, назначение комплексной экспертизы для органов следствия (дознания) или суда должно иметь приоритетное, преобладающее значение для полного и всестороннего расследования уголовного дела.
Некомпетентность эксперта, процессуальные нарушения, недостоверность или недостаточность исходных данных, противоречия в заключении являются поводами для назначения повторных или дополнительных экспертиз, что способствует затягиванию следствия.
В настоящее время происходит активный процесс автоматизации экспертизы, разрабатываются компьютерные программы для каждого вида экспертизы, для решения каждой из задач расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
По изученным материалам автор предлагает разработать новые компьютерные программы или модули для комплексных экспертных исследований.
Проведенный анализ теории и практики позволяет автору сделать вывод о том, что при расследовании уголовных дел, квалифицируемых по ст. 264 и 264.1 УК РФ, назначение судебных автотехнических экспертиз является практически обязательным процессуальным действием. Своевременное назначение любого вида единоличных или коллегиальных судебных экспертиз оказывает положительное влияние на расследование преступлений, поскольку заключение эксперта имеет существенное доказательственное значение.
Подобные работы
- Использование судебных-автотехнических экспертиз при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С НАЕЗДОМ НА ПЕШЕХОДА
Бакалаврская работа, судебная экспертиза. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Назначение, производство и оценка результатов автотехнической экспертизы на предварительном следствии
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - УСТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С УЧАСТИЕМ МОТОЦИКЛА
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ДТП
Бакалаврская работа, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Бакалаврская работа, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика расследования ДТП
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



