Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития
исследовательских умений школьников 8
1.1. Современное определение исследовательских умений в педагогике, их
сущность и структура 8
1.2. Организационно-методические условия формирования и развития
исследовательских умений учащихся 12
1.3. Исследовательская деятельность учащихся в современном общем
химическом образовании 25
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию
исследовательских умений у учащихся 8-х классов 37
2.1. Педагогические условия развития исследовательских умений у
учащихся 37
2.2. Методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов
по химии 44
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение
В педагогической и психологической науках уже давно установлено, что любой ребенок от природы любознателен и полон стремления учиться и непосредственно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская работа считается одним из основных способов получения ребенком представления об окружающем мире.
В современных школах Российской Федерации значительная доля знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных усилий и одной из основных проблем для учащихся является самостоятельный отбор информации, получение знаний. По этой причине организация исследовательской работы и формирование исследовательских умений могут помочь школьникам лучше всего справляться с учебной программой, а также формируют у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию к учебной деятельности. Оптимальным вариантом в целях наилучшего формирования исследовательских умений является внеклассная внеучебная деятельность, что дает возможность работать с обучающимся, которые заинтересованы предметом, никак не ограничиваясь рамками образовательной программы.
Актуальность исследования заключается в том, что вопрос развития исследовательских умений учащихся по химии в условиях внеаудиторной деятельности (профильного лагеря) с внедрением нового образовательного стандарта стоит очень остро и требует тщательного научного исследования.
Цель исследования: разработать педагогические условия и методику развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Объект исследования: процесс развития исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Предмет исследования: исследовательские умения учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений у
учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря будет успешным, если:
- выявлены теоретические основы формирования и развития исследовательских умений школьников;
- разработаны педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря;
- проведена опытно-экспериментальная деятельность по развитию исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Задачи исследования:
- выявить теоретические основы формирования и развития исследовательских умений школьников;
- разработать педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря;
- провести опытно-экспериментальная деятельность по развитию исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
- концептуальные подходы к структуре личности и ее развитию (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (А.Г.Асмолов, Л.А.Волович, Г.Г.Габдуллин, В.В.Сериков, В.А.Сухомлинск ий, А.Н.Хузиахметов);
- основы деятельностного подхода с акцентом на содержание деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин);
- теория учебных задач (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Давыдов, Г.А.Балл, Е.И.Машбиц, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин);
- концепция творческого саморазвития личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, А.П.Тряпицына);
- концепция развития исследовательской деятельности подростков (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, А.И.Савенков, А.В.Хуторской);
- концептуальные основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.С.Селевко).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, обобщение российского опыта педагогической деятельности; опросно-диагностические методы (наблюдение, тестирование, беседы); опытно-экспериментальные методы.
Этапы исследования. Первый этап (2016-2017гг.) содержал исследование существующих методологических подходов в общефилософской, психолого-педагогической и научной литературе, согласно проблеме исследования, анализ опыта развития исследовательских умений учащихся 8-х классов, выделение основных противоречий и проблем по выбранной области, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач, проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня исследовательских умений учащихся.
Второй этап (2017г.) - разработка проекта исследования,
теоретическое обоснование педагогических условий развития исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря, моделирование процесса.
Третий этап (2018г.) - связан с проведением опытно
экспериментальной деятельности, согласно гипотезе исследования; систематизация и обработка результатов исследования, конкретизация теоретических и практических итогов; апробация программы профильной смены в лагере.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях учебной и внеучебной деятельности на базе общеобразовательной школы-интернат «IT-лицей Казанского федерального университета» г.Казань и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Канаш. В общей сложности в исследовании приняли участие 66 человека.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия и методики развития исследовательских умений способствуют обогащению теории обучения и воспитания.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов могут быть полезны в условиях лагеря любого естественнонаучного профиля.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
гарантирована обоснованностью методологии изучения, ее соответствием к поставленной проблеме, использованием диагностических методов, сочетанием качественного и количественного анализа, применением комплекса научных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, объективностью выбора, многообразием источников информации и личной заинтересованность автора в опытно-экспериментальной деятельности, применением методов математической обработки результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем организации процесса на базе школ, которые являются опытноэкспериментальными базами. Основываясь на результаты проведенного эксперимента, первая пробная профильная смена (26.03.2018 - 01.04.2018 г.) была проведена на базе МБОУ «СОШ №5» в г.Канаш, с дневным пребыванием. Результаты докладывались на региональных конференциях, стажировке педагогов-организаторов Российского движения школьников Республики Татарстан, педагогических советах IT-лицея КФУ г. Казань и МБОУ «СОШ №5» г. Канаш.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками.
В связи с динамично модернизацией современного школьного образования в Российской Федерации был разработан план-проект государственного образовательного стандарта, который в основную очередь ориентируется на деятельностный характер образования, на развитие у школьников единых, и специальных учебных навыков и умений, то есть освоение обучающимися обобщенными методами образовательной, коммуникативной, познавательной, созидательной и практической деятельности. Данный подход дает возможность сказать нам, о необходимости развития исследовательских умений, как одни из ключевых направлений в модернизации образования и исследовательской деятельности учащихся средних учебных заведений.
Проведенная работа по теме выпускной квалификационной работы магистра «Развитие исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря» посвящена повышению уровня исследовательских умений обучающихся посредством проведения исследовательской деятельности по химии.
Исследование проведенное, нами считается актуальным, так как роль предмета химии растет из года в год. Не обладая учебно-познавательной компетенцией, учащимся будет крайне трудно справиться с новшествами, которые подвергаются модернизации ежегодно. Функционал, приобретаемый с получением данной компетенции, помогает ученику совладать с возрастающими объемами информации и повышению трудностей упражнений. Умения и способности базового уровня, которые приобретаются на начальных этапах, помогут школьнику легко пройти курс обучения. Умения, приобретаемые на средней ступени, увеличивают перечень стандартных возможностей, делая обучение легкоусваемым и осознанным. Приобретая умения на высшей ступени, обучающийся фиксирует интерес за предметом, что помогает ему пройти экзамены с высоким результатом.
Решение поставленных задач исследования позволило сформулировать выводы:
1. Исследовательские умения позволяют эффективно и качественно выполнять теоретические или практические действия в соответствии с поставленными целями и задачами в конкретных условиях. В этом их сущность. Структурно исследовательские умения включают компоненты, связанные с процессом, мотивацией, содержанием, организацией, коммуникацией и результатом соответствующей исследовательской деятельности.
Организационно-методические условия формирования и развития исследовательской умений учащихся должны быть направлены на обеспечение: целенаправленности и непрерывности исследовательской
деятельности; заинтересованности учащихся в выполнении исследовательской задачи; комфортных условий для работы.
2. Разработаны педагогические условия развития исследовательских умений учащихся: а) создание положительного психоэмоционально фона в период экспериментальной работы; б) обеспечение проблемности исследования (что является ключевым условием); в) мотивирование потребности в новых знаниях; г) учет возрастных особенностей.
Разработанная методика развития исследовательских умений включает тренинги; мастер-классы преподавателей университета; проблемноориентированные кейс-задания; квесты, предполагающие выполнение доступных безопасных химических опытов; дидактические игры в виде квестов.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности свидетельствуют о положительной динамике в развитии исследовательских умений учащихся, мотивационного компонента по большинству показателей,
а также заинтересованности в изучении предмета химии у восьмиклассников в результате реализации разработанных педагогических условий и методики развития у них исследовательских умений.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что, задачи решены, гипотеза доказана, цель исследования достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
2. Абакумова И.В. Новодидактика. Книга1.Методология и технологии развивающего обучения: в поисках развивающего ресурса / И.В. Абакумова. М.: Изд-во «КРЕДО», 2013. - 162 с.
3. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений/Е. В. Амахина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2007. - N 13(36). - С.161-168
4. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие/ М.П. Андреева. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.
5. Асмолов Г.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/Г.А.Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Беловолова Е.А. От практических работ к практикоориентированным проектам / Е.А.Беловалова / География и экология в школе XXI: науч.-метод. журнал / Под ред. И.И.Бариновой. М.: изд-во ГЕО-ЭКО, 2006 - № 3 -С. 61-65.
7. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2016. - № 18. - С. 6874
8. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е.Бершадский // Педагогические технологии. - 2015. - №4. - С.89-94.
9. Биянова Е.Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук - Ижевск, 2011. - 21 с.
10. Борзенко В.И., «Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности»/ В.И. Борзенко//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2011. - № 11. - С. 80-88.
11. Брусова Т.В. Эффективное средство формирования исследовательской компетенции на уроках химии // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 60-62.
12. Бурлакова В.С., Гильманшина С.И. Кейс-метод в обучении химии // Инновации в преподавании химии: сборник научных и научно-методических трудов V Международной научно-практической конференции, 27-28 марта 2014 года. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - С. 161-163.
13. Вихорева О.А. Методические аспекты формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей / О. А. Вихорева// Педагогическое образование в России. 2010. - № 3.- С. 11-18
14. Гаврилина О.В. Основные компоненты структуры исследовательских математических умений старшеклассников / О. В. Гаврилина // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 34-39.
15. Глинский Б.А. К развитию методологии системного исследования Методологические проблемы науки / Б.А. Глинский. М.: Наука, 2015. 294 с.
16. Гусев В. А. Система исследовательских умений учащихся при решении школьных геометрических задач как основа функционирования ЕГЭ / В.А.Гусев // Функциональные пространства. Дифференциальныео ператоры. Общая топология. Проблемы математического образования: Тез. докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождения члена-корр. РАН, академика Европейской академии наук Л.Д. Кудрявцева. - М.: РУДН. - 2013. № 6.- С. 518-522.
17. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков
поливерсионного исследования ситуаций/Е.М.Гурвич//Развитие
исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2011. - № 8. - С. 68-80.
18. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся/ Г.Л.Данильцев // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование. - 2016. - № 12.- С. 127-134.
19. Двуличанская Н.Н. О повышении мотивации изучения химии / Н.Н Двуличанская// Химия в школе. - 2011.- № 7.- С. 29-37
20. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.Дереклеева. - М.: Вербум, 2012.- 290 с.
21. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся/ Н.И. Дереклеева. - Москва, 2014.- 224 с.
22. Зильберберг Н.И. Исследовательская работа школьников: предпосылки, задачи, проблемы и решения / Н.И.Зильберберг // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. - М., 2016. - № 4.-С. 205-214.
23. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения. Химия в школе. - 2011.- № 1.- С. 7-13
24. Евстафьева И.Т. Подготовка будущих учителей химии к организации исследовательской деятельности школьников/ И.Т. Евстафьева // Инновационная наука. - 2016. - № 2.- С. 52-56.
25. Иванов Г. Готовим юных исследователей / Г.Иванов // Народное образование. - 2010. - № 6. -С.56-63
26. Иванов Г. Готовим юных исследователей / Г.Иванов //Народное образование, - 2017.- № 6. - С. 34-39
27. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся/ Т. Ивочкина //Народное образование. - 2015.- № 3. - С. 10-18
28. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под ред. канд. псих, наук А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2014. - 295 с.
29. Каландарова М. Пути и методы интеллектуального развития, учащихся /М. Каландарова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. - 2014.- №2.- С. 49-51
30. Карпов А. О. Исследовательское образование: ключевые концепты/ А. О. Карпов // Педагогика. - 2015. - №3. - С. 20-30.
31. Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов / Е. Н. Кикоть. - Калининград, 2012. - 300 с.
32. Козлова Г.В. Методические рекомендации по организации исследовательской работы школьников / Г.В. Козлова. - Курск, 2013.-15 с.
33. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философскометодологического анализа / А.А Андреев // Педагогика. - 2015. - № 4. - С.
19.
34. Кривенко Я.В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: Дис. канд. пед. наук. Омск, 2016.- 100 с.
35. Кучумова Е. В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности / Е. В. Кучумова // Журнал «Молодой ученый».- 2016. - № 11. - С. 1472-1474
36. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании /О.Е Лебедев. // Школьные технологии. - 2014. - № 5. - С. 3-5.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2005. - 431 с.
38. Мирошниченко Ю.Ю., Передерина И.А., Тверякова Е.Н. Применение новых образовательных технологий при изучении химии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 278.
39. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников / Е.А. Острикова // Молодойученый. -2012. -№10. -С. 358-361.
40. Пережегина Ю. П. Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии / Ю. П. Пережегина// Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 581-583.
41. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
42. Петунин О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О.В. Петунин // Инновации в образовании: журнал . - 2014 .- №1 .- С. 20-26.
43. Полонников А. А. Современная образовательная ситуация: подходы к описанию и дискурсивная ответственность / А.А. Полонников// Высшее образование в России. - 2017. - № 2(209). - С. 31.
44. Полупан К.Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы / К.Л. Полупан// Высшее образование в России. -2017. - № 2(209). - С.
48.
45. Роботова А.С. Преподаватель-гуманитарий в режиме e-Learning: «волнения души» / А.С. Роботова // Высшее образование в России. - 2017. - № 3(210). - С. 46
46. Савенко И.А. Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы)/ И.А. Савенко // Молодой ученый. - 2018. - №9. - С. 168-171.
47. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся /Н. А. Семенов // Начальная школа. - 2016. - №2. -С.21-26
48. Степанкова М.В. Учебная исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М.В.Степанкова. - СПб : КАРО, 2015.100 с.
49. Тимофеева В. П. Исследовательская работа в начальной школе / В. П. Тимофеева // Начальная школа. - 2016. - №2. - С. 78-81
50. Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи / В. В. Успенский// Сов. Пед. - 1994.-№7.- С. 34-39
51. Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики / К.Д. Ушинский. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.-224 с.
52. Фаритов А.Т. Модель формирования исследовательской компетентности учащихся/ А.Т. Фаритов // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 410-413
53. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2011. - 245 с.
54. Химия: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007. -184с.
55. Чань Тхи Туей Оань. Педагогические задания как средство развития профессионально-педагогических компетенций студентов - будущих учителей в рамках курса «Общая педагогика»// Высшее образование в России. - 2017. - № 7. - С. 36.