РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития
исследовательских умений школьников 8
1.1. Современное определение исследовательских умений в педагогике, их
сущность и структура 8
1.2. Организационно-методические условия формирования и развития
исследовательских умений учащихся 12
1.3. Исследовательская деятельность учащихся в современном общем
химическом образовании 25
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию
исследовательских умений у учащихся 8-х классов 37
2.1. Педагогические условия развития исследовательских умений у
учащихся 37
2.2. Методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов
по химии 44
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития
исследовательских умений школьников 8
1.1. Современное определение исследовательских умений в педагогике, их
сущность и структура 8
1.2. Организационно-методические условия формирования и развития
исследовательских умений учащихся 12
1.3. Исследовательская деятельность учащихся в современном общем
химическом образовании 25
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию
исследовательских умений у учащихся 8-х классов 37
2.1. Педагогические условия развития исследовательских умений у
учащихся 37
2.2. Методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов
по химии 44
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение
В педагогической и психологической науках уже давно установлено, что любой ребенок от природы любознателен и полон стремления учиться и непосредственно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская работа считается одним из основных способов получения ребенком представления об окружающем мире.
В современных школах Российской Федерации значительная доля знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных усилий и одной из основных проблем для учащихся является самостоятельный отбор информации, получение знаний. По этой причине организация исследовательской работы и формирование исследовательских умений могут помочь школьникам лучше всего справляться с учебной программой, а также формируют у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию к учебной деятельности. Оптимальным вариантом в целях наилучшего формирования исследовательских умений является внеклассная внеучебная деятельность, что дает возможность работать с обучающимся, которые заинтересованы предметом, никак не ограничиваясь рамками образовательной программы.
Актуальность исследования заключается в том, что вопрос развития исследовательских умений учащихся по химии в условиях внеаудиторной деятельности (профильного лагеря) с внедрением нового образовательного стандарта стоит очень остро и требует тщательного научного исследования.
Цель исследования: разработать педагогические условия и методику развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Объект исследования: процесс развития исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Предмет исследования: исследовательские умения учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений у
учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря будет успешным, если:
- выявлены теоретические основы формирования и развития исследовательских умений школьников;
- разработаны педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря;
- проведена опытно-экспериментальная деятельность по развитию исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Задачи исследования:
- выявить теоретические основы формирования и развития исследовательских умений школьников;
- разработать педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря;
- провести опытно-экспериментальная деятельность по развитию исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
- концептуальные подходы к структуре личности и ее развитию (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (А.Г.Асмолов, Л.А.Волович, Г.Г.Габдуллин, В.В.Сериков, В.А.Сухомлинск ий, А.Н.Хузиахметов);
- основы деятельностного подхода с акцентом на содержание деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин);
- теория учебных задач (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Давыдов, Г.А.Балл, Е.И.Машбиц, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин);
- концепция творческого саморазвития личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, А.П.Тряпицына);
- концепция развития исследовательской деятельности подростков (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, А.И.Савенков, А.В.Хуторской);
- концептуальные основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.С.Селевко).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, обобщение российского опыта педагогической деятельности; опросно-диагностические методы (наблюдение, тестирование, беседы); опытно-экспериментальные методы.
Этапы исследования. Первый этап (2016-2017гг.) содержал исследование существующих методологических подходов в общефилософской, психолого-педагогической и научной литературе, согласно проблеме исследования, анализ опыта развития исследовательских умений учащихся 8-х классов, выделение основных противоречий и проблем по выбранной области, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач, проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня исследовательских умений учащихся.
Второй этап (2017г.) - разработка проекта исследования,
теоретическое обоснование педагогических условий развития исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря, моделирование процесса.
Третий этап (2018г.) - связан с проведением опытно
экспериментальной деятельности, согласно гипотезе исследования; систематизация и обработка результатов исследования, конкретизация теоретических и практических итогов; апробация программы профильной смены в лагере.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях учебной и внеучебной деятельности на базе общеобразовательной школы-интернат «IT-лицей Казанского федерального университета» г.Казань и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Канаш. В общей сложности в исследовании приняли участие 66 человека.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия и методики развития исследовательских умений способствуют обогащению теории обучения и воспитания.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов могут быть полезны в условиях лагеря любого естественнонаучного профиля.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
гарантирована обоснованностью методологии изучения, ее соответствием к поставленной проблеме, использованием диагностических методов, сочетанием качественного и количественного анализа, применением комплекса научных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, объективностью выбора, многообразием источников информации и личной заинтересованность автора в опытно-экспериментальной деятельности, применением методов математической обработки результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем организации процесса на базе школ, которые являются опытноэкспериментальными базами. Основываясь на результаты проведенного эксперимента, первая пробная профильная смена (26.03.2018 - 01.04.2018 г.) была проведена на базе МБОУ «СОШ №5» в г.Канаш, с дневным пребыванием. Результаты докладывались на региональных конференциях, стажировке педагогов-организаторов Российского движения школьников Республики Татарстан, педагогических советах IT-лицея КФУ г. Казань и МБОУ «СОШ №5» г. Канаш.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками.
В современных школах Российской Федерации значительная доля знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных усилий и одной из основных проблем для учащихся является самостоятельный отбор информации, получение знаний. По этой причине организация исследовательской работы и формирование исследовательских умений могут помочь школьникам лучше всего справляться с учебной программой, а также формируют у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию к учебной деятельности. Оптимальным вариантом в целях наилучшего формирования исследовательских умений является внеклассная внеучебная деятельность, что дает возможность работать с обучающимся, которые заинтересованы предметом, никак не ограничиваясь рамками образовательной программы.
Актуальность исследования заключается в том, что вопрос развития исследовательских умений учащихся по химии в условиях внеаудиторной деятельности (профильного лагеря) с внедрением нового образовательного стандарта стоит очень остро и требует тщательного научного исследования.
Цель исследования: разработать педагогические условия и методику развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Объект исследования: процесс развития исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Предмет исследования: исследовательские умения учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений у
учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря будет успешным, если:
- выявлены теоретические основы формирования и развития исследовательских умений школьников;
- разработаны педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря;
- проведена опытно-экспериментальная деятельность по развитию исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Задачи исследования:
- выявить теоретические основы формирования и развития исследовательских умений школьников;
- разработать педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря;
- провести опытно-экспериментальная деятельность по развитию исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
- концептуальные подходы к структуре личности и ее развитию (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (А.Г.Асмолов, Л.А.Волович, Г.Г.Габдуллин, В.В.Сериков, В.А.Сухомлинск ий, А.Н.Хузиахметов);
- основы деятельностного подхода с акцентом на содержание деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин);
- теория учебных задач (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Давыдов, Г.А.Балл, Е.И.Машбиц, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин);
- концепция творческого саморазвития личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, А.П.Тряпицына);
- концепция развития исследовательской деятельности подростков (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, А.И.Савенков, А.В.Хуторской);
- концептуальные основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.С.Селевко).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, обобщение российского опыта педагогической деятельности; опросно-диагностические методы (наблюдение, тестирование, беседы); опытно-экспериментальные методы.
Этапы исследования. Первый этап (2016-2017гг.) содержал исследование существующих методологических подходов в общефилософской, психолого-педагогической и научной литературе, согласно проблеме исследования, анализ опыта развития исследовательских умений учащихся 8-х классов, выделение основных противоречий и проблем по выбранной области, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач, проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня исследовательских умений учащихся.
Второй этап (2017г.) - разработка проекта исследования,
теоретическое обоснование педагогических условий развития исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря, моделирование процесса.
Третий этап (2018г.) - связан с проведением опытно
экспериментальной деятельности, согласно гипотезе исследования; систематизация и обработка результатов исследования, конкретизация теоретических и практических итогов; апробация программы профильной смены в лагере.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях учебной и внеучебной деятельности на базе общеобразовательной школы-интернат «IT-лицей Казанского федерального университета» г.Казань и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Канаш. В общей сложности в исследовании приняли участие 66 человека.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия и методики развития исследовательских умений способствуют обогащению теории обучения и воспитания.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные педагогические условия и методика развития исследовательских умений у учащихся 8-х классов могут быть полезны в условиях лагеря любого естественнонаучного профиля.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
гарантирована обоснованностью методологии изучения, ее соответствием к поставленной проблеме, использованием диагностических методов, сочетанием качественного и количественного анализа, применением комплекса научных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, объективностью выбора, многообразием источников информации и личной заинтересованность автора в опытно-экспериментальной деятельности, применением методов математической обработки результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем организации процесса на базе школ, которые являются опытноэкспериментальными базами. Основываясь на результаты проведенного эксперимента, первая пробная профильная смена (26.03.2018 - 01.04.2018 г.) была проведена на базе МБОУ «СОШ №5» в г.Канаш, с дневным пребыванием. Результаты докладывались на региональных конференциях, стажировке педагогов-организаторов Российского движения школьников Республики Татарстан, педагогических советах IT-лицея КФУ г. Казань и МБОУ «СОШ №5» г. Канаш.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками.
В связи с динамично модернизацией современного школьного образования в Российской Федерации был разработан план-проект государственного образовательного стандарта, который в основную очередь ориентируется на деятельностный характер образования, на развитие у школьников единых, и специальных учебных навыков и умений, то есть освоение обучающимися обобщенными методами образовательной, коммуникативной, познавательной, созидательной и практической деятельности. Данный подход дает возможность сказать нам, о необходимости развития исследовательских умений, как одни из ключевых направлений в модернизации образования и исследовательской деятельности учащихся средних учебных заведений.
Проведенная работа по теме выпускной квалификационной работы магистра «Развитие исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря» посвящена повышению уровня исследовательских умений обучающихся посредством проведения исследовательской деятельности по химии.
Исследование проведенное, нами считается актуальным, так как роль предмета химии растет из года в год. Не обладая учебно-познавательной компетенцией, учащимся будет крайне трудно справиться с новшествами, которые подвергаются модернизации ежегодно. Функционал, приобретаемый с получением данной компетенции, помогает ученику совладать с возрастающими объемами информации и повышению трудностей упражнений. Умения и способности базового уровня, которые приобретаются на начальных этапах, помогут школьнику легко пройти курс обучения. Умения, приобретаемые на средней ступени, увеличивают перечень стандартных возможностей, делая обучение легкоусваемым и осознанным. Приобретая умения на высшей ступени, обучающийся фиксирует интерес за предметом, что помогает ему пройти экзамены с высоким результатом.
Решение поставленных задач исследования позволило сформулировать выводы:
1. Исследовательские умения позволяют эффективно и качественно выполнять теоретические или практические действия в соответствии с поставленными целями и задачами в конкретных условиях. В этом их сущность. Структурно исследовательские умения включают компоненты, связанные с процессом, мотивацией, содержанием, организацией, коммуникацией и результатом соответствующей исследовательской деятельности.
Организационно-методические условия формирования и развития исследовательской умений учащихся должны быть направлены на обеспечение: целенаправленности и непрерывности исследовательской
деятельности; заинтересованности учащихся в выполнении исследовательской задачи; комфортных условий для работы.
2. Разработаны педагогические условия развития исследовательских умений учащихся: а) создание положительного психоэмоционально фона в период экспериментальной работы; б) обеспечение проблемности исследования (что является ключевым условием); в) мотивирование потребности в новых знаниях; г) учет возрастных особенностей.
Разработанная методика развития исследовательских умений включает тренинги; мастер-классы преподавателей университета; проблемноориентированные кейс-задания; квесты, предполагающие выполнение доступных безопасных химических опытов; дидактические игры в виде квестов.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности свидетельствуют о положительной динамике в развитии исследовательских умений учащихся, мотивационного компонента по большинству показателей,
а также заинтересованности в изучении предмета химии у восьмиклассников в результате реализации разработанных педагогических условий и методики развития у них исследовательских умений.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что, задачи решены, гипотеза доказана, цель исследования достигнута.
Проведенная работа по теме выпускной квалификационной работы магистра «Развитие исследовательских умений учащихся 8-х классов в условиях профильного лагеря» посвящена повышению уровня исследовательских умений обучающихся посредством проведения исследовательской деятельности по химии.
Исследование проведенное, нами считается актуальным, так как роль предмета химии растет из года в год. Не обладая учебно-познавательной компетенцией, учащимся будет крайне трудно справиться с новшествами, которые подвергаются модернизации ежегодно. Функционал, приобретаемый с получением данной компетенции, помогает ученику совладать с возрастающими объемами информации и повышению трудностей упражнений. Умения и способности базового уровня, которые приобретаются на начальных этапах, помогут школьнику легко пройти курс обучения. Умения, приобретаемые на средней ступени, увеличивают перечень стандартных возможностей, делая обучение легкоусваемым и осознанным. Приобретая умения на высшей ступени, обучающийся фиксирует интерес за предметом, что помогает ему пройти экзамены с высоким результатом.
Решение поставленных задач исследования позволило сформулировать выводы:
1. Исследовательские умения позволяют эффективно и качественно выполнять теоретические или практические действия в соответствии с поставленными целями и задачами в конкретных условиях. В этом их сущность. Структурно исследовательские умения включают компоненты, связанные с процессом, мотивацией, содержанием, организацией, коммуникацией и результатом соответствующей исследовательской деятельности.
Организационно-методические условия формирования и развития исследовательской умений учащихся должны быть направлены на обеспечение: целенаправленности и непрерывности исследовательской
деятельности; заинтересованности учащихся в выполнении исследовательской задачи; комфортных условий для работы.
2. Разработаны педагогические условия развития исследовательских умений учащихся: а) создание положительного психоэмоционально фона в период экспериментальной работы; б) обеспечение проблемности исследования (что является ключевым условием); в) мотивирование потребности в новых знаниях; г) учет возрастных особенностей.
Разработанная методика развития исследовательских умений включает тренинги; мастер-классы преподавателей университета; проблемноориентированные кейс-задания; квесты, предполагающие выполнение доступных безопасных химических опытов; дидактические игры в виде квестов.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности свидетельствуют о положительной динамике в развитии исследовательских умений учащихся, мотивационного компонента по большинству показателей,
а также заинтересованности в изучении предмета химии у восьмиклассников в результате реализации разработанных педагогических условий и методики развития у них исследовательских умений.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что, задачи решены, гипотеза доказана, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Формирование исследовательских умений у обучающихся естественнонаучных классов
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИЙ УНИВЕРСИТЕТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - Подготовка обучающихся к инженерной деятельности как формирование проектно-исследовательских компетенций
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Этнопедагогическое сопровождение развития личностных универсальных учебных действий первоклассников (на примере школ республики Ингушетия)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СМЕН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПО БИОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА «КЛЮЧЕВСКИЙ»)
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА СУБСТРАТЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА CAS В ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



