ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно - коммуникативных технологий 7
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе детей с ОНР III уровня 11
1.3. Этапы и направления логопедической работы по развитию связной
речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием ИКТ 16
Выводы по главе I 24
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 25
2.1. Организация и методика эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 27
Глава III. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью информационно-коммуникативных технологий на формирующем этапе эксперимента 38
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы 38
3.2. Динамика развития связной речи на основе компьютерной программы
в ходе логопедической работы 40
Выводы по главе III 50
Заключение 52
Список литературы
Глава I. Теоретический формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно - коммуникативных технологий 7
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе детей с ОНР III уровня 11
1.3. Этапы и направления логопедической работы по развитию связной
речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием ИКТ 16
Выводы по главе I 24
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 25
2.1. Организация и методика эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 27
Глава III. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью информационно-коммуникативных технологий на формирующем этапе эксперимента 38
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы 38
3.2. Динамика развития связной речи на основе компьютерной программы
в ходе логопедической работы 40
Выводы по главе III 50
Заключение 52
Список литературы
Актуальность данной темы исследования обусловливается тем, что навык составления связных высказываний и текстов оказывается наиболее несформированным у детей с ОНР. Развитие речи детей является важным условием успешного обучения. Связная речь способствует коммуникативной и социальной активности.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка и усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить его связно.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико - фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов).
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной - описательно-повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения. В большинство логопедических методик для детей с ОНР включаются различные приемы формирования связной речи для более успешного коррекционного воздействия.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования в организации образовательного процесса таких современных средств, как информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Информационные технологии повышают интерес детей к занятиям, позволяют использовать аудио- и видеоконтенты во время логопедического занятия, что, несомненно, оказывает положительное влияние на усвоение материала.
Цель исследования: изучить процесс формирования у детей с ОНР III уровня устной связной речи посредством использования информационно - коммуникативных технологий.
Объект исследования: связная монологическая речь у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи у детей в условиях логопедических занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий
Гипотеза исследования состояла в том, что информационно - коммуникативные технологии могут способствовать более успешному развитию связной речи дошкольников с ОНР при соблюдении следующих условий:
Задачи исследования:
1. Экспериментально изучить уровень развития показателей связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Разработать цикл занятий по развитию связной речи дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий и реализовать её в ходе формирующего этапа эксперимента.
3. Оценить динамику развития связной речи детей экспериментальной группы в ходе использования предложенной программы.
Методологическая основа исследования: концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической,
логопедической и методической литературы;
2. Эмпирические: педагогический (формирующий) эксперимент,
диагностика речевого развития учащихся с использованием методики В.П.Глухова.
3. Интерпретационные: качественный и количественный, в том числе с использованием статистических методов, анализ полученных результатов.
Апробация работы: Результаты собранных данных нашей исследовательской деятельности была представлена на Итоговой научно - образовательной конференции студентов К(П)ФУ 2018 года. Результаты проведенного констатирующего эксперимента отражены в статье: «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития связной речи у дошкольников».
Практическая значимость заключается в том, что предложенная программа в логопедической работе может быть использована по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием информационно-коммуникативных технологий в логопедической практике в ДОУ и в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи ДОУ. Создание логопедической программы будет способствовать повышению уровня развития связной речи и подготовки интеграции в общеобразовательные школы детей с ОНР.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка и усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить его связно.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико - фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов).
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной - описательно-повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения. В большинство логопедических методик для детей с ОНР включаются различные приемы формирования связной речи для более успешного коррекционного воздействия.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования в организации образовательного процесса таких современных средств, как информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Информационные технологии повышают интерес детей к занятиям, позволяют использовать аудио- и видеоконтенты во время логопедического занятия, что, несомненно, оказывает положительное влияние на усвоение материала.
Цель исследования: изучить процесс формирования у детей с ОНР III уровня устной связной речи посредством использования информационно - коммуникативных технологий.
Объект исследования: связная монологическая речь у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи у детей в условиях логопедических занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий
Гипотеза исследования состояла в том, что информационно - коммуникативные технологии могут способствовать более успешному развитию связной речи дошкольников с ОНР при соблюдении следующих условий:
Задачи исследования:
1. Экспериментально изучить уровень развития показателей связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Разработать цикл занятий по развитию связной речи дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий и реализовать её в ходе формирующего этапа эксперимента.
3. Оценить динамику развития связной речи детей экспериментальной группы в ходе использования предложенной программы.
Методологическая основа исследования: концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической,
логопедической и методической литературы;
2. Эмпирические: педагогический (формирующий) эксперимент,
диагностика речевого развития учащихся с использованием методики В.П.Глухова.
3. Интерпретационные: качественный и количественный, в том числе с использованием статистических методов, анализ полученных результатов.
Апробация работы: Результаты собранных данных нашей исследовательской деятельности была представлена на Итоговой научно - образовательной конференции студентов К(П)ФУ 2018 года. Результаты проведенного констатирующего эксперимента отражены в статье: «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития связной речи у дошкольников».
Практическая значимость заключается в том, что предложенная программа в логопедической работе может быть использована по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием информационно-коммуникативных технологий в логопедической практике в ДОУ и в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи ДОУ. Создание логопедической программы будет способствовать повышению уровня развития связной речи и подготовки интеграции в общеобразовательные школы детей с ОНР.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение
У дошкольников с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками связной речи. Именно от уровня развития связного высказывания зависит как дети с общим недоразвитием речи, будут в дальнейшем учиться в школе и как сложиться их учебная деятельность.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется, как и было сказано ранее. Главное правильно выстроить систематическую коррекционную работу логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию связной речи. Занятия с помощью информационно-коммуникативных технологий позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования была выполнена: исследован процесс развития связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Решены поставленные задачи исследования:
Были проведены исследования по современным представлениям об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, а также рассмотрен вопрос эффективности применения компьютера(презентаций) в логопедической работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование проведено по методике В.П. Глухова. Разработан и прописан тематический план, мультимедийная презентация при помощи советских мультфильмов направлены на коррекцию недостатков связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы. Наблюдалось снижение ошибок в употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций в употребление глагольных форм. Дети стали использовать распространенные и развернутые предложения. Также дети составляли полный и развернутый ответ.
Таким образом, после проведения комплекса логопедических занятий с включением мультимедийной презентации в основу легли советские мультфильмы, отмечена положительная динамика развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, что говорит об эффективности использования компьютера на занятиях.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется, как и было сказано ранее. Главное правильно выстроить систематическую коррекционную работу логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию связной речи. Занятия с помощью информационно-коммуникативных технологий позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования была выполнена: исследован процесс развития связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Решены поставленные задачи исследования:
Были проведены исследования по современным представлениям об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, а также рассмотрен вопрос эффективности применения компьютера(презентаций) в логопедической работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование проведено по методике В.П. Глухова. Разработан и прописан тематический план, мультимедийная презентация при помощи советских мультфильмов направлены на коррекцию недостатков связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы. Наблюдалось снижение ошибок в употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций в употребление глагольных форм. Дети стали использовать распространенные и развернутые предложения. Также дети составляли полный и развернутый ответ.
Таким образом, после проведения комплекса логопедических занятий с включением мультимедийной презентации в основу легли советские мультфильмы, отмечена положительная динамика развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, что говорит об эффективности использования компьютера на занятиях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПРИ ПОМОЩИ
ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Формирование лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами логопедических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРОБОТОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



