ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ В ШКОЛЕ 14
1.1. Изучение литературно-критических статей как методическая проблема 14
1.2. Методы и приемы изучения литературной критики в школе 21
1.3. Использование инновационных технологий при изучении литературно
критических статей в среднем и старшем звене как способ формирования ключевых компетенций личности 29
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 61
2.1. Кейс-технология как способ формирования ключевых компетенций при изучении литературно-критической статьи А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Гончарова» в старших классах 61
2.2. Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций при изучении критического этюда В.П. Буренина «Литературная деятельность Тургенева» 68
2.3. Анализ и интерпретация критического текста как неотъемлемый компонент организации инновационного урока 86
ГЛАВА 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА МОДЕРНИСТОВ В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.П. БУРЕНИНА 90
3.1. Проявление ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П.
Буренина, ее виды и функции 90
3.2. Литературная ксенофобия в пародии «Андреев и лев» 107
3.3. Травестирование традиционного басенного сюжета в пародии «Г.
Мейерхольд и ворона» 113
3.4. Имена-маски в драматической сатире «Литературные чтения и
собеседования в обществе “Бедлам-модерн”» 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ В ШКОЛЕ 14
1.1. Изучение литературно-критических статей как методическая проблема 14
1.2. Методы и приемы изучения литературной критики в школе 21
1.3. Использование инновационных технологий при изучении литературно
критических статей в среднем и старшем звене как способ формирования ключевых компетенций личности 29
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 61
2.1. Кейс-технология как способ формирования ключевых компетенций при изучении литературно-критической статьи А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Гончарова» в старших классах 61
2.2. Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций при изучении критического этюда В.П. Буренина «Литературная деятельность Тургенева» 68
2.3. Анализ и интерпретация критического текста как неотъемлемый компонент организации инновационного урока 86
ГЛАВА 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА МОДЕРНИСТОВ В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.П. БУРЕНИНА 90
3.1. Проявление ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П.
Буренина, ее виды и функции 90
3.2. Литературная ксенофобия в пародии «Андреев и лев» 107
3.3. Травестирование традиционного басенного сюжета в пародии «Г.
Мейерхольд и ворона» 113
3.4. Имена-маски в драматической сатире «Литературные чтения и
собеседования в обществе “Бедлам-модерн”» 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
БИБЛИОГРАФИЯ 146
Под понятием «ключевые компетенции» (от лат. competere — соответствовать, подходить) традиционно понимаются универсальные и надпредметные способности и качества личности обучающегося, необходимые для качественно-продуктивной деятельности в условиях быстроменяющегося мира. Отечественные методисты В.В. Голубков и Ц.П. Балталон еще в 80-90 гг. XIX века отмечали, что изучение критических статей на уроках литературы способствует не только развитию у старших школьников предметных умений интерпретировать художественный смысл произведения и понимать поэтику писателя, но и формированию личностных характеристик (компетенций). Поэтому учитель-словесник, систематически изучая со школьниками литературно-критические тексты классиков, помогает приблизить старшеклассников к тому образовательному результату, который в ФГОС С(П)ОО зафиксирован в пункте №5 как «портрет выпускника школы».
Говоря о перспективе изучения программных критических статей классиков (В.Г. Белинского, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др.) для формирования всесторонне развитой личности школьника, мы не можем не отметить перспективы освоения школьниками литературно-критического творчества В.П. Буренина. Вообще наследие малоизвестных критиков (А.Л. Волынского, М.О. Менщикова, В.П. Буренина, Ф.В. Булгарина и др.) представляет достаточно пространную панораму и существенно обогащает литературный процесс, в котором в последнее время наблюдается определенный «всплеск» интереса к неоднозначным личностям. В этом ракурсе критическое творчество Буренина приобретает новые интерпретации и особую актуальность в диссертационных (И.Б. Игнатова, Н.Н. Шабалина ), научно-исследовательских (Г.Н. Боева , В.Н. Крылов , А.И. Рейтблат и др.) работах, критических и биографических статьях (В. Бондаренко , М.П. Лепехин , Ф.М. Иоффе ), и что особенно важно - в учебниках по изучению истории русской литературы рубежа XIX-XX вв. (В.И. Коровин ). Уроки, направленные на знакомство старшеклассников с художественным миром критика, его особыми пиар-технологиями (нападки на личность, литературный скандал), оригинальными приемами критического письма (в частности, с приемом ксенофобии) могут стать отличным ресурсом личностной базы школьников, а также эффективным педагогическим фактором, способствующим преодолению ксенофобии в молодежной среде.
Несмотря на то, что заслуги Буренина перед русской культурой весомы, тем не менее, его литературно-критическое наследие не изучается в школе, более того, не исследовано в контексте феномена ксенофобии, систематически применяющимся в его творчестве. Отчасти это связано с тем, что вопрос об изучении литературной критики в школе до сих пор считается открытым и сложным, поскольку вызывает определенные трудности у учащихся и учителей. Все это обусловливает актуальность нашего исследования, так как оно обращено к пока еще слабо изученной методической проблеме освоения критических статей в современной школе, а также к малоисследованной проблеме литературоведения, связанной с постижением мастерства русских литературных критиков.
Научная новизна работы заключается в том, что мы впервые предприняли попытку установить причины проблем и трудностей, которые возникают у школьников при изучении литературно-критического материала, а также попытались выявить способы организации педагогического процесса, которые способствуют формированию ключевых компетенций личности учащихся. Для этого мы рассмотрели некоторые инновационные технологии и приемы (кейс-технологии, технологию проектного обучения, технологию развития критического мышления, технологию дебатов и пр.) применительно к урокам по изучению литературной критики, поэтапно описали возможности их применения, привели практические примеры и рекомендации по внедрению предложенных инноваций в учебный процесс.
Кроме того, научная новизна нашей работы заключается в особом аспекте анализа литературно-критического наследия В.П. Буренина. В данной работе мы обратились к рассмотрению творчества критика в контексте феномена ксенофобии, предприняли попытку выделить виды ксенофобии, определить функции данного приема. Отметим, что такой вектор анализа выбран не случайно: современное общество обращает пристальное внимание к явлению ксенофобии1. Изучение этого феномена в творчестве Буренина должно способствовать более глубокому прочтению критических публикаций критика и пониманию его роли в литературном движении эпохи.
А также мы впервые обозначили перспективы изучения литературно-критического наследия В.П. Буренина в старших классах на элективных и факультативных занятиях по литературе. На основе проведенного анализа критических текстов автора, была разработана система уроков по изучению литературно-критического творчества В.П. Буренина, которая в качестве эксперимента по формированию ключевых компетенций в личности школьников была апробирована в ОШИ «Лицей им. Н.И. Лобачевского».
Основная цель исследования - выявить способы формирования ключевых компетенций личности при изучении критических статей на уроках литературы в старших классах, а также определить особенности функционирования феномена ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П. Буренина для организации и апробации инновационных уроков по освоению наследия критика.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- установить, какие проблемы и трудности возникают у старшеклассников при изучении программных критических статей классиков;
- проанализировать традиционные методы и приемы изучения критических статей, выявить их достоинства и недостатки;
- систематизировать результаты исследований, посвященных перспективам реализации компетентностного подхода в образовании, руководствуясь классификациями отечественных ученых, выделить перечень ключевых компетенций;
- рассмотреть потенциал инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций личности при изучении критических текстов на уроках литературы;
- предложить новые методические разработки к урокам по изучению критических статей классиков;
- рассмотреть литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии: выделить виды ксенофобии в произведениях критика, определить функции каждого вида, а также выявить и раскрыть некоторые особенности поэтики буренинских текстов, с помощью которых критик выражает субъективную авторскую позицию (имена-маски, прием абсурда, жанровые модификации и пр.);
- обосновать перспективы изучения творчества В.П. Буренина в старших классах, разработать систему уроков по изучению литературно-критического наследия критика на элективных и факультативных занятиях по литературе, а также составить таблицу,
отражающую все уровни компетенций, на формирование которых направлены задания, технологии и приемы предложенных уроков. Для достижения поставленной цели и реализации основных задач в работе были определены следующие методы исследования:
- метод анкетирования - при выявлении сложностей, которые возникают у учащихся при изучении критических статей;
- статический метод - при получении количественных данных по проблеме;
- описательно-аналитический метод - при критическом анализе научной и методической литературы по теме исследования;
- метод эксперимента - при организации и апробации инновационных уроков по формированию ключевых компетенций личности, а также при внедрении некоторых предложенных инноваций в учебный процесс;
- метод наблюдения и изучения ученического творчества - при анализе результатов внедрения инноваций на урок по изучению критики;
- метод сплошной выборки - при сборе материала из критического наследия В.П. Буренина;
- метод контекстно-ситуативного анализа - при реконструкции индивидуальной концепции ксенофобии в критическом тексте;
- метод интерпретации художественного текста - при конкретизации значимости категории ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П. Буренина.
Отметим, что в нашей работе встречаются элементы биографического метода, так как было необходимо рассмотреть личные контакты критика с современниками, которые влияли на его литературные суждения.
Объект исследования - процесс формирования ключевых компетенций личности старшеклассника при изучении критического материала на уроках литературы, а также литературно-критический материал (статьи И.А. Гончарова, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Н.Н. Страхова, В.П. Буренина и др.).
Предмет исследования - особенности организации инновационных уроков по формированию ключевых компетенций старшеклассников при изучении критических произведений, а также отличительные особенности поэтики и мастерства русских критиков.
Теоретико-методологической основой работы являются труды, посвященные проблемам изучения литературной критики в школе (Ц.П. Балталон [74, 75], В.В. Голубков [77], В.П. Острогорский [84, 85], В.Г. Маранцман [81], В.Н. Крылов [35], Ю.А. Филонова [60]); компетентностному подходу (А.В. Хуторской [63, 64, 65], И.А. Зимняя [27], В.В. Сериков [55]) и инновационным технологиям (С.В. Столбунова [86], О.И. Горбич [78], Д.О. Ярцева [73], Ш.И. Бобохужаев [15], Ю.В. Баёва [104]) в образовании; теории литературной критики (В.Н. Крылов [37], М.Г. Зельдович [26]); поэтике Буренина (А.И. Рейтблат [50, 51], И.Б. Игнатова [30], Г.Н. Боева [110], С.Л. Лобзова [123, 124]).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 135 наименований, и приложения. Общий объем - 161 страница.
Во Введении обосновывается актуальность темы, аргументируется научная новизна работы, ставится цель, определяются задачи и методология исследования, говорится об апробации научных результатов и возможностях их дальнейшего применения.
Первая глава - «Технологии и методы изучения литературной критики в школе» - посвящена обоснованию и анализу методической проблемы, связанной с освоением литературно-критических статей в современной школе, а также описанию и анализу традиционных методов и приемов изучения критики на уроках литературы. Кроме того, в данной главе рассматриваются особенности компетентностного подхода в образовании, выделены уровни образовательных компетенций, представлена детальная характеристика перечня ключевых компетенций, раскрыт потенциал инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций личности при изучении критических текстов на уроках литературы в среднем и старшем звене.
Во второй главе - «Инновационные технологии как ресурс эксперимента в формировании компетенций личности старшего школьника» - рассмотрены особенности анализа и интерпретации критических текстов, обозначаются перспективы освоения наследия В.П. Буренина, на основе литературно-критических текстов классиков предложены методические рекомендации и инновационные разработки уроков по литературе, которые направлены на формирование компетенций личности старшеклассника. Кроме того, описана разработанная система уроков по изучению литературно-критического творчества В.П. Буренина, представлены цели и результаты ее апробации.
В третьей главе - «Интерпретация творчества модернистов в литературно-критическом наследии В.П. Буренина» - предметом исследования становится феномен ксенофобии в критических текстах Буренина. На материале критических очерков, пародий «Андреев и лев», «Г. Мейерхольд и ворона», драматической сатиры «Литературный чтения и собеседования в обществе "Бедлам-модерн"» анализируются основные принципы ксенофобии критика, определяется отношение Буренина к ведущим литературным направлениям и течениям XIX-XX вв. и их представителям.
В Заключении подводятся итоги предпринятого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут применяться в современной школе на уроках литературы и элективных занятиях при изучении русской литературной критики и истории литературы XIX-XX веков, а также в вузовских курсах, спецкурсах и семинарах по проблемам поэтики критического текста. Возможно частичное использование наблюдений и выводов выпускной квалификационной работы при подготовке обучающихся к различным предметным олимпиадам и конкурсам.
Апробация работы. Основные материалы выпускной квалификационной работы были изложены в докладах и сообщениях на VIII международной научно-практической конференции «Инновации и современные педагогические технологии в системе образования» (Прага, 2018), LXII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, 2018), XVIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке и образовании» (Москва, 2017); XV Международной научной конференции «Достижения и проблемы современной науки» (Санкт-Петербург, 2017); Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 2016); научно-образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета (2017, 2018 гг.); «Открытом конкурсе научных работ среди обучающихся на соискание премии имени Н.И. Лобачевского» (Казань, 2017); интеллектуальном конкурсе на лучшую научную статью в рамках Недели науки в ЕИ КФУ (2017, 2018 гг.); Международном интеллектуальном конкурсе студентов и аспирантов «University Stars - 2016» (Москва, 2016); III Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Перспективы науки» (Казань, 2016).
По теме выпускной квалификационной работы опубликовано шесть статей, из которых одна входит в состав статей перечня ВАК:
1. Ягудина Л.И. Проявление ксенофобии в пародии В..П. Буренина «Андреев и лев» // Современные тенденции в науке и образовании. XVIII Международная научно-практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп», 2017. - С. 34-38.
2. Ягудина Л.И. Ксенофобия в пародийном и басенном творчестве В.П. Буренина // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки» / Главный ред. Шелистов Д.А. - Томск: Электронное периодическое издание «Аллея науки», 2017. - Выпуск №8 (1). - С. 237- 244.
3. Ягудина Л.И. Образ автора в драматической сатире В.П. Буренина «Литературные чтения и собеседования в обществе "Бедламмодерн"» // ХV международная научно-практическая конференция 1 часть: «Достижения и проблемы современной науки». - СПб.: Научный журнал "Globus", 2017. - С. 82-86.
4. Шабалина Н.Н., Ягудина Л.И. Имена-маски в драматической сатире В.П. Буренина "Литературные чтения и собеседования в обществе "Бедлам-модерн"" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 11(77): в 3-х ч. Ч. 3. - C. 44
48. - ISSN 1997-2911 (Издание включено в перечень, рекомендуемый ВАК РФ).
5. Шабалина Н.Н., Ягудина Л.И. Кейс-технология как способ формирования ключевых компетенций при изучении литературно-критической статьи А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Г ончарова» в старших классах // Innovations and modem pedagogical technologies in the education system : materials of the VIII international scientific conference on February 20-21, 2018. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - С. 69-74.
6. Ягудина Л.И., Шабалина Н.Н. Изучение литературно-критических статей как методическая проблема // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(62) - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2018. - С. 28-35.
Говоря о перспективе изучения программных критических статей классиков (В.Г. Белинского, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др.) для формирования всесторонне развитой личности школьника, мы не можем не отметить перспективы освоения школьниками литературно-критического творчества В.П. Буренина. Вообще наследие малоизвестных критиков (А.Л. Волынского, М.О. Менщикова, В.П. Буренина, Ф.В. Булгарина и др.) представляет достаточно пространную панораму и существенно обогащает литературный процесс, в котором в последнее время наблюдается определенный «всплеск» интереса к неоднозначным личностям. В этом ракурсе критическое творчество Буренина приобретает новые интерпретации и особую актуальность в диссертационных (И.Б. Игнатова, Н.Н. Шабалина ), научно-исследовательских (Г.Н. Боева , В.Н. Крылов , А.И. Рейтблат и др.) работах, критических и биографических статьях (В. Бондаренко , М.П. Лепехин , Ф.М. Иоффе ), и что особенно важно - в учебниках по изучению истории русской литературы рубежа XIX-XX вв. (В.И. Коровин ). Уроки, направленные на знакомство старшеклассников с художественным миром критика, его особыми пиар-технологиями (нападки на личность, литературный скандал), оригинальными приемами критического письма (в частности, с приемом ксенофобии) могут стать отличным ресурсом личностной базы школьников, а также эффективным педагогическим фактором, способствующим преодолению ксенофобии в молодежной среде.
Несмотря на то, что заслуги Буренина перед русской культурой весомы, тем не менее, его литературно-критическое наследие не изучается в школе, более того, не исследовано в контексте феномена ксенофобии, систематически применяющимся в его творчестве. Отчасти это связано с тем, что вопрос об изучении литературной критики в школе до сих пор считается открытым и сложным, поскольку вызывает определенные трудности у учащихся и учителей. Все это обусловливает актуальность нашего исследования, так как оно обращено к пока еще слабо изученной методической проблеме освоения критических статей в современной школе, а также к малоисследованной проблеме литературоведения, связанной с постижением мастерства русских литературных критиков.
Научная новизна работы заключается в том, что мы впервые предприняли попытку установить причины проблем и трудностей, которые возникают у школьников при изучении литературно-критического материала, а также попытались выявить способы организации педагогического процесса, которые способствуют формированию ключевых компетенций личности учащихся. Для этого мы рассмотрели некоторые инновационные технологии и приемы (кейс-технологии, технологию проектного обучения, технологию развития критического мышления, технологию дебатов и пр.) применительно к урокам по изучению литературной критики, поэтапно описали возможности их применения, привели практические примеры и рекомендации по внедрению предложенных инноваций в учебный процесс.
Кроме того, научная новизна нашей работы заключается в особом аспекте анализа литературно-критического наследия В.П. Буренина. В данной работе мы обратились к рассмотрению творчества критика в контексте феномена ксенофобии, предприняли попытку выделить виды ксенофобии, определить функции данного приема. Отметим, что такой вектор анализа выбран не случайно: современное общество обращает пристальное внимание к явлению ксенофобии1. Изучение этого феномена в творчестве Буренина должно способствовать более глубокому прочтению критических публикаций критика и пониманию его роли в литературном движении эпохи.
А также мы впервые обозначили перспективы изучения литературно-критического наследия В.П. Буренина в старших классах на элективных и факультативных занятиях по литературе. На основе проведенного анализа критических текстов автора, была разработана система уроков по изучению литературно-критического творчества В.П. Буренина, которая в качестве эксперимента по формированию ключевых компетенций в личности школьников была апробирована в ОШИ «Лицей им. Н.И. Лобачевского».
Основная цель исследования - выявить способы формирования ключевых компетенций личности при изучении критических статей на уроках литературы в старших классах, а также определить особенности функционирования феномена ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П. Буренина для организации и апробации инновационных уроков по освоению наследия критика.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- установить, какие проблемы и трудности возникают у старшеклассников при изучении программных критических статей классиков;
- проанализировать традиционные методы и приемы изучения критических статей, выявить их достоинства и недостатки;
- систематизировать результаты исследований, посвященных перспективам реализации компетентностного подхода в образовании, руководствуясь классификациями отечественных ученых, выделить перечень ключевых компетенций;
- рассмотреть потенциал инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций личности при изучении критических текстов на уроках литературы;
- предложить новые методические разработки к урокам по изучению критических статей классиков;
- рассмотреть литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии: выделить виды ксенофобии в произведениях критика, определить функции каждого вида, а также выявить и раскрыть некоторые особенности поэтики буренинских текстов, с помощью которых критик выражает субъективную авторскую позицию (имена-маски, прием абсурда, жанровые модификации и пр.);
- обосновать перспективы изучения творчества В.П. Буренина в старших классах, разработать систему уроков по изучению литературно-критического наследия критика на элективных и факультативных занятиях по литературе, а также составить таблицу,
отражающую все уровни компетенций, на формирование которых направлены задания, технологии и приемы предложенных уроков. Для достижения поставленной цели и реализации основных задач в работе были определены следующие методы исследования:
- метод анкетирования - при выявлении сложностей, которые возникают у учащихся при изучении критических статей;
- статический метод - при получении количественных данных по проблеме;
- описательно-аналитический метод - при критическом анализе научной и методической литературы по теме исследования;
- метод эксперимента - при организации и апробации инновационных уроков по формированию ключевых компетенций личности, а также при внедрении некоторых предложенных инноваций в учебный процесс;
- метод наблюдения и изучения ученического творчества - при анализе результатов внедрения инноваций на урок по изучению критики;
- метод сплошной выборки - при сборе материала из критического наследия В.П. Буренина;
- метод контекстно-ситуативного анализа - при реконструкции индивидуальной концепции ксенофобии в критическом тексте;
- метод интерпретации художественного текста - при конкретизации значимости категории ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П. Буренина.
Отметим, что в нашей работе встречаются элементы биографического метода, так как было необходимо рассмотреть личные контакты критика с современниками, которые влияли на его литературные суждения.
Объект исследования - процесс формирования ключевых компетенций личности старшеклассника при изучении критического материала на уроках литературы, а также литературно-критический материал (статьи И.А. Гончарова, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Н.Н. Страхова, В.П. Буренина и др.).
Предмет исследования - особенности организации инновационных уроков по формированию ключевых компетенций старшеклассников при изучении критических произведений, а также отличительные особенности поэтики и мастерства русских критиков.
Теоретико-методологической основой работы являются труды, посвященные проблемам изучения литературной критики в школе (Ц.П. Балталон [74, 75], В.В. Голубков [77], В.П. Острогорский [84, 85], В.Г. Маранцман [81], В.Н. Крылов [35], Ю.А. Филонова [60]); компетентностному подходу (А.В. Хуторской [63, 64, 65], И.А. Зимняя [27], В.В. Сериков [55]) и инновационным технологиям (С.В. Столбунова [86], О.И. Горбич [78], Д.О. Ярцева [73], Ш.И. Бобохужаев [15], Ю.В. Баёва [104]) в образовании; теории литературной критики (В.Н. Крылов [37], М.Г. Зельдович [26]); поэтике Буренина (А.И. Рейтблат [50, 51], И.Б. Игнатова [30], Г.Н. Боева [110], С.Л. Лобзова [123, 124]).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 135 наименований, и приложения. Общий объем - 161 страница.
Во Введении обосновывается актуальность темы, аргументируется научная новизна работы, ставится цель, определяются задачи и методология исследования, говорится об апробации научных результатов и возможностях их дальнейшего применения.
Первая глава - «Технологии и методы изучения литературной критики в школе» - посвящена обоснованию и анализу методической проблемы, связанной с освоением литературно-критических статей в современной школе, а также описанию и анализу традиционных методов и приемов изучения критики на уроках литературы. Кроме того, в данной главе рассматриваются особенности компетентностного подхода в образовании, выделены уровни образовательных компетенций, представлена детальная характеристика перечня ключевых компетенций, раскрыт потенциал инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций личности при изучении критических текстов на уроках литературы в среднем и старшем звене.
Во второй главе - «Инновационные технологии как ресурс эксперимента в формировании компетенций личности старшего школьника» - рассмотрены особенности анализа и интерпретации критических текстов, обозначаются перспективы освоения наследия В.П. Буренина, на основе литературно-критических текстов классиков предложены методические рекомендации и инновационные разработки уроков по литературе, которые направлены на формирование компетенций личности старшеклассника. Кроме того, описана разработанная система уроков по изучению литературно-критического творчества В.П. Буренина, представлены цели и результаты ее апробации.
В третьей главе - «Интерпретация творчества модернистов в литературно-критическом наследии В.П. Буренина» - предметом исследования становится феномен ксенофобии в критических текстах Буренина. На материале критических очерков, пародий «Андреев и лев», «Г. Мейерхольд и ворона», драматической сатиры «Литературный чтения и собеседования в обществе "Бедлам-модерн"» анализируются основные принципы ксенофобии критика, определяется отношение Буренина к ведущим литературным направлениям и течениям XIX-XX вв. и их представителям.
В Заключении подводятся итоги предпринятого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут применяться в современной школе на уроках литературы и элективных занятиях при изучении русской литературной критики и истории литературы XIX-XX веков, а также в вузовских курсах, спецкурсах и семинарах по проблемам поэтики критического текста. Возможно частичное использование наблюдений и выводов выпускной квалификационной работы при подготовке обучающихся к различным предметным олимпиадам и конкурсам.
Апробация работы. Основные материалы выпускной квалификационной работы были изложены в докладах и сообщениях на VIII международной научно-практической конференции «Инновации и современные педагогические технологии в системе образования» (Прага, 2018), LXII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, 2018), XVIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке и образовании» (Москва, 2017); XV Международной научной конференции «Достижения и проблемы современной науки» (Санкт-Петербург, 2017); Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 2016); научно-образовательных конференциях студентов Казанского федерального университета (2017, 2018 гг.); «Открытом конкурсе научных работ среди обучающихся на соискание премии имени Н.И. Лобачевского» (Казань, 2017); интеллектуальном конкурсе на лучшую научную статью в рамках Недели науки в ЕИ КФУ (2017, 2018 гг.); Международном интеллектуальном конкурсе студентов и аспирантов «University Stars - 2016» (Москва, 2016); III Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Перспективы науки» (Казань, 2016).
По теме выпускной квалификационной работы опубликовано шесть статей, из которых одна входит в состав статей перечня ВАК:
1. Ягудина Л.И. Проявление ксенофобии в пародии В..П. Буренина «Андреев и лев» // Современные тенденции в науке и образовании. XVIII Международная научно-практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп», 2017. - С. 34-38.
2. Ягудина Л.И. Ксенофобия в пародийном и басенном творчестве В.П. Буренина // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки» / Главный ред. Шелистов Д.А. - Томск: Электронное периодическое издание «Аллея науки», 2017. - Выпуск №8 (1). - С. 237- 244.
3. Ягудина Л.И. Образ автора в драматической сатире В.П. Буренина «Литературные чтения и собеседования в обществе "Бедламмодерн"» // ХV международная научно-практическая конференция 1 часть: «Достижения и проблемы современной науки». - СПб.: Научный журнал "Globus", 2017. - С. 82-86.
4. Шабалина Н.Н., Ягудина Л.И. Имена-маски в драматической сатире В.П. Буренина "Литературные чтения и собеседования в обществе "Бедлам-модерн"" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 11(77): в 3-х ч. Ч. 3. - C. 44
48. - ISSN 1997-2911 (Издание включено в перечень, рекомендуемый ВАК РФ).
5. Шабалина Н.Н., Ягудина Л.И. Кейс-технология как способ формирования ключевых компетенций при изучении литературно-критической статьи А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Г ончарова» в старших классах // Innovations and modem pedagogical technologies in the education system : materials of the VIII international scientific conference on February 20-21, 2018. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - С. 69-74.
6. Ягудина Л.И., Шабалина Н.Н. Изучение литературно-критических статей как методическая проблема // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(62) - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2018. - С. 28-35.
Происходящие в настоящее время глобальные изменения во всех сферах социальной жизни неразрывно связаны с изменениями в системе школьного образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года успешное развитие экономического потенциала страны связывается с внедрением в систему школьного образования компетентностного подхода, в связи с чем, в современной школе становится чрезвычайно актуальной проблема формирования компетентностной личности. Теперь для того, чтобы быть успешным в дальнейшей жизни, школьнику важно освоить не только определенную сумму предметных знаний и умений, но и овладеть комплексом ключевых компетенций, включающих в себя способности творчески подходить к решению нестандартных ситуаций, успешно осваивать новые виды деятельности, генерировать идеи, осознанно использовать технологии эффективного сотрудничества и пр.
Известно, что уроки литературы позволяют создать необходимую образовательную среду для всестороннего развития учащихся. На данный момент существует достаточное количество научно-методических работ ([13], [21], [78], [86] и пр.), посвященных процессу формирования ключевых компетенций личности на уроках гуманитарного цикла, но нет ни одного комплексного исследования, в котором были бы обозначены перспективы и способы развития личности старшеклассника при изучении критического материала на уроках литературы. Между тем, освоение и понимание программных критических текстов (В.Г. Белинского, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др.) позволяет формировать не только предметные компетенции (например, умение выделять авторскую точку зрения через призму художественной организации текста). Учитель-словесник, эффективно применяя инновационные способы формирования ключевых компетенций при организации уроков по изучению критики, позволяет школьникам, во-первых, успешно принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах, качественно написать итоговое декабрьское эссе и сдать Единый государственный экзамен по литературе; во-вторых, приблизиться к тому образовательному результату, который в ФГОС С(П)ОО зафиксирован в пункте №5 как «портрет выпускника школы».
Говоря о перспективе изучения программных критических статей классиков, мы не можем не отметить преимущества освоения школьниками литературно-критического творчества малоизвестного критика рубежа XIX-XX вв. В.П. Буренина. Творческая биография Буренина, его сатирические произведения, оригинальный пародийносатирический стиль, ксенофобия как неординарный прием критического письма (мастерство критика) могут стать основой интересных и творческих уроков, способствующих формированию компетенций личности (предметных, общепредметных, ключевых), которые ФГОС С(П)ОО рассматриваются как необходимый образовательный результат выпускника школы.
В данной работе мы предприняли попытку выявить способы формирования ключевых компетенций личности при изучении критических статей на уроках литературы в старших классах, а также рассмотреть литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии для организации и апробации инновационных уроков по освоению наследия критика. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, установлено, что изучение литературной критики в современной школе рассматривается как серьезная методическая проблема, поскольку вызывает определенные трудности у учащихся и учителей. В условиях дефицита учебного времени обзору и изучению литературно-критического материала на уроке отводится второстепенное место, а сама работа, соответственно, дает малозначительные результаты. Затруднения вызывают и недостаток инновационных методик анализа литературно-критических статей, нехватка специальной учебно-методической литературы, посвященной вопросам привлечения критики на уроках литературы, сложный для восприятия школьников язык критического материала, отрыв содержания статей от современной жизни и реального опыта детей и, как следствие, отсутствие интереса и мотивации к изучению литературной критики. Все это привело к тому, что в современной школе критика осталась без пристального внимания и изучения, тогда как освоение особенностей публицистического стиля (которое формирует критическая литература) помогает выпускникам в написании итогового декабрьского эссе. Кроме того, задание №17(1-4) ЕГЭ по литературе основывается на программных литературно-критических статьях классиков, а некоторые задания предметных олимпиад и конкурсов требуют от учащихся знаний именно в области литературной критики.
Результаты проведенного среди учащихся 11 -ых классов ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ (РТ) и МБОУ СОШ № 4 г. Можги (УР) анкетирования подтвердили, что изучение критики в современных школах и лицеях носит проблемный характер и вызывает ряд сложностей у школьников. Почти половина респондентов (42,57%) воспринимает критические статьи как ругательные и «агрессивные» сочинения; 94% опрошенных не имеют представления о критических жанрах (или затрудняются их определить), а также о программных критических статьях, знание которых позволяет глубже осмыслить художественное произведение и понять поэтику писателя. Кроме того, метод анкетирования позволил установить периодичность обращения к критическим статьям при изучении художественных произведений (63,9% выбрали ответ «иногда», остальные - вариант «никогда»), определить затруднения учащихся при чтении критической литературы. Среди ответов чаще всего было отмечено, что сложности вызывает «обилие непонятных слов, сложный стиль написания» (55,8%), «большой объем статьи» (24,5%), «неинтересное содержание» (5,7%), «несоответствие реальной жизни» (2,4%) и пр.
Во-вторых, нами были рассмотрены тенденции развития современной системы школьного образования, а также основные нормативные документы, регламентирующие содержание образования ([121], [131], [132]), систематизированы результаты исследований, посвященных перспективам реализации компетентностного подхода в школах и выделены семь видов ключевых компетенций личности (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования), которые получили в условиях глобальных изменений в мире статус универсальных и надпредметных свойств и качеств личности, которыми обязательно должен обладать выпускник школы.
В-третьих, подробно ознакомившись с перечнем научно-исследовательских и методических работ последних лет, было выяснено, что практически отсутствует специальная современная учебно-методическая литература, посвященная вопросам привлечения критики на уроках литературы. Это позволило сделать вывод о том, что предпочтения учителей до сих пор отдаются традиционным урокам, на которых преобладают уже апробированные долголетней практикой методы и приемы работы с литературно-критической статьей - тезирование и конспектирование.
Между тем, особую актуальность в условиях компетентностного подхода получают разнообразные инновационные технологии и приемы, с помощью которых становится возможным устранить затруднения в восприятии и понимании критических текстов, избавиться от монотонного конспектирования и пересказа статей и использовать свои знания, например, при создании творческих проектов или решении нестандартных проблемных ситуаций. Кроме того, инновации предоставляют возможность осуществлять межпредметную интеграцию, повышают мотивацию к обучению, делают урок энергичным и динамичным, позволяют школьникам находиться в постоянном взаимодействии, ощутить себя в иной социальной роли (например, при проведении пресс-конференции с критиком - в роли журналистов, корреспондентов, ведущих).
Рассмотрев потенциал инновационных технологий обучения (ТРКМ, кейс-стади, технология проектного обучения, диалоговые технологии и др.) в процессе формирования ключевых компетенций личности, мы провели эксперимент по их внедрению в учебный процесс. На основе педагогического опыта были предложены новые методические разработки к урокам по изучению критических статей классиков (см. параграфы 1.3, 2.1, 2.2), представлены наглядные таблицы, в которых обозначены формируемые на каждом этапе работы со статьей ключевые компетенции, а также пошагово описаны основные действия педагога и учеников в процессе создания творческого образовательного продукта (интеллект-карта, проект, решение кейса).
В-четвертых, выяснено, что наряду с классическими представителями русской литературно-критической мысли наследие малоизвестных критиков (В.П. Буренина, А.Л. Волынского, М.О. Менщикова, Ф.В. Булгарина и др.) представляет достаточно пространную панораму и существенно обогащает литературный процесс, в котором в последнее время наблюдается определенный «всплеск» интереса к неоднозначным личностям. В этом ракурсе литературно-критическое творчество Буренина приобретает новые интерпретации и особую актуальность в диссертационных (И.Б. Игнатова [30], Н.Н. Шабалина [67], С.Л. Лобзова [123, 124]), научно-исследовательских (Г.Н. Боева [110], В.Н. Крылов [36], А.И. Рейтблат [50, 51] и др.) работах, критических и биографических статьях (В. Бондаренко [111], М.П. Лепехин [39], Ф.М. Иоффе [120]), и что особенно важно - в учебниках по изучению истории русской литературы рубежа XIX-XX вв. (В.И. Коровин [79]). Поэтому знакомство старшеклассников с критическим наследием Буренина на элективных и факультативных занятиях по литературе видится нам перспективным: погружение в художественный мир критика, понимание его оригинальных приемов критического письма и неординарных пиар-технологий позволит воспитывать всесторонне развитую личность, владеющую набором необходимых для успешной будущей жизни ключевых компетенций.
В подтверждение этого аргумента нами были составлены темы проектов, которые учитель-словесник может предложить старшеклассникам при изучении критического этюда Буренина «Литературная деятельность И.С. Тургенева». Кроме того, разработана система уроков по изучению литературно-критического творчества Буренина, которая в качестве эксперимента по формированию ключевых компетенций личности была апробирована в старших классах ОШИ «Лицей им. Н.И. Лобачевского». Отметим, что к работе также прилагаются таблица, отражающая все уровни и виды компетенций, на формирование которых направлены задания, технологии и приемы предложенных уроков (см. приложение 2), технологическая карта урока по изучению способов выражения авторской позиции в пародии Буренина «Андреев и лев» (см. приложение 3) и некоторые результаты апробации данных занятий (см. параграф 2.3).
В-пятых, прежде чем разработать и апробировать предложенные уроки, нами было рассмотрено литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии, который особенно ярко проявляется в произведениях, посвященных обличению модернизма как направления в искусстве. Установлено, что ксенофобия выступает как особый способ декларации взглядов и воззрений, как своеобразная стратегия, с помощью которой критик ярко и заметно выражает свое мнение по поводу важных проблем литературной и общественной жизни.
Важно отметить, что проявление ксенофобии в творчестве критика носит специфический характер и реализуется в каждом произведении Буренина по-особенному. В связи с этим, мы считаем целесообразным разделить ксенофобию критика на три вида:
• литературная ксенофобия, ярко проявляющаяся в делении писателей на «гениев» (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и др.) и писателей «среднего таланта» (Г. И. Успенский, А. А. Потехин, Ф. М. Решетников и др.), причем Буренин четко определяет градацию писательского таланта. Также литературная ксенофобия проявляется по отношению к новым модернистским направлениям, которые становятся на рубеже XIX-XX вв. очень популярными как в литературе (символизм, акмеизм, футуризм и пр.), так и в театре («символистский театр» В.Э. Мейерхольда). Буренин был убежден в паразитизме и бесцельности творчества модернистов, поэтому так яро критик высмеивал стиль, форму, фабулу их произведений. Например, в драматической сатире «Литературные чтения и собеседования в обществе “Бедлам-модерн”» Буренин обрушивается на художественный стиль Брюсова и Бальмонта, который, по мнению критика, совершенно одинаков: «То был бальмонтско-брюсовский язык, / Который мил интеллигентам ада; / Я понимать его давно привык, / Хоть понимать в нем ничего не надо» [2, с. 64]. В пародии «Андреев и лев» Буренин не случайно использует прием зоологизации для того, чтобы провести скрытую параллель между домашним скотом и модернистами, которые нацелены только на индивидуальность и свое мировосприятие: «Твое рычание звучит куриным эхом» // «Твой "красный смех", любезный друг, / Визжанию подобен поросенка» [113].
• личная ксенофобия обнаруживается в том, что Буренин
практически всегда обрушивается не на произведения, а на их создателей, заменяя аналитический разбор самозабвенной руганью. В этом случае объектом его насмешек становятся поэты-декаденты (Л.Н. Андреев, А. Белый, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов и др.) и театральные деятели, увлекающиеся поэтикой модернизма (В.Э. Мейерхольд). Важно отметить, что личная ксенофобия критика весьма тесно связана с литературной ксенофобией: нападки на личность поэта-модерниста объясняются неприятием новых направлений и течений. Так, в пародии «Г. Мейерхольд и ворона» главной чертой Мейерхольда выступает смешное самомнение («Взгляните на меня: я признанный герольд / Искусства нового») [7, с. 239]. В пародии режиссер явно изображён как человек с непомерной гордыней и комической уверенностью в том, что его реформаторская деятельность в театре приносит свои положительные результаты: «Система дивная моя / Уж явно действует» [7, с. 239]. В такой крикливости и смехотворном желании похвалить себя угадывается насмешка Буренина над всеми декадентами.
• национальная ксенофобия расширяет рамки личной ксенофобии и проявляется на уровне неприятия национальности (критические очерки о С.Я. Надсоне, М.М. Стасюлевиче, пародия «Г. Мейерхольд и ворона»). Чаще всего такие выпады осуществлялись в адрес евреев, что легко объясняется особенностями эпохи, в которую жил Буренин: нападки на евреев в конце XIX века особо обостряются в России. Кроме того, газета «Новое время», в которой в это время работает Буренин, постоянно высмеивает и оскорбляет лишь либералов и евреев. В качестве примера можно привести нападки критика на еврейское происхождение Н.М. Минского, которые обусловлены не столько личной ненавистью Буренина к поэту или его антисемитскими взглядами, сколько неприятием творчества писателя-мистика, чьи произведения относят к неоромантической ветви предсимволизма. Так элементы юдофобии критика проявляются на фоне неприятия новых направлений в искусстве.
В результате предпринятой интерпретации феномена ксенофобии в литературно-критической деятельности Буренина были выявлены и раскрыты некоторые другие особенности поэтики буренинских текстов, которые позволяют критику открыто выражать субъективную авторскую позицию:
• прием абсурда выступает в качестве индикатора наметившегося кризиса нового модернистского искусства. В драматической сатире «Литературные чтения и собеседования...» Буренин конструирует нелепый мир, в котором все превращается в фантасмагорию: «.люди, тоже в стиле "модерн", у которых из плечей выходят ноги, а из бедер руки, на месте головы крысий хвост, а на ногах у пяток помещаются головы с плоскими и низкими лбами»; «.на лицах дам на месте глаз два рта; на месте носа - глаз; на месте рта - нос» [2, с. 57].
• функцию смыслопорождающего приема в текстах критика выполняют имена-маски. Имя утрачивает у Буренина свою номинативную функцию и приобретает ярко выраженное субъективно-экспрессивное начало. Так, в имени героя драматической сатиры Кузьмы Распрогорького (пародия на Максима Горького) скрываются указания Буренина на продажность писателя, его неблагородное происхождение, интеллектуальные и характерологические особенности (несообразительность, злость, наглость и пр.).
• жанровые модификации становятся основным способом выражения идейной и мировоззренческой позиции Буренина. Например, в его пародийном творчестве возникает гибридный жанр: критик обращается к басне, сохраняя ряд ее традиционных черт (заглавие, мораль, характеры-персонажи, аллегоричность), но в тоже время сближает ее с одним из основных жанров его литературно-критического творчества - пародией. Пародия, как правило, вскрывает несовершенства стиля, художественного метода и тематики произведений, которые попадают в поле зрения пародиста. Басня у Буренина перенимает данные функции, так как её основное предназначение заключается не только в обличении несовершенств действительности и человеческих пороков, она нацелена на разоблачение художественного метода в целом (модернизма) или индивидуального стиля того или иного писателя (поэта).
Итак, изучение литературно-критического наследия Буренина в актуальном аспекте феномена ксенофобии при использовании инновационных технологий и приемов организации урока может стать отличным ресурсом личностной базы старшеклассника, а также эффективным педагогическим фактором, способствующим преодолению ксенофобии в молодежной среде.
Перспективы дальнейшего исследования данной темы мы видим в детальном изучении способов и приемов оценки уровня сформированности компетенций личности, а также в разработке авторской методики, которая позволит диагностировать стадии личностного развития школьника на уроках литературы. Также вне работы осталось изучение архивов Буренина и деятельности Буренина как театрального критика, что тоже может стать предметом отдельного обобщающего исследования.
Известно, что уроки литературы позволяют создать необходимую образовательную среду для всестороннего развития учащихся. На данный момент существует достаточное количество научно-методических работ ([13], [21], [78], [86] и пр.), посвященных процессу формирования ключевых компетенций личности на уроках гуманитарного цикла, но нет ни одного комплексного исследования, в котором были бы обозначены перспективы и способы развития личности старшеклассника при изучении критического материала на уроках литературы. Между тем, освоение и понимание программных критических текстов (В.Г. Белинского, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др.) позволяет формировать не только предметные компетенции (например, умение выделять авторскую точку зрения через призму художественной организации текста). Учитель-словесник, эффективно применяя инновационные способы формирования ключевых компетенций при организации уроков по изучению критики, позволяет школьникам, во-первых, успешно принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах, качественно написать итоговое декабрьское эссе и сдать Единый государственный экзамен по литературе; во-вторых, приблизиться к тому образовательному результату, который в ФГОС С(П)ОО зафиксирован в пункте №5 как «портрет выпускника школы».
Говоря о перспективе изучения программных критических статей классиков, мы не можем не отметить преимущества освоения школьниками литературно-критического творчества малоизвестного критика рубежа XIX-XX вв. В.П. Буренина. Творческая биография Буренина, его сатирические произведения, оригинальный пародийносатирический стиль, ксенофобия как неординарный прием критического письма (мастерство критика) могут стать основой интересных и творческих уроков, способствующих формированию компетенций личности (предметных, общепредметных, ключевых), которые ФГОС С(П)ОО рассматриваются как необходимый образовательный результат выпускника школы.
В данной работе мы предприняли попытку выявить способы формирования ключевых компетенций личности при изучении критических статей на уроках литературы в старших классах, а также рассмотреть литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии для организации и апробации инновационных уроков по освоению наследия критика. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, установлено, что изучение литературной критики в современной школе рассматривается как серьезная методическая проблема, поскольку вызывает определенные трудности у учащихся и учителей. В условиях дефицита учебного времени обзору и изучению литературно-критического материала на уроке отводится второстепенное место, а сама работа, соответственно, дает малозначительные результаты. Затруднения вызывают и недостаток инновационных методик анализа литературно-критических статей, нехватка специальной учебно-методической литературы, посвященной вопросам привлечения критики на уроках литературы, сложный для восприятия школьников язык критического материала, отрыв содержания статей от современной жизни и реального опыта детей и, как следствие, отсутствие интереса и мотивации к изучению литературной критики. Все это привело к тому, что в современной школе критика осталась без пристального внимания и изучения, тогда как освоение особенностей публицистического стиля (которое формирует критическая литература) помогает выпускникам в написании итогового декабрьского эссе. Кроме того, задание №17(1-4) ЕГЭ по литературе основывается на программных литературно-критических статьях классиков, а некоторые задания предметных олимпиад и конкурсов требуют от учащихся знаний именно в области литературной критики.
Результаты проведенного среди учащихся 11 -ых классов ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ (РТ) и МБОУ СОШ № 4 г. Можги (УР) анкетирования подтвердили, что изучение критики в современных школах и лицеях носит проблемный характер и вызывает ряд сложностей у школьников. Почти половина респондентов (42,57%) воспринимает критические статьи как ругательные и «агрессивные» сочинения; 94% опрошенных не имеют представления о критических жанрах (или затрудняются их определить), а также о программных критических статьях, знание которых позволяет глубже осмыслить художественное произведение и понять поэтику писателя. Кроме того, метод анкетирования позволил установить периодичность обращения к критическим статьям при изучении художественных произведений (63,9% выбрали ответ «иногда», остальные - вариант «никогда»), определить затруднения учащихся при чтении критической литературы. Среди ответов чаще всего было отмечено, что сложности вызывает «обилие непонятных слов, сложный стиль написания» (55,8%), «большой объем статьи» (24,5%), «неинтересное содержание» (5,7%), «несоответствие реальной жизни» (2,4%) и пр.
Во-вторых, нами были рассмотрены тенденции развития современной системы школьного образования, а также основные нормативные документы, регламентирующие содержание образования ([121], [131], [132]), систематизированы результаты исследований, посвященных перспективам реализации компетентностного подхода в школах и выделены семь видов ключевых компетенций личности (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования), которые получили в условиях глобальных изменений в мире статус универсальных и надпредметных свойств и качеств личности, которыми обязательно должен обладать выпускник школы.
В-третьих, подробно ознакомившись с перечнем научно-исследовательских и методических работ последних лет, было выяснено, что практически отсутствует специальная современная учебно-методическая литература, посвященная вопросам привлечения критики на уроках литературы. Это позволило сделать вывод о том, что предпочтения учителей до сих пор отдаются традиционным урокам, на которых преобладают уже апробированные долголетней практикой методы и приемы работы с литературно-критической статьей - тезирование и конспектирование.
Между тем, особую актуальность в условиях компетентностного подхода получают разнообразные инновационные технологии и приемы, с помощью которых становится возможным устранить затруднения в восприятии и понимании критических текстов, избавиться от монотонного конспектирования и пересказа статей и использовать свои знания, например, при создании творческих проектов или решении нестандартных проблемных ситуаций. Кроме того, инновации предоставляют возможность осуществлять межпредметную интеграцию, повышают мотивацию к обучению, делают урок энергичным и динамичным, позволяют школьникам находиться в постоянном взаимодействии, ощутить себя в иной социальной роли (например, при проведении пресс-конференции с критиком - в роли журналистов, корреспондентов, ведущих).
Рассмотрев потенциал инновационных технологий обучения (ТРКМ, кейс-стади, технология проектного обучения, диалоговые технологии и др.) в процессе формирования ключевых компетенций личности, мы провели эксперимент по их внедрению в учебный процесс. На основе педагогического опыта были предложены новые методические разработки к урокам по изучению критических статей классиков (см. параграфы 1.3, 2.1, 2.2), представлены наглядные таблицы, в которых обозначены формируемые на каждом этапе работы со статьей ключевые компетенции, а также пошагово описаны основные действия педагога и учеников в процессе создания творческого образовательного продукта (интеллект-карта, проект, решение кейса).
В-четвертых, выяснено, что наряду с классическими представителями русской литературно-критической мысли наследие малоизвестных критиков (В.П. Буренина, А.Л. Волынского, М.О. Менщикова, Ф.В. Булгарина и др.) представляет достаточно пространную панораму и существенно обогащает литературный процесс, в котором в последнее время наблюдается определенный «всплеск» интереса к неоднозначным личностям. В этом ракурсе литературно-критическое творчество Буренина приобретает новые интерпретации и особую актуальность в диссертационных (И.Б. Игнатова [30], Н.Н. Шабалина [67], С.Л. Лобзова [123, 124]), научно-исследовательских (Г.Н. Боева [110], В.Н. Крылов [36], А.И. Рейтблат [50, 51] и др.) работах, критических и биографических статьях (В. Бондаренко [111], М.П. Лепехин [39], Ф.М. Иоффе [120]), и что особенно важно - в учебниках по изучению истории русской литературы рубежа XIX-XX вв. (В.И. Коровин [79]). Поэтому знакомство старшеклассников с критическим наследием Буренина на элективных и факультативных занятиях по литературе видится нам перспективным: погружение в художественный мир критика, понимание его оригинальных приемов критического письма и неординарных пиар-технологий позволит воспитывать всесторонне развитую личность, владеющую набором необходимых для успешной будущей жизни ключевых компетенций.
В подтверждение этого аргумента нами были составлены темы проектов, которые учитель-словесник может предложить старшеклассникам при изучении критического этюда Буренина «Литературная деятельность И.С. Тургенева». Кроме того, разработана система уроков по изучению литературно-критического творчества Буренина, которая в качестве эксперимента по формированию ключевых компетенций личности была апробирована в старших классах ОШИ «Лицей им. Н.И. Лобачевского». Отметим, что к работе также прилагаются таблица, отражающая все уровни и виды компетенций, на формирование которых направлены задания, технологии и приемы предложенных уроков (см. приложение 2), технологическая карта урока по изучению способов выражения авторской позиции в пародии Буренина «Андреев и лев» (см. приложение 3) и некоторые результаты апробации данных занятий (см. параграф 2.3).
В-пятых, прежде чем разработать и апробировать предложенные уроки, нами было рассмотрено литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии, который особенно ярко проявляется в произведениях, посвященных обличению модернизма как направления в искусстве. Установлено, что ксенофобия выступает как особый способ декларации взглядов и воззрений, как своеобразная стратегия, с помощью которой критик ярко и заметно выражает свое мнение по поводу важных проблем литературной и общественной жизни.
Важно отметить, что проявление ксенофобии в творчестве критика носит специфический характер и реализуется в каждом произведении Буренина по-особенному. В связи с этим, мы считаем целесообразным разделить ксенофобию критика на три вида:
• литературная ксенофобия, ярко проявляющаяся в делении писателей на «гениев» (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и др.) и писателей «среднего таланта» (Г. И. Успенский, А. А. Потехин, Ф. М. Решетников и др.), причем Буренин четко определяет градацию писательского таланта. Также литературная ксенофобия проявляется по отношению к новым модернистским направлениям, которые становятся на рубеже XIX-XX вв. очень популярными как в литературе (символизм, акмеизм, футуризм и пр.), так и в театре («символистский театр» В.Э. Мейерхольда). Буренин был убежден в паразитизме и бесцельности творчества модернистов, поэтому так яро критик высмеивал стиль, форму, фабулу их произведений. Например, в драматической сатире «Литературные чтения и собеседования в обществе “Бедлам-модерн”» Буренин обрушивается на художественный стиль Брюсова и Бальмонта, который, по мнению критика, совершенно одинаков: «То был бальмонтско-брюсовский язык, / Который мил интеллигентам ада; / Я понимать его давно привык, / Хоть понимать в нем ничего не надо» [2, с. 64]. В пародии «Андреев и лев» Буренин не случайно использует прием зоологизации для того, чтобы провести скрытую параллель между домашним скотом и модернистами, которые нацелены только на индивидуальность и свое мировосприятие: «Твое рычание звучит куриным эхом» // «Твой "красный смех", любезный друг, / Визжанию подобен поросенка» [113].
• личная ксенофобия обнаруживается в том, что Буренин
практически всегда обрушивается не на произведения, а на их создателей, заменяя аналитический разбор самозабвенной руганью. В этом случае объектом его насмешек становятся поэты-декаденты (Л.Н. Андреев, А. Белый, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов и др.) и театральные деятели, увлекающиеся поэтикой модернизма (В.Э. Мейерхольд). Важно отметить, что личная ксенофобия критика весьма тесно связана с литературной ксенофобией: нападки на личность поэта-модерниста объясняются неприятием новых направлений и течений. Так, в пародии «Г. Мейерхольд и ворона» главной чертой Мейерхольда выступает смешное самомнение («Взгляните на меня: я признанный герольд / Искусства нового») [7, с. 239]. В пародии режиссер явно изображён как человек с непомерной гордыней и комической уверенностью в том, что его реформаторская деятельность в театре приносит свои положительные результаты: «Система дивная моя / Уж явно действует» [7, с. 239]. В такой крикливости и смехотворном желании похвалить себя угадывается насмешка Буренина над всеми декадентами.
• национальная ксенофобия расширяет рамки личной ксенофобии и проявляется на уровне неприятия национальности (критические очерки о С.Я. Надсоне, М.М. Стасюлевиче, пародия «Г. Мейерхольд и ворона»). Чаще всего такие выпады осуществлялись в адрес евреев, что легко объясняется особенностями эпохи, в которую жил Буренин: нападки на евреев в конце XIX века особо обостряются в России. Кроме того, газета «Новое время», в которой в это время работает Буренин, постоянно высмеивает и оскорбляет лишь либералов и евреев. В качестве примера можно привести нападки критика на еврейское происхождение Н.М. Минского, которые обусловлены не столько личной ненавистью Буренина к поэту или его антисемитскими взглядами, сколько неприятием творчества писателя-мистика, чьи произведения относят к неоромантической ветви предсимволизма. Так элементы юдофобии критика проявляются на фоне неприятия новых направлений в искусстве.
В результате предпринятой интерпретации феномена ксенофобии в литературно-критической деятельности Буренина были выявлены и раскрыты некоторые другие особенности поэтики буренинских текстов, которые позволяют критику открыто выражать субъективную авторскую позицию:
• прием абсурда выступает в качестве индикатора наметившегося кризиса нового модернистского искусства. В драматической сатире «Литературные чтения и собеседования...» Буренин конструирует нелепый мир, в котором все превращается в фантасмагорию: «.люди, тоже в стиле "модерн", у которых из плечей выходят ноги, а из бедер руки, на месте головы крысий хвост, а на ногах у пяток помещаются головы с плоскими и низкими лбами»; «.на лицах дам на месте глаз два рта; на месте носа - глаз; на месте рта - нос» [2, с. 57].
• функцию смыслопорождающего приема в текстах критика выполняют имена-маски. Имя утрачивает у Буренина свою номинативную функцию и приобретает ярко выраженное субъективно-экспрессивное начало. Так, в имени героя драматической сатиры Кузьмы Распрогорького (пародия на Максима Горького) скрываются указания Буренина на продажность писателя, его неблагородное происхождение, интеллектуальные и характерологические особенности (несообразительность, злость, наглость и пр.).
• жанровые модификации становятся основным способом выражения идейной и мировоззренческой позиции Буренина. Например, в его пародийном творчестве возникает гибридный жанр: критик обращается к басне, сохраняя ряд ее традиционных черт (заглавие, мораль, характеры-персонажи, аллегоричность), но в тоже время сближает ее с одним из основных жанров его литературно-критического творчества - пародией. Пародия, как правило, вскрывает несовершенства стиля, художественного метода и тематики произведений, которые попадают в поле зрения пародиста. Басня у Буренина перенимает данные функции, так как её основное предназначение заключается не только в обличении несовершенств действительности и человеческих пороков, она нацелена на разоблачение художественного метода в целом (модернизма) или индивидуального стиля того или иного писателя (поэта).
Итак, изучение литературно-критического наследия Буренина в актуальном аспекте феномена ксенофобии при использовании инновационных технологий и приемов организации урока может стать отличным ресурсом личностной базы старшеклассника, а также эффективным педагогическим фактором, способствующим преодолению ксенофобии в молодежной среде.
Перспективы дальнейшего исследования данной темы мы видим в детальном изучении способов и приемов оценки уровня сформированности компетенций личности, а также в разработке авторской методики, которая позволит диагностировать стадии личностного развития школьника на уроках литературы. Также вне работы осталось изучение архивов Буренина и деятельности Буренина как театрального критика, что тоже может стать предметом отдельного обобщающего исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В.П. БУРЕНИНА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



