Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №42919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
666
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы связной речи у детей с общим недоразвитием речи 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 3 уровня 7
1.2 Понятие связной речи и особенности её развития у детей с общим недоразвитие
речи 3 уровня 16
1.3 Возможности информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми
с нарушениями речи 22
Выводы по Главе I 27
Глава II. Особенности состояния связной речи у детей с общим
недоразвитием речи 3 уровня 30
2.1. Организация и методы: исследования 30
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 38
Выводы по Главе II 43
Глава III. Экспериментальная работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня с помощью информационно - коммуникативных технологий 45
3.1 Методика коррекционно-развивающей работы: по развитию связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий 45
3.2 Особенности динамики связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня в ходе использования информационно-коммуникативных технологий 50
Выводы по Главе III 54
Заключение 56
Список использованной литературы


Актуальность темы исследования. В настоящее время большое внимание уделяется детям с общим недоразвитием речи, в связи с тем, что основным контингентом логопедических групп являются дети именно с данным логопедическим заключением. Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексических средств, грамматического строя, фонетических процессов при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте. Дети с общим недоразвитием речи относятся к той категории, которой необходима логопедическая помощь в первую очередь. Без специальной коррекционной помощи в дальнейшем они будут испытывать трудности в процессе обучения. Систематическая и своевременная помощь по развитию речи дает возможность преодолеть речевое нарушение.
В дошкольном образовании речь является одной из основ воспитания и обучения детей. Особое значение приобретает формирование связной речи - это становится главной конечной целью коррекционного процесса, итогом длительной и кропотливой работы. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и их общее интеллектуальное развитие.
Речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется несформированностью всех компонентов языковой системы и нарушениями высших психических функций, что ведет к трудностям освоения связного высказывания и проявляется в различной степени: от недостатка развернутого смыслового высказывания до речи с рядом недочетов и ошибок.
Неполномерная речевая активность накладывает отпечаток на совершенствование у детей интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сферы. Наблюдается неустойчивость внимания, его локальные возможности распределения. Дети с общим недоразвитием речи из -за ряда особенностей психофизического развития нуждаются в частой смене деятельности, так как они быстро утомляются их восприятие и внимание рассевается. Это делает необходимым использование на занятиях различных вспомогательных средств, которые смогут облегчить и направить процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.
Использование в коррекционной работе различных нетрадиционных методов и приемов повышает эффективность логопедической работы, стимулирует познавательную активность, предотвращает утомление детей. С помощью нынешних возможностей можно сделать занятие с ребенка радостным, интересным, а главное - направленным на его развитие. Необходима разработка и апробация информационно -коммуникативных логопедических технологий, предназначенных для детей различного возраста, имеющих различную структуру речевого дефеката и направленных на формирование различных компонентов языковой системы.
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи является конечной целью коррекционного процесса и требует особых логопедических методов. Информационно -коммуникативные технологии повышают эффективность логопедической работы, стимулируют речевую, познавательную активность, предотвращают утомление детей. К сожалению, на данный момент такие технологии применяются в недостаточном количестве, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования - на основе диагностики особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня разработать и апробировать систему упражнений по формированию связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Объектом исследования является связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - динамика развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в ходе логопедической работы с использованием информационно-коммуникативных логопедических технологий.
Гипотеза исследования: формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно-коммуникативных технологий повышают эффективность коррекционно-развивающей работы.
Задачи исследования:
1. Провести анализ логопедической, педагогической и логопсихологической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, особенностях ее формирования у детей с общим недоразвитием речи III уровня и возможностях информационно-коммуникативных технологий в логопедической практике.
2. Подобрать методику по изучению уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Эмпирически изучить уровень сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Провести коррекционно -развивающую работу с использованием компьютерных игр -презентаций и доказать эффективность их применения в работе по формированию связной речи.
Методы исследования:
Теоретические методы:
-теоретический анализ методической, психолого -педагогической и специальной литературы по теме исследования;
-подбор методов исследования и формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Эмпирические методы:
-изучение данных медицинских и речевых карт детей;
-наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности.
Экспериментальные методы:
-разработка и проведение формирующего эксперимента, направленного на изучение динамики развития связной речи при использовании компьютерных игр-презентаций.
Методы обработки полученных данных:
-количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что с помощью информационно -коммуникативных технологий было составлено пособие по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, которое может быть рекомендовано логопедам, воспитателям, родителям имеющих детей с общим недоразвитием речи.
Методологической основой исследования являются труды Левиной Р.Е. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Волковой Л.С. о закономерности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи. Труды Лайткиной С.В., Феофилатовой К.Д., Божович Л.И. об особенностях личностного развития и своеобразии высших психических функций детей данной категории. Научные труды о формировании связной речи у лиц с общим недоразвитием речи III уровня (Ткаченко Т.А., Глухов В.П., Лалаева
Р.И., Фомичева М.Ф., Ушакова О.С., Струнина Е.М., Стрельцова Л.Е., Алексеева М.М. др.). Также научные труды Репина З.А, Л.Р. Лизуновой, Яковлева А.И., Кукушкиной О.И. об использовании информационно-коммуникативных технологий в коррекционно -развивающих целях.
Апробация работы: Результаты исследования были обсуждены на итоговой студенческой конференции 2018 года, тезисы выступления приняты к публикации в сборнике студенческих работ КФУ
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 34 источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 4 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи. Исходя из того как, ребенок умеет строить свое высказывание, судят о его уровне речевого развития.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются отличия в формировании связной речи. Характерными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Развернутые смысловые высказывания данных детей отличаются отсутствием четкой последовательности изложения, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно - следственные взаимоотношения действующих лиц, отрывочностью. Детям данной категории также присуще рассеянное внимание, трудности в восприятии и воспроизведении информации. Эти отличия мешают полноценному развитию связной речи детей дошкольного возраста и его общему развитию. Процесс формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием III уровня требует систематической поэтапной коррекционной работы, что подтвердили результаты констатирующего этапа эксперимента.
Для формирования связной речи был составлен комплекс упражнений по развитию связной речи в виде игры - презентации PowerPoint для дошкольников с общим недоразвитием речи. Комплекс игр опирается на тематическое планирование логопедической работы с детьми старшей группы и включает 9 блоков: составление рассказов по наблюдаемым действиям; составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам; составление рассказа по прослушанному тексту и картинке; составление рассказов по одной сюжетной картинке; составление рассказов по памяти; составление рассказов по символам; составление рассказов по схемам; составление рассказов по предметным картинкам и составление рассказов по заданным словам.
Каждый блок включает в себя три уровня сложности, по принципу от простого к сложному. Инструкция к заданиям была записана заранее. При верном выполнении заданий одного из этапов ребенок самостоятельно по гиперссылке переходит на следующее задание либо на следующий этап или блок. При отсутствии ошибок в выполнении заданий ребенок может услышать поздравления и похвалу.
При проведении контрольного эксперимента мы выявили, что большое количество детей из экспериментальной группы после прохождения коррекционной работы с использованием информационно -коммуникативной технологии имеют высокий (20 % учащихся) и средний 46,66 % учащихся) уровни сформированности связной речи, число детей с недостаточным уровнем сократилось с 40% до 20%, а количество детей с низким уровнем уменьшилось с 20% до 6,66%. Полученные данные статистически достоверны; положительная динамика развития связной речи в экспериментальной группе более выражена, чем у детей из контрольной группы, которые проходили обучение только по традиционной программе.
Дети экспериментальной группы не испытывали трудности при выполнении предлагаемых заданий. У детей контрольной группы наблюдались некоторые трудности. Необходимо отметить, что у детей экспериментальной группы значительно возросла мотивация к занятиям при использовании информационно-коммуникативных технологий. Усвоение материала происходило быстрее по сравнению с контрольной группой. Детям создавалась ситуация успеха каждого выполненного ими задания. Каждый раз они видели оценку своей деятельности (похвала и поздравление), если у них не получалось выполнить задание старались преодолевать трудности. Таким образом, можно говорить о том, что применение в процессе логопедической работы информационно - коммуникативных технологий повышает эффективность работы по формированию связной речи.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб.-метод, пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Белякова, Л.И. Заикание. дошкольников [Текст]: учеб. -метод, пособие / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст]: учеб.-метод, пособие / В.П. Беспалько. - Воронеж: МОДЭК, 2011. - 93 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография. СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия. [Текст]: учеб. для вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 1999. - 680 с.
6. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. для вузов / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2008. - 104 с.
7. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей с недоразвитием речи [Текст]: учебник / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина. - М.: «МОДЭК», 2001. - 256 с.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб.-метод, пособие / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2005. - 351 с.
9. Ерусланкина, Г.А Коррекционная работа по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]: монография / Г.А. Ерусланкина. - М.: Издательские решения, 2016. - 70 с.
10. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи [Текст]: учеб.-метод, пособие / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. — 119 с.
11. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст]: учеб.-метод, пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2015 - 380 с.
12. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы [Текст]: учебник / О.И. Кукушкина. - М.: Астрель, 2011. - 131 с.
13. Лайткина, С.В. Логопсихология [Текст]: учеб. для вузов / С.В.Лауткина. - Витебск: Авт.-сост. С.В.Лауткина. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. - 150 с.
14. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебник / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.:Союз, 2014. - 224 с.
15. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учеб.- метод, пособие / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1967. - 368 с.
16. Лизунова, Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Р. Лизунова. - Пермь: Пушка, 2017. - 74 с.
17. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция [Текст]: учебник / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1995. 95 с.
18. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 2001. - 192 с.
19. Репина, З. А. Компьютерные средства обучения: проблемы
разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук [Текст]: учеб.для вузов / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова. - М.: Ювента, 2014. - 109 с.
20. Санитарно-эпидемиологические требования к усвоениям и организации обучения в в общеобразовательных учреждениях [Текст]: ГОСТ Р 892.4.2.2821 - 2016. - Введ. 2016-29-12. - М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2016. - 663 с.
21. Сергеева, Ю.М. Интраперсональная коммуникация. Психологический и лингвистический аспекты [Текст] / Ю.М. Сергеева. М.: МПГУ, 2016. - 198 с.
22. Стрельцова, Л.Е. Литература и фантазия. [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1992 - 192 с.
23. Методика русского языка в средней школе [Текст]: учебник / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1980. - 257 с.
24. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] монография / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2017. - 57 с.
25. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.А. Тютюева // Концепт. - 2016. - N°2. С. 91-95.
26. Ушакова, О.С Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод, пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2013. — 288 с.
27. Феофилатова, К.Д. Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / К.Д. Феофилатова // Санкт- Петербургский образовательный вестник. - 2016. - №3. С. 78-84.
28. Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод, пособие / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, А.В.Соболева. - М.: В.Секачев, 2016. - 280 с.
29. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
30. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Т екст]: учебник / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Альфа, 1993. - 103 с.
31. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 1989. - 130 с.
32. Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. - М.: Айрисс -пресс, 2008. - 224 с.
33. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб.-метод, пособие / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
34. Яковлев, А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Текст] / А.И. Яковлев // Информационное общество. 2012. - .№13. С. 32-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ