ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты социальной защиты населения 7
1.1 Сущность и общее понятие социальной защиты населения 7
1.2 Организация социальной защиты населения в РФ 12
1.3 Нормативно-правовые аспекты регулирования социальной защиты
населения в Российской Федерации 18
2 Анализ деятельности органов социальной защиты населения на примере
города Набережные Челны 24
2.1 Общая информация о деятельности органов социальной защиты
населения 24
2.2 Сравнительная характеристика деятельности организации социальной
защиты на примере г. Набережные Челны, г. Тольятти и г. Кемерово 30
2.3 Анализ и оценка деятельности органов социальной защиты населения
г. Набережные Челны 39
3 Совершенствование деятельности органов социальной защиты населения
города Набережные Челны 46
3.1 Основные проблемы деятельности органов социальной защиты
населения г. Набережные Челны 46
3.2 Рекомендации по изменению ситуации по деятельности органов
социальной защиты 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире осуществляется деятельность по всем известным видам обеспечения: экономическому, политическому, социальному, правовому, информационному и т.д. с большим или меньшим успехом по разным сферам и областям жизнедеятельности общества.
Основным направлением социального государства является деятельность по росту качества жизни тех групп населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам особо нуждаются в защите, с невозможностью самостоятельного решения проблем личного или семейного жизнеобеспечения. Решение данных задач определяется ростом реальных доходов населения за счет выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставления установленных законом льгот, развитие системы социального обслуживания семей с детьми. Вместе с тем в Российской Федерации социальная защищенность населения по сравнению с высокоразвитыми странами находится пока на низком уровне.
Для социального государства приоритетом является обязанность по обеспечению гарантий на социальное равенство, справедливость, благополучие своих граждан, их социальной защищенности посредством реализации социальной политики, основной целью которой является приумножение человеческого капитала в качестве основного богатства Российской Федерации. Поэтому усилия государства направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры. В ходе новых социально - экономических условий трансформации современного общества реализуется развитие системы социальной защиты населения в качестве специфического института, который функционирует для устранения условий, умножающих социальную незащищенность граждан.
Также базовой задачей государства является поддержка семей как наиболее значимого института страны, существует необходимость ее защиты государством, органами власти всех уровней для полноценного воспитания нового поколения. Поэтому рост социального потенциала семьи, а также общей активизации во всех сферах жизни общества определяется непосредственным отношением к социальному развитию страны, к применению возможностей в полной мере. Поэтому соответствующие положения, которые связаны с поддержкой и государственными гарантиями защиты семьи, закрепляются в законодательстве большого количества стран, а в отдельных государствах гарантии подробно расписаны.
Политика государства в области поощрения многодетности семей определена также системой их социальной защиты, которая, однако весьма усложнена и ее исследование актуально на сегодняшний день.
Цель работы: исследование направлений совершенствования деятельности органов социальной защиты населения г Набережные Челны.
Задачи работы:
1) выявить теоретические аспекты социальной защиты населения;
2) провести анализ деятельности органов социальной защиты населения на примере г. Набережные Челны;
3) исследовать пути совершенствования деятельности органов социальной защиты населения г Набережные Челны.
Объект исследования - система социальной защиты населения.
Предметом исследования является управление системой социальной защиты на муниципальном уровне.
Теоретические основы исследования: в ходе анализа проблем управления системы социальной защиты населения в городе Набережные Челны в работе использованы материалы трудов ведущих специалистов в области государственного управления, таких как Бекишиева С.Р., Бородина Т.А., Дружинина А.А., Кончугов А.В., Корф В.И., Краснова С.Н. и др.
Методологические основы исследования: системные, обобщенные методы, дедукция, синтез, классификация, наблюдение, изучение документации, и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты социальной защиты населения, дано общее понятие социальной защиты населения, изучены принципы и функции социальной защиты населения, а также исследованы нормативно-правовые аспекты регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации.
Во второй главе работы проведено исследование управления системы социальной защиты в г. Набережные Челны, дана общая информация по деятельности органов социальной защиты населения, определены основные проблемы деятельности органов социальной защиты населения г Набережные Челны.
В третьей главе работы определены пути совершенствования деятельности органов социальной защиты населения г Набережные Челны, проведена оценка эффективности предложенных рекомендаций.
В современном мире осуществляется деятельность по всем известным видам обеспечения: экономическому, политическому, социальному, правовому, информационному и т.д. с большим или меньшим успехом по разным сферам и областям жизнедеятельности общества. Самыми распространенными видами обеспечения является предоставление медицинских, материально-технических, инженерных, тыловых, финансовых и других услуг. Дискуссионным является вопрос по такому виду обеспечения, как социальное обеспечение, содержание которого определяет спорные моменты среди представителей различных наук.
В Республике Татарстан осуществление деятельности по социальной защите населения, регулирование и контроль территориальных органов, уполномоченных на данную деятельность, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. В муниципальных образованиях существует большое количество поставщиков услуг по социальной защите и обслуживанию жителей в рамках порядка предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан. Заявителями на предоставление государственной услуги являются граждане Российской Федерации, а также могут быть и иностранные граждане, лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели.
Согласно сравнительной характеристике деятельности организации социальной защиты на примере г. Набережные Челны, г. Тольятти и г. Кемерово следует отметить основные различия: по уровню регистрируемой безработицы, основным выплатам учреждениями в рамках мер социальной поддержки. Следует отметить разброс в суммах основных выплат по социальной поддержке, что обусловлено уровнем жизни в регионе, социально-экономическом развитии рассматриваемых муниципальных образований. А также приоритетам по конкретным направлениям развития социальной поддержки, что безусловно сказывается негативно на иных группах социально незащищенных слоев населения регионов. Основным сходством рассматриваемых муниципальных образований является рост численности многодетных семей, среди причин, способствующих такому росту, специалисты называют оказываемую многодетным семьям поддержку. Следовательно, в рассматриваемых субъектах федерации, пособия на детей назначаются на двух бюджетных уровнях.
В последние годы в Республике Татарстан и г. Набережные Челны ведется активная социальная политика, по итогам которой формируется положительная динамика всех базовых социальных показателей, а также определяется обеспеченность достаточно высокого уровня занятости и социальной поддержки жителей региона, что благоприятствует улучшению общей ситуации в реальном секторе экономики, а также целенаправленной бюджетной политике в социальной сфере.
Однако система социальной защиты населения все еще требует существенных доработок, для того что бы стать более совершенной. Определены основные проблемы, требующие незамедлительного решения для получения организационного и социального эффекта, такие как недостатки в решении вопросов формирования доступной среды в сферах жизнедеятельности, обеспечения доступности для маломобильных групп населения некоторой инфраструктуры; проблемы юридической помощи и информационно-консультационных услуг, низкого финансирования мероприятий и нецелевого использования средств, а также отсутствие квалифицированных кадров и непрестижность подобных профессий, отсутствие межведомственного взаимодействия и координации работ органами власти.
Исходя из выявленных недостатков деятельности органов социальной защиты г. Набережные Челны, основными задачами по изменению ситуации в работе социальной защиты жителей муниципального образования видятся следующие: установка упорядоченных и устойчивых связей между всеми уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, а также разработка мероприятий по следующим направлениям социальной помощи нуждающимся:
1) адаптация социальной защиты муниципального образования к российским социальным, экономическим и политическим реалиям;
2) обеспечение контроля над деятельностью системы адресной социальной помощи жителям города;
3) обеспечение доступа к информационным ресурсам по решению задач обеспечения возможностей и необходимости оказания социальной помощи.
Предложенные мероприятия по решению проблем деятельности органов социальной защиты населения г. Набережные Челны позволят получить организационный эффект в рамках отдельных категорий получателей социальных услуг, что позволит наладить координацию деятельности органов социальной защиты.
Недопущение социальной напряженности среди социально незащищенных слоев населения планируется получить при применении опережающих мер социальной поддержки. В ходе совершенствования механизма предоставления населению мер социальной поддержки за счет внебюджетных средств будет получен эффект реализации задачи повышенного внимания работниками социальной защиты ветеранам, несовершеннолетним, лицам, находящимся в неблагополучной жизненной ситуации с направлением благотворительных средств адресно, при этом, следует обратить особое внимание детям из малообеспеченных семей. Организационный эффект планируется получить от внедрения инновационных технологий с применением современного оборудования; ведение постоянной работы над повышением квалификации работников что снизит уровень проблем «дублирования» функций, делегирования полномочий и назначения ответственных по реализации конкретных мероприятий.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 42. - Ст. 5005.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ в ред. от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ. - 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.
5. О ветеранах: федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ в ред. от 19.12.2016 // Собрание законодательства РФ. - 1995. N 3. Ст. 168.
6. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства: федеральный закон от 28.12.2004 N 183-ФЗ в ред. от 25.06.2012, с изм. от 30.09.2013 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 9.
7. О государственной социальной помощи: федеральный закон от
17.07.1999 N 178-ФЗ в ред. от 01.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
8. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ в ред. от 01.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
9. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ в ред. от 28.03.2017 // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 1 (1 ч.). - Ст. 19.
11. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 // Российская газета. - 2012. № 102.
12.О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 в ред. от 28.12.2016 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 21. - Ст. 699.
13. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ в ред. от 01.06.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.
14. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 // Российские вести. - 1992. № 11.
15. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан: Закон РТ N 92-ЗРТ от 03.11.2015.
16. Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан: Закон РТ от 7 декабря 2005 г. N 116-ЗРТ.
17. Об адресной социальной поддержке населения РТ»: Закон Республики Татарстан от 8.12.2004 г. №63-ЗРТ
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ в ред. от 28.03.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
19. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2005. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 14.
20. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ в ред.
от 01.05.2017 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
21. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ
от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 29.07.2017 // СЗ РФ. - 2002. - № 1(Ч.1). - Ст.3.
II. Специальная литература:
22. Алексеев, И. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / И. Алексеев, Д. Белявский, М. Трофимов. - М.: Альфа-М, 2014. - 256 с.
23. Васильев, А.А. Система муниципального управления: учебник /
А.А. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 734 с.
24.Зимин В.А., Морозова Г.А. Социальная политика в регионе / Зимин В.А., Морозова Г.А. // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 7. - № 1. - С. 144-148.
25. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - Изд. 2-е, переб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 494 с.
26. Кончугов А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики / Кончугов А.В. // Власть. 2017. Т. 25. № 4. С. 117122.
27. Марданова Э.Р. Состояние сферы социальной защиты в российской федерации / Марданова Э.Р. // Форум молодых учёных. - 2018. - №4 (20).
28. Рогожин М. Справочник руководителя (специалиста) учреждения социального обслуживания / М. Рогожин. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 352 с.
29. Сабанов З.М., Кесаева Р.Э. Организационно-правовые аспекты экономической деятельности в сфере социальной защиты населения / З.М. Сабанов, Р.Э. Кесаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 1. С. 25-28.
30. Савченко И.А. Деятельность органов социальной защиты по поддержке социально незащищенных слоев населения в г. Москве // Управление социальными изменениями в нестабильных условиях: Всероссийская научная конференция; 24 мая 2016 г., Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет: Материалы конференции / Под общ. ред. В.П. Васильева. - М.: МАКС Пресс, 2016. - С. 156-159.
31. Савченко И.А., Устинова О.Е. Актуальные проблемы интернеткоммуникации между органом государственного управления и гражданами: социологический анализ // Политика и Общество. — 2016. - № 9. - С.1233-1243.
32. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов и др.; под ред. О.Н. Петюковой. - М.: Деловой двор, 2015. - 176 с.
33. Социальная работа. От идеи до практики. Хрестоматия по трудам доктора исторических наук, профессора Е. И. Холостовой / Под ред. Е. Холостовой, И. Мкртумовой. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 976 с.
34. Тарент, И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации :учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. - Изд. 3-е испр. и доп. - Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. - 160 с.
35. Топчий Л. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика: учебное пособие / Л. Топчий. - М.: РГСУ, 2012. - 322 с.
36. Ходусов А.А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / Ходусов А.А. // Современное право. 2017. № 6. С. 16-21.
37. Шмыков А.Ю. Теоретико-методологические подходы к определению эффективности управления в сфере социального обслуживания населения / Шмыков А.Ю. // Труд и социальные отношения. - 2017. - № 3. - С. 123-133.
38. Структура управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны - Режим доступа: http://nabchelny.ru/company/124
39.Отчет о деятельности Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты г. Набережные Челны. - Режим доступа: http: //nabchelny.ru/company/1516