ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.М. РОДЧЕНКО: ВЕРНОСТЬ АВАНГАРДУ 7
1.1 Биография А.М. Родченко 7
1.2 Деятельность А.М. Родченко в организациях русского авангарда 16
ГЛАВА II. НОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.М. РОДЧЕНКО 26
2.1 Вклад А.М. Родченко в развитие искусства фотографии 26
2.2 Новаторство А.М. Родченко в полиграфическом дизайне 36
ГЛАВА III. ФОРМЫ И СПОСОБЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.М. РОДЧЕНКО 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению и музеефикации творческого наследия Александра Михайловича Родченко.
Александр Родченко является новатором в сфере развития искусства фотографии, фотомонтаже и полиграфическом дизайне.
Родченко был первым фотографом в СССР, кто взглянул на искусство фотографии с новой точки зрения. Благодаря ему фотография вышла на новый этап развития, появились новые ракурсы съемки: сверху, снизу, по диагонали, в кадре появилась динамика, привычные восприятию зрителя объекты открылись с неожиданной стороны. Родченко считал, что фотография не должна быть постановочной, большинство его снимков репортажные. Также Родченко при проявке фотографии накладывал снимки друг на друга, создавая оригинальные фотоснимки. Все методы съемки и фотомонтажа, которые использовал Родченко активно применяются и сейчас, только более усовершенствованными и автоматизированными методами.
Помимо фотографии Родченко привнес изменения в дизайн рекламных плакатов. Его идеи были самыми популярным в Москве, весь город был в плакатах Родченко. Он создавал обложки и иллюстрации для журналов. Увлекшись дизайном, А. М. Родченко создавал предметы мебели, которые сочетали в себе современные формы и практичность.
Сегодня в мире проводится огромное количество выставок, музеи открывают постоянные экспозиции с работами Родченко.
Актуальность работы заключается в том, что произведения Александра Родченко стали классическими образцами сразу в нескольких направлениях искусства. Его вклад в развитие фотографии, декорационного искусства, дизайна нельзя переоценить. Открытия, сделанные им, используются и сейчас. Этим обуславливается необходимость в сохранении и популяризации работ Александр Родченко.
Степень изученности отражается в научных трудах отечественных ученых, посвященных творчеству Родченко и музеефикации его работ. Однако, следует отметить, что на сегодняшний день почти нет специализированной научной литературы на эту тему. В процессе исследования мною была изучена различная литература и публикации в Интернете на данную тему.
Книга Лаврентьева А.Н. «Ракурсы Родченко» посвящена творчеству А. Родченко, в первой главе прослеживается путь Родченко как фотографа, во второй главе автор пишет о влиянии работ Родченко на развитие советской фотографии, в третьей главе анализирует взгляды Родченко. В книге большое количество воспроизведений фоторабот Родченко. В статье Галактионова А.А. исследуется педагогическая деятельность Родченко во ВХУТЕМАСе. Суть музеефикации различных объектов культурного наследия наиболее полно представлено в учебном пособии Каулен М.Е. «Музеефикация историко-культурного наследия России».
Источниками стали, в первую очередь, статьи и воспоминания, которые написаны самим Родченко. Это статьи для журнала ЛЕФ: «Пути современной фотографии» , «Крупная безграмотность или мелкая гадость» , «Против суммированного портрета за моментальный снимок» . В статьях Родченко раскрывает свое виденье снимка, пишет о своем понимании и значении готового кадра. В ряде статей он дает небольшие уроки по овладению искусством фотографии.
Важным источником стали сайты ряда музеев, в фондах которых хранятся работы Родченко и проводятся различные выставки. Это Русский музей , ГМИИ им. Пушкина, ГМИИ РТ. Особо следует выделить сайт Московского дома фотографии. Этот музей наиболее активно продвигает наследие Родченко. На сайтах музеев представлена информация об организованных ими выставках, о работах, экспонируемых на выставках.
Интересные материалы представлены в Интернет издании «Arzamas». Здесь представлено большое количество плакатов Родченко, а так же публикации по истории конструктивизма.
В выпускной квалификационной работе использовался сайт «ТВ Культура» , где размещалась качественная информация о выставках, посвященных творчеству Родченко.
Данные ресурсы информативны и помогли мне в написании выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - творческое наследие Родченко в области фотографии и полиграфического дизайна.
Предмет исследования - форма музеефикации наследия Родченко.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить творческое наследие А. Родченко и формы его музеефикации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть деятельность А. Родченко в организациях русского авангарда
2) Исследовать вклад А. Родченко в развитие искусства фотографии
3) Проследить новации А. Родченко в полиграфическом дизайне
4) Изучить формы и способы музеефикации творческого наследия
А. Родченко.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы: ХХ - начало XXI века.
Территориальные рамки охватывают
Методы, применяемые в данной выпускной квалификационной работе, носят общенаучный характер: наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез.
В соответствии с поставленными целью и задачами выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения
Александр Родченко внес огромный вклад во многие сферы советского искусства. Его талант позволил совершить ряд остающихся актуальными открытий в области фотографии, театрально-декорационного искусства, графики и полиграфического дизайна. Вместе с женой, Варварой Степановой, он создал основы промышленного дизайна.
В данном исследовании была изучена биография А.М. Родченко, в частности, казанский период - учеба в школе, одной из специализаций которой было театрально-декорационное искусство. Здесь он стал приверженцем новых течений в искусстве, в частности, футуризма. Для российских футуристов было характерно совместное творчество поэтов и художников, стремившихся к синтезу литературы и изобразительного искусства.
Важную роль в становлении А.М. Родченко как творца сыграли организации русского авангарда, в которых он состоял и занимал лидирующие позиции. Конструктивизм, приверженцем которого Родченко оставался всю свою жизнь, охватывал все сферы проектно-художественного творчества: архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, полиграфическое искусство, фотографию; тенденции конструктивизма проявились и в театре, киноискусстве, музыке.
С 1924 года А.М. Родченко начал заниматься фотографией. Ему свойственен совершенно новый взгляд: жизнь - конструктивный материал для фотографии. Оригинальные ракурсные снимки, новые технологические приемы, изобретенные Родченко, изменили сам подход к фотоделу и остаются актуальными и сегодня. Новаторские приемы, использовавшиеся Родченко, несмотря на критику, использовались многими зарубежными и советскими фотографами. Широко распространилась методика репортажной съемки, использование неожиданных ракурсов встречается сегодня в работах всех ведущих фотомастеров. Переоценить влияние Родченко на развитие искусства фотографии невозможно.
Конструктивизм внес значительный вклад в развитие полиграфического дизайна, рекламного плаката. Лаконичные, выразительные формы, которые использовал А.М. Родченко, нашли широкое применение в развитие книжного и рекламного дела.
Музеефикация наследия А.М. Родченко, презентирование его на выставках и в экспозициях музеев началось только в последние десятилетия. Можно выделить следующие формы музеефикации и популяризации наследия Родченко: постоянные экспозиции, выставки, использование средств музейной педагогики, подготовка виртуальных экскурсий на сайтах музеев. Наиболее часто наследие А. М. Родченко презентируется на выставках. Это и коллективные выставки, посвященные истории русского авангарда, и персональные, где демонстрируются его произведения, созданные на разных этапах творчества.
Успешное включение произведений А.М. Родченко в различные выставочные и музейные проекты свидетельствует об актуальности его творчества для современного зрителя.
1. Брик О. М.: Фото-кадр против картины / О. М. Брик // Советское фото - 1926. - №2. - С. 64
2. Брик О.М.: Фиксация факта / О.М. Брик // Новый ЛЕФ - 1928. - № 11. - С. 44-50
3. Дейнека А.А.: Владимир Владимирович / А. А. Дейнека // Искусство - 1940. - №3. - С. 52
4. Иванов-Терентьев А.А.: Портрет поэта Н. Асеева / А. А. Иванов- Терентьев // Советское фото - 1927. - № 8. - С. 255
5. Катанян В.В. Лиля Брик. Жизнь / В. В. Катанян. - М.: Захаров, 2003, С. 84-85
6. Программа фотоcекции объединения «Октябрь» // ИЗОфронт. Клановая борьба на фронте пространственных искусств. C6. СТ. объединения «Октябрь». М.-Л., 1931. С. 149
7. Родченко А.М.: Записная книжка ЛЕФа / А. М. Родченко // Новый ЛЕФ - 1928. - № 6. - С. 3-14
8. Родченко А.М.: Крупная безграмотность или мелкая гадость /
А.М. Родченко // Новый ЛЕФ - 1928. - № 6. - С. 42-44
9. Родченко А.М.: Против суммированного портрета за
моментальный снимок / А.М. Родченко // Новый ЛЕФ - 1928. - № 4. - С. 14-16
10. Родченко А.М.: Пути современной фотографии / А.М. Родченко // Новый ЛЕФ - 1928. - № 9. - С. 31-39
11. Родченко А.М.: Родченко в Париже. Из писем домой / А. М. Родченко // Новый ЛЕФ - 1927. - №2. С. 9-21
Литература
12. А.М. Родченко / ПРОМЕТЕЙ. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей»/ под. ред. Ю. Короткова. Том первый. - М.: Молодая гвардия, 1966. - 424 с.
13. Волков-Ланнит Л.Ф. А. Родченко рисует, фотографирует, спорит. - М.: Искусство, 1968. - 178 с.
14. Галактионов А.А. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССОРА РОДЧЕНКО / А.А.Галактионов // научный вестник МГХПА. 2010. - №3. - С. 24-34
15. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России - М.: Этерна, 2012. - 432 с.
16. Клиффорд Д. Иконы графического дизайна (пер. с англ. А. В. Захарова) - М.: Эксмо, 2015. - 240 с.
17. Лаврентьев А. Н. Маяковский - Родченко. Классика конструктивизма - М.: Фортуна Эл, 2015. - 128 с.
18. Лаврентьев А. Н. Александр Родченко: начало карьеры дизайнера / А. Н. Лаврентьев // Научный вестник МГПХА. 2011. - №3-4. - С. 9-22
19. Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко - М.: Искусство, 1992. - 222 с.
20. Лаврентьев А.Н. Город 1920-х и 1930-х годов в творчестве конструктивиста / А.Н.Лаврентьев // Научный вестник МГХПА. 2013. - №2. - С. 115-124
Электронные ресурсы
21. Aleksander Rodchenko [Электрон.ресурс] // Сайт Sfmoma.ru URL: https://www.sfmoma.org/artist/Alexander Rodchenko(дата обращения 16.03.18)
22. Aleksandr Rodchenko [Электрон.ресурс] // Сайт Moma.ru URL: https: //www. moma. org/interactives/exhibitions/1998/rodchenko/index.html (дата обращения 15.03.18)
23. Александр Родченко [Электрон.ресурс] // Сайт rusavangard.ru URL: http: //rusavangard.ru/online/bio graphies/rodchenko-aleksandr-mikhaylovich/ (дата обращения 15.02.18)
24. Александр Родченко Опыты для будущего [Электрон.ресурс] //
Сайт Mamm-mdf.ru URL: http://mamm-
mdf.ru/exhibitions/arod/?sphrase id=66163 (дата обращения 14.04.18)
25. Александр Родченко Революция в фотографии [Электрон.ресурс]
// Сайт Mamm-mdf.ru URL: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/revolution-in-
photographv/?sphrase id=66163 (дата обращения 28.03.18)
26. Александр Родченко. Революция в фотографии [Электрон.ресурс]
// Сайт Artinvestment.ru URL:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100221 rodchenko.html (дата
обращения 27.02.18)
27. Александр Родченко. Цирк [Электрон.ресурс] // Сайт Mamm-
mdf.ru URL: http ://mamm-mdf. ru/exhibitions/alexander-rodchenko-
circus/?sphrase id=66163 (дата обращения 12.04.18)
28. Виртуальный тур по Русскому музею [Электрон.ресурс] // Сайт
rusmuseumvrm.ru URL: http://virtual.rusmuseumvrm.ru/benois wing/ (дата
обращения 3.04.18)
29. Круг Родченко. Стильные люди [Электрон.ресурс] // Сайт Mamm-
mdf.ru URL: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/rodchenkos-circle-stylish-
people/?sphrase id=66163 (дата обращения 26.03.18)
30. Купите моссельпромовские карамели [Электрон.ресурс] // Сайт
Arzamas.ru URL: https: //arzamas. academv/micro/add/26 (дата обращения
12.04.18)
31. Москва в фотографиях Александра Родченко [Электрон.ресурс] //
Сайт Mamm-mdf.ru URL: http: //mamm-mdf. ru/exhibitions/ar-
msc/?sphrase id=66163 (дата обращения 17.04.18)
32. Музеефикация [Электрон.ресурс] // Сайт Museum.ru URL: http://www.museum.ru/rme/mb musf.asp (дата обращения 20.04.18)
33. Новый экспонат в экспозиции Третьяковской галереи
[Электрон.ресурс] // Сайт Tvkultura.ru URL:
https://tvkultura.ru/article/show/article id/8862/ (дата обращения 7.04.18)
34. Родченко без ракурса [Электрон.ресурс] // Сайт Lenta.ru URL: https: //lenta. ru/articles/2014/12/29/rodtchenko/ (дата обращения 17.02.18)
35. Родченко, Александр Михайлович [Электрон.ресурс] // Сайт
Wikipedia.ru URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B5% D0%BD%D0%BA%D0%BE, %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D 1 %81 %D0%B0%D0%BD%D0%B4%D 1 %80 %D0%9C%D0%B8%D 1 %85%D0%B0 %D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D 1 %87 (дата обращения
25.04.18)
36. Русский авангард. Восторг будущего [Электрон.ресурс] // Сайт Rusmuseum.ru URL: http ://www. rusmuseum. ru/exhibitions/mobile/russian-avant- garde-delight-of-the-future/?sphrase id= 104174 (дата обращения 12.02.18)