Введение с. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования артистизма личности будущего учителя музыки как характеристики его педагогического мастерства
1.1. Методологический и содержательный анализ понятия
* "артистизм личности учителя" с. 15
1.2. Специфика использования театральной педагогики в формировании артистизма личности будущего учителя в хоровом классе с. 40
1.3. Общение и творческая атмосфера в хоровом коллективе как факторы формирования артистизма личности с. 69
Глава 2. Содержание, формы и методы формирования артистизма личности будущего учителя музыки и опытно-
* экспериментальная проверка их эффективности
2.1. Диагностика сформированности артистизма личности будущего учителя в условиях обучения на музыкально-педагогическом факультете с. 98
2.2. Содержание процесса поэтапного формирования артистизма личности будущего учителя в хоровом классе с использованием методов театральной педагогики с. 112
2.3. Формы и методы формирования артистизма будущего учителя в хоровом классе с. 125
2.4. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы с. 143
Заключение с. 154
Библиография с. 163
Приложения с. 184
Современный этап общественного развития характеризуется тем, что человеческий труд перестает быть сугубо исполнительским и механически однообразным, рутинным, а все больше становится творческим. Это вызывает определенные изменения в сфере образования: происходит переосмысление педагогических ценностей, возникает необходимость поиска новых технологий развития личности, наиболее полного раскрытия ее творческого потенциала.
Решение современных проблем народного образования невозможно без серьезных изменений в системе подготовки учителя, так как именно он является носителем новых педагогических идей, проводником их непосредственно в жизнь. Корни педагогических исканий наших дней надо искать в изменении общей социокультурной ситуации последнего десятилетия, когда под сильным влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике утверждается гуманистический идеал образования.
Гуманистический подход к системе обучения и воспитания подразумевает отказ от авторитарного взаимодействия учителя с учениками, от формального подхода к решению педагогических задач. Школа сегодня нуждается в атмосфере доверия, творчества и уважения к личности, которую должен привнести с собой современный учитель. Педагог должен быть для детей не только носителем некоей суммы знаний по определенному предмету, но и яркой интересной личностью, умеющей устанавливать и развивать с ними доброжелательные отношения, что приведет к эффективности сотрудничества и плодотворным результатам в учебно-воспитательном процессе.
Совместная деятельность всегда связана с общением, которое проявляется в стиле поведения, выражающемся в манере человека говорить, выражать свои чувства и настроения, в движениях и жестах. Отсюда следует, что только максимальное самораскрытие личности учителя, выразительность его поведения в значительной степени способствует эффективности взаимодействия с учащимися и является наиболее существенным фактором,
оказывающим влияние на личностное становление подрастающего поколения.
Проблема формирования артистизма личности и овладения актерско- сценическими умениями будущих учителей представляется актуальной, так как поставленный голос, хорошо развитая речь, естественные и непринужденные жесты, высокая коммуникативная культура являются составной частью профессиональных умений педагога.
Особое значение ее решение имеет в деятельности преподавателей художественно-эстетического цикла, в частности учителя музыки, ответственных за развитие образного мышления учащихся, а также за их эмоционально-эстетическое и нравственное совершенствование.
Значимость развития данного профессионального качества у будущих педагогов-музыкантов обусловлена следующими факторами:
1) возрастанием социальных требований к качеству подготовки специалистов в условиях реформирования высшего образования;
2) наличием конкуренции в профессиональной среде и осознанием необходимости дальнейшего саморазвития и самосовершенствования;
3) творческим характером профессии педагога-музыканта и его музыкально-исполнительской деятельности, успешность которой во многом зависит от уровня сформированности его личностных качеств, таких как: самостоятельность, инициатива, глубокая личная заинтересованность в решении специфических задач музыкального воспитания и образования.
Отсюда очевидна необходимость создания и разработки обучающих технологий, способных обеспечить формирование артистизма личности будущего учителя.
Речь в данном случае пойдет не об увеличении учебных нагрузок студентов, а скорее о сочетании, взаимосвязи и взаимодействии компонентов системы вузовской подготовки, а так же о формах и методах, способствующих интенсивному формированию артистизма личности.
Анализ теоретических исследований, результаты изучения практической
работы педагогов-музыкантов и собственный опыт позволяют говорить о том, что артистизм будущего учителя неразрывно связан с формированием личности в целом. Это способствует решению множества задач: эффективности педагогического взаимодействия, созданию творческой атмосферы сотрудничества в педагогическом процессе и максимальному раскрытию творческого потенциала всех его участников.
Сегодня особенно остро ощущается потребность в творчестве всей массы учителей, а не педагогов-новаторов. Педагоги-мастера сохраняют способность воспринимать действительность и каждую встречу с учениками как бы впервые. Их работа, как и работа актера, - постоянное творчество.
Педагогическое творчество имеет взаимозависимый двухсторонний характер: с одной стороны, это творчество учителя, с другой творческая деятельность учащихся.
В педагогической деятельности образуется особая структура способностей, воплощающая в себе взаимодействие педагогических, литературных, актерских, режиссерских умений, подчиняющихся педагогической направленности.
Идея сравнения деятельности педагога и работников искусств не является новой в отечественной педагогике, где сложилось целое направление исследования проблем развития личности средствами драматического искусства. Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке учителя разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич. В педагогической деятельности вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений нашли отражение в работах целого ряда исследователей (Л.А. Баренбойм, Д.А. Белухин, И.М. Гальперин, О.М. Головенко, И.А. Зязюн, С.А. Казачков, В.А. Кан-Калик, Т.М. Короткова, Ю.М. Кузнецов, Л.С. Майковская,
Н.Д. Никандров).
Близость природы театральной и педагогической деятельности отмечалась еще К.Д. Ушинским, который считал, что в основе педагогического
такта лежит психологическии такт, который одинаково нужен и поэту, и литератору, и актеру, и педагогу, то есть всем тем, кто так или иначе думает действовать на души других людей.
Взаимосвязь театрального и педагогического искусства постоянно находилась в поле внимания выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко, который считал, что не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой и не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Он был глубоко убежден, что в будущем в педагогических вузах будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом и не представлял себе работы воспитателя иначе.
Диссертационные исследования последних лет позволяют утверждать о больших возможностях, заложенных в театральной педагогике. Художественно-коммуникативный аспект деятельности будущего учителя музыки на основе "артистизма действий" является предметом исследования диссертации JI.C. Майковской (1992).
Проводились и проводятся исследования в этой области другими педагогами. Так, например: театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов (А.К. Подгорная); роль системы К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя (О.М. Головенко); основы актерско-сценических умений, как составная часть педагогической техники (Д.А. Белухин); формирование "театрального" мышления студентов музыкальных вузов (И.М. Гальперин). То есть, целый ряд исследований в различных областях педагогических специальностей углубляет значение поставленной в диссертации проблемы, определяя ее практическую направленность.
Общие позиции по проблемам формирования и совершенствования творческих способностей, творческого мышления содержатся в трудах крупных музыкальных теоретиков. К ним относятся работы ведущих ученых в области музыкознания и музыкальной психологии (Б.В. Асафьев, Б.В. Медушевский,
7
Е.Б. Назайкинский, В.И. Петрушин, Ю.А. Цагарелли), инструментальной педагогики (Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз), воспитания студентов музыкально-педагогических факультетов (О.А. Апраксина, Г.М. Цыпин и др.).
Наиболее значительными для нашего исследования являются работы, посвященные развитию профессиональных качеств учителя музыки - Л.Г. Арчажникова (1984, 1996, 1997); развитию познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов средствами вокально-хорового репертуара - Соколова Н.В. (1982).
Художественно-исполнительским, научным и методическим проблемам в сложной системе дирижерско-хорового образования посвящены труды С.А. Казачкова (1967, 1990, 1998). Вопросы эмоциональной выразительности хора рассмотрены в исследованиях Ю.М. Кузнецова (1985, 1992, 1994, 1996); проблемы подготовки к общению с хоровым коллективом - в работе Т.М. Коротковой (1996). Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции будущего педагога-музыканта - предмет исследований В.Б. Арюткина (1998); роль эмоциональности при обучении в вузе - И.М. Булатовой (1985).
Хоровая исполнительская деятельность будущего учителя музыки занимает особое место в целостном процессе воспитания его музыкально- педагогической культуры. По мнению исследователя Л.Т. Файзрахмановой, исполнительская культура является концентрированным выражением профессиональной культуры учителя музыки, поскольку представляет собой не только эффективный путь познания музыкального искусства, способ выявления собственной индивидуальности, но и средство воздействия на духовный мир учащихся, фундамент, на котором формируется педагогическое мастерство (267).
Значение хорового пения, как фактора воспитывающего, поднимающего уровень культуры, велико. Трудно переоценить роль хорового музицирования в деле идейно-художественного воспитания не только участников исполнения, но и слушателей. К.Д. Ушинский высоко оценивал хоровое пение и именно ему
принадлежит изречение: запоет школа - запоет народ.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день проблема использования достижений театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе признана в педагогической теории достаточно перспективной.
Теоретическое исследование проблемы, а также собственный практический опыт работы с хоровыми коллективами позволяет нам утверждать, что единый взгляд на структуру данного профессионально необходимого и важного качества отсутствует. Проблема формирования артистизма личности в сфере учебно-воспитательной и музыкально-исполнительской деятельности высшей школы разработана недостаточно, не до конца исследованы необходимые для этого педагогические условия и методы.
Вместе с тем, в профессионально-педагогической подготовке педагога- музыканта, в том числе и в хоровой подготовке, возможности театральной педагогики используются недостаточно эффективно, хотя потребность в этом осознается все больше как в теории, так и на практике.
Все указанное выше позволило обнаружить противоречие между современными требованиями к педагогам-музыкантам и отсутствием конкретных технологий, обеспечивающих стратегию воспитания в вузе, в частности: между значимостью формирования артистизма личности будущего учителя музыки и недостаточным использованием возможностей театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Отсюда была определена проблема настоящего исследования: какова эффективность форм и методов театральной педагогики в процессе формирования артистизма личности будущего учителя.
Теоретическая и методическая неразработанность проблемы, ее практическая значимость побудили нас избрать следующую тему исследования: ’’Формирование артистизма личности будущего учителя музыки".
Целью исследования является теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка на практике содержания, форм и
методов театральной педагогики в процессе поэтапного формирования артистизма личности будущего учителя в условиях хорового класса.
Объектом исследования является процесс развития педагогического мастерства будущего учителя в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов.
Предметом исследования являются содержание, формы и методы формирования артистизма личности будущих учителей музыки с использованием средств театральной педагогики в процессе вокально-хоровой подготовки студентов.
Теоретическое исследование проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, согласно которой процесс формирования артистизма личности будущего учителя будет наиболее эффективным, если:
1) разработать и внести изменения в содержание учебной программы хорового класса посредством использования возможностей театральной педагогики в процессе поэтапного формирования артистизма личности педагога-музыканта;
2) использовать адекватные содержанию артистизма личности оптимальные формы и методы его формирования в процессе учебной и концертно-исполнительской деятельности хора;
3) создать в хоровом коллективе творческую атмосферу сотрудничества, способствующую успешному развитию межличностных отношений и овладению профессиональными основами общения.
На основе сформулированной выше проблемы, цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и структуру артистизма личности как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности;
2. Разработать содержание процесса поэтапного формирования артистизма личности будущего учителя музыки в хоровом коллективе на основе включения средств театральной педагогики;
3. Определить и экспериментально проверить эффективность форм и методов театральной педагогики в процессе поэтапного формирования артистизма личности будущего учителя в условиях хорового класса;
Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения психологии и педагогики о приоритете личности в преподавании (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, В.И. Петрушин); идеи оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов); личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, З.Г. Нигматов); развития воспитательных функций коллектива (В.А. Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик); труды по эстетике, музыковедению, театральной (М.О. Кнебель, К. Линклейтер, К.С. Станиславский) и дирижерско-хоровой педагогике (В.В. Емельянов, С.А. Казачков, Ю.М. Кузнецов), вскрывающие закономерности художественно-творческого педагогического процесса, межличностных отношений, особенностей развития личности в процессе самопознания и самовоспитания.
В исследовании использовались теоретические методы (изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, дедуктивный метод в определении структуры артистизма личности, метод моделирования); эмпирические методы (анализ и обобщение массового и передового педагогического опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение), диагностические (беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование, самонаблюдение и самоанализ), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), методы статистической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их систематический и качественный анализ.
Исследование проводилось на базе дидактического театра "РЕТРО" СШ № 72 г. Казани, отделения театральной режиссуры КГАКИ, музыкально-педагогическом факультете КГПУ в период с 1992 по 2001 год. Формирующий эксперимент проводился на базе МПФ КГПУ.
Первый этап (1992 - 1995). Изучение научной литературы по проблеме, разработка категориального аппарата исследования, опытно-поисковая работа, включающая апробацию отдельных элементов экспериментальной части исследования;
Второй этап (1995 - 1998). Проведение теоретического исследования по определению основных составляющих компонентов артистизма личности будущего учителя музыки, выявление эффективных форм, методов и приемов его формирования, а также педагогических условий их реализации. Проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (1998 - 2001). Проведение формирующего эксперимента, анализ и статистическая обработка полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования. Оформление диссертации.
Защищаемые положения определяют научную новизну и теоретическую значимость исследования, которые заключаются в следующем:
1. Уточнены и дополнены теоретические представления о сущности понятия артистизм личности будущего учителя музыки его структуре, выделены его основные компоненты: психофизический, эмоциональный и логико-конструктивный.
2. Выявлены и обоснованы формы и методы театральной педагогики, способствующие эффективному формированию артистизма личности будущего учителя в условиях хорового класса.
3. Охарактеризован воспитательный потенциал хорового коллектива и его роль в формировании творческих способностей личности и освоении профессиональных основ педагогического общения.
4. Обобщен практический опыт и механизмы процесса поэтапного формирования артистизма личности в хоровом коллективе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что применение методов и приемов театральной педагогики в системе вузовской подготовки позволяет:
»
12
- усовершенствовать качество музыкально-исполнительской и общепедагогической подготовки будущих учителей в вузе;
- интенсифицировать процесс формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков, усилить в нем художественно-эстетическую направленность;
- предложенные формы и методы могут быть использованы в курсах общей педагогики, методики музыкального воспитания, на предметах профессиональной подготовки будущих учителей музыки, а также учителей предметов художественно-гуманитарного цикла, в педагогической практике студентов и учителей музыки в общеобразовательных школах, применимы в других звеньях педагогического и музыкального образования (на музыкально-педагогических отделениях педагогических училищ, в музыкальных школах).
Достоверность результатов исследования обеспечена оптимальным выбором использованных методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы; целенаправленным анализом лабораторной и концертно-исполнительской практики; результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность использованных форм и методов театральной педагогики в хоровом классе.
На защиту выносятся:
1. Понятийное обеспечение проблемы формирования артистизма личности будущего учителя, как специфического профессионального качества, которое способствует усилению воздействия личности преподавателя на учащихся и является необходимым в школьном учебно-воспитательном процессе;
2. Комплекс форм и методов театральной педагогики, используемых в процессе формирования артистизма личности будущего учителя в
♦ 13
условиях хорового класса, развивающих творческую направленность личности и являющихся важным фактором профессионального и духовного совершенствования студентов;
3. Обоснование положения о том, что процесс формирования артистизма личности наиболее эффективно осуществляется в условиях коллективной деятельности, что предполагает организацию активной внеучебной работы хора (концертов, фестивалей, шефской работы), способствующей созданию творческой атмосферы сотрудничества.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в дидактическом театре "РЕТРО" средней школы № 72 Советского района г. Казани и хоровыми коллективами на МПФ КГПУ (1993-2001 гг). Ход, основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедрах педагогики и хоровой подготовки КГПУ (г. Казань), итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава и конференциях молодых ученых КГПУ (1996, 1997,1998, 1999, 2000, 2001 г.г.), научно-практической конференции "Школа и национальное согласие" (1996) и изложены в шести публикациях по теме исследования. В 1999 году автором выпущен сборник "Произведения для детского и женского хора" с методическими рекомендациями по работе над вокально-хоровым репертуаром.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 234 ^ страницы, из них 162 основного текста, 21 страница библиографии, 51
страницы приложений.
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, методологические основы и методы, охарактеризованы источники, раскрыты научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе "Теоретические основы формирования артистизма
личности будущего учителя музыки как характеристики его педагогического мастерства" поставлена педагогическая проблема формирования артистизма личности учителя; раскрыт исторический опыт и пути реализации этого процесса; дано научное обоснование применяемых в хоровом классе форм и методов театральной педагогики; творческая атмосфера и общение в хоровом коллективе охарактеризованы как факторы формирования артистизма личности учителя.
Во второй главе "Содержание, формы и методы формирования артистизма личности будущего учителя музыки и опытно-экспериментальная проверка их эффективности" выявляются и характеризуются основные формы и методы, способствующие эффективному формированию артистизма личности будущего учителя в хоровом классе.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
Проблема формирования артистизма личности при обучении в вузе считается актуальной в педагогической теории и на практике. Более того, можно сказать, что в последние годы ее значимость возросла еще больше в связи с тем, что в современной педагогике окончательно утвердила себя стратегия личностно-ориентированного образования. Это означает, что сегодня педагогика должна сосредоточить свое внимание на решении проблем всестороннего и гармоничного развития личности. Поэтому личность, ее богатый внутренний мир, как высшее проявление ее духовности, оказываются в центре внимания исследователей.
Теоретический анализ показал, что, несмотря на широкий спектр исследований, проводившихся в области применения форм, методов и приемов театральной педагогики, есть ряд важных аспектов, оказавшихся вне пределов внимания современных педагогических трудов. В частности, нам представляется, что необоснованно малоизученной оказалась проблема формирования артистизма личности на фоне коллективной деятельности. Она требует пристального внимания, прежде всего потому, что сегодня мы ставим в качестве первоочередной задачи создание прочной базы для развития полноценной и всесторонне развитой личности.
В этом ряду задач в рамках данного педагогического исследования нами было сформулировано понятие артистизм личности, как проявление ее духовно богатого внутреннего мира. Артистизм представляет собой формирование четко выраженного духовно-практического освоения личностью определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребностей к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию.
В результате изучения исследуемой проблемы мы пришли также к выводу о том, что развитие и формирование артистизма имеет особую значимость для студенческого возраста, так как на этом этапе становления личности отмечается активное развитие нравственных и эстетических чувств,
155
становление и стабилизация характера и овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Пора поздней юности характеризуется романтическим отношением к окружающему миру и эмоциональной приподнятостью психической жизни, усилением интеллектуальных основ познания действительности. Все это является благоприятным моментом в процессе формирования данного профессионально необходимого качества педагога-музыканта.
По нашему определению артистизм личности - это не только способность к перевоплощению, а целостная система личностных качеств, способствующая свободному самовыражению личности. Тем самым личность как бы создает себя заново. Этот процесс включает в себя не только замысел, но и воплощение этого замысла. Успешность его зависит от глубины подготовительной работы и от высокой степени сформированности личности. Актуализируя важность данной педагогической задачи, можно с уверенностью сказать, что использование средств театральной педагогики открывает большие возможности для формирования артистизма личности, как показателя ее всестороннего и гармоничного ее развития.
В процессе поиска конкретных способов формирования артистизма личности будущего учителя музыки в хоровом классе практически актуальным становится вопрос о создании специально продуманных педагогических условий, способствующих этому процессу. Центральное место занимает также вопрос о средствах формирования профессионально значимых качеств личности, а также необходимых умений и навыков.
В качестве основной концептуальной предпосылки в данном исследовании выступило обоснование богатых возможностей хорового искусства и его непосредственной близости к театральному жанру. На основе их родства стало возможным применение методов театральной педагогики в хоровом коллективе.
Как было установлено в диссертации, богатство использования возможностей театральной педагогики в хоровом классе состоит:
156
- в доступности хорового пения широким массам;
- в том, что это позволяет психологически и эмоционально раскрепостить личность, освободить психофизический аппарат от привычных зажимов и напряжения;
- способствует развитию воображения, фантазии, "театрального мышления", обогащению аффективной памяти, формированию "эмоционального тезауруса";
- развивает чувство формы, темпоритма, чувство жанра, поэтичность, способствует проникновению в "дух языка";
- вокально-хоровой репертуар, построенный на лучших образцах мировой классики и народной музыки, является незаменимым средством приобщения к подлинным нравственно-эстетическим ценностям, художественно-эстетического развития и формирования духовной культуры педагога- музыканта;
- работа над хоровым репертуаром способствует выработке красивого тембра голоса, музыкально выразительной речевой интонации, совершенствует артикуляционный аппарат, развивает мимику; помогает овладению средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- активная концертная деятельность хорового коллектива способствует развитию и совершенствованию психофизического аппарата, а также формированию волевой и эмоциональной устойчивости личности;
- творческий характер учебной деятельности в хоровом коллективе, оптимальное педагогическое общение создают благоприятный эмоциональный климат, препятствуют возникновению "психологического барьера" между его участниками.
Подробное изучение содержания хоровой подготовки в вузе позволило обнаружить, что при определенной организации учебно-воспитательной работы и целенаправленном использовании форм, методов и приемов театральной педагогики, возможно значительно обогатить, активизировать и углубить процесс формирования артистизма личности будущего учителя музыки.
157
Проведенное нами широкое эмпирическое исследование по изучению состояния проблемы на практике показало, что в опыте работы хоровых коллективов богатый потенциал театральной педагогики, как эффективного средства формирования артистизма личности не используется в должной мере. Поэтому, в данном исследовании и была поставлена задача совершенствования учебно-воспитательного процесса, за счет обновления типовых программ по хоровой подготовке с использованием средств театральной педагогики.
Достижение основной исследовательской установки потребовало решения целого комплекса взаимосвязанных задач:
- разработки педагогической диагностики артистизма личности будущих учителей музыки;
- разработки содержания хоровой подготовки студентов с использованием средств театральной педагогики;
- определения комплекса форм, методов и приемов формирования артистизма личности будущего учителя музыки на основе достижений театральной педагогики.
Решение первой из названных задач было связано с выявлением критериев и уровней сформированности артистических умений и навыков и подготовкой соответствующего диагностического комплекта
экспериментальных материалов (анкеты, тесты, методика обработки эмпирических данных, схема педагогического наблюдения за динамикой исследуемых показателей и др.). На основе подготовленной методики было организовано диагностическое обследование, позволившее составить объективное представление о состоянии проблемы на практике и обеспечить надежный контроль за развитием специально заданной экспериментальной ситуации и всесторонне оценить конечные результаты опытно-экспериментальной работы.
При помощи названных видов педагогического измерения было установлена степень сформированности артистизма личности будущего учителя музыки. Данные показали, что она имеет невысокую степень, как в
158
экспериментальной, так и в контрольной группах. Преодолению этого пробела и должна была способствовать предложенная в нашем исследовании инновация, предполагавшая широкое применение в хоровом классе методов театральной педагогики. Предлагаемые экспериментальные факторы были применены на базе учебного хорового коллектива музыкально-педагогического факультета Казанского государственного педагогического университета. Суть эксперимента состояла в создании специальных педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, как на занятиях хорового класса, так и во внеучебной его работе, потребовавших методической подготовки в области средств театральной педагогики.
Из названных условий приоритетным выступило усовершенствование типовых программ хорового класса в процессе подготовки будущих педагогов- музыкантов в современном вузе. В нашем случае средством их обогащения явились формы, методы и приемы театральной педагогики. Включение этого материала в работу состояло в осуществлении тематического планирования хоровых репетиций с четким обозначением объема, состава вводимого материала, выбором его жанров, видов; обоснованием привлечения вокально-хорового репертуара в определенном интервале учебного процесса с учетом поэтапного характера процесса формирования артистизма личности будущего учителя музыки. Отсюда и был выявлен в исследовании принцип цикличности введения в структуру программы хорового класса элементов театральной педагогики. Обосновывая значимость методов и приемов театральной педагогики в осуществлении процесса формирования артистизма личности на занятиях хорового класса, в исследовании обращается внимание на то, что при использовании данного материала возможны различные варианты, которые зависят от объема учебного времени, выделяемого на преподавание хоровых дисциплин.
Предлагаемый в диссертации материал способен обогатить учебно- воспитательный процесс по другим дисциплинам, посредством его использования на занятиях по инструменту, вокалу, дирижированию.
В приложении к диссертации также были представлены методические рекомендации по работе над вокально-хоровыми произведениями для учителей музыки.
В решении задач научно-методического обеспечения процесса формирования артистизма личности будущего учителя на основе средств театральной педагогики особое значение имела разработка форм, методов и приемов организации деятельности студенческого хорового коллектива. В исследовании было выявлено большое разнообразие способов организации этой деятельности. Для эффективного их использования в процессе формирования артистизма личности педагогов-музыкантов они были систематизированы по двум основаниям: в зависимости от функционального предназначения на том или ином этапе формирования артистизма: подготовительном, развивающем, основном.
Среди всего состава методов, использованных в опытно-экспериментальной работе, были выделены хорошо известные в хоровой практике традиционные методы и приемы обучения, а также нетрадиционные методы и приемы, использованные диссертантом. К последним мы относим: методы погружения в актерско-сценический образ, методы организации творческой деятельности участников хора на основе вокально-хорового репертуара; методы стимулирования к активному освоению актерско- сценических умений и навыков в условиях лабораторных занятий и во внеучебной деятельности. Наш опыт показал, что вышеперечисленные формы, методы и приемы способствуют эффективному формированию артистизма личности педагога-музыканта, и активному развитию их творческого потенциала.
По результатам проведенного исследования нами также были обоснованы специфические особенности деятельности хорового класса, в которых активно используются элементы театральной педагогики. Его особенности находят свое выражение, прежде всего, в близости хорового и театрального жанров и в том, что по занятия по экспериментальной программе чаще всего носят
160
интегрированный характер. Каждая репетиция, как правило, характеризуется присутствием творческой атмосферы, разнообразием и насыщенностью используемых средств и дидактических приемов.
Все названные условия в их целостном виде были реализованы в ходе организации формирующего эксперимента. Как показали итоговые результаты опытно-экспериментальной работы, предложенная в исследовании организация деятельности хорового коллектива способствовала эффективному решению большого спектра разнообразных задач и их творческого развития: расширения кругозора в области вокально-хоровой музыки, воспитания общей культуры, развития творческих способностей, активного приобщения к различным пластам мировой музыкальной культуры будущих педагогов. Все это подтвердило, что использование методов театральной педагогики содержит в себе реальные педагогические возможности формирования всесторонне развитой личности.
Таким образом, проведенное исследование, в целом подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать основные выводы:
1. Глубокий всесторонний анализ театрального и хорового искусства показал, что в использовании их близости заключены большие дидактические возможности, которые способствуют формированию гармоничной и всесторонне развитой личности, способной к творческому самовыражению и самореализации.
2. Хоровое пение и его коллективный характер имеет большое значение для формирования личности и ее духовного развития, поэтому в особом внимании нуждается задача формирования артистизма личности студента. В научном понимании данного феномена особое значение имела его понятийная разработка, выявление критериев и методик его измерения, что позволяет сделать процесс его формирования педагогически управляемым.
3. Педагогическая инструментовка процесса поэтапного формирования артистизма личности будущего педагога-музыканта на основе
использования методов театральной педагогики состояла в дидактической разработке содержания хоровой подготовки студентов, а также определения соответствующего этому содержанию форм и методов организации их деятельности в хоровом коллективе.
4. Содержательная разработка экспериментальной деятельности состояла в дидактической переработке опыта театральных педагогов, в выборе форм и методов, в подборе хорового репертуара, обладающего особой художественной ценностью; во внесении соответствующих изменений в программу хорового класса, в планирование как лабораторно-практической, так и внеучебной деятельности хорового коллектива.
5. Особое значение для практической реализации идей предпринятого исследования имела детальная разработка форм и методов эффективного формирования артистизма личности будущего учителя музыки на основе применения достижений театральной педагогики.
С учетом особенностей хорового и театрального искусства, их синтетического характера в процессе формирования артистизма личности будущего педагога-музыканта в исследовании были использованы специальные методы и приемы.
Реализация экспериментальных форм, методов и приемов связана со своеобразием построения хоровых репетиций, на которых активно используются достижения театральной педагогики. Основным признаком является интегративный характер репетиций, на которых широко используются наглядные средства, дидактические материалы. Большое значение имеют разнообразные творческие виды деятельности: запись и прослушивание аудио и видоеокассет с записями "эталонного звучания", прослушивание и просмотр записей репетиционной и концертной работы хорового коллектива, проведение творческих встреч с композиторами, участие в хоровых студенческих фестивалях и конкурсах, шефские и тематические концерты.
Результаты специально организованного педагогического эксперимента на базе учебных хоров музыкально-педагогического факультета Казанского
• 162
государственного педагогического университета позволяют сделать вывод о том, что использованные в исследовании формы, методы и приемы театральной педагогики являются эффективными в деле формирования артистизма личности будущего учителя музыки. Они могут быть использованы на других предметах профессиональной подготовки будущих учителей музыки, а также учителей художественно-гуманитарного цикла.
*