Введение
1. Теоретические аспекты построения налоговой системы 6
1.1. Понятие и сущность налоговой системы 6
1.2. Характеристика основных элементов налоговой системы РФ 16
1.3. Зарубежный опыт построения налоговых систем 27
2. Анализ современных элементов налоговой системы РФ 37
2.1. Анализ системы действующих налогов взимаемых государством 37
2.2. Анализ налогового контроля и администрирования 52
2.3. Анализ системы защиты прав налогоплательщиков 63
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы 72
3.1. Перспективы развития системы налогов 72
3.2. Совершенствование налогового администрирования и контроля 82
3.3. Совершенствование механизма защиты прав налогоплательщиков 91
Заключение 98
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В перспективе налоговая система Российской Федерации должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание
Государственная деятельность в сфере финансов по поступлению налогов будет эффективной в том случае, если будет осуществляться оптимальный и образцовый механизм налогового администрирования. Благодаря механизму налогового администрирования реализуются стратегические цели налоговой политики. Механизм налогового администрирования включает в себя достаточно большое количество нормативно-законодательных правил, которые охватывают взимание налогов и сборов, а так же принудительную мотивацию к исполнению обязательств по уплате налогов и сборов. Принудительный характер взимания налогов устанавливает основу взаимодействия участников налоговых отношений, чтобы обеспечить эффективное поступление денежных средств в бюджетную систему. По причине несформировавшегося устройства налогового администрирования, происходят значительные издержки исполнения налогового законодательства, в свою очередь данные издержки наносят вред интересам общества. За счет этого расширяются криминальные формы ведения бизнеса, увеличиваются нарушения законодательства о налогах и сборах, а так же уменьшаются налоговые поступления.
Поиск возможных путей улучшения формирования доходной части бюджетов всех уровней является актуальной проблемой. Поскольку большое влияние на количество поступлений в бюджет оказывает налоговое администрирование, то совершенствование налогового администрирования является первоочередной задачей. Налоговое администрирование позволяет реализовать основные направления налоговой политики государства.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России.
Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов всех уровней и проблемы их исполнения.
Целью данной работы является исследование недостатков налоговой системы, нахождение направлений ее совершенствования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие налоговой системы Российской Федерации,
- изучить основные элементы налоговой системы РФ;
- проанализировать динамику и структуру налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;
- произвести анализ организации и результативности налогового контроля в Российской Федерации;
- определить перспективы развития налогового администрирования;
- выделить основные проблемы и предложить направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, финансовое и налоговое законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства России, Министерства финансов России, Федерального Казначейства Российской Федерации.
Для написания работы были использованы труды таких учёных как: Е. П. Богданов, Брызгалин А.В., Василенко И.А., Дадашев А.З., Курбатова О.В., И.И. Кучеров, И.А. Майбуров, Малис Н.И., Пансков В.И., Черник Д.Г. и другие.
Настоящая дипломная работа состоит: из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические основы построения налоговой системы. Обобщив мнения современных отечественных ученых-экономистов на категорию «налоговая система», пришли к выводу, что, с одной стороны, налоговая система это совокупность всех платежей, имеющих обязательный характер, т.е. совокупность налогов и сборов, а с другой стороны, налоговая система содержит, кроме налогов и сборов, другие элементы, такие как принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов; права, обязанности, ответственность участников налоговых отношений, способы защиты их прав и интересов.
Рассмотрев сущность налоговой системы, пришли к выводу, что сущность налоговой системы заключается в ее эффективности. Эффективность налоговой системы будет достигнута в том случае, если налоговая политика будет нацелена на уменьшение налоговой нагрузки для предпринимателей. Только в этом случае налогоплательщики не будут уводить свой бизнес в тень, и уклоняться от налогов. На сегодняшний день в России высокая налоговая нагрузка на бизнес и весьма сложная налоговая система. Такая система налогообложения не может обеспечить требуемый уровень поступления налогов. Все это требует существенной реорганизации в налоговой системе путем совершенствования элементов налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.
Проведя сравнительный анализ налоговых систем в разных странах мира, мы увидели несоответствие российской налоговой системы существующим экономическим реалиям и задачам развития экономики. В развитых странах традиционная система прогрессивного налогообложения доходов дает импульс не только экономическому, но и социальному развитию общества. Необходимо ориентироваться на опыт развития налоговых систем экономически развитых стран и мировой практики в целом. Эффективная налоговая политика должна стимулировать накопление инвестиций в России, а не оттоку капитала. Ведь от правильно и рационально проводимой налоговой политики зависит успех общей экономической ситуации в стране.
В аналитической части работы мы остановились на трех элементах налоговой системы: системе налогов и сборов, системе налогового контроля и системе защиты прав налогоплательщиков. Проведенный анализ системы действующих налогов позволил определить основные характеристики доходных источников бюджетной системы России. Анализ состава и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации показал, что, поступления в бюджет нашей страны разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства. Наибольшее число поступлений в консолидированный бюджет страны составляют налоговые доходы, причем их сумма ежегодно возрастает. В 2016 году налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ составили 14386060 млн. руб., что на 665708 млн. руб. или на 104,8 % больше, чем в 2016 году. В 2017 году налоговые доходы составили 17197015 млн. руб., что больше на 2810955 млн. руб. или на 119,5%, чем в 2016 году. Большую часть налоговых доходов консолидированного бюджета РФ составили налоговые доходы в консолидированные бюджеты субъекта РФ: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, имущественные налоги Их число также ежегодно возрастала и составила в 2016 году 7551375 млн. руб., в 2017 году 8179114 млн. руб. По сравнению с налоговыми поступления, неналоговых доходов значительно меньше. В 2016 году их сумма составила 96342 млн. руб., что больше на 28850 млн. руб. (или на 142,7%) по сравнению с 2015 годом, в 2017 году составила 146228 млн. руб., что больше на 49886 млн.руб. (или на 151,7 %) по сравнению с 2016 годом.
При анализе системы налогового контроля и администрирования было выявлено, что анализ мероприятий налогового контроля при проведении выездных налоговых проверках является одним из наиболее эффективных мер и способов для реализации дальнейшего контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Обязанность по проведению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов закреплена за Федеральной налоговой службой Российской Федерации. В то же время работа налоговых органов трудоемка, требует больших затрат рабочего времени и высокого уровня квалификации сотрудников налоговых органов. Для целей оценки эффективности налогового контроля была рассмотрена результативность налогового контроля по Российской Федерации за 2015 - 2017 гг. Проведенный анализ показателей контрольной деятельности налоговых органов по России показал, что за 2017 год налоговыми органами России проведено 55 859 332 камеральных налоговых проверок. По результатам камерального контроля доначислено 61 108 658 тыс. руб. что в 1,4 раза больше, чем в прошедшем году.
За 2017 год налоговыми органами России проведено 19338 выездных налоговых проверок. По результатам выездного контроля доначислено 308 300 817 тыс. руб. что в 1,1 раза меньше, чем в прошедшем году и на 1,2 раза больше, чем в 2015 году. На сегодняшний день устойчиво сложилась тенденция к сокращению количества выездных налоговых проверок. При этом с каждым годом возрастает эффективность выездных проверок и показатель результативности составляет 98,9%. Налоговые органы показывают 100 процентные результаты выездных проверок - это значит, что доначисления происходят в результате каждой проверки, проводимой налоговиками. На наш взгляд, такого результата налоговые органы достигли благодаря применениям критериев налогового риска - по этим критериям на проверку отбираются кандидаты, у которых заведомо не все в порядке с отчетностью.
В результате исследования нами выявлено, что для современной налоговой системы России, характерно множество проблем. Среди них:
1. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах.
2. Одна из проблем налогового администрирования это введение института предварительного налогового контроля и развитие сферы налогового консультирования.
3. Проблема защиты прав налогоплательщика состоит в слабой развитости и неэффективности досудебного порядка разрешения споров.
По результату исследования мы предлагаем мероприятия для решения проблем нестабильности налогового законодательства, неэффективности отдельных элементов налогового механизма:
1. В области развития системы налогов в России предлагается ограничить налоговую нагрузку на бизнес. Исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности - использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов) в частности ввести «инвестиционную льготу» по налогу на прибыль в виде снижения ставки налога до 5% для компаний, несущих расходы «на реконструкцию, на модернизацию производства, на оснащение его высокотехнологичным оборудованием».
В области организации и проведения налогового контроля предлагается введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налоговым органам осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении камеральных налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также целесообразно на законодательном уровне закрепить институт налогового консультирования на опыте Германии. Налоговое консультирование позволит выстроить систему партнерских взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
2. В области развития механизма защиты прав налогоплательщиков целесообразно введение обязательной процедуры рассмотрения налоговых споров в ускоренные сроки, а также создание бюро (с подразделениями на местах) в составе Федеральной налоговой службы, которое рассматривало бы с участием налогоплательщика возражения против предварительно исчисленного размера налога, чтобы избежать обращения налогоплательщика в суд по опыту зарубежных стран.
Все предложенные нами мероприятия позволят усовершенствовать существующую налоговую систему и повысить эффективность функционирования экономики.