Объект исследования - ООО «Абилити» (г. Тюмень).
Основной вид деятельности - торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Проведен анализ деятельности за 2015-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность внешней и внутренней среды организации 5
1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «АБИЛИТИ» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
2.2. Анализ внутренней среды организации 18
2.3. Анализ внешней среды организации 26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Актуальность избранной темы связана с тем, что в современных рыночных условиях серьезно усиливаются конкурентные процессы между предприятиями, поэтому основным конкурентным преимуществом современного предприятия выступает трудовой коллектив.
Правильная организация внутренней среды предприятия позволяет не только повысить производительность труда, но и достичь неформальных отношений в коллективе, что позволяет рассматривать коллектив предприятия как единый рабочий организм. Это позволяет не только реализовывать цели организации, но включать работников в процесс принятия решений по поводу совершенствования производства, определять уровень оплаты труда отдельным работникам, обеспечивать совершенствование организации рабочих мест и т. д. Такой подход к организации производства является более эффективным на современном рынке.
Внешняя среда – не менее важный источник, который питает организа-цию ресурсами, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выживать, развиваться и сохранять собственную эффективность. Высококвалифицированный менеджер должен иметь способность к тому, чтобы своевременно выявить важные факторы в окружении, способные оказать влияние на его организацию, подбирать соответствующие методы и способы реагирования на внешние воздействия.
Цель исследования – провести анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Абилити».
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и сущность внешней и внутренней среды ор-ганизации;
- исследовать методы анализа внешней и внутренней среды органи-зации;
- дать краткую характеристику исследуемой организации;
- провести анализ внутренней среды организации;
- проанализировать внешнюю среду организации;
- разработать элементы стратегии развития предприятия.
Объект исследования – специфика и проблематика организации стратегического менеджмента на предприятии. Предмет – внешняя и внутренняя среда организации ООО «Абилити».
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по стратегическому менеджменту, таких как А. С. Андрющенко, В.Н. Глумаков, Н. М. Малашук, Т.Н. Патрахина, Е. В. Труш и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обос-нована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации; во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды ООО «Абилити»; третья глава посвящена разработке элементов стратегии развития организации. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Внутренняя среда организации – часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда представляет собой динамичную систему, поэтому ее факторы рассматриваются как переменные, т.е. в их развитии. Организация может воздействовать и изменять, если это необходимо, переменные внутренней среды.
Анализ внутренней среды является основополагающим процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей организации и основу для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Основная цель стратегического анализа внутренней среды организации – определение конкретного и наиболее полного набора ее сильных и слабых сторон. Знание сильных и слабых сторон организации абсолютно необходимо при разработке ее адекватных реакций на те или иные изменения внешней среды.
Самыми распространенными методами анализа внутренней среды являются SWOT- и SNW-анализ.
Внешняя среда организации является одним из важных источников, который обеспечивает организацию ресурсами, необходимых для сохранения ее внутренних возможностей на высоком уровне. Каждой организации приходится подстраиваться под среду, для того чтобы выжить, совершенствоваться и сохранять собственную эффективность. Для внешней среды организации свойственна весьма высокая степень сложности, неопределенности и динамики. Сложность внешней среды выражается числом факторов, на которые обязана реагировать организация.
Основным видом деятельности ООО «Абилити» является «Торговля розничная в неспециализированных магазинах», зарегистрировано 12 дополнительных видов деятельности.
Систему управления предприятия можно охарактеризовать, как линейную. Для нее характерно четкое разделение труда и установление жесткой системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение сотрудниками обязанностей и скоорденированность различных задач.
Ассортимент товаров, продаваемых ООО «Абилити», широк и разнообразен, всего более трёх тысяч наименований. Ассортимент состоит из товаров продовольственной отрасли.
Все группы продукции, реализуемой ООО «Абилити», состоят из множества видов и разновидностей товаров. Спрос на продовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, чем на непродовольственные товары, поэтому бесперебойная поставка устойчивого ассортимента сохраняет стабильность продаж.
Основными конкурентами ООО «Абилити» являются магазины ООО «Империя Вкуса», ООО «Кедр», ООО «Фортуна».
Рынок фактически поделен между двумя основными торговыми предприятиями – ООО «Империя Вкуса» и ООО «Кедр». Единственное отличие в предприятиях это разница в ассортименте продукции. ООО «Абилити» занимает 15,1% рынка и имеет менее слабую конкурентную позицию.
На основании проведенного анализа выявлено, что ассортимент товаров ООО «Абилити» низкий, по сравнению с основными конкурентами, качество товаров невысокое и редко применяются скидки на товары.
В целом, деятельность ООО «Абилити» в исследуемом периоде была прибыльной, однако, на конец исследуемого периода отмечается незначительное снижение чистой прибыли организации и рентабельности продаж.
Из приведенного PEST-анализа можно сделать вывод, что в целом внешняя среда имеет отрицательное воздействие на ООО «Абилити».
Сильными сторонами предприятия является широкий ассортимент товаров от известных производителей, налаженная система поставок, квалифицированный персонал. К слабым сторонам можно отнести риск неисполнения обязательств клиентами фирмы, увеличение налоговой нагрузки, высокий процент по банковским кредитам, в которых нуждается организация, рост закупочных цен на товары и др.
Миссия ООО «Абилити» - обеспечить население г. Тюмени качественными и необходимыми каждому человеку современными продуктами питания, стать лидерами на рынке за счет качества товаров и обслуживания.
Стратегическая цель - ежегодное увеличение прибыли на 11% в течение трех лет за счет эффективного продвижения товаров, сокращения издержек и оптимизации ассортимента.
По результатам проведенного анализа деятельности ООО «Абилити» можно сделать вывод, что для повышения эффективности деятельности предприятия, укрепления его позиций на рынке следует применить стратегию глубокого проникновения на рынок.
Стратегия может быть реализована по двум направлениям:
1) повышение объемов сбыта для существующих потребителей:
- убедить потребителя увеличить объем потребления товаров;
- убедить потребителя увеличить частоту использования;
2) привлечение новых потребителей, которые приобретают товары у конкурентов.
Общие расходы на реализацию мероприятий в рамках разработанной стратегии деятельности ООО «Абилити» составят 137,79 тыс. руб. в год.
Экономический эффект от реализации предложенных мероприятий составит 3840,9 тыс. руб. Таким образом, это подтверждает эффективность разработанного комплекса мероприятий в рамках стратегии.
1. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений [Текст] : Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 396 c.
2. Андрющенко, А. С. Маркетинг внутренних и внешних факторов компании [Текст] / А. С. Андрющенко, В. М. Шарапова, Н. В. Шарапова // Наука Красноярья. - 2017. - Т. 6. - № 3.3. - С. 48-55.
3. Анфимов, И.А. Оценка влияния факторов внешней среды на эффективную деятельность организации [Текст] / И.А. Анфимов, Ю.Э. Муждабаев // Современные технологии в мировом научном пространстве. - 2017. - С. 38-42.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент [Текст] : Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
5. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент [Текст] : Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 186 c.
6. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент [Текст] : Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2015. - 192 c.
7. Кошевенко, С.В. SWOT-анализ как инструмент стратегического управления школой [Текст] / С.В. Кошевенко // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 10. - С. 143–146.
8. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент [Текст] : Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 c.
9. Малашук, Н. М. Анализ факторов внешней среды [Текст] / Н. М. Малашук, Е. Ф. Бачу, Г. В. Гурова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 51. - С. 15.
10. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений [Текст] : Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
11. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КНОРУС, 2017. - 496 с.
12. Патрахина, Т.Н. SWOT–анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации [Текст] / Т.Н. Патрахина // Интернет–журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Том 7. - № 2. – С.1-11.
13. Пирс, П. Д. Стратегический менеджмент [Текст] / Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
14. Попова, Л. Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предпри-ятия на характеристики организационной структуры [Текст] / Л. Ф. Попова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика Экология. - 2014. - № 2. - С. 54-60.
15. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное посо-бие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
16. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Петрова. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
17. Труш, Е. В. Внешний анализ конкурентов организации [Текст] / Е. В. Труш, В. М. Шарапова // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 2. - С. 51-55.
18. Шарапова, Н. В. Стратегический анализ, или с чего начать? [Текст] / Н. В. Шарапова, И. А. Борисов, Е. Е. Лагутина // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-1 (81-1). - С. 634-637.
19. Шевцова, О.Н. Оценка структуры внешней среды организации [Текст] / О.Н. Шевцова, Н.Н. Проскурина, Г.Е. Концевич // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. 22-25.
20. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент [Текст] : Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. - М.: КноРус, 2015. - 320 c.