Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (07. 00. 02.)

Работа №4272

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы360стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-25
Глава 1. ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МАРИЙСКОМ КРАЕ
В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 26-91
§ 1. Православные приходы (количественные характеристики)... 26-66
§ 2. Строительство и содержание церквей 66-91
Глава 2. СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 92-181
§ 1. Состав приходского духовенства 92-125
§ 2. Основные служебные функции приходского духовенства 125-161
§ 3. Церковный причт и приходская община 161-181
Глава 3. КУЛЬТУРА И БЫТ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА
МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 182-246
§ 1. Жизнеобеспечение приходского духовенства 182-209
§ 2. Культурно-просветительная деятельность приходского
духовенства 209-231
§ 3. Быт и нравы священно- и церковнослужителей 232-246
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247-256
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 257-283
ПРИЛОЖЕНИЯ 284-361



История приходского духовенства XIX - начала XX вв. является важнейшей составной частью не только церковной, но и социальной истории России. Не случайно, на современном этапе истории русской церкви и православной веры привлекает пристальное внимание представителей как исторической, так и других гуманитарных наук1. К числу актуальных задач отечественной исторической науки относятся всесторонний анализ особенностей формирования духовного сословия, эволюция “черного” и “белого” духовенства; изучение исторической роли и места приходского духовенства в социальной структуре общества Российского государства, характере взаимоотношений церковного причта со своими прихожанами и, наконец, особой культуры и менталитета приходского духовенства2.
« Объектом исследования является история приходского духовенства
Марийского края XIX - начала XX вв. В диссертации анализируется процесс церковного строительства, дается количественная и качественная ха-рактеристики состава приходского духовенства, выявляются его основные служебные, культурно-просветительские и миссионерские функции, всесторонне рассматриваются система жизнеобеспечения, быт и нравы приходского духовенства, а также взаимоотношения церковного причта и приходской общины в Марийском крае в XIX - начале XX вв.
1 См.: Русское православие: вехи истории. М., 1989; Православие и русская народная культура М., 1993. Кн. 1,2; Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Шмидт С. О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997; Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XV Ш - начало XX веков). В 2 т. СПб., 2000; Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков. М., 2001 и др.
2 См.: Зольнккова Н. Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях государства и церкви в Сибири. XVIII век. Новосибирск, 1981; Она же. Сибирская приходская община в XVU1 веке. Новосибирск, 1990; Римский С. В. Право¬славная церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1997; Он же. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1998.

4
Актуальность темы исследования обоснована особой ролью и значением приходского духовенства как одного из проводников государственной идеологии и духовно-нравственных основ, а также культурно-просветительских функций. Несомненна его роль не только в качестве одной из социальных опор власти, но и в социально-экономической жизни общества. Актуальность данной проблемы связана и с недостаточной изученностью российского приходского духовенства, прежде всего на региональном уровне, в том числе в многонациональном и разноконфессиональном Среднем Поволжье, составной частью которого является и территория Марийского края. Она вызвана также необходимостью пересмотра односторонних тенденциозных оценок и обоснована той реальной социальной ролью, которую играло духовенство в Марийском крае в XIX - начале XX вв.
Следует подчеркнуть, что применительно к территории Марийского края рассматриваемого времени данная проблема не являлась предметом самостоятельного исследования. Лишь отдельные ее сюжеты получили не-которое освящение в историко-краеведческой литературе, посвященной истории края и марийского народа XIX - начала XX вв1.
Цель исследования состоит в изучении социально-экономической и социокультурной истории приходского духовенства в Марийском крае в XIX - начале XX вв., воссоздании обобщенного социального и морально- нравственного облика этого сословия и его повседневной жизни на региональном уровне.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
-дать общую характеристику церковного строительства и приходского духовенства в Марийском крае;
1 См.: История Марийской АССР. Йошкар-Ола, i9S6. Т. 1, Пспсс Н. С. Православие в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1987; Айплатов Г. Н. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века. Йошкар-Ола, 1994; Иванов А. Г., Сануков К. Н. История марийского народа. Йошкар-Ола, 1999.

5
-выявить численность, состав, размеры, типы и виды церковных приходов в рассматриваемом регионе;
-определить социальный и этнический состав приходов с учетом их географического размещения на территории края;
-рассмотреть эволюцию количественного и качественного состава приходского духовенства края с учетом специфики его формирования; -охарактеризовать основные служебные функции приходского духовенства по требоисправлениям, исполнению указаний светских властей, ведению культурно-миссионерской и образовательной деятельности;
-проследить характер взаимоотношений церковного причта и приходской общины;
-проанализировать материальное положение и систему жизнеобеспечения священно-церковнослужителей;
-изучить бытовой уклад церковного причта в повседневности;
-воссоздать моральнонр!авственный облик приходского духовенства края в XIX - начале XX вв.
Новизна исследования заключается в постановке проблемы, так как изучение истории приходского духовенства Марийского края в XIX - начале XX вв., как объект исследования еще не ставилось в рамки диссертационного исследования. До сих пор отсутствует обобщающий материал по указанной проблеме. Диссертация построена на обширной фактологической основе. В научный оборот введено значительное число документального материала, как архивного, так и опубликованного. Обобщен статистический материал клировых ведомостей и справочных изданий, результаты которого изложены в содержании и оформлены в таблицах и приложениях.
На защиту выносятся следующие основные положения, в которых нашла отражение научная новизна диссертационного исследования:
1) Церковное строительство в Марийском крае в XIX - начале XX ББ. шло довольно интенсивно. Храмы строились на средства казны, за счет прихожан и на средства частных жертвователей. В первой половине XIX века строились в основном каменные церкви, в конце XIX — начале XX вв. - деревянные. В марийских “новокрещеных” приходах храмы в основном строила казна или купцы. Сами прихожане, особенно в первой половине XIX века мало заботились о церковном строительстве.
2) Приходы Марийского края были в основном одноклировыми. Социальный состав отличался значительным разнообразием, особенно в городах. Преобладавшей группой населения в приходах являлись крестьяне - марийские и чувашские. Удельный вес русских православных людей значительно уступал.
3) В продолжение изучаемого периода произошли заметные изменения состава приходского духовенства Марийского края. В результате ре¬формы приходов 1845 г. и 1876 г. произошло сокращение численности служащего духовенства. Постепенно к концу XIX века возросли текучесть кадров, средний срок службы священнослужителей уменьшился с 20 до 10 лет. Изменения в образовательном уровне духовенства были связаны с появлением среди клириков лиц со светским образованием. Проведение в жизнь системы Н. И. Ильминского способствовало пополнению рядов приходского духовенства выходцами из числа марийских крестьян.
4) В XIX - начале XX вв. было закреплено превращение духовенства в своеобразных государственных чиновников. Светская власть наделила духовенство рядом государственных обязанностей, но запретила ему вмешиваться в отношения прихожан и государства, что приводило, в определен¬ной мере, к падению авторитета клириков. Государственной обязанностью духовенства стала и миссионерская деятельность священников края по внедрению православия и русификации марийцев. Миссионерская деятельность в первой половине XIX века имела неутешительные результаты, основная масса прихожан придерживалась языческой веры, не посещала храмы. К концу XIX века, благодаря деятельности отдельных священников-миссионеров и

7
просветительской системе Н. И. Ильминского, часть марийского населения все более стала приобщаться к христианской православной вере.
5) Культурно-просветительская роль духовенства выразилась в первую очередь в открытии ими многих школ. Однако не все священники добросовестно исполняли эти обязанности. В 60-70 - е гг. XIX века произошла передача значительного числа церковных школ земствам. Вместе с тем, в Марийском крае в этот период происходило открытие новых церковно-приходских школ.
6) В исследуемый период постепенно уменьшалась роль приходской общины в выборе духовенства. Клирики назначались епископом без ведома общины, но в ряде случаев священно- и церковнослужители должны были получить “одобрение” от прихожан. Увеличивалась зависимость церковного старосты от причта. Образование приходских попечительств не способствовало улучшению жизни причтов края. Однако нельзя отрицать их значительную роль в содержании и украшении православных храмов.
7) Главным источником содержания духовенства края была руга и плата за требы. Размеры руги в марийских “новокрещеных” приходах превышали аналогичные показатели в других регионах страны. Плата прихожан за требы часто сопровождалась конфликтами причта и прихожан, особенно, в нерусских приходах. Жалование, введенное в Казанской епархии в 1845 г., не решило вопрос материального благосостояния приходского духовенства. Оно было недостаточным, чтобы отказаться от других источников дохода.
8) Бытовой уклад приходского духовенства мало чем отличался от жизни прихожан, но определялся регламентирующими церковными указами и распоряжениями, согласно которым, священники должны были содержать в чистоте свой дом, жить в мире и согласии, избегать роскоши и пьянства, быть образцом праведного поведения в семье и обществе.
9) Морально-нравственный уровень приходского духовенства в целом был высоким. Значительная часть клириков края добросовестно исполняла

свои пастырские обязанности, стремилась не нарушать церковных постановлений. Однако и среди представителей духовенства были отдельные лица, подверженные различным людским порокам. Но они являлись исключением, нежели правилом.
Методологической основой данной диссертации являются принципы диалектического познания общества, историзма и объективности, предполагающее изучение фактов прошлого во всем их многообразии, в конкретно исторических условиях возникновения и развития. В исследовании используется проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-статистический методы исторических исследований. Автор опирается на достигнутые теоретико-методологические разработки отечественной историографии.
Хронологические рамки научной работы охватывают период XIX - начала XX вв., конкретно 1800 - 1917 гг. Выбор начальной временной границы исследования объясняется тем, что в это время абсолютистским государством был проведен ряд мер, направленных на повышение государственно-социального статуса духовенства (отмена телесного наказания, обязательная образованность), окончательное оформление его сословной замкнутости, укрепление бюрократического принципа в формировании приходского духовенства, расширение его чиновничье-полицейских, в особенности, миссионерских функций в “новокрещеных” приходах, в том числе с марийским населением. Конечные временные границы работы приходятся на начало XX века. В этот противоречивый период с одной стороны проявился явный кризис внутри самой церкви, заметно изменилось отношение общества к духовенству; но с другой стороны, продолжалось церковное строительство и активная культурно-просветительская, в особенности миссионерская работа по внедрению основ православия на родном языке народов Поволжья, базировавшегося на системе К И. Ильминского. Бурные события начала XX века резко изменили жизнь всех социальных групп и слоев России, включая и приходское духовенство Марийского края.
Географические рамки исследования ограничиваются территорией Марийского края. Под термином “Марийский край” выступает территория современной Республики Марий Эл. По административному делению XIX - начала XX вв. она охватывала Царевококшайский и Козьмодемьянский уезды Казанской губернии, часть территорий Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии, ряд волостей Чебоксарского уезда Казанской губернии и несколько селений, волостей Васильского уезда Нижегородской губернии. По церковно-административному делению - это части Казанской, Вятской и Нижегородской епархий, состоявшие из церковных округов, в которые входили благочиния, включавшие в себя городские и сельские приходы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, исследование вопросов, поставленных в данной работе, позволило выявить как общее, так и особенное в характеристике приходского духовенства Марийского края в XIX - начале XX в. Специфика места и роли марийского духовенства рассматриваемого периода в истории края во многом была обусловлена с особенностями приходского населения из числа новокрещеных марийских крестьян, сохранивших во многом черты языческого мировосприятия. Однако, в целом, жизнь духовного сословия края протекала в общем русле социальных, политических и духовных процессов, происходивших в Среднем Поволжье и в России.
В исследовании установлено, что с историей приходского духовенства неразрывно связана история церковных приходов и приходских храмов. В пери¬од 1808-1909 гг. количество приходов в Марийском крае возросло с 54 до 101, т. е. почти в два раза. Характерно, что в первой половине XIX века они открывались только по инициативе государства, а церкви строились на средства Комиссии духовных училищ. Несмотря на рост церковного строительства, величина приходов в течение более чем ста лет не только не уменьшилась, а увеличилась за счет естественного прироста населения. Отмечено, что сравнительно небольшими по числу приходских дворов были приходы города Козьмодемьянска и сельские марийские приходы Чебоксарского уезда. Для Царевококшайского уезда в первой половине XIX века были характерны приходы с числом дворов до 200 единиц, а во второй половине века эта цифра возросла до 300-400 дворов. В Уржумском и Яранском уездах Вятской губернии марийские приходы были значительно больше и составляли от 300 дворов в среднем на приход в первой половине XIX века и более 500 единиц в его конце.
Приходы Марийского края на всем протяжении XIX - начала XX в. имели неоднородный сословно-социальный состав. Значительной сословной пестротой отличались городские приходские общины. В Царевококшайске и Козьмодемьянске проживали сословия духовенства, военных, мещан, чиновников, купцов и крестьян. Следует подчеркнуть, что особенностью приходов города Царево-кокшайска было преобладание крестьянского населения, проживавшего в приписных пригородных удельных (до 1863 г.) русских и казенных марийских селениях. Национальный состав двух основных уездов Марийского края - Царе-вококшайского и Козьмодемьянского в середине XIX века распределялся следующим образом: в Царевококшайском уезде марийские прихожане составляли 71,7 % населения, русские - 28,3 %; в Козьмодемьянском соответственно про-живало марийцев - 43,4 %, чуваш - 43,3 %, русских - 13,3 %.
Процедура строительства церквей в рассматриваемый период претерпела определенные изменения. Воздвигнуть храм можно было только после рассмотрения и согласия Синода. Необходимо было также получить доку¬мент об утверждении плана и фасада церкви губернским архитектором. Кроме этого к обязанностям строителей в XIX веке прибавилось обеспечение причта новой церкви жильем и выделение им участка пашенной и сено¬косной земли из фонда приходской крестьянской общины. Спецификой церковного строительства в Марийском крае в период массовой христианизации марийского народа в 40-60-е. гг. XVIII века было то, что храмы в марийских селениях строились по инициативе абсолютистского государства и за его счет. Данная практика сохранилась и в первой половине XIX века, так как формально принявшие христианство марийские прихожане часто не считали своим долгом и обязанностью строительство приходского храма. На государственный счет в 30-е гг. XIX века были построены пять церквей в марийских приходах. Первая половина XIX века была отмечена массовой перестройкой приходских храмов. Однако сроки строительства церквей часто затягивались, так как прихожане не спешили жертвовать на храм, а священно- и церковнослужители вынуждены были обращаться к духовным и светским властям, чтобы ускорить строительство. В конце XIX - начале XX вв. церкви в основном строились на средства прихожан, или частных лиц, чаще всего купцов. Количество каменных и деревянных церквей было примерно равным. Значительная часть каменных храмов была построена в первой половине XIX века, большинство деревянных во второй половине XIX - начале XX вв., так как до 1835 г. строительство деревянных храмов церковными властями было запрещено и разрешалось лишь в исключительных случаях.
Характерно, что содержание храма почти полностью возлагалось на приходскую крестьянскую общину. Ответственным за сохранность церковного имущества являлся приходской староста. В его задачи также входило наблюдение за содержанием и благоустройством церкви, сбор и расходование денежных поступлений из церковных сумм. В помощь старостам в 60-е гг. XIX века были созданы особые органы - церковно-приходские попечительства, обязанные следить за состоянием храма, школ, кладбищ, богоугодных заведений и заниматься сбором денежных средств на ремонт, украшение и строительство церкви. Нами установлено, что попечительства в Марийском крае были достаточно эффективны лишь в начальный период своей деятельности - в конце 60 - на¬чале 70-х гг. XIX века, когда ими были собраны значительные средства на ре¬монт и даже строительство новых храмов.



Источники:
Документы и материалы государственных архивных учреждений. Государственный архив Республики Марий Эл:
Ф. 21 - Спасская церковь села Малая Юнга Козьмодемьянского
уезда
On. 1. Д. 2-72. Клировые ведомости, указы Казанской духовной конси-стории, приговоры приходских сходов о выборе старост, свидетельства о браках, приходно-расходные книги, 1840-1907 гг.
Ф. 23 - Христорождественская церковь села Чермышево Козьмо-демьянского уезда
On. 1. Д. 1. Л. 37-259. Указы Синода и Казанской духовной консисто¬рии, 1765-1829 гг.
Ф. 26 - Троицкая церковь села Отар Козьмодемьянского уезда On. 1. Д. 2. JI, 1-13. Приходская летопись Троицкой церкви села Отар, 1899 г.
Ф. 34 - Богоявленская церковь села Кузнецово Козьмодемьянского
уезда
On. 1. Д. 1. Л. 2-7. Ведомости о пожертвованиях поступивших в цер¬ковь, 1860-1863 гг.
Д. 2. Л. 1 -25. Книга на записку текущих расходов, 1868-1 877 гг.
Д. 3. Л. 1-7. Клировая ведомость Богоявленской церкви, 1872 г.
Д. 4. Л. 1-8. Учет богослужения церковнослужителей, 1904 г.
Ф. 35 - Успенская церковь г. Козьмодемьянска
On. 1. Д. 7. Л. 1-33. Книга на записку церковного имущества Успенской церкви, 1840-1871 гг.
Ф. 53 - Церковные летописи

258
On. 1. Д. 1. JT. 1-6. Церковно-приходская летопись Токтай-Белякской церкви, 1889 г.
Д. 2. Л. 1-8об. Историко-статистическое описание церкви и прихода се¬ла Чермышево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 1899 г.
Ф. 54 - Покровская церковь села Марисола
On. 1. Д. 1. Л. 1-6. Церковно-приходская летопись Покровской церкви села Марисола, 1889 г.
Ф. 55 - Богородицкая церковь села Семеновка
On. 1. Д. 1-22. Указы Казанской духовной консистории, клировые ве-домости, прошения крестьян, 1878-1909 гг.
Ф. 72 - Троицкий собор г. Козьмодемьянска
On. 1. Д. 3-8. Указы Казанской духовной консистории, манифесты царей, ведомость о свечных доходах, 1 722-1867 гг.
Ф. 80 - Первое благочиние Царевококшайского уезда
On. 1. Д. 3-193. Клировые ведомости, указы Казанской духовной кон-систории и рапорта священно- и церковнослужителей, ведомости о пожерт-вованиях, книги приходов и расходов по духовному правлению, собрания дел епархиального попечительства, собрания бумаг о наградах и перемещениях священно - и церковнослужителей, собрания бумаг по делам церковно-приходских школ, 1841-1910 гг.
Ф. 87 - Тихвинская церковь г. Козыиодемьянска
On. 1. Д. 7. Л. 1-145. Ведомости Тихвинской церкви г. Козьмодемьян- ска, 1856-1903 гг.
Д. 17. Л. 1-37. Летопись Тихвинской церкви г. Козьмодемьянска, 1867- 1890 гг.
Ф. 93 - Церковно-приходские школы Козьмодемьянского уезда
On. 1. Д. 1-17. Журналы Козьмодемьянского уездного отделения Ка-занского епархиального училищного совета, отчеты наблюдателей церковно-приходских школ, школьные листки.

259
Ф. 165 - Царевококшайское духовное правление
On. 1. Д. 66-349. Клировые ведомости, духовные ведомости, указы по Казанской духовной консистории, книги входящих и исходящих бумаг Царе-вококшайского духовного правления, собрания указов Синода и светской власти, судебно-следственные дела, книги приходов и расходов духовного правления, ревизские сказки, 1800-1893 гг.
Ф. 172 - Козьмодемьянское духовное правление
On. 1. Д. 29-628. Клировые ведомости, духовные ведомости, указы по Казанской духовной консистории, книги входящих и исходящих бумаг Козь-модемьянского духовного правления, собрания указов Синода и светской власти, судебно-следственные дела, книги приходов и расходов духовного правления, ревизские сказки, журналы заседаний духовного правления, ведомости о церквях и клире, реестры не бывших у исповеди, 1796-1910 гг.
Ф. 195 - Христорождественская церковь села Пернянгаши
On. 1. Д. 1. Л. 1-32. Летопись Христорождественская церковь села Пернянгаши, 1867-1898 гг.
On. 1. Д. 2. Л. 1-8. Ведомость о церкви села Пернянгаши, 1872 г.
Ф. 198 - Ведомости церквей
On. 1. Д. 2. Л. 1-194. Ведомости второго благочиния Козьмодемьянско¬го уезда, 1 896 г.
Центральный государственный архив Чувашской Республики:
Ф. 225 -Чебоксарское духовное правление
On. 1. Д. 26, 43, 49, 62, 81, 89, 98, 116, 117, 124, 130, 166, 173, 203, 217, 218, 257, 264, 265, 286. Клировые ведомости Чебоксарского уезда, 1808-1850 гг.
Д. 278. Л. 12-15. О духовенстве и церквях, 1858 г.
Д. 284. Л. 1-5. Рапорт священника М. Кроковского о православном ду-ховенстве, 1858 г.

260
On. 2. Д. 336. Jl. 1-7. Контракт на постройку церкви в селе Юнга Ядри- но Козьмодемьянского уезда, 1873 г.
On. 1 1. Д. 1. Л. 1- 108об. Клировые ведомости Козьмодемьянского уез¬да, 1909 г.
Ф. 274- Борисоглебская церковь села Юнга Ядрино
On. 1. Д. 2. Л. 12-22. Приговоры приходских сходов, 1883-1891 гг.
Д. 3. Л. 1-2. Указ Казанской консистории, 1891 г.
Ф. 277 - Ведомости церквей
On: 1. Д. 1. Л. 1-80об. Клировые ведомости церкви села Ильинская пус-тынь , 1873-1887 гг.
Д. 2. Л. 1-105об. Клировые ведомости церкви села Ильинская пустынь,
1892-1907 гг.
Ф. 279 - Ведомости церкви села Оринино Козьмодемьянского уезда
On. 1. Д. 15. Л. 1 -83об. Ведомости о церкви села Оринино, 1857-1887.
Д. 20. Л. 1- 248об. Ведомости о церкви села Оринино, 1867-1906 гг.
Д. 22. Л. 1-16. Ведомости о церкви села Оринино, 1906 г.
Д. 23. Л. 1-35. Ведомости о церкви села Оринино, 1908-1915 гг.
Государственный архив Кировской области:
Ф. 20 - Вятская палата уголовного и гражданского суда
On. 1. Д. 1097. Л. 1-134. Дело о буйстве при жертвоприношении языче-ских обрядов, 1859-1862 гг.
Ф. 61 - Яранский уездный суд
On 1. Д. 15. Л. 1-22. По обвинению черемис Кодемской волости в вы-полнении ими в лесу религиозных обрядов, 1827 г.
Ф. 237 - Вятская духовная консистория
Оп. 70. Д. 31, 39, 1453, 1455, 1460, 1465, 1471, 1480, 1484, 1490, 1500, 1505, 1510, 1516, 1520, 1563, 1583, 1593, 1603, 1614, 1623. Клировые ведомо-сти, 1810-1900 гг.

261
On. 131. Д. 1283. Jl. 1-193. По рапорту депутата Уржумской округи се¬ла Макарова священника Андрея Даровского о бывшем отправлении череми¬сами жертвоприношения по своему языческому обряду и суеверию, 1828- 1829 гг.
Ф. 582 - Канцелярия Вятского губернатора
Оп. 81. Д. 59. Л. 1-338. По рапорту Уржумского земского исправника о скопище в Уржумском уезде черемис и других идолопоклонников для жерт-воприношения, 1828-1830 гг.
Национальный архив Республики Татарстан:
Ф. 4 - Казанская духовная консистория
On. 1. Д. 5081. Л. 1-14. О предписании священнику села Кузнецово убедить крещеного из черемис Федора Иванова оставить заблуждения его и не соблазнять прихожан, 1850 г.
Д. 5129. Л. 1-95. О противозаконных поступках священника Царево-кокшайского уезда села Мушерани Александра Кедрова, 1852-1854 гг.
Д. 5158. Л. 1-131.0 постройке церкви с образованием прихода Царево-кокшайского уезда в д. Большой Шигаковой, 1853-1864 гг.
Д. 5167. Л. 1-314. Об обеспечении православного сельского духовенст¬ва землями, домами и единовременными пособиями, 1853 г.
Д. 5174. Л. 1-3. О воспрещении духовным лицам курить и нюхать табак, 1 853 г.
Д. 5202. Л. 12-210. Ведомости об училищах, 1855 г.
Д. 5404. Л. 1-68. Об отделении белого духовенства от монашества Ца-ревококшайского уезда Мироносицкой пустыни, 1858-1862 гг.
Д. 5650. Л. 25-104. Ведомости о церквях и белом духовенстве, 1860 г.
Оп. 80. Д. 87. Л. 1-119. О раскольниках г. Козьмодемьянска, 1848-1863 гг.

262
Д. 121. JI. 1-119. О доставлении сведений сколько в Казанской епархии идолопоклонников по ведомству Министерства государственных имуществ, 1848-1849 гг.
Оп. 83. Д. 399. Л. 8-12. Клировые ведомости Козьмодемьянского уезда,
1860 г.
Оп. 84. Д. 180а. Л. 1-14. Об отмежевании земли к церкви села Малой ^ Юнги Козьмодемьянского уезда, 1852-1876 гг.
Оп. 87. Д. 62. Л. 1-50. Клировые ведомости Царевококшайского уезда, 1855 г.
Оп. 92. Д. 164. Л. 16-279. Ведомости об училищах, 1860 г.
Оп. 102. Д. 35. Л. 1-78. Ведомости о церквях Царевококшайского уезда, 1870 г.
Оп. 105. Д. 6. Л. 21-222. Рапорта благочинных о состоянии церквей, бо-гаделен, училищах и т. д., 1873 г.
Научный рукописный фонд Национальной библиотеки им. С. Г. Чавай- на Республики Марий Эл.
Келлер А. А. Статистическое описание Царевококшайского уезда Ка-занской губернии (рукопись) // НРБ НБ, ед. хр. № 4326. Л. 1-84.
Опубликованные источники:
Айплатов Г. Н. Иванов А. Г. Монастырская колонизация Марийского Ф- Поволжья. По материалам Спасо-Юнгинского монастыря Козьмодемьянско¬
го уезда 1625-1764 гг.: Исследование. Тексты документов. - Йошкар-Ола, 2000. С. - 464 с.
Алметева И. В. Открытие первой марийской сельской школы в Козьмо-демьянском уезде в начале XIX века (документальные материалы) // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 2002. - Вып. 12. - С. 128-133.

263
Андриевский А. А. Дела о совершении языческих обрядов и жертвоприно-шений крещеными инородцами Вятской губернии (1828-1857) // Марийский ар-хеографический вестник. - Йошкар-Ола, 1999. - Вып. 9. - С. 170-183.
Богословский Г. К. Атлас Казанской епархии по уездам. - Казань, 1895. -14 с.
Богословский Г. К. Справочная книга для Казанской епархии. Сведе¬ния о церквах, приходах, прихожанах, штатах, причтов, наличном составе их,

средствах содержания, школах и пр.; краткие сведения о монастырях, чудо-творных и местно чтимых иконах и крестных ходах в Казанской епархии. - Казань, 1900. - 612 с.
Васина С. М. (Матвеева С. М.) Клировые ведомости как источник по истории приходского духовенства Марийского края первой половины XIX века // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 1998. - Вып. 8. -С. 215-229.
Вятская епархия: историко-географическое и статистическое описание.
* - Вятка, 1912. - 673 с.
Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: Сборник документов / Под ред. К. Мацузато. - Sapporo: Slavic Research Cen¬ter, Hokkaido University, 2002. -.208 c.
Духовенство из инородцев в Казанской епархии. - Казань, 1878. - 7 с.
Журнал съезда благочинных Казанской епархии. - Казань, 1 894. - 39 с.
Загуляев П. Н. Статистическое описание села Новоторъяльского (пер¬вая половина 90-х гг. XIX века) // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 1991. - Вып. 1. - С. 58-65.
«► Иванов А. Г. Документ о земельном владении служилых новокрещен
марийцев и чувашей Козьмодемьянского уезда XVII века // Марийский ар-хеографический вестник. - Йошкар-Ола, 1996. - Вып. 6. - С. 83-90.
Износков JI. Горночеремисские приходы Козьмодемьянского уезда // Труды Казанского губернского статистического комитета. - Казань, 1869. С. 3-12.; Вып. 11: 1869. С. 18-32.

264
Износков JI. Обычаи горных черемис // Памятная книжка Казанской губернии на 1868-1869 гг. - Казань, 1868. - С. 60-92.
Износков Л. Село Пернянгаш и его прихожане // Казанские губернские ведомости. - 1869. - № 11, 29.
История Марийского края в документах и материалах. Сост.: Г. Н. Айплатов, А. Г. Иванов. - Йошкар-Ола, 1992. - Вып. 1. - 564 с.
Кадыкова Г. Н. Общинное языческое моление марийских крестьян в Шалинской волости Царевококшайского уезда 1830 г. // Марийский архео-графический вестник. - Йошкар-Ола, 1999. - Вып. 9. - С. 1 84-187.
Краткий свод законоположений, относящихся до церковных старост (Инструкция церковным старостам, высочайше утвержденная 12 июня 1890 г. с дополненьями). Сост.: Я. Ивановский. - СПб., 1 891. - 128 с.
Кроковский М. С. Краткое описание Спасского монастыря, существо-вавшего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде // Казанские губернские ведомости. - 1849. - № 33-34.
Кроковский М. С. Памятник преданности вере и царю // Казанские гу-бернские ведомости. - 1 851. - № 9.
Марийский край 100 лет назад: события, факты, люди // Марийский ар-хеографический вестник. - Йошкар-Ола, 1991.-Вып. 1.-С. 83-92.
Мироносицкий вестник. - Йошкар-Ола, 1996-2002. - №№ 1-71.
Михайлов С. М. Описание быта раскольников в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии // Марийский археографический вестник. - Йош¬кар-Ола, 2001Вып. 11.-С. 132-153.
Михайлов С. М. Повесть о пребывании в г. Козьмодемьянске государя императора Павла Петровича с великим князем Александром Павловичем и Константином Павловичем // Марийский археографический вестник. - Йош¬кар-Ола, 1996. - Вып. 6. - С. 95-102.
Михайлов С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. - Чебоксары, 1972. - 422 с.

265
Отчет о состоянии народных училищ Казанской губернии за 1884 год.
- Казань, 1885. - 62 с.
О черемисах Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. - 1880. № 15-18.
Петров С. П. Село Шапы и шапинские прихожане в религиозно-нравственном и бытовом отношениях // Известия по Казанской епархии за 1887 год. - Казань, 1887. - С. 258-282.
ПСЗ. Т. П.; Т. XV.
Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 гг. по 1 890-91 гг. - СПб., 1901. - 236 с.
Программа историко-статистического описания приходов, монастырей и храмов Вятской епархии. - Вятка, 1900. - 13 с.
Рождественский И. Летопись Троицкой церкви Царевококшайского уезда села Михайловского // Известия по Казанской епархии за 1870 год. - Казань, 1870. - С. 15-26.
Рождественский М. Быт горных черемис Козьмодемьянского уезда в религиозно-нравственном отношении // Известия по Казанской епархии за 1873 год. - Казань, 1873. - С. 9-25.
Розанов И. П. Второе сословие // Отечественные архивы. - 1996. - № 5.
- С. 20-29.
Розанов А. И. Записки сельского священника. Быт и нужды православ¬ного духовенства. - СПб., 1882. - 332 с.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. I-IX.— М., 1985.
Рябинский К. С. Ардинский приход Казьмодемьянского уезда (Истори-ческие сведения. Языческие верования и обычаи черемис. Черемисское насе-ление.) // “Известия” общества истории, археологии и этнографии при Казан-ском университете, Т. XVI, Вып. 2. 1900 - С. 170-212.

266
Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. Сост.: Т. Барсов. М., 1913.
Свод законов Российской империи. Т. 1-XV. - СПб., 1906.
Сборник описаний церковно-приходских школ Казанской епархии. - Казань, 1896. - 114 с.
Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Си¬нода о церковно-приходских школах и школах грамоты, с присоединением программ учебных предметов для церковно-приходских школ. - Вятка, 1892. -190 с.
Справочная книга Казанской епархии. - Казань, 1904. - 637 с.
Справочная книга Казанской епархии. - Казань, 1909. - 652 с.
Справочная книга Царевококшайского и Казанского уездов Казанской епархии. - Казань, 1899. - 60 с.
Троицкая Н. Черемисы Арбанской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола,
1996. - Вып. 6. -С. 1 12-123.
Устав духовных консисторий с приложениями. Сост.: Ф. В. Ливанов. - СПб., 1871.-450 с.
Церковный староста: его права и обязанности. - СПб., 1912. - 128 с.
Циркулярные указы св. правительствующего Синода. 1867-1900 гг. Сост.: А. Завьялов. - СПб. 1901.
Яблонский И. О горных марийцах второй половины XIX века // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 1997. - Вып. 7. - С. 179-200.
Яковлев Г. Я. Несколько слов по поводу языческих суеверий крещеных черемис Царевококшайского уезда // Известия по Казанской епархии за 1871 год. - Казань, 1871. - С. 243-251.
Яковлев Г. Я. О черемисах деревни Ашламаш // Известия по Казанской епархии за 1892 год. - Казань, 1892. - С. 11-15.

267
Литература
Аблинов В. Н. Марийская народная школа и народное образование в конце XIX - начале XX века // Вопросы дореволюционной истории Марий¬ского края. - Йошкар-Ола, 1978. - С. 66-93.
Азановский А. Доклад, прочитанный на съезде духовенства в Седьмио- зерской пустыни // О просвещении приволжских инородцев. - Казань, 1910. — С. 420-422.
Адаменко А. М. Приходы русской православной церкви на юге Запад¬ной Сибири в XVIII - начале XX вв. // Автореферат диссертации к. и. н. - Кемерово - 1998.
Айплатов Г. Н. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века. - Йошкар-Ола, 1994. - 93 с.
Александров А. А. Сельская община и вотчина в России (XVII-начало XIX вв.) // Исторические записки. Т. 89. - М., 1972. - С. 231-294.
Александров В. А. Обычное право крепостной деревни XVIII-начала XIX вв. - М., 1984.- 255 с.
Александров В. А. Сельская община в России (XVII - начало XIX вв.) - М., 1976.
Алметева И. В. Школа Братства святителя и чудотворца Николая во второй половине XIX - начале XX века // Христианское просвещение и рус¬ская культура. - Йошкар-Ола, 2002. - С. 40-43.
Антонова И. А. Метрические книги XVIII - начала XIX вв. в России. Источниковедческое исследование. Диссертация к. и. н. - М., 1998.
Апакаев П. А. Просветители Марийского края. Йошкар-Ола, 1990. -
145 с.
Архиепископ Филарет (Гумилевский) История русской церкви. - М.,
2000.
Бакланова Е. Н. Крестьянский двор и община на Русском севере. - М., 1976.- 221с.

268
Беловинский JI. В. К истории русской православной церкви. - М., 1992.
-86 с.
Белюстин И. Описание сельского духовенства в России // Русский за-граничный сборник за 1858 год. - Берлин, 1859.
Берестова Е. М. Земские и духовные школы в Удмуртии: сотрудниче¬ство или соперничество? // Земское самоуправление: организация, деятель¬ность, опыт. Материалы науч. конф., посвященной 135-летию организации Вятского земства. - Киров, 2002. - С. 87-90.
Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. - Казань, 1891.- 374 с.
Благовидов Ф. В. К работам общественной мысли по вопросам о цер-ковной реформе. - Казань, 1905.
Богословский Г. К. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением - Казань, 1 892 - 58 с.
Браславский Л. Ю. Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии. - Чебоксары, 1984. - 96 с.
Буржуазные реформы в России второй половины XIX века: Межвузов¬ский сборник науч. трудов. - Воронеж, 1988. - 138 с.
Бусыгин Е. П., Зорин Н. Е., Михайличенко Е. В. Общественный и се-мейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья: историко - этнографическое исследование (середина XIX - начало XX вв.). - Казань, 1973. - 166 с.
Бусыгин Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья: исто¬рико - этнографическое исследование материальной культуры (середина
XIX - начало XX вв.). - Казань, 1966. - 404 с.
Васина С. М. Крестьянская община и приходское духовенство Марий¬ского края в XIX веке // Проблемы аграрной истории и крестьянства Средне¬

269
го Поволжья. Сборник материалов VI per. науч. конф. - Йошкар-Ола, 2002. - С. 117-122.
Васина С. М. Миссионерская деятельность приходского духовенства Царевококшайского уезда Казанской губернии в XIX веке // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение. Материалы per. на¬уч. конф. - Йошкар-Ола, 2001. - С. 67-74.
Васина С. М. (Матвеева С. М.) Приходское духовенство Марийского края второй половины XIX века: опыт характеристики // Христианское про¬свещение и культура. Материалы науч.-богосл. конф. - Йошкар-Ола, 1998. - С. 41-44.
Васина С. М. (Матвеева С. М.) Приходское духовенство Марийского края: опыт характеристики // Материалы научно-практической конф., посвя¬щенной 78-ой годовщине республики Марий Эл “История Республики Марий Эл в документах”. - Йошкар-Ола, 1999. - С. 16-18.
Васина С. М. Просветительская деятельность приходского духовенства Козьмодемьянского уезда первой половины XIX века // Материалы Круглого стола “Архивы - память истории”. - Йошкар-Ола, 2002. - С. 30-34.
Васина С. М. Просветительская деятельность приходского духовенства Цаевококшайского уезда в первой половине XIX века // Христианское про-свещение и русская культура. - Йошкар-Ола, 2002. - С. 36-40.
Васина С. М. Строительство церквей в Марийском крае // Шестые Ва- виловские чтения “Россия и мировое сообщество в поисках новых форм ста-бильности”. - Йошкар-Ола, 2002. - С. 302-305.
Вахрамеева Е. Л. Значение Братства святителя Гурия в деле просвеще¬ния марийского народа // Марийский археографический вестник. - Йошкар- Ола, 1998. Вып. 8. - С. 36-41.
Верховский П. В. Очерки по истории русской церкви в XVIII и XIX ве¬ках. - Варшава, 1912.-148 с.

270
Виноградов Н. Я. Исторический очерк древнерусского сельского при¬хода. - Тамбов, 1868. - 114 с.
Вопросы дореволюционной истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1978. - 164 с.
Вопросы истории России конца XIX - начала XX века // Межвузовский сборник. - JI, 1983. - 190 с.
Вургафт С. Г. Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, события, предме¬ты и символы. - М., 1996. - 320 с.
Ганатев Н. М. Церковь и феодализм на Руси. - М., 1960.
Герасимова Н. Е. Преобразования в сфере духовной школы в России (1860-1890 гг.) XIX в. // IV Платоновские чтения. Тезисы участников Всерос-сийской конференции молодых историков. - Самара, 1998. - С. 28-30.
Герасимова Н. Е. Среднее духовное образование в Ярославской и Ко-стромской губерниях во второй половине XIX - начале XX вв. // Авторефе¬рат диссертации к. и. н. - Ярославль - 2001.
Герцен А. Вотяки и черемисы //Вятские губернские ведомости. - 1838.
- № 1,3.
Голубинский Е. Е. О реформе и быте русской церкви. - М., 1913.
Горталов Н. К. Краткие биографические сведения об иерархах Казан¬ской епархии от учреждения её до настоящего времени (1555 - 1885). - Ка¬зань, 1885. - 36 с.
Грачев С. В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е гг. XIX - начало XX вв.) - Саранск, 2000.
Грекулов Е. Ф. Нравы русского духовенства. - М., 1928.
Грекулов Е. Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. - М.,
1930.
Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX - начало XX веков). - М., 1969. - 184 с.

271
Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. - Чебоксары, 1997. -
272 с.
Денисов П. В. Религия и атеизм чувашского народа. - Чебоксары, 1972. -478 с.
Дерюжев И. О. Очерк 290-летнего состояния г. Царевококшайска и его уезда. 1584-1874. - Казань, 1876. - 48 с.
Димитриев В.Д. Бичурин и Чувашия. - Чебоксары, 2002. - 60 с.
Димитриев В. Д. Распространение христианства и чувашские народные массы в период феодализма // Проблемы религиозного синкретизма и разви¬тия атеизма в Чувашской АССР. - Чебоксары, 1978. — С. 80-120.
Димитриев В. Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI - начала XIX вв.) - Чебоксары, 1986. - 456 с.
Дмитриев А. Церковь и идея самодержавия в России. - М., 1930.
Дмитриев А. Церковь и крестьянство на Руси. - М., 193 1.
Дмитриев С. С. Православная церковь и государство в истории России // История СССР.- 1966. -№ 4. - С. 20-54.
Дмитриев С. С. Миловидов В. Ф. Церковь на службе самодержавия и крепостничества // Церковь в истории России (IX - 1917 г.). Критические очерки. - М., 1975. - С. 34-68.
Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселе- . ва. Т. 1, 2. М.-Л., 1946, 1958.
Дьяконов К. П. Духовные школы в царствования императора Николая I. - Сергиев Пасад, 1907. - 438 с.
Елагин Н. Предполагаемая реформа церковного суда. - СПб., 1873. - 168 с.
Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Октября. - Л., 1978. - 182 с.
Ершова Н. А. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII веке // Автореферат диссертации к. и. н. - СПб., 1992.
Есипова В. А. Приходское духовенство Западной Сибири в период ре¬форм и контрреформ второй половины XIX века // Автореферат диссертации к. и. н. - Новосибирск. - 1996.

272
Ефимов JI. А. Система просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX - начала XX веков. - Чебоксары, 2000. - 260 с.
Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Русского географи-ческого общества. - Петроград, 1915.
Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. - Казань,
1891.
ш
Знаменский П. В. История русской церкви. - М., 1996.
Знаменский П. В. О богослужении на инородческом языке и о духовен¬стве из инородцев // О просвещении приволжских инородцев. - Казань., 1910.-С. 45-49.
Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы Александра I. - Казань, 1878.
Знаменский П. В. Православие и современная жизнь. - М., 1906. - 90 с. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени ре- формы Петра. —Казань, 1 873. - 854 с.
Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. - М., 1867. - 1 84 с. Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории. Изд. 5-е.
- Казань, 1888.
Знаменский П. В. Чтения из истории русской церкви за время царство-вания Александра I. - Казань, 1885. - 252 с.
Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. -Ново-сибирск, 1990. - 290 с.
Зырянов. К. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. -М., 1984.-224 с.
Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. - М., 1999. - 312 с.

273
Иванов А. Г. Всемарийское языческое моление 1827 года и действия властей // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 1998. - Вып. 8. - С. 48-75.
Иванов А. Г. Мало-Сундырской школе - 175 лет (документы и мате¬риалы к истории народного образования) // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 1997. - Вып. 7. - С. 161-179.
Иванов А. Г. Очерки по истории Марийского края XVIII века. - Йош¬кар-Ола, 1995. - 368 с.
Иванов А. Г., Сануков К. Н. История марийского народа. - Йошкар- Ола, 1998. - 160 с.
Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX - начала XX вв. - М., 1990.- 140 с.
Иванов И. Г. История марийского литературного языка. - Йошкар-Ола, 1975.- 256 с.
Ивонин Ю. М. Христианство в Удмуртии. - Устинов, 1987. - 112 с.
Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. - Казань, 1901.- 263 с.
Износков И. А. Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края. - М., 1893 - 45 с.
Износков И. А. Миссионерская деятельность сельского духовенства Казанской епархии. - Казань, 1892. - 25 с.
Из “Записки преподавателя Казанского университета Н. И. Ильминско- го” // О приволжских инородцах. - Казань, 1910.-С. 123-134.
Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. - Йошкар-Ола, 1993. - 152 с.
Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. - Казань, 1999. -
128 с.
История крестьянства России до 1917 года. Т.З. - М., 1993. - 664 с.

274
История крестьянства Северо-Запада России в XVII-XIX вв. Межвуз. сб. - Л., 1983,- 164 с.
История Марийской АССР. Т. 1. - Йошкар-Ола, 1986 - 300 с.
История Чувашской АССР. Т. 1. - Чебоксары, 1966. - 259 с.
История христианизации народов Среднего Поволжья. Критические суждения и оценки. - Чебоксары, 1988. - 123 с.
Кабузан В. М. Изменения в размещении населения России в XVIII - первой половине XIX вв. (По материалам ревизий). - М., 1971. - 190 с.
Кабузан В. М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX века ( по материалам ревизий). - М., 1963. - 230 с.
Кабузан В. М. Народы России в первой половине XIX века. - М., 1992. -216с.
Казимов А. С. Город Царевококшайск в XIX веке // Из истории г. Йош- кар-Олы, 1987. - С. 43-52.
Календарь Вятской губернии на 1 886 год. - Вятка, 1 885.
Камнин А. В. Православная церковь на севере России. - Вологда, 1992.
- 164 с.
Кандаков Ю. В. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825 гг.). - СПб., 1998. - 225 с.
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т.2. - М., 1992. -
686 с.
Карташев А. В. Церковь в 1905 г. - СПб., 1906.
Кириллов В. А. Статистика старообрядчества. - М., 1913.
Клибанов А. И. Духовная культура Средневековой Руси. - М., 1994. -
368 с.
Ключева В. П. Православная церковь и городское самоуправление (по материалам Урала второй половины XIX - начала XX века) // История церк¬ви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции, посвящен¬ные 2000-летию христианства. - Екатеринбург, 1999. - С. 236-254.

275
Ковальченко И. Д. Социально-экономический строй крестьянского хо-зяйства европейской России в эпоху капитализма (Источники и методы ис-следования). - М., 1988. - 222 с.
Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. - М., 1978.-345 с.
Козлов С. Ю. Союз короны и креста. - Саранск, 1995. - 285 с.
Коробов С. А. Прошлое марийского народа. Йошкар-Ола, 1957. - 159 с.
Королева О. JI. Духовное образование и профессиональный уровень уральского духовенства во второй половине XIX века // История церкви: изу-чение и преподавание. Материалы научной конференции, посвященные 2000- летию христианства. - Екатеринбург, 1999. - С. 264-269.
Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением. - Ка¬зань, 1892. - 50 с.
Краткое учение о богослужении православной церкви. - М., 1991. - 125 с.
Крывелев И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. - М., 1982. - 64 с.
Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. - Чебок-сары, 1974.
Кудряшов Г.Е. Пережитки религиозных верований чуваш и их преодо-ление. - Чебоксары, 1961.
Курочкин П. К. Социальная позиция русского православия. - М., 1969. - 45 с.
Кучумова Л. И. Сельская община в России (вторая половина XIX века). -М., 1992.-63 с.
Кюстин А. Николаевская Россия. - М., 1997. - 286 с.
Леонтьева Т. Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века // Вопросы истории. - 2001. № 1. - С. 29-44.
Липаков Е. В. Православное духовенство Казанской епархии второй половины XIX - начала XX веков // Материалы Казанской юбилейной исто¬рико-богословской конференции “История и человек в богословии и церков¬ной науке”. - Казань, 1996. - С. 164-169.
Луппов П. Н. Христианство у вотяков. - Вятка, 1911.- 630 с.

276
Любавский М. К. Обзор русской колонизации с древнейших времен до
XX века.-М., 1996.-688 с.
Макаров Д. М. Из истории мари. - Йошкар-Ола, 1959. - 136 с.
Макаров Д. М. Самодержавие и христианизация народов Среднего По-волжья (XVI - XVIII вв.). - Чебоксары, 2000. - 102.
Мануйлова Д. Е. Церковь как социальный институт. - М., 1978.
Машанов М. А. Обзор братства св. Гурия за 25 лет его существования 1867-1892.-Казань, 1892.
Машковцев А. А. Миссионерская деятельность русской православной церкви среди марийцев Малмыжского и Яранского уездов Вятской губернии во второй половине XIX века // Духовная культура фино-угорских народов: история и проблемы развития. Материалы международ. науч. конф. - Глазов,
1997. -С. 11-14.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исто-рического процесса. - М., 1998. - 573 с.
Мир старообрядчества: Материалы междунар. науч. конф., состояв¬шейся 21 -24 ноября 1995 г. - М., 1998. Вып. 4. - 463 с.
Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX века - М., 1989. - 238 с.
Миронов Б. Н. Исповедные ведомости - источник о численности и со-циальной структуре православного населения России XVIII - первой полови¬ны XIX вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1989. Т. XX. -С. 101-107.
Миронов Б. Н. Русский город в 1740-1860 гг.: демографическое, соци-альное и экономическое развитие. - Л., 1990. - 271 с.
Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX веков). В 2 т. - СПб., 2000.

277
Миротворцев В. В. Меры правительства к преобразованию быта право-славного белого духовенства в царствование государя императора Александ¬ра И. - Казань, 1880. - 44 с.
Можаровский А. Ф. Изложение хода миссионерского дела по просве-щению казанских инородцев с 1552 по 1867 гг. - Казань, 1880. - 264 с.
Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск, 1998. - 248 с.
Монастырев П. О миссии среди инородцев // О просвещении приволж- ских инородцев. - Казань, 1910. - С. 34-56.
Мотыка И. И. У истоков православной миссии среди нерусских наро¬дов Европейской России // Вестник Мордовского университета, 2001. - № 1-
2. -С. 36-44.
Мошков В. А. Город Царевококшайск // Нива. - 1901. - № 1. - С. 552-564.
Нечаев С. Религиозное состояние горных черемис Козьмодемьянского уеЗда // Известия по Казанской епархии за 1874 год. - Казань, 1874.-С. 138-153.
Николаевский П. Русская церковь в царствование государя императора » Александра III. - СПб., 1 894. - 76 с.
Никольский Н. В. К истории христианского просвещения черемис в
XIX веке. - Казань, 1915. - 77 с.
Никольский Н. В. История мари (черемис). - Казань, 1920. - 180 с.
Никольский Н. В. Основы инородческого просвещения. - Казань, 1919. -55 с.
Никольский Н. В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. - Казань, 1919. - 480 с.
Никольский Н. В. Статистические сведения о черемисах за 1911 год с ука- » занием литературы и изданий на черемисском языке. - Казань, 1913. - 88 с.
Никольский Н. М. История русской церкви. - М., 1985. - 448 с.
Нурминский С. А. Из заметок о черемисах Казанской губернии // Пра-вославное обозрение. Т. XII. - М., 1863. - С. 34-38.
Нурминский С. А. Инородческие приходы // Православное обозрение. Т. XII. - М., 1864. - С. 243-266.

278
Нурминский С. А. Очерк религиозного верования черемис // Право¬славный собеседник. - Казань, 1862. ч. III. - С. 239-286.
Обзор Казанской губернии. - Казань, 1885. - 193 с.
Освальд Ю. Духовенство и реформа приходской жизни 1861-1865 гг. // Вопросы истории. - 1993. - № 11-12. - С. 45-54.
Осокин И. М. Церковное строительство в Вятской епархии в XVII-
XVIII веках. - Вятка, 1913. - 40 с.
Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края. - Казань, 1897. - 106 с.
Папков А. А. Необходимость обновления православного церковно-приходского строя (с проектом “приходского управления). - СПб., 1903.
Папков А. А. О благоустройстве православного прихода с приложени¬ем проекта приходского устава. - СПб., 1907.
Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя- освободителя (1855-1870 гг.). - СПб., 1902.
Папков А. А. Упадок православного прихода XVIII-XIX веков. - М.,
1899.
Первые шаги в православном храме. - М., 1991. - 28 с.
Писарев В. Церковь и крепостное право в России. - М., 1930.
Платонов Н. Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России // Ежегодник музея истории религии и атеизма. - М., JL, 1960. - С. 23-34.
Покровский И. М. Памятники христианской архитектуры. - СПб., 1901.
Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 1-2. - Казань, 1897-1913. - 892 с.
Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество в России (1880 - пер. пол.
1890 гг.) / / Вопросы истории. - 1997. - № 11. - С. 125-136.

279
Поплавная-Есипова В. А. Русское законодательство относительно церкви во второй половине XIX века // Русское общество и литература позд¬него феодализма. - Новосибирск, 1996. - С. 119-133.
Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, Россия и СССР.-М., 1996.-408 с.
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. - М.,
1995. - 51 1 с.
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь: испытания начала
XX века // Вопросы истории. - 1993. - № 1. - С. 76-90.
Попов Н. С. К вопросу о религиозном движении в Марийском крае в XIX веке // Историография и источниковедение по археологии и этнографии Марийского края. - Йошкар-Ола, 1984. Вып. 7. - С. 1 74-192.
Попов Н. С. Православие в Марийском крае. - Йошкар-Ола, 1987. - 1 11 с. Православная жизнь русских крестьян. - М., 2001. - 363 с. Православный храм и православное богослужение. - М., 1990. - 23 с. Прокофьева J1. С. Крестьянская община в России во второй половине
XVIII - первой половине XIX века (на материалах вотчин Шереметьевых). - Л., 1981.-215 с.
Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. - СПб., 2001.- 557 с.
Религия и церковь в истории России. - М., 1975. - 255 с.
Решетников А. Б. Вятские епархиальные съезды духовенства и их дея-тельность. - Вятка, 1907. - 26 с.
Римский С. В. Православная церковь и государство в XIX веке. - Рос¬тов-на-Дону, 1998. - 334 с.
Римский С. В. Русская православная церковь в XIX веке. - Ростов-на- Дону, 1997. - 384 с.
Римский С. В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. -
1996. - №4. -С. 32-48.

280
Роль православной церкви в истории России // Вопросы истории. - 1990. -№ 3. - С. 84-107.
Ростиславов Д. И. О православном белом и черном духовенстве в Рос¬сии. - Лейпциг, 1866.
Ростов Н. Духовенство и русская контрреволюция конца династии Ро-мановых. М., 1930.
Рункевич С. Г. История русской церкви под управлением Святейшего Синода. - Т. 1. - СПб., 1900. - 429 с.
Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. - М., 2000. -439 с.
Русское православие: вехи истории // История СССР. - 1990. - №4. - С. 35-56.
Русское православие. Вехи истории. - М., 1989. - 719 с.
Рыбкин Г. Православие на службе самодержавия в России. - М., 1930.
Рыбкина Н. А. Константин Петрович Победоносцев // Вопросы исто-
* рии,- 1995 -№ 2-С. 58-76.
Салимов И. X. Среднее Поволжье. - М., 1994.
Самсонов А. М. Антифеодальные народные восстания в России и цер¬ковь. - М., 1955. - 182 с.
Сануков К. Н. Историк-просветитель Федор Егоров // Марийский ар-хеографический вестник. - Йошкар-Ола, 1997. Вып. 7. - С. 88-100.
Сануков К. И. М. Н. Янтемир: Жизнь, творчество, судьба // Краевед- исследователь М. Н. Янтемир (1887 - 1938). Материалы конференции, по-священной 110 - летию со дня рождения. - Йошкар- Ола, 1998. - С. 9-18.
Ф1
Сергеев А. В. Священник-просветитель Николай Блинов и Вятское земство. // Земское самоуправление: организация, деятельность, опыт. Мате-, риалы науч. конф., посвященной 135-летию организации Вятского земства. - Киров, 2002.-С. 151-156.

281
Сидорова А. Н. Нравы духовенства Чувашии конца XVIII - первой по-ловины XIX веков // Вестник Чувашского университета. - 2002. - С. 57-68.
Симулин А. С. Казанская духовная семинария времен Н. Я. Бичурина // Известия национальной академии наук и искусств Чувашской республики. - № 1. 1998.-С. 56-66.
Скалон В. Духовенство и народная школа // Русская мысль. - СПб., 1885. - С. 120-180.
Скрынников Р. Г. Святители и власти. - Л., 1990. -.347 с.
Смирнов И. Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. - Казань, 1889.- 255 с.
Смирнов П. История христианской православной церкви. - М., 1994. -
172 с.
Смирнов П. П. Церковно-приходские школы (упадок ее на западе и значение для России). - СПб., 1886. - 57 с.
Соловьев В. С. Время и религия. - Йошкар-Ола, 1968. - 58 с.
0 Стариков С. В. Панорама старого города: Царевококшайск на старин¬
ных открытках и фотографиях.. - Йошкар-Ола, 2002. - 1 54 с.
Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. - Йошкар-Ола, 2001. — 160 с.
Старообрядчество в России. - М., 1999. - 455 с.
Степанов А. Ф. Степанов О. А. Просветитель Нурминский С. А. - Йошкар-Ола, 2000. - 306 с.
Степанов К. С. Участие православного духовенства в политической жизни Казанской губернии в начале XX века // История государственности Республики Татарстан и современность: Материалы республиканской науч- но-практической конференции. - Казань, 1999. - С. 54-56.
Стратонов Е. К установлению соборной и приходской жизни русской церкви. - М., 1906. - 130 с.

282
Сушко А. В. Духовные семинарии в России // Вопросы истории. - 1996.
- № 11-12.-С. 107-115.
Таймасов Я. А. Деформация образа верховного бога в религии народов Среднего Поволжья // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее ис-торическое значение: Материалы регион, науч. конф. - Йошкар-Ола, 2001. С. 36-57.
Таймасов JI. А. Опыт христианского просвещения нерусского кресть-янства Среднего Поволжья в первой половине XIX века // Проблемы аграр¬ной истории и крестьянства Среднего Поволжья. Сборник материалов VI ре¬гион. науч. конф. - Йошкар-Ола, 2002. С. 127-137.
Таймасов JI. А. Христианизация чувашского народа в первой половине
XIX века. - Чебоксары, 1992.
Тольберг Н. История Русской церкви. - Издание Свято-Успенского мо-настыря. Т. 2. 1994.
Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. - Вильна, 1909.-426 с.
Титлинов Б. В. Православие на службе самодержавия в Русском госу-дарстве. - JI., 1924.
Толстой М. В. История Русской Церкви. - Издание Валаамского мона-стыря. 1991.
Трефилова А. Т. Очерки по истории марийской начальной школы. - Йошкар-Ола, 1957.-91 с.
Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России. - М., 1998.
- 676 с.
Фадеев В. 3. Из истории просвещения горных мари. - Йошкар-Ола,
1997

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ