ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 - МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Теоретические основы и методические аспекты музейной педагогики .. 14
1.2 Музейная педагогика ка инновационная педагогическая технология 27
ГЛАВА 2 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 32
2.1 Образовательный возможности школьного музея при изучении курса истории 33
2.2 Элементы музейной педагогики при изучении истории в 5-ом классе 49
2.3 Методы и формы организации музейных занятий во внеурочной работе в школе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Историко-культурный стандарт представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей - объективные сложности в преподавании. Обучение направлено на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.Системообразующую роль при создании и преподавании курса «Истории» играют цели и задачи школьного исторического образования, отражающие социальный заказ, а также комплекс научно-исторических и дидактических категорий. В рамках преподавания курса истории важно применять элементы и технологии музейной педагогики.
Словосочетание «музейняпедагогика» на сегодняшний день знакомо практически всех участникам образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения, поскольку приобщение к музейной педагогике способствует развитию способностей обучающихся, расширению культурного кругозора, повышению интереса к историческим дисциплинам, а сам музей обладает большим образовательным потенциалом.
В сегодняшнем обществе отмечается тенденция усиления роли музея в образовательном процессе, практически невозможно представить полноценное школьное образование без музейного компонента. Музейная педагогика как новое педагогическое направление подразумевает как обучение, так и воспитание школьников на базе музейного материала, так и логическое осмысление того или иного исторического процесса или исторической личности в условиях музейной среды. Сам термин «музейная педагогика» берет свое происхождение из немецкой терминологии и появился он в начале 1980-х годов.
За достаточно короткий промежуток времени он прочно закрепился в педагогической практике, ведь использование музея в школьном образовательно-воспитательном процессе помогает всесторонне развивать личность учащегося, активировать его познавательный интерес и творческое начало.
В 1934 году К. Фризе предложил термин «музейная педагогика», обозначавший «традиции художественного воспитания музейными средствами». В первой половине ХХ века теоретическими вопросами просветительской деятельности музеев занимались А. Луначарский, П. Флоренский и др. Ими была подготовлена концепция развития школьников в условиях взаимодействия общеобразовательных заведений и музеев. Музейная педагогика составляет особую просветительскую отрасль, задача преподавателя заключается в организации экскурсии и подготовке к ней разнообразных ^Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики: Информ. Вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. Работников искусства, культуры и туризма; Гл. ИВЦ. М., 1997. С. 18-28.
заданий, а в дальнейшем в проверке усвоения или закрепления открытий, сделанных в процессе посещения музея. Музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Музей является одним из наиболее ярких символов культуры, при это можно смело утверждать о наличии вековых традиций взаимодействия с процессом образования и воспитания. Как обладатель уникальных возможностей, который состоят в специфике предоставления музейной информации, он приобрел статус самостоятельной образовательной структуры.
Отдельно необходимо указать на значимость использования технологий музейной педагогики в историческом образовании. Современники считают, что социально-гуманитарное образование формирует личность молодого поколения, является основой для его жизни в быстро изменяющемся мире, является базой для устойчивости в открытом информационном пространстве, развивает современные формы общения, учит способности осваивать полученную информацию, а также принимать эффективные решения на ее основе. Отдельное место в социально-гуманитарном образовании занимает историческое образование, т.к. знания, которые получили школьники на уроках истории стают особенно значимыми при социально-экономических и социально-культурных изменениях современного общества, а также они могут помочь системе социального образования стать более совершенствованей. Интерес к историческим дисциплинам формируется благодаря многим методов, особенно эффективно применения технологий музейной педагогики, одной из которых является школьный музей.
Деятельность музеев образовательной организации включает в сезличные виды работ: просветительскую, фондовую, экскурсионную, массовую, экспозиционно-выставочную работу. Однако школьный музей имеет свою специфику: его работе образовательно-воспитательные функции являются преобладающими.
Проблемы в необходимости и актуальности музейной педагогики затрагивали такие ученые, как К.Д.Ушинский и П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский и С.Т.Шацкий. Также отметим, что основы музейной педагогики заложены такими немецкими учеными как А.Лихтварком, Г. Кершенштейнером, A. Рейхвеном.
Теоретическую базу для данной работы предоставляют фундаментальные труды, публикации и диссертационные исследования в области и музееведения(В.П.Арзамасцев,ГП.Бутиков, А.В.Валицкая, Е.Г.Ванслова, М.Б.Гнедовский,Ю.У.Гуральник, М.Ш.Доминов, Н.М.Дружншш.В.Ю.Дуксльски'й. В.Г.Лурье,В.Г.Казанская, Т.П.Калугина, И.М.Коссова, Ф.Л.Курлат, Л.КЛомунова,Е.Б.Медведева, Н.А.Никишин, Ю.А.Пелевин, Ю.П.Пнщулин, Т.ПЛоляков,Д.А.Равиковнч, А.М.Разгон, Б.А.Столяров, Н.Ф.Федоров, А.И.Фролов, М.Ю.Юхневич), педагогики (Ш.А.Амонашвили,Ю.К.Бабанский, Г.В.Вишина, В.В.Давыдов,В.В.Зайцев, Л.В.Занков, П.Ф.Каптерев, А.К.Колеченко, Н.В.Кузьмина, Н.Миллер, B. А.Сластенин. Л.НТолстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и другие) и других дисциплин (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Р.В.Овчарова, А.В.Петровский.И.М.Розет, С.Л.Рубинштейн. Л.Д.Столяренко, Н.Ф.Талызина) и других.
При подготовке исследования изучена обширная литература, в том числе книги, статьи и диссертационные исследования. Тема реализации образовательной функции музея нашла отражение в трудах Е.Г. Вансловой, JI.M. Ванюшкиной, И.М. Коссовой, Н.Г. Макаровой-Таман, М.В. Мацкевич, Е.Б. Медведевой, Н.П. Петушковой, Б.А. Столярова,Л.М. Шляхтиной, М.Ю. Юхневич и др.
В ряде работ известных отечественных педагогов рассмотрены проблемы формирования духовной культуры подрастающего поколения, исследован воспитательный потенциал среды (Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.). Следует также особо отметить огромное значение, которое придавали педагоги-классики применению принципа наглядности в обучении (А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци , К.Д. Ушинский и др.). Известно, что первые школьные музеи создавались именно как кабинеты наглядных пособий.
За основу исследования взято несколько трудов ученных. Более подробно останавливается на вопросах формы образовательной деятельности музеев Л.М. Шляхтина в учебном пособии «Основы музейного дела», в котором обозначены направления образовательной деятельности музея (информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых) и рассмотрены некоторые примеры форм работы, реализующих эти направления . Автор определяет форму как организационную структуру, дающую возможность реализации направлений музейно-педагогической деятельности на практике, отмечает такое свойство направлений и форм музейной работы как подвижность, а также указывает на возможность многочисленных разновидностей одной формы.
Как правило, в научной литературе соблюдается принцип рассмотрения образовательной деятельности музеев без их профильной дифференциации или преимущественно на примере художественных музеев. В учебном пособии Б.А. Столярова «Музейная педагогика» рассматриваются направления и методические принципы подготовки экскурсий в пространстве художественного музея.
Динамику развития образовательно-воспитательных концепций музея позволяют проследить труды теоретиков и практиков музейного дела: А.В.Бакушинского, М.Б. Гнедовского , Ф.И. Нагорского, М.В. Новорусского, Ф.И. Шмита, М.Ю. Юхневич и др. Музей, как специфическую форму выражения ценностного отношения к исторической действительности, исследуют Е.Г. Ванслова, В.Ю. Дукельский, Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова и др. Значимость музея как образовательного института подчеркивают И.М. Коссова, А.Лихтварк, Е.Н. Мастеница, Б.А. Столяров, Л.М. Шляхтина, Т.Ю. Юренева. Музейная педагогика рассматривается также как направление развития системы дополнительного образования (Г.В. Витина, Н.Ф. Свиридова). В исследованиях осуществляется сравнение музейной педагогики в России и за рубежом (З.А. Бонами, Верпланке Филипп, Н.Г. Макарова, Е.Б. Медведева, Б.А. Столяров, М.В. Соколова, М.Ю. Юхневич и др.). Специфику школьного музея, перспективы его развития рассматривает М.Ю. Юхневич, методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев предлагают Е.В. Белова, Г.Б. Денисова, В.Е. Туманов. Таким образом, анализ литературы, авторами которой выступают специалисты в области музейного дела (Б.А. Столяров, Т.Б. Медведева, И.М. Коссова, М.Ю. Юхневич, И.А. Колесникова, Л.М. Шляхтина, Е.Г. Ванслова), показал значимую роль музеев в воспитательно-образовательном процессе.
Предмет исследования - технология музейной педагогики.
Объект исследования - технологии музейной педагогики в процессе обучения истории в системе основного общего образования.
При написании работы использованы такие основополагающие общенаучные методы, как историзм, научная объективность, анализ и синтез, м историко-сравнительный методы.
Основные хронологические рамки исследования определяются временным интервалом возникновения музей ной педагогики. Таким образом, нижняя граница исследования - вторая половина XIX века, верхняя граница - нынешнее состояние музейной педагогики.
Цель данной работы - всесторонне охарактеризовать использование технологий музейной педагогики в процессе обучения истории в системе основного общего образования.
Гипотеза исследования: музейная педагогика может стать эффективным средством развития школьников в рамках обучения курса «Истории», а именно в формировании у школьников целостной картины мира, осознания ими необходимости самостоятельной работы в развитии своих личностных способностей, в осознании себя патриотом своей страны.
Цель работы достигается благодаря выполнению следующих задач:
- привести теоретические основы и методологические аспекты музейной педагогики;
- дать характеристику музейной педагогике как инновационной педагогической технологии;
- проанализировать методы и формы музейной педагогики во внеурочной работе в школе;
- охарактеризовать образовательные возможности школьного музея при изучении курса истории;
- показать на практике, как элементы музейной педагогики способствуют изучению школьного курса истории в 5-ом классе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данные работы (а именно использование элементов музейной педагогики) можно использовать в школьном курсе «История Античности» с целью повышения образовательного уровня школьников.
Степень научной новизны настоящей работы определяется тем, что по сути дела, проведен анализ реализации практических проектов, организующих Елабужским музеем заповедником со школьниками.
Структура работы: исследование состоит из введения; двух глав; заключения, списка литературы и приложений.
В ходе проведенного исследования установлен тот факт, что музейная педагогика представляет собой относительно молодую область педагогической науки и является тесно связанной с такими дисциплинами как педагогика, музееведение психология, искусствоведение, история, краеведение и др.
Не смотря на то, что за рубежом музейная педагогика родилась более ста лет назад, с России это понятие распространилось только в 80-е гг. На текущий момент характерной особенностью развитие музейной педагогики и музейного дела является факт значительного роста его функции образования и воспитания.
.В ходе исследования была достигнута его основная цель, заключающаяся во всесторонней характеристике использования технологий музейной педагогики в процессе обучения истории в системе основного общего образования.
В процессе решения задач исследования сделали следующие выводы:
- теоретические аспекты и методологическая основа музейной педагогики, наводят к мысли, что реализация педагогом возможностей музейной педагогики способствует решению актуальных образовательных проблем, а именно: становление
личности ученика, формирование в его сознании мировоззренческих позиций. Все это определяет первостепенное значение музеев для образовательного пространства школьников.
- музейная педагогика является результатом интеграционных процессов таких дисциплин как педагогика, музееведение, культура и психология. Благодаря этому музейная педагогика носит междисциплинарный характер.
- методы и формы музейной педагогики способствуют самореализации личности школьника и являются ресурсом развивающей образовательной среды не только в урочной, но и во внеурочной деятельности;
- школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков в рамках изучения не только истории, но и любого школьного предмета. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру, как человечество развивалось в принципе и какие исторические эпохи прошло частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь.
- в школе должны быть использованы такие элементы музейной педагогики как школьный музей или мини-музей. Именно музей обеспечивает условия для эффективного формирование компетенций учащихся, служит средством организации исследовательской деятельности, разнопланового воспитания школьников.
1. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 67-72.
2. Ботякова О. А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России. Дис. канд. культурологии. СПб., 2007. С. 104.
3. Ботякова О. О музейной экскурсии // Музей. 2009. № 6. С. 22-28
4. Браверман Э.М. Фестиваль -2: организация, общий обзор, анализ
материалов. Физика в школе, № 5-6, 1992, с.13-20.
5. Вишина Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис.канд. пед. наук. Липецк, 1999. 202с., С.87.
6. Галкина, Т.В. Основы классификации музейно-педагогических
форм в российских музеях/ Т.В. Галкина// Вопросы музеологии.-2011.- № 2-С.145-153
7. Гнедовский М. Б. Я поведу тебя в музей. М.: Российский институт культурологии, 2001. 137 с., С.7.
8. Голышева Л. Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. -
2003. - № 2. - С. 48-50.
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.,223 с, С.78.
10. Зверева К. Е., Бехтенова Е. Ф, Хлытина О. М. Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников (исторические источники в исследовательской и образовательной практике): коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. - С. 231248.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя.
- 3-е издание, пересмотренное. - Москва : Московский психологосоциальный институт ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с. , С.45.
12. Казанцева В.В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании // Теория и практика образования в современном мире: мате- риалы УПМеждунар. науч.конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). Спб.: Свое издательство, 2015. С. 193-196.
13. Кетова Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры, 2012. № 4. С.76-81.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с., С.78.
15. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.:Народное образование, 2000.
- 272 с.,С. 146.
16. Левыкин, Л. Г. Музееведение. Музей исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / Левыкин К. Г., Херост В. - М. : Высшая школа, 1988. - 498 с., С.56.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с., С.98
18. Лункина Е.Н. Прописи по математике для детей 5-7 лет М.: ТЦ Сфера, 2009. - 24 с., С.4
19. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. №7.С.36-41.
20. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики: Информ. Вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. Работников искусства, культуры и туризма; Гл. ИВЦ. М., 1997. С. 18-28.
21. Методика изучения истории повседневной культуры в школе: Сборник учебно-методических материалов /Под ред. М.В. Коротковой .-М.: «Русской слово» , 2006. С. 4.
22. Мышева, Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте / Т. П. Мышева: дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2007. - 194 с., С.8.
23. Музей и образование: Обзорная информация. - М., 1989. - 83 с., С.32.
24. Неменский Б. М., Фомина Н. Н., Гро-сул Н. В. [и др.]. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 182 с., С.78.
25. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э. Шулепова. М., 2005. С. 487.
26. Песталоцци, Иоганн Генрих. Избранные педагогические сочинения : [в 2-х т.]. / И.Г. Песталоцци; под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина ; АПН СССР. - М. : Педагогика, 1981. - 334 с.
27. Платонова Л.А. ТРИЗ-технология как средство достижения успешности обучения младших школьников/ Платонова Лариса Александровна // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 1 - С. 20-23.
28. ПоправкоЕ.А.. Музееведение: учеб. пособие/ -. М. ВГУЭС, 2005.- 230 с.
29. Решетников Н.И.Школьный музей и формы его деятельности// Н.И.Решетников: Учеб.-метод. пособие.-М.: ФЦДТЮиК, 2015. - 252 с.
30. Столяров Б. А. Музейная педагогика - история и современность //Народное образование, №5, 2001. с.177-182.
31. Столяров Б. А., Бойко А. Г.Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб. 1995.- 37с.
32. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. - М.:Высшая школа, 2004. - 216с.
33. Тимофеева Л.С. Музейная педагогика или педагогика музея: формирование понятийно-категориального аппарата // Филология и культура. 2012. № 2 (28). С. 287-291.
34. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты : монография. - Ижевск :УдГУ, 2012. - 116 с.
35. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции. Учебное пособие. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. - 131 с., С.34.
36. Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
37. Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. - Челябинская государственная академия культуры и искусств, кафедра педагогики и психологии. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - 131 с.
38. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика
продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
39. Царева Т. Б. Социокультурный проект как фактор развития музеев // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с., С.191.
40. Школьный музей: Методические рекомендации по созданию иорганизации деятельности музеев образовательных учреждений / Сост. Е.Г.Ходжер. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007 - 90 с., С.21.
41. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие / Л.М. Шляхтина. - М.: Высшая школа, 2009. - 182 с.
42. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике: Монография. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. -223 с.
43. Якунин, Ю.Ю. Системный подход к моделированию организаций / В.М. Журавлев, Ю.Ю. Якунин// Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - Красноярск: СибГАУ, 2010. - Вып. 6 (32). - С. 46-52.
Электронные ресурсы
1. История движения военно-исторической реконструкции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imha.ru/index.php#
2. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая
технология [Электронный ресурс]. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak- innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya.
3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (online версия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.dasses.ru/all-russian/russian-dictionaryUshakov-term-64654.htm
4. www.elabuga.com