Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвостилистические особенности заголовков в английской и русской прессе (с методическими рекомендациями по ее изучению на практических занятиях по английскому языку в СОШ)

Работа №42703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Теоретические основы исследования заголовков в публицистическом тексте 7
1.1 Характеристика текстов публицистического стиля. Понятие газетного дискурса 7
1.2 Заголовок как структурная единица публицистического текста. Виды заголовков 12
1.3 Функциональные особенности газетных заголовков 15
1.4 Особенности газетного дискурса 19
Выводы по первой главе 23
2. Заголовки в русской и английской прессе: способы создания и использование материалов
прессе при обучении английскому языку 25
2.1 Стилистические средства, используемые при создании заголовков в русском и английском
языках: сравнительно-сопоставительный аспект 25
2.2 Когнитивно-прагматические функции заголовков: категория адресованности 35
2.3 Методический аспект применения газетных заголовков на уроке английского в средней
общеобразовательной школе 41
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения

Пресса всегда занимала особое положение в жизни общества: газеты, журналы, интернет-сайты, новостные порталы - все это является способом быть в курсе происходящих событий во всех сферах общественной жизни. На сегодняшний день роль средств массовой информации особенно возросла: человек с ранних лет находится в непрерывном информационном потоке, который позволяет получать деловой, новостной, образовательный и развлекательный контент.
Огромное количество источников информации побуждает издателей и журналистов искать эффективные способы привлечь внимание читателя, одним из которых является создание яркого, привлекательного заголовка.
Газетные заголовки несут определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время они имеют и эмоциональную окраску, возбуждают читательский интерес, привлекают внимание. Для создания заголовка, способного привлечь и удержать внимание читателя, авторы используют различные стратегии, одним из которых является использование стилистических средств.
Являясь неотъемлемой частью статьи, заголовок как объект исследования привлекал многих отечественных и зарубежных исследователей и отличается высокой степенью изученностью.
Методологическую базу исследования составляют основные положения о функциях, видах и особенностях заголовков изложенные такими исследователями, как Н.Э Шишкин, Г. О. Винокур, Н.В. Иноземцева , СП. Суворов, Л.А. Ноздрина, Э.И. Турчинская и др., основы стилистики (на базе исследований Д.Э.Розенталя, И.Р.Гальперина, Г.Я. Солганик и Т.В. Матвеевой) и профессиональная и методическая литература, посвященная обучению английскому языку (Е.Н. Соловова, А.Н.Щукин).
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости продолжения исследования роли средств выразительности в заголовках русской и английской прессы и возможностью их эффективного применения при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - заголовки русской и английской прессы.
Предметом исследования являются лингвостилистические особенности в русской и английской прессе.
Цель исследования заключается в сопоставлении особенностей заголовков статей в русской и английской прессе и изучении способов их создания.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Изучить понятие «заголовок» и «газетный заголовок», определить их характеристики, особенности и функции;
2. Выявить основные стилистические и языковые средства в русских и английских газетных заголовках;
3. Провести сопоставительный анализ особенностей формирования газетных заголовков в русской и английской прессе.
4. Разработать методические рекомендации по работе с материалами прессы в средней общеобразовательной школе.
Материалом исследования послужили российские и зарубежные периодические издания и их электронные версии: «The Sun», «РИА Новости», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «The New York Times», «The Guardian», «The Washington Post», «ТАСС», «BBC», «The Sun» и др. за период с 1.02.2018 по 5.06.2018. Также нами были использованы учебно-методические пособия под авторством Солововой Е.Н., Соколовой Е.И. при разработке методических рекомендаций для использования в средней общеобразовательной школе.
В соответствии с характером поставленных задач в работе использован следующий комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: дескриптивный анализ и синтез, синхронно-сопоставительный метод, метод сплошной выборки, обобщение языкового материала, анкетирование.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые были обобщены и систематизированы принципы и механизмы использования стилистических и языковых средств в заголовках русской и английской прессе и разработаны методические рекомендации по использованию материалов прессы на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результат исследования вносит определенный вклад в решение общих вопросов по стилистике, фразеологии, лексикологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы при разработке теоретических курсов и проведении дальнейших исследований в сфере общей лингвистики, социолингвистики, социологии и журналистики. Также полученные результаты могут быть полезными для преподавателей английского языка и методистов при планировании занятий и составлении заданий для учащихся.
Структура исследовательской работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ английских и русских заголовков в прессе выявил наличие общих и национально-специфичных черт.
Так, при создании газетных заголовков и в русском, и в английском языке используется большое количество фигур речи и языковых средств (таких, как антитеза, аллюзия, эпитеты, метонимия, метафоры и др.), такие категории, как неологизмы, стилистически сниженная лексика, применяется цитирование, вопросно-ответная форма построения заголовка, различные синтаксические конструкции (парцелляция, эллипсис, инверсия). И в русских, и английских заголовках особой популярностью пользуются фразеологические обороты, в некоторых случаях - частично измененные автором для более красочного и колоритного описания событий, однако тем не менее узнаваемые и привлекающие внимание.
Нами было также установлено успешное использование страноведческих реалий, ссылок на известные в данном обществе явления и мнения, часто подчеркиваются уникальность культуры и особенности менталитета.
Из 50 проанализированных нами заголовков в русском языке было выявлено 36 заголовков с использованием лексических языковых средств. В английском языке нами было обнаружено 38 заголовков с использованием лексических приемов из 50, что позволяет судить о распространенности лексических языковых средств в обоих языках.
Среди различий, выявленных при анализе заголовков, необходимо отметить размер заголовков. Так, в английской прессе заголовки более подробные и включают в себя больше деталей, нежели в русской прессе, которая отличается лаконичностью.
Также к важным отличиям можно отнести то, что русской прессе особой популярностью пользуются такие приемы, как использование неологизмов, значительное количество которых являются авторскими,
аллюзия, эпитет и другие лексические средства выразительности. В английской прессе гораздо больше синтаксических средств: парцелляция, параллелизм, эллипсис.
В обоих языках особой популярностью пользуется цитирование, однако способы цитирования несколько отличаются: если в русской прессе в заголовке статьи используется какое-либо высказывание одного из участника событий, которое не подкрепляется комментарием журналиста и вызывает бурную реакцию у читателя, то в англоязычном газетном дискурсе приводится прямое цитирование с комментарием либо объяснением.
При анализе заголовков нами так же были отмечены когнитивно- прагматические функции заголовков, в особенности категория адресованности. Нами были выявлены следующие типы адресованности: возрастная, географическая или территориальная, профессиональная, социальная или общественная, которые могут перекликаться между собой: в одном заголовке адресованность может быть использована к нескольким группам. Основными способами, с помощью которых авторы достигают адресованности, и в русском, и в английском языках являются общая тематика, использование определенной терминологии, статистические данные, цитирование известных людей, являющихся авторитетом для той или иной группы.
Принимая во внимание значимость языка прессы, который становится отражением жизни общества, а также необходимость повышения эффективности образовательного процесса с использованием актуальных, современных и интересных материалов, неиссякаемым источником которых может стать пресса. Нами была составлена система речевых и условноречевых упражнений с использованием заголовков, сформулированы принципы отбора газетного материала для работы с ним на уроке, проведено анкетирование учащихся для выявления степени их заинтересованности в применении газетных материалов в ходе урока. Таким образом, использование материалов прессы может помочь найти новые подходы к организации процесса обучения, совершенствованию его форм и методов.



1. Альбукова, О.В. Категории оценочности и адресованное™ в английских газетных статьях // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. №7. Ч. 3. С. 60-64
2. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): учеб.пособие / И.В.Арнольд. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1990. - 300 с.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева.М.: Сов.энциклопедия, 1990. С. 136-137
4. Арутюнова Н. Д. Метафора в языке чувств // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. С. 385 - 402
5. Балашова Л.В., Дементьев В.В.Курс русского языка. Русский язык и культура общения: Электронный ресурс // URL: http://licey.net/free/4- russkii_yazyk/41-
kurs_msskogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/793- 54_gazetno_publicisticheskii_stil_ekspressivnye_sredstva_yazyka.html (дата обращения:1.05.2018)
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с., с. 277-278
7. Бекетова С.В. Специфика газетного дискурса - [Электронный ресурс].
— URL: https://www.pglu.ru/upload/iblock/8f2/uch_2010_vii_00017.pdf
8. Белова, Ю. А. Смысл газетного заголовка: трудности интерпретации.
— [Электронный ресурс]. — URL: http: //bulletin-
bsu.com/archive/files/2013/3/36_Belova.pdf
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.
10. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили / Р.А. Будагов - М.
: Высш.шк., 1967 - 367 с
11. Винокур, Г.О. Глагол или имя? / Г.О. Винокур // (Опыт стилистической интерпретации). - Русская речь, 1928, №3
12. Вомперский, В.А. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка // Искусство публицистики (проблемы теории и мастерства) / В.А. Вомперский // Тез. докл. на республикан. науч. конф.-семинаре.- Алма-Ата, 1966. - С. 82-85
13. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 140 с
14. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. - М. : Изд-во лит. на иностр. Яз., 1958. - 459
15. Дейк Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. — М.: Либроком, 2013. — 344 с.
16. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. -Волгоград : Перемена,2002. 477 с.
17. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: Учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. - М.: Флинта, 2016. - 464 с.
18. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика. Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. — 180 с.]
19. Коробова Л.А. О семантике газетного заголовка // Иностранная филология. - Вып.6 А., 1975
20. Короленко В.Г. Письмо М.И. Сосновскому.13 октября 1897 г.
21. Леонтьев, 1979:28
22. Луканина, М.В. Газетный текст через призму теории коммуникаций [Текст] / М. В. Луканина // Вестник Московского университета. Серия 19. - 2003. - № 2.
23. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий; синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск, 1992. 172 с
24. Мужев, В.С. О функциях заголовков / В.С. Мужев // Ученые записки
МГПИИЯ им. М. Тореза.- Вопросы романо-германской филологии. -
Москва, 1970.- Вып. 55.- с. 86-94
25. Мыркин В. Я. Язык - речь - контекст - смысл: Учеб. пособие - Архангельск: Изд-во Поморск. ун-та, 1994. С.97
26. Ноздрина, Л.А. Заглавие текста / Л.А. Ноздрина // Грамматика и смысловые категории текста: Сб. науч. тр. им. М. Тореза.-Москва, 1982.- Вып. 189.- с. 183-200
27. Попов, А.С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие / А.С. Попов // Развитие синтаксиса современного русского языка.- Москва, 1966.- с. 95-126
28. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. С. 44-46, 50)
29. Рудницкая В.А. Заголовок и его словообразовательные связи с
корпусом публицистического текста (на материале англо-американской прессы) / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zagolovok-i-ego-
slovoobrazovatelnye-svyazi-s-korpusom-publitsisticheskogo-teksta-na- materiale-anglo-amerikanskoy-pressy
30. Солганик Г.Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь / по ред. М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 312315
31. Солганик, Г.Я. Стилистика публицистической речи / Г.Я. Солганик. - М.: АВ-пресс, 2001
32. Суворов, С.П. Особенности стиля английских газетных заголовков / С.П. Суворов // Язык и стиль. - Москва: Мысль, 1965
33. Токарева, И.И. Функциональная структура газетного текста [Текст] / И.И. Токарева // Лингвистические единицы разных уровней в языке и речи. - Краснодар, 1988.
34. Топилина C.H. К проблеме выделения газетно-публицистического
стиля / URL: http://scjournal.ru/articles/issn 1993-5552 2008 8-2 81.pdf
35. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.Лросвещение, 1986. С.53
36. Турчинская, Э.И. Соотношение заголовка и текста в газетнопублицистическом стиле: (На примерах заголовков передовых статей
газеты «Юманите») / Э.И. Турчинская // Лингвистика текста и лексикология.- Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза.-Москва, 1984.- Вып. 234.- с. 134-146
37.Чернявская В. Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса / Сб. науч.ст. СПб., 2001. С. 11-22.
38.Чудинов А. П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2001. Т. 6.
39.Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное
исследование политической метафоры. Монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. — 238 с.
40. Шишкин, Н.Э. Газетный заголовок / Н.Э. Шишкин. - Москва, 2004
41. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1997. Вып. 1. С. 88-99.
42. Шостак, М. И. Журналист и его произведение: практическое пособие. - М.: ТОО «Гендальф», 1998. — 96 с.
43. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: Учебное пособие / А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2014. - 454 с.
44. Galperin I.R. Stylistics. M.1977. С.30.
45. Geeraerts D. Diachronic prototype semantics: A contribution to historical lexicology. - Oxford: Clarendon, 1997
46. Mink L.O. Narrative form as a cognitive instrument // The writing of history: Literary form and historical understanding. - Madison: U. of Wisconsin, 1978. P.129-149
47. «Аргументы и факты» / URL: https://www.aif.ru, дата обращения:
12.06.2018
48. «Коммерсант» / URL: https://www.kommersant.ru/, дата обращения:
12.06.2018
49. «Комсомольская правда» / URL: http://kp.ru/, дата обращения:
12.06.2018
50. «Лента.ру» / URL: https://www.lenta.ru, дата обращения: 12.06.2018
51. «Московский комсомолец» / URL: http://kazan.mk.ru/, дата обращения:
12.06.2018
52. «Риа-Новости» / URL: https://www.ria.ru, дата обращения: 12.06.2018
53. «The Daily Mail» / URL: http://www.dailymail.co.uk/home/index.html, дата обращения: 12.06.2018
54. «The Independent» / URL: https://www.independent.co.uk/ дата
обращения: 12.06.2018
55. «The Guardian» / URL: https://www.theguardian.com/, дата обращения:
12.06.2018
56. «The New York Times» / URL: https://www.nytimes.com/, дата
обращения: 12.06.2018
57. «The Sun» / URL: https://www.thesun.co.uk/, дата обращения:
12.06.2018
58.Oxford online dictionary / URL: https://en.oxforddictionaries.com/, дата
обращения - 7.06.2018


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ