ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Основные понятия и термины, используемые в туризме 9
1.2 Социально-экономическое содержание рынка туристских услуг 38
1.3 Статистика туризма в современных условиях и проблемы интеграции показателей статистики туризма в структуру национальных счетов 58
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
2.1 Исследование информационной базы статистического анализа рынка туристских
услуг 72
2.2 Система статистических показателей рынка туристских услуг 84
2.3 Анализ статистических показателей туристских расходов 91
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УС¬ЛУГ В РОССИИ
3.1 Анализ основных показателей развития рынка туристских услуг в России 114
3.2 Исследование региональной дифференциации развития туризма в России 132
3.3 Прогнозирование объема реализации туристских услуг 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 157
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Актуальность исследования
Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся.
Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем на сегодняшний день.
Исследование туризма требует расчета и анализа количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Поэтому проблемы статистического уче¬та являются центральными в исследованиях туризма. Первая из них - сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма; изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их методики расчета или единиц измерения.
Другая проблема статистики туризма - отсутствие полной и детальной статистической информации. В настоящее время ни одно государство не ведет систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и деловых краткосрочных поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей. Важной проблемой остается своевременность предоставления информации, поскольку участники рынка - турфирмы, гостиничные предприятия, санаторно-курортные учреждения - про¬водят договорную кампанию и начинают продажи раньше, чем поступают статистические данные о текущей конъюнктуре рынка и результаты предыдущего сезона.
Проблемы полноты и сопоставимости статистической информации предстают в новом свете при проведении исследований макроэкономического воздействия туризма. Оценить значимость туризма как важной отрасли, обеспечивающей ускоренный экономический рост и более высокий уровень занятости населения России, - важнейшая зада¬ча статистики туризма. Ее решение затруднено из-за несовершенства методологии статистического учета, причина которого коренится в самой индустрии туризма, ее сложной и нетипичной для отраслей природе.
В России вопросы статистики туризма изучены слабо, хотя известны работы российских ученых в этом направлении. Несовершенна методология оценки рынка туристских услуг, нет единой системы статистических показателей рынка туристских услуг.
/—1 с» с» с» с»
Самый существенный недостаток отрасли туризма - отсутствие стабильной, понятной и унифицированной в международном масштабе информационной базы, касающейся экономического воздействия туризма. Узость информационной базы, отсутствие методологического единства и сопоставимости с показателями других отраслей привели к недооценке экономической роли туризма. Хотя значимость туристского сектора для экономики России очевидна, она не нашла должного отражения в статистике.
В последние годы международная статистика туризма переходит на новую систему учета всех совокупных доходов. Это так называемые сателлитные счета (Tourism Sat- telite Account).
Важность этих проблем и недостаточность их разработки обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является разработка методики комплексного статистического анализа показателей статистики рынка туристских услуг России на основе методологических рекомендаций Всемирной Туристской Организации и опыта ведущих стран мира в этой области.
В результате проведенного в данной работе исследования были сформулированы
и обоснованы следующие выводы:
1. Потребность в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли, а также разработка сателлитных счетов туризма в Рос¬сии привели к необходимости статистического изучения туризма, совершенствова¬ния системы статистических показателей рынка туристских услуг.
2. Одной из главных и наиболее сложных задач статистики туризма является упорядочение состава туристских расходов. Поэтому имеющаяся система статистических показателей рынка туристских услуг должна быть дополнена разработанной классификацией общих и уточненных показателей туристских расходов, опирающейся на Рекомендации по построению сателлитных счетов туризма.
3. Расходы на туризм должны соответствовать концепции конечного потребления в СНС, вне зависимости от вида потребителя. Расходы на туризм могут быть определены как все расходы на конечное потребление, относящиеся к визитерам, в то время, когда они находятся вне места своего обычного проживания, вне зависимости от того, когда были произведены фактические платежи, и также вне зависимости от типа приобретенных товаров и услуг, но при условии, что они относятся к конечному потреблению. Все расходы на конечное потребление, сделанные визитером, до того момента, когда он покинул место своего постоянного пребывания и после того, как он вернулся в него, не включаются в расходы на туризм.
4. Товары и услуги нерезидентных производителей, купленные визитерами- нерезидентами или от их лица, не должны приниматься во внимание при расчетах
154
показателей потребления въездного туризма. Очистившись от этих услуг, мы придем к концепции уточненных расходов въездного туризма, которая согласуется с определениями СНС.
5. Покупка туристских товаров и услуг связана не с их специфическими особенностями, а с тем фактом, что визитер находится в пути: он (она) находятся вне места своего обычного пребывания и эта ситуация вызывает необходимость относить к расходам на туризм все расходы этого лица на конечное потребление, сделанные в данный период времени.
6. При исчислении расходов на туризм необходимо разложение визитеров на обычных и однодневных.
7. Способ представления базисной информации по туристским расходам должен соответствовать данным о производстве туристских услуг, что дает возможность проведения анализа данных о производителях услуг для визитеров.
8. Для полной оценки состава туристских расходов предложено провести обследование с помощью дневникового метода. В работе (п. 2.3) приведена примерная форма бланка опроса.
9. Занятость является важным социально-экономическим фактором развития рынка туристских услуг. Так как туризм подвержен сезонным колебаниям, то данные о количестве рабочих мест в туризме должны быть показаны не только в разбивке на полную или частичную занятость, что является традиционным подходом, но также в разбивке на постоянную и сезонную.
10. На российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличает ряд психолого-поведенческих особенностей. Это привело к важнейшим изменениям в стереотипах поведения туристов, и, как следствие, увеличился интерес к туризму.
155
Данные анализа свидетельствуют, что произошло увеличение таких показателей, как средний объем туристских услуг на 1 жителя России, доля туристских расходов в общем объеме расходов, а также доля занятых в туризме в общей численности занятых в экономике. Таким образом, можно отметить, что возникает много объективных факторов, обеспечивающих в России хорошие перспективы роста спроса на туристские услуги со стороны российского потребителя.
11. Анализ данных показал, что Россия использует свой туристский потенциал только на 20%, хотя в последние годы в России наблюдаются положительные тенденции в развитии международного и внутреннего туризма. Из всех видов туризма наиболее распространенным для России по числу туристов является внутренний туризм, а по туристскому обороту - выездной.
1. Азар В. Российский рынок туризма в 1998 году // Туризм: проблемы, практика, перспективы. - 1999. - № 6. - С. 36-37.
2. Азар В. Почем нынче путешествие: внутренний туризм в ожидании бума // Туризм: проблемы, практика, перспективы. - 1999. - № 5. - С. 12-13.
3. Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Введение в бизнес туроперейтинга. Учебно-методическое пособие. - М.: РМАТ, 1996. - 104 с.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебное пособие для вузов. - М.: Ас¬пект-Пресс, 2001. - 464с.
5. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.: ил.
6. Бережных В. И все-таки что такое экотуризм? // Туризм: проблемы, практика, перспективы. - 1999. - № 5. - С. 16-17.
7. Биржаков М.В. Введение в туризм. - М., СПб.: Нев. Фонд, Олбис, ТД «Герда», 2000.
- 321 с.
8. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет и отчетность в туризме: Учебное пособие. - М.: НОЛИДЖ, 1998. - 272 с.: ил.
9. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостиничный и туристический бизнес: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 352 с.
10. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристической деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 120 с.
158
11. Гаранин Н.И. Технология и экономика туризма. Все решают кадры // Деловой мир. - 1994. - 3-9 октября. - С.10.
12. Гаранин Н.И. и др. Информационные технологии в туризме: Справочно¬методическое пособие / Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И.; РМАТ. - М.: РМАТ, 1996. - 116 с.
13. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования в туризме: Учебник для вузов / РМАТ. - М.: РМАТ, 1997. - 196 с.
14. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 501с.
15. ГОСТ 51185 - 98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования / Госстандарт РФ. - Изд. Официальное. - М.: Госстандарт России, 1998. - 6 с.
16. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. Проф. Чудновского А. Д. - М., Ассо¬циация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. - 325 с.
17. Гуляев В.Г. Налогообложение в туризме: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИ¬ОР, 1998. - 224 с.
18. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме: Учебное пособие. - М: ПРИОР,1998. - 144 с.
19. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. - М.: НО- ЛИДЖ, 1996. - 312 с.
20. Гуляев В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 1998. - 320 с,
21. Гуляев В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технологии). - М.: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.: ил.
159
22. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 352 с.: ил.
23. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 1999. - 192 с.
24. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации: Учебник. - М.: Финан¬сы и статистика, 2002. - 200 с.
25. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристических терминов: Туризм. Туристическая индустрия. Туристический бизнес. - М. - Афины: INFORGROUP, 1994. - 408 с.: ил.
26. Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учебник / РМАТ. - М.: РМАТ, 1997. - 240 с.
27. Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности: Учебник для учащихся туристиче¬ских лицеев и колледжей - М.: Российский международный институт туризма, 1992.
- 240 с.
28. Ильина Е.Н. Туризм - путешествия. Создание туристической фирмы. Агентский биз¬нес: Учебник для колледжей и вузов / РМАТ. - М., 1998. - 170 с.: ил.
29. Исмаев Д.К. Краткий словарь технологических терминов международного туризма. - М.: Полигран, 1994. - 96 с.
30. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме: Учебное пособие для вузов. - М.: Луч, 1994. - 224 с.
31. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок: Теория и практика маркетинга: Учебное пособие для вузов. - М.: НОУ, Луч, 1996. - 136 с.
32. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. - Минск: ВГЭУ, 1999. - 644 с.
160
33. Квартальнов В.А. Иностранный туризм / РМАТ. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 312 с.
34. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб¬ное пособие / РМАТ. - М.: Советский спорт, 1998. - 144с.
35. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управ¬ления / РМАТ, - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.
36. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.: ил.
37. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти т. Т. 3. Но¬вые цели и функции туризма: экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 384 с.
38. Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-статистических методов и моделей. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. - 246 с.
39. Кобяк М. Иностранцы в 1999 году предпочитали поездки в ... Зимбабве и Марокко, а российские туристы на Украину // Пять звезд. Отели. Рестораны. Туризм. - 2000. - №
3. - С. 40.
40. Козырев В.М. Туристская рента: Методические рекомендации / РМАТ. _ М.: Финан¬сы и статистика, 1998. - 79 с.
41. Козырева Т.В., Родигин Л.А. Компьютерная мини-бухгалтерия в туристской фирме: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 144 с.: ил.
42. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации: Утв. Указом Президента от 22 декабря 1995 г. № 1284 // Российская газета. - 1995. - 28 декабря. - С.4.
43. Кулагина Г.Д. Национальное счетоводство: Каф. Макроэкономической, междуна¬родной статистики и национального счетоводства. - М: НИИ ОТ МЭСИ, 2000. - Б.ц.
161
44. Кулагина Г.Д., Попелева С.В., Сенин В.С. Статистика туризма. Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 1996. - 35 с.
45. Кулагина Г. Д., Татаринов А. А. Туристская деятельность в сателлитных счетах СНС // Вопросы статистики. - 1999. - № 1. - С. 27-32.
46. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г.Назарова. - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 771 с.
47. Лайл К. и др. Туризм в экономике открытого типа / К. Лайл, Дж.Хьюз, Р.Хэбиб // Вестник МГУ, сер. 6, Экон. - 1994. - № 2. - С.62-70.
48. Лугачев М. Методы социально-экономического прогнозирования. WEB: http://www.dei.econ.msu.ru/books/prognoz
49. Маринин М.М. Туристские формальности: Учебное пособие / Маринин М.М., Сенин
В.С., Хорошилов А.В. - М., 1955. 64 с.
50. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М., 1997. - 128 с.
51. Маринин М.М. Впервые в России принят закон, регулирующий сферу туризма // Экономика и жизнь. - 1997. - № 2 (январь) - С.45.
52. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / Сост.: Борисова Ю.Н. и др. - М.: РМАТ,
1996. - 68 с.
53. Марчук В.И., Саакян Г.Р., Бухтоярова И.В. Результаты исследования метода обра¬ботки данных при ограниченной априорной информации // Цифровая обработка сиг¬налов и ее применение: Докл. 3-й Международной конференции. 29 ноября - 1 де¬кабря 2000 г., Москва. Том 1 / Москва. Инсвязьиздат, 2000. -
162
54. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. Учебное пособие / РМАТ; Сост.: Борисова Ю.Н. и др. - М.: РМАТ, 1997. - 82 с.
55. Менеджмент туризма: Учебник / Васильев В.В., Гвозденко А.А., Забаев Ю.В. и др.; РМАТ. - М.: РМАТ, 1996. - 230 с.
56. Методологические положения по статистике: Вып. 3. - М.: Госкомстат России, 2000.
- 294 с.
57. Морозов М. Какие работники сегодня нужны туризму // Туризм: практика, пробле¬мы, перспективы. - 1999. - № 4. - С. 44-46.
58. Муравьева Г.В. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для тури-стических фирм. - М.: НОУ, Луч, 1998. - 28 с.
59. Назарова О.В., Образцова О.И. Система национальных счетов. - М.: ГУ ВШЭ. - 2003. - 267с.
60. Национальное счетоводство: Учебник /Под ред. Б.И.Башкатова. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - 608 с.
61. Национальные счета России в 1993 - 2000: Стат. сб.. - М.: Госкомстат России, 2001.
- 189 с.
62. Нестеров Л.И. Международная статистика: Каф. Макроэкономической, международ¬ной статистики и национального счетоводства. - М: НИИ ОТ МЭСИ, 2000. - Б.ц.
63. Нестеров Л.И. Статистика зарубежных стран: Каф. Макроэкономической, междуна¬родной статистики и национального счетоводства. - М: НИИ ОТ МЭСИ, 1998. - Б.ц.
64. Никитин Ю. Рациональная учетная и налоговая политика туристической фирмы на 1999 год // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1999. - № 3. - С. 32-33.
65. Никифоров О., Силаева С. Туризм: проблемы статистического изучения // Вопросы статистики. - 1999. - № 1. - С. 32-42.
163
66. Новая отрасль экономики: [Туризм] // Деловые ведомости (Региональный выпуск «ЭЖ»). - 1997. - № 9 (март). - С. 13.
67. Образцова О.И. Методология и информационное обеспечение построения сателлит¬ных счетов туризма для условий России. - Отчет о научно-исследовательской работе и оказании консультационных услуг по проекту БЭА «Совершенствование системы национальных счетов». - Контракт № БА/С/493 от 11.01.2001
68. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1): Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст
69. О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в меж-дународной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики: Утв. Постановлением ВС РФ от 23.10.1992 № 3708-1 //Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 46 (19 ноября). - ст. 2620.
70. Озеров А.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристических фирмах. - 20е изд., перераб. и доп. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - 144 с.
71. Орлов А.И. Современная прикладная статистика. WEB: http://orlov.icconect.ru
72. Осадин Б. Туризм и экономика // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1999. - № 5. - С. 14.
73. Основы менеджмента туризма: Учебное пособие / Зорин И.В., Забаев Ю.В., Кобзева С.И. и др.; РМАТ; Под ред. Квартальнова В.А. - М.: РМАТ, 1996. - 54 с.
74. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 160 с.: ил.
75. Парций Я.Е. Еще раз о проекте изменений и дополнений в закон «Об основах тури¬стской деятельности» // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1999. - № 3. -
С. 36-37.
164
76. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». - М.: Фонд «Правовая культура», 1998. - 208 с.
77. Парций Я.Е. Туристская деятельность должна регулироваться на федеральном уров¬не // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1999. - № 5. - С. 40-41.
78. Переслегина М. НДС и туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1999. - № 5. - С. 39.
79. Прибытие иностранных граждан в Россию в 1999 г. // Турбизнес. - 2000. - № 4. - С. 54-55.
80. Пономарев И. Российские туристы стали беднее и патриотичнее // Финансовая Рос¬сия. - 1999. - № 18 (май). - С. 17.
81. Портнов Р.С., Вяжлинская И. А. Сертификация туристских услуг // Главбух. - 1999. - № 3 («Учет в туристской деятельности»). - С. 73-75.
82. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро. - М.,
1997. - 176 с.
83. Развитие туризма в Российской Федерации. Федеральная целевая программа: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 11 (11 марта). - С. 2751-2784; Россий¬ская газета. - 21 марта. - С.5.
84. Рао С.Р. Линейные статистические методы и их применение. - М.: Наука, 1968. - 548 с.
85. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2002 № 954-р «О концепции развития ту¬ризма в Российской Федерации на период до 2005 года» //Российская газета. - 2002. - № 134 (24 июля).
165
86. Регионы России Т.1: Стат. сборник в 2-х томах. - М.: Госкомстат России, 2001. - 615 с.
87. Регионы России Т.2: Стат. сборник в 2-х томах. - М.: Госкомстат России, 2001. - 827 с.
88. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «О совершенствовании государст¬венного регулирования в сфере туризма и гостиничного хозяйства (доходы и налоги) в Российской Федерации» от 19 апреля 1999 г. WEB: http://tos.ru/turbusiness.htm
89. Рекомендации по статистике туризма, ООН, 1994.
90. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2001. - 679 с.
91. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2001. - 397 с.
92. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практикум. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 256 с.
93. Самойлов И.В. Обучение сотрудников туристских фирм // Главбух. - 1999. - № 2 («Учет в туристской деятельности»). - С. 29-34.
94. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: «Ось-89», 1997. - 160 с.: ил.
95. Сателлитные (вспомогательные) счета туризма, ВТО, 2001.
96. Сенин В.С., Баженова Т.А., Хорошилов А.В. Некоторые аспекты сертификации ту-ристических услуг и услуг гостиниц. Системы сертификации ГОСТ Р. - Методиче¬ское пособие, - М., 1997. - 109 с.
97. Сенин В.С. Профессии, которые нужны: [Туризм] // Деловые люди. - 1995. - март (Прилож.) - С .10-11.
166
98. Сиденко А.В. и др. Международная статистика: Учебник/Башкатов Б.И., Матвеева В.М.. - М.: Дело и Сервис, 1999. - 267 с.
99. Сиденко А.В. Международный статистический учет. Словарь-справочник от А до Я/А.В.Сиденко, В.М.Матвеева. - М.: Дело и Сервис, 1999. - 208 с.
100. Симонов Ю. Туристские услуги: низкая квалификация персонала - дискредитация сертификации // Стандарты и качество. - 1997. -№ 2. - С.63-67.
101. Система показателей статистики рынка товаров и услуг. WEB: http://mibif.ru
102. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности ту¬ристской фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.
- 128 с.: ил.
103. Спиридонова Е. Дайте нам гарантии, и мы отправим вас по миру // Экономика и жизнь. - 1998. - № 20 (май) - С.31.
104. Спрент П. Как обращаться с цифрами, или Статистика в действии / [Пер. с англ. А.Ф.Якубова]. - Мн.: Выш. Школа, 1983. - 271 с.: ил.
105. Статистика рынка товаров и услуг. Учебник/ Под ред. И.К.Белявского. - М.: Фи¬нансы и статистика, 2002. - 656 с.
106. Статистический словарь: Ред. кол.: И.К.Беляевский, В.А.Варенов, В.И.Галицкий и др.. - М.: Финстатинформ, 1996. - 479 с.
107. Трифонова Н. Туризм на повороте реформ // Вузовские вести. - 1997. - № 1 (ян¬варь). - С.9.
108. Туризм. - (Наше досье) // Деловые люди. - 1994. - № 49 (октябрь) - С. 55-71.
109. Туризм в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000. - 164 с.
110. Туризм в цифрах 2002: Стат. сб. / Госкомстат России; Т 87 ИИЦ «Статистика Рос¬сии». - М., 2003. - 43с.
167
111. Туристские услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690-2000 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст)
112. Туристский рай на Дону - это не утопия // Экономика и жизнь. - 1997. - № 9 (март)
- С.12.
113. Указ Президента РФ от 25.04.1994 № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» // Российские вести. - 1994. - № 76 (27 апреля).
114. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федера¬ции» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. - 1996. -3 декабря - С.4.
115. Хусаинов Д. Турбизнес: правовая среда, основы бухучета и налогообложения // Аудит и налогообложение. - 1999. - № 3 (Прилож.)
116. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их клиентов. - М.: Мир деловой книги, 1997. - 70 с.
117. Чернов В.А. Экономический анализ туристской деятельности // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 1999. - № 11 (март). - С. 11-12.
118. Шпилько С.П. «О формировании доходной части бюджета Российской Федерации от туризма и предложения по совершенствованию налогообложения в сфере туриз¬ма». Основные положения Доклада на парламентских слушаниях на тему: «О совер-шенствовании государственного регулирования в сфере туризма и гостиничного хо¬зяйства (доходы и налоги) в Российской Федерации». WEB: http://www.tos.ru/law/gkft.htm
119. Экономика туризма: Материалы семинара по менеджменту туризма курсов повы¬шения квалификации преподавателей по программе TASIC ED | 062 | . Сост. Ю.Н.Борисова, Н.И.Гаранин , Ю.В.Забаев, А.И.Сеселкин. - М.: РМАТ, 1996
168
120. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: РМАТ, 1996. - 85 с.
121. Экономическая статистика: Учебник. 2-е изд., доп./Под ред. Иванова Ю.Н.. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 480 с.
122. RATA. Ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса. WEB: http://www.ratanews.ru
123. StatSoft, Inc [2001]. Электронный учебник по статистике. Москва , StatSoft. WEB: http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm
124. Tourism: principles, practices, philosophies. - 7th ed. / R. W. McIntosh, Ch. R. Goeldner, J. B. Ritchie: John Wiley & Sons? Inc. - New York, 1995.
125. Webster N. An American dictionary of the English language. - New York, 1828.