ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ
К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 6
1.1 Сущность понятий «психическое состояние» и «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические особенности проявления самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом
возрасте 14
1.3 Влияние самооценки психического состояния на склонность к
девиантному поведению подростков 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 31
2.1. Организация исследования. Описание методик 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ
К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 6
1.1 Сущность понятий «психическое состояние» и «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические особенности проявления самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом
возрасте 14
1.3 Влияние самооценки психического состояния на склонность к
девиантному поведению подростков 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 31
2.1. Организация исследования. Описание методик 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность исследования. Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковом возрасте, на базе качественного изменения всей психической жизни, ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе. Важной особенностью подросткового периода является то, что в нем закладывается фундамент и определяется общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Поэтому очень важно направить происходящие в этом возрасте многочисленные качественные сдвиги в нужное русло.
По мнению ведущего советского специалиста по подростковой и юношеской психиатрии А.Е. Личко, возраст от 13 до 18 лет представляет собой критический период для проявления акцентуации характера и формирования психопатии. Кроме того в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства подростка, как повышенная активность и возбудимость (гипертимность), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Типологически обусловленная замкнутость в подростковом возрасте иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство человеческой неполноценности и т.д.
Актуальность исследования психических состояний и девиантного поведения детей подросткового возраста обусловлена не только ростом различных форм и видов девиантного поведения, но и отсутствием системы подготовки специалистов по проблемам профилактики и коррекции девиантного поведения. Данные относительно психических состояний девиантных подростков носят противоречивый характер и требуют уточнения. Так как они оказываются важными для формирования девиантных установок, мы считаем необходимым выявление и изучение психических состояний подростков, оказывающих влияние на девиации.
Цель исследования: изучить самооценку психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: психическое состояние и девиантное
поведение.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятия «психическое состояние» и «девиантное поведение» в современной психологии;
2. изучить психологические проявления самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте;
3. организовать эмпирическое исследование влияния самооценки психического состояния на склонность к девиантному поведению подростков;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• анализ литературных источников по исследуемой теме;
• тестирование с использованием методик:
• Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел);
• Методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк).
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось учащимися 8-го класса в количестве 52 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции девиантного поведения, а также при разработке развивающих занятий, направленных на формирование адекватной самооценки психического состояния в подростковом возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
По мнению ведущего советского специалиста по подростковой и юношеской психиатрии А.Е. Личко, возраст от 13 до 18 лет представляет собой критический период для проявления акцентуации характера и формирования психопатии. Кроме того в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства подростка, как повышенная активность и возбудимость (гипертимность), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Типологически обусловленная замкнутость в подростковом возрасте иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство человеческой неполноценности и т.д.
Актуальность исследования психических состояний и девиантного поведения детей подросткового возраста обусловлена не только ростом различных форм и видов девиантного поведения, но и отсутствием системы подготовки специалистов по проблемам профилактики и коррекции девиантного поведения. Данные относительно психических состояний девиантных подростков носят противоречивый характер и требуют уточнения. Так как они оказываются важными для формирования девиантных установок, мы считаем необходимым выявление и изучение психических состояний подростков, оказывающих влияние на девиации.
Цель исследования: изучить самооценку психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: психическое состояние и девиантное
поведение.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятия «психическое состояние» и «девиантное поведение» в современной психологии;
2. изучить психологические проявления самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте;
3. организовать эмпирическое исследование влияния самооценки психического состояния на склонность к девиантному поведению подростков;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• анализ литературных источников по исследуемой теме;
• тестирование с использованием методик:
• Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел);
• Методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк).
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось учащимися 8-го класса в количестве 52 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции девиантного поведения, а также при разработке развивающих занятий, направленных на формирование адекватной самооценки психического состояния в подростковом возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Целью исследовательской работы являлось выявление самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «психическое
состояние» и «девиантное поведение» в современной психологии. Было выявлено, что психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных
проявлений состояния - чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта). Состояние как категория - причина конкретного функционирования психической сферы, а состояние как характеристика - следствие функционирования психики человека. Девиантное поведение - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах
человеческой деятельности, не соответствующих официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
2. Были изучены психологические проявления самооценки
психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте.
3. Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению подростков при помощи следующих методик: определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), а также методики диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк).
4. Соотнеся результаты проведенных методик, можно сделать вывод о том, что:
• склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть, свойственны испытуемым с высоким уровнем тревожности;
•предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорнокомпенсаторному способу решения личностных проблем, свойственны испытуемым с высоким уровнем агрессивности;
•агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, свойственны испытуемым с высоким уровнем тревожности;
• слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений, свойственны испытуемым с низкой самооценкой, которые избегают трудностей, боятся неудач, агрессивны, не выдержаны, у которых есть трудности при общении людьми.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению, была подтверждена, так как статистически была выявлена взаимосвязь высокого уровня тревожности и агрессивности со склонностью к девиантному поведению подростков, цель достигнута, задачи реализованы.
В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «психическое
состояние» и «девиантное поведение» в современной психологии. Было выявлено, что психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных
проявлений состояния - чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта). Состояние как категория - причина конкретного функционирования психической сферы, а состояние как характеристика - следствие функционирования психики человека. Девиантное поведение - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах
человеческой деятельности, не соответствующих официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
2. Были изучены психологические проявления самооценки
психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте.
3. Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению подростков при помощи следующих методик: определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), а также методики диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк).
4. Соотнеся результаты проведенных методик, можно сделать вывод о том, что:
• склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть, свойственны испытуемым с высоким уровнем тревожности;
•предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорнокомпенсаторному способу решения личностных проблем, свойственны испытуемым с высоким уровнем агрессивности;
•агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, свойственны испытуемым с высоким уровнем тревожности;
• слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений, свойственны испытуемым с низкой самооценкой, которые избегают трудностей, боятся неудач, агрессивны, не выдержаны, у которых есть трудности при общении людьми.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению, была подтверждена, так как статистически была выявлена взаимосвязь высокого уровня тревожности и агрессивности со склонностью к девиантному поведению подростков, цель достигнута, задачи реализованы.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И
АКЦЕНТУАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние психологической незащищенности на девиантное поведение подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Системы занятий по теме «Основы правовой грамотности» для подростков с девиантным поведением
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



