Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №42675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
613
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ
К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 6
1.1 Сущность понятий «психическое состояние» и «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические особенности проявления самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом
возрасте 14
1.3 Влияние самооценки психического состояния на склонность к
девиантному поведению подростков 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 31
2.1. Организация исследования. Описание методик 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51



Актуальность исследования. Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковом возрасте, на базе качественного изменения всей психической жизни, ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе. Важной особенностью подросткового периода является то, что в нем закладывается фундамент и определяется общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Поэтому очень важно направить происходящие в этом возрасте многочисленные качественные сдвиги в нужное русло.
По мнению ведущего советского специалиста по подростковой и юношеской психиатрии А.Е. Личко, возраст от 13 до 18 лет представляет собой критический период для проявления акцентуации характера и формирования психопатии. Кроме того в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства подростка, как повышенная активность и возбудимость (гипертимность), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Типологически обусловленная замкнутость в подростковом возрасте иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство человеческой неполноценности и т.д.
Актуальность исследования психических состояний и девиантного поведения детей подросткового возраста обусловлена не только ростом различных форм и видов девиантного поведения, но и отсутствием системы подготовки специалистов по проблемам профилактики и коррекции девиантного поведения. Данные относительно психических состояний девиантных подростков носят противоречивый характер и требуют уточнения. Так как они оказываются важными для формирования девиантных установок, мы считаем необходимым выявление и изучение психических состояний подростков, оказывающих влияние на девиации.
Цель исследования: изучить самооценку психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: психическое состояние и девиантное
поведение.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятия «психическое состояние» и «девиантное поведение» в современной психологии;
2. изучить психологические проявления самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте;
3. организовать эмпирическое исследование влияния самооценки психического состояния на склонность к девиантному поведению подростков;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• анализ литературных источников по исследуемой теме;
• тестирование с использованием методик:
• Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел);
• Методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк).
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось учащимися 8-го класса в количестве 52 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции девиантного поведения, а также при разработке развивающих занятий, направленных на формирование адекватной самооценки психического состояния в подростковом возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследовательской работы являлось выявление самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «психическое
состояние» и «девиантное поведение» в современной психологии. Было выявлено, что психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных
проявлений состояния - чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта). Состояние как категория - причина конкретного функционирования психической сферы, а состояние как характеристика - следствие функционирования психики человека. Девиантное поведение - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах
человеческой деятельности, не соответствующих официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
2. Были изучены психологические проявления самооценки
психического состояния и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте.
3. Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки психического состояния и склонности к девиантному поведению подростков при помощи следующих методик: определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), а также методики диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк).
4. Соотнеся результаты проведенных методик, можно сделать вывод о том, что:
• склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть, свойственны испытуемым с высоким уровнем тревожности;
•предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорнокомпенсаторному способу решения личностных проблем, свойственны испытуемым с высоким уровнем агрессивности;
•агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, свойственны испытуемым с высоким уровнем тревожности;
• слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений, свойственны испытуемым с низкой самооценкой, которые избегают трудностей, боятся неудач, агрессивны, не выдержаны, у которых есть трудности при общении людьми.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что подростки с высоким уровнем тревожности и агрессивности более склонны к девиантному поведению, была подтверждена, так как статистически была выявлена взаимосвязь высокого уровня тревожности и агрессивности со склонностью к девиантному поведению подростков, цель достигнута, задачи реализованы.



1. Акулинина Ю.Н. Социально-реабилитационный центр
«Подросток»: организация помощи семье и детям. // Социальная
педагогика. - 2014. - № 4. - С. 95-101.
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 264 с.
3. Белкин А.С. «Трудные» подростки». // Воспитание школьников. - 2011. - С. 221.
4. Винокуров Л.Н. Факторы риска школьной дезадаптации. // Социальная педагогика. - 2012. - № 6. - С. 17-30.
5. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних: по материалам США и Великобритании. - СПб.: Речь, 2014. -190 с.
6. Воробьева К.А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях. // Воспитание школьников. - 2015. - № 4. - С. 45-49.
7. Высоцкая А.Ю. Социально-психологическая адаптация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2013. - № 1. - С. 58-64.
8. Гонеев А.Д., Годовикова Л. Индивидуально-психологические особенности трудных подростков. // Коррекционно-развивающее образование. - 2018. - № 6. - С. 46-59.
9. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. 3-е изд. - М.: Академия, 2015. - 269 с.
10. Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Мотивация аффилиации и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением. // Дефектология. - 2015. - № 4. - С. 65-72.
11. Заиграева Н.В. Гендерная проблематика в изучении и сопровождении детей и подростков с дизонтогенезом психики. // Дефектология. - 2014. - № 2. - С. 43-51.
12. Зеленкова С.М. Детско-подростковая экспедиция: коррекция и профилактика девиантного поведения. // Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 75-81.
13. Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска. // Социальная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 89-97.
14. Карпунова Н.М. Социально-педагогическая работа с дисфункциональной семьей в целях профилактики правонарушений подростков. // Воспитание школьников. - 2015. - № 4. - С. 39-45.
15. Кашлакова Г., Акулинина Ю. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения. // Социальная педагогика. - 2016. - № 2. - С. 44-51.
16. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте. - СПб.: Речь, 2012. - 25 с.
17. Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами сопровождения учебно-воспитательного процесса. - М.: Сфера, 2013. - 198 с.
18. Лаут Г.В., Брак У.Б., Линдерамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: практ. руководство. Ч. 2: Отклонения и нарушения. - М.: Академия, 2015. - 352 с.
19. Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков. - М.: Сфера, 2013. - 244 с.
20. Лысогорская М.В., Ползунова И.А. Диагностика и психокоррекция девиантного поведения школьников с ненормативным развитием посредством творческой деятельности // Коррекционная педагогика. - 2016. - № 2/3. - С. 47-51.
21. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. - М.: Сфера, 2014. - 387 с.
22. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 432 с.
23. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Социальнопсихологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7. - № 1А. - С. 14-21.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Сфера, 2014. - 164с.
25. Райфшнайдер Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе. - М.: РУДН-ЮНЕСКО, 2014. - 108с.
26. Регуш Л.А. Психология современного подростка. - М. Просвещение:, 2014. - 400 с.
27. Рудзинская Т.Ф. Проблемы самоактуализации подростков- девиантов. // Коррекционная педагогика. - 2015. - № 2/3. - С. 44-46.
28. Семенов С.Ю. Социально-педагогические проблемы детей с девиантным поведением. // Социальная педагогика. - 2017. - № 1. - С. 109118.
29. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения у подростков. - Спб.: Речь, 2015. - 96 с.
30. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды. - М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж, НПО «МОДЭК», 2012. - 432с.
31. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. - 160 с.
32. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток: движение в зону риска. - М.: ЮНЕСКО, 2013. - 120 с.
33. Сухов А.Н. Социальная психология преступности. - М. Просвещение, 2011. - 568 с.
34. Трифонова М.Ю. Программа коррекционно-реабилитационной работы с девиантными детьми и подростками. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2016. - № 1. - С. 61-67.
35. Уманов Н.А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Советская педагогика. - 2014. - № 6. - С. 37
42.
36. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. - СПб.: Речь, 2011. - 192 с.
37. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2011. - 368 с.
38. Фурманов И. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов.- М.: ВЛАДОС, 2016. - 348 с.
39. Холмогорова А.Б., Евлашкина Н.М. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением. // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 71-81.
40. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться. - СПб. Питер, 2011. - 264 с.
41. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие. - М., 2014. - 176 с.
42. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - С. 320-322.
43. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект; Трикста, 2015. - 336 с.
44. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2015. - 260 с.
45. Смолева Е.О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7741 (дата обращения: 23.09.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ