Государственное регулирование внешней трудовой миграции в России: федеральные и региональные аспекты (Кемеровский Государственный Университет)
|
Проведен анализ динамики внешних трудовых мигрантов в Астраханской области и Республике Татарстан за 2017-2019 годы.
Введение 3
Глава 1. Российская модель регулирования миграции 5
1.1. Стратегические документы РФ в сфере миграционной политики 5
1.2. Реализация государственной миграционной политики в России: правовая регламентация и межведомственная координация 9
Глава 2. Региональный аспект регулирования внешней трудовой миграции в России 13
2.1. Процедура определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников 13
2.2. Внешняя трудовая миграция в стратегиях развития российских регионов 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение 3
Глава 1. Российская модель регулирования миграции 5
1.1. Стратегические документы РФ в сфере миграционной политики 5
1.2. Реализация государственной миграционной политики в России: правовая регламентация и межведомственная координация 9
Глава 2. Региональный аспект регулирования внешней трудовой миграции в России 13
2.1. Процедура определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников 13
2.2. Внешняя трудовая миграция в стратегиях развития российских регионов 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что внешняя трудовая миграция играет важную роль в социально-экономическом развитии России. Несмотря на укоренившееся в обществе негативное отношение к трудовым мигрантам, как лицам, вытесняющим с трудового рынка местное население, в современных условиях отечественная экономика не может обойтись без привлечения иностранной рабочей силы. Однако, данный процесс со всей очевидностью требует жесткого контроля и регулирования во избежание стремительного роста сферы нелегальной внешней трудовой миграции (в частности, в 2019-м году из России выдворено более 900 000 нелегальных мигрантов, большинство из которых прибыли с целью осуществления нелегальной трудовой деятельности , и очевидно, что реальные показатели многократно превышают официальные) а так же деформации трудового рынка России, когда численность привлеченной иностранной рабочей силы будет превышать объективную потребность в ней и у местного населения действительно возникнут серьезные проблемы при трудоустройстве.
При этом важную роль в государственном регулировании внешней трудовой миграции играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Очевидно, что в силу существенной дифференциации социально-экономического развития российских регионов, на федеральном уровне достаточно сложно учесть специфику каждого субъекта, чем и обусловлено предоставление региональным властям достаточно широких полномочий в сфере регулирования внешней трудовой миграции.
Цель настоящего исследования – системный анализ государственного регулирования внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить стратегические документы РФ в сфере миграционной политики;
определить реализацию государственной миграционной политики в России, правовую регламентацию и межведомственную координацию в данной сфере;
охарактеризовать процедуру определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников;
рассмотреть внешнюю трудовую миграцию в стратегиях развития российских регионов.
Объектом исследования является внешняя трудовая миграция.
Предмет исследования – государственное регулирование внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления о государственном регулировании внешней трудовой миграции.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для решения проблем, присущих предмету исследования.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 4 параграфов, заключение и список использованных источников.
При этом важную роль в государственном регулировании внешней трудовой миграции играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Очевидно, что в силу существенной дифференциации социально-экономического развития российских регионов, на федеральном уровне достаточно сложно учесть специфику каждого субъекта, чем и обусловлено предоставление региональным властям достаточно широких полномочий в сфере регулирования внешней трудовой миграции.
Цель настоящего исследования – системный анализ государственного регулирования внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить стратегические документы РФ в сфере миграционной политики;
определить реализацию государственной миграционной политики в России, правовую регламентацию и межведомственную координацию в данной сфере;
охарактеризовать процедуру определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников;
рассмотреть внешнюю трудовую миграцию в стратегиях развития российских регионов.
Объектом исследования является внешняя трудовая миграция.
Предмет исследования – государственное регулирование внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления о государственном регулировании внешней трудовой миграции.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для решения проблем, присущих предмету исследования.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 4 параграфов, заключение и список использованных источников.
1) Стратегические документы в сфере миграционной политики придерживаются ряда принципов, в рамках которых признается необходимость и значимость внешней трудовой миграции для экономики России. При этом для того, чтобы такая миграция действительно приносила пользу социально-экономическому развитию страны, она должна полностью проистекать в правовом поле, не создавать дисбаланса национального рынка труда, а территориальное распределение иностранной рабочей силы должно соответствовать объективным потребностям в ней регионов.
2) Нормативно-правовое регулирование реализации государственной миграционной политики осуществляется рядом федеральных актов (о региональных речь пойдет ниже), среди которых ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и др. В качестве недостатка законодательства следует обратить внимание на отсутствие на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, регулирующего вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в чьи задачи входит реализация государственной миграционной политики.
3) Процедура определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников основана на правилах, установленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Потребность конкретного региона в иностранной рабочей силе определяется в соответствии с анализом и рассмотрением заявок, поступающих от работодателей. При этом межведомственные комиссии субъектов РФ при определении такой потребности ориентируются не только на заявки работодателей, но и ряд важных аспектов, связанных с обеспечением прав местного населения, в частности, имеется ли возможность восполнить недостаток рабочей силы посредством собственных трудовых ресурсов, не приведет ли рост числа трудовых мигрантов к снижению уровня обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры и т.д. С учетом последнего сделан вывод о том, что с возрастанием уровня социально-экономического развития региона увеличиваются и его возможности по использованию иностранной рабочей силы.
4) Социально-экономическая и национально-культурная дифференциация регионов России обуславливает и различия в стратегических подходах субъектов РФ к внешней трудовой миграции. Одни регионы (например, Астраханская область) стремятся минимизировать потребность в иностранной рабочей силе, другие (например, Республика Татарстан), наоборот, наращивают иностранную рабочую силу. Вряд ли здесь целесообразно говорить о том, что тот или иной подход, безусловно, лучше – представляется очевидным, что каждый из регионов с учетом собственной специфики выбирает наиболее подходящую ему стратегию в сфере внешней трудовой миграции.
2) Нормативно-правовое регулирование реализации государственной миграционной политики осуществляется рядом федеральных актов (о региональных речь пойдет ниже), среди которых ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и др. В качестве недостатка законодательства следует обратить внимание на отсутствие на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, регулирующего вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в чьи задачи входит реализация государственной миграционной политики.
3) Процедура определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников основана на правилах, установленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Потребность конкретного региона в иностранной рабочей силе определяется в соответствии с анализом и рассмотрением заявок, поступающих от работодателей. При этом межведомственные комиссии субъектов РФ при определении такой потребности ориентируются не только на заявки работодателей, но и ряд важных аспектов, связанных с обеспечением прав местного населения, в частности, имеется ли возможность восполнить недостаток рабочей силы посредством собственных трудовых ресурсов, не приведет ли рост числа трудовых мигрантов к снижению уровня обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры и т.д. С учетом последнего сделан вывод о том, что с возрастанием уровня социально-экономического развития региона увеличиваются и его возможности по использованию иностранной рабочей силы.
4) Социально-экономическая и национально-культурная дифференциация регионов России обуславливает и различия в стратегических подходах субъектов РФ к внешней трудовой миграции. Одни регионы (например, Астраханская область) стремятся минимизировать потребность в иностранной рабочей силе, другие (например, Республика Татарстан), наоборот, наращивают иностранную рабочую силу. Вряд ли здесь целесообразно говорить о том, что тот или иной подход, безусловно, лучше – представляется очевидным, что каждый из регионов с учетом собственной специфики выбирает наиболее подходящую ему стратегию в сфере внешней трудовой миграции.
Подобные работы
- Миграционная политика Германии и России: сравнительный анализ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Статус иностранного специалиста в российских спортивных регламентах в едином правовом пространстве ВТО и ЕАЭС
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Миграционные процессы в ФРГ: проблемы национальной безопасности 2005-2017 гг
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Региональная социальная политика и ее роль в экономике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Оценка угроз в демографической сфере и их влияния на экономическую безопасность региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025 - Роль национально-культурных объединений в интеграции местного
сообщества (на примере земляческих и диаспорных групп)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



