Проведен анализ динамики внешних трудовых мигрантов в Астраханской области и Республике Татарстан за 2017-2019 годы.
Введение 3
Глава 1. Российская модель регулирования миграции 5
1.1. Стратегические документы РФ в сфере миграционной политики 5
1.2. Реализация государственной миграционной политики в России: правовая регламентация и межведомственная координация 9
Глава 2. Региональный аспект регулирования внешней трудовой миграции в России 13
2.1. Процедура определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников 13
2.2. Внешняя трудовая миграция в стратегиях развития российских регионов 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что внешняя трудовая миграция играет важную роль в социально-экономическом развитии России. Несмотря на укоренившееся в обществе негативное отношение к трудовым мигрантам, как лицам, вытесняющим с трудового рынка местное население, в современных условиях отечественная экономика не может обойтись без привлечения иностранной рабочей силы. Однако, данный процесс со всей очевидностью требует жесткого контроля и регулирования во избежание стремительного роста сферы нелегальной внешней трудовой миграции (в частности, в 2019-м году из России выдворено более 900 000 нелегальных мигрантов, большинство из которых прибыли с целью осуществления нелегальной трудовой деятельности , и очевидно, что реальные показатели многократно превышают официальные) а так же деформации трудового рынка России, когда численность привлеченной иностранной рабочей силы будет превышать объективную потребность в ней и у местного населения действительно возникнут серьезные проблемы при трудоустройстве.
При этом важную роль в государственном регулировании внешней трудовой миграции играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Очевидно, что в силу существенной дифференциации социально-экономического развития российских регионов, на федеральном уровне достаточно сложно учесть специфику каждого субъекта, чем и обусловлено предоставление региональным властям достаточно широких полномочий в сфере регулирования внешней трудовой миграции.
Цель настоящего исследования – системный анализ государственного регулирования внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить стратегические документы РФ в сфере миграционной политики;
определить реализацию государственной миграционной политики в России, правовую регламентацию и межведомственную координацию в данной сфере;
охарактеризовать процедуру определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников;
рассмотреть внешнюю трудовую миграцию в стратегиях развития российских регионов.
Объектом исследования является внешняя трудовая миграция.
Предмет исследования – государственное регулирование внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления о государственном регулировании внешней трудовой миграции.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для решения проблем, присущих предмету исследования.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 4 параграфов, заключение и список использованных источников.
1) Стратегические документы в сфере миграционной политики придерживаются ряда принципов, в рамках которых признается необходимость и значимость внешней трудовой миграции для экономики России. При этом для того, чтобы такая миграция действительно приносила пользу социально-экономическому развитию страны, она должна полностью проистекать в правовом поле, не создавать дисбаланса национального рынка труда, а территориальное распределение иностранной рабочей силы должно соответствовать объективным потребностям в ней регионов.
2) Нормативно-правовое регулирование реализации государственной миграционной политики осуществляется рядом федеральных актов (о региональных речь пойдет ниже), среди которых ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и др. В качестве недостатка законодательства следует обратить внимание на отсутствие на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, регулирующего вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в чьи задачи входит реализация государственной миграционной политики.
3) Процедура определения органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников основана на правилах, установленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Потребность конкретного региона в иностранной рабочей силе определяется в соответствии с анализом и рассмотрением заявок, поступающих от работодателей. При этом межведомственные комиссии субъектов РФ при определении такой потребности ориентируются не только на заявки работодателей, но и ряд важных аспектов, связанных с обеспечением прав местного населения, в частности, имеется ли возможность восполнить недостаток рабочей силы посредством собственных трудовых ресурсов, не приведет ли рост числа трудовых мигрантов к снижению уровня обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры и т.д. С учетом последнего сделан вывод о том, что с возрастанием уровня социально-экономического развития региона увеличиваются и его возможности по использованию иностранной рабочей силы.
4) Социально-экономическая и национально-культурная дифференциация регионов России обуславливает и различия в стратегических подходах субъектов РФ к внешней трудовой миграции. Одни регионы (например, Астраханская область) стремятся минимизировать потребность в иностранной рабочей силе, другие (например, Республика Татарстан), наоборот, наращивают иностранную рабочую силу. Вряд ли здесь целесообразно говорить о том, что тот или иной подход, безусловно, лучше – представляется очевидным, что каждый из регионов с учетом собственной специфики выбирает наиболее подходящую ему стратегию в сфере внешней трудовой миграции.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020);
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020);
3. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020);
4. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 года № 662 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» (вместе с «Концепцией..») [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020);
5. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020);
6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
7. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1271 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
8. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2019 года № 265-р (об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020);
9. Приказ МВД России от 27 ноября 2017 г. № 888 «Об утверждении Типовой формы соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, предусматривающего участие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
10. Приказ МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 января 2014 г. № 27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
12. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утв. Законом Республики Татарстан от 10 июня 2015 года № 40-ЗРТ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
13. Постановление Правительства Астраханской области от 24 февраля 2010 года № 54-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
14. Распоряжение Правительства Астраханской области от 16 апреля 2015 года № 132-пр «О плане реализации комплекса мер, направленных на минимизацию потребности Архангельской области в иностранной рабочей силе» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
15. Аскеров М.С. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства / М.С. Аскеров. – Автореферат дисс..канд.юрид. наук. – М., 2017. – 30 с.
16. Костыря А.С. Меры государственного воздействия на иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих требования российского законодательства / А.С. Костыря // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2018. - № 2. – С. 40-46.
17. Татаркин А.И. Оценка потребности российского рынка труда в иностранной рабочей силе / А.И. Татаркин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. -№ 2. – С. 40-46.
18. Аналитическая справка ГУВМ МВД России о реализации государственной миграционной политики за январь-декабрь 2019 года [Электрон. ресурс] // Сайт ГУВМ МВД России. – URL: https://гувм.мвд.рф/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
19. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за 2017-2019 годы [Электрон. ресурс] // Сайт МВД РФ. – URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.03.2020).
20. Olle Frödin & Anders Kjellberg (2018) Labor Migration from Third Countries, Nordic Journal of Working Life Studies, vol. 8 no 1 (March 2018)
21. Taran, Patrick (2017). «Globalization, Migration and Labour: Imperatives for a Rights Based Policy». Journal of Globalization Studies. 2 (1): 58–77.