НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
|
Введение 3
1. Ключевые аспекты налога на добавленную стоимость в странах
Таможенного союза 7
1.1. Этапы формирования и структура Таможенного союза 7
1.2. Налог на добавленную стоимость как таможенный платеж 23
1.3. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость в
странах Таможенного союза 35
2. Порядок применения и расчета налога на добавленную стоимость в рамках
таможенного союза 58
2.1. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспортных операциях в странах Таможенного союза 58
2.2 Особенности расчета налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Российской Федерации 79
2.3 Современные проблемы налогообложения налогом на добавленную стоимость в странах Таможенного союза 93
2. Пути гармонизации обложения налогом на добавленную стоимость участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза 103
3.1. Проблемы гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза и пути их решения 103
3.2 Перспективы развития порядка исчисления налога на добавленную стоимость 111
3.3 Тенденции в совершенствовании порядка уплаты налога на добавленную
стоимость странами Таможенного союза 120
Заключение 131
Список использованной литературы
1. Ключевые аспекты налога на добавленную стоимость в странах
Таможенного союза 7
1.1. Этапы формирования и структура Таможенного союза 7
1.2. Налог на добавленную стоимость как таможенный платеж 23
1.3. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость в
странах Таможенного союза 35
2. Порядок применения и расчета налога на добавленную стоимость в рамках
таможенного союза 58
2.1. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспортных операциях в странах Таможенного союза 58
2.2 Особенности расчета налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Российской Федерации 79
2.3 Современные проблемы налогообложения налогом на добавленную стоимость в странах Таможенного союза 93
2. Пути гармонизации обложения налогом на добавленную стоимость участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза 103
3.1. Проблемы гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза и пути их решения 103
3.2 Перспективы развития порядка исчисления налога на добавленную стоимость 111
3.3 Тенденции в совершенствовании порядка уплаты налога на добавленную
стоимость странами Таможенного союза 120
Заключение 131
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в современном мире и затрагивают все сферы развития общества. Ключевым параметром глобализации выступают интеграционные процессы, которые влекут за собой абсолютно новый вид конкуренции между интеграционными группировками государств по различным направлениям, включая экономические и политические аспекты. Примером такой интеграционной группировки служит, в частности Евразийский экономический союз.
Основной целью создания ЕАЭС является его становление и развитие в качестве достойного участника процессов мировой конкуренции государств. Реализация этой цели возможно при условии достижения данной интеграционной группировкой высокого уровня социально-экономического развития и снижения зависимости от внешнего влияния. Экономической независимости государств и их союзов, способствует множество факторов и, в частности, оптимизация налоговых систем и налоговой политики и нормализация налогового климата как внутри страны, так и в рамках интеграционного пространства.
Проблемы формирования современных налоговых систем и оптимизации налоговой политики стран-членов ЕАЭС актуальны и интересны как для исследователей, так и для специалистов-практиков.
Степень разработанности научной проблемы.Вопросы организации налогообложения и совершенствования налоговых систем всегда являлись предметом исследования ведущих экономистов и практиков. В многочисленных работах представлены разные теоретические и практические подходы к налогообложению и управлению налоговыми отношениями. Настоящее исследование основано на общих теориях налогов, разработанных выдающимися учеными зарубежной экономической школы: У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. Кейнсом, А. Маршаллом, Дж. Миллем, Ш. Монтескье, Ж. Сисмонди, а также российской школы: С.Ю. Витте, Н.И. Тургеневым, И.И. Янжулом и др.
Вопросы гармонизации ставок налога на добавленную стоимость в условиях Таможенного союза рассматривались в трудах А.М. Азбукиной, О.Ю. Бакаевой, Р.Р. Кенчинбаевой, Н.И. Промского, А.В. Хапугина, И.Э. Дзанаевой, О.Т. Цуциевой, М.В. Казаковой, Н.Т. Мамбеталиева и др. современных ученых и практиков.
Вместе с тем в условиях глобализации экономических процессов, усиления интеграции и взаимосвязи всех хозяйственных секторов ощущается потребность в научной разработке концепции гармонизации налогообложения налогом на добавленную стоимость стран в рамках Таможенного союза. Недостаточная проработанность этих проблем предопределила выбор темы исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость участниками внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
- выделить этапы формирования и структура Таможенного союза ;
- рассмотреть налог на добавленную стоимость как таможенный платеж;
- определить правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза;
- изучить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспортных операциях в странах Таможенного союза ;
- выявить особенности расчета налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Российской Федерации;
- выделить современные проблемы налогообложения налогом на добавленную стоимость в странах Таможенного союза;
- исследовать проблемы гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза и предложить пути их решения;
- рассмотреть перспективы развития порядка исчисления налога на добавленную стоимость.
Объектом исследования выступает налог на добавленную стоимость как таможенный платеж в условиях внешнеторговой деятельности между участниками Таможенного союза.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе реформирования и гармонизации налогообложения налогом на добавленную стоимость стран Таможенного союза.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области макроэкономического регулирования, общественных финансов и налогообложения, глобализации финансовых рынков, а также законодательные и нормативные материалы Министерств финансов и налоговых служб стран ЕАЭС.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы.
Информационной базой исследования послужили официальные данные федеральных и региональных органов налоговых служб, государственной статистики, а также ресурсы системы Internet.
Научная новизна результатов исследования определяется тем, что работа представляет собой всестороннее системное исследование регулирования взимания налога на добавленную стоимость в экспортно-импортных операциях в Российской Федерации с учетом развития налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, таможенных норм интеграционного права таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
- обобщены и выделены ключевые этапы формирования Таможенного союза и ЕАЭС для исследования особенностей исчисления налога на добавленную стоимость.
- обоснована необходимость гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза.
- рекомендовано расширить полномочия налоговых органов по проведению выездных проверок для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость из красной группы налогового риска.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная совокупность теоретических положений и рекомендаций может быть использована органами власти при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития стран ЕАЭС, совершенствовании бюджетно-налоговой системы и политики. Предложенные по результатам исследования выводы и рекомендации могут быть использованы контролирующими органами в сфере налогообложения при разработке направлений совершенствования порядка учета налога на добавленную стоимость в странах ЕАЭС.
Основные результаты исследования были изложены и обсуждены:
Структура исследования представлена введением, основной частью из трех глав, заключением и списком использованной литературы.
Основной целью создания ЕАЭС является его становление и развитие в качестве достойного участника процессов мировой конкуренции государств. Реализация этой цели возможно при условии достижения данной интеграционной группировкой высокого уровня социально-экономического развития и снижения зависимости от внешнего влияния. Экономической независимости государств и их союзов, способствует множество факторов и, в частности, оптимизация налоговых систем и налоговой политики и нормализация налогового климата как внутри страны, так и в рамках интеграционного пространства.
Проблемы формирования современных налоговых систем и оптимизации налоговой политики стран-членов ЕАЭС актуальны и интересны как для исследователей, так и для специалистов-практиков.
Степень разработанности научной проблемы.Вопросы организации налогообложения и совершенствования налоговых систем всегда являлись предметом исследования ведущих экономистов и практиков. В многочисленных работах представлены разные теоретические и практические подходы к налогообложению и управлению налоговыми отношениями. Настоящее исследование основано на общих теориях налогов, разработанных выдающимися учеными зарубежной экономической школы: У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. Кейнсом, А. Маршаллом, Дж. Миллем, Ш. Монтескье, Ж. Сисмонди, а также российской школы: С.Ю. Витте, Н.И. Тургеневым, И.И. Янжулом и др.
Вопросы гармонизации ставок налога на добавленную стоимость в условиях Таможенного союза рассматривались в трудах А.М. Азбукиной, О.Ю. Бакаевой, Р.Р. Кенчинбаевой, Н.И. Промского, А.В. Хапугина, И.Э. Дзанаевой, О.Т. Цуциевой, М.В. Казаковой, Н.Т. Мамбеталиева и др. современных ученых и практиков.
Вместе с тем в условиях глобализации экономических процессов, усиления интеграции и взаимосвязи всех хозяйственных секторов ощущается потребность в научной разработке концепции гармонизации налогообложения налогом на добавленную стоимость стран в рамках Таможенного союза. Недостаточная проработанность этих проблем предопределила выбор темы исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость участниками внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
- выделить этапы формирования и структура Таможенного союза ;
- рассмотреть налог на добавленную стоимость как таможенный платеж;
- определить правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза;
- изучить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспортных операциях в странах Таможенного союза ;
- выявить особенности расчета налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Российской Федерации;
- выделить современные проблемы налогообложения налогом на добавленную стоимость в странах Таможенного союза;
- исследовать проблемы гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза и предложить пути их решения;
- рассмотреть перспективы развития порядка исчисления налога на добавленную стоимость.
Объектом исследования выступает налог на добавленную стоимость как таможенный платеж в условиях внешнеторговой деятельности между участниками Таможенного союза.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе реформирования и гармонизации налогообложения налогом на добавленную стоимость стран Таможенного союза.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области макроэкономического регулирования, общественных финансов и налогообложения, глобализации финансовых рынков, а также законодательные и нормативные материалы Министерств финансов и налоговых служб стран ЕАЭС.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы.
Информационной базой исследования послужили официальные данные федеральных и региональных органов налоговых служб, государственной статистики, а также ресурсы системы Internet.
Научная новизна результатов исследования определяется тем, что работа представляет собой всестороннее системное исследование регулирования взимания налога на добавленную стоимость в экспортно-импортных операциях в Российской Федерации с учетом развития налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, таможенных норм интеграционного права таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
- обобщены и выделены ключевые этапы формирования Таможенного союза и ЕАЭС для исследования особенностей исчисления налога на добавленную стоимость.
- обоснована необходимость гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза.
- рекомендовано расширить полномочия налоговых органов по проведению выездных проверок для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость из красной группы налогового риска.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная совокупность теоретических положений и рекомендаций может быть использована органами власти при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития стран ЕАЭС, совершенствовании бюджетно-налоговой системы и политики. Предложенные по результатам исследования выводы и рекомендации могут быть использованы контролирующими органами в сфере налогообложения при разработке направлений совершенствования порядка учета налога на добавленную стоимость в странах ЕАЭС.
Основные результаты исследования были изложены и обсуждены:
Структура исследования представлена введением, основной частью из трех глав, заключением и списком использованной литературы.
Цель исследования состояла в разработке рекомендаций по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость участниками внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, определяющие элементы научной новизны исследования:
1. Нами обобщены и выделены ключевые этапы формирования Таможенного союза и ЕАЭС, выявлены основные особенности исчисления налога на добавленную стоимость на каждом из этих этапов.
Таможенный союз - это тип международной интеграции, который предполагает соглашение странами-участницами союза об отмене национальных таможенных тарифов, образование единой таможенной территории и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
Первый этап (1995-1997 гг) формирования Таможенного союза связан с созданием Таможенного союза между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Данный этап предполагает создание единой таможенной территории государств-участниц, а также наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве, отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений между странами-участницами. На первом этапе при создании Таможенного союза между Россией и Белоруссией, льготных ставок и упрощенного порядка налогообложения по налогу на добавленную стоимость не предполагалось.
Второй этап (1997-1999 гг.) - создание зоны свободной торговли и единой таможенной территории между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизией и Таджикистаном.
На этом этапе полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран, а также осуществлено объединение таможенных территорий стран-основателей в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля на внешние границы союза.
Третий этап (2000- 2007 гг.) - принятие Таможенного кодекса и Единого таможенного тарифа и введение единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
К таможенно-тарифной сфере относятся:
а) применение единых таможенных пошлин на импортируемые из третьих стран товары - формирование Общего таможенного тарифа (ОТТ);
б) применение унифицированных торговых режимов в торговле с третьими странами и применение единой системы преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами.
К сфере нетарифного регулирования относятся:
а) лицензирование импорта и экспорта товаров;
б) техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
в) введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
г) экспортный контроль.
На втором и третьем этапах порядок взимания косвенных налогов в экспортно-импортных отношениях между тремя странами регулировался двусторонними международными договорами. Действующий в настоящее время порядок исчисления налога на добавленную стоимость и нулевая ставка налога при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза появилась в 2008 году, или на 4 этапе формирования и развития Таможенного союза.
Четвертый этап (2008-2012) - введение в действие Таможенного кодекса таможенного союза, тестирование механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин и акцизов, а также перенос контроля на внешнюю границу Республики Беларусь и Российской Федерации. На данном этапе стали заключаться трехсторонние международные договора, действующие для трех стран-участниц Таможенного союза. С этого этапа действие трехстороннего Соглашения распространяется на все товары, происходящие с территорий как России, Белоруссии, Казахстана, так и других стран, в то время как Соглашение России и Белоруссии относилось лишь к перемещению товаров, которые были произведены в России или Белоруссии. При импорте товаров налоги будут взиматься налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. При экспорте/импорте товаров в/из Казахстана теперь будет требоваться пакет документов, аналогичный тому, что предоставляется при экспорте/импорте в/из Белоруссии. При этом список документов, требуемых по сделкам экспорта/импорта в/из Казахстана, дополнен заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (вместо таможенной декларации). Определен единый для экспорта в Белоруссию и для экспорта в Казахстан срок предоставления в налоговые органы документов, обосновывающих применение ставки 0% теперь он составляет 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (ранее в отношении экспорта в Белоруссию был предусмотрен срок 90 дней).
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при импорте товаров определяется на основании стоимости приобретенных товаров и акцизов по подакцизным товарам (исключено положение о включении в цену приобретения товаров расходов по доставке, страховой суммы и пр.). Предусмотрены особенности по применению нулевой ставки при экспорте и уплате налога при импорте по договорам лизинга, бартерным договорам, договорам товарного кредита.
Пятый и шестой этапы характеризуются развитием отношений между странами в части порядка взимания налога на добавленную стоимость.
На пятом этапе (2012-2015 гг.) введен механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, отменено таможенное оформления товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенной территории данных государств.
Шестой этап (с 2015 по настоящее время) - окончательное перемещение таможенного контроля к внешним границам Таможенного союза, формирование общей таможенной территории стран-участников таможенного союза, образование единого экономического пространства и создание Евразийского Экономического Союза.
2. Нами обоснована необходимость гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза.
Анализ действующих ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза показал, что в каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь и Республики Армении самый высокий налог на добавленную стоимость - 20%, Российская Федерация имеет средние показатели по уровню уплачиваемых сумм - 18%, в Республике Казахстан наименьшая ставка - 12%. Различные ставки налога на добавленную стоимость в странах- членах ТС объясняются прежде всего различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей), а также хода экономических реформ. Особенностью является наличие пониженной ставки налога на добавленную стоимость 10% в Российской Федерации и Республике Беларусь на группы социально значимых товаров.
Важным направлением гармонизации отношений по налогу на добавленную стоимость в условиях ЕАЭС является равномерное распределение налогового бремени на налогоплательщиков пространства: поэтапное приведение ставок по данному виду налога к усредненным значениям - в странах, где ставки завышены, начать их планомерное снижение (Россия, Белоруссия), а в государствах, где ставки по отдельным видам налогов низкие (остальные страны ЕАЭС) - плановое увеличение налогового бремени, учитывая интересы налогоплательщиков, дабы это не стало шоковой терапией.
3. Нами рекомендовано добавить в налоговое законодательство полномочия налоговых органов по проведению выездных проверок для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость из красной группы налогового риска.
Одной из основных проблем возмещения налога на добавленную стоимость является его незаконное возмещение при импорте товаров, которое заключается в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченному при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, при одновременном занижении налоговой базы в результате занижения выручки от реализации через заключение договоров комиссии.
В целях повышения эффективности взимания налога на добавленную стоимость и ухода от мошеннических схем рекомендуется расширить полномочия налоговых инспекторов в части получения дополнительной информации при выездной проверке в случае занижения суммы налога на добавленную стоимость к уплате или завышения к возмещению. В настоящее время контроль проводится только в формате камеральных проверок.
Необходимо предусмотреть осуществление налоговым органом выездных проверок соответствия сведений, наличия и номенклатуры товара, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной одним налогоплательщиком, сведениям об этих операциях, содержащихся в декларации, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета, представленном посредником, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость. Предполагается, что Развитие Таможенного союза на постсоветском пространстве является значительным геополитическим достижением, которое обеспечивает экономики интегрируемых государств определенными выгодами. Воссоздание сотрудничества в производственной сфере путем отказа от таможенных пошлин активизирует и поднимет на принципиально новую ступень ранее сложившиеся экономические связи. Появление Таможенного союза предполагает значительное снижение затрат, увеличение масштабов производства и усиление конкурентоспособности национальных экономик, которые объединяются в единую таможенную территорию.
1. Нами обобщены и выделены ключевые этапы формирования Таможенного союза и ЕАЭС, выявлены основные особенности исчисления налога на добавленную стоимость на каждом из этих этапов.
Таможенный союз - это тип международной интеграции, который предполагает соглашение странами-участницами союза об отмене национальных таможенных тарифов, образование единой таможенной территории и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
Первый этап (1995-1997 гг) формирования Таможенного союза связан с созданием Таможенного союза между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Данный этап предполагает создание единой таможенной территории государств-участниц, а также наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве, отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений между странами-участницами. На первом этапе при создании Таможенного союза между Россией и Белоруссией, льготных ставок и упрощенного порядка налогообложения по налогу на добавленную стоимость не предполагалось.
Второй этап (1997-1999 гг.) - создание зоны свободной торговли и единой таможенной территории между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизией и Таджикистаном.
На этом этапе полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран, а также осуществлено объединение таможенных территорий стран-основателей в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля на внешние границы союза.
Третий этап (2000- 2007 гг.) - принятие Таможенного кодекса и Единого таможенного тарифа и введение единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
К таможенно-тарифной сфере относятся:
а) применение единых таможенных пошлин на импортируемые из третьих стран товары - формирование Общего таможенного тарифа (ОТТ);
б) применение унифицированных торговых режимов в торговле с третьими странами и применение единой системы преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами.
К сфере нетарифного регулирования относятся:
а) лицензирование импорта и экспорта товаров;
б) техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
в) введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
г) экспортный контроль.
На втором и третьем этапах порядок взимания косвенных налогов в экспортно-импортных отношениях между тремя странами регулировался двусторонними международными договорами. Действующий в настоящее время порядок исчисления налога на добавленную стоимость и нулевая ставка налога при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза появилась в 2008 году, или на 4 этапе формирования и развития Таможенного союза.
Четвертый этап (2008-2012) - введение в действие Таможенного кодекса таможенного союза, тестирование механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин и акцизов, а также перенос контроля на внешнюю границу Республики Беларусь и Российской Федерации. На данном этапе стали заключаться трехсторонние международные договора, действующие для трех стран-участниц Таможенного союза. С этого этапа действие трехстороннего Соглашения распространяется на все товары, происходящие с территорий как России, Белоруссии, Казахстана, так и других стран, в то время как Соглашение России и Белоруссии относилось лишь к перемещению товаров, которые были произведены в России или Белоруссии. При импорте товаров налоги будут взиматься налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. При экспорте/импорте товаров в/из Казахстана теперь будет требоваться пакет документов, аналогичный тому, что предоставляется при экспорте/импорте в/из Белоруссии. При этом список документов, требуемых по сделкам экспорта/импорта в/из Казахстана, дополнен заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (вместо таможенной декларации). Определен единый для экспорта в Белоруссию и для экспорта в Казахстан срок предоставления в налоговые органы документов, обосновывающих применение ставки 0% теперь он составляет 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (ранее в отношении экспорта в Белоруссию был предусмотрен срок 90 дней).
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при импорте товаров определяется на основании стоимости приобретенных товаров и акцизов по подакцизным товарам (исключено положение о включении в цену приобретения товаров расходов по доставке, страховой суммы и пр.). Предусмотрены особенности по применению нулевой ставки при экспорте и уплате налога при импорте по договорам лизинга, бартерным договорам, договорам товарного кредита.
Пятый и шестой этапы характеризуются развитием отношений между странами в части порядка взимания налога на добавленную стоимость.
На пятом этапе (2012-2015 гг.) введен механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, отменено таможенное оформления товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенной территории данных государств.
Шестой этап (с 2015 по настоящее время) - окончательное перемещение таможенного контроля к внешним границам Таможенного союза, формирование общей таможенной территории стран-участников таможенного союза, образование единого экономического пространства и создание Евразийского Экономического Союза.
2. Нами обоснована необходимость гармонизации налоговых ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза.
Анализ действующих ставок налога на добавленную стоимость в странах Таможенного союза показал, что в каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь и Республики Армении самый высокий налог на добавленную стоимость - 20%, Российская Федерация имеет средние показатели по уровню уплачиваемых сумм - 18%, в Республике Казахстан наименьшая ставка - 12%. Различные ставки налога на добавленную стоимость в странах- членах ТС объясняются прежде всего различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей), а также хода экономических реформ. Особенностью является наличие пониженной ставки налога на добавленную стоимость 10% в Российской Федерации и Республике Беларусь на группы социально значимых товаров.
Важным направлением гармонизации отношений по налогу на добавленную стоимость в условиях ЕАЭС является равномерное распределение налогового бремени на налогоплательщиков пространства: поэтапное приведение ставок по данному виду налога к усредненным значениям - в странах, где ставки завышены, начать их планомерное снижение (Россия, Белоруссия), а в государствах, где ставки по отдельным видам налогов низкие (остальные страны ЕАЭС) - плановое увеличение налогового бремени, учитывая интересы налогоплательщиков, дабы это не стало шоковой терапией.
3. Нами рекомендовано добавить в налоговое законодательство полномочия налоговых органов по проведению выездных проверок для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость из красной группы налогового риска.
Одной из основных проблем возмещения налога на добавленную стоимость является его незаконное возмещение при импорте товаров, которое заключается в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченному при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, при одновременном занижении налоговой базы в результате занижения выручки от реализации через заключение договоров комиссии.
В целях повышения эффективности взимания налога на добавленную стоимость и ухода от мошеннических схем рекомендуется расширить полномочия налоговых инспекторов в части получения дополнительной информации при выездной проверке в случае занижения суммы налога на добавленную стоимость к уплате или завышения к возмещению. В настоящее время контроль проводится только в формате камеральных проверок.
Необходимо предусмотреть осуществление налоговым органом выездных проверок соответствия сведений, наличия и номенклатуры товара, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной одним налогоплательщиком, сведениям об этих операциях, содержащихся в декларации, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета, представленном посредником, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость. Предполагается, что Развитие Таможенного союза на постсоветском пространстве является значительным геополитическим достижением, которое обеспечивает экономики интегрируемых государств определенными выгодами. Воссоздание сотрудничества в производственной сфере путем отказа от таможенных пошлин активизирует и поднимет на принципиально новую ступень ранее сложившиеся экономические связи. Появление Таможенного союза предполагает значительное снижение затрат, увеличение масштабов производства и усиление конкурентоспособности национальных экономик, которые объединяются в единую таможенную территорию.
Подобные работы
- Налог на добавленную стоимость в Таможенном союзе
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКтИВЫ РАЗВИТИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности и пути совершенствования взимания налога на добавленную стоимость
при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



