Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 9
1.1. Общая характеристика понятия «профессионально-педагогическая
квалификация педагогов дошкольном образовательном учреждении» 9
1.2. Сущность управления повышением квалификации педагогов 20
1.3. Деятельность руководителя по организации повышения квалификации
педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения 33
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. 50
2.1. Изучение профессионального мастерства педагогов в базовом
дошкольном образовательном учреждении 50
2.2. Целенаправленная методическая работа в ДОУ по повышению
квалификации педагогических работников 65
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Происходящие социально-экономические преобразования, модернизация образования, усиление его гуманизации, переосмысление целей, задач и содержания образования, изменение отношений педагогов к педагогическому процессу. Все эти важные и необратимые процессы обуславливают необходимость коренного обновления системы российского образования, усиливают инновационные поиски форм, методов и технологий повышения качества образования, что, в свою очередь, характеризуется проявлением особого внимания к системе повышения квалификации работников образовательных учреждений. Образовательные реформы требуют, прежде всего, нового качества педагогической деятельности, а, следовательно, изменения сознания тех, на кого возлагаются основные надежды авторами реформ и органами государственной власти и управления, ответственными за их успешное воплощение в жизнь.
Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретают ныне особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное образование предъявляет всё более жёсткие требования к профессиональным качествам педагогов. Во-вторых, обостряется конкуренция на рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс отторжения сотрудников с низкими профессиональными качествами. А так же профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного педагога, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.
Реформирование системы образования, являясь одним из приоритетных направлений государственной политики, ставит новые задачи по обеспечению его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.
Модернизация средств образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, является основой экономического роста, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Сегодня перестраивается структура образования, ориентируясь на результат: социальная и профессиональная успешность личности. Социально-экономические преобразования происходят и в дошкольном образовании, что выражается разнообразием образовательных услуг, их вариативными формами, личностноориентированным стилем общения с детьми. В системе дошкольного образования отмечаются тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания, ориентированности на реализацию принципов гуманистической педагогики. Педагог дошкольного образования, являясь ключевой фигурой в жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений, должен быть готов к осознанному выбору и реализации образовательной программы с учетом возможностей и потребностей детей. Однако отмечается неоправданное увлечение предметным обучением, что ведет к перегрузке детей, формированию узкопредметных знаний и умений и игнорированию закономерностей психического развития ребенка, к недооценке значения игровой деятельности, излишнему увлечению
"школьными" технологиями. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагогов дошкольного образования являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенности. Спектр проблем, стоящих перед современными педагогами, настолько широк, что от них требуются умения эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать свои личностные ресурсы, готовность проектировать собственную образовательную траекторию.
Отбор и структурирование нового содержания дошкольного образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий, что в свою очередь ставит перед дошкольным образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения профессионального уровня педагогов.
Процесс модернизации российского образования ориентирует педагогических работников дошкольного образовательного учреждения на реализацию творческого подхода к образованию подрастающего поколения В соответствии с действующим законодательством педагогическим работникам сегодня предоставлено право на выбор образовательной программы из нескольких альтернативных вариантов, оценку ее с позиции теории и методики воспитания и обучения детей и даже на составление своей собственной программы и учебных материалов к ней. При этом усложняются социально-профессиональные функции педагога, остро встает вопрос о его профессиональной квалификации, предъявляются новые требования к его профессиональным, личностным и творческим способностям.
Однако исследования показали, что в педагогической практике превалирует приоритет коллективного над индивидуальным, отказ от идей профессиональной конкуренции, авторитаризм в мышлении, что препятствует развитию системы дошкольного образования и модернизации образовании.
Таким образом, анализируя состояние образования на сегодняшний день, констатируем противоречивую ситуацию в системе дошкольного образования, находящую своё отражение в следующих положениях:
- уровень профессионально-педагогической квалификации педагогов в действительности не соответствует требованиям, предъявляемым к ней.
- потребность педагогических коллективов ДОУ и неготовность управленческих учебных и методических учреждений обеспечить переподготовку и повышение квалификации педагогов разных категорий;
- недостаточная информированность руководителей по вопросам управления повышением квалификации педагогов в ДОУ.
Поиск разрешения этой ситуации, как в теоретическом, так и в практическом аспекте ведет к необходимости выявления организационно-управленческих условий, реализация которых будет способствовать повышению квалификации педагогов в ДОУ.
Цель исследования: определить эффективные организационно - управленческие условия повышения профессиональной квалификации педагогических работников ДОУ.
Объект исследования: процесс управления повышением квалификации педагогических работников в ДОУ.
Предмет исследования: организационно-управленческие условия повышения квалификации педагогов в ДОУ.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации педагогических работников ДОУ будет осуществляться наиболее эффективно при обязательной реализации следующих организационно-управленческих условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ в целях ее дальнейшего совершенствования.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить состояние проблемы повышения квалификации педагогических работников в педагогических, психологических исследованиях, нормативных документах.
2. Обосновать организационно-управленческие условия, эффективно влияющие на повышение квалификации педагогических работников.
3. Апробировать организационно- управленческие условия повышения квалификации педагогических работников в ДОУ.
Методологической основой исследования явились: философские и педагогические концепции, раскрывающие управленческие отношения и способы управленческой деятельности, системный подход к управлению, теория повышения квалификации педагогических кадров, идея непрерывного профессионального образования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, изучение и обобщение управленческого опыта, беседы, наблюдение, анкетирование педагогических работников, эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования.
Организация и этапы исследования: опытно-экспериментальная работа по выбранной теме проводилась с января по март 2017-2018 гг. Общий замысел и логика исследования определили следующие этапы и последовательность работы.
На первом этапе (январь-март 2017 г.) была определена область исследования:
- изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, методическая литература, нормативные документы и передовой опыт;
- формировалась рабочая гипотеза, методы и задачи изыскания;
- определялись и уточнялись показатели оценивания уровня
профессиональной квалификации педагогов. Проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня профессиональной квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения.
На втором этапе (апрель - июнь 2017 г.) разрабатывались направления методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ. Систематизировался теоретический материал.
На третьем этапе (август - февраль 2017-2018 г) проводилась работа по повышению профессионального уровня компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
На четвертом этапе (март 2018 г.) были осуществлены анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, обработка и систематизация результатов исследования, психолого-педагогический анализ, оформление результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур № 332 г. Челябинска.
Достоверность результатов исследования обусловлена теоретической обоснованностью исходных методологических положений; адекватностью избранных методов задачам исследования; непротиворечивость полученных выводов фундаментальным положениям психолого-педагогической науки, апробацией основных положений в практической деятельности ДОУ.
На защиту выносится следующее положение: процесс повышения квалификации педагогов в ДОУ будет осуществляться наиболее эффективно при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ в целях ее дальнейшего совершенствования.
Выделение проблемы управления повышением квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении обусловлено ее актуальностью в современном состоянии дошкольного образования.
Процесс обновления содержания образования требует соответствующего уровня профессионально-педагогической квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Исследования по проблеме управления повышением квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении обусловлены необходимостью разрешения существующего противоречия между необходимостью развития системы образования в дошкольном образовательном учреждении и недостаточным уровнем квалификации педагогов.
В проведанном нами исследовании были получены следующие результаты:
1. Анализ исследований, теоретических положений и методических рекомендаций ряда ученых (Ю. К. Бабанский, С. Г. Молчанов, Л. В. Поздняк, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков, Т. И. Шамова, и др.) выявил многоаспектность подходов к повышению квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении в рамках методической работы; подтвердил актуальность исследуемой проблемы.
2. Теоретически обоснованы организационно-управленческие условия, эффективно влияющие на повышение квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
3. Анализ теоретических и диссертационных работ, связанных с оцениванием уровня квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении, позволил уточнить критерии оценивания квалификации педагогов.
4. Разработана система методической работы по повышению квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема исследования заключалась в обосновании и экспериментальной проверке организационно-управленческих условий, эффективно влияющих на повышение квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Мы считаем, что поставленная цель в целом достигнута. При этом в ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Изучено состояние проблемы повышения квалификации в психолого- педагогической и методической литературе.
1. Уточнено содержание понятия «управление повышением квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении».
2. Теоретически обоснованы организационно-управленческие условия, эффективно влияющие на повышение квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
3. Апробированы организационно-управленческие условия повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении.
Эффективность повышения квалификации возрастает при реализации следующих организационно-управленческих условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОУ;
- анализ эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в МБДОУ с целью ее дальнейшего совершенствования.
Таким образом, результаты, полученные нами в ходе исследования, подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической, управленческой и философской литературе свидетельствует об актуальности проблемы повышения квалификации в современных условиях развития системы образования.
2. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме критериев оценки педагогического мастерства позволил выделить следующие критерии для нашего исследования:
-изучение сформированности коммуникативных умений у педагогов ДОУ;
-изучение сформированности аналитических умений у педагогов ДОУ; -изучение сформированности проектировочных умений у педагогов ДОУ;
-изучение сформированности организаторских умений у педагогов ДОУ;
-изучение сформированности конструктивных умений у педагогов ДОУ.
2. Обоснованы и апробированы организационно - управленческие условия повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении.
Однако следует отметить, что выполненная работа не исчерпывает всех проблем повышения квалификации в дошкольном образовательном учреждении. Дальнейшие исследования по проблеме могут быть связаны с изучением повышения квалификации педагогов в инновационном дошкольном образовательном учреждении.
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства [Текст] / И. П. Андриади . - М.: Академия, 1999. - 160 с.
2. Архангельский, С.И. Обученность - главная переменная шкала оценивания учителя [Текст] / С. И. Архангельский. - М.: Педагогика, 1985. - 180 с.
3. Бабанский, Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1986. - 626 с.
4. Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Педагогика, 1989. - 140 с.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации [Текст] // Сб. науч. трудов. - Санкт-Петербург, 1992.- 90 с.
7. Девятова, Л. А. Интеграция методической работы с повышением квалификации кадров в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: [О деятельности Ин-та повышения квалификации педагогов г. Южноуральска Челяб. обл.] /Л.А. Девятова // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. - Челябинск, 1998. - Вып. 4 (8). - С.45-52
8. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст] / Сост. Виноградова Н. А. и др. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
9. Дружинина, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинина. - М.: ,1995. - 149 с.
10. Зеер, З.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пос. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / З. Ф. Зеер. - М.: 2005. - 160 с.
11. Зязюн, И.А., Кривонос, И.Ф., Тарасевич, Н.Н. Основы педагогического мастерства [Текст] / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич. - М: Педагогика, 1989. - 302с.
12. Ильенко, Л. П. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях [Текст] / Л. П. Ильенко. - М. : Аркти, 1999. - 144 с.
13. Ильясов, Д. Ф. ного подхода при проектировании программы развития дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Д.Ф. Ильясов, Гердт Н.И. // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. - Челябинск, 1997. - Вып.2. - С. 96-101
14. Ильясов, Д. Ф. Программно-целевой принцип в практике управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] : [Программа развития образования: Опыт дошкол. учреждения N 473 г. Челябинска] / Д.Ф. Ильясов // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: ориентиры управления образованием. - Челябинск,
2000. - Вып.1(13). - С. 117-126
15. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
16. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. В 2 частях [Текст] /
Т. П. Колодяжная. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 280 с.
17. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учебное пособие [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1988.- 180 с.
18. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебновоспитательного процесса управления школой [Текст] / Ю А. Конаржевский. - М.: Педагогика, 1986. - 180 с.
19. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
20. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации [Текст] / И. О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
- 320 с.
21. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. - 1984. - 1. - с.
22. Лазарев, В. С., Поташник, М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст] / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. - М.: Педагогика, 1993.
- 150 с.
23. Клюева, Н.В. Педагогическая психология [Текст] / Н.В. Клюева, С.Н. Батракова, Ю.А. Варенова, Т.Б. Кабанова. - М.: Владос, 2000. - 320 с
24. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] //Советская педагогика. 1990. № 8. - С.16-21
25. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Новая школа, 1996. - 308 с.
26. Молчанов, С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений [Текст] / Челябинск: Челябинский государственный университет, 1998. - 255 с.
27. Молчанов, С. Г. Подготовка преподавателя в рамках методической работы [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Юж-урал. кн. изд-во, 1984 с. - 145 с.
28. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе
повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч.1 -
Челябинск, 2003. - 115 с.
29. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш.
30. Педагогическая психология [Текст] / под ред. Н. В. Клюевой. - М.: Владос, 2003. - 143 с.
31. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
32. Поташник, М. М. Профессиональное объединение педагогов: методические рекомендации [Текст] / М. М. Поташник. - М.: Высш. шк., 1997. - 118 с.
33. Поташник, М.М., Моисеев, А.М. Управление современной школой (в вопросах и от ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
34. Реализация непрерывности педагогического образования [Текст] : науч.-метод. пособие / Репин С.А., Котлярова И.О., Циринг Р.А. ; Гл. упр. образования администрации Челяб. обл., Гос. учреждение, Информ.-изд. учеб.-метод центр "Образование". - Челябинск: Образование, 1999. - 204 с
35. Рогов, Е. И. Личность учителя: Теория и практика: учеб. пособие [Текст] / Е. И. Рогов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 312 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. [Текст] / Главный ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
37. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследования [Текст] / Г. Н. Сериков. - Москва: Владос, 2005. - 320 с.
38. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 2.: Методология исследований. [Текст] / Г. Н. Сериков. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 340 с.
39. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Часть 1: Явление и понятия: Учебник для студентов педагогических специальностей. [Текст] / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия», 2008. - 280 с.
40. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Часть 2: Элементы теории: Учебник для студентов педагогических специальностей.
[Текст] / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия» 2008. - 280 с.
41. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. - М., 1999. - 272 с.
42. Становление профессионально-педагогической квалификации [Текст] / И.О. Котлярова // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Ориентиры взаимодействия в предстоящем году. - Челябинск, 1998. - Вып.3 (7). - С. 24-30
43. Тавберидзе, В. А., Калугина, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой [Текст] / В. А. Тавберидзе, В. А. Калугина. - М.: Школьная Пресса, 2008.- 160 с.
44. Третьяков, П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: «Новая школа», 2003. - 150 с.
45. Третьяков, П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / М.: Новая школа, 2001. - 150 с.
46. Управление качеством образования [Текст] / под ред. Поташника М. М. - М.: Новая школа, 2000. - 170 с.
47. Управление современной школой: Пособие для директора школы [Текст] / Под ред. М.М.Поташника.- М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
48. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник
[Текст] / Сост. С. Д. Сажина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
49. Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М., Рогачёва, Н. А. Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Н. А. Рогачёва. - Архангельск, 1995. - 230 с.