Введение
Глава I. Богословское обоснование проблемы в исследовании
взаимоотношения христианства и военной
службы 6
§ 1.1 История взаимоотношений христианства и военной службы в эпоху раннего христианства 6
§ 1.2 История взаимоотношений христианства и военной службы в эпоху средневековья 14
Глава II. Исторические аспекты в исследовании взаимоотношений
христианства с русской армией 21
§ 2.1 История взаимоотношений христианства с русской армией 21
§ 2.2 История русского военного духовенства 25
Глава III. Современное положение религии в армии России 31 § 3.1 Проблемы на пути возрождения института военного духовенства в
современной России 36
§ 3.2 Отношение христианских конфессий к военной службе 41
§ 3.3 Духовное воспитание, как неотъемлемая часть боевой подготовки военнослужащих Вооруженных Сил России 45
Заключение 50
Список литературы 53
Процесс возрождения армии в России проходил в переломное время для страны. Какая будет армия, какой внутренний стержень будет основой духовного воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации, что позволит сплотить военнослужащих, укрепить их моральный и духовный дух, заполнить, образовавшийся вакуум в духовной жизни?
Многие сегодня обращают свои взоры к религии - сложному и древнему духовно - идеологическому институту общества. На сегодняшний день эта тема является весьма актуальной в сфере государственно - конфессиональных отношений. Но, к сожалению, она совсем выпала из сферы интересов публицистов, законодателей и ученых.
Влияние религии на военную структуру вполне закономерно. Она затрагивает главным образом сферу духовной деятельности воинского коллектива, в котором на этапе восстановления Вооруженных Сил России возникла крайняя нужда в обретении новых источников формирования у военнослужащих патриотических и духовно - нравственных побуждений военной службы.
И из этого следует, что в современных условиях вопрос взаимоотношений армии и религии, использования духовного ресурса религии в целях повышения морально - психологического настроя в воинской общине становится актуальным. Он нуждается в глубоком изучении, всестороннем понимании и экскурсе в исторический опыт взаимоотношений христианства и военной службы в целом, и в частности с Вооруженными Силами Российской Федерации.
По мнению некоторых исследователей, к сегодняшнему дню отношения между религиозными организациями и Вооруженными Силами России представляют собой уже достаточно развитую и продолжающую развиваться систему. Под ее влиянием оказываются многие аспекты военного ремесла, связанные с обеспечением безопасности государства. Практика, безусловно, показывает, что Русская Православная Церковь, как титульная и традиционная конфессия современной России, оказывает наиболее высокую активность влияния на духовную жизнь военнослужащих.
Законодательная база по взаимоотношению армии и других силовых структур с религиозными организациями несовершенна и противоречит современной практике. Например, в статье 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» говорится, что создание религиозных объединений в воинских частях запрещается. А так же предписывается, что участие военнослужащих в религиозных церемониях исключительно только как в качестве частных лиц. В статье так же указано, что государство не несет ответственности за удовлетворение религиозных нужд военнослужащих, что религиозные постройки и помещения в воинских частях могут возводиться только за счет личных средств военнослужащих. Однако все это противоречит практике современного мира. Помимо этого, положение противоречит как Конституции Российской Федерации, так и российскому и международному законодательству.
Актуальность темы курсовой работы исходит, с одной стороны, из возможности и разумного использования духовного потенциала религии в интересах задач, возлагаемых на армию и флот. С другой - из необходимости материализации прав военных на свободу совести и вероисповедания в пределах, предусмотренных законом.
В данной сфере проводилось достаточное количество исследований. Среди них мы можем выделить работы таких ученных как В.С. Никольский, К.В. Драгунов, И.И. Белоусов, А.В. Пчелинцев, А.Д. Пантелеев и др.
Целью исследования выступает изучение влияния христианства на Вооружённые Силы России.
Отсюда мы можем выделить ряд задач:
1) Рассмотреть богословское обоснование и историю взаимоотношений христианства и военной службы в эпоху раннего христианства и в эпоху средневековья;
2) Рассмотреть историю взаимоотношений христианства с русской армией;
3) Раскрыть современное положение религии в российской армии, проследить ход возрождения военного духовенства, указать проблемные места.
Объектом исследования является система социально - религиозных отношений в России. Предметом исследования выступает взаимодействие христианства и вооружённых сил России.
В заключении работы стоит отметить, что с абсолютной уверенностью по вопросу о службе ранних христиан, как о массовом явлении, утверждать мы не можем. Существует множество противоречий. С одной стороны, выступает христианский пацифизм, концепция отвергающая войну, как человекоубийство и насилие. С другой стороны, теория «справедливой войны», допускающая участие христиан в боевых действиях, если эти действия осуществляются по закону государственной власти и направлены на благородные цели. Третья сторона, так называемая теория «крестового похода», возлагающая на верующих обязанность принимать участие в «священных» войнах под знаменем духовных лидеров с целью осуществления божественных предначертаний.
Сложность в исследовании обусловлена в неоднозначности первоисточников о службе христиан. Например, Цельс говорит, что верующие в Христа отказывались от военной службы, а чуть позже Евсевий описывает легенду о спасении от гибели Молниеносного легиона благодаря воинов - христиан. Странность в непоследовательности во взглядах на службу Отцов Церкви. Так, например, Тертуллиан, к которому принадлежат первые работы относительно службы, не всегда последователен. В «Апологетике» он описывает христиан, как добропорядочных граждан, исполняющих на отлично все свои обязанности, в том числе и службу в армии. А в сочинении «Об идолопоклонниках» Тертуллиан заявляет обратное: «Убрав меч Петра, Бог тем самым разоружил каждого солдата. Нам не позволено носить солдатскую форму, которая символизирует греховный акт». Так же не однозначен и Киприан Карфагенский. Он против участия в кровопролитии христиан, с другой стороны он подтверждает, что защитой империи от неприятеля является армия, и, конечно же, необходима.
Однако, подведя итоги, в целом стоит указать, что доказательства Отцов Церкви в своих работах, указывают на тот факт, что к концу второго века было определенное количество воинов - христиан, конечно, не нужно преувеличивать их число, но сам факт существования - несомненен. Так же, мы видим, раннехристианские богословы спокойно относились к военной службе, не наблюдая в этом категорических проблем. До обращения в монтанизм такой же точки зрения придерживался и сам Тертуллиан.
В нынешней же обстановке Вооруженных Сил Российской Федерации происходят существенные изменения в сфере духовно - нравственного воспитания. Наглядным свидетельством того становится рост религиозности военнослужащих. С одной стороны, это является следствием влияния семейного воспитания военнослужащих срочной службы. С другой стороны, в офицерской общине отмечается поиск личностью некой духовности, желание получить устойчивую систему ценностей, обрести морально - психологическое и духовно - нравственное обоснование жизни и воинской службы.
Ни для кого не секрет, что несение военной службы - колоссальный стресс для молодых ребят, и здесь важна любая помощь, как от штатных психологов, офицеров, сослуживцев, родных. Священник так же способны выполнять эту функцию, восполнять телесную и духовную пустоту, но, к сожалению, их количество в частях ничтожно мало.
Очевидно, что приход в воинские коллективы священников не сможет в одночасье сделать духовную жизнь военнослужащих нравственно богатой и насыщенной, а также решить все проблемы с формированием высокой мотивации военной службы и укреплением воинской дисциплины.
Следует также понимать, что религия не является лекарством от множества проблем, существующих в современных Вооруженных Силах. Воспитательные возможности религии локализуются, в первую очередь, в сфере духовного просвещения и нравственности. Но игнорировать такой моральный потенциал в условиях идеологического вакуума просто не целесообразно.
С этим тяжело не согласится, для этого не нужны богословские беседы. Поэтому, русской армии только предстоит пройти по этому долгому пути, чтобы институт военного духовенства начал выполнять обязанности и поставленные перед ним задачи в полном объеме. И для этого не малу роль в формировании современного военного духовенства сыграла бы история. Необходимо помнить боевой путь становления, ее проблемы и ошибки, ее героев и преумножать традиции русской армии.
В целом, сама идея восстановления института военного духовенства одобрительная. А для устранения некоторых проблем, складывающихся на пути формирования, я считаю: необходимо выделять отдельной статьи в лимите бюджетных обязательств для расходов на работу с верующими военнослужащими; установить статус помощника по работе с верующими военнослужащими на законодательном уровне; обеспечит командирам частей, соединений повышение авторитета церкви; взаимодействие Вооруженных Сил с представителями всех конфессий; внести в распорядок дня время для проведений работ с верующими военнослужащими; решить проблемы духовной атрибутики, а так же с предоставлением автотранспорта. К тому же необходимо пополнять нормативную базу, обсуждать ее с религиозными организациями и общественными. А так же, на мой взгляд, нужно вводить в высших военно - командных институтах учебные предметы по религиоведению, для искоренения религиозного невежества.
Подводя итог раскрытой задачи, можно отметить важные аспекты, что христианская религия непрерывно взаимодействовала с армейскими устоями, и духовно питала и крепила военнослужащих. Влияет как на армейский быт, так и на исход сражения.
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В синодальном переводе.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Ст.59. П.3.
3. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N
1-ФЗ.
4. Федеральный закон от 27.05.1998. № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от
16.11.2017) «О статусе военнослужащих». Статья 8. Свобода совести и вероисповедания.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 №. 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О свободе
совести и о религиозных объединениях». Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.
Литература
6. Агафонов Н. Ратные подвиги православного духовенства. - М,: Благовест,
2013. - 240 с.
7. Белоусов И.И. Духовное воспитание защитников Отечества. Армия и общество. - М, 2008. - 74 с.
8. Бородин О. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики. Оп. в кн.: Византийские очерки. - М,: индрикт, 1996. - 104 с.
9. Барсов Т. Об управлении Русским военным духовенством. - Спб, 1879. - 45 с.
10. Василенко В. Офицеры в рясах. Духовенство в царской армии. - М,: Госвоениздат, 1930. - 471 с.
11. Гусева Н.Н. Круг чтения. Т.1. Составлено по книгам: барона Таубе «Христианство и международный мир» и Рунарта «Деяние первых мучеников»./ под редакцией Л.Н. Толстого. - М, 1904. - 852 с.
12. Драгунов К.В. Возможность службы ранних христиан в армии. - М, 2011.
- 102 с.
13. Карташев А. Отношение христиан первых трех веков (до Константина Великого) к военной службе. - Р, 1906. - 134 с.
14. Кардини Ф. История средневекового рыцарства. Часть 2. Христианство перед лицом войны. Издательство La Nuova Italia. 1982. Перевод В.П. Гайдука. - М,:Прогресс, 1987. - 247 с.
15. Кузищина В.И. История древнего Рима. - М, 1981. - 321 с.
16. Малков Ю.Г. Русь святая. Очерк истории православия в России. - М, 2002.
- 140 с.
17. Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством Военного ведомства России. - Спб, 1875. - 468 с.
18. Новиков В.С. Армия и Русская Православная Церковь. Военная мысль. - Ирк, 1992. - 210 с.
19. Пантелеев А.Д. Христиане и римская армия от Павла до Тертуллиана. Мнемон исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией профессора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. - Спб, 2004. - 362 с.
20. Пахомов П. Русская народная линия. Часть 3. Православие и война: так надо ли защищать свое отчество? - М, 2010. - 74 с.
21. Печень Н.А. Воспитание воинов. - М,: Проспект, 2009. - 298 с.
22. Пчелинцев А.В. Русская Православная Церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия. - М, 2011. - 75 с.
23. Режепо П. Статистика генералов. - Спб, 1903. - 180 с.
24. Капитан I ранга Рябцев А.Ю. Староверы на воинской службе. - М, 2009. - 126 с.
25. Стволыгин К.В. Отказ от военной службы, вследствие убеждений в Российской Империи. - М, 2013. - 104 с.
26. Сидоров А.И. Сибирская Благозвоница. Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых. Святитель Василий Великий. - М, 2011. - 94 с.
27. Смирнов А. История флотского духовенства. - Пг, 1914. - 430 с.
28. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. - М,: Паломникъ, 1999. - 204 с.
29. Тальберг Н.Д. История Церкви. Св.-Тихоновский богословский институт .2-е издание.- М, 2000. - 168 с.
30. Франко Кардини. История средневекового рыцарства. Часть 2. Христианство перед лицом войны. Издательство La Nuova Italia. 1982. Перевод В.П. Гайдука. Издательство - М,: Прогресс, 1987. - 216 с.
31. Цитович Г. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. - Пг, 1913. - 56 с.
32. Шавельский Г.И.,протопр. Воспоминания последнего протопресвитера армии и флота. Нью-Йорк, 1954. Т. 1-2./ - М,: Репринт, 1996. - 271 с.
33. Иванов С. Институт армейских священников в России пока далек от совершенства. Журнал «Религия и право». - М, № 21, 2016. - 32 с.
34. Мозговой С. А. К вопросу о введении института военного духовенства в Российской Армии. Военно-юридический журнал. - М, № 11, 2010. - 10 с.
35. Пчелинцев А.В. Из доклада председателя Славянского правового центра. Журнал «Религия и право» - М, №1, 2013. - 32 с.
36. «Свод военных постановлений 1869г.». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона./ под редакцией К.К.Арсеньева и Ф.Ф.Петрушевского Изд. 3-е. Кн. 1. - Спб, 1907. - 851 с.
Электронные ресурсы
37. Алямкин А.Е.Деятельность должностных лиц подразделения по
организации патриотического воспитания военнослужащих . IV Международная студенческая электронная научная
конференция«Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2012
года. - С, 2012. С.34.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rae.ru/ forum2012/290/2046
38. Ионов А. С. «Военное и морское духовенство». База знаний Ассоциации. Международная Военно-Историческая Ассоциация. - М, 2013. - 22 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imha.ru.
39. Лукичев Б. Военный священник должен уметь работать со всеми
военнослужащими. «Церковный вестник». - М, 2012. - 10 с.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-
vestnik.ru/news/boris lukichev voennyy 1805/
40. Сегеда А. Армия - судьба человека. Подвиг отца Трофима Куцинского.
«Православие ФМ» - М, 2016. - 28 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravoslavie.fm/sudba-cheloveka/svyashhennik-svyatogo-
georgiya-istoriya-otca-trofima-kucinskogo/
41. Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. - М, 1999. - 68 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com.
42. Азбука веры. Св. Иоанн Златоуст. «Творения».Т. 7 Ч. II. - 662 с.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann Zlatoust/
43. Газета «Фантанка.Ру». Полковые храмы гвардейских частей. -Спб, № 5,
2010. - 12 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://blog.fontanka.ru/posts/130059
44. Газета «Православное Закамье». Тест передвижного храма на базе «КАМАЗ» - Нб-Ч, 2013. - 8 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravchelny.ru/all news/patriarhia/?ID=7026
45. Журнал «Живой Журнал». Церковь и военная служба. - Спб, № 43, 2015.
- 28 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http s: //www.johanaj olly girl .livej ournal .com/1647500. html
46. Новостной портал RT. «Совет по реформированию вооружённых сил». -
М, 2014. - 13 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://russian.rt.com/article/53871
47. Официальный интернет - сайт Министерства Обороны РФ. «Особенности
функционирования института военных священнослужителей». - М, 2014. - 34с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ens.mil.ru/science/sociological center/army in numbers/
48. Патриаршее Подворье при штабе Воздушно-десантных войск, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках. Интервью с протоиреем М.Васильевым от 7.08.2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //vk.com/vdvhram (06.11.2017).