ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИКИ РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ STROMAE И CHILDISH GAMBINO)
|
Введение 3
Глава I. Концептуальные основы дискурсивных исследований 6
1.1 Дискурс, его виды и характеристики 6
1.2 Рэп как вид дискурса 12
Глава II. Специфика текстов франкоязычной рэп-культуры 16
2.1 Основная проблематика творчества Stromae и Childish
Gambino 16
2.2 Лексические особенности текстов Stromae и Childish
Gambino 31
2.3 Тропы и стилистические фигуры в текстах Stromae и Childish
Gambino 39
2.4 Грамматические особенности текстов Stromae и Childish
Gambino 53
Заключение 62
Библиография
Глава I. Концептуальные основы дискурсивных исследований 6
1.1 Дискурс, его виды и характеристики 6
1.2 Рэп как вид дискурса 12
Глава II. Специфика текстов франкоязычной рэп-культуры 16
2.1 Основная проблематика творчества Stromae и Childish
Gambino 16
2.2 Лексические особенности текстов Stromae и Childish
Gambino 31
2.3 Тропы и стилистические фигуры в текстах Stromae и Childish
Gambino 39
2.4 Грамматические особенности текстов Stromae и Childish
Gambino 53
Заключение 62
Библиография
Актуальность темы настоящего исследования заключается в необходимости изучения современного французского и английского языка, которая обусловлена непрерывным развитием языка, появлением в нем новой сленговой лексики, видоизменением грамматических конструкций. Изменения, происходящие в языке на сегодняшний день наиболее явны в этом культурном пласте, в молодежной среде, в частности в рэп-музыке.
Цель исследования - комплексный анализ лексических и грамматических особенностей текстов франко- и англоязычной рэп-культуры на материале творчества Поля Ван Авера (Stromae) и Дональда Маккинли Гловера (Childish Gambino)
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Определить проблематику творчества Stromae и Childish Gambino;
• Выделить основные тематические группы лексических единиц;
• Выявить стредства языковой выразительности в текстах авторов;
• Проанализировать особенности грамматического строя песен Stromae и Childish Gambino;
• Провести сравнительный анализ лирики авторов.
Предметом исследования данной работы выступает лексическая и лексико-грамматическая составляющая текстов песен Stromae и Childish Gambino.
Объектом исследования представленной работы являются специфика контекстуального выражения различных тематик во франко- и англоязычной рэп-культуре.
В ходе исследования нами были использованы следующие общенаучные методы: сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, а также описательный метод для более полного и логичного представления собранного материала.
Теоретическую базу исследования составляют труды Даниловой С.А. («Типология дискурса»), Колесникова А.А. («Лингвистические особенности языка представителей хип-хоп культуры»), Карасика В.И. («О типах дискурса»), Белоусовой А.Б. («Тенденция к экономии языковых средств во французском молодежном сленге»), Касавина И.Т. («Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук»), Кашкина В.Б. («Дискурс: Учебное пособие»), Гриценко Е. С. («Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации»), Богданова А.В. («Лингвокультурные характеристики афроамериканского рэп-дискурса»), Волошина, Ю.К. («Общий американский сленг: состав, деривация и функция») и др.
Материалом исследования послужили тексты песен студийных альбомов Stromae «Cheese» и «Racine Carree» и Childish Gambino «Camp», «Royalty» и «Because the Internet».
Теоретическая значимость работы заключается в попытке проанализировать тексты песен Stromae и Childish Gambino, выявить и классифицировать лексико-грамматические особенности, обобщить, сравнить и представить отобранный материал в данной работе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный в ней материал может использоваться любителями рэп-музыки и поклонниками Stromae и Childish Gambino для более полного понимания их творчества, а также на практических занятиях по французскому и английскому языку в целях изучения сленга и современных разговорных грамматических конструкций.
Апробация работы. Основные положения и результаты настоящего исследования излагались в сборнике трудов Высшей школы иностранных языков и перевода TERRA LINGUAE.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие дискурса, его виды и характеристики, а также специфика рэп-дискурса. Вторая глава посвящена рассмотрению проблематики, лексических и грамматических особенностей в творчестве Stromae и Childish Gambino и сравнительному анализу их лирики.
Объем работы 68 с.
Цель исследования - комплексный анализ лексических и грамматических особенностей текстов франко- и англоязычной рэп-культуры на материале творчества Поля Ван Авера (Stromae) и Дональда Маккинли Гловера (Childish Gambino)
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Определить проблематику творчества Stromae и Childish Gambino;
• Выделить основные тематические группы лексических единиц;
• Выявить стредства языковой выразительности в текстах авторов;
• Проанализировать особенности грамматического строя песен Stromae и Childish Gambino;
• Провести сравнительный анализ лирики авторов.
Предметом исследования данной работы выступает лексическая и лексико-грамматическая составляющая текстов песен Stromae и Childish Gambino.
Объектом исследования представленной работы являются специфика контекстуального выражения различных тематик во франко- и англоязычной рэп-культуре.
В ходе исследования нами были использованы следующие общенаучные методы: сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, а также описательный метод для более полного и логичного представления собранного материала.
Теоретическую базу исследования составляют труды Даниловой С.А. («Типология дискурса»), Колесникова А.А. («Лингвистические особенности языка представителей хип-хоп культуры»), Карасика В.И. («О типах дискурса»), Белоусовой А.Б. («Тенденция к экономии языковых средств во французском молодежном сленге»), Касавина И.Т. («Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук»), Кашкина В.Б. («Дискурс: Учебное пособие»), Гриценко Е. С. («Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации»), Богданова А.В. («Лингвокультурные характеристики афроамериканского рэп-дискурса»), Волошина, Ю.К. («Общий американский сленг: состав, деривация и функция») и др.
Материалом исследования послужили тексты песен студийных альбомов Stromae «Cheese» и «Racine Carree» и Childish Gambino «Camp», «Royalty» и «Because the Internet».
Теоретическая значимость работы заключается в попытке проанализировать тексты песен Stromae и Childish Gambino, выявить и классифицировать лексико-грамматические особенности, обобщить, сравнить и представить отобранный материал в данной работе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный в ней материал может использоваться любителями рэп-музыки и поклонниками Stromae и Childish Gambino для более полного понимания их творчества, а также на практических занятиях по французскому и английскому языку в целях изучения сленга и современных разговорных грамматических конструкций.
Апробация работы. Основные положения и результаты настоящего исследования излагались в сборнике трудов Высшей школы иностранных языков и перевода TERRA LINGUAE.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие дискурса, его виды и характеристики, а также специфика рэп-дискурса. Вторая глава посвящена рассмотрению проблематики, лексических и грамматических особенностей в творчестве Stromae и Childish Gambino и сравнительному анализу их лирики.
Объем работы 68 с.
Согласно поставленной в настоящей работе цели мы проанализировали лексические и грамматические особенности и проблематику творчества Stromae и Childish Gambino. Подводя итоги данного исследования, мы можем сказать, что основная его цель была достигнута, а стоящие перед нами задачи решены.
В ходе работы была дана характеристика текстов песен авторов; проведен анализ проблематики их творчества. В лирике Stromae было выявлено пять основных тем: семья, дети, домашнее насилие; любовь, взаимоотношения мужчины и женщины; поиск смысла жизни, смерть; описание современных реалий, критика общества; музыка, творчество. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что автор рассматривает широкий круг тем, и проблематика его текстов отличается разносторонностью.
В творчестве Childish Gambino было выделено десять основных тем: тема творческого пути, отдача творчеству, критика; мнение окружающих, непонимание, со стороны общества, умение оставаться самим собой; акцентированная агрессивность, стремление к соперничеству; богатство; одурманивающие вещества; меркантильность окружения; непонимание и конфликты на расовой почве; тяжелое прошлое; любовь; место в жизни, взросление, быстротечность времени, смерть.
Мы проанализировали тексты песен авторов на лексическом уровне и выделили основные группы лексических единиц. В творчестве Stromae: разговорная лексика, отражающая повседневные реалии, негативное и ироничное отношение, обсценная лексика, заимствования, неологизмы, междометия, фразеологизмы и устойчивые выражения. В творчестве Childish Gambino: обращения, разговорные лексические единицы, дающие
положительную оценку, обозначающие праздное времяпрепровождение, выражающие агрессию, передающие отношение к деньгам, обозначающие атрибуты благосостояния, элементы неблагополучной среды, маргинальных явлений; обсценная лексика, междометия, фразовые глаголы, фразеологизмы.
Были определены наиболее распространенные литературные тропы в лирике исполнителей: метафоры, эпитеты, сравнения; и стилистические фигуры: антитеза, параллелизм, лексический повтор, ряды однородных членов.
Мы выяснили, какими грамматическими особенностями отличается лирика Stromae и Childish Gambino. Для текстов Stromae характерна элизия, не соответствующая правилам французского языка, частое употребление ударных местоимений, а также формирование отрицаний, отличающееся от принятых норм. Для текстов Childish Gambino характерно употребление неполных предложений, редуцированных форм слов, замена некоторых модальных и вспомогательных глаголов, намеренное допущение ошибок в употреблении герундия, продолженного времени, возвратных местоимений, построении вопросов и согласовании глаголов.
Проанализировав лирику Stromae и Childish Gambino, мы можем утверждать, что творчество исполнителей во многом отражает современные тенденции в разговорном французском и английском языке, а также можем выделить ряд схожих черт и различий. На лексическом уровне оба автора активно используют сленг, но поскольку Childish Gambino является представителем культуры, в которой возник хип-хоп, его тексты звучат более аутентично для рэп-музыки. Таким образом, в его творчестве на лексическом и грамматическом уровне черты разговорного стиля речи проявляются более ярко. С точки зрения художественной выразительности текстов лирика Stromae ощутимо богаче, несмотря на то, что Childish Gambino также придает значение образности. В проблематике лирики исполнителей существуют пересечения, однако, в целом, творчество Stromae охватывает более широкий спектр тем и имеет социальную направленность, в то время как Childish Gambino более ориентирован на свои собственные чувства и опыт, и проблематика его текстов типична для представителей этого жанра. Творчество последнего более ориентировано на западную популярную культуру и стандарт подхода к созданию музыки и является классическим примером жанра хип -хоп, распространенного среди темнокожего населения США, а творчество Stromae более самобытно и независимо: поскольку рэп-музыка менее распространена во франкофонной культуре, феномен Stromae является беспрецедентным.
В ходе работы была дана характеристика текстов песен авторов; проведен анализ проблематики их творчества. В лирике Stromae было выявлено пять основных тем: семья, дети, домашнее насилие; любовь, взаимоотношения мужчины и женщины; поиск смысла жизни, смерть; описание современных реалий, критика общества; музыка, творчество. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что автор рассматривает широкий круг тем, и проблематика его текстов отличается разносторонностью.
В творчестве Childish Gambino было выделено десять основных тем: тема творческого пути, отдача творчеству, критика; мнение окружающих, непонимание, со стороны общества, умение оставаться самим собой; акцентированная агрессивность, стремление к соперничеству; богатство; одурманивающие вещества; меркантильность окружения; непонимание и конфликты на расовой почве; тяжелое прошлое; любовь; место в жизни, взросление, быстротечность времени, смерть.
Мы проанализировали тексты песен авторов на лексическом уровне и выделили основные группы лексических единиц. В творчестве Stromae: разговорная лексика, отражающая повседневные реалии, негативное и ироничное отношение, обсценная лексика, заимствования, неологизмы, междометия, фразеологизмы и устойчивые выражения. В творчестве Childish Gambino: обращения, разговорные лексические единицы, дающие
положительную оценку, обозначающие праздное времяпрепровождение, выражающие агрессию, передающие отношение к деньгам, обозначающие атрибуты благосостояния, элементы неблагополучной среды, маргинальных явлений; обсценная лексика, междометия, фразовые глаголы, фразеологизмы.
Были определены наиболее распространенные литературные тропы в лирике исполнителей: метафоры, эпитеты, сравнения; и стилистические фигуры: антитеза, параллелизм, лексический повтор, ряды однородных членов.
Мы выяснили, какими грамматическими особенностями отличается лирика Stromae и Childish Gambino. Для текстов Stromae характерна элизия, не соответствующая правилам французского языка, частое употребление ударных местоимений, а также формирование отрицаний, отличающееся от принятых норм. Для текстов Childish Gambino характерно употребление неполных предложений, редуцированных форм слов, замена некоторых модальных и вспомогательных глаголов, намеренное допущение ошибок в употреблении герундия, продолженного времени, возвратных местоимений, построении вопросов и согласовании глаголов.
Проанализировав лирику Stromae и Childish Gambino, мы можем утверждать, что творчество исполнителей во многом отражает современные тенденции в разговорном французском и английском языке, а также можем выделить ряд схожих черт и различий. На лексическом уровне оба автора активно используют сленг, но поскольку Childish Gambino является представителем культуры, в которой возник хип-хоп, его тексты звучат более аутентично для рэп-музыки. Таким образом, в его творчестве на лексическом и грамматическом уровне черты разговорного стиля речи проявляются более ярко. С точки зрения художественной выразительности текстов лирика Stromae ощутимо богаче, несмотря на то, что Childish Gambino также придает значение образности. В проблематике лирики исполнителей существуют пересечения, однако, в целом, творчество Stromae охватывает более широкий спектр тем и имеет социальную направленность, в то время как Childish Gambino более ориентирован на свои собственные чувства и опыт, и проблематика его текстов типична для представителей этого жанра. Творчество последнего более ориентировано на западную популярную культуру и стандарт подхода к созданию музыки и является классическим примером жанра хип -хоп, распространенного среди темнокожего населения США, а творчество Stromae более самобытно и независимо: поскольку рэп-музыка менее распространена во франкофонной культуре, феномен Stromae является беспрецедентным.



