Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего контроля в системе управления
продажами коммерческой организации 8
1.1. Экономическая сущность системы внутреннего контроля 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование системы внутреннего контроля в
России 14
1.3. Методологические особенности внутреннего контроля в системе
управления продажами 19
2. Особенности организации внутреннего контроля в системе управления
продажами ООО «Бахетле-1» 32
2.1. Оценка финансового положения организации ООО «Бахетле-1» 32
2.2. Оценка качества системы внутреннего контроля организации ООО
«Бахетле-1» 43
2.3. Внутренний аудит в системе контроля продаж товаров организации 62
3. Совершенствование внутреннего контроля в системе управления
продажами ООО «Бахетле-1» 72
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию контроля продаж
товаров организации в сфере розничной торговли 72
3.2. Рекомендации по улучшению качества системы внутреннего контроля
продаж организации в сфере розничной торговли 76
3.3. Прогнозирование и моделирование продаж с учетом фактора сезонности 85
заключение 95
Список использованных источников 101
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Сложные условия функционирования торговых предприятий сформировали потребность в разработке новых подходов к управлению бизнесом, способных своевременно выявить негативные тенденции во внешней и внутренней среде организации, и на ранних этапах их развития принять необходимые меры по исправлению ситуации. В торговых организациях существует необходимость реорганизации менеджмента в направлении стратегического и тактического планирования, обеспечения оперативности и надежности учета и контроля, а также создания системы комплексного анализа, позволяющих оперативно принимать эффективные управленческие решения. В настоящее время одним из наиболее перспективных инструментов менеджмента в области повышения эффективности управления и совершенствования систем планирования, учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли является внутренний контроль.
Современный подход к организации внутреннего контроля довольно широк и предполагает не только контроль, гарантирующий обеспечение плановых показателей, соблюдения законодательства, отсутствие отклонений и нецелевого использования средств, но и систему выявления резервов повышения эффективности деятельности экономических субъектов и контроль соблюдения интересов собственников и инвесторов.
Наличие хорошо организованной системы внутреннего контроля организации для достижения целей компании и повышения ее стоимости является составной частью корпоративного управления.
На Западе вопросы организации надежных систем внутреннего контроля и повышения уровня корпоративного управления, катализатором которых явились серии громких банкротств крупных корпораций, разрабатывались на протяжении длительного периода времени. У российских компаний имеется реальная возможность избежать многих ошибок, воспользовавшись этим и собственным опытом организации внутреннего контроля.
В области торгового менеджмента внутренний контроль остается наименее проработанной в методологическом и методическом плане сферой научного менеджмента. Недостаток исследований по ряду направлений и, прежде всего, в отношении ключевых аспектов его реализации в сфере российского ритейла, становится все очевиднее, что и определяет актуальность исследования.
Вопросы внутреннего контроля в коммерческих организациях изучались и анализировались в трудах В.В. Бурцева, С.Брега, О.Н.Волковой, Н.Г.Данилочкиной, М.В. Мельник, О. Николаевой, В.В. Скобара, Л.В. Сотниковой, В.П. Суйц, А.Д. Шеремета, Х.И.Фольмут, П.Хорват. В них получил разработку методический аппарат внутреннего контроля с учетом специфики рыночной экономики.
Большой вклад в разработку научно-практических положений внутреннего контроля в различных отраслях отечественной экономики внесли: И.В. Бородушко, В.П. Борисенко, Т.А. Головина, Н.Г Данилочкина, A.M. Карминский, Д.В. Ковалев, Л.А. Малышева, И.А. Маслова, Н.И. Оленев, А.И. Орлов, Л.В. Попова, Е.Л. Попченко, А.Г. Примак, А.В. Сафаров, Э.А. Уткин, С.Г. Фалько и другие.
Целью исследования является разработка направлений совершенствования внутреннего контроля в системе управления продажами коммерческой организации на материалах ООО «Бахетле-1».
Цель исследования определила необходимость решения следующих
задач:
- раскрыть понятие системы внутреннего контроля;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование системы внутреннего контроля в России;
- изучить особенности контроля в системе управления продажами;
- рассмотреть общую характеристику ООО «Бахетле-1»;
- изучить процедуры контроля в ООО «Бахетле-1»;
- оценить качество системы внутреннего контроля ООО «Бахетле-1»;
- разработать предложения по улучшению качества системы внутреннего контроля ООО «Бахетле-1»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов организации и функционирования внутреннего контроля продаж.
Объектом исследования является организация внутреннего контроля в ООО «Бахетле-1».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих российских и зарубежных специалистов в области менеджмента, управленческого учета, аудита и контроля; нормативные акты Российской Федерации и некоторых зарубежных стран; отечественные и международные стандарты аудита; аналитические материалы Российского филиала Института внутренних аудиторов, а также информационные материалы, опубликованные в периодической печати и представленные в компьютерной сети Интернет.
Эмпирическую базу исследования составили данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности, внутренние регламенты предприятия, используемые для поддержания системы контроля, заключения внутреннего аудитора и ревизионной комиссии и другая информация, полученная автором в результате непосредственного исследования состояния и организации внутреннего контроля на предприятии.
В качестве инструментария исследования применялись общенаучные методы познания: экстраполяция и логический анализ, наблюдение,
конкретизация и абстрагирование, дедукция и индукция. В процессе исследования использовались системный, комплексный и процессный подходы, методы сравнительного анализа, группировки данных, обобщения теоретического и практического материала.
Научная новизна исследования заключается в решении ряда важных теоретических и методических вопросов, связанных с развитием концепции и инструментария внутреннего контроля над продажами коммерческой организации:
1) предложены основные показатели, характеризующие качество обслуживания в рамках контроля продаж предприятия;
2) предложена система основных показателей в рамках проведения внутреннего контроля, характеризующих отдельные элементы уровня обслуживания покупателей в коммерческой организации;
3) на основании критического анализа и внутреннего аудита системы продаж коммерческой организации выявлены проблемные зоны в контроле продаж и предложены рекомендации по их устранению.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и предложения могут быть использованы в организационно-методической работе подразделений системы внутреннего контроля предприятия ООО «Бахетле-1».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, его теоретическая и практическая значимость, отражены итоги исследования, представлена общая структура работы.
Первая глава освещает теоретические основы организации внутреннего контроля в коммерческих организациях, в ней уточнено понятие и содержание внутреннего контроля, предложен обзор законодательства в области внутреннего контроля, рассмотрены особенности организации внутреннего контроля в системе управления продажами.
Во второй главе изложены вопросы практической организации системы внутреннего контроля на предприятии, оценено качество системы внутреннего контроля.
В третьей главе представлены рекомендации по улучшению качества системы внутреннего контроля и рассчитан экономический эффект от предложенных мероприятий.
В заключении представлены основные теоретические выводы и практические результаты исследования.
Внутренний контроль подразумевает создание системы постоянного наблюдения и проверки работы организации, с целью обнаружения отклонений и неблагоприятных факторов, оповещения руководства о выявленных проблемах для принятия ими своевременных управленческих решений, направленных на устранение проблем, снижение возможных рисков в деятельности организации и управление ими.
Под системой внутреннего контроля принято понимать действия, осуществляемые с целью предотвращения потери имущества, а также выявления и исправления ошибок в отражении хозяйственных операций. Цель внутреннего контроля заключается в минимизации неопределенности и рисков в деятельности компаний.
К действиям системы внутреннего контроля относятся: установление стандартов функционирования системы; анализ достигнутых результатов с плановыми; корректировка стандартов в процессе управления.
Система нормативного регулирования внутреннего контроля в Российской Федерации состоит из четырех уровней. На первом (законодательном) уровне деятельность внутренних контроллеров урегулирована косвенно, нет ни одного специального законодательного акта и нормативного документа по вопросам внутреннего контроля. Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций, устанавливать единые принципы внутреннего контроля в организации.
Второй уровень (нормативный) представлен документами, основное значение которых состоит в установлении норм внутреннего контроля, обязательных для всех хозяйствующих субъектов. Третий уровень нормативного регулирования (методический) представляет собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний, инструкций, рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля. Четвертый уровень нормативного регулирования («внутрифирменный») представлен внутренними стандартами, регулирующими порядок организации системы внутреннего контроля в организации. К данному уровню можно отнести приказы, касающиеся учетной политики организации, создания обособленного сектора контроля (ревизии), должностные инструкции, закрепляющие обязанности по контролю за соответствующим объектом и др.
Выделяют три применяемые по отдельности или в сочетании формы внутреннего контроля: служба внутреннего аудита; структурно-
функциональная форма внутреннего контроля; контрольно-ревизионная служба. Практика свидетельствует о том, что организующим работу системы внутреннего контроля ключевым элементом выступает служба внутреннего аудита.
При внутреннем контроле продаж оцениваются как количественные показатели (объем продаж, товарооборот по товарным группам, прибыль и т.д.), так и культура торгового обслуживания, включающая в себя следующие элементы: виды предоставляемых услуг; ассортимент и качество услуг; материально-техническое обеспечение, отвечающее требованиям современного рынка услуг; информационно-рекламное сопровождение деятельности организации; профессиональное мастерство сотрудников.
Оценка внутреннего контроля продаж произведена на материалах ООО «Бахетле-1». Группа «Бахетле» - ведущая национальная сеть супермаркетов в Республике Татарстан. Форматом, в котором представлены магазины сети, является формат «премиум класса». На продукцию собственного производства приходится свыше 30% от совокупного товарооборота, что является существенным конкурентным преимуществом в продовольственном ритейле и способствует росту рентабельности деятельности, поскольку собственное производство можно рас-сматривать как private lable.
Нами были оценены следующие составляющие контроля над системой продаж:
- контроль показателей ассортимента товаров в магазине; показатели применения прогрессивных форм продажи товаров в магазине (выявлено, что товары продаются с применением таких современных форм торговли, как самообслуживание, с использованием самых современных касс со сканерами, и прочего контрольно-кассового оборудования; а среднее время ожидания на кассе составляет 5-7 минут);
- контроль дополнительных услуг, оказываемых покупателям в магазине (существует спектр дополнительных услуг, который однако не очень широк и не прописан нигде, кроме внутренних документов предприятия. На сайте означена только доставка продуктов в Иннополис и РКБ);
- контроль показателей использования внутримагазинной информации и рекламы в магазине (торговая сеть использует полный спектр рекламных средств для продажи товара: от рекламных щитов, мониторов и экранов внутри магазина до собственных буклетов и газеты, а также сайта компании; в магазинах удобная и логичная навигация, облегчающая поиск товаров покупателями);
- контроль показателей профессиональной квалификации продавцов в торговом зале магазина как элемент организационной культуры (большая часть персонала в торговой сети имеет специальное торговое образование; продавцы - опытные, со средним стажем работы 5 лет); при этом за год получено 20 жалоб, касающихся непосредственно культуры обслуживания;
- контроль показателей соблюдения правил продажи товаров в магазине как элемент организационной культуры: выявлено, что за 2017 год было выявлено в целом 6 нарушений правил и порядка продажи товаров, что также требует вмешательства руководства с анализом объективных причин нарушений и установлением мероприятий по их устранению.
Из балльной оценки после опроса покупателей по методике «тайный гость», проведенной Отделом контроллинга сбыта, выявлено, что хорошую оценку получили внешний вид (опрятность, фирменные бейджи) продавцов; качество и широта представленного ассортимента; уровень цен. При этом покупателей далеко не всегда устраивает вежливость обслуживания, в частности, в торговом зале при обращении к продавцам с вопросами, а также занятость и неприсутствие продавцов на рабочем месте (например, в отделе с продукцией собственного приготовления-салатами); конфликтность персонала, - выявленные недостатки свидетельствуют о том, что на мотивацию персонала к труду и в частности, к работе с покупателями, необходимо обратить особое внимание.
В ходе изучения действующей практики продажи товаров на предприятии ООО «Бахетле-1» установлено, что учет на предприятии полностью автоматизирован в программе «1С: Бухгалтерия 8.2». Рабочие места продавцов для регистрации продаж оборудованы современными компьютерно-кассовыми системами, которые фиксируют поступление товара в отдел, продажу товара и формируют отчеты об остатках товаров, о количестве купленных и проданных товаров, о закупочных и продажных ценах, о прибыли, о динамике продаж, о товарообороте.
В целях проведения аудиторской проверки учета продажи товаров в ООО «Бахетле-1» проведена оценка системы внутреннего контроля продаж. В соответствии с планом аудита учета продажи товаров основными этапами проверки являются: аудит первичного учета операций по продаже товаров, аудит продажи товаров, аудит формирования выручки от продаж.
В результате аудиторской проверки вывялены следующие нарушения в ведения учета продажи товаров на предприятии:
1) нарушения в оформлении документов, что привело к искажению по статье «Выручка (нетто) от продажи товаров...» ф.№2 на сумму 28863 руб., искажение налогооблагаемой базы по прибыли. Для устранения ошибок рекомендовано: дооформить документы в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», оформить недостающие первичные документы; допровести не нашедшие отражения в сводных регистрах документы, внести исправления в учет после исправления арифметических ошибок; внести исправления в ф.№2 «Отчет о финансовых результатах»; уточнить расчеты по налогу на прибыль.
2) нарушение п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» не включение в продажную стоимость товара расходов по доставке товаров, что привело к занижению выручки, занижению налогооблагаемой прибыли, занижение сумм НДС, подлежащего уплате в бюджет с оборота по реализации. Для устранения недочетов рекомендовано: расходы на доставку товаров включать в продажную стоимость товаров; уточнить расчеты с бюджетом по НДС.
3) нарушение Типовых правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением не отражение кассиром-операционистом ошибочно пробитой суммы в журнале кассира-операциониста по форме №КМ- 4. В результате произошло завышение выручки и налоговой базы по налогу на прибыль, налоговые санкции со стороны налоговых органов, в том числе за неоприходование денежной наличности. Для устранения ошибок рекомендовано: отражать ошибочно пробитые суммы в книге кассира- операциониста (ф.№КМ-4); внести исправления в учет, отсторнировав ошибочно начисленную сумму выручки в размере 1700 руб.; внести исправления в ф.№2 «Отчет о финансовых результатах»; уточнить расчеты по налогу на прибыль.
Разносторонний подход к прогнозированию позволяет наиболее корректно оценить возможную ситуацию, хотя и не лишает вероятности проявления ошибок и отклонений прогнозных данных.
Прогнозирование продаж является фундаментальной частью планирования, поэтому система прогнозирования данного показателя должна иметь разносторонний подход: учитывать сезонные колебания, включать анализ внешней среды. В силу этих обстоятельств, было предложено ввести
элементы прогнозирования с учетом фактора сезонности.
Полученные рекомендации по совершенствованию системы планирования при правильном расчете позволит улучшить платежеспособность компании.
В соответствии с определенными недостатками финансового планирования на данном предприятии был предложен комплекс мер по совершенствованию системы и, как следствие, повышению эффективности управления финансовыми ресурсами.
Помимо практикуемой системы прогнозирования продаж, применять методы статистического прогноза, в частности: метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, анализ временных рядов. Это позволит компании лучше контролирование исполнение бюджетов и прогнозировать отклонения в них.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994
N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, действующая редакция от 28.03.2017) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.consultant.ru/popular/ gkrfl/.
2. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от
06.12.2011 г. (ред. от 29.07.2018)// Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/.
3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/.
4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2015
№ 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс]. URL.
http://www.consultant.ru/
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н, в редакции изменений и дополнений от 06.04.2015 № 57н) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/.
6. Информация Минфина России № ПЗ-11/2015 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/.
7. Правило (стандарт) №8 аудиторской деятельности «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской)
отчетности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г.
101
№696, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863). // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/.
Книги, монографии
8. Андреев, В.Д. Практический аудит: Справочное пособие / В.Д. Андреев. - М.: Экономика, 2014.
9. Аудит. Теория и практика. Учебник /Под ред. Н.А. Казаковой. - М.: Юрайт, 2017. - 400 с.
10. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом / В.Г. Афанасьев. - М: Политиздат, 1997.
11. Белобжецкий, И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм: монография / И.А. Белобжецкий. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 256 с.
12. Битюкова, Т.А. Аудит. Учебное пособие / Т.А. Битюкова, В.А. Ерофеева. М.: Юрайт, 2015. 638 с.
13. Вертоградов, В.А. Управление продажами / В.А. Вертоградов. - М.: Олма Пресс, 2016. - 126 с.
14. Гинзбург, А. И. Экономический анализ. -2-е изд. / А.И. Гинзбург. - Спб.: Питер, 2008. - 208 с.
15. Ендовицкий, Д.А. Экономический анализ активов организации / Д.А. Ендовицкий, А.Н. Исаенко, В.А. Лубков. М: Эксмо, 2015. - 608 с.
16. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский, финансовый, управленческий учет: Учебник / Н.П. Кондраков. М: ТК Велби, Проспект, 2014. - 448 с.
17. Кондрашов, В.М. Менеджмент продаж: Учебник / В.М. Кондрашов. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 288 с.
18. Лукич, Р.М. Прогноз продаж / Р.М. Лукич. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 144 с.
19. Подольский, В.И. Аудит. Учебник / В.И. Подольский, А.А. Савин. М.: Юрайт, 2013. - 587 с.
20. Рачек, С.В. Бухгалтерский учет и анализ. Учебное пособие / С.В. Рачек, И.В. Еремина. Екатеринбург: УрГУЭС, 2016. - 426 с.
21. Робертсон Дж. Аудит. Перевод с англ./ Дж. Робертсон. - М.: КРМС, Аудиторская фирма «Контакт», 1993. - 496 с.
22. Суглобов, А.Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова. М.: КНОРУС, 2014. - 496 с.
23. Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. М.: Юрайт, 2013. - 672 с.
24. Федорова, Е.А. Контроль и ревизия / Е.А. Федорова. М.: Юнити- Дана, 2015. - 240 с.
25. Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит / В.А. Хмельницкий. М.: БГЭУ, 2015. - 480 с.
Диссертации
26. Макарова Г.В. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций. Автореферат. Дис....докт. экон.наук. - М., 2001. - 124 с.
27. Максимова Г.В. Методология организации внутреннего контроля в управлении хозяйствующим субъектом. Автореферат. Дис.... докт.экон.наук. Иркутск, 1999. - 140 с.
Авторефераты диссертаций
28. Бурцев В.В. Система внутреннего контроля коммерческой организации: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.:1998. - 35 с.
29. Закарая Ж.В. Внутренний контроль в коммерческом банке: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.: 1998. - 34 с.
Печатная периодика
30. Андреев А.Г. Правовые основы финансового контроля / А.Г. Андреев, А.Д. Соменков // Финансы. - М., 2016. - №12. -С. 62 - 64.
31. Андреев, В.Д. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия / В.Д. Андреев // Аудиторские ведомости. 2014. № 2. С. 14-16.
32. Андреев, В.Д. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия / В.Д. Андреев // Аудиторские ведомости. 2014. № 2. С. 14-16.
33. Бурдуковский, С.А. Внешний аудит и внутренний контроль: организация оптимального взаимодействия / С.А. Бурдуковский // Экономические науки. 2014. № 12. С. 368-370.
34. Бурцев, В.В. Внутренний контроль: основные понятия и
организация проведения / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 5-8.
35. Бурцев, В.В. Внутренний контроль: основные понятия и
организация проведения / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 5-8.
36. Выгонова, Е.Е. Методика и организация внутреннего контроля на предприятиях / Е.Е. Выгонова // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2(16). С. 348-350.
37. Захарова, Л. Аналитика в торговле / Л. Захарова // Аудит и налогообложение. - 2017. - №7. - С.5 - 8.
38. Калантаров, Д.М. Методические рекомендации к программе проверок отдельных статей бухгалтерского баланса / Д.М. Калантаров // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 2. - С. 172-175.
39. Михайловская, А.Л. Законодательные основы системы внутреннего контроля. Исторический аспект / А.Л. Михацловская // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 46. - С. 66-72.
40. Моисеенко, И. Электронные ценники - будущее уже наступило / И.Моисеенко // Современная торговля. - 2015. - №4. - С.43 - 47.
41. Нетесова, О.Ю. Развитие внутреннего контроля с позиции Министерства финансов Российской Федерации / О.Ю. Нетесова // Молочнохозяйственный вестник. - 2016. - № 2 (22). - С. 128-142.
42. Никитина, Е.С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организацией / Е.С. Никитина // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2013. - № 9. - С. 8-11.
43. Соколов, Б.Н. Внутренний контроль в коммерческих организациях Б.Н. Соколов // Аудиторские ведомости. - 2014. - № 5. - С. 79-85.
44. Фунтикова Е.С. Организационные аспекты внедрения системы контроллинга в торговых сетях с региональной диверсификацией// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - №5(95). - 2015. - С. 155-159.
45. Фунтикова Е.С. Организационные аспекты формирования отдела
контроллинга розничных торговых сетей// Инновационные технологии в сервисе: сборник материалов IV Международной научно-практической
конференции 18-19 декабря 2014/ под ред. проректора по научной работе д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - С. 132-134.
46. Фунтикова Е.С. Разработка структуры и базовых характеристик системы контроллинга торговой сети// Журнал правовых и экономических исследований. - №1. - 2016. - С. 204-212.
47. Черемисинов, В. Аудит управления продажами / В. Черемисинов //Современная торговля. - 2016. - №9. - С.38 - 43.
Электронные ресурсы
48. Кириченко, М. Системы внутреннего контроля. Организационные
аспекты построения / М. Кириченко // ЭРКОН Международный еженедельник «Финансовая газета» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.klerk.ru/buh/articles/317713/.
49. Шматалюк, А. Как разработать систему внутреннего контроля / А.
Шматалюк, А. Коптелов [Электронный ресурс]. URL: www.ecm-
iournal.ru/docs/Kak-razrabotat-sistemu-vnutrennego-kontrolia.aspx.
50. Кузнецова, О.А. Методологические аспекты внутреннего контроля [Электронный ресурс] / О.А. Кузнецова, Е.Е. Васюкова // Концепт. 2014. Спец выпуск № 14. URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14679.htm.