Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Раскрытие, расследование и предупреждение налоговых преступлений (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)

Работа №42495

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

криминалистика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика налоговых преступлений 10
1.1. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений 10
1.2. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений 19
Глава 2. Предупреждение налоговых преступлений 32
2.1. Причины и условия совершения налоговых преступлений 32
2.2. Меры профилактики преступлений в налоговой сфере 36
2.3.Система правоохранительных органов, противодействующих налоговым преступлениям 39
Глава 3. Раскрытие и расследование налоговых преступлений 45
3.1. Выявление налоговых преступлений и их основные схемы 45
3.2. Тактика производства следственных действий при расследовании налоговых преступлений 51
Заключение 57
Список использованной литературы 60

В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, гарантируется свобода экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Основного закона нашего государства, каждый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.
Иными словами, распад советской системы устранил монополию государства на экономическую деятельность. Физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие организации) получили возможность производить товары, оказывать услуги, выполнять работы, т.е. осуществлять широкий круг деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Конституция России, предоставляя гражданам широкий круг прав и свобод, устанавливает лишь несколько конституционных обязанностей, одна из которых – обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Налоговая система представляет собой важнейшую опору существования государства. По сути, вся деятельность государства связана с расходованием финансовых средств, основной источник поступления которых в доходные части бюджетов – налоговые платежи.
При этом, сколько бы ни говорить о социальной ответственности бизнеса, законопослушании и иных факторах, далеко не все субъекты экономической деятельности добросовестно исполнят свои обязанности, установленные налоговым законодательством.
В частности, общий ущерб от налоговых преступлений, выявленных правоохранительными органами России в 2017 году составил 40 240 269 тыс. рублей, т.е. более сорока миллиардов . Для сравнения, расходная часть бюджета Алтайского края на 2018 год составляет примерно 33 миллиарда рублей. Соответственно, ущерб (т.е., по сути, налоговые недоимки) от выявленных налоговых преступлений за год больше, чем расходует регион с населением почти два с половиной миллиона человек.
При этом необходимо учитывать, что налоговые преступления характеризуются достаточно высокой степенью латентности. Соответственно, невозможно сказать, каков в действительности размер ущерба, причиняемого бюджетной системе налоговыми преступлениями.
Однако вполне очевидно, что этот размер колоссален и наверное вполне сопоставим с расходной частью федерального бюджета. И ведь такой ущерб не какая-либо абстракция - это не увеличенные социальные выплаты, не построенные и не отремонтированные дороги, мосты, школы, больницы и множество иных негативных последствий. Это отсутствие должного финансирования государственного аппарата, армии, науки.
В 90-е годы прошлого века проблемой противодействия налоговым преступлениям выступало практически полное отсутствие у государства требуемого «опыта», несовершенство уголовного законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за налоговые преступления, слабые криминологические и криминалистические наработки. В советское время необходимости противодействовать налоговым преступлениям не было по причине того, что советская экономика не оставляла для таких преступлений «места».
Безусловно, в целом экономические преступления были распространены, однако они носили неналоговый характер. Достаточно обратить внимание на то, что УК РСФСР 1960 года в своей изначальной редакции вообще не включал нормы, устанавливающие ответственность за неуплату налогов (существовала лишь норма, предусматривающая уклонение от уплаты налогов в военное время).
Соответственно, правоохранительные органы не имели опыта противодействия таким преступлениям, советские криминологи и криминалисты если и изучали налоговые преступления, то лишь как явление, свойственное капиталистическим государствам.
Свобода частной экономической деятельности объективно обусловила и рост налоговых преступлений. Правоохранительным органам, законодательству и науке пришлось вырабатывать методы и механизмы противодействия ранее не знакомым преступлениям. В целом можно говорить о том, что в настоящее время в России сложилась более-менее успешная теория и практика противодействия налоговым преступлениям.
Однако это не говорит о том, что преступность, связанная с уклонением от уплаты налогов побеждена – вышеприведенные цифры о причиненном такими преступлениями ущербе говорят об обратном. Следует отметить, что сфера противодействия налоговым преступлениям характеризуется достаточно сложной спецификой.
Здесь и типичная личность виновного – как правило, это высокообразованный человек, обладающий глубокими познаниями в области налогообложения, бухгалтерии и т.д. Цели и задачи противодействия налоговым преступлениям так же во многом уникальны.
В соответствии с уголовным законодательством, если лицо, впервые совершившее налоговое преступление, полностью возместит ущерб, причиненный бюджетной системе, а так же уплатит все штрафные санкции, оно освобождается от уголовной ответственности.
При этом Верховный Суд РФ разъяснил, что такая оплата может быть осуществлена до назначения судом первой инстанции судебного заседания. Такой механизм во многом уникален.
Например, если лицо, совершившее тайное или открытое хищение чужого имущества а равно любое иное уголовное преступление, возместит потерпевшему ущерб, уголовное преследование может быть прекращено лишь в том случае, если имело место преступление небольшой или средней тяжести, и прекратить уголовное преследование сочтет возможным суд.
В отношении же налоговых преступлений даже при оконченных тяжких преступных деяниях уголовное преследование в случае возмещения ущерба и уплаты штрафов в обязательном порядке прекращается. В целом такой подход справедлив – основная цель здесь не покарать виновного, а возместить бюджетам налоговые недоимки. Это, безусловно, должен учитывать следователь при организации расследования. Необходимость отыскания новых методов и механизмов противодействия налоговым преступлениям и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – многоаспектный анализ налоговых преступлений как кране опасного для государства и общества деяния, характеризующегося высокой степенью латентности и многочисленными затруднениями, с которыми сталкивается следователь при расследовании таких преступлений.
Задачи исследования:
 Провести уголовно-правовую характеристику налоговых преступлений;
 Осуществить криминалистическую характеристику налоговых преступлений;
 Выявить причины и условия совершения налоговых преступлений;
 Рассмотреть меры профилактики преступлений в налоговой сфере;
 Изучить систему правоохранительных органов, противодействующих налоговым преступлениям;
 Исследовать выявление налоговых преступлений и их основные схемы;
 Изучить тактику производства следственных действий при расследовании налоговых преступлений.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе основных проблемных моментов раскрытия, расследования и предупреждения налоговых преступлений.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные методы и механизмы, позволяющие повысить эффективность противодействия налоговым преступлениям, могут быть использованы практическими работниками при расследовании уголовных дел.
Объект исследования – уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты налоговой преступности и противодействия ей.
Предмет исследования – нормы законодательства, теоретические положения науки, практика противодействия налоговым преступлениям.
Нормативная база исследования – уголовное законодательство Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования – практика правоохранительной деятельности в сфере противодействия налоговой преступности, статистические данные.
Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как С. Андрющенко, С. Бадисов, Р. Белкин, С. Боков, Л. Гришко, Д. Сагайдак и др.
В целом следует отметить, что вопросы противодействия налоговым преступлениям достаточно глубоко изучены отечественными криминалистами и криминологами. Вместе с тем следует еще раз отметить, что в силу объективных причин в сфере противодействия налоговым преступлениям крайне сложно применять наработки криминалистики и криминологии советского периода.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование налоговых преступлений позволяет сделать определенные выводы
1) Наиболее важным моментом уголовно-правовой характеристики налоговых преступлений выступает институт освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших налоговое преступление и возместивших ущерб, причиненный бюджетной системе, а так же оплативших начисленные штрафы и пени.
При этом последний срок для такой уплаты – до назначения судом первой инстанции судебного заседания.
Данный институт указывает на то, что основная задача правоохранительной системы – не покарание лиц, совершивших налоговые преступления, а обеспечение уплаты в бюджеты всех налоговых недоимок, образовавшихся вследствие совершения налоговых преступлений.
Это в обязательном порядке необходимо учитывать при организации выявления, раскрытия и расследования налоговых преступлений.
2) Криминалистическая характеристика налоговых преступлений представляет собой систему сведений, основанных на положениях криминалистической науки и практическом опыте правоохранительных органов, относящихся к наиболее важным и существенным криминалистическим признакам данного вида преступлений, позволяющую при ее грамотном применении выбрать оптимальные пути и методы раскрытия и расследования преступления.
При этом механическое, шаблонное применение сведений криминалистической характеристики недопустимо – следователь должен совмещать общие положения криминалистической характеристики и обстоятельствами конкретного преступления.
Криминалистическая характеристика во многом действительно носит общий характер, и во многих случаях, например, личность преступника может существенно отличаться от типовых черт, априори «приписываемых» ему криминалистической характеристикой.
3) Налоговые преступления обусловлены целым комплексом причин, среди которых объективное стремление бизнеса отдавать государству как можно меньшую часть своей прибыли (доходов), несовершенство и нестабильность налогового законодательства, а так же отсутствие в обществе нетерпимости к налоговым преступлениям.
4) Налоговые преступления можно предупредить исключительно при совокупном формировании социально-ответственной предпринимательской культуры, преодолении коррупции, оптимизации деятельности правоохранительных органов, стабилизации налогового законодательства, а так же культивировании в обществе нетерпимого отношения к налоговым преступникам.
5) Говоря о необходимости и целесообразности наличия в системе правоохранительных органов единой обособленной структуры, призванной противодействовать налоговым преступлениям, следует учитывать ограниченность ресурсов государства.
С такой точки зрения можно говорить о том, что объективно обусловленной необходимости выделения отдельного правоохранительного органа, в функции которого входит противодействие налоговым преступлениям, в настоящее время не имеется.
6) Большинство схем уклонения от налогообложения представляют собой сложные многосубъектные системы.
Выявление таких схем требует от сотрудников правоохранительных органов не только тщательного анализа документации участников коммерческого оборота, но и общего, внешнего исследования их деятельности на предмет выявления фирм-однодневок, участие которых в системе коммерческих отношений явно указывает на попытку уклонения от налогообложения.
7) Производство следственных действий при расследовании налоговых преступлений обусловлено характером совершения таких преступлений и механизмом следообразования.
Основной целью следователя является отыскание документации, содержащей криминалистически значимую информацию и подтверждающую совершение преступления.
Безусловно, идеальные следы налогового преступления, отобразившиеся в сознании свидетелей или подозреваемого (обвиняемого) так же играют важную роль в процессе доказывания, однако все же наиболее значимыми при расследовании налоговых преступлений выступают именно отыскание, изъятие, осмотр и экспертное исследование документации, в первую очередь бухгалтерской.



1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12..2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.02.2018).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 года № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.02.2018).
3. Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утв. Приказом МВД России от 16 марта 2015 года № 340 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.02.2018)
4. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. Криминалистика / Т..В Аверьянова, Р.С. Белкин. – М.: Юрайт, 2013. – 574 с.
5. Александров И.В. Криминалистика / И.В. Александров. – Москва: Юрайт, 2013. – 711 с.
6. Андрющенко, С.Н. К вопросу о совершенствовании налоговой системы России / С.Н. Андрющенко // Налоги и налогообложение – 2013 - № 2. – С. 80-65.
7. Бадисов, С.Л. Криминалистическая характеристика лиц совершивших налоговые преступления / С.Л. Бадисов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2016. - № 2. – С. 38-43.
8. Белкин, Р.С. Криминалистика / Р.С. Белкин. – М.: ЮристЪ, 2012. – 483 с.
9. Берестенев, М.А. Криминалистическая характеристика преступлений / М.А. Берестенев // Известия Тульского государственного университета. – 2016. - № 2. – С. 86-92.
10. Боровиков, В. Б., Смердов, А. А. Уголовное право. Общая и Особенная части / В.Б. Боровиков, А.А. Смердов. – М. – Юрайт, 2013. – 519 с.
11. Боков, С.Н. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений / С.Н. Боков // Вестник Воронежского государственного университета. – 2015. - № 4. – С. 70-76.
12. Боруленков, Ю.П. К вопросу о необходимости специализированного правоохранительного органа, призванного противодействовать налоговым преступлениям / Ю.П. Боруленков // Российский следователь. – 2014. - № 4. – С. 41-45.
13. Гришко, Л.Е. Выявление налоговых преступлений: закон и практика в «кривом зеркале» статистики / Л.Е. Гришко // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. - № 2. – С. 61-66.
14. Гуняев, В. А. Содержание и значение криминалистических характеристик преступлений / В. А. Гуняев // Криминалистическая характеристика преступления: сб. науч. трудов. – М., 1984. – С. 16-36.
15. Игнатьев, Б. Медведев: законы в России меняются слишком легко / Б. Игнатьев // Российская газета. – 2017. – 14 февр. - № 8066. – С. 2.
16. Ищенко Е.П. Криминалистика. Курс лекций. / Е.П. Ищенко. – М.: Юрайт, 2014. – 622 с.
17. Коновалова, В.Е., Колесниченко А,Н. Криминалистическая характеристика преступлений / В.Е. Коновалова, А.Н. Колесниченко. –Харьков, 1985. – 250 с.
18. Лачин, А.А. Материальные следы налоговых преступлений / А.А. Лачин // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. – 2014. - № 2. – С.69-75.
19. Лепехина, Н. Кому помешала налоговая полиция? / Н. Лепехина // Новая газета. – 2013. – 30 июня. - № 188. С. 2.
20. Лисицын, А. Директор ФСНП России пояснил причины упразднения своего ведомства / А. Лисицын // Российская газета. – 2013. – 22 апр. - № 6514. – С. 2
21. Лузгин, И.М. Расследование как процесс познания / И.М. Лузгин.. Изд-е 2-е. М.: Юрайт, 2013. – 199 с.
22. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика / М.В. Савельева, А.Б. Смушкин. – М.: Юрайт, 2014. – 416 с.
23. Сагайдак, Д.Г. Криминалистическая характеристика уклонения от уплаты налогов с физических лиц и организаций / Д.Г. Сагайдак // ЮристЬ-Правовед. – 2013. - № 2. – С. 101-108.
24. Севастьянов, А.Е. К вопросу о причинах налоговых преступлений / А.Е. Севастьянов // Вестник Тверского государственного университета. – 2015. - № 2. – С. 34-39.
25. Тимошенко, В.А. Уголовная ответственность юридических лиц: быть или не быть / В.А. Тимошенко // Российский следователь. – 2015. - № 4. – С. 82-91.
26. Топорков А.А. Криминалистика / А.А. Топорков. –М.:Юристъ, 2013. – 590 с.
27. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. Чучаева А.И. - М. - Проспект, 2015. – 719 с.
28. Хмыз, А.И. О криминалистической и оперативно-розыской характеристике преступлений и их значении / А.И, Хмыз // Вестник Томского государственного университета. – 2015. - № 4. –С. 94-100.
29. Черниенко, Ю.М. «Фирмы-однодневки» или недобросовестная деятельность с целью уклонения от налоговой обязанности / Ю. М. Черниенко. – Омск: изд-во ОмГУ, 2016. – 160 с.
30. Статистические материалы официального сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URLhttps://мвд.рф/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ