ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ИЯ 6
1.1 Аудирование, как основной вид речевой деятельности обучения ИЯ 6
1.2 Классификация аудиовизуальных материалов, используемых на уроках
ИЯ 10
1.3Психологические особенности применения аудиовизуальных материалов
у школьников средних классов 13
Выводы по I главе: 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ ИЯ В 5 КЛАССЕ. 23
2.1 Методика обучения ИЯ на основе аудиовизуальных материалов 23
2.2 Система упражнений при обучении аудированию в 5 классе 31
2.3 Опытно - экспериментальная работа по обучению аудирования в 5
классе 46
Выводы по II главе: 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аудирование - один из разделов обучения иностранному языку (ИЯ), вид деятельности, который воспринимается на слух.
Аудирование - это самостоятельный вид коммуникации, который принимает вид односторонне направленного речевого потока. И такой вид аудирования усложняет понимание речи, в то время как, если при работе с аудированием будет взят материал в качестве видеофрагмента, существуют факторы, которые облегчат процесс восприятия речи на слух, а именно внешние: мимика, жестикуляция, язык телодвижений, выражение лица и другие способы проявления эмоционального состояния героев.
В связи с необходимостью эффективного формирования умений и навыков речевого общения у обучаемых ученые развивают концепции, на формирование которой огромное влияние оказывают условия общения: Н.И. Гез и М.И. Лисина.
Переосмысление целей обучения ИЯ и ориентация на коммуникативный подход в преподавании позволили по-новому определить задачи обучения: A.A. Леонтьев, Е.П. Пассов, B.C. Коростелев, В.П. Кузовлев; выделить общие и специфические навыки и умения для продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности: П.Б. Гурвич, С.Ф.Шатилов, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев; коммуникативные умения: Е.И. Пассов. А. А. Леонтьев и лингво-коммуникативные
особенности речевого общения: Г.В. Колшанский.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире обучающиеся много общаются и имеют большое желание общаться на английском языке, используя разговорные фразы. Для осуществления данной цели обучающиеся заинтересованы просмотром фильмов и телепередач на ИЯ.
Объектом исследования - является процесс обучения ИЯ на ступени основного общего образования аудитивных навыков на основе мультипликационных фильмов.
Предметом исследования - процесс применения системы упражнений аудирования с использованием мультипликационного фильма.
Основная цель исследования - теоретически обосновать, и применить на практике методику обучения и развития умений аудитивных навыков на основе иноязычных мультипликационных фильмов в средних классах.
В исследовании выдвигается гипотеза о преодолении трудностей восприятия речи на слух на ступени основного общего образования при выполнении следующих условий:
• Комплексное использование видеоматериалов в сочетании с разработанными дидактическими материалами;
• Правильный подбор упражнений к видеофрагменту;
• При учете психологических особенностей обучающихся.
Задачи исследования:
• Изучить основы обучения аудированию;
• Рассмотреть методический потенциал;
• Изучить психологические особенности обучающихся пятых классов;
• Разработать систему упражнений, используемые при обучении аудирования на уроках ИЯ в пятых классах;
• Провести опытно - экспериментальную работу по обучению аудирования на основе мультипликационных фильмов.
Научная новизна заключается в теоретическом обосновании эффективности использования мультипликационного фрагмента в процессе обучения аудированию на ступени основного образования и систематизации учебного методического материала для формирования аудитивных навыков обучающихся на уроках ИЯ.
Теоретическая значимость состоит в систематизации методического материала и разработки системы упражнений для обучения контроля сформированности.
Практическая значимость заключается в использовании системы упражнений как для преподавателей, которые могут использовать для подготовки уроков, а также студенты, которые могут использовать на учебной практике.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, классификация, анализ психологических особенностей школьников, разработка упражнений на основе мультипликационного фрагмента.
Выпускная Квалификационная работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В выпускной квалификационной работе были изучены теоретические
основы аудирования, как вида речевой деятельности.
Для эффективного изучения аудирования на основе
мультипликационного фильма были рассмотрены: методика обучения
аудированию и классификация аудиовизуальных материалов.
Для разработки упражнений в работе с мультипликационными
фильмами были изучены психологические особенности школьников на
средних этапах обучения.
В связи с процессами глобализации в мире и увеличением числа
международных контактов, встаёт необходимость изучать ИЯ не только как
предмет, но и для умения общаться вне школьной среды.
В процессе исследования задачи, поставленные перед началом работы
в полной мере решены следующие задачи:
— Изучены основы обучения аудированию;
— Рассмотрен методический потенциал;
— Изучены психологические особенности обучающихся пятых классов;
— Разработана система упражнений, используемых при обучении
аудированию на уроках ИЯ в пятых классах;
— Проведена опытно – экспериментальная работа по обучению
аудирования на основе мультипликационного фильма.
Установлено, что необходимыми для коммуникативной компетенции
средних классов являются хорошо сформированные навыки аудирования.
Цель исследования - теоретически обосновать, и применить на практике
методику обучения и развития умений аудитивных навыков на основе
иноязычных мультипликационных фильмов в средних классах – достигнута.