ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ИЯ 6
1.1 Аудирование, как основной вид речевой деятельности обучения ИЯ 6
1.2 Классификация аудиовизуальных материалов, используемых на уроках
ИЯ 10
1.3Психологические особенности применения аудиовизуальных материалов
у школьников средних классов 13
Выводы по I главе: 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ ИЯ В 5 КЛАССЕ. 23
2.1 Методика обучения ИЯ на основе аудиовизуальных материалов 23
2.2 Система упражнений при обучении аудированию в 5 классе 31
2.3 Опытно - экспериментальная работа по обучению аудирования в 5
классе 46
Выводы по II главе: 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аудирование - один из разделов обучения иностранному языку (ИЯ), вид деятельности, который воспринимается на слух.
Аудирование - это самостоятельный вид коммуникации, который принимает вид односторонне направленного речевого потока. И такой вид аудирования усложняет понимание речи, в то время как, если при работе с аудированием будет взят материал в качестве видеофрагмента, существуют факторы, которые облегчат процесс восприятия речи на слух, а именно внешние: мимика, жестикуляция, язык телодвижений, выражение лица и другие способы проявления эмоционального состояния героев.
В связи с необходимостью эффективного формирования умений и навыков речевого общения у обучаемых ученые развивают концепции, на формирование которой огромное влияние оказывают условия общения: Н.И. Гез и М.И. Лисина.
Переосмысление целей обучения ИЯ и ориентация на коммуникативный подход в преподавании позволили по-новому определить задачи обучения: A.A. Леонтьев, Е.П. Пассов, B.C. Коростелев, В.П. Кузовлев; выделить общие и специфические навыки и умения для продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности: П.Б. Гурвич, С.Ф.Шатилов, Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев; коммуникативные умения: Е.И. Пассов. А. А. Леонтьев и лингво-коммуникативные
особенности речевого общения: Г.В. Колшанский.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире обучающиеся много общаются и имеют большое желание общаться на английском языке, используя разговорные фразы. Для осуществления данной цели обучающиеся заинтересованы просмотром фильмов и телепередач на ИЯ.
Объектом исследования - является процесс обучения ИЯ на ступени основного общего образования аудитивных навыков на основе мультипликационных фильмов.
Предметом исследования - процесс применения системы упражнений аудирования с использованием мультипликационного фильма.
Основная цель исследования - теоретически обосновать, и применить на практике методику обучения и развития умений аудитивных навыков на основе иноязычных мультипликационных фильмов в средних классах.
В исследовании выдвигается гипотеза о преодолении трудностей восприятия речи на слух на ступени основного общего образования при выполнении следующих условий:
• Комплексное использование видеоматериалов в сочетании с разработанными дидактическими материалами;
• Правильный подбор упражнений к видеофрагменту;
• При учете психологических особенностей обучающихся.
Задачи исследования:
• Изучить основы обучения аудированию;
• Рассмотреть методический потенциал;
• Изучить психологические особенности обучающихся пятых классов;
• Разработать систему упражнений, используемые при обучении аудирования на уроках ИЯ в пятых классах;
• Провести опытно - экспериментальную работу по обучению аудирования на основе мультипликационных фильмов.
Научная новизна заключается в теоретическом обосновании эффективности использования мультипликационного фрагмента в процессе обучения аудированию на ступени основного образования и систематизации учебного методического материала для формирования аудитивных навыков обучающихся на уроках ИЯ.
Теоретическая значимость состоит в систематизации методического материала и разработки системы упражнений для обучения контроля сформированности.
Практическая значимость заключается в использовании системы упражнений как для преподавателей, которые могут использовать для подготовки уроков, а также студенты, которые могут использовать на учебной практике.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, классификация, анализ психологических особенностей школьников, разработка упражнений на основе мультипликационного фрагмента.
Выпускная Квалификационная работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В выпускной квалификационной работе были изучены теоретические
основы аудирования, как вида речевой деятельности.
Для эффективного изучения аудирования на основе
мультипликационного фильма были рассмотрены: методика обучения
аудированию и классификация аудиовизуальных материалов.
Для разработки упражнений в работе с мультипликационными
фильмами были изучены психологические особенности школьников на
средних этапах обучения.
В связи с процессами глобализации в мире и увеличением числа
международных контактов, встаёт необходимость изучать ИЯ не только как
предмет, но и для умения общаться вне школьной среды.
В процессе исследования задачи, поставленные перед началом работы
в полной мере решены следующие задачи:
— Изучены основы обучения аудированию;
— Рассмотрен методический потенциал;
— Изучены психологические особенности обучающихся пятых классов;
— Разработана система упражнений, используемых при обучении
аудированию на уроках ИЯ в пятых классах;
— Проведена опытно – экспериментальная работа по обучению
аудирования на основе мультипликационного фильма.
Установлено, что необходимыми для коммуникативной компетенции
средних классов являются хорошо сформированные навыки аудирования.
Цель исследования - теоретически обосновать, и применить на практике
методику обучения и развития умений аудитивных навыков на основе
иноязычных мультипликационных фильмов в средних классах – достигнута.
Allan M. Teaching English with Video / M. Allan // Videoapplications in ELT. - London, 1983. – 83 – 95 p.
2. Field J. Listening in the language classroom / J. Field // Cambridge:
Cambridge University Press, 2008. – 366 p.
3. Flowerdew J, Miller L. Second language listening: theory and
practice / J. Flowerdew, L. Miller // New York: Cambridge
University Press, 2009. – 223 p.
4. Harmer J. How to teach English / J. Harmer - Longman, Pearson
Education Ltd., 1998. - 97-110 p.
5. Rost M. Teaching and researching listening / M. Rost. - Second
edition. - Harlow: Longman, 2011. – 407 p.
6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических
терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г.
Азимов, А.Н. Щукин - М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
7. Аудирование как вид речевой деятельности. Трудности
аудирования на иностранном языке. – URL: https://studentslibrary.com/library/read/55533-audirovanie-kak-vid-recevojdeatelnosti-trudnosti-audirovania-na-inostrannom-azyke
8. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С.
Ахманова / под ред. О. С. Ахманова. — 7-е изд. — М.:
Советская энциклопедия, 2014. – 607 с.
9. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания
иностранных языков: учебное пособие / П. К. Бабинская / под
ред. П.К. Бабинская, Т.М. Леонтьева, А.Ф. Будько. – 3 - е изд. –
М.: Тетра Систем, 2005. – 78 – 95 с.
10.Барменкова О.В. Видеозанятия в системе обучения
иностранной речи / О.В. Барменкова // Иностранные языки в
школе. – 1999. - № 3. – С. 20-25.57
11.Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным
языкам / Б.В. Беляев. – М.: Наука. - 1965. – 225 с.
12.Бим И.Л. О преподавании иностранного языка на современном
этапе / И. Л. Бим // Теория и практика обучения иностранным
языкам. – М.: Просвещение. – 1995. - №3. – 125 с.
13.Богорад Г. Б., Карпухина Н.К. Елизарова Е.Ф. Осипян Н.М.
English for orientalists : учебное пособие / Г. Б. Богорад, Н. К.
Карпухина, Е. Ф. Елизарова, Н. М. Осипян. — СПб., 2004. — С.
208.
14. Божок Н.Ю. Современные приемы и методы обучения
аудированию на уроках английского языка / Н.Ю. Божок. -
URL: https://открытыйурок.рф/статьи/668540/ (дата обращения
18.02.2018)
15.Бориско Н.Ф. Сам себе методист / Н.Ф. Бориско - Киев: Фирма
«ИНКОС», 2001. – C. 151-178.
16.Букин А. В., Буянов Д.В., Киреев Н. М., Отарова Е. Н.
Характеристика аудирования как вида речевой деятельности /
А. В. Букин, Д.В. Буянов, Н. М. Киреев, Е. Н. Отарова. – URL:
https://scienceforum.ru/2018/article/2018008186 (дата обращения
10.09.2018).
17.Вайсбурд М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию
иноязычной речи на слух: на материале англ. языка / М. Л.
Вайсбурд. — М.: Просвещение, 1965. — 79 с.
18.Венцов, А. В. Проблемы восприятия речи / А. В. Венцов, В. Б.
Касевич. — М.: УРСС, 2003. — 237