Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №42358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
533
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития способностей детей младшего школьного возраста посредством художественной деятельности 6
1.1 Понятие «способности» и значение их развития у детей младшего
школьного возраста 6
1.2 Особенности развития способностей в младшем школьном
возрасте 14
1.3 Методы и приемы организации художественной деятельности младших
школьников 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития способностей детей младшего школьного возраста посредством художественной деятельности 27
2.1 Исследование способностей детей младшего школьного возраста 27
2.2 Организация художественной деятельности, направленной на развитие
способностей младших школьников 40
2.3 Анализ эффективности проведенной работы 47
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение

Процветание любого государства зависит от творческого развития его граждан. Это, безусловно, относится и к современной России. Сегодня человеку важно уметь просчитывать разные способы действий, видеть различные алгоритмы достижения поставленной задачи, выдвигать гипотезы и предположения, создавать новые разнообразные и оригинальные продукты. Способность человека в процессе творческой деятельности вырабатывать разные способы решения задачи, находить варианты применения какого- либо объекта, видеть несколько путей выхода из проблемной ситуации психологи связывают с гибкостью его мышления. Достижение высокого уровня развития этой способности является стратегической задачей, которая требует проведения регулярного, долговременного, развивающего обучения.
Развитие способностей необходимо начинать с младшего школьного возраста. Причем кратковременная педагогическая деятельность в данном направлении не имеет большого положительного эффекта. Она должна быть регулярной и построенной на психологической основе. В художественной деятельности заложены большие возможности развития способностей школьников.
Вопросы развития способностей школьников стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все возможности для достижения успехов в личностном развитии младших школьников, повышении уровня их познавательных интересов и формировании творческих способностей.
С целью реализации направления развития способностей школьников, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования необходимо осуществить поиск средств,
методов и приемов.
Вопросы развития способностей разрабатывались в работах А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева и других исследователей.
Объект исследования: процесс развития способностей младших школьников посредством художественной деятельности.
Предмет исследования: художественная деятельность как средство развития способностей младших школьников.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия
развития способностей младших школьников посредством художественной деятельности.
Задачи исследования:
1) Уточнить сущность понятия «способности» и рассмотреть их значение развития у детей младшего школьного возраста.
2) Выявить особенности развития способностей в младшем школьном возрасте.
3) Рассмотреть методы и приемы организации художественной деятельности младших школьников.
4) Исследовать уровень способностей детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
5) Разработать и экспериментально проверить методику организации художественной деятельности, направленной на развитие способностей младших школьников.
6) Проанализировать эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования. Развитие способностей младших школьников
в процессе художественной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий:
- художественная деятельность младших школьников будет организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям;
- разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для первоклассников, где закладывается фундамент
школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
- создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
- разработана и реализована программа развития художественных способностей младших школьников.
Методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- опрос;
- анкетирование;
- наблюдение;
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке системы уроков, внеклассных занятий, творческих игр для развития способностей младших школьников посредством художественной деятельности. Содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания в начальных классах учителями, студентами педагогических колледжей и вузов.
База исследования: СОШ № 21 г. Нижнекамск, 3 А класс.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе теоретического исследования были рассмотрены представления исследователей о сущности и природе способностей человека, в том числе и творческих. Анализ исследований, позволил сделать вывод о том, что под способностями понимают индивидуально-психологические особенности личности, которые способствуют успешному выполнению той или иной продуктивной деятельности.
Художественные способности являются творческими и отражают способности человека к занятиям художественной деятельностью (танцами, сочинительством, музыкой, живописью и т.д.).
В рамках данного исследования мы рассмотрели художественные способности к изобразительной деятельности. Они определяют
эффективность получения знаний в области искусства, обеспечивают результативность усвоения определенных навыков изображения, декорирования, лепки, аппликации, влияют на успешность деятельности.
Младший школьный возраст представляет собой ответственный период в развитии художественных способностей. В этот период осуществляется развитие всех психических функций, закладываются основы творческих способностей, формируются сложные виды деятельности, развиваются мотивы, потребности, самооценка, элементы волевой регуляции поведения.
В младшем школьном возрасте наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности. Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к художественной деятельности.
Эффективным средством развития творческих способностей является художественная деятельность, которая осуществляется в начальной школе посредством рисования, дизайна и конструирования.
Значение предмета изобразительное искусство в начальной школе состоит в том, что оно нацелено на развитие художественных способностей и творческого потенциала учащегося, способствует формированию ассоциативно-образного и пространственного мышления, воображения, интуиции.
Художественная деятельность необходима в начальной школе, она способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируются его творческие способности.
Развитие творческих способностей представляет собой сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрять и дать возможность проявиться еще раз.
Экспериментальное исследование развития способностей детей младшего школьного возраста посредством художественной деятельности было проведено на базе СОШ № 21 г. Нижнекамск.
В ходе эксперимента были изучены особенности развития художественных способностей у младших школьников.
На протяжении шести месяцев в начальной школе проводился эксперимент, цель которого заключалась в изучении влияния художественной деятельности на развитие способностей детей младшего школьного возраста.
Формирующая работа проводилась в течении внеклассных занятий кружка «Художественное творчество». Была разработана программа, которая включала задания творческого характера, проведены занятия, творчески игры во втором классе. На занятиях, а также во внеурочное время осуществлялась работа по развитию творческих способностей детей: дети выполняли задания по художественному творчеству, участвовали в коллективных творческих играх, выполняли задания творческого характера, изготавливали поделки, участвовали в инсценировках, придумывали сказки, рассказы, стихи, выполняли оригинальные композиции.
Результаты контрольных диагностик в экспериментальной и контрольных группах свидетельствуют о положительной динамике развития творческих способностей в группе учащихся, с которыми проводилась работа по развитию художественных способностей.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Был сделан вывод о том, что развитие способностей младших школьников в процессе художественной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий:
- художественная деятельность младших школьников будет организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям;
- разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для первоклассников, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
- создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
- разработана и реализована программа развития художественных способностей младших школьников.



1. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого
саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.
И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 143 с.
2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. - М.: Наука, 1997. - 153 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2008.- 224 с.
5. Банников В. Н. Народное искусство и художественное творчество / В. Н. Банников. // Начальная школа. - 2016. - № 10. - С. 34 - 36.
6. Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е. П. Варламова, С.Ю. Степанов. - М.: Просвещение, 2006. - 232 с.
7. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Академия, 2010. - 288 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - С-Пб.: Союз, 2013. - 284 с.
9. Диагностика творческого развития личности: Методическое
пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - М.: Логос, 2005. - 424 с.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.второе, доп, испр. и перераб. / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
12. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1 - 4 классы / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под редакцией Б.
М. Неменского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
13. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / B. C. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. - 4-е изд, дораб.- М.: Дрофа, 2011.
14. Карпова Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук.- Москва, 2011. - 34 с.
15. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития / Е. И. Кикоин. - М.: Просвещение, 2009. - 89 с.
16. Кошелева А. Н. Иллюстрирование русских народных сказок на уроках изобразительного искусства в начальной школе//Начальная школа / А. Н. Кошелева. - 2016. - № 9. - С. 34 - 36.
17. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
18. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 2009. - 252 с.
19. Кузин B. C. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / B. C. Кузин, Э. И. Кубышкина. - 14-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2010.
20. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя / Л. В. Кузнецова. - М., Просвещение, 2008. - 224 с.
21. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
22. Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский и др. - М.: Просвещение, 2011. - 254 с.
23. Осипенко С. П. Динамика развития креативности младших школьников в творческих объединениях Текст.: автореф. дисс. канд. психол.
наук: 19:00.07 / С. П. Осипенко. - Москва, 2008. - 24 с.
24. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2009. - 576 с.
25. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе/ Н. И. Пьянкова. - М.: Академия, 2008. - 227 с.
26. Развитие творческих способностей учителя и учащихся: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции / под общей ред. Т. В. Соловьевой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 304 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. В. Давыдова.
- М., 2013. - 336 с.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т / С. Л. Рубинштейн. - М.: Академия, 2006. - 237 с.
29. Сатарова Л. А. Изобразительное искусство в школе / Л. А. Сатарова.
- М.: Академия, 2007. - 217 с.
30. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 203 с.
31. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 367 с.
32. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2012. - 590 с.
33. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов - М.: Просвещение, 2011. - 420 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Ы^://минобрнауки.рф/документы/922
35. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. -
М.: Юрист, 2008. - 512 с.
36. Хрусталева Т. М. Психология способностей / Т. М. Хрусталева. - М.: Школа - Пресс, 2011.- 381 с.
37. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
38. Дмитриева С. А. Образовательная программа внеурочной деятельности «Читаем и играем» /С. А. Дмитриева // Начальная школа - 2016. - № 4. - С. 22 - 26.
39. Белик И. С. Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.) / И. С. Белик. - Казань: Бук, 2014. - С. 146 - 149. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6302/ (дата обращения:
26.01.2019) .
40. Останина С. А. Художественно-творческая деятельность
школьников в образовательном пространстве современной гимназии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - №2 (Февраль). - С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2012/1214.htm. (дата обращения: 26.02.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ