Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ БЕРЕМЕННОСТИ

Работа №42356

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования ценностно-смысловых
ориентаций женщин на разных этапах беременности 7
1Л.Ценностно-смыловые ориентации личности 7
1.2. Психологические особенности беременных женщин 13
1.3. Особенности ценностно-смысловых ориентаций женщин в период
беременности 21
Вывод по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое изучение изменений в ценностно-смысловых ориентациях женщин на разных этапах беременности 25
2.1. Описание методов и процедуры исследования 25
2.2. Анализ средних значений ценностно-смысловых ориентаций женщин на
разных этапах беременности 26
2.3. Статистический анализ результатов исследования 42
Вывод по второй главе 51
Заключение 52
Литература

Актуальность исследования. По данным исследователей современные женщины стараются рожать как можно позднее и ограничиться одним ребенком, оставляя время на образование, карьеру, личную жизнь. Быстрый темп жизни и полоролевое изменение приводят к тому, что женщина перестает быть хранительницей очага, вставая в активную жизненную позицию, много работая. Это вызывает личностные изменения, эмоциональные. В постоянно меняющихся экономических и социальных условиях от женщин требуется высокая работоспособность, целеустремленность, на этом фоне наблюдается снижение рождаемости.
Поэтому все более значимым и особым периодом в жизни женщины становится рождение ребенка. Жизнь как бы затихает, изменяется привычный образ жизни. Иногда подобные изменения искажают представление о реальности, приводят к нервно-психическим нарушениям. В период вынашивания малыша обостряется чувствительность, появляются переживания о новом статусе, по поводу хода беременности и будущих родов, страх за себя и за ребенка, боязнь не справиться с материнской ролью, беспокойство в связи с неизбежными телесными изменениями. Возникает чувство ответственности за себя как носителя и создателя новой жизни и за саму эту новую жизнь в своем теле. Все это является стрессовым фактором.
Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как стадия полоролевой идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром.
Сегодня отечественная медицина признала необходимость не только медицинского наблюдения беременной женщины, но и изучения особенностей ее психики и осуществления психологической помощи в подготовке к родам и подготовке к жизни с появлением нового члена семьи. Стоит заметить, что в разные периоды женщина ведет себя по-разному, поэтому важно знать какие жизненные ориентиры, приоритеты стоят до, во время и после беременности.
В отечественной и западной психологии практически отсутствуют исследования, посвященные комплексному изучению особенностей психологических реакций беременных женщин. Многие авторы рассматривают беременность как кризисную ситуацию, оказывающую определенное влияние на психику женщины (М.А. Кочнева, 1990; Н.Г. Афиногенова, 1986; Э.К. Айламазян). Даже физиологически протекающая беременность сопровождается изменениями психики женщины, реакциями адаптации к беременности (Кочнева М.А., 1990). Таким образом, мы можем подойти к решению проблемы понимания динамики ценностно-смысловых ориентаций женщин на разных этапах беременности.
Объект исследования - ценностно-смысловые ориентации личности.
Предмет исследования - ценностно-смысловые ориентации женщин на разных этапах беременности.
Гипотеза исследования заключается в том, что система ценностно-смысловых ориентаций женщины изменяется в период беременности, т.е. происходит перестройка ценностных ориентаций с внешне ориентированных на внутренне ориентированные.
Цель исследования - выявить различия в ценностно-смысловых ориентациях женщин на разных этапах беременности.
В соответствии с целью исследования были подставлены следующие задачи:
1. Теоретически рассмотреть подходы к исследованию ценностносмысловых ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Раскрыть психологические особенности беременных женщин.
3. Описать особенности ценностно-смысловых ориентаций женщин в период беременности.
4. Эмпирическое изучение различий ценностно-смысловых ориентаций женщин на разных этапах беременности.
Методологической основой исследования явились положения
отечественной психологии о личности как системном образовании и о
4
системной детерминации личностного развитая, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова и других основоположников отечественной психологии.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; лонгитюдное исследование; эмпирические: метод опроса, психодиагностика; методы статистического анализа эмпирических данных.
Методики исследования:
- Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова);
- «Смысло-жизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А.
Леонтьева.
База исследования: центр планирования семьи. Выборку составляют 30 женщин в возрасте 24 - 28 лет, вставшие на учет в ранние сроки беременности.
Период лонгитюдного исследования: январь 2017 - апрель 2018.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна:
- проведен теоретический анализ и доказана необходимость изучения изменений ценностно-смысловых ориентаций женщин на разных этапах беременности;
- впервые представлено лонгитюдное исследование ценностно-смысловых ориентаций женщин;
- доказано, что на разных этапах беременности происходит
перестройка ценностно-смысловых ориентаций с внешне
ориентированных на внутренние.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты вносят вклад в ту часть психологии личности, где рассматривается проблема ценностей и их изменений в зависимости от социального статуса личности.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в работе психологов в рамках психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии для целенаправленного влияния на формирование ценностной структуры личности. Проведенное исследование расширяет существующие средства оказания психологической помощи женщинам.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы явилось изучение изменений ценностносмысловых ориентаций женщины до, во время и после беременности. В исследовании участвовали женщины, вставшие в ранние сроки беременности на учет в женскую консультацию. Изучены изменения смысложизненной ориентации женщины до, во время и после беременности. Решались теоретические и практические задачи.
В первой главе исследования рассмотрены теоретические аспекты значения ценностных ориентаций в жизни человека и непосредственные изменения женщины в течении беременности.
Ценностно-смысловые ориентации - это те ценностные ориентиры, которые регулируют поведение человека в тот или иной период. В период беременности женщина испытывает ряд психологических и социальных изменений, приводящих к изменению и ценностных ориентаций.
В период беременности женщина испытывает неустойчивость и противоречивость чувств, постепенно принимая себя беременной, но грани амбивалентного комплекса также проявляются. Поэтому можно констатировать смешанность мотивов.
Смысл ориентации женщины во время беременности проходит свое развитие от простого принятия факта самой беременности, выделения своего Я, к принятию ребенка и осознания новой жизни. Повышается требовательность к окружающим и желание особого внимания и отношения.
Острая борьба желаний наблюдается перед родами: избежать и скорее родить. В итоге происходит переход в восприятии матери ребенка от его фантастического образа к реальному.
Таким образом, беременность и роды являются критическими периодами в жизни женщины и всех ее ближайших родственников (мужа, родителей). С известия о наступлении беременности начинается процесс адаптации к новому физиологическому состоянию и социальному статусу
женщины. В это же время начинается перестройка структуры ценностных ориентаций и представлений о мире у будущей матери.
Во второй главе исследования проведена диагностика женщин в три периода их жизни: когда женщина только узнала о своем положении, когда она уходит в декрет, когда ухаживает за младенцем.
Для исследования изменения ценностно-смысловых ориентаций женщин был применён t-критерий Стьюдента, благодаря которому появляется возможность обнаруживать значимые различия исследуемых параметров.
Достоверные различия выявлены между двумя выборками женщин до беременности и во время по критериям осмысленность жизни (p<0,001; t= - 3,988), цели в жизни (p<0,001; t = -3,908), приятно время провождения (p<0,05; г= -2,016), поиск и наслаждение прекрасным (p<0,001; t = -5,920), любовь (p<0,001; t = -4,259). Так можно утверждать, что женщины во время беременности приобретают смысл жизни, стремятся найти прекрасное в жизни, осознают значение любви в большей степени, чем женщины до беременности.
Достоверные различия выявлены между двумя выборками женщин до беременности и женщин с младенцами по критериям результативность жизни (p<0,05; t = -2,124), любовь (p<0,001; t = -14,617), познание мира (p<0,001; t = -9,872). Таким образом, женщины с младенцами в значительной степени ценят духовные ценности, такие как любовь, познание, что связанно с рождением малыша, новыми впечатлениями и ощущениями, появился новый смысл жизни.
Достоверные различия выявлены между двумя выборками женщин
время беременности и женщин с младенцами по критериям высокое
материальное благосостояние (p<0,01; t = -3,319), любовь (p<0,01; t = -
11,932), познание мира (p<0,01; t = -15,703). Так между данными двумя
выборками существует различие в отношении к материальному состоянию,
которое приобретает значимость в связи с увеличением затрат по уходу за
53
малышом и не способностью женщины работать, любовь и познание мира также связные с рождением малыша и появлением новых чувств.
Таким образом, женщина проходя три данных периода жизни изменяет свои ценностно-смысловые ориентации, угасают интересы к окружающим, ограничивается социальная активность и увеличивается внимание к внутреннему миру, семье, ребенку.
Можно сделать вывод о том, что ценностно-смысловые ориентации женщины меняются значительно в периоды до беременности, во время и после, гипотеза о том, что система ценностных ориентаций женщины изменяется в период беременности, т.е. происходит перестройка ценностных ориентаций с внешне ориентированных - на социум и свои действия в социуме в сторону ухода за ребенком, подтвердилась.



1. Абдуллаходжаева М.С., Маджидов Н.М., Погорелова А.Б.
Центральная нервная система при беременности: клинико -
экспериментальные исследования. -Ташкент, 1975. - 94с.
2. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией //Вестник Моск. Ун-та. -Сер.14. -Психология. -2002.-№3. -с.3-18.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. //Психологический журнал. - 1984. -т.5. -№5. -с.63-70.
4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. -М: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления. 1996. - 304с.
5. Антонюк Е.В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. //Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1992. -25с.
6. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на фромирование потребностей. //Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов. - Горький. 1982. -с. 116-129.
7. Беляева Т.Б. Изучение половых и возрастных особенностей в представлениях о ценностях человека. // Ежегодник РПО, -т. 1, -Вып. 2. -М., 1995. -с.102-103.
8. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта. // Психологический журнал. -1993.- Т. 14. -№5. -с.99-105.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. //
Автореф. дис.канд. псх. наук.-М., 1987.-15с.
55
10. Грищенко В.И., Макаренко М.Е. Значение некоторых новых методических подходов в психопрофилактической подготовке к родам для перинатальной охраны плода. // Перинатальная физиология и патология. -Харьков. -1974.-С. 10-13.
11. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности //Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989. -с. 102-109.
12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М., 1978. -272с.
13. Захаров А.И. Ребенок до рождения. -СПб., 1998. -144с.
14. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М., 1986. - 222с.
15. Змановский Ю.Ф. Динамика изменения высшей нервной деятельности беременных под влиянием психопрофилактической подготовки к родам. //Аврореф. дис. канд. мед. наук. -М, 1962. -15с.
16. Изучение ценностно смысловой сферы личности. Методические рекомендации. /Составитель к. психол.н., доц. ЯницкийМ.С. - Кемерово. 1997.-с. 39.
17. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека. //К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. -М., 1992 - с.3-12.
18. Кочнева М.А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности. //Акуш. и гин. -1990. -№3. - с.13-16.
19. Куц В А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно мотивационных аспектах становления брачных отношений. //Автореф. дис.канд. психол. наук. - Л., 1978. -19с.
20. Лапочкина Н.П. Психосоматические соотношения у женщин с желательной беременностью и при ее искусственном прерывании в 1ом и 2-ом триместрах. // Автореф. дис.канд. мед. наук. Иваново. 1996. - 22 с.
21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М., 1992. -17 с.
22. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентация (СЖО). -М., 1992. -16 с.
23. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. //Психологический журнал. -1993. -Т.14. -№1. -с.150 -155.
24. Мамиев О.Б. Влияние психоэмоционального статуса беременных на исход родов матери и плода. // Материалы научных исследований по основным направлениям вуза. Астрахань. 1996. -№ 5. -С.87-89.
25. Погорелова А.Б. Функциональное состояние коры больших полушарий и ядер переднего гипоталамуса при беременности и лактации и их роль в патогенезе некоторых форм акушерской патологии. //Автореф. дис. канд. мед. наук. Ташкент. 1971. -21 с.
26. Погодин Б.Н. Развитие и здоровье детей 1-2 года жизни в зависимости от особенностей беременности и родов у их матерей. // Автореф. дис.канд. мед. наук. Ярославль. 1971. -11 с.
27. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста. // Автореф. дис.канд. психол. наук. М. 1995. -15с.
28. Прохоров В.Н. и др. Характеристика психологического состояния женщин в конце беременности. //Тезисы докладов акушеров - гинекологов Пермской области. Пермь. 1989. -с. 91-93.
29. Развитие личности ребенка: перевод с англ. /Под ред. А.М. Фонарева. -М., 1987. -272с.
30. Савченко Ю.И., Ковалевский В.А. Эмоции, беременность и потомство.//Акуш. и гин. -1984. -№10. -с.12-15.
31. Северный А.А., Баланкина Т.А., Солоед К.В., Шалина Р.И. Психосоматические аспекты беременности. С. 17-23. //Социальная и клиническая психиатрия. -1995. -№ 4.
32. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности./ Учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 1999. -92с.
33. Филиппова Г.Г. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности. /Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. -М., 1999. -396с.
34. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М., 2002. -240 с.
35. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста. // Автореф. дис.канд. псх. наук. М. 1995. -13 с.
36. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер.
- М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
37. Шпрангер, Э. Два вида психологии / Э. Шпрангер; под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - 2-е изд. - М.: Изд-во Мос. ун-та, 1992. - 364 с.
38. Шпунтова, В.В. Двойственность ценностей. / В.В. Шпунтова // Вестник СамГУ. - 2006. - № 10/2 - С. 301-307. 164. Шпунтова, В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности / В.В. Шпунтова // Психологические исследования: сб. науч. тр. - Вып. 3. - Самара: Универс-Групп, 2006. - С. 207-223.
39. Эйдемиллер, Э.Г., Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. -2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2006.
- 352 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ