Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Исследование проводилось на базе детского сада № 1 в подготовительной группе, участвовали дети, не имеющие нарушений умственного развития в количестве 10 человек (контрольная группа) и дети с диагнозом ЗПР в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования , то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 6
1.1 Понятие саморегуляции познавательной деятельности 6
1.2 Особенности саморегуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста 9
1.2 Специфика саморегуляции познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 14
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 21
2.1 Описание базы, методик и процедуры исследования 21
2.2 Анализ результатов опытно-эксперементальной работы по изучению особенностей саморегуляции познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с ЗПР важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания.
В настоящее время рост числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении, растет. Очень часто сегодня встречаются дети с отклонениями в развитии, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Раннее включение таких детей в процесс коррекционно-воспитательной работы способствует: коррекции отдельных отклонений, развитию потенциальных возможностей, преодолению социальной дезадаптации, подготовке детей к обучению в традиционной массовой школе.
В настоящее время работа педагога с детьми с ЗПР становится все более актуальной по причине увеличения числа таких детей.
Эмоции и воля, саморегуляция поведения и другие характеристики этих детей до конца остаются непознанными, хотя психологическая наука дает ответ на ряд кардинальных для педагогики и психологии вопросов (о психологических особенностях развития ребенка с ЗПР, возрастных закономерностях их развития, развития психики и речи).
Проблему саморегуляции детей с ЗПР изучали Е.Б.Аксенова, Н.В.Астахова, Н.В.Бабкина, Т.Н.Князева, О.А.Конопкин, У.В.Ульенкова и др.
Цель работы: выявить особенности саморегуляции познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект – саморегуляция познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет – особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза: саморегуляция познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР характеризуется рядом особенностей таких как:
- низкий уровень устойчивости и недостаточная концентрация внимания;
- низкий уровень сформированности умения действовать по правилу, недостаточный уровень умения принять и удержать задание;
- несформированность умения осуществлять самоконтроль на заключительном этапе выполнения задания.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности саморегуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Выявить специфику саморегуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР.
3. Разработать и провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению особенностей саморегуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследование по изучению особенностей саморегуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая основа исследования – работы как системно-организованный процесс, обеспечивающий адекватность состояний и действий человека цели, предмету, условиям деятельности (О. А. Конопкин, Н. Ф. Круглова, Б. Ф. Ломов, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий); как способность человека осознанно регулировать различные психические процессы и состояния (Е. О. Смирнова), способность управлять своими действиями в соответствии с общественно заданными целями и условиями деятельности (О. Ю. Осадько); как показатель возможностей индивида устойчиво осуществлять принятую программу деятельности, способность удерживать цели и способы деятельности (В. Д. Небылицын, В. С. Юркевич). Некоторые психологи (Н. А. Батурин и др.) связывают процесс саморегуляции с оценочной деятельностью, считая, что ее суть состоит в оценивании условий, возможностей, избранных программ, текущих и конечных результатов и т. д. И. И. Кондратьева, Н. А. Менчинская, У. В. Ульенкова рассматривают саморегуляцию как один из важнейших компонентов в структуре общей обучаемости и подчеркивают необходимость максимальной интенсификации ее развития..
Методы, используемые в работе, составили: анализ литературы по теме, обобщение и классификация полученной информации; сравнительный метод исследования; использовались эмпирические методы (психолого-педагогический эксперимент), методы обработки научных данных (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Саморегуляция является системно-огранизованным процессом, обеспечивающим адекватные условиям действия, она показывает возможность личности осуществлять определенную программу действий и ее способность удержать цель и способы деятельности. Саморегуляция является системно-огранизованным процессом, обеспечивающим адекватные условиям действия, она показывает возможность личности осуществлять определенную программу действий и ее способность удержать цель и способы деятельности. Структура саморегуляции, как считает Ульенкова У.В., это уровень сформированности саморегуляции и степень сформированности действий самоконтроля при выполнении основных этапов деятельности (ориентировочно-мотивационный, операционный и оценочно-контрольный). В зависимости от критериев сформированности действий самоконтроля можно выделить пять уровней саморегуляции в познавательной деятельности ребенка.
Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР, как в общем, так и в операционно-технической составляющей, отстает от нормы примерно на 2-3 года. При том, что интеллект детей с ЗПР сохранен, у них нарушена самостоятельная организационная деятельность: возникают трудности в планировании и вычленении этапов деятельности, они не могут адекватно оценить ее результаты. По причине того, что лобные отделы коры головного мозга у ребенка с ЗПР недостаточно зрелые, у него ослаблен контроль и программирование деятельности, направленное внимание, преобладает генерализованная активация. Поэтому ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточить внимание на каком-либо предмете или действии, ему трудно планировать свои действия, он недостаточно контролирует собственную деятельности. Дети испытывают трудности при соотнесении своих действий с теми правилами, выполнение которых требует аналитико-синтетической деятельности: структурирование и деструктурирование систем знаков, осуществление прямой или обратной счетной операции. Дети не могут осуществлять самоконтроль во время заключительного этапа выполнения задания из-за того, что у них отсутствует навык дробного, поэлементного сличения полученных результатов с заданными образцами.
Нами было подготовлена программа исследования и подобраны методики для изучения особенностей саморегуляции познавательной деятельности у старших дошкольников с ЗПР. После проведения эксперимента нами были изучены его результаты и сделаны выводы.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что саморегуляция познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР характеризуется рядом особенностей таких как: низкий уровень устойчивости и недостаточная концентрация внимания; низкий уровень сформированности умения действовать по правилу, недостаточный уровень умения принять и удержать задание; несформированность умения осуществлять самоконтроль на заключительном этапе выполнения задания.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Аксенова, Е.Б. Как развивать ребенка в игре [Текст] / Е.Б. Аксенова. – // Завуч начальной школы. – 2006, №4. – С. 93-97.
2. Астахова Н.В. Специфика системы осознанной саморегуляции учебной деятельности подростков с трудностями в обучении [Текст] / Н.В.Астахова // Дефектология. – 2008. – № 1.- с. 14-19.
3. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2002. – № 5. – с.40 – 45
4. Бабкина Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с ЗПР [Текст] / Н.В.Бабкина // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. – Москва: АРКТИ, 2001. – с.70-104.
5. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н.В.Бабкина // Дефектология. – 2003. – №6. – с. 46-50.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н.Блинова. – Москва: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. – Москва: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671, [1] с.
8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. [Текст] / Л.С.Выготский. – Москва: Эксмо, 2004. – 512 с.
9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – Москва: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.
10. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки [Текст] / В.С. Дерябин. – Москва: ЛКИ, 2016. – 202 c.
11. Дети с временной задержкой психического развития [Текст] / Под ред.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- Москва: Педагогика,1971. – 184 с.
12. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – Москва,1984. – 256 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер Ком, 2013. – 368 с.
14. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 448 c.
15. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование [Текст] / Т.Н.Князева. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 119 с.
16. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А.Конопкин // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – с.128-135.
17. Мандель, Б.Р Педагогика [Текст] / Б.Р Мандель. – Москва: Флинта, 2014. – 288 c.
18. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 2. внимание и память: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 261 c.
19. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие [Текст] / Р. В. Овчарова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2000. – 510 с.
20. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – Москва: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.
21. Семаго, Н. Я. Психологические особенности проблемных детей [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго // Школьный психолог. – 2008. – № 17–24.
22. Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
23. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений [Текст] / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия»,2005.- 400с.
24. Тржесоглава З. «Легкая дисфункция мозга в детском возрасте» [Текст] / З. Тржесоглава. – Москва: «Медицина», 2006. – 256 с.
25. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В.Ульенкова. – Нижний Новгород,1994. ‒ 228 с.
26. Усова, А.В. Как овладеть рациональными умениями и навыками учебного труда [Текст] / А.В. Усова, В.А. Беликов. – Магнитогорск, 1990. – Ч.1. – 30 с.
27. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений [Текст] / А.В. Усова. – Челябинск: ЧГПИ, 1994. – 23 с.
28. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И.Чеснокова. – Москва: Прагма, 1997. – 260 с.
29. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.
30. Шевченко, А.В. Образ «Я» и регуляция поведения у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / А.В.Шевченко. – Иркутск, 2006. – 100 с.