ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся при подготовке 8
1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
образовательном процессе 8
1.2. Принципы и основные этапы психолого-педагогического сопровождения
учащихся 11
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к
олимпиадам и конкурсам по обществознанию 12
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование организации психологопедагогического сопровождения учащихся 6-х классов при подготовке к олимпиадам 17
2.1. Организация исследования психологических особенностей личности
учащихся 6-х классов 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических
особенностей личности учащихся 24
2.3. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения учащихся 6-х классов, участвующих в олимпиадах и
конкурсах по обществознанию 35
2.4. Анализ и интерпретация результатов апробации программы 41
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся при подготовке 8
1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
образовательном процессе 8
1.2. Принципы и основные этапы психолого-педагогического сопровождения
учащихся 11
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к
олимпиадам и конкурсам по обществознанию 12
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование организации психологопедагогического сопровождения учащихся 6-х классов при подготовке к олимпиадам 17
2.1. Организация исследования психологических особенностей личности
учащихся 6-х классов 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических
особенностей личности учащихся 24
2.3. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения учащихся 6-х классов, участвующих в олимпиадах и
конкурсах по обществознанию 35
2.4. Анализ и интерпретация результатов апробации программы 41
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение
Принятые в последние годы Профстанадарт педагога и ФГОС [1, 6, 30-33] показывают на необходимость совместного сопровождения участников образовательного процесса. Соответственно данная магистерская работа выполнена на междисциплинарной основе и включат в себя данные педагогической и психологической наук.
Таким образом, развивающаяся идея псиxолого-педагогического сопровождения детей возникла в результате изучения способов и приемов оказания эффективной квалифицированной псиxологической помощи субъектам системы образования. Необходимость сопровождения приобрела ОСО6УЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ среди педагогов-психолов псиxологических СЛУЖ6 системы образования (Э.М.Александровская, М.Р.Битянова, Е.И.Казакова, Е.А.Козырева, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова и др.) [4, 13, 25]. Данный подход существует с 1994 года, но он до сих пор не имеет четкого практического применения среди педагогов.
Проблема исследования: какова программа психолого
педагогического сопровождения учащихся 6- x классов при подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществознанию.
Цель исследования - разработать программу психологопедагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к олимпиадам и конкурсам.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение учащихся основной школы при подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществознанию.
Гипотеза исследования - подготовка к олимпиадам и конкурсам по обществознанию для учащихся 6-х классов будет более успешной, если
разработать программу психолого-педагогического сопровождения на основании выявления личностные особенностей обyчающиxся.
Задачи исследования:
1. Определить СУЩНОСТЬ и особенности псиxолого-педагогического сопровождения обyчающиxся.
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить особенности проявления мотивации, креативности, психологических особенностей учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
В своем исследовании мы опирались на основные положения следующих теорий:
-теория индивидуализации обучения (Инге Унт, Е.Н.Степанов,
В.Д.Шадриков);
- технология дифференциации обучения (Н.Г.Гончаров);
- теория проектирования образоватльного процесса (Г.Е.Муравьева);
- модели взаимодействия участников образовательного процесса (Н.Ф.Радионова, И.В.Дубровина);
- положения теории и методологии дидактики в области исследовательской деятельности школьников (А.М.Матюшкин).
В магистерской диссертации мы использовали следующие теоретические и практические (эмпирические) методы исследования:
- теоретические - анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования, сравнение, сопоставление и обобщение данных;
- практические (эмпирические) - тестирование, обработка и интерпертация данных, констатирующий эсперимент;
- математические и статистические методы обработки данных результатов исследования: программа IBM SPSS Stаtistiсs версия 22, коэффициент корреляции Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова (на нормальность распределения).
Использовались следующие методики исследования:
- опросник Г. Шмишека [3];
- опросник для определении креативности [12];
- методика диагностики СТРУКТУРЫ yчебной мотивации школьника М.В.Матюxиной [21];
- изучение продуктов деятельности испытуемых (анализ журнала успеваемости детей) [2].
Выборка: ученики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г.Набережные Челны Республики Татарстан в количестве 52 ученика 6 класса, из них 5 человек участвовали в олимпиадах по обществознанию.
Этапы проведения исследовательской деятельности:
а) Постановочный (01.09.2016 -25.04.2017) - выбор темы
исследования. Анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, объекта, предмета, задач исследования, гипотезы.
б) Исследовательский (10.09.2017 - 31.05.2018) - подбор пакета методик, обработка и описание полученных результатов.
в) Интерпретационно-оформительский (01.06.2018 - 20.11.2018) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация данных.
ШУЧ^Я новизна исследования: разработана и рекомендована к внедрению программа психолого-педагогического сопровождения учащихся
6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа психолого - педагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию, включающая в себя модель психолого - педагогического сопровождения педагога и учащегося при подготовке к олимпиадам и конкурсам (психолого - педагогическая поддержка, тренинговая работа и развитие самосознания).
Материалы исследования МОГУТ быть полезны yчителям обществознания, педагогам - псиxологам общеобразовательный школ при подготовке детей к олимпиадам и конкурсам, в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность результатов: применялись методы адекватные поставленным задачам; гипотеза имела экспериментальную поверку в условиях конкретного МБОУ; статистическая обработка эмпирических данных.
Апробация результатов исследования. Результаты эмпирического исследования магистерской диссертации были представлены на заседании методического объединения учителей истории и обществознания, собрании родителей учащихся 6-x классов общеобразовательной школы №31 г.Набережные Челны Республики Татарстан.
Таким образом, развивающаяся идея псиxолого-педагогического сопровождения детей возникла в результате изучения способов и приемов оказания эффективной квалифицированной псиxологической помощи субъектам системы образования. Необходимость сопровождения приобрела ОСО6УЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ среди педагогов-психолов псиxологических СЛУЖ6 системы образования (Э.М.Александровская, М.Р.Битянова, Е.И.Казакова, Е.А.Козырева, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова и др.) [4, 13, 25]. Данный подход существует с 1994 года, но он до сих пор не имеет четкого практического применения среди педагогов.
Проблема исследования: какова программа психолого
педагогического сопровождения учащихся 6- x классов при подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществознанию.
Цель исследования - разработать программу психологопедагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к олимпиадам и конкурсам.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение учащихся основной школы при подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществознанию.
Гипотеза исследования - подготовка к олимпиадам и конкурсам по обществознанию для учащихся 6-х классов будет более успешной, если
разработать программу психолого-педагогического сопровождения на основании выявления личностные особенностей обyчающиxся.
Задачи исследования:
1. Определить СУЩНОСТЬ и особенности псиxолого-педагогического сопровождения обyчающиxся.
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить особенности проявления мотивации, креативности, психологических особенностей учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
В своем исследовании мы опирались на основные положения следующих теорий:
-теория индивидуализации обучения (Инге Унт, Е.Н.Степанов,
В.Д.Шадриков);
- технология дифференциации обучения (Н.Г.Гончаров);
- теория проектирования образоватльного процесса (Г.Е.Муравьева);
- модели взаимодействия участников образовательного процесса (Н.Ф.Радионова, И.В.Дубровина);
- положения теории и методологии дидактики в области исследовательской деятельности школьников (А.М.Матюшкин).
В магистерской диссертации мы использовали следующие теоретические и практические (эмпирические) методы исследования:
- теоретические - анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования, сравнение, сопоставление и обобщение данных;
- практические (эмпирические) - тестирование, обработка и интерпертация данных, констатирующий эсперимент;
- математические и статистические методы обработки данных результатов исследования: программа IBM SPSS Stаtistiсs версия 22, коэффициент корреляции Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова (на нормальность распределения).
Использовались следующие методики исследования:
- опросник Г. Шмишека [3];
- опросник для определении креативности [12];
- методика диагностики СТРУКТУРЫ yчебной мотивации школьника М.В.Матюxиной [21];
- изучение продуктов деятельности испытуемых (анализ журнала успеваемости детей) [2].
Выборка: ученики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г.Набережные Челны Республики Татарстан в количестве 52 ученика 6 класса, из них 5 человек участвовали в олимпиадах по обществознанию.
Этапы проведения исследовательской деятельности:
а) Постановочный (01.09.2016 -25.04.2017) - выбор темы
исследования. Анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, объекта, предмета, задач исследования, гипотезы.
б) Исследовательский (10.09.2017 - 31.05.2018) - подбор пакета методик, обработка и описание полученных результатов.
в) Интерпретационно-оформительский (01.06.2018 - 20.11.2018) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация данных.
ШУЧ^Я новизна исследования: разработана и рекомендована к внедрению программа психолого-педагогического сопровождения учащихся
6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа психолого - педагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию, включающая в себя модель психолого - педагогического сопровождения педагога и учащегося при подготовке к олимпиадам и конкурсам (психолого - педагогическая поддержка, тренинговая работа и развитие самосознания).
Материалы исследования МОГУТ быть полезны yчителям обществознания, педагогам - псиxологам общеобразовательный школ при подготовке детей к олимпиадам и конкурсам, в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность результатов: применялись методы адекватные поставленным задачам; гипотеза имела экспериментальную поверку в условиях конкретного МБОУ; статистическая обработка эмпирических данных.
Апробация результатов исследования. Результаты эмпирического исследования магистерской диссертации были представлены на заседании методического объединения учителей истории и обществознания, собрании родителей учащихся 6-x классов общеобразовательной школы №31 г.Набережные Челны Республики Татарстан.
В последние годы ряд исследований посвящен изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения участников школьных олимпиад. В силу значимости социального запроса исследования по большей части междисциплинарные. Наше исследование находится на стыке психологии и педагогики. Целью исследования мы поставили необходимость разработать программу психолого-педагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
В качестве гипотезы мы предположили, что пoдгoтoвкa к oлимпиaдaм и кoнкypcaм по oбщecтвoзнaнию для yчaщиxcя 6-x клaccoв бyдeт бoлee ycпeшнoй, earn pазpабoтать пpoгpaммy пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoгo
coпpoвoждeния на основании выявления личностных особенностей обучающихся. С поставленными задачами исследования мы справились. Изначально мы подобрали комплекс методик, позволяющих определить типы акцентуации личности и особенности учебной мотивации у участников олимпиад и учеников, не участвущих в олимпиадах. По результатам анализа эмпирического материала можно утверждать, что 2 исследуемые группы учеников не различаются по показателям личностных особенностей, креативности и мотивации. Корреляционные плеяды у учеников участников и не участвующих в олимпиадах имеют разное количество взаимосвязей и системообразующих показателей. При этом, отсутствовали взаимосвязи с показателем «креативность». Проведенная программа с участниками олимпиад по обществознанию показала, что возникла взаимосвзяь показателя «кретивность» с показателем «экзальтированность». Соответственно, чем выше творческое начало проявляется у учеников, тем более они способны на тонкие внутренние переживания.
Итак, разработанная и апробированная программа психологопедагогического сопровождения участников олимпиад позволяет утверждать, что данная работа существенно адаптировала школьников к напряженной и творческой работе при подготовке к данным видам конкурсов.
Мaтepиaлы иccлeдoвaния мoгyт быть пoлeзны учш^лям
oбщecтвoзнaния, пeдaгoгaм - пcиxoлoгaм oбш,eoбpaзoвaтeльныx шгал пpи пoдгoтoвкe дeтeй к oлимпиaдaм и кoнкypcaм, в cиcтeмe пoвышeния квaлификaции paбoтникoв oбpaзoвaния.
В качестве гипотезы мы предположили, что пoдгoтoвкa к oлимпиaдaм и кoнкypcaм по oбщecтвoзнaнию для yчaщиxcя 6-x клaccoв бyдeт бoлee ycпeшнoй, earn pазpабoтать пpoгpaммy пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoгo
coпpoвoждeния на основании выявления личностных особенностей обучающихся. С поставленными задачами исследования мы справились. Изначально мы подобрали комплекс методик, позволяющих определить типы акцентуации личности и особенности учебной мотивации у участников олимпиад и учеников, не участвущих в олимпиадах. По результатам анализа эмпирического материала можно утверждать, что 2 исследуемые группы учеников не различаются по показателям личностных особенностей, креативности и мотивации. Корреляционные плеяды у учеников участников и не участвующих в олимпиадах имеют разное количество взаимосвязей и системообразующих показателей. При этом, отсутствовали взаимосвязи с показателем «креативность». Проведенная программа с участниками олимпиад по обществознанию показала, что возникла взаимосвзяь показателя «кретивность» с показателем «экзальтированность». Соответственно, чем выше творческое начало проявляется у учеников, тем более они способны на тонкие внутренние переживания.
Итак, разработанная и апробированная программа психологопедагогического сопровождения участников олимпиад позволяет утверждать, что данная работа существенно адаптировала школьников к напряженной и творческой работе при подготовке к данным видам конкурсов.
Мaтepиaлы иccлeдoвaния мoгyт быть пoлeзны учш^лям
oбщecтвoзнaния, пeдaгoгaм - пcиxoлoгaм oбш,eoбpaзoвaтeльныx шгал пpи пoдгoтoвкe дeтeй к oлимпиaдaм и кoнкypcaм, в cиcтeмe пoвышeния квaлификaции paбoтникoв oбpaзoвaния.



