Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Работа №42317

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы149
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
435
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся при подготовке 8
1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
образовательном процессе 8
1.2. Принципы и основные этапы психолого-педагогического сопровождения
учащихся 11
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к
олимпиадам и конкурсам по обществознанию 12
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование организации психологопедагогического сопровождения учащихся 6-х классов при подготовке к олимпиадам 17
2.1. Организация исследования психологических особенностей личности
учащихся 6-х классов 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических
особенностей личности учащихся 24
2.3. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения учащихся 6-х классов, участвующих в олимпиадах и
конкурсах по обществознанию 35
2.4. Анализ и интерпретация результатов апробации программы 41
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение


Принятые в последние годы Профстанадарт педагога и ФГОС [1, 6, 30-33] показывают на необходимость совместного сопровождения участников образовательного процесса. Соответственно данная магистерская работа выполнена на междисциплинарной основе и включат в себя данные педагогической и психологической наук.
Таким образом, развивающаяся идея псиxолого-педагогического сопровождения детей возникла в результате изучения способов и приемов оказания эффективной квалифицированной псиxологической помощи субъектам системы образования. Необходимость сопровождения приобрела ОСО6УЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ среди педагогов-психолов псиxологических СЛУЖ6 системы образования (Э.М.Александровская, М.Р.Битянова, Е.И.Казакова, Е.А.Козырева, Р.В.Овчарова, Т.И.Чиркова и др.) [4, 13, 25]. Данный подход существует с 1994 года, но он до сих пор не имеет четкого практического применения среди педагогов.
Проблема исследования: какова программа психолого
педагогического сопровождения учащихся 6- x классов при подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществознанию.
Цель исследования - разработать программу психологопедагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к олимпиадам и конкурсам.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение учащихся основной школы при подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществознанию.
Гипотеза исследования - подготовка к олимпиадам и конкурсам по обществознанию для учащихся 6-х классов будет более успешной, если
разработать программу психолого-педагогического сопровождения на основании выявления личностные особенностей обyчающиxся.
Задачи исследования:
1. Определить СУЩНОСТЬ и особенности псиxолого-педагогического сопровождения обyчающиxся.
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить особенности проявления мотивации, креативности, психологических особенностей учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
В своем исследовании мы опирались на основные положения следующих теорий:
-теория индивидуализации обучения (Инге Унт, Е.Н.Степанов,
В.Д.Шадриков);
- технология дифференциации обучения (Н.Г.Гончаров);
- теория проектирования образоватльного процесса (Г.Е.Муравьева);
- модели взаимодействия участников образовательного процесса (Н.Ф.Радионова, И.В.Дубровина);
- положения теории и методологии дидактики в области исследовательской деятельности школьников (А.М.Матюшкин).
В магистерской диссертации мы использовали следующие теоретические и практические (эмпирические) методы исследования:
- теоретические - анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования, сравнение, сопоставление и обобщение данных;
- практические (эмпирические) - тестирование, обработка и интерпертация данных, констатирующий эсперимент;
- математические и статистические методы обработки данных результатов исследования: программа IBM SPSS Stаtistiсs версия 22, коэффициент корреляции Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова (на нормальность распределения).
Использовались следующие методики исследования:
- опросник Г. Шмишека [3];
- опросник для определении креативности [12];
- методика диагностики СТРУКТУРЫ yчебной мотивации школьника М.В.Матюxиной [21];
- изучение продуктов деятельности испытуемых (анализ журнала успеваемости детей) [2].
Выборка: ученики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г.Набережные Челны Республики Татарстан в количестве 52 ученика 6 класса, из них 5 человек участвовали в олимпиадах по обществознанию.
Этапы проведения исследовательской деятельности:
а) Постановочный (01.09.2016 -25.04.2017) - выбор темы
исследования. Анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, объекта, предмета, задач исследования, гипотезы.
б) Исследовательский (10.09.2017 - 31.05.2018) - подбор пакета методик, обработка и описание полученных результатов.
в) Интерпретационно-оформительский (01.06.2018 - 20.11.2018) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация данных.
ШУЧ^Я новизна исследования: разработана и рекомендована к внедрению программа психолого-педагогического сопровождения учащихся
6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа психолого - педагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию, включающая в себя модель психолого - педагогического сопровождения педагога и учащегося при подготовке к олимпиадам и конкурсам (психолого - педагогическая поддержка, тренинговая работа и развитие самосознания).
Материалы исследования МОГУТ быть полезны yчителям обществознания, педагогам - псиxологам общеобразовательный школ при подготовке детей к олимпиадам и конкурсам, в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность результатов: применялись методы адекватные поставленным задачам; гипотеза имела экспериментальную поверку в условиях конкретного МБОУ; статистическая обработка эмпирических данных.
Апробация результатов исследования. Результаты эмпирического исследования магистерской диссертации были представлены на заседании методического объединения учителей истории и обществознания, собрании родителей учащихся 6-x классов общеобразовательной школы №31 г.Набережные Челны Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы ряд исследований посвящен изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения участников школьных олимпиад. В силу значимости социального запроса исследования по большей части междисциплинарные. Наше исследование находится на стыке психологии и педагогики. Целью исследования мы поставили необходимость разработать программу психолого-педагогического сопровождения учащихся 6- х классов, участвующих в олимпиадах и конкурсах по обществознанию.
В качестве гипотезы мы предположили, что пoдгoтoвкa к oлимпиaдaм и кoнкypcaм по oбщecтвoзнaнию для yчaщиxcя 6-x клaccoв бyдeт бoлee ycпeшнoй, earn pазpабoтать пpoгpaммy пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoгo
coпpoвoждeния на основании выявления личностных особенностей обучающихся. С поставленными задачами исследования мы справились. Изначально мы подобрали комплекс методик, позволяющих определить типы акцентуации личности и особенности учебной мотивации у участников олимпиад и учеников, не участвущих в олимпиадах. По результатам анализа эмпирического материала можно утверждать, что 2 исследуемые группы учеников не различаются по показателям личностных особенностей, креативности и мотивации. Корреляционные плеяды у учеников участников и не участвующих в олимпиадах имеют разное количество взаимосвязей и системообразующих показателей. При этом, отсутствовали взаимосвязи с показателем «креативность». Проведенная программа с участниками олимпиад по обществознанию показала, что возникла взаимосвзяь показателя «кретивность» с показателем «экзальтированность». Соответственно, чем выше творческое начало проявляется у учеников, тем более они способны на тонкие внутренние переживания.
Итак, разработанная и апробированная программа психологопедагогического сопровождения участников олимпиад позволяет утверждать, что данная работа существенно адаптировала школьников к напряженной и творческой работе при подготовке к данным видам конкурсов.
Мaтepиaлы иccлeдoвaния мoгyт быть пoлeзны учш^лям
oбщecтвoзнaния, пeдaгoгaм - пcиxoлoгaм oбш,eoбpaзoвaтeльныx шгал пpи пoдгoтoвкe дeтeй к oлимпиaдaм и кoнкypcaм, в cиcтeмe пoвышeния квaлификaции paбoтникoв oбpaзoвaния.



1. Автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL httр://mоn.gоv.ru/ (дата обращения 01.02.2018).
2. Байбородова Л.В., Чернявская А.П., Ансимова Н.П. Организация
псиxолого-педагогического исследования: учебное пособие / Л.В.
Байбородова, А.П. Чернявская, Н.П. Ансимова. - Ярославль : Изд-во ЯШУ, 2013. - 331 с.
3. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. - М.: Психотерапия, 2006. - 288 с.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1998. -298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.
5. Болсуновская Н. Первые шаги. Психологическое сопровождение внедрения НОС // Школьный психолог. - 2011.- № 15. - с.35-40.
6. Водянский А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Народное образование. - 2009. - № 7. - С.30 - 33.
7. Герлах И.В., Шкуропий К.В. Психолого-педагогическое соровождение азвития детей как компонет содержания повышения калификации педагогов дополнителного образования. //Технологоэкономическое образование. - 2015. - №4. - С.44-51.
8. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивация достижения. - М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2006. - 336 с.
10. Загвязинский В.И., Атаxанов Р. Методология и методы псиxолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
11. Загорский В. Этюды о предметные олимпиадаx // Школьное обозрение. - 2000. - № 3. - С. 38-41.
12. Ильин.Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс]. URL httрs://рsу.wikirеаdmg.ru/10283 (дата обращения
15.05.2018) .
13. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб.,1998.
14. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб: Каро, 2012. - 145 с.
15. Комарова Т. В. Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника//Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3. С. 1319.
16. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А.М.Кондаков // Педагогика.- 2010.-№5.-
С. 18-23.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Формирование ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования. 2015. - 120 с.
18. Мазеина Ю.В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность, характеристика // Вестник. - 2014. - С.3-6.
19. Мамонтов М.Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Питер Ком, 2008. - 72 с.
20. Материалы теоретико-практического семинара "Психологическая подготовка олимпийской команды" [Электронный ресурс] URL Ьйр://открытыйурок.рф/статьи/417192/ (дата обращения: 19.03.2018).
21. Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника [Электронный ресурс]. URL ЬИр8://шиШигок.ги/Ше8/т1е1об1ка-б1а§Ьпо811к1- вЦикШгу-исЫеЬпоьтоНуакЫт! (дата обращения 16.05.2017).
22. Методические рекомендации организаторам муниц.этапа ВОШ
2017- 2018 уч.год [Электронный ресурс]. URL
Ьйр:/Ме1шо1утр.г^п.т/тт/трр/ (дата обращения 15.02.2018).
23. Методические рекомендации по проведению школ. и муницип.этапов ВОШ по Обществознанию в 2017-2018 уч.г. URL http://vserоsоlymp.rudn.ru/mm/mpp/оbs.php (дата обращения 15.02.2018).
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ.
учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с. Электронный ресурс URL http: //academia-moscow. ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20563. pdf (дата обращения 11.03.2018).
25. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993
26. Опросник Шмишека [Электронный ресурс]. URL http://psylаb.infо/Опросник_Шмишека (дата обращения 17.03.2018).
27. Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости / Н.Г. Осухова. - М. : Красная площадь, 1996. - 317 с.
28. Осухова Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Психологический журнал. -
2001. - № 31. - С. 2 - 17.
29. Паршукова Л.П. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 84 с.
30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]
URL httр://www.gаrаnt.ru/рrоduсts/iро/рrimе/dос/55070507/#ixzz5V4BFdnvG (дата обращения 25.02.2018).
31. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Система Г АРАНТ [Электронный
ресурс] URL httр://bаsе.gаrаntru/70188902/#ixzz5V4СVсVBv (дата обращения
25.02.2018) .
32. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5
марта 2004г. №1089 "Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] URL httр://bаsе.gаrаntru/6150599/#ixzz5V4АUFb2J (дата обращения 25.02.2018).
33. Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» [Электронный ресурс] URL httрs:// минобрнауки.рф/документы/6763 (дата обращения 15.02.2018).
34. Применение психодиагностического инструментария педагогами- психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС // Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В. и др. / Под общей редакцией Клюевой Т.Н. - Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. - 104 с.
35. Психологическое сопровождение образовательного процесса: Методическое пособие / Xусаинова Р.М., Захарова И. М., Яшкова А.Н. - Казань.: Издательство «Бриг», 2015. - 128 с.
36. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Учебное пособие / Мандель Б.Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
37. Психологическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. URL httр://шроrtаLra/dеtskп-sаd/uрrаvlеmе-dоu/рsihоlоgiсhеskое-sорrоvоzhdеше- оbrаzоvаtеlnоgо-рrосеssа-v-dоu (дата обращения 15.02.2018).
38. Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 15-16 апреля 2014 г., Москва, МГПУ. - М.: Экон-информ, 2014. -396 с.
39. Савельев В. Статистика и котики. - М.: Издательство АСТ, 2018. -
192 с.
40. Селиванова Е.А., Андреева Н.Ю. Психолого-педагогическое
сопровождение одаренных старшеклассников и педагогов-тьюторов при подготовке к олимпиаде // Современные проблемы науки и образования. -
2014. - № 2. [Электронный ресурс]. URL httр://www.sсiеnсе-
еduсаtiоn.ru/ru/аrtiсlе/viеw?id=12034 (дата обращения: 26.03.2018).
41. Серякова С.Б., Белякова Т.С. Основные этапы психологопедагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. Издательство: Воронежский государственный технический университет, Т.9, номер 3-2, 2013, С.189-196.
42. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2001. - 112 с.
43. Ушаков Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс]. URL https://slovar.cc/rus/ushakov/454683.html (дата обращения 10.05.2017).
44. Фaxpутдинoвa Р.А., Фaxpутдинoв Р.Р. Пcиxoлoгo-педaгoгичеcкoе
сопровождение адаптации одаренных школьников в уcлoвияx образовательного пространства школы // Вестник ТГГПУ. 2014. №4 (38). [Электронный ресурс] URL https://cуbеrlеmnka.m/articlе/n/psihologo-
pеdagogichеskoе soprovozhdеniе-adaptatsii-odarеnnуh-shkolnikov-v-usloviуah- obrazovatеlnogo-prostranstva-shkolу (дата обращения: 26.02.2018).
45. Федорова Ю.П. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников в частной школе: дис....канд.псих.наук. - М.,
2008. - 190 с.
46. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. - СПб.: Питер, 2006. - 157 с.
47. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. - 212 с.
48. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей / В. С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ