ОСОБЕННОСТИ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы распознавания эмоций у детей дошкольного возраста (дети 3 - 7 лет) 8
1.1. Сущность эмоционального развития у детей дошкольного возраста 8
1.2. Понятие игровой деятельности 20
1.3. Современные психологи о распознавании эмоций у детей в дошкольном
возрасте в процессе игровой деятельности 28
Выводы по 1 главе 38
Глава II. Методы и организация исследования уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 42
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 43
2.3. Процедура исследования 48
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 50
Выводы по 2 главе 50
Глава III . Исследование уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 52
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 52
3.1.1. Результаты исследования уровня распознавания эмоций у детей в
дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 52
3.1.2. Оценка игровой деятельности детей дошкольного возраста
воспитателями 55
3.2. Взаимосвязь особенностей распознавания эмоций и уровня
сформированности игровой деятельности 57
Выводы по 3 главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Глава I. Теоретические аспекты проблемы распознавания эмоций у детей дошкольного возраста (дети 3 - 7 лет) 8
1.1. Сущность эмоционального развития у детей дошкольного возраста 8
1.2. Понятие игровой деятельности 20
1.3. Современные психологи о распознавании эмоций у детей в дошкольном
возрасте в процессе игровой деятельности 28
Выводы по 1 главе 38
Глава II. Методы и организация исследования уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 42
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 43
2.3. Процедура исследования 48
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 50
Выводы по 2 главе 50
Глава III . Исследование уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 52
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 52
3.1.1. Результаты исследования уровня распознавания эмоций у детей в
дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 52
3.1.2. Оценка игровой деятельности детей дошкольного возраста
воспитателями 55
3.2. Взаимосвязь особенностей распознавания эмоций и уровня
сформированности игровой деятельности 57
Выводы по 3 главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
В современных условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо решать важную проблему распознавания эмоций детей как отклика на события, общение с ровесниками и взрослыми, восприятие природы и произведений искусства. «Читая» по внешним признакам то, что испытывает ребенок, можно лучше понять его внутренний мир. Соответственно выбираются подходы и методы работы с детьми.
Данная идея подтверждена законодательно - в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость обогащения (амплификации) детского развития, а также охраны и укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [72].
Таким образом, одна из важных отличительных черт образовательной программы ДОУ XXI века выражена в стимулировании сопереживания ребенка
3- 7 лет всему, что его окружает. Всю палитру эмоций дошкольников объединяет игра. Хотя эмоции в этом возрасте достаточно развиты, они еще не неустойчивы. Стрессовая игровая деятельность, необходимость выполнять в игре роль, которая не близка ребенку, вызывают отрицательные эмоции, которые могут закрепиться и тормозить общее развитие. Если педагог вовремя не распознал эту опасность, то негативные переживания растут, поглощая воспитанника, «уводя» от радостного отношения к жизни.
Поэтому необходимо сделать все возможное для того чтобы игровая деятельность своей увлекательностью и разнообразием стимулировали развитие эмоциональной сферы детей. Педагог при этом должен быть оснащен простыми в применении диагностическими средствами; уметь правильно интерпретировать полученные данные.
На наш взгляд, процесс распознавания эмоций дошкольников может протекать интенсивнее при условии систематического применения педагогом игровой деятельности, в которых эмоциональная составляющая специально акцентируется.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью преодолеть противоречие между потребностью общества в полноценной подготовке выпускников ДОУ, которые способны устанавливать продуктивную коммуникацию с ровесниками и старшими, и, с другой стороны - недостаточной разработанностью методики применения игровой деятельности как средства создания условий для успешного распознавания эмоций дошкольников 3 - 7 лет.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: с
помощью какого подхода к использованию игровой деятельности можно распознавать эмоции дошкольников наиболее точно?
В ряде публикаций Л.А. Баренбойма, З.Н. Бугаевой, В.К. Вилюнаса, Н.Ф. Губановой, Б.И. Додонова, Н.И. Ежковой, А.В. Запорожца, К. Изарда, Р.Р. Калининой, Ю.Е. Кравченко, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Л.Ф. Обуховой, А.Е. Ольшанниковой, Л.С. Рубинштейна, Л.П. Стрелковой,, Е.Э. Сугоняевой, Е.И. Юдиной и др. освещаются отдельные аспекты данной проблемы [2, 6, 19,27, 35, 59, 66, 78] .
Сущность эмоционального развития дошкольника в условиях ДОУ охарактеризована современной наукой в контексте теории эмоции как целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
В.К. Вилюнасом, А.Н.Леонтьевым, У. Макдауглом, Л.С. Рубинштейном в рамках деятельностного подхода показана динамика эмоциональной сферы ребенка как закономерное, мотивационно и ситуационно обусловленное формирование личностных и эмоциональных новообразований.
Согласно теории амплификации психического развития, раскрыта основная линия эмоционального развития дошкольника - обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы детей (А.В. Запорожец).
Выделены основные направления развития эмоционального развития дошкольника: дифференциация эмоций; формирование способности
контролировать и регулировать эмоции; уменьшение абсолютной частоты эмоциональных реакций (А.Е. Ольшанникова); фазы и параметры эмоционального развития (Л.П. Стрелкова).
Получила подтверждение идея адекватности игровой деятельности задачам развития распознавания эмоций у дошкольников (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.С. Макаренко, Г.П. Щедровицкий).
Обосновано понимание игры как предэстетической деятельности, т. к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план (А.Н. Леонтьев).
Игровая деятельность представлена учеными как комплекс жизнеподобных обстоятельств, специально конструируемый на основе элементов детской игры с целью обеспечения возможности участникам в рамках роли, игрового сюжета решать игровые задачи, в том числе - с помощью эмоций, проявляя их гибкость в соответствии с меняющимися условиями и содержанием общения (Н.А. Зорина, А.В. Тартачная, В.В. Никитина).
Было установлено, что для распознавания эмоций у дошкольников в процессе игровой деятельности необходимо их непосредственное участие в решении поставленных игровой деятельности проблем за счет использования всех имеющихся в арсенале эмоций, повышения их интенсивности; в качестве содержательной основы игровой деятельности целесообразно выбирать сюжеты сказок.
Игровая деятельность, с ее эстетическими качествами, располагает детей к импровизации в материалах разных видов искусства (Е.И. Юдина, А.Н. Зимина).
В игровой деятельности успешно осуществляется эмоционально положительное социокультурное развитие дошкольников (Н.Ф. Губанова), если игровая деятельность организована как эмоционально охраняющая. Эмоции ребенка проявляются ярче всего в кульминационные моменты игр, которые могут соответствовать определенной тематике, помогая детям быть активными, творческими.
И все же конкретно вопрос особенностей распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности, до сих пор не нашел в литературе должного освещения.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Особенности
распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности».
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников 5 - 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Предмет исследования: особенности распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности распознавания эмоций у детей дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Последовательное, систематическое использование игровой деятельности в ДОУ позволит точно распознавать эмоции дошкольников 5 - 7 лет.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность эмоционального развития у детей дошкольного возраста и изучить идеи современных психологов в области распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
2. Составить обзор по проблеме игровой деятельности в психологии развития.
3. Разработать план исследования распознавания эмоций у дошкольников 3 - 7 лет в процессе игровой деятельности.
4. Осуществить исследование распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности и представить его результаты.
Описание структуры работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам проблемы особенностей распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Во второй главе речь идет о методах и организации исследования уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. В третьей главе описывается исследование уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Заключение содержит выводы по всей работе. Список литературы включает 79 наименований.
Данная идея подтверждена законодательно - в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость обогащения (амплификации) детского развития, а также охраны и укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [72].
Таким образом, одна из важных отличительных черт образовательной программы ДОУ XXI века выражена в стимулировании сопереживания ребенка
3- 7 лет всему, что его окружает. Всю палитру эмоций дошкольников объединяет игра. Хотя эмоции в этом возрасте достаточно развиты, они еще не неустойчивы. Стрессовая игровая деятельность, необходимость выполнять в игре роль, которая не близка ребенку, вызывают отрицательные эмоции, которые могут закрепиться и тормозить общее развитие. Если педагог вовремя не распознал эту опасность, то негативные переживания растут, поглощая воспитанника, «уводя» от радостного отношения к жизни.
Поэтому необходимо сделать все возможное для того чтобы игровая деятельность своей увлекательностью и разнообразием стимулировали развитие эмоциональной сферы детей. Педагог при этом должен быть оснащен простыми в применении диагностическими средствами; уметь правильно интерпретировать полученные данные.
На наш взгляд, процесс распознавания эмоций дошкольников может протекать интенсивнее при условии систематического применения педагогом игровой деятельности, в которых эмоциональная составляющая специально акцентируется.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью преодолеть противоречие между потребностью общества в полноценной подготовке выпускников ДОУ, которые способны устанавливать продуктивную коммуникацию с ровесниками и старшими, и, с другой стороны - недостаточной разработанностью методики применения игровой деятельности как средства создания условий для успешного распознавания эмоций дошкольников 3 - 7 лет.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: с
помощью какого подхода к использованию игровой деятельности можно распознавать эмоции дошкольников наиболее точно?
В ряде публикаций Л.А. Баренбойма, З.Н. Бугаевой, В.К. Вилюнаса, Н.Ф. Губановой, Б.И. Додонова, Н.И. Ежковой, А.В. Запорожца, К. Изарда, Р.Р. Калининой, Ю.Е. Кравченко, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Л.Ф. Обуховой, А.Е. Ольшанниковой, Л.С. Рубинштейна, Л.П. Стрелковой,, Е.Э. Сугоняевой, Е.И. Юдиной и др. освещаются отдельные аспекты данной проблемы [2, 6, 19,27, 35, 59, 66, 78] .
Сущность эмоционального развития дошкольника в условиях ДОУ охарактеризована современной наукой в контексте теории эмоции как целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
В.К. Вилюнасом, А.Н.Леонтьевым, У. Макдауглом, Л.С. Рубинштейном в рамках деятельностного подхода показана динамика эмоциональной сферы ребенка как закономерное, мотивационно и ситуационно обусловленное формирование личностных и эмоциональных новообразований.
Согласно теории амплификации психического развития, раскрыта основная линия эмоционального развития дошкольника - обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы детей (А.В. Запорожец).
Выделены основные направления развития эмоционального развития дошкольника: дифференциация эмоций; формирование способности
контролировать и регулировать эмоции; уменьшение абсолютной частоты эмоциональных реакций (А.Е. Ольшанникова); фазы и параметры эмоционального развития (Л.П. Стрелкова).
Получила подтверждение идея адекватности игровой деятельности задачам развития распознавания эмоций у дошкольников (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.С. Макаренко, Г.П. Щедровицкий).
Обосновано понимание игры как предэстетической деятельности, т. к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план (А.Н. Леонтьев).
Игровая деятельность представлена учеными как комплекс жизнеподобных обстоятельств, специально конструируемый на основе элементов детской игры с целью обеспечения возможности участникам в рамках роли, игрового сюжета решать игровые задачи, в том числе - с помощью эмоций, проявляя их гибкость в соответствии с меняющимися условиями и содержанием общения (Н.А. Зорина, А.В. Тартачная, В.В. Никитина).
Было установлено, что для распознавания эмоций у дошкольников в процессе игровой деятельности необходимо их непосредственное участие в решении поставленных игровой деятельности проблем за счет использования всех имеющихся в арсенале эмоций, повышения их интенсивности; в качестве содержательной основы игровой деятельности целесообразно выбирать сюжеты сказок.
Игровая деятельность, с ее эстетическими качествами, располагает детей к импровизации в материалах разных видов искусства (Е.И. Юдина, А.Н. Зимина).
В игровой деятельности успешно осуществляется эмоционально положительное социокультурное развитие дошкольников (Н.Ф. Губанова), если игровая деятельность организована как эмоционально охраняющая. Эмоции ребенка проявляются ярче всего в кульминационные моменты игр, которые могут соответствовать определенной тематике, помогая детям быть активными, творческими.
И все же конкретно вопрос особенностей распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности, до сих пор не нашел в литературе должного освещения.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Особенности
распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности».
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников 5 - 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Предмет исследования: особенности распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности распознавания эмоций у детей дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Последовательное, систематическое использование игровой деятельности в ДОУ позволит точно распознавать эмоции дошкольников 5 - 7 лет.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность эмоционального развития у детей дошкольного возраста и изучить идеи современных психологов в области распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
2. Составить обзор по проблеме игровой деятельности в психологии развития.
3. Разработать план исследования распознавания эмоций у дошкольников 3 - 7 лет в процессе игровой деятельности.
4. Осуществить исследование распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности и представить его результаты.
Описание структуры работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам проблемы особенностей распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Во второй главе речь идет о методах и организации исследования уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. В третьей главе описывается исследование уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Заключение содержит выводы по всей работе. Список литературы включает 79 наименований.
Проведенное нами исследование позволяет сделать выводы:
1) По результатам наших исследований гипотеза не подтвердилась, параметры игровой деятельности оказались не связанными с особенностью распознавания эмоций детей испытуемых групп. Вместе с тем, поскольку в нашем исследовании были ограничения (в частности ограничения методик) возможно, что для оценки этой связи необходимо еще раз пересмотреть методики, опираясь на научные данные подобрать более тонкий диагностический инструментарий, разработать более тонко метод оценки игровой деятельности, таким образом перепроверить результаты нашего исследования.
2) Кроме этого было выявлено, что в целом для детей характерно высокий уровень тревожности и средний уровень тревожности. Был выявлен спектр ситуаций, не относящих к тревожным, которые попадают в зону тревожности испытуемых детей.
3) Было обнаружено, что свободная сюжетная игра дошкольников связана со способностью распознавания эмоций не прямым образом. По оценкам воспитателей игровая деятельность детей достаточно на высоком уровне развития.
Мы уточнили сущность эмоционального развития дошкольника, которое необходимо рассматривать в контексте теории эмоций, выяснили, что при распознавании эмоций целесообразно опираться в общем плане на их квалификацию по контрастным парам: удовольствие - отвращение; радость - горе; уверенность - страх.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей.
Были выделены особенности распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
Данные особенности обусловлены, в первую очередь, тем, что динамика эмоциональной сферы ребенка представляет собой
закономерное формирование личностных и эмоциональных новообразований. Согласно теории амплификации психического развития основной линией эмоционального развития является обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы детей.
Общепринятым в российской психолого-педагогической науке является понимание того факта, что распознавание ребенком эмоций развивается вместе с развитием его эмоциональной сферы, процессом смыслообразования.
Эмоции ребенка тесно связаны с ситуациями, в которых протекает его деятельность, в первую очередь - игровыми. В них эмоциональное развитие детей происходит как освоение системы человеческих отношений эмоционально, а затем интеллектуально.
Игровая деятельность - принципиально неповторяемый комплекс жизнеподобных обстоятельств, специально конструируемый на основе элементов детской игры с целью обеспечения возможности участникам в рамках роли, игрового сюжета решать игровые задачи - способствует включению дошкольников в процессы развития культуры общества, самопознания, собирания своего «я». Поскольку игра является предэстетической деятельностью, ее эмоционально насыщенная действительность создает ощущение свободы, условности, мотивирует играющих к распознаванию палитры эмоций друг друга.
К распознаванию эмоций у дошкольников в процессе игровой деятельности их располагает непосредственное участие в решении поставленной игровой деятельности проблем за счет использования всех имеющихся в арсенале эмоций обогащения эмоциональной палитры.
Участвуя в игровой деятельности, дети ярче проявляют эмоции, если присутствует музыкальный фон, оформление игровой комнаты репродукциями картин, а игровая деятельность развивается поступательно к своему кульминационному моменту.
Тема требует дальнейшего исследования.
1) По результатам наших исследований гипотеза не подтвердилась, параметры игровой деятельности оказались не связанными с особенностью распознавания эмоций детей испытуемых групп. Вместе с тем, поскольку в нашем исследовании были ограничения (в частности ограничения методик) возможно, что для оценки этой связи необходимо еще раз пересмотреть методики, опираясь на научные данные подобрать более тонкий диагностический инструментарий, разработать более тонко метод оценки игровой деятельности, таким образом перепроверить результаты нашего исследования.
2) Кроме этого было выявлено, что в целом для детей характерно высокий уровень тревожности и средний уровень тревожности. Был выявлен спектр ситуаций, не относящих к тревожным, которые попадают в зону тревожности испытуемых детей.
3) Было обнаружено, что свободная сюжетная игра дошкольников связана со способностью распознавания эмоций не прямым образом. По оценкам воспитателей игровая деятельность детей достаточно на высоком уровне развития.
Мы уточнили сущность эмоционального развития дошкольника, которое необходимо рассматривать в контексте теории эмоций, выяснили, что при распознавании эмоций целесообразно опираться в общем плане на их квалификацию по контрастным парам: удовольствие - отвращение; радость - горе; уверенность - страх.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей.
Были выделены особенности распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
Данные особенности обусловлены, в первую очередь, тем, что динамика эмоциональной сферы ребенка представляет собой
закономерное формирование личностных и эмоциональных новообразований. Согласно теории амплификации психического развития основной линией эмоционального развития является обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы детей.
Общепринятым в российской психолого-педагогической науке является понимание того факта, что распознавание ребенком эмоций развивается вместе с развитием его эмоциональной сферы, процессом смыслообразования.
Эмоции ребенка тесно связаны с ситуациями, в которых протекает его деятельность, в первую очередь - игровыми. В них эмоциональное развитие детей происходит как освоение системы человеческих отношений эмоционально, а затем интеллектуально.
Игровая деятельность - принципиально неповторяемый комплекс жизнеподобных обстоятельств, специально конструируемый на основе элементов детской игры с целью обеспечения возможности участникам в рамках роли, игрового сюжета решать игровые задачи - способствует включению дошкольников в процессы развития культуры общества, самопознания, собирания своего «я». Поскольку игра является предэстетической деятельностью, ее эмоционально насыщенная действительность создает ощущение свободы, условности, мотивирует играющих к распознаванию палитры эмоций друг друга.
К распознаванию эмоций у дошкольников в процессе игровой деятельности их располагает непосредственное участие в решении поставленной игровой деятельности проблем за счет использования всех имеющихся в арсенале эмоций обогащения эмоциональной палитры.
Участвуя в игровой деятельности, дети ярче проявляют эмоции, если присутствует музыкальный фон, оформление игровой комнаты репродукциями картин, а игровая деятельность развивается поступательно к своему кульминационному моменту.
Тема требует дальнейшего исследования.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционно-развивающая npoграмма формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 111 уровня посредством сюжетно-ролевой юры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ KОММУНИКАТИВHЫX НАВЫКОВ CO CBЕPCТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



