Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы распознавания эмоций у детей дошкольного возраста (дети 3 - 7 лет) 8
1.1. Сущность эмоционального развития у детей дошкольного возраста 8
1.2. Понятие игровой деятельности 20
1.3. Современные психологи о распознавании эмоций у детей в дошкольном
возрасте в процессе игровой деятельности 28
Выводы по 1 главе 38
Глава II. Методы и организация исследования уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 42
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 43
2.3. Процедура исследования 48
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 50
Выводы по 2 главе 50
Глава III . Исследование уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 52
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 52
3.1.1. Результаты исследования уровня распознавания эмоций у детей в
дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности 52
3.1.2. Оценка игровой деятельности детей дошкольного возраста
воспитателями 55
3.2. Взаимосвязь особенностей распознавания эмоций и уровня
сформированности игровой деятельности 57
Выводы по 3 главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
В современных условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо решать важную проблему распознавания эмоций детей как отклика на события, общение с ровесниками и взрослыми, восприятие природы и произведений искусства. «Читая» по внешним признакам то, что испытывает ребенок, можно лучше понять его внутренний мир. Соответственно выбираются подходы и методы работы с детьми.
Данная идея подтверждена законодательно - в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость обогащения (амплификации) детского развития, а также охраны и укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [72].
Таким образом, одна из важных отличительных черт образовательной программы ДОУ XXI века выражена в стимулировании сопереживания ребенка
3- 7 лет всему, что его окружает. Всю палитру эмоций дошкольников объединяет игра. Хотя эмоции в этом возрасте достаточно развиты, они еще не неустойчивы. Стрессовая игровая деятельность, необходимость выполнять в игре роль, которая не близка ребенку, вызывают отрицательные эмоции, которые могут закрепиться и тормозить общее развитие. Если педагог вовремя не распознал эту опасность, то негативные переживания растут, поглощая воспитанника, «уводя» от радостного отношения к жизни.
Поэтому необходимо сделать все возможное для того чтобы игровая деятельность своей увлекательностью и разнообразием стимулировали развитие эмоциональной сферы детей. Педагог при этом должен быть оснащен простыми в применении диагностическими средствами; уметь правильно интерпретировать полученные данные.
На наш взгляд, процесс распознавания эмоций дошкольников может протекать интенсивнее при условии систематического применения педагогом игровой деятельности, в которых эмоциональная составляющая специально акцентируется.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью преодолеть противоречие между потребностью общества в полноценной подготовке выпускников ДОУ, которые способны устанавливать продуктивную коммуникацию с ровесниками и старшими, и, с другой стороны - недостаточной разработанностью методики применения игровой деятельности как средства создания условий для успешного распознавания эмоций дошкольников 3 - 7 лет.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: с
помощью какого подхода к использованию игровой деятельности можно распознавать эмоции дошкольников наиболее точно?
В ряде публикаций Л.А. Баренбойма, З.Н. Бугаевой, В.К. Вилюнаса, Н.Ф. Губановой, Б.И. Додонова, Н.И. Ежковой, А.В. Запорожца, К. Изарда, Р.Р. Калининой, Ю.Е. Кравченко, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Л.Ф. Обуховой, А.Е. Ольшанниковой, Л.С. Рубинштейна, Л.П. Стрелковой,, Е.Э. Сугоняевой, Е.И. Юдиной и др. освещаются отдельные аспекты данной проблемы [2, 6, 19,27, 35, 59, 66, 78] .
Сущность эмоционального развития дошкольника в условиях ДОУ охарактеризована современной наукой в контексте теории эмоции как целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
В.К. Вилюнасом, А.Н.Леонтьевым, У. Макдауглом, Л.С. Рубинштейном в рамках деятельностного подхода показана динамика эмоциональной сферы ребенка как закономерное, мотивационно и ситуационно обусловленное формирование личностных и эмоциональных новообразований.
Согласно теории амплификации психического развития, раскрыта основная линия эмоционального развития дошкольника - обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы детей (А.В. Запорожец).
Выделены основные направления развития эмоционального развития дошкольника: дифференциация эмоций; формирование способности
контролировать и регулировать эмоции; уменьшение абсолютной частоты эмоциональных реакций (А.Е. Ольшанникова); фазы и параметры эмоционального развития (Л.П. Стрелкова).
Получила подтверждение идея адекватности игровой деятельности задачам развития распознавания эмоций у дошкольников (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.С. Макаренко, Г.П. Щедровицкий).
Обосновано понимание игры как предэстетической деятельности, т. к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план (А.Н. Леонтьев).
Игровая деятельность представлена учеными как комплекс жизнеподобных обстоятельств, специально конструируемый на основе элементов детской игры с целью обеспечения возможности участникам в рамках роли, игрового сюжета решать игровые задачи, в том числе - с помощью эмоций, проявляя их гибкость в соответствии с меняющимися условиями и содержанием общения (Н.А. Зорина, А.В. Тартачная, В.В. Никитина).
Было установлено, что для распознавания эмоций у дошкольников в процессе игровой деятельности необходимо их непосредственное участие в решении поставленных игровой деятельности проблем за счет использования всех имеющихся в арсенале эмоций, повышения их интенсивности; в качестве содержательной основы игровой деятельности целесообразно выбирать сюжеты сказок.
Игровая деятельность, с ее эстетическими качествами, располагает детей к импровизации в материалах разных видов искусства (Е.И. Юдина, А.Н. Зимина).
В игровой деятельности успешно осуществляется эмоционально положительное социокультурное развитие дошкольников (Н.Ф. Губанова), если игровая деятельность организована как эмоционально охраняющая. Эмоции ребенка проявляются ярче всего в кульминационные моменты игр, которые могут соответствовать определенной тематике, помогая детям быть активными, творческими.
И все же конкретно вопрос особенностей распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности, до сих пор не нашел в литературе должного освещения.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Особенности
распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности».
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников 5 - 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Предмет исследования: особенности распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности распознавания эмоций у детей дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Последовательное, систематическое использование игровой деятельности в ДОУ позволит точно распознавать эмоции дошкольников 5 - 7 лет.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность эмоционального развития у детей дошкольного возраста и изучить идеи современных психологов в области распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
2. Составить обзор по проблеме игровой деятельности в психологии развития.
3. Разработать план исследования распознавания эмоций у дошкольников 3 - 7 лет в процессе игровой деятельности.
4. Осуществить исследование распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности и представить его результаты.
Описание структуры работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам проблемы особенностей распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Во второй главе речь идет о методах и организации исследования уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. В третьей главе описывается исследование уровня распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Заключение содержит выводы по всей работе. Список литературы включает 79 наименований.
Проведенное нами исследование позволяет сделать выводы:
1) По результатам наших исследований гипотеза не подтвердилась, параметры игровой деятельности оказались не связанными с особенностью распознавания эмоций детей испытуемых групп. Вместе с тем, поскольку в нашем исследовании были ограничения (в частности ограничения методик) возможно, что для оценки этой связи необходимо еще раз пересмотреть методики, опираясь на научные данные подобрать более тонкий диагностический инструментарий, разработать более тонко метод оценки игровой деятельности, таким образом перепроверить результаты нашего исследования.
2) Кроме этого было выявлено, что в целом для детей характерно высокий уровень тревожности и средний уровень тревожности. Был выявлен спектр ситуаций, не относящих к тревожным, которые попадают в зону тревожности испытуемых детей.
3) Было обнаружено, что свободная сюжетная игра дошкольников связана со способностью распознавания эмоций не прямым образом. По оценкам воспитателей игровая деятельность детей достаточно на высоком уровне развития.
Мы уточнили сущность эмоционального развития дошкольника, которое необходимо рассматривать в контексте теории эмоций, выяснили, что при распознавании эмоций целесообразно опираться в общем плане на их квалификацию по контрастным парам: удовольствие - отвращение; радость - горе; уверенность - страх.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей.
Были выделены особенности распознавания эмоций у детей в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности.
Данные особенности обусловлены, в первую очередь, тем, что динамика эмоциональной сферы ребенка представляет собой
закономерное формирование личностных и эмоциональных новообразований. Согласно теории амплификации психического развития основной линией эмоционального развития является обогащение содержательных и инструментальных компонентов эмоциональной сферы детей.
Общепринятым в российской психолого-педагогической науке является понимание того факта, что распознавание ребенком эмоций развивается вместе с развитием его эмоциональной сферы, процессом смыслообразования.
Эмоции ребенка тесно связаны с ситуациями, в которых протекает его деятельность, в первую очередь - игровыми. В них эмоциональное развитие детей происходит как освоение системы человеческих отношений эмоционально, а затем интеллектуально.
Игровая деятельность - принципиально неповторяемый комплекс жизнеподобных обстоятельств, специально конструируемый на основе элементов детской игры с целью обеспечения возможности участникам в рамках роли, игрового сюжета решать игровые задачи - способствует включению дошкольников в процессы развития культуры общества, самопознания, собирания своего «я». Поскольку игра является предэстетической деятельностью, ее эмоционально насыщенная действительность создает ощущение свободы, условности, мотивирует играющих к распознаванию палитры эмоций друг друга.
К распознаванию эмоций у дошкольников в процессе игровой деятельности их располагает непосредственное участие в решении поставленной игровой деятельности проблем за счет использования всех имеющихся в арсенале эмоций обогащения эмоциональной палитры.
Участвуя в игровой деятельности, дети ярче проявляют эмоции, если присутствует музыкальный фон, оформление игровой комнаты репродукциями картин, а игровая деятельность развивается поступательно к своему кульминационному моменту.
Тема требует дальнейшего исследования.
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
2. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке. - Л.: Музыка, 1989. - 168 с.
3. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 144 с.
4. Борухзон Л.М. О детском музыкальном театре как форме
творческого развития ребенка // Музыкальное воспитание в СССР. - М.: Музыка, 1978. - С. 237 - 252.
5. Виды эмоций [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=vidy-emocii (Дата обращения:
11.01.2018) .
6. Вилюнас В.К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.:
Издательство Московского университета, 1976. - 142 с.
8. Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: Методические рекомендации. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 128 с.
9. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: Изд- во Института психотерапии, 2004. - 197 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики. - 1966. № 6. - C. 60 - 66.
12. Выготский Л.С. Психология искусства - М.: Лабиринт, 1997. - 416 с.
13. Выготский Л.С. Экспериментальное исследование развития понятий // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psychology- online.net (Дата обращения: 11.01.2018).
14. Газман О., Вейсс Р., Крылова Н. Новые ценности образования: Вып.2: Содержание гуманистического образования. - М., Изд-во МГУ, 1995.- 64 с.
15. Гниренко Ю. Перфоманс как явление современного отечественного искусства // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gif.ru (Дата обращения: 11.01.2018).
16. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста // Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. - С.350 - 370.
17. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ,
2000. -160 с.
18. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании младших школьников. - СПб.: ПРОСПЕКТ, 2001.- 317 с.
19. Губанова Н.Ф. Эмоционально положительное социокультурное развитие дошкольников в игровых ситуациях // Международный научноисследовательский журнал. 2017. № 2-1 (56). - С. 116-118.
20. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. - (Классики мировой психологии).
21. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
22. Ежкова Н.И. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2010. - 128 с.
23. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
24. Зац Л.С. Методологические основы использования игровой музыкальной деятельности в процессе организации исследования: Учебнометодическое пособие. - Барнаул, 2004 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zlibrary.narod.ru (Дата обращения: 11.01.2018).
25. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 222 с.
26. Иванова Т.В. Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/5ooMRw (Дата обращения: 11.01.2018).
27. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
28. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 160 с.
29. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Просвещение, 1987. - 434 с.
30. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: «Когито-Центр», 2007. - 197 с.
31. Кравченко Ю. Психология эмоций (классические и современные теории и исследования). - М.: Форум, 2012. - 544 с.
32. Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. - М., Рус. яз. - Медиа, 2005. - 484 с., 32 с. ил.
33. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М., Линка-пресс, 2003. - 176 с.
34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 300 с.
35. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы дошкольной игры // Советская педагогика. 1944. №№ 8 - 9.
36. Lillard A.S., Lemer M.D., Hopkins E.J., Dore R.A., Smith E.D., Palmquist C.M. The impact of pretend play on children's development: A review of the evidence. // Psychological Bulletin. 2013. Vol. 139(1). P. 1-34.
37. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Собр.соч. В 8-ми т. Т.6. М.: Просвещение, 1980. - 244 с.
38. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Психологический институт РАО, 1997. - 77 с.
39. Михеева Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4 - 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. - Волгоград, «Учитель», 2011. - 155 с.
40. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.voppsy.ru (Дата обращения: 11.01.2018).
41. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.В. Яворского и его учеников / Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. - М., 1982. - С. 125 - 140.
42. Музыкальная энциклопедия // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru (Дата обращения: 11.01.2018).
43. Немов Р.С. Психология. Кн.1. М.: ВЛАДОС, 1994. - 573 с.
44. Немов Р.С. Психология. Кн.2. М.: ВЛАДОС, 1994. - 492 с.
45. Никитина В.В., Зорина Н.А. Использование игровых
образовательных ситуаций с элементами режиссерской игры в процессе воспитания гибкого и вариативного нравственного поведения у детей 4 - 5 лет: из опыта работы // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. Выпуск 2 / под ред. Ю.С. Григорьевой, А.А. Наумова, О.В. Прозументик, Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - C. 68 - 77.
46. О концепции и программе музыкального воспитания шестилеток, разработанных проф. Н.А.Ветлугиной // Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.
47. О концепции и программе музыкального воспитания шестилеток, разработанных проф. Н.А.Ветлугиной // Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - С.121-125.
48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. - М.,
Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
49. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Наука, 1983. - 96 с.
50. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., «Речь», 2006. - 112 с. - (Практикум по психодиагностике).
51. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
52. Pellegrini A. The role of play in human development. NY: Oxford University Press, 2009.
53. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 528 с.
54. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., Академический Проект, 2006. - 400 с. - («Gaudeamus»).
55. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведении. В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 576 с., ил.
56. Психологический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.insai.ru/slovar/igra-9 (Дата обращения: 28.12.2017).
57. Психологический энциклопедический словарь / Под ред. М.И. Еникеева. - М., ТК Велби, Издательство «Проспект», 2008. - 560 с.
58. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4 - 5 лет: Методика. - М.: Школьная пресса, 2004. - 96 с.
59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. -
720 с.
60. Садовская В.С. Упражнения, задачи и тесты по курсу «Основы коммуникативной культуры» [Электронный ресурс] Режим доступа: (Дата обращения: 15.01.2018)
61. Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: «Учитель», 2010. - 111 с.
62. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
63. Словарь иностранных слов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. - 852 с.
64. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/slovar-terminov- po-obschei-i-socialnoi-pedagogike.html (Дата обращения: 28.12.2017)
65. Солнцева О.В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх // Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сб. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - С. 16 - 42.
66. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. - М.: Просвещение, 2000. - 96 с.
67. Тартачная А.В., Зорина Н.А. Формирование ориентировочной основы нравственного поведения у детей 4-5 лет в игровых образовательных ситуациях // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета
педагогики и психологии детства ПГГПУ. Выпуск 2 / под ред.
Ю.С. Григорьевой, А.А. Наумова, О.В. Прозументик, Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь, 2014. - C. 77 - 81.
68. Творчество: Программа художественно-эстетического воспитания и развития детей в детском саду.- Самара, Издательство СГПУ, 1998. - 92 с.
69. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - 144 с.
70. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vedu.ru/expdic/10318/ (Дата обращения: 28.12.2017)
71. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: уч. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М., Академия, 2001. - 336 с.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://goo.gl/wpSgNy (Дата обращения: 10.01.2018)
73. Философский энциклопедический словарь. 2010 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/U7fgDF (Дата обращения: 11.01.2018)
74. Шакирова И. Музыка в сказке: Книга для детей и взрослых / Серия «Через игру - к совершенству». -М.: 2000. - 272 с.
75. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. - М.: Изд-во Академии наук, 1966. - 186 с.
76. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. Под ред. Ю.В. Липес. - М., Теревинф, 2006. - 48 с.
77. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tolkslovar.ru/i229.html (Дата обращения: 28.12.2017)
78. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития: Серия «У тебя получится». - М.: Аквариум, 1997. - 272 с.
79. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 304 с.