Организация деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории городского округа (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
|
Выпускная квалификационная работа.
На примере Индустриального района города Барнаула.
Проведен анализ за 2013-2019 годы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические, нормативные и организационные основы территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 6
1.1 Понятие, специфика и сущность территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 13
1.3 Формы территориального общественного самоуправления на территории городского округа 21
1.4 Исторический и зарубежный опыт территориального общественного самоуправления 23
Глава 2 Анализ организации территориального общественного самоуправления на территории Индустриального района города Барнаула 31
2.1 Общая характеристика Индустриального района города Барнаула 31
2.2 Организация системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула 35
2.3 Основные направления деятельности территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула 41
2.4 Современные проблемы организации деятельности системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании и пути их решения 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
На примере Индустриального района города Барнаула.
Проведен анализ за 2013-2019 годы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические, нормативные и организационные основы территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 6
1.1 Понятие, специфика и сущность территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 13
1.3 Формы территориального общественного самоуправления на территории городского округа 21
1.4 Исторический и зарубежный опыт территориального общественного самоуправления 23
Глава 2 Анализ организации территориального общественного самоуправления на территории Индустриального района города Барнаула 31
2.1 Общая характеристика Индустриального района города Барнаула 31
2.2 Организация системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула 35
2.3 Основные направления деятельности территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула 41
2.4 Современные проблемы организации деятельности системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании и пути их решения 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст. 12 Конституции России , в нашем государстве гарантируется местное самоуправление, выступающее важной формой реализации народовластия. Именно органы местного самоуправления, будучи максимально приближенными к конкретным нуждам населения муниципалитетов, могут максимально эффективно решать вопросы местного значения.
Особую роль в системе местного самоуправления играет территориальное общественное самоуправление, представляющее собой институт, направленный на решение проблем, которые носят даже не общегородской или общерайонный характер – такие проблемы «локализованы» относительно небольшого микрорайона или даже отдельного подъезда многоквартирного дома, однако именно эти проблемы зачастую обуславливают некомфортное проживание граждан, и более оптимально могут быть решены именно посредством инициативы территориального общественного самоуправления, а не, например, власти муниципального образования.
Очевидно, что система территориального общественного самоуправления может эффективно решать местные вопросы части муниципальных образований только в том случае, если граждане (жители) будут принимать активное участие в деятельности такого самоуправления, понимая и его назначение, и правомочия.
В рамках настоящего исследование проведено анкетирование населения Индустриального района г. Барнаула, результаты которого крайне «неутешительны» для территориального общественного самоуправления - большинство жителей муниципального образования не то чтобы не знает назначение и полномочия территориального общественного самоуправления, но даже не владеет информацией о месте нахождения Комитетов территориального общественного самоуправления (далее по тексту – КТОСов), хотя в целом деятельность КТОСов Индустриального района является достаточно позитивной.
Очевидно, что без активизации участия населения района в деятельности КТОСов говорить о полноценной реализации целей и задач территориального общественного самоуправления невозможно.
Безусловно, что проблемы местного самоуправления в целом определенным образом проецируются и на территориальное общественное самоуправление, органы которого зачастую не имеют необходимых ресурсов для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, необходимы механизмы, позволявшие бы таким органам эффективно осуществлять свою деятельность в современных социально-экономических и правовых условиях.
Степень изученности темы исследования.
Вопросы, связанные с организацией деятельности органов территориального общественного самоуправления глубоко изучены наукой. В частности, можно отметить работы таких авторов, как Н. Талалаев, Т. Модникова, Р. Овчаренко, В. Болотов и др. Вместе с тем, значимость и актуальность вопроса обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении.
Объектом исследования выступает общественное самоуправление.
Предмет исследования – организация деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории городского округа (на примере Индустриального района города Барнаула).
Целью исследования выступает выявление проблем организации деятельности органов территориального общественного самоуправления и разработка предложений по разрешению выявленных проблем.
Задачи исследования:
определить понятие, специфику и сущность территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях;
изучить нормативно-правовое регулирование территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях;
охарактеризовать формы территориального общественного самоуправления на территории городского округа;
исследовать исторический и зарубежный опыт территориального общественного самоуправления;
дать общую характеристику Индустриального района города Барнаула;
рассмотреть организацию системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула;
изучить основные направления деятельности территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула;
определить современные проблемы организации деятельности системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании и пути их решения.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование, социологический метод.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления об организации деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для совершенствования системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе г. Барнаула.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Особую роль в системе местного самоуправления играет территориальное общественное самоуправление, представляющее собой институт, направленный на решение проблем, которые носят даже не общегородской или общерайонный характер – такие проблемы «локализованы» относительно небольшого микрорайона или даже отдельного подъезда многоквартирного дома, однако именно эти проблемы зачастую обуславливают некомфортное проживание граждан, и более оптимально могут быть решены именно посредством инициативы территориального общественного самоуправления, а не, например, власти муниципального образования.
Очевидно, что система территориального общественного самоуправления может эффективно решать местные вопросы части муниципальных образований только в том случае, если граждане (жители) будут принимать активное участие в деятельности такого самоуправления, понимая и его назначение, и правомочия.
В рамках настоящего исследование проведено анкетирование населения Индустриального района г. Барнаула, результаты которого крайне «неутешительны» для территориального общественного самоуправления - большинство жителей муниципального образования не то чтобы не знает назначение и полномочия территориального общественного самоуправления, но даже не владеет информацией о месте нахождения Комитетов территориального общественного самоуправления (далее по тексту – КТОСов), хотя в целом деятельность КТОСов Индустриального района является достаточно позитивной.
Очевидно, что без активизации участия населения района в деятельности КТОСов говорить о полноценной реализации целей и задач территориального общественного самоуправления невозможно.
Безусловно, что проблемы местного самоуправления в целом определенным образом проецируются и на территориальное общественное самоуправление, органы которого зачастую не имеют необходимых ресурсов для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, необходимы механизмы, позволявшие бы таким органам эффективно осуществлять свою деятельность в современных социально-экономических и правовых условиях.
Степень изученности темы исследования.
Вопросы, связанные с организацией деятельности органов территориального общественного самоуправления глубоко изучены наукой. В частности, можно отметить работы таких авторов, как Н. Талалаев, Т. Модникова, Р. Овчаренко, В. Болотов и др. Вместе с тем, значимость и актуальность вопроса обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении.
Объектом исследования выступает общественное самоуправление.
Предмет исследования – организация деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории городского округа (на примере Индустриального района города Барнаула).
Целью исследования выступает выявление проблем организации деятельности органов территориального общественного самоуправления и разработка предложений по разрешению выявленных проблем.
Задачи исследования:
определить понятие, специфику и сущность территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях;
изучить нормативно-правовое регулирование территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях;
охарактеризовать формы территориального общественного самоуправления на территории городского округа;
исследовать исторический и зарубежный опыт территориального общественного самоуправления;
дать общую характеристику Индустриального района города Барнаула;
рассмотреть организацию системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула;
изучить основные направления деятельности территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула;
определить современные проблемы организации деятельности системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании и пути их решения.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование, социологический метод.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления об организации деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для совершенствования системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе г. Барнаула.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
1) Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию (посредством собраний, конференций, создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления) граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2) Нормативное регулирование территориального общественного самоуправления осуществляется в основном федеральным законодательством. В силу специфики соотношения государственной и муниципальной власти в России последняя, формально обладая самостоятельностью, в действительности практически не имеет «свободы маневра» в части регулирования вопросов организации своей деятельности. Это в полной мере относится и к территориальному общественному самоуправлению. Следует отметить, что в настоящее время в сфере нормативно-правового регулирования территориального общественного самоуправления крайне слабо регулируются вопросы его экономической основы. Соответственно, в слоившихся условиях органы территориального общественного самоуправления практически лишены экономической самостоятельности, и вынуждены целиком и полностью рассчитывать на помощь органов муниципального управления.
3) На территории городского округа – города Барнаула существую такие формы территориального общественного самоуправления, как собрания граждан, конференции, а так же создание органов такого самоуправления - советов (комитетов) ТОС, уличных и домовых советов (комитетов).
4) В отечественном государстве институты и органы, которые с большой натяжкой можно отнести к территориальному общественному самоуправлению возникли еще в Новгородской республике («улицкие старосты»). В результате муниципальной и крестьянской реформ Александра II появился институт сельских старост, однако, во-первых, он существовал не повсеместно, а, во-вторых, сельские старосты были слишком зависимы от административных и полицейских органов, и их сложно отнести к органам самоуправления. Впервые в отечественном законодательстве институт территориального общественного самоуправления был закреплен в 1991-м году, в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Это говорит о том, что в России территориальное общественное самоуправление не имеет длительной истории, что еще раз указывает на необходимость серьезного отношения к выявлению и решению свойственных ему проблем, в том числе посредством использования положительного зарубежного опыта. Следует отметить, что в зарубежных странах территориальное общественное самоуправление как правило существует в форме «жилищных движений» и, соответственно, в первую очередь направлено на решение жилищных проблем.
5) Индустриальный район Барнаула является динамично и стабильно развивающейся территорией с растущей численностью населения, что, помимо прочего, обуславливает необходимость организации в районе развитой системы территориального общественного самоуправления для реализации инициатив жителей по вопросам, имеющим значение для дальнейшего развития района.
6) В Индустриальном районе города Барнаула за исследованный период (2013-2019 годы) система органов ТОС развивается достаточно стабильно и динамично – число КТОСов возросло с 15 до 21. В настоящий момент на 1 орган ТОС приходится 9,47 тыс. жителей района. Этот показатель лучше среднего по Барнаулу (1 орган ТОС на 10,08 тыс. чел) и чем по большинству районов города (например, Октябрьский район – 1 орган ТОС на 15 тыс. чел). Вместе с тем, по указанному показателю Индустриальный район уступает Центральному району (1 орган ТОС на 5,5 тыс. чел), а так же среднему показателю по России (1 орган ТОС на 5,2 тыс. чел). Иными словами, несмотря на положительную динамику, система органов ТОС в Индустриальном районе, если сравнивать со средним показателем по России, развита слабо – исходя из общероссийского показателя, в районе должно быть около 40 органов ТОС, а не 21, как это имеет место. Такая же форма территориального общественного самоуправления, как собрания граждан, и вовсе практически не используется.
7) Основными направлениями деятельности органов ТОС Индустриального района является разработка общественно-полезных проектов и направление их в муниципальную администрацию в целях одобрения и предоставления финансирования, а так же самоорганизация граждан в целях проведения мероприятий по повышению комфортности проживания в микрорайонах, в пределах которых действуют органы ТОС. Большинство указанных проектов и мероприятий направлено на развитие объектов социальной инфраструктуры, благоустройство придомовых территорий и зеленых зон.
8) Большинство проблем, препятствующих эффективной деятельности системы территориального общественного самоуправления, лежит в организационной и информационной сферах, и решать данные проблемы необходимо как «снизу», т.е. посредством деятельности жителей микрорайонов, так и «сверху», посредством деятельности муниципальных администраций, которые должны рассматривать ТОС как важное звено, расположенное между населением муниципального образования и его администрацией.
2) Нормативное регулирование территориального общественного самоуправления осуществляется в основном федеральным законодательством. В силу специфики соотношения государственной и муниципальной власти в России последняя, формально обладая самостоятельностью, в действительности практически не имеет «свободы маневра» в части регулирования вопросов организации своей деятельности. Это в полной мере относится и к территориальному общественному самоуправлению. Следует отметить, что в настоящее время в сфере нормативно-правового регулирования территориального общественного самоуправления крайне слабо регулируются вопросы его экономической основы. Соответственно, в слоившихся условиях органы территориального общественного самоуправления практически лишены экономической самостоятельности, и вынуждены целиком и полностью рассчитывать на помощь органов муниципального управления.
3) На территории городского округа – города Барнаула существую такие формы территориального общественного самоуправления, как собрания граждан, конференции, а так же создание органов такого самоуправления - советов (комитетов) ТОС, уличных и домовых советов (комитетов).
4) В отечественном государстве институты и органы, которые с большой натяжкой можно отнести к территориальному общественному самоуправлению возникли еще в Новгородской республике («улицкие старосты»). В результате муниципальной и крестьянской реформ Александра II появился институт сельских старост, однако, во-первых, он существовал не повсеместно, а, во-вторых, сельские старосты были слишком зависимы от административных и полицейских органов, и их сложно отнести к органам самоуправления. Впервые в отечественном законодательстве институт территориального общественного самоуправления был закреплен в 1991-м году, в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Это говорит о том, что в России территориальное общественное самоуправление не имеет длительной истории, что еще раз указывает на необходимость серьезного отношения к выявлению и решению свойственных ему проблем, в том числе посредством использования положительного зарубежного опыта. Следует отметить, что в зарубежных странах территориальное общественное самоуправление как правило существует в форме «жилищных движений» и, соответственно, в первую очередь направлено на решение жилищных проблем.
5) Индустриальный район Барнаула является динамично и стабильно развивающейся территорией с растущей численностью населения, что, помимо прочего, обуславливает необходимость организации в районе развитой системы территориального общественного самоуправления для реализации инициатив жителей по вопросам, имеющим значение для дальнейшего развития района.
6) В Индустриальном районе города Барнаула за исследованный период (2013-2019 годы) система органов ТОС развивается достаточно стабильно и динамично – число КТОСов возросло с 15 до 21. В настоящий момент на 1 орган ТОС приходится 9,47 тыс. жителей района. Этот показатель лучше среднего по Барнаулу (1 орган ТОС на 10,08 тыс. чел) и чем по большинству районов города (например, Октябрьский район – 1 орган ТОС на 15 тыс. чел). Вместе с тем, по указанному показателю Индустриальный район уступает Центральному району (1 орган ТОС на 5,5 тыс. чел), а так же среднему показателю по России (1 орган ТОС на 5,2 тыс. чел). Иными словами, несмотря на положительную динамику, система органов ТОС в Индустриальном районе, если сравнивать со средним показателем по России, развита слабо – исходя из общероссийского показателя, в районе должно быть около 40 органов ТОС, а не 21, как это имеет место. Такая же форма территориального общественного самоуправления, как собрания граждан, и вовсе практически не используется.
7) Основными направлениями деятельности органов ТОС Индустриального района является разработка общественно-полезных проектов и направление их в муниципальную администрацию в целях одобрения и предоставления финансирования, а так же самоорганизация граждан в целях проведения мероприятий по повышению комфортности проживания в микрорайонах, в пределах которых действуют органы ТОС. Большинство указанных проектов и мероприятий направлено на развитие объектов социальной инфраструктуры, благоустройство придомовых территорий и зеленых зон.
8) Большинство проблем, препятствующих эффективной деятельности системы территориального общественного самоуправления, лежит в организационной и информационной сферах, и решать данные проблемы необходимо как «снизу», т.е. посредством деятельности жителей микрорайонов, так и «сверху», посредством деятельности муниципальных администраций, которые должны рассматривать ТОС как важное звено, расположенное между населением муниципального образования и его администрацией.



