Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории городского округа (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))

Работа №42254

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
На примере Индустриального района города Барнаула.
Проведен анализ за 2013-2019 годы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические, нормативные и организационные основы территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 6
1.1 Понятие, специфика и сущность территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях 13
1.3 Формы территориального общественного самоуправления на территории городского округа 21
1.4 Исторический и зарубежный опыт территориального общественного самоуправления 23
Глава 2 Анализ организации территориального общественного самоуправления на территории Индустриального района города Барнаула 31
2.1 Общая характеристика Индустриального района города Барнаула 31
2.2 Организация системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула 35
2.3 Основные направления деятельности территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула 41
2.4 Современные проблемы организации деятельности системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании и пути их решения 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст. 12 Конституции России , в нашем государстве гарантируется местное самоуправление, выступающее важной формой реализации народовластия. Именно органы местного самоуправления, будучи максимально приближенными к конкретным нуждам населения муниципалитетов, могут максимально эффективно решать вопросы местного значения.
Особую роль в системе местного самоуправления играет территориальное общественное самоуправление, представляющее собой институт, направленный на решение проблем, которые носят даже не общегородской или общерайонный характер – такие проблемы «локализованы» относительно небольшого микрорайона или даже отдельного подъезда многоквартирного дома, однако именно эти проблемы зачастую обуславливают некомфортное проживание граждан, и более оптимально могут быть решены именно посредством инициативы территориального общественного самоуправления, а не, например, власти муниципального образования.
Очевидно, что система территориального общественного самоуправления может эффективно решать местные вопросы части муниципальных образований только в том случае, если граждане (жители) будут принимать активное участие в деятельности такого самоуправления, понимая и его назначение, и правомочия.
В рамках настоящего исследование проведено анкетирование населения Индустриального района г. Барнаула, результаты которого крайне «неутешительны» для территориального общественного самоуправления - большинство жителей муниципального образования не то чтобы не знает назначение и полномочия территориального общественного самоуправления, но даже не владеет информацией о месте нахождения Комитетов территориального общественного самоуправления (далее по тексту – КТОСов), хотя в целом деятельность КТОСов Индустриального района является достаточно позитивной.
Очевидно, что без активизации участия населения района в деятельности КТОСов говорить о полноценной реализации целей и задач территориального общественного самоуправления невозможно.
Безусловно, что проблемы местного самоуправления в целом определенным образом проецируются и на территориальное общественное самоуправление, органы которого зачастую не имеют необходимых ресурсов для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, необходимы механизмы, позволявшие бы таким органам эффективно осуществлять свою деятельность в современных социально-экономических и правовых условиях.
Степень изученности темы исследования.
Вопросы, связанные с организацией деятельности органов территориального общественного самоуправления глубоко изучены наукой. В частности, можно отметить работы таких авторов, как Н. Талалаев, Т. Модникова, Р. Овчаренко, В. Болотов и др. Вместе с тем, значимость и актуальность вопроса обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении.
Объектом исследования выступает общественное самоуправление.
Предмет исследования – организация деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории городского округа (на примере Индустриального района города Барнаула).
Целью исследования выступает выявление проблем организации деятельности органов территориального общественного самоуправления и разработка предложений по разрешению выявленных проблем.
Задачи исследования:
 определить понятие, специфику и сущность территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях;
 изучить нормативно-правовое регулирование территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях;
 охарактеризовать формы территориального общественного самоуправления на территории городского округа;
 исследовать исторический и зарубежный опыт территориального общественного самоуправления;
 дать общую характеристику Индустриального района города Барнаула;
 рассмотреть организацию системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула;
 изучить основные направления деятельности территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе города Барнаула;
 определить современные проблемы организации деятельности системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании и пути их решения.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование, социологический метод.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления об организации деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для совершенствования системы территориального общественного самоуправления в Индустриальном районе г. Барнаула.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию (посредством собраний, конференций, создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления) граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2) Нормативное регулирование территориального общественного самоуправления осуществляется в основном федеральным законодательством. В силу специфики соотношения государственной и муниципальной власти в России последняя, формально обладая самостоятельностью, в действительности практически не имеет «свободы маневра» в части регулирования вопросов организации своей деятельности. Это в полной мере относится и к территориальному общественному самоуправлению. Следует отметить, что в настоящее время в сфере нормативно-правового регулирования территориального общественного самоуправления крайне слабо регулируются вопросы его экономической основы. Соответственно, в слоившихся условиях органы территориального общественного самоуправления практически лишены экономической самостоятельности, и вынуждены целиком и полностью рассчитывать на помощь органов муниципального управления.
3) На территории городского округа – города Барнаула существую такие формы территориального общественного самоуправления, как собрания граждан, конференции, а так же создание органов такого самоуправления - советов (комитетов) ТОС, уличных и домовых советов (комитетов).
4) В отечественном государстве институты и органы, которые с большой натяжкой можно отнести к территориальному общественному самоуправлению возникли еще в Новгородской республике («улицкие старосты»). В результате муниципальной и крестьянской реформ Александра II появился институт сельских старост, однако, во-первых, он существовал не повсеместно, а, во-вторых, сельские старосты были слишком зависимы от административных и полицейских органов, и их сложно отнести к органам самоуправления. Впервые в отечественном законодательстве институт территориального общественного самоуправления был закреплен в 1991-м году, в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Это говорит о том, что в России территориальное общественное самоуправление не имеет длительной истории, что еще раз указывает на необходимость серьезного отношения к выявлению и решению свойственных ему проблем, в том числе посредством использования положительного зарубежного опыта. Следует отметить, что в зарубежных странах территориальное общественное самоуправление как правило существует в форме «жилищных движений» и, соответственно, в первую очередь направлено на решение жилищных проблем.
5) Индустриальный район Барнаула является динамично и стабильно развивающейся территорией с растущей численностью населения, что, помимо прочего, обуславливает необходимость организации в районе развитой системы территориального общественного самоуправления для реализации инициатив жителей по вопросам, имеющим значение для дальнейшего развития района.
6) В Индустриальном районе города Барнаула за исследованный период (2013-2019 годы) система органов ТОС развивается достаточно стабильно и динамично – число КТОСов возросло с 15 до 21. В настоящий момент на 1 орган ТОС приходится 9,47 тыс. жителей района. Этот показатель лучше среднего по Барнаулу (1 орган ТОС на 10,08 тыс. чел) и чем по большинству районов города (например, Октябрьский район – 1 орган ТОС на 15 тыс. чел). Вместе с тем, по указанному показателю Индустриальный район уступает Центральному району (1 орган ТОС на 5,5 тыс. чел), а так же среднему показателю по России (1 орган ТОС на 5,2 тыс. чел). Иными словами, несмотря на положительную динамику, система органов ТОС в Индустриальном районе, если сравнивать со средним показателем по России, развита слабо – исходя из общероссийского показателя, в районе должно быть около 40 органов ТОС, а не 21, как это имеет место. Такая же форма территориального общественного самоуправления, как собрания граждан, и вовсе практически не используется.
7) Основными направлениями деятельности органов ТОС Индустриального района является разработка общественно-полезных проектов и направление их в муниципальную администрацию в целях одобрения и предоставления финансирования, а так же самоорганизация граждан в целях проведения мероприятий по повышению комфортности проживания в микрорайонах, в пределах которых действуют органы ТОС. Большинство указанных проектов и мероприятий направлено на развитие объектов социальной инфраструктуры, благоустройство придомовых территорий и зеленых зон.
8) Большинство проблем, препятствующих эффективной деятельности системы территориального общественного самоуправления, лежит в организационной и информационной сферах, и решать данные проблемы необходимо как «снизу», т.е. посредством деятельности жителей микрорайонов, так и «сверху», посредством деятельности муниципальных администраций, которые должны рассматривать ТОС как важное звено, расположенное между населением муниципального образования и его администрацией.



1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.11.2019)
3. Устав городского округа – города Барнаула утв. Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года № 71 [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.11.2019)
4. «Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле». утв. Решением Барнаульской городской Думы от 14.05.2009 № 106 [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.11.2019).
5. Положение о Координационном Совете по развитию территориального общественного самоуправления при администрации г. Барнаула, утв. Распоряжением администрации г. Барнаула от 14 марта 2014 года № 133-Р // Официальный Интернет-портал городского округа – города Барнаул: URL: https://barnaul.org. (дата обращения – 05.01.2020)
6. Закон РСФСР № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.11.2019).
7. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 01 января 1864 года // Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 102.
8. Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года // Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 116.
9. Городовое положение от 16 июня 1870 года// Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 142.
10. Земское положение от 12 июня 1890 года// Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 155.
11. Городовое положение от 11 июня 1892 года// Сборник документов по истории государства и права России. – М.: Юрайт, 2016. – С. 195.
12. Инвестиционный паспорт города Барнаула. Официальный Интернет-портал городского округа – города Барнаул: URL: https://barnaul.org. (дата обращения – 05.01.2020)
13. Отчет о развитии системы органов территориального общественного самоуправления в городском округе – городе Барнауле за 2013 год // Официальный Интернет-портал городского округа – города Барнаул: URL: https://barnaul.org. (дата обращения – 05.01.2020)
14. Отчет о развитии системы органов территориального общественного самоуправления в городском округе – городе Барнауле за 2015 год // Официальный Интернет-портал городского округа – города Барнаул: URL: https://barnaul.org. (дата обращения – 05.01.2020)
15. Отчет о развитии системы органов территориального общественного самоуправления в городском округе – городе Барнауле за 2017 год // Официальный Интернет-портал городского округа – города Барнаул: URL: https://barnaul.org. (дата обращения – 05.01.2020)
16. Отчет о развитии системы органов территориального общественного самоуправления в городском округе – городе Барнауле за 2019 год // Официальный Интернет-портал городского округа – города Барнаул: URL: https://barnaul.org. (дата обращения – 05.01.2020)
17. Справочно-аналитические материалы Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления «Лига ТОС». URL: http://лигатос.рф. (дата обращения – 05.01.2020)

Научная и учебная литература

18. Болотов В.А. К вопросу о назначении территориального общественного самоуправления / В.А. Болотов // Управа. – 2015. - № 3. – С. 44-47.
19. Бондарев С.В. Местное самоуправление в России: исторические и социально-правовые аспекты / С.В. Бондарев // Философия права. – 2017. - № 2. – С. 43-49.
20. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - М.: Норма, 2013. – 833 с.
21. Капустян Л.А., Лякишева В.П. Территориальное общественное самоуправление как форма участия граждан в муниципальном управлении / Л.А. Капустян, В.П. Лякишева // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. - № 5. – С. 131-136.
22. Модникова Т.Н. Правовое регулирование деятельности главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения / Т.Н. Модникова. – Автореферат дисс..канд. юр. Наук. – Белгород, 2014. – 30 с.
23. Овчаренко Р.К. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления России / Р.К. Овчаренко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. - № 4. – С. 131-136.
24. Прохорова В.Л. Самоуправление граждан: проблемы теории и практики / В.Л. Прохорова. – М.: Юрайт, 2015. – 382 с.
25. Раздъяконова Е.В. Территориальное общественное самоуправление: проблемы муниципально-правового регулирования в городских округах / Е.В. Раздъяконова. Автореферат дисс..канд. юр. наук. – Новосибирск, 2015. – 30 с.
26. Сергиенко А.И. Вопросы местного значения / А.И. Сергиенко // Управленческое консультирование. – 2017. - № 3. – С. 64-69.
27. Смирнов А.В. Территориальное общественное самоуправление в России: история и современность / А.В. Смирнов // Вестник Балтийского федерального университета. – 2017. - № 4. – С. 133-137.
28. Талалаев Н.В. Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации / Н.В. Талалаев. // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. - № 4. – С. 102-108.
29. Шугрина Е.С. Экономическая основа местного самоуправления / Е.С. Шугрина // Правоприменение. – 2018. - № 2. – С. 103-106.

Эмпирические источники:

30. Авторское исследования общественного мнения относительно института ТОС, проведенного среди жителей Индустриального района г. Барнаула в период с 20 по 25 декабря 2019 года


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ