ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы применения интерактивных игровых технологий на уроках литературного чтения
1.1. Теоретические основы и взгляды ученых на проблематику методов
обучения
1.2 Функции, цели и задачи интерактивных методов обучения
ГЛАВА II. Практическое применение интерактивных игровых технологий в
преподавании 19
2.1. Характеристика приемов и методов активного обучения 19
2.2. Инновационные методы преподавания социологических дисциплин .... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Актуальность. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
Поиск новых форм и приемов изучения социологических дисциплин в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Активные игровые методы обучения дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на усвоении новых знаний, умений и навыков, а на развитии, которое обеспечивает становление человека как личности. Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучать и применять их. Специфика данной темы заключается в том, что исследуются методы обучения, потому что они являются основой педагогической деятельности преподавателя. В наше время, когда объем информации увеличивается, дидактическая функция преподавателя основывается не только на преподавании знаний, но и на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала студентам, а подготовка их к жизни, умение вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи их с другими людьми в социуме.
Разработанность. Проблемы, связанные с развитием творческого потенциала личности, в зарубежной психолого-педагогической науке разрабатывали К.Роджерс, А.Маслоу, Д.Миллер, К.Мунд, Д.Скандура, Р.Хендерсон, И.Берган и др.
В нашей стране активность учения человека была обоснована Л.С.Выготским и С.Л.Рубинштейном. Их ведущими идеями являются положения об общественно-историческом характере сознания, о единстве сознания и деятельности. На базе этих теоретических посылок психологи П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов и другие исследовали структуру деятельности и влияния сознания на учение. A.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин показали, что от характера знаний зависит результат учения. Основываясь на этих связях, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. В основе этой системы лежит поэтапный переход от внешней деятельности по применению сформированных действий (экстериоризации) к внутренней (интериоризации). Операционная концепция научения (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина) исходит из того, что процесс усвоения знаний достигается переводом материального действия в план умственного развития.
В развитии теории и практики активного учения большую роль сыграли исследования, связанные с совершенствованием методов обучения. К ним следует отнести работы А.Н.Алексюка, И.Д.Зверева, В.И.Коротяева, И.Я.Лернера, М.М.Левиной, В.Н.Максимовой, М.И.Махмутова, И.Т.Огородникова, М.Н.Скаткина и других исследователей.
Значительный вклад в раскрытие проблемы в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Ф.Харламов и другие. Т.И.Шамова формулирует основное требование к организации активного учения следующим образом: эффективное усвоение знаков и способов деятельности предлагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Знаковая концепция научения, развитая вслед за Л.С.Выготским B. В.Давыдовым, Г.С. Костюк, Н.А.Менчинской, Д.Б.Элькониным, основана на положении о том, что сначала необходимо осваивать сущность предмета, его структуру, а затем его элементы и связи.
Разработке методов, приемов, способов организации учебной деятельности как самоизменения и саморазвития личности посвящены исследования Ш.А.Амонашвили, О.С.Анисимова, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова, М.М.Левиной, В.Я.Ляудис, А.К.Маркова, Л.М.Фридмана и др.
В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Об этом свидетельствуют, в частности, публикации журнала "Социологические исследования" за последние пять лет (см., например, Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта. 2000. № 8; Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии ("круглый стол"). 2001. № 10; Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии. 2002. № 2; Шаронова C. А. Игровые ситуации в преподавании социологии. 2003. № 2; Шаронова С.А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании социологии. 2004. № 12; Юдина Е.Н. Интерактивные опросы в теле- и радиоэфире: разработка сценария деловой игры. 2005. № 1).
Активизируется обмен опытом преподавателей, применяющих в своей практике новые формы, технологии, методы обучения. В настоящее время интерес к этой теме остается довольно устойчивым и весьма актуальным. Но, несмотря на большое количество ученых-исследователей, занимавшихся вопросами интерактивного обучения, эта проблема является не до конца изученной.
Цель исследования. Изучение и анализ интерактивных игровых технологий в преподавании социологических дисциплин.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников, отражающих вопросы формирования интерактивных игровых технологий.
2. Рассмотреть теоретические основы формирования интерактивных игровых технологий.
3. Изучить методы и характеристики интерактивных игровых технологий, применяемых в преподавании социологических дисциплин.
4. Провести практическое занятие со студентами с применением интерактивных методов преподавания.
Таким образом, интерактивные технологии в преподавании можно отнести к инновационным методам. Занятия с применением этих методов нравятся студентам, кажутся им не просто интересными и увлекательными, но и дают несомненную пользу и помогают более качественно усваивать поданный материал, стимулируют студентов думать, размышлять, анализировать, обсуждать, применять знания на практике.
1. Мануйлов В.Ф., Федоров И.В., Благовещенская М.М. Современные наукоемкие технологии в инженерном образовании // Инновации в высшей технической школе России: Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. МАДИ (ГТУ). М., 2002.
2. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. М.: Институт социологии РАН, 1996.
3. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
4. Хазова Л.В. Подходы к организации преподавания социально- гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах // Социальногуманитарные знания. 1997. № 3.
5. Янушевич И.И. Использование инновационных технологий в
преподавании социально-гуманитарных дисциплин на гуманитарном факультете Белгосуниверситета [Электронный ресурс].НКК
http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm .
6. Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы преподавания социальногуманитарных дисциплин [Электронный ресурс].НКН
http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm.
7. Купрейчик Г.В. Роль социологического турнира в подготовке
современного специалиста [Электронный ресурс].НКН
http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm.
8. Материалы Интернет-конференции «Инновационные
образовательные технологиив преподавании социально-гуманитарных дисциплин» [Электронный ресурс].НКН
http: //www.pacademy.edu. by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm.
9. Сопровождение государственных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс].ШН: bttp://www.umu.spbu.ru.Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.- метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кашель. - Минск: Аверсэв, 2004.-336с.
10. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003.-181с.
11. Боголюбов, Л.Н. Повышение эффективности преподавания обществоведения Л.Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2009.-204с.
12. Дружкова, А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе / А.В. Дружкова. - М.: Просвещение, 2008.-207с.
13. Лазебникова, А.Ю. Уроки обществоведения: 11 класс.
Методическое пособие по курсу «Человек и общество» / А.Ю. Лазебникова. -
3- е издание - М.: Дрофа,2009.-288с.
14. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей / Д.Н. Никифоров. - 2-е издание - М.: Просвещение, 2008.-318с.
15. Власина, А.Л. Основы методики преподавания общественных наук в высшей школе / А.Л. Власина. - М.: издат. Московск. унив.,2010 - 388с.
16. Полторак, Д.И. Технические средства в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей / Д.И. Полторак. - М.: 2009.-176 с.
17. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителей / А.А. Гин. - Гомель: ИПП «Сож», 2009.-88 с.