Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоопределение человека в информационном обществе

Работа №42226

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Новый образ человека в постиндустриальном обществе 8
1.1. Индивидуализированная личность как субъект постиндустриального
общества 8
1.2. Универсальность и мобильность как новые регуляторы социальных
связей 18
Глава 2. Специфика современного жизненного пространства человека 30
2.1. Труд как форма самосовершенствования личности 30
2.2. Глобальная сеть Интернет как способ творческого взаимодействия между
людьми 42
Заключение


На протяжении всего своего развития человеческое общество постоянно изменялось и развивалось, не только добавляя в себя новое, но и лучшее, накопленное за какой-либо период существования. Бурный рост информационных технологий в современном мире обеспечивает безусловный прогресс социума. Этот процесс сопровождается сменой культурной парадигмы. На протяжении последних десятилетий обращает на себя внимание широкое распространение информационных технологий. Изменения становятся настолько масштабными, что побуждают посмотреть на место человека в новом мире с другой стороны, для правильной оценки всех аспектов его существования, включая политические, экономические и социокультурные.
Место человека в постиндустриальном обществе зависит от его интеллектуального потенциала, от того, что он может дать высокотехнологичному обществу. В постиндустриальном обществе интеллект и знания стали товаром, который ценится больше всего. В период технологической революции, которая стала основой для перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, человек стал освобождаться от тяжелого низко квалифицированного труда, и сейчас даже на крупных производствах нужны люди с высокой квалификацией в своей области.
Технологическая революция привела к улучшению условий жизни и работы человека. Сегодня человек должен, помимо получения образования, иметь представление не только о практическом направлении своей работы, но и знать теоретическую основу своего труда. Вследствие этого образование и наука получили интенсивное развитие, и всесторонне развитые и образованные люди стали играть важную роль в развитии и общества и экономики.
В постиндустриальном обществе, которое часто называют обществом услуг, определился круг профессий, которые составляют основу экономической деятельности общества, и подавляющее большинство этих профессий связано со сферой предоставления услуг. Научная мысль привела к автоматизации тех процессов, которые требовали монотонного человеческого труда, и соответственно, у человека появилось время для саморазвития, образования и жизни. В настоящее время, большинство современных рабочих мест уже автоматизировано, человек выполняет скорее роль надзирателя за машиной, нежели работника.
Из-за автоматизации рабочих мест на производствах, стал развиваться сектор услуг, который в настоящее время является основой постиндустриальной экономики. Торговля, образование, банковская сфера - все эти сферы экономики стали активно развиваться именно в постиндустриальном обществе.
Поэтому, как мы считаем, прежде чем решать проблему будущего устройства общества, надо попытаться ответить на следующие вопросы: в чем заключается подлинная сущность человеческого бытия, почему эта сущность до сих пор не реализовалась в человеческом обществе и, наконец, что требуется для того, чтобы она все-таки реализовалась? Такая постановка вопроса вытекает из нашего твердого убеждения в том, что в нынешнюю эпоху цивилизация стоит на пороге перед дилеммой: либо человечество должно скатиться в пропасть и бесславно закончить свое существование, либо оно должно найти в себе духовные, интеллектуальные и нравственные силы, чтобы обеспечить подлинное человеческое существование.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмыслить формирование новых ценностей и новых качеств человека постиндустриального общества.
На наш взгляд, рассмотрение образа человека в новом обществе поможет определить критерии эволюции и прогресса общества, изучить причины изменений, лежащих в основе общественных процессов и сделать эти изменения приемлемыми для населения.
Если мы проанализируем основу информационного общества и обозначим рамки преобразований, которые связаны с трансформацией человеческого существования, то мы можем выделить границы нового типа человека, формирующегося под влиянием социальных преобразований.
Исследуя материал, мы обратились к работам исследователей постиндустриального общества - «Общество риска. На пути к другому модерну» У. Бека, «Индивидуализированное общество» З. Баумана, «Система вещей», «Третья волна» и «Шок будущего» Э. Тоффлера, «Общество потребления, его мифы и структуры» Ж. Бодрийяра, «Современное постиндустриальное общество» В. Иноземцева и др.
Объектом исследования является современное постиндустриальное общество во всем его многообразии.
Предметом исследования является образ человека постиндустриального общества.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование проблемы самоопределения человека в информационном обществе. Предстоит определить особенности его жизнедеятельности и мировоззрения в постиндустриальном обществе и выяснить последствия влияния на общество этих изменений.
Для достижения данной цели автор решает следующие задачи:
- исследует новый образ человека в постиндустриальном обществе;
- подчеркивает особенности индивидуализированной личности как субъекта постиндустриального общества;
- определяет категории универсальности и мобильности в качестве новых современных регуляторов социальных связей;
- показывает специфику современного жизненного пространства человека;
- раскрывает значение труда как формы самосовершенствования личности;
- дает характеристику Глобальной сети Интернет как способа творческого взаимодействия между людьми.
Для эффективного решения поставленных проблем использовались методы исторической и теоретической реконструкции, метод компаративного анализа, диалектический метод, а также общелогические методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили модели современных социологов и постмодернизма.
Структура работы состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
В первой главе исследуется новый тип человека в современном обществе, устанавливаются ключевые концепты его возникновения, обнаруживаются и обсуждаются трансформации в его мировосприятии и способе существования.
Современная персонифицированная, индивидуализированная личность рассматривается как субъект постиндустриального общества. Изучены новые регуляторы социальных связей, такие как универсальность и мобильность. Тот факт, что современное общество становится все более глобальным и индивидуализированным, делает универсальность и мобильность, взаимосвязанные между собой, ключевыми точками для понимания основных преобразований на разных уровнях общества. В информационном обществе индивид может конструировать свое видение и самоопределяться как в жизненном пространстве, так и в виртуальной сети Интернет.
Во второй главе рассматривается специфика современного жизненного пространства человека. Масштабные изменения в характере труда привели к тому, что труд стал формой самосовершенствования личности.
Труд в данном контексте понимается как экономически необходимая деятельность, а творчество - как активность, свободная от такой системы. Новое отношение к труду как раз и выражается в переходе к «творческому труду», постепенно вытесняющему экономически необходимый труд с передовых позиций. Глобальная сеть Интернет стала способом творческого взаимодействия между людьми.
Феномен глобального пространства, возникая как лишенная ценностной нагрузки теоретическая модель бытийственной формы бытия, утратил данное определение вместе с концом классической формы философствования. В пришедшем ей на смену марксизме отчуждение целиком переносится в сферу социального, что открывает в нем новые взаимосвязи и свойства. Но сам переход от классической к неклассической науки напрямую взаимосвязан с общественными метаморфозами, происходящими на стыке эпох. Выяснить, что первично, а что вторично, в рамках этой работы, не представляется возможным. Но, прослеживая эволюцию феномена отчуждения, мы способны построить теоретические модели, которые позволят нам предугадать возможные пути развития социума, что, хочется верить, позволит в дальнейшем избегать те из них, что однозначно обернутся катастрофой.
В постиндустриальном обществе индивид получает возможность, невзирая на социальный статус, выбирать по своему усмотрению виды решений, представляющиеся ему наилучшими. Информационные технологии создают потенциал и условия для индивидуализации труда. Происходит смена способа самоидентификации человека, поскольку появляется целый ряд виртуальных моделей социального мира и способов включения в него индивида.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, сформулируем основные выводы и предложения, к которым мы пришли в результате проведенного исследования.
Самоопределение человека, понимаемое не только как выбор, но и как нравственное созидание себя, в современных условиях становится проблемой, от осмысления которой зависит существование человека на планете. С одной стороны, нет общих идеалов, абсолютных образцов для подражания, с другой - уникально широкие возможности думать, исследовать, общаться, искать свой путь к истине. Любая нравственная проблема в информационном обществе, в том числе самоопределение, имеет особые условия решения. Это особая острота и одновременно сложность, индивидуальная ответственность. Самоопределение становится суперусилием человека и усилием веры. Результатами данного анализа являются следующие основные выводы по проблеме самоопределения современного человека:
1. Самоопределение современного человека затруднено целым рядом обстоятельств. Это усложнение и увеличение объемов знаний, необходимых для существования в мире, это ускорение темпа жизни, смысловой плюрализм, ограничение непосредственных межличностных коммуникаций. По этим же причинам потребность в самоопределении человеком ощущается острее, сравнительно с другими историческими эпохами. Человек часто находится перед дилеммой: успевать за темпом жизни, минимизируя, элиминируя нравственные проблемы, или отставать от времени, нравственно совершенствуясь.
2. Современное информационное общество как результат развития Западной цивилизации теряет связи с традицией, а человек ищет жизненные ценности в пространстве рациональных идей науки. Это существенно ограничивает поиск нравственных ориентиров, способствует разрыву между этикой как областью знаний и повседневной практикой жизни.
3. Главной социальной единицей в массовом обществе является масса. Она является не просто большой социальной группой, так как ее характеристиками являются так же типические свойства личности. Мерой человека в данном конструкте является то, насколько в его поведении происходит реализация общего типа. Мысли, цели, образ жизни людей теперь совпадают. Так же стоит отметить, что, вопреки распространенному заблуждению, массу может олицетворять и один человек, если его жизненная позиция пассивна и неотличимость от других постулируется как позитивное качество. У такого индивида нет какого-либо жизненного проекта, его жажда потребления постоянно растет, он подвергает экспансии свою и чужую жизни, не благодаря культуру за то, что сделало его жизнь проще, чем у предшественников, и, буквально, породило его.
Образование и творческий потенциал человека стали важными составляющими технологической революции и появления постиндустриального общества. Образовался класс интеллектуалов, который является фундаментальным для постиндустриального общества. Несмотря на то, что потребности людей выросли и расширились, материальные ценности отошли на второй план, поскольку именно креативное мышление и интеллект человека стали самыми важными товарами в постиндустриальном обществе.
В развитие интеллекта, в образование, стали вкладывать значительные средства, создавая все условия для всестороннего развития человека. Поскольку знания становятся самым дорогим и желанным товаром, добиться материального благосостояния становится легче при условии постоянного самосовершенствования и пополнения своих знаний. Таким образом, само материальное благосостояние больше не является ценностью, к которой стремятся, поскольку его достижение является легкой задачей в постиндустриальном обществе.
И именно интеллект, знания и идеи становятся предметом, который охраняется законом. Самое ценное, что есть у человека в постиндустриальном обществе - это его знания и его мысли, и чтобы избежать воровства идей и разработок, современные страны разрабатывают законодательные базы, которые помогли бы в будущем защитить интеллектуальную собственность человека.
В связи с тем, что человек может при помощи знаний получить все необходимые ему материальные блага, с приходом понимания того, что интеллект и знания наиболее важные составляющие успеха, он начинает модернизировать жизнь вокруг себя, делая ее более комфортной. Общество заботится о своей безопасности, равноправии, справедливости и свободе.
Постиндустриализация в современном обществе приводит к кардинальному изменению идентичности человека, делает его качественно новым образованием, в котором сам рассматриваемый феномен открывается с новой для нас стороны.
Анализ особенностей современного человека является одной из самых актуальных проблем современной социальной действительности. В наши дни, становясь объектом исследования философии и психологии, данный феномен зачастую принимает негативную окраску, в нем видят исток многих проблем современного человечества - духовная разобщенность, деградация отдельных слоев населения, социальная несправедливость и войны, по мнению многих исследователей, являются следствием, пускай не прямым, феномена индивидуализации. С наступлением эпохи информационных технологий само отчуждение трансформировалось в новые формы, которые так быстро развиваются, что не буквально лишают философию времени на их осмысление. Индивидуализация проникла во все сферы социального взаимодействия - искусство, науку, образование и т.д.
Перемены, происходящие сегодня в информационном обществе, настолько значительны, что открывают перед исследователями безграничные возможности.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ