Выпускная квалификационная работа
Практическая часть сделана на примере Алтайского края.
Есть приложение
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ 5
1.1 Функции и типы семей 5
1.2 Причины семейного неблагополучия. Характеристика неблагополучных семей 10
1.3 Сущность девиантного поведения и его виды 15
1.4 Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки 22
2. АНАЛИЗ СТАСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 31
2.1 Нормативно-правовое регулирование девиантного поведения детей в Алтайском крае 31
2.2 Социально-психологическая технология коррекционной и реабилитационной работы с детьми из неблагополучных семей 46
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы социально-психологического сопровождения неблагополучных семей в Алтайском крае 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность исследования. Личность формируется, прежде всего, под воздействием социальных факторов, среди которых главенствующую роль играет семья. В связи с этим в психологической наукой исследованы такие вопросы, как взаимоотношения ребенка с родителями, взаимоотношения между родителями, отношение матери и отца к воспитанию детей, общий психологический климат семьи и другие. Экспериментально показано влияние воспитательного воздействия родителей на формирование патохарактерологических и психологических особенностей социально дезадаптированных деетй и подростков.
При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества, у детей развивается и закрепляется девиантная форма поведения.
Вопросы неблагополучия семей широко и многосторонне изучены в современной науке. Исследованием проблемы неблагополучной семьи занимались такие ученые как А.Я. Варга, И.Н. Григович, В.Н. Дружинин, М.М. Конина, В.М. Целуйко и другие. Их исследования были направлены на изучение взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных. Однако проблеме влияния неблагополучия семьи на девиантное поведение детей и подростков посвящены немногочисленные исследования – Р.Р. Калинина, Р.В. Овчарова и др. Сказанное служит основанием для выделения проблемы исследования, которая заключается в изучении неблагополучия семьи как фактора девиантного поведения детей.
Цель исследования – изучить неблагополучие семьи как фактор девиантного поведения детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «семья» и причины семейного неблагополучия.
2. Охарактеризовать девиантное поведение детей: причины и особенности.
3. Проанализировать неблагополучие семьи как фактор девиантного поведения детей и подростков на примере статистических данных по Алтайскому краю.
4. Описать социально-психологическую технологию коррекционной и реабилитационной работы с детьми из неблагополучных семей.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию системы социально-психологического сопровождения неблагополучных семей в Алтайском крае.
Гипотеза исследования: при условии организации социально-психологического сопровождения неблагополучной семьи, можно добиться снижения уровня развития девиантного поведения детей.
Объект исследования – неблагополучная семейная среда.
Предмет исследования – неблагополучие семьи как фактор девиантного поведения детей.
Методы исследования: теоретические – анализ (литературы, материалов, публикаций и т.д.), синтез, моделирование, прогнозирование; эмпирические – наблюдение, сравнение, измерение, математико-статистические.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности подростка. У подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, как правило, отмечается нарушение поведения (агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения); встречается нарушение развития детей (низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм); нарушение общения (агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками).
Подростки из неблагополучных семей предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах жизни, находясь, в этой самой, асоциальной среде. Все это способствует девиантному поведению подростков.
Основным выводом, сформулированного по результатам проведенного исследования, является то, что социально-психологического сопровождение неблагополучных семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, по своим целям и задачам должно содействовать созданию подросткам и их родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно-здоровых отношений в их семье, обеспечению неблагополучной семье социально-психологической помощи, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
Рекомендации по организации социально-психологического сопровождение неблагополучных семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, следующие:
1. Применять принципы согласованности интересов и соблюдения правил деловых отношений, т.е. действия субъектов не должны противоречить друг другу.
2. Для того, чтобы использовались все принципы межведомственного взаимодействия, необходимо проводить совместные конференции, семинары, круглые столы с участием всех субъектов по вопросам детей из неблагополучных семей.
3. Создать межведомственный координационный совет, состоящий из всех субъектов взаимодействия, для организации работы с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне.
4. Организовать взаимодействие с Управлением культуры путем проведения совместных мероприятий.
5. Способствовать организации межведомственного взаимодействия с Управлением молодежной политики путем совместного участия в выявлении семей, находящихся в социально-опасном положении и передачи сведений в краевой банк данных, а также путем вовлечения подростков из неблагополучных семей в спортивную деятельность.
Ключевым элементом планирования действий по преодолению барьеров в решении вопросов работы с детьми из неблагополучной семьи должен стать комплекс эффективных и всесторонних мер, сконцентрированных на ребенке и ориентированных на семью, который должен основываться на межведомственном сотрудничестве и координации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Алексеева, Д. Л. Дети и родители: территория соприкосновения [Текст] / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
2. Баскакова, А. В. Психологическая характеристика подростка-правонарушителя [Текст] / А. В. Баскакова, М. В. Данилова // Молодой ученый. – 2014. – №8. – С. 914-917.
3. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2015. – 301 с.
4. Бирюк, Е. И. Подростки в ситуации девиации [Текст] / Е. И. Бирюк // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 274-277
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2017. – №2. – С. 63-69
6. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук [Текст] / А. Я. Варга. – М.: МГУ, 2016. – 80 с.
7. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
8. Вяткин, И. М. Подростки с противоправным поведением [Текст] / И. М. Вяткин // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 52-55
9. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
10. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения [Текст] / Т. Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 67-73.
11. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение [Текст] / И. Н. Григорович. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – 245 с.
12. Груздева, Т. И. Подростки с девиациями как объект работы психолога [Текст] / Т. И. Груздева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
13. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
14. Дружинин, В. Н. Теоретическая типология моделей семьи [Текст] // Психология семьи / В. Н. Дружинин. − Самара, 2012. – 265 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н.Дружинин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 422 с.
16. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
17. Звенькова, Н. Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье [Текст]/ Н. Г. Звенькова // Педагогика. – 2017. – №2. – С. 45-53.
18. Игошин, Ю. Т. Эмоциональные проявления подростков с девиантным поведением [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. – 2018. – №4. – С. 74-77
19. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. – СПб.: Питер, 2015. – 587 с.
20. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 112-116.
21. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений [Текст] / Р. Р. Калинина. – М.: Речь, 2014. – 352 c
22. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 523 с.
23. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
24. Ковалев, С. В. Психология современной семьи [Текст] / С. В. Ковалев. – СПб.: Питер, 2015. – 269 с.
25. Конина, М. М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка [Текст] / М. М. Конина // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 50-54.
26. Кузьмина, З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами [Текст] / З. Г. Кузьмина. – СПб.: Врачи детям, 2015. – 225 с.
27. Левин, П. Понимание детской травмы [Текст] / П. Левин // Московский психотерапевтический журнал. – 2013. – №1. – С. 63-66.
28. Логинова, Е. С. Семья в России: изучение факторов влияния [Текст] / Е.С. Логинова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 октября 2015 г., Казань). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 238 – 240.
29. Ломакина, Т.Т. Подросток с девиантным поведением [Текст] / Т. Т. Ломакина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 112 с.
30. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 752 с.
31. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
32. Новоселова, С. Л. Особенности семенного воспитания [Текст] / С. Л. Новоселова // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 48-51.
33. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
34. Петровская, А. И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере подростков) [Текст] / А. И. Петровская // Психологические исследования. – 2017. – №4. – С. 27-33
35. Платонова, Н. М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: учебное пособие [Текст] / Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов. – СПб.: Речь, 2014. – 154 с.
36. Рогожина, Г. С. Домашнее насилие : опыт исследования [Текст] / Г. С. Рогожина // СОЦИУС. – 2017. – №6. – С. 74-79.
37. Ромек, В. Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях [Текст] / В. Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2015. – 452 с.
38. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка [Текст] / Е. В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
39. Соколова, Е. К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения [Текст] / Е. К. Соколова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 113-116.
40. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – М.: КНОРУС, 2014. – 336 с.
41. Сухов, А. Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / А. Н. Сухов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c.
42. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения [Текст] / Ю. В. Терентьева. – М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
43. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://akstat.gks.ru/ (Дата обращения: 10.0.2.2020 г.)
44. Шаваева, О. А. Семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст] / О. А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014 – С. 175-177.
45. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л. Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 928 c.
46. Фадеева, П. О. Проблема домашнего насилия в регионах России [Текст] / П. О. Фадеева // СОЦИУС. – 2018. – №3. – С. 78-79.
47. Фомина, О. И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме [Текст] / О. И. Фомина // Мир психологии. – 2015. – №1. – С. 87-89.
48. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И. А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2016. – 321 с.
49. Ходякова, Б. Ю. Психокоррекция эмоциональных нарушений в ситуации девиации [Текст] / Б. Ю. Ходякова // Мир психологии. – 2012. – №4. – С. 74-78.
50. Худик, В. А. Психология аномального развития личности подростка и старшего школьника [Текст] / В. А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.
51. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст] / В. М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
52. Цыганова, Ю. Б. Расстройства эмоциональной сферы в период подросткового кризиса [Текст] / Ю. Б. Цыганова // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 41-45.
53. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2014. – 656 с.
54. Яркова, Ю. Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей младшего подросткового возраста [Текст] / Ю. Р. Яркова // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 51-55.
55. Moscovici, S. La psychoanalyse, son image et son public. – Paris: Presses Universitaires de France, 1961. – 650 p.