Выпускная квалификационная работа
Выборка: в исследовании приняли участие учащихся 8-х классов, в количестве 40 учащихся (2 класса).
Много приложениий (в том числе и результаты эксперимета в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты разработки технологии обучения школьников приемам оказания первой помощи в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 7
1.1 Исторические аспекты обучения правилам оказания первой помощи пострадавшим 7
1.2 Понятие и особенности педагогических технологий по оказанию первой помощи 13
1.3. Современные технологии в обучении оказания первой помощи 20
1.4 Профилактические мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим 27
ГЛАВА 2. Опытно-педагогическая работа по разработке технологии обучения школьников среднего звена приемам оказания первой помощи в рамках изучения курса «основы безопасности жизнедеятельности» 33
2.1 Модель технологии обучения школьников среднего звена правилам оказания первой помощи 33
2.2 Анализ практики обучения школьников среднего звена правилам оказания первой помощи в курсе «основы безопасности
жизнедеятельности» 37
2.3 Проект технологии обучения школьников среднего звена правилам оказания первой помощи в курсе «основы безопасности
жизнедеятельности» 44
ГЛАВА 3. Методические разработки по формированию знаний школьниках о правилах оказания первой помощи 50
3.1 Разработка и апробация уроков по теме исследования 50
3.2 Разработка внеклассного мероприятия 54
3.3 Разработка элективного курса по теме исследования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность исследования. Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья – одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Каждый современный человек должен владеть навыками оказания первой помощи пострадавшим. С этой целью в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» введены отдельные разделы по формированию у учащихся навыков оказания первой помощи в различных неблагоприятных ситуациях, в которых может оказаться человек. Для формирования навыков оказания первой помощи пострадавшим у учащихся в на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) учителями используют педагогические технологии.
Степень изученности. Проблема формирования у учащихся навыков оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» раскрыта в научно-методических трудах М.В. Графкиной, А.Г. Маслова, Т.В. Мельниковой, И.К. Топорова и др. Сущность понятия «педагогические технологии» определена в работах В.П. Беспалько, М.Н. Гусловой, Н.И. Запрудский и др. Педагогические условия реализации современных педагогических технологий при обучении учащихся правилам оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» определены в исследованиях И.В. Иовенко, М.А. Картавых, А.Т. Смирнова и др.
Объект исследования – процесс обучения учащихся правилам оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования – педагогические условия обучения учащихся правилам оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования – разработка и апробация элективного курса по обучению учащихся правилам оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза исследования: формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим у учащихся в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» будет успешным, если применять на уроках и занятиях в ходе реализации содержания элективного курса такие современные технологии, как проектное обучение, игровые технологии и т.д.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Анализ проблемы обучения учащихся правилам оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в нормативной, научной и методической литературе.
2. Организация и проведение опытно-педагогической работы по разработке технологии обучения школьников среднего звена приемам оказания первой помощи в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Разработка содержания элективного курса по обучению учащихся правилам оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ анкетирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по обучению учащихся основной школы правилам оказания первой помощи пострадавшим в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Выборка: в исследовании приняли участие учащихся 8-х классов, в количестве 40 учащихся (2 класса).
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения системы знаний у учащихся правил оказания первой помощи пострадавшим. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Первая помощь – это общность примитивных, рациональных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы либо неожиданно заболевшего человека. Положительно оказанная первая поддержка уменьшает время особого лечения, содействует быстрейшему заживлению ран и зачастую является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая поддержка должна оказываться сразу же на месте происшествия стремительно и искусно еще до прихода доктора либо до транспортировки пострадавшего в клинику.
Любой человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и вероятностей. В соответствии с этим первая поддержка делится на дилетантскую (неквалифицированную), санитарную и особую. Жизнь и здоровье пострадавшего человека традиционно зависят от оказания первой помощи лицам без особого медицинского образования. В связи с этим нужно, всем гражданам, правила и последовательность оказания первой помощи.
Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Ее задача заключается в предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока. В процессе воспитания у учащихся формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации.
Ключевое место в образовании мировидения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать умения процессов становления фигуры, образования и укрепления здоровья, скапливание адаптационных источников организма.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель технологии обучения школьников среднего звена правилам оказания первой помощи в курсе «основы безопасности жизнедеятельности». В основу экспериментального исследования положены критерии и показатели А.Т. Смирновым. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания учащимися и педагогами данной проблемы.
В процессе диагностики было установлено, что у учащихся в основном средний уровень (50% у учащихся 8 класса «А» и 55% у учащихся 8 класса «Б») знаний правил оказания первой помощи. Анализ содержания школьной программы по основам безопасности жизнедеятельности свидетельствует о том, что представленные в ней темы в полной мере отражают основные направления качественной подготовки школьников к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.
Содержательно-технологический этап был направлен на создание проекта педагогической технологии по обучению учащихся среднего звена правилам оказания первой помощи в курсе «основы безопасности жизнедеятельности». Содержание материала представлено блоками: «Уроки ОБЖ» – в рамках реализации данного модуля было разработано 3 урока для учащихся 8-го класса по следующим темам: «Первая медицинская помощь при травмах, ушибах, ссадинах», «Правила оказания первой медицинской помощи при переломах», «Оказание первой помощи из поручных средств»; «Внеклассные мероприятия», «Элективный курс» – в рамках реализации данного модуля был разработан курс по обучении учащихся 8-го класса правилам оказания первой помощи пострадавшим, предусматривающих 34 часа теоретической и практической подготовки.
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.11.2019 г.).
2. Абаскалова, Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / Н. П. Абаскалова. – Новосибирск, 2007. – 188 с.
3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения, и воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] / С. В. Абрамова. – Москва : Южно-Сахалинск, 2012.– 244 с.
4. Акимова, Л. Методические аспекты внеурочной работы по ОБЖ [Текст] / Л. Акимова // Основы безопасности жизнедеятельности : информационно-методическое издание для преподавателей. – 2009. – № 10. – С. 36-43.
5. Бакушкина, М. В. Использование игровых технологий на урока ОБЖ [Электронный ресурс] / М. В. Бакушкина // Студенческий научный форум. 2013. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/.(Дата обращения: 08.11.2019).
6. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная Безопасность) : Учебник [Текст] / С. В. Белов. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 702 c.
7. Белый, В. И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения [Текст] / В. И. Белый // Школьные технологии. – 2010. –№2. – С.105-153.
8. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. – Москва : Москва, 1989. – 192 с.
9. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 624 с.
10. Борохович, Л. Ю. Классификация педагогических технологий [Электронный ресурс] / Л. Ю. Борохович // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2012. URL: http://nsportal.ru/klub-znatokov-inostrannykh-yazykov/klassifikatsiya-pedagogicheskikh-tekhnologii. (Дата обращения: 08.11.2019).
11. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии [Текст] / М. В. Буланова-Топоркова. – Москва : ИКЦ «МарТ», 2004. – 336с.
12. Варламова, А. Я. Педагогика [Текст] / А. Я. Варламова, П. В. Кирилов. – Москва : Волгоград, 2004. – 76 с.
13. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты на уроках ОБЖ [Текст] : пособие для учителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
14. Галанин, Ю. Г. Учебно-материальная база ОБЖ [Текст] / Ю. Г. Галанин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал, 2011. – № 12. – С. 31-35.
15. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст] / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
16. Гусева, О. И. Использование метода проектов на уроках ОБЖ [Электронный ресурс] / О. И. Гусева // //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2014. URL: http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/01/13/statya-ispolzovanie-metoda-proektov (Дата обращения: 08.11.2019).
17. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] / М. Н. Гуслова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
18. Данченко, С. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 классы [Текст] / С. П. Данченко. – Волгоград : Учитель, 2017. – 241 с.
19. Дубенский, Ю. П. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст] / Ю. П. Дубенский. – Омск .: ОмГУ, 2005. – 59 с.
20. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы : Методическое пособие [Текст] / Р. А. Дурнев. – Москва : Дрофа, 2008. – 156 с.
21. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии [Текст] / Н. И. Запрудский. – Москва : Издательство «Сэр-Вит», 2003. – 288 с.
22. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке [Текст] /А. Золотухина // Первое сентября. . – 2010. – №4. – С. 3-5.
23. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Иовенко. – Москва : Наука, 2003. – 33 с.
24. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / М. А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал, 2009. – № 4. – С. 14-21.
25. Кларин, М. В. Технология обучения : идеал и реальность [Текст] / М. В. Кларин. – Москва : Проспект, 2008 г. – С. 180.
26. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе [Текст] / М. В. Кларин. – Москва : Знание, 1989. – 80 с.
27. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
28. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А. К. Колеченко. – Москва : КАРО, 2006. – 368 с.
29. Кравцова, Е. Е. Психологи и педагогика : краткий курс [Текст] / Е. Е. Кравцова. – Москва : ПРОСПЕКТ, 2015. – 320 с.
30. Крившенко, Л. П. Педагогика [Текст] / Л. П. Крившенко. – Москва : Проспект, 2004. – 432 с.
31. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
32. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы [Текст] / В. Т. Кудрявцев. – Москва : Знание, 1991. – 156 с.
33. Кузнецов, В. С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. – № 12. – С. 34-38.
34. Кузнецов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : Методика преподавания предмета: 5–11 классы [Текст] / В. С. Кузнецов. – Москва : ВАКО, 2011. –176 с.
35. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] / В. С. Кукушкин. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 269 с.
36. Маслов, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. К учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова [Текст / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. – Москва : Дрофа, 2014. – 128 c.
37. Мельникова, Т. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. В. Мельникова. – Санкт-Петербург , 2006. – 18 с.
38. Мельников, А. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / А. А. Мельников. – Москва : Трикста, 2012. – 332 c.
39. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : практикум [Текст] / Авт.-сост. Э. А. Кузнецова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 110 с.
40. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т. Ф. Михнюк. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 341 с.
41. Мишин, Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Обучение по учебникам под редакцией Ю. Л. Воробьева [Текст] / Б. И. Мишин, М. В. Юрьева. – Москва : АСТ, Астрель, 2014. – 224 c.
42. Основы безопасности жизнедеятельности : Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы [Текст] / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – Москва : Дрофа, 2014. – 112 с.
43. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. – Санкт-Петербург : Лань, 2012. – 672 c.
44. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Ю. Г. Сапронов. – Москва : НОРМА-ИНФРА., 2012. – 336 с.
45. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы : Поурочные разработки [Текст] / Российская академия наук, Российская академия образования, под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
46. Смирнов, А. Т. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Т. Смирнов // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – Т. 5. – № 4. – С. 31–33.
47. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
48. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И. К. Топоров. – Москва : Просвещение, 2009. – 93 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 56 с.