Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ связи ценностно-смысловой сферы личности с учебной мотивацией школьников 7
1.1 Отечественные и зарубежные подходы изучения учебной мотивации 7
1.2 Ценностно-смысловые ориентации школьников 16
1.3 Теоретический анализ учебной мотивации школьников во взаимосвязи с
ценностно-смысловой сферой личности 29
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности с учебной мотивацией школьников 34
2.1. Описание и организация исследования 34
2.2. Статистический анализ результатов эмпирического исследования 36
Выводы по второй главе 49
Список литературы 52
Актуальность исследования. Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования.
В ряду разнообразных проблем, стоящих перед основной и средней школой, в настоящее время существенное значение приобретает проблема, связанная с формированием положительной устойчивой мотивации в учебном процессе у старших школьников.
Актуальность проблемы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у старших школьников подтверждается рядом государственных документов. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Наша система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Проанализировав психолого -педагогическую литературу мы пришли к выводу, что изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Большой вклад по изучению проблемы мотивации и мотивов поведения и деятельности внесли: В Е.П. Ильина, ДВ.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, С.Г. Москвичёва и др., а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования ценностный-смысловых ориентаций школьника в процессе обучения и недостаточной методической разработанностью методов активизации мотивации к образовательному процессу. Исходя из этого мы можем подойти к решению проблемы формирования устойчивой мотивации к учебному процессу посредством развития ценностно-смысловых ориентаций школьников.
Цель исследования: выявить взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности с учебной мотивацией школьников.
Объект исследования: учебная мотивация школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности с учебной мотивацией школьников.
Гипотеза исследования: развитие составляющих ценностно-смысловой сферы личности приведет к развитию учебной мотивации у школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретически рассмотреть подходы к изучению учебной мотивации;
2. проанализировать ценностно-смысловые ориентации школьников;
3. теоретически изучить влияние ценностно-смысловых ориентаций на учебную мотивацию;
4. эмпирическое изучение взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности с учебной мотивацией школьников.
Методологической основой исследования явились положения отечественной психологии о личности как системном образовании и о системной детерминации личностного развитая, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова и других основоположников отечественной психологии.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: метод опроса, психодиагностика; методы статистического анализа эмпирических данных.
Методики исследования:
• анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. К. Лускановой;
• тест смысложизненной ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева;
• опросник «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМОЛ) И.Г.Тимащука;
• экспресс диагностика «социальных ценностей личности» Н.П.Фетискина).
База исследования. МБОУ «АСОШ №6» Арского района РТ. В исследование принимали участие учащиеся 9-10 классов в количестве 50 человек.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна.
1. В работе впервые исследованы ценностно-смысловые ориентации школьников во взаимосвязи с учебной мотивацией.
2. Рассмотрены система ценностно-смысловые ориентаций, ее особенности, место ценностно-смысловых ориентаций в структуре мотивации к учебной деятельности у школьников.
3. В результате исследования получены данные, которые уточняют теоретические представления о развитие учебной мотивации у школьников.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении существующих взглядов и научных точек зрения по рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы практическими психологами и педагогическими работниками, оказывающими психолого-педагогическую помощь подросткам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,2-х глав, вывода по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Данное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задачи исследования и дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
• Полученные в результате исследования выводы следует использовать школьными психологами для формирования учебной мотивации посредством развития ценностно-смысловых ориентаций школьников.
• Практические психологи имеют возможность использовать предложенную батарею методик для проведения диагностики уровня учебной мотивации в образовательном учреждении.
В теоретическом плане доказано:
• Учебная мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющей его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Таким образом, анализ литературы по проблеме мотивации показал, что мотивация представляет собой сложное структурное образование. Включающее в себя некоторые виды мотивов и выполняющая определенные функции. А так же бесспорна связь мотивации с направленностью личности.
В эмпирической части доказано:
У учеников с низкой мотивацией преобладает следующая структура ценностно-смысловых ориентаций: финансовые ценности; общественные ценности; цель в жизни; локус контроля жизнь.
У учеников с высокой мотивацией преобладает следующая структура ценностно-смысловых ориентаций: семейные ценности; социальные ценности; духовные ценности; процесс жизни; результативность жизни; локус контроля-Я; общая осмысленность жизни.
Развитие морально-этической ответственности будет способствовать формированию мотивацию учебной деятельности (p<0,001;r= 0,69).
Формирование у учеников духовных ценностей, будет развивать уровень учебной мотивации (р<0,01;г= 0,50).
Установлено, что развитие семейных ценностей имеет прямую связь с уровнем учебной мотивации (р<0,05;г= 0,38), это позволяет нам говорить о том, что формирую семейные ценности мы сможем развивать учебную мотивацию.
Выявлена прямая связь общего показателя осмысленности жизни с учебной мотивацией (р<0,01;г= 0,55), развитие и формирование жизненных целей, способности планировать и понимать свою жизнь будет способствовать развитию учебной мотивации.
Можно сделать вывод о том, что формировать учебную мотивацию у школьников можно посредством развития ценностно-смысловых ориентаций личности. Развивая и формируя жизненные цели, способность планировать и понимать свою жизнь будет способствовать развитию учебной мотивации.
Перспективы дальнейшего исследования. Полученные результаты позволили наметить программу дальнейшего исследования в виде создания технологии по целенаправленному воздействию на учебной мотивацию школьников посредством актуализации ценностно-смысловой сферы личности.
1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - Мн.: Университетское, 2013. - 559 с.
2. Анцыферов, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферов / Под ред. Анцыферовой Л.И. - М.: Просвещение, 2011. - 361 с.
3. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системе [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М.: Педагогика, 2011. - 364 с.
4. Арон, И.С. Особенности ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, оставшихся без попечения родителей. // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - С. 43-50.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] /В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2014. - 264 с.
6. Асмолов, А.Г. О предмете психологии личности [Текст] /А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2013. - №3 - 119-125 с.
7. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 416 с.
8. Белякова, С.Г. Ценностные ориентации учащихся в современных социокультурных условиях общеобразовательной школы. // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №3. - С. 40-44.
9. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 2011.
10. Битянова, Н.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2014. - 98 с.
11. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор: пособие для вузов [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Флинта, 2013. - 48 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
13. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2013.
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна; 41 вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж: Институт практической психологии: НПО МОДЕК, 2015. - 352 с.
15. Болотова, А.К. Прикладная психология: учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова, И.В. Маркова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 383 с.
16. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. - 672 с.
17. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно
ориентированного воспитания [Электронный ресурс]: электрон.
данные. Режим доступа:
http: //portalus .ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id= 1195049739 &archive=1195938639&start_from=&ucat=& (свободный доступ). - Дата доступа: 12.02.2017.
18. Бородкина Е. В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 90-93. — URL https://moluch.m/archive/2/160/ (дата обращения: 23.05.2018).
19. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.М. Борытко / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2014. - 285 с.
20. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
21. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка [Текст] / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 352 с.
22. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - СПб: Питер, 2007. - 688 с.
23. Власова Е.А. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ШКОЛЬНУЮ
МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31).
URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения:
24.05.2018)
24. Волков, Б.С. Психология развития человека: учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
25. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / А.В. Воронина. - Томск, 2002. - 24 с.
26. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М. : Смысл, 2003. - 1136 с.
27. Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов у детей 6—7 лет [Текст] / М.Р. Гинзбург// Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.— М., НПО «Образование», 2012. — 23 с.
28. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана / Т.О. Гордеева // Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, 2006. - 332 с.
29. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. -5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2013. - 655 с.
30. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов [Текст] / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 415 с.
31. Давыдов, В.В. О понятии личности в современной психологии [Текст] / В.В. Давыдов // Психол. журн. - 2013. - Т. 9.
32. Дрожалкин В. А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 848-850. — URL https://moluch.ru/archive/88/17411/ (дата обращения: 23.05.2018).
33. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 359 с.
34.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Издательство психологической литературы, 2012. - 437 с.
35. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 364 с.
36. Киричук, Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников [Текст] / Е.И. Киричук // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. - М., - 2011. - 371 с.
37. Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы // Социальная сеть работников образования nspor tal.ru. 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://nspor tal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya... (дата обра щения: 02.04.2015)
38. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
39. Кожухарь, Г.С. Модель развития личности и ее практическое применение в психологической работе с учителями [Текст] / Г.С. Кожухарь // Экспериментальные исследования возрастных
особенностей школьников и студентов. - Уфа: Принт, 2012. - 325 с.
40. Козырева, О.А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей [Текст] / О.А. Козырева. - Новокузнецк: КузГПА, 2014. - 359 с.
41. Колбановский, В.Н. О проблеме личности в психологии [Текст] / В.Н. Колбановский // Вопр. психол.- 2014. - №4 - 112-120 с.
42. Кошелев, А.А. Портфолио школьника: учебное пособие [Текст] / А.А. Кошелев, О.А. Козырева. - Новокузнецк: КузГПА, 2011. - 38 с.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Академия: Смысл, 2015. - 346 с.
44. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В.Г. Максимов. - М.: Академия, 2012. - 272 с.
45. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 2009. — 192 с. Маслоу А. Мотивация и личность. — М.: Едиториал УРСС, 2011. - 224 с.
46. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрас те. М.: Просвещение, 2005
47. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
48. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М., 2013. - 204 с.
49. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2012. - 396 с.
50. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2011. - 437 с.
51. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Пермь. 2011 - 563 с.
52. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Глобус, 2012. - 427 с.
53. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
54. Немов, Р.С. Путь к коллективу [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 2013. - 400 с.
55. Овсянникова И. С. Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №10.
— С. 374-378. — URL https://moluch.ru/archive/144/40326/ (дата обращения: 22.05.2018).
56. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.
— М.: Просвещение, 2007. — 288 с.