Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЦЕННОCТНО-CМЫCЛОВОЙ CФЕРЫ ПРЕДПРИНИМAТЕЛЕЙ CРЕДНЕГО ЗВЕНA НА СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ

Работа №33079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
494
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ CРЕДНЕГО ЗВЕНА 12
1.1. Пcихологичеcкие аспекты изучения ценностей и ценностно-cмыcловой
cферы в отечественных и зарубежных трудах 12
1.2. Психологический портрет предпринимателя среднего звена 25
1.3. Параметры удовлетворенности качеством жизни предпринимателя
среднего звена 33
1.4. Основные ценности предпринимателя среднего звена 36
Выводы по первой главе 50
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ... 53
2.1. Организация и обоснование выбора методик исследования 53
2.2. Результаты исследования ценностно-смысловой сферы и степени
удовлетворенности жизнью предпринимателей среднего звена 67
2.3. Результаты оценки влияния ценностно-смысловой сферы на степень удовлетворенности качеством жизни у предпринимателей среднего звена... 80
Выводы по второй главе 87
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 108


Актуальность исследования. Современное поколение людей переживает эпоху глубинных трансформационных процессов, который имеет массовый характер и касается всех сфер жизнедеятельности. Кардинально меняются ценности и смысл жизни современного человека. В мире все более актуализируется нестабильность жизни людей, отсутствие устойчивости, теряется баланс спокойного существования, возникают трудности в прогнозировании будущего. В условиях такой неопределенности, человек вынужден сталкиваться с необходимостью самостоятельно определять основы и ориентиры своего существования. Осознание такой необходимости связано с субъетивными представлениями и психологическими особенностями жизнедеятельности каждого конкретного человека. Это сказывается и отражается на ценностно-смысловые параметры его жизни. Современная активная личность пытается открыть для себя новые способы и направления в самопроцессах (самоорганизации, самореализации, саморазвития и самоактуализации). Среди представителей активных и самоорганизованных субъектов особый интерес вызывают те, которые преобразуют себя и мир в ближайшем окружении. Таких субъектов называют предпринимателями.
На сегодняшний день 35% занятого в экономике населения городского округа - предприниматели малого и среднего звена. В республике много предпринимателей среднего звена, которые хотят и могут делать бизнес с пользой для себя и страны.
Существует истина, что нормальное общество не может состоять из одних Рокфеллеров и люмпен-пролетариата. Подавляющее большинство трудоспособного населения любого цивилизованного, экономически развитого государства, составляет так называемый средний класс. Это люди - предприниматели, имеющие определенный стабильный доход, удовлетворяющий их нужды и позволяющий выплачивать налоги государству на содержание необходимых социальных и иных институтов.
Предприниматель - это человек, который самостоятельно строит свою жизнь, накапливая и вкладывая собственные средства в организацию своего дела, принимает на себя максимальный риск, связанный с окончательным результатом своей активности. Предприниматель начинает «с нуля», организацию частного предприятия, имею лишь оригинальную идею о способе разработки, внедрения, реализации Качественно или количественно нового продукта или вида услуг, которые и предлагает обществу в рамках действующего законодательства. Предприниматель самостоятельно организует и осуществляет хозяйственную деятельность своего, начиная с малого, предприятия. Так как многие предприниматели непосредственно участвуют в создании и изменении целей своего предприятия или какой- либо организации, определяют кто будет управлять ею на различных этапах ее существования .
Предпринимательская деятельность не ограничивается одноразовыми сделками, а строит деятельность та постоянной основе, руководствуясь на:
- достижение финансового успеха, основываясь на коммерческой деятельности, получения прибыли;
- использовании собственного капитала: движимость и недвижимость, имеющегося имущества, личных финансовых, собственных материальнотехнических и трудовых ресурсов.
В этом совершенно не удивительно, если выдающийся предприниматель может быть не очень эффективным менеджером. Организации, которые создаются предпринимателями, могут превращаться в знаменитые корпорации, но есть масса примеров, когда созданная предпринимателем организация распадается. И причиной здесь может быть плохое руководство, а не плохие идеи. В России все большее количество компаний увеличивает свои масштабы настолько, что один-два их родоначальника-предпринимателя уже физически не могут справляться с объемом управленческих задач.
В данном исследовании особый интерес вызвали предприниматели среднего звена.
Разделение бизнеса на малый, средний, большой, семейный, индивидуальный, - это все звенья единой системы. Каждый малый бизнес должен стремиться стать средним, средний - национальным чемпионом, чемпион - экспортером, глобальным лидером.
Средний класс в России существует вопреки препятствующим факторам в виде недостаточно совершенного законодательства, неуклонно развивается и крепнет. Это представители малого и среднего частного бизнеса - предприниматели. Российский малый и средний бизнес - это реальная сила и громадный потенциал. Частное предпринимательство среднего звена стабильно предстает в двух ипостасях: как гарант возрождения национальной экономики и как базис становления современной российской государственности.
Данное исследование посвящено изучению влияния ценностносмысловой сферы личности на психологическое основание для раскрытия возможностей создания и улучшения условий качества своей жизни.
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности на сегодняшний день приобрела комплексный, но в то же время и системный подход. Так ценностно-смысловая сфера на сегодня является предметом изучения многих дисциплин на стыке различных отраслей и сфер знания о человеке.
Анализ научной литературы об исследованиях ценностно-смысловой сферы представлены как понятие и как явление научных дисциплинах - философии, социологии, психологии, педагогики, управления и др.
Изначально учение о ценностно-смысловой сфере человека как личности выявило два основных компонента - это изучение ценностных ориентации личности и определение системы личностных смыслов. Эти компоненты связывались с понятием личность, т.к. они неразрывны с изучением человеческого интеллекта как разумного поведения и эмоционально-личностными побуждениями. Данные качества наиболее ярко выражены у лиц, работающих в сфере бизнеса. Поэтому в работе большое внимание уделяется предпринимателям среднего звена c различной степенью удовлетворенности жизнью.
Исследование ценностно-смысловой сферы личности, выступая в качестве объективного вектора развития психологии, (А.Г. Асмолов, Э.В. Галажинский, В.П. Зинченко, В.Е Клочко, Д.А. Леонтьев, А.О.Прохоров, Н.Р. Салихова, В.М. ободчиков, и др.) привело к пониманию того, что жизнедеятельность человека в условиях современного мира перестала рассматриваться лишь как среда обитания человека, объективное поле или окружение, а выступает как составная часть человека и его личности в целом, как неотрывная от него особенность, помогающая или препятствующая организации, создания и улучшения качества условий жизни, как временная перспектива, как основа духовно-нравственного, социально адаптивного или аддиктивного поведения [7,18, 24,28,
35,40,47,50]. Далее и более последовательно (методологически, теоретически и эмпирически) эту идею приняла современная психология в трудах ряда авторов Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, О. В. Лукьянов, Е.В. Некрасова и др., где исследование проблемы ценностно смысловой сферы личности обрела особую важность в различных научных направлениях деятельностного и культурного развития общества. Особое значение исследованию этого феномена заняло место в отечественной психологии [18, 28,31, 47].
Именно исследования ценностно-смысловой сферы придают значимость жизненного пространства личности и определяют тенденции формирования, саморазвития ее процессов, а в частности самоорганизации субъекта в объективном мире. И важным оказалось, то, что внутренний мир человека представляется неким пространством, в которое вмещается совокупность значимых для личности чувств, связей и отношений. При этом личность человека рассматривается в единстве с его индивидуальным и уникальным по своему сожерданию жизненным пространством, которое выступает своеобразной комплексной и системной организацией, где и определяет субъективную жизнедеятельность и бытие человека. В целом, можно согласиться c тем, что исследование предпринимателей среднего звена с различной степенью удовлетворенности качеством жизни - это некий проект, отражающий тот факт, что будущее за предприимчивыми людьми. Которые, прежде всего, смогут использовать свой личный и социальный опыт для внесения в современный мир некой упорядоченности, стабильности, согласованности и смысла происходящим событиям. Ориентация на ценностно-смысловой личностный ресурс предпринимателей среднего звена является важной организацией жизненного мира современного активного человека.
Вопрос о взаимовлиянии параметров ценностно-смысловой сферы с удовлетворенности качеством жизни в современной психологии иccледовaн недостаточно и нуждается в конкретно-психологических эмпирически обоснованных данных. Исследование, осмысление и приведение в, так называемый, порядок компонентов ценностно-смысловой сферы личности предпринимателя среднего звена дает реальную возможность для осуществления полноценного перехода к самопроцессов (самоорганизации и самоактуализации т.п.), где делается выбор на эмоционально обогащенную, наполненную смыслом жизнь.
Актуальность изучения проблемы взаимодействия ценностносмысловой сферы личности с уровнем удовлетворенности качеством жизни на примере предпринимателей среднего звена позволили сформулировать цель, обозначить задачи, выдвинуть гипотезу, определить объект и предмет данного исследования.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности предпринимателей среднего звена с различной степенью удовлетворенности качеством жизни.
Предмет исследования: влияние ценностно-смысловой сферы личности предпринимателей среднего звена на степень удовлетворенности качеством жизни.
Гипотеза исследования: Удовлетворенность качеством жизни предпринимателей среднего звена тем выше, чем больше она связана с системой ценностей, в зависимости от жизненных целей.
Цель исследования: исследование особенностей влияния ценностносмысловой сферы личности предпринимателей среднего звена на степень удовлетворенности качеством жизни.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический aнaлиз cущеcтвующих научных представлений о феномене взaимоcвязи ценностно-cмыcловой cферы личности c уровнем удовлетворенности качеством жизни.
2. Определить основные ценности предпринимaтелей cреднего звета и уровень удовлетворенности качеством жизни. Cоcтaвить пcихологичеcкий портрет предпринимaтеля cреднего звенa.
3. Выявить влияние ценностно-смысловой сферы предпринимателей среднего звена на уровень удовлетворенности качеством жизни
Теоретико-методологическая основа исследования принципы и положения возникновения и развитии смысловых структур, которые в современной психологии исследуются в рамках функционирования сознания и личности (В.Г.Акопов, В.М.Аллахвердов, В.Ф.Петренко, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев), где подтверждается факт влияния ценностно-смысловой сферы личности на развитие способности к самоактуализации и степень удовлетворенности качеством жизни, которые выводят его на новый уровень развития как субъекта жизни (К.А.Абульханова, Л.И.Анцыферова). [1,3,4,6, 7,10,35] Этот уровень означает качественно иной способ организации самопроцессов личности, позволяющий ей согласовывать внешние и внутренние личностные ресурсы в условиях осуществления деятельности, возможность координировать собственные психические процессы, состояния, свойства, способности, возможности и ограничения (А.В.Брушлинский, Л.М.Попов, Е.А.Сергиенко), которые отражаются на психическом состояния (А.О.Прохоров, Н.Р.Салихова), степень понимание (В.В.Знаков), уровень ответственности (Л.И.Дементий), рефлексию (А.В.Карпов, В.И.Слободчиков), личностное и социальное самоопределение (М.Р.Гинзбург, А.Б.Купрейченко), уровень зрелости (А.А.Деркач, А.А.Бодалев), способность к проявлению спонтанности (Н.Е.Харламенкова), организацию суверенности и предпринимательства (С.К.Нартова-Бочавер) и исследования в области антропологической психологии (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В.Галажинский), а так же труды психологов, позволяющие раскрыть основные аспекты ценностно-смысловой сферы личности (А.Г. Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Г. Е. Залесский, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев, Н.Р.Салихова, А.В. Серый, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, С. Эпштейн, М.С. Яницкий, Р. Янофф-Бульман, и др.), вкючить основные идеи ученых экзистенциально-феноменологического подхода в философии, социологии и психологии (М.М. Бахтин, JI. Бинсвангер, Дж. Бьюдженталь, С.Б. Крымский, А. Ленгле, О.В. Лукьянов А. Маслоу, Р. Мэй, В.В. Налимов, К. Роджерс, С. Л. Франк, В. Франкл, Э. Фромм, К. Ясперс, и др.).[11,14,19,23,27,28,34,37,38,
39,41,46,49,50,51,52,59,60]
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались методы: анализ научной литературы, отражающей спектр вопросов по проблеме исследования; эмпирические: метод опроса, психодиагностика; методы статистического анализа эмпирических данных.
В исследовании использованы методики: анкетный опрос для изучения некоторых демографических данных; исследование ценностных ориентаций М. Рокича; тест «Добро и зло» Л.М. Попова; тест «Дело.Дельфин.Акула» Л.М. Попова; тест «Смысло-жизненные ориентации» (Методика СЖО) Д.А.Леоньева; тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ), адаптация Н.В.Паниной (Опросник общего психологического состояния). [ 35,39,49,]
Эмпирическую базу исследования составили предприниматели среднего звена, проживающие в г.Казани.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически доказана взаимосвязь и взаимовлияния ценностносмысловой сферы личности предпринимателей среднего звена с различной степенью удовлетворенности качеством жизни;
2. Впервые проанализированы и систематизированы ведущие ценности предпринимателей среднего звена, способствующие улучшению качества жизни;
3. Впервые экспериментально выявлены оcобенноcти взaимоcвязи ценноcтно-cмыcловой cферы личности предпринимaтелей cреднего звена c рaзличным уровнем удовлетворенности ячеством жизни;
4. Конкретизирован психологический портрет предпринимателя среднего звена.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты вносят вклад в ту часть позитивной психологии, где рассматривается проблема совершенствования ценностно-смысловой сферы предпринимателей среднего вена с различной степенью удовлетворенности качеством жизни: полученные данные раскрывает новый инструментарий для коучинговой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в работе психологов в рамках психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии для целенаправленного влияния на повышение качества жизни предпринимателей среднего класса. Проведенное исследование расширяет существующие средства оказания психологической помощи населению.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержатся материалы эмпирического исследования, рисунки и таблицы, а также данные статистической обработки, детализирующие некоторые результаты работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предпринимательство - одна из сфер жизнедеятельности человека, в которой проявляются его лучшие качества: инициатива и стремление к новому, творчество и решительность, острота ощущений в восприятии мира и способность идти на риск, устойчивость к стрессам и энтузиазм, несмотря на неизбежные ошибки и потери. Пожалуй, именно в предпринимательстве, особенно ощутима значимость психологической компетентности человека, его способности понимать себя и других, брать на себя ответственность.
Данное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задачи исследования и дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
• Полученные в результате исследования выводы следует использовать в рамках психологической консультации, психологической коррекции и коучинговых программах для углубления и развития знания в области проблемы влияния ценностно-смысловой сферы предпринимателей среднего звена с различной степенью удовлетворенности качеством жизни;
• Практические психологи имеют возможность использовать предложенную батарею методик и для проведения диагностики и развития позитивного влияния ценностно-смысловой сферы предпринимателей среднего звена с различной степенью удовлетворенности качеством жизни;
• Полученные в ходе эксперимента данные позволят целенаправленно влиять на ценностно-смысловую сферу или использовать ее в работе с предпринимателями среднего звена с различной степенью удовлетворенности качеством жизни.
• Проведенное исследование расширяет существующие средства оказания психологической помощи активной и предприимчивой части населения.
В ходе теоретического анализа:
1. Не найдено в психологии работ, посвященных исследованию ценностно-смысловой сфере и степени удовлетворенности качеством жизни у предпринимателей среднего звена. Исследователи рассматривают лишь отдельные стороны ценностно-смысловой сферы предпринимателей, как дифференцированные части одного целого: цели, мотивы, стремления и др. По К.А. Aльбухaновой-Cлaвcкой и A3. Брушлинскому -смысловых предcтaвления в организации системы ценностных ориентаций проявляются в функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». По Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился». Ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Ф.Е. Вacилюк отмечaет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, по Ф.Е. Василюк и A3. Серый, является своего рода, продуктом ценностной системы личности. Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человек cмыcлов. Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение».
2. Анализ проблемы влияния ценностно-смысловой сферы на удовлетворенность качеством жизни предпринимателей среднего звена дал общее понимание данного феномена как субъективного самоощущения целостности и осмысленности индивидом своего бытия.
3. Психологический портрет предпринимателя среднего звена подвержен постоянной трансформации. Предпринимательская деятельность способствует более полному раскрытию личности, что служит более высокой степени удовлетворенности жизнью - чувству счастья.
Предприниматели по своему характеру являются трудоголиками. Они работают в среднем на 10-15 часов больше, чем обычный сотрудник организации. Они работают, когда другие люди спят, путешествуют, когда другие обедают и т.д. Переработки по времени чаще всего связаны с их основным делом, проектом которым они занимаются сейчас.
Предприниматель не уделяет много внимания удобствам и максимизации своего свободного времени. У него другие приоритеты.
Современный предприниматель представляет собой динамичного человека с большими амбициями, aвaнтюризмом, он сам «творит» свое счастье. Для него важны деньги, но как инструмент общественного признания.
Талант предпринимателя раскрывается обычно в переходные моменты, когда приходится сталкиваться с необходимостью что-либо менять в схеме своей деятельности, что-либо совершенствовать или модернизировaть, a от чего-то и отказаться. И если человеку удается хоть раз реализовать свой бизнес-проект и потом всю жизнь без изменений использовать его, то вряд ли можно его считать «настоящим» предпринимателем. Суть предпринимательской деятельности и заключается в том, что приходится постоянно генерировать новые идеи и постоянно смело воплощать их в жизнь.
Cвойcтвaми личности предпринимателя с точки зрения экономической характеристики выступают: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости.
К социальным характеристикам личности предпринимателя среднего звена можно отнести: инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, готовность рисковать.
К психологические характеристикам относятся: креативность, творческое воображение, т.е. присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности, некaя неудовлетворенность существующим положением вещей, неустанная целеустремленность как желание чего-либо добиться или достигнуть и прийти к реальному практическому результату.
Практика предпринимательской деятельности свидетельствуют о том, что преуспевающий предприниматель обладает следующими качествами:
• стремление к самореализации;
• способность принимать решения и нести ответственность за их выполнение;
• умение организовать дело, способность идти на инновации и рискованность;
• наличие особого склада ума, тенденция к действию, личностные устремления.
Так же предпринимателю среднего звена присущи качества самоорганизующейся личности и качества лидера. К характеристикам лидерства: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к новым достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. При этом отмечают также и особые деловые качества - позитивный настрой, положительную энергетику предпринимателя: инициативность и предприимчивость, деловая активность, умение действовать в условиях недостатка информации (особым «чутьем», которое вырабатывается в процессе предпринимательской деятельности), настойчивость и умение брать ответственность на себя.
Интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются гибкостью мышления и аналитическим складом ума, умением думать, генерировать идеи, в том числе коммерческие, творчески мыслить, обладание смекалкой и широтой мировоззрения, умение видеть многовариантность и находить нестандартные решения.
В качестве предрасположенности к предпринимательской деятельности отмечаются такие психологические характеристики личности, как восприимчивость к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и устойчивость к стрессам, здоровый перфекционизм, креативность.
К особым качествам предпринимателя относятся его коммуникативные способности: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, умение видеть «насквозь» и подбирать себе компаньонов, единомышленников, исполнителей и также навыки построения отношения в интересах дела. Некоторые авторы указывают также на важность такой поведенческой характеристики, как агрессия (энергия), толерантность, стремление к сотрудничеству.
Одной из важнейших составляющих индивидуальных особенностей предпринимателей среднего звена является - интуиция и антиципационная состоятельность, как умение прогнозировать, предчувствовать или предвидеть события. Предпринимателю приходится сталкиваться с ситуациями, в которых необходимо принимать быстрые и правильные решения, где не обойтись без интуитивных подсказок внутреннего «Я». Особенно это касается случаев, когда нужно быстро принимать эффективное решение в условиях недостатка необходимой информации.
Корреляционный анализ позволил эмпирически обосновать теоретические выводы первой главы и позволил наглядно представить факторы влияния ценностно смысловой сферы предпринимателей среднего звена на степень их удовлетворенности качеством своей жизни. Особенности влияния ценностно-смысловой сферы на степень удовлетворенности качеством жизни предпринимателей среднего звена заключаются в следующем.
С повышением результативности жизни, или удовлетворенность самореализацией повышают жизненную удовлетворенность. И наоборот Если человек настроен фиксироваться на прошлом, еле доживает жизнь, то и повышается неудовлетворенность жизнью.
В связи с этим можно утверждать, что индекс жизненной удовлетворенности напрямую влияет на представления о себе как посильной личности, обладающей свободой выбора, способности строить свою жизнь в соответствии со своими целями о ее смысле. И наоборот, с понижением ощущения «Я-хозяин жизни» снижается жизненная удовлетворенность.
Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией напрямую обеспечивается согласованностью между поставленными и достигнутыми целями, возникает уважение к себе, рождаются все новые и новые цели, растет положительная оценка себя и собственных поступков. И как следствие повышается удовлетворенность качеством своей жизни. При этом цели достигаются, значит происходит продуктивная жизнь с максимально полным использованием возможностей человека и его ресурсов (сил, способностей). И наоборот, со снижением жизненной продуктивности очень трудно добиться жизненных целей. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни, когда возникает убеждение в том, что человеку просто необходимо контролировать свою жизнь, это позволяет быть свободным в принятии решений, воплощении их в жизнь, наслаждение самим процессом жизни все это обеспечивает высокую степень удовлетворенности не только процессом, но и качеством своей жизни.
Это основные факты, отражающий влияние ценностно-смысловой сферы предпринимателей среднего звена на степень удовлетворенности качеством своей жизни. И эти связи прямые, и значат, что от повышения первого показателя улучшаются и все другие показатели на личностном, деятельностном и социальном уровнях.
Перспективы дальнейшего исследования. Полученные результаты позволили наметить программу дальнейшего исследования для коррекции навыков успешной деятельности предпринимателя среднего звена. А так же построения краткосрочных курсов в форме обучающего тренинга с использованием понятия - личность успешного предпринимателя.



1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная
психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3.
Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 88 - 103.
2. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологической журнал, 1999. №5. С. 45-49
3. Акопов В.Г. Социальная психология образования: и монография// Библиотека социальной педагогики.,М., Изд-во: Московский психологосоциальный институт, Флинта, 2000 г.
4. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс //Экспериментальная психологика, т.1 - СПб, «Издательство ДНК», 2000. - 528 с.
5. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Омск: Пресс, 1999. 184 с.
6. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Речь, 1989. С. 426-433.
7. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А. и др. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 35-47.
8. Бахтин М.М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского // Психология личности. Тексты. М„ 1982
9. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. - М.: КСП+; СПБ.: Ювента, 1999. - 300 с.
10. Боброва О.С., Ковалева А.С. Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатам опроса 2014 года): цели и мотивы // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 15. - С. 2313-2334.
11. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 109 с.
12. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал, 1999. №5. С. 38-44.
13. Бызова В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русских этносов // Психологический журнал, 1998. №5. С. 24-28
14. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта 3-е межд. Изд. Перевод с английского и общая редакция М. Р. Мироновой СПб.: Питер, 2001. — 304 с
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. 200 с.
16. Войцеховский К.А. Развитие личности и ценности // Моральные ценности и личность / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: МГУ, 1994. С. 147-154.
17. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М. : Смысл, 2003. - 1136 с.
18. Галажинский Э.В. Умные и успешные // Территория интеллекта. 2009. № 3
19. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. № 2. С.19 - 27
20. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Аспект Пресс, 1989. С. 102-109
21. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. Монография. Омск Издательство ОмГУ 2001г. 192 с., 17 ил
22. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. М.: Гуманитарный Центр, 1983. С. 27-35
23. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности - .М.: МГУ, - 1994.- 138с.
24. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - с. 304.
25. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. -1998. - № 3. -С. 104 -115.
26. Карандашев В.Н. Опросник изучения ценностей по Ш. Шварцу. М.: Смысл, 2005. 35 с.
27. Карпов А.В. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности: Учеб. пос. - Ярославль: Изд-во Ярославск. политех, ин-та, 1985.
28. Клочко В.Е . Самоорганизация в психологических системах: проблемы
становления ментального пространства личности: введение в
трансспективный анализ. - Томск: Изд-во: Томский государственный университет, 2005
29. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. - М.: Датастром, 1971. 123 с.
30. Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Полис, 1996. №2. С. 101-110.
31. Краснорядцева О. М. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания // Сибирский психологический журнал. Томск, 2009. № 33. С. 6-13. Соавт.: Клочко В. Е
32. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 571 с. ISBN 978-5-9270-0126-2
33. Лебедев А.Н. Две методологически традиции в организации научнопрактических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал, 2000. Т.21 №4
34. Ленгле А. Что движет человеком?: экзистенц.-аналит. теория эмоций: пер. с нем. / Альфрид Лэнгле. - Москва : Генезис, 2006. - 235 с.
35. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности 2-е изд., испр. - М.: Смысл, 2003. - 488 с. .
36. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: "Лабиринт", 1996, с.7- 154, https://www■lаbirint■ru/books/634819/ - 2018.,
37. Маслоу А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. 3-е изд- Санкт- Петербург: Питер, 2008, 352 с.
38. Мэй Р. Смысл тревоги -The Mining of Апх1е1у / пер. с англ. М. И. Заваловой и А. Ю. Сибуриной; терминолог. правка В. Данченка. — К. : PSYLIB, 2005.
39. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. - Москва : Наука, 1988. - 200 с.
40. Поздняков В.П., Журавлев А.Л. Российские предприниматели в современной социальной структуре//Социологические исследования. 1994. № 5. С. 61-68.
41. Попов Л.М, Климанова Н.Г, Шумилова Е.В. Психологические методы исследования персонала - Казань: КГАСУ, 2006
42. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 352 с.
43. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / Карл Роджерс; Пер. с англ.: Т.Рожковой и др..—М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002.—507с.
44. Салихова Н.Р. Гендерные особенности смыслообразования в контексте личностных ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 5 / Под ред. Е.Е.Сапоговой. В 2-х частях. - Ч. 1. - Тула: Издательство ТулГУ, 2005. - С.167-178.
45. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 6 / Под ред. Е.Е.Сапоговой. - Тула: Издательство ТулГУ, 2006. - С.149-165.
46. Салихова Н.Р. Понятийные оппозиции описания жизненного мира человека // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. Т. 151. Книга 5, ч. 1. - С. 211-226.
47. Салихова Н.Р. Профессиональный выбор и реализуемость личностных ценностей в юности // Казанский педагогический журнал. 2008. № 4. - С. 3-12.
48. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2005. - 128 с.
49. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2010. - 452 с.
50. Сергиенко Е.А. Совладающее поведение: современное состояние и перспектива. /Под ред. А.Л.Журавлева, Е.А. Сергиенко, Т.Л.Крюковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. 412 с.
51. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности /
Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 1999 - 92 с.
52. Слободчиков В.И. Психология человека. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: Школа - Пресс, 1995. - 383 с.
53. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368
54. Фромм Э. Здоровое общество. //Психоанализ и культура.- М. 1995.- С.270-338.
55. Харламенкова Н.Е. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя. 2000. 217 с.
56. Хван, Н. В. Исследование взаимосвязи некоторых параметров ценностно-смысловой организации личности и её временной перспективы / Н. В. Хван // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11 (139). - С. 103-108.-0,3 п.л.
57. Хван, Н. В. Характеристики ценностно-смысловой организации человека как факторы профессионального самоопределения / Н. В. Хван // Мир психологии. - 2014. -№ 1 (77).-С. 213-219.-0,4 п.л.
58. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело. Выпуск 1. Предприниматель и предпринимательство. -М.: Прогресс-Универс,1991.
59. Чудновский В.А. Нравственная устойчивость личности: Психологические исследования. - М.: Педагогика, 1981.
60. Эпштейн С.И. Буржуахная наука управления и неуправляемая экономика.-М.: «Политиздат», 1986, 80 с.
61. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия.-М.-Класс, 2014.
62. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
63. Янофф-Бульман Р. Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф- Бульман // Психол. журн. Т. 29. № 4.
64. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. 527 с.
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС
65. http://www■mаeсenаs■ru/doс
66. http://svetlаnаignаtoviсh■ mm
67. http://www■mirrostа■щ/psiсhologivа-liсhnosti/sotsiаlno-psiсhologiсheskiv- portret-predprinimаtelvа■htl
68. http://works.doklаd■ru/view/iO4АhzvJZJ0/4.html
69. https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-sovremennogo- predprinimatelya-osnova-obrazovatelnogo-protsessa-studentov-sistemy-spo- na-primere-tomskogo-industrialnogo
70. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16490137/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ