СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ (13.00.02 )
|
Введение 3
Глава 1. Молодая семья как объект социально-педагогического исследования
1.1. Молодая семья в современном обществе 13
1.2. Основные характеристики молодой семьи 23
1.3. Социально-демографический и психологический портрет современной молодой семьи 33
1.4. Социальные запросы молодой семьи 47
Выводы по первой главе 67
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи
Ш
как процесс
2.1. Сущность и структура процесса социально-педагогического
сопровождения молодой семьи 69
2.2. Содержание социально-педагогического сопровождения
молодой семьи 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по второй главе 111
Заключение 112
• Литература 116
Приложения 129
Глава 1. Молодая семья как объект социально-педагогического исследования
1.1. Молодая семья в современном обществе 13
1.2. Основные характеристики молодой семьи 23
1.3. Социально-демографический и психологический портрет современной молодой семьи 33
1.4. Социальные запросы молодой семьи 47
Выводы по первой главе 67
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи
Ш
как процесс
2.1. Сущность и структура процесса социально-педагогического
сопровождения молодой семьи 69
2.2. Содержание социально-педагогического сопровождения
молодой семьи 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по второй главе 111
Заключение 112
• Литература 116
Приложения 129
Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством, семья является одной из величайших. Семья — это основной социальный институт, од¬ной из основных функций которого является формирование нового поколения. Семья - это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения [67].
В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. В соответствии с ними должен установиться приоритет гражданина над государством, когда самореализация каждого члена общества может обеспечить последовательное повышение жизненного уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Объектом и субъектом такой политики является молодежь и молодая семья. Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности.
Первая из них - недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, и в то же время объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью устроения семейной жизни. Проходящая в России реформа экономических отношений, целью которой являлся переход страны от социалистических методов хозяйствования к рыночным, поставила российскую молодую семью перед дополни¬тельными жизненными трудностями и проблемами. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране [11].
4
Вторая особенность - специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.
Наконец, третья особенность - необходимость психологической адаптации к семейной жизни и к появлению детей. Как правило, именно молодые семьи имеют малолетних детей, которые нуждаются в индивидуальном под¬ходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья. От того, как успешно будет пройден данный адаптационный период, во многом зависит со¬хранение и прочность семейного союза. Сегодня 17,9% молодых семей нуждаются в педагогическом и психологическом консультировании [11].
В настоящее время значимым становится еще один фактор, негативно влияющий на качество жизни молодых людей - наблюдается общее ухудшение здоровья молодежи. В частности, значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Остро стоит проблема распространения наркомании среди молодежи.
Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально¬педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы потребностям молодых семей.
В противном случае, некомпетентность в социально-педагогической работе с молодой семьей может еще более усложнить внутрисемейные проблемы.
В современной психолого-педагогической литературе работа специалистов-педагогов, психологов, социальных работников - рассматриваются применительно к семье в целом, не выделяя такую важную группу, как молодая семья. В реальной практике не учитываются специфические социальные процессы, происходящие в молодых семьях.
5
Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты социально¬педагогической работы с семьей: становление и укрепление семьи (Ю.А. Алешина, Б.И. Антонов, С.И.Голод, И.С.Даниленко, А.Ф.Евченко, В.И.Зацепин, АА.Клецин, И.И.Савинов, Т.А.Семикина и др.); воспитатель¬ная работа с детьми в семье (В.А.Гурьяк, Н.Т.Молчанов, Н.И.Стрекалова и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К.Агишева, Э.К.Васильева, Б.З.Вульфов, В.Н.Дружинин, Ю.С.Моздонова, Н.В.Поддубный, М.И.Рожков, Л.И.Уманский и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В.Гребенников, О.А.Добрынина, М.С.Мацковский и др.). Работы этих и других авторов не охватывают всей полноты психолого¬педагогических проблем, возникающих в молодых семьях, и мер эффективной социально-педагогической поддержки.
В данном исследовании предлагается рассмотреть эффективность социально-педагогического сопровождения молодых семей через активизацию внутреннего потенциала членов семей и организацию взаимоподдержки. Предлагаемые в диссертации методики и программы могут быть использованы в качестве социально-педагогического инструментария, который позволит оказывать адресную поддержку молодым семьям, а также проводить социально-педагогическую работу среди семей в целях развития их собственного потенциала.
Несмотря на то, что спектр исследований в области оказания социально-педагогической поддержки молодой семьи достаточно широк, до настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы оказания социально-педагогической помощи молодой семье, практически не отражены сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, нераскрытыми остаются условия социально-педагогического сопровождения семей на различных проблемных этапах.
6
В результате проведенного анализа можно констатировать ряд противоречий:
- между объективной потребностью общества в эффективной социальной адаптации молодых граждан и недостаточностью использования потенциала семьи для решения этой задачи в силу не проработанности сущности и содержания процесса социально¬педагогического сопровождения молодой семьи;
- между потребностью общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией и недостаточной эффективностью процесса помощи семье в связи с отсутствием теоретических разработок, характеризующих комплекс условий социально-педагогического сопровождения;
- между потребностью педагогической практики в поиске новых способов осуществления процесса социально-педагогического сопровождения семей как управляемой составляющей социализации ее членов и отсутствием комплексных программ эффективной социально-педагогической помощи молодой семьи.
Данные противоречия и определили основную проблему нашего исследования: при каких условиях социально-педагогическое сопровождение молодой семьи будет способствовать стабильному функционированию семьи?
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Предмет исследования: комплекс условий социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс условий социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования.
7
Исходя из сложности и многогранности процесса социализации членов молодой семьи и неоднозначности его конечного результата, предполагается, что успешность этого процесса зависит от эффективного социально¬педагогического сопровождения, в ходе которого формируется субъектная позиция семьи и активизируется внутренний потенциал членов молодой семьи через комплекс условий:
- адекватность содержания социально-педагогического сопровождения задачам становления молодой семьи с учетом специфики развития семейных отношений;
- интеграцию опыта семейной жизни на основе взаимодействия молодых семей и организацию взаимопомощи в решении их социальных проблем;
- интегрированную среду, включающую комплекс форм и методов воздействия на основе принципов социального закаливания, в которой осуществляется процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. В соответствии с ними должен установиться приоритет гражданина над государством, когда самореализация каждого члена общества может обеспечить последовательное повышение жизненного уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Объектом и субъектом такой политики является молодежь и молодая семья. Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности.
Первая из них - недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, и в то же время объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью устроения семейной жизни. Проходящая в России реформа экономических отношений, целью которой являлся переход страны от социалистических методов хозяйствования к рыночным, поставила российскую молодую семью перед дополни¬тельными жизненными трудностями и проблемами. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране [11].
4
Вторая особенность - специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.
Наконец, третья особенность - необходимость психологической адаптации к семейной жизни и к появлению детей. Как правило, именно молодые семьи имеют малолетних детей, которые нуждаются в индивидуальном под¬ходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья. От того, как успешно будет пройден данный адаптационный период, во многом зависит со¬хранение и прочность семейного союза. Сегодня 17,9% молодых семей нуждаются в педагогическом и психологическом консультировании [11].
В настоящее время значимым становится еще один фактор, негативно влияющий на качество жизни молодых людей - наблюдается общее ухудшение здоровья молодежи. В частности, значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Остро стоит проблема распространения наркомании среди молодежи.
Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально¬педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы потребностям молодых семей.
В противном случае, некомпетентность в социально-педагогической работе с молодой семьей может еще более усложнить внутрисемейные проблемы.
В современной психолого-педагогической литературе работа специалистов-педагогов, психологов, социальных работников - рассматриваются применительно к семье в целом, не выделяя такую важную группу, как молодая семья. В реальной практике не учитываются специфические социальные процессы, происходящие в молодых семьях.
5
Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты социально¬педагогической работы с семьей: становление и укрепление семьи (Ю.А. Алешина, Б.И. Антонов, С.И.Голод, И.С.Даниленко, А.Ф.Евченко, В.И.Зацепин, АА.Клецин, И.И.Савинов, Т.А.Семикина и др.); воспитатель¬ная работа с детьми в семье (В.А.Гурьяк, Н.Т.Молчанов, Н.И.Стрекалова и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К.Агишева, Э.К.Васильева, Б.З.Вульфов, В.Н.Дружинин, Ю.С.Моздонова, Н.В.Поддубный, М.И.Рожков, Л.И.Уманский и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В.Гребенников, О.А.Добрынина, М.С.Мацковский и др.). Работы этих и других авторов не охватывают всей полноты психолого¬педагогических проблем, возникающих в молодых семьях, и мер эффективной социально-педагогической поддержки.
В данном исследовании предлагается рассмотреть эффективность социально-педагогического сопровождения молодых семей через активизацию внутреннего потенциала членов семей и организацию взаимоподдержки. Предлагаемые в диссертации методики и программы могут быть использованы в качестве социально-педагогического инструментария, который позволит оказывать адресную поддержку молодым семьям, а также проводить социально-педагогическую работу среди семей в целях развития их собственного потенциала.
Несмотря на то, что спектр исследований в области оказания социально-педагогической поддержки молодой семьи достаточно широк, до настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы оказания социально-педагогической помощи молодой семье, практически не отражены сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, нераскрытыми остаются условия социально-педагогического сопровождения семей на различных проблемных этапах.
6
В результате проведенного анализа можно констатировать ряд противоречий:
- между объективной потребностью общества в эффективной социальной адаптации молодых граждан и недостаточностью использования потенциала семьи для решения этой задачи в силу не проработанности сущности и содержания процесса социально¬педагогического сопровождения молодой семьи;
- между потребностью общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией и недостаточной эффективностью процесса помощи семье в связи с отсутствием теоретических разработок, характеризующих комплекс условий социально-педагогического сопровождения;
- между потребностью педагогической практики в поиске новых способов осуществления процесса социально-педагогического сопровождения семей как управляемой составляющей социализации ее членов и отсутствием комплексных программ эффективной социально-педагогической помощи молодой семьи.
Данные противоречия и определили основную проблему нашего исследования: при каких условиях социально-педагогическое сопровождение молодой семьи будет способствовать стабильному функционированию семьи?
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Предмет исследования: комплекс условий социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс условий социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования.
7
Исходя из сложности и многогранности процесса социализации членов молодой семьи и неоднозначности его конечного результата, предполагается, что успешность этого процесса зависит от эффективного социально¬педагогического сопровождения, в ходе которого формируется субъектная позиция семьи и активизируется внутренний потенциал членов молодой семьи через комплекс условий:
- адекватность содержания социально-педагогического сопровождения задачам становления молодой семьи с учетом специфики развития семейных отношений;
- интеграцию опыта семейной жизни на основе взаимодействия молодых семей и организацию взаимопомощи в решении их социальных проблем;
- интегрированную среду, включающую комплекс форм и методов воздействия на основе принципов социального закаливания, в которой осуществляется процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. Одним из важнейших объектов и субъектов такой политики является молодая семья.
Противоречие, которое возникло между возросшими требованиями современного общества к молодой семье и низким уровнем адаптации членов молодой семьи проявляется сейчас особенно интенсивно. Меры поддержки членов молодой семьи в современных условиях бессистемны и не сфокусированы, не учитываются внутренние ресурсы самих членов семьи и потенциал семейных объединений. Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально-педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы.
Организация социально-педагогического сопровождения именно молодой семьи, оказавшейся в экстремальной жизненной ситуации, когда общество и вся страна переживает кризис, будет способствовать укреплению молодых семей. Проблема укрепления молодой семьи, социально¬педагогическая помощь членам молодой семьи, которые сейчас находится в непростой ситуации, становится первоочередной задачей.
Все эти трудности могут быть разрешены, если будет разработана про¬грамма социально-педагогического сопровождения молодой семьи, направленная на реализацию субъектности членов семьи, которая будет реализовываться специалистами социальных служб.
Особенно важна организация социально-педагогического сопровождения для молодых семей, которые не имеют опыта и навыков решать проблемы, возникающие в процессе становления семьи, и не могут воспользоваться опытом старших поколений, так как социально-экономические условия существования семьи кардинально изменились.
Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи — это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи членам молодой семьи и система коррекционных воздействий на основе постоянного отслеживания изменений, происходящих в молодой семье. Для содействия формированию субъектной позиции, активизации внутренних ресурсов членов молодых семей и организации системы эффективной взаимоподдержки среди молодых семей нами выделены условия, в которых процесс социально¬педагогического сопровождения протекает наиболее эффективно.
Для уточнения содержания программы социально-педагогического со¬провождения нами была разработана методика изучения социального запроса и информированности молодых семей. Результаты проведенного исследования показали, что молодая семья стремится достаточно активно организовать свою жизнь и готова взять ответственность за многие аспекты своего функционирования.
Противоречие, которое возникло между возросшими требованиями современного общества к молодой семье и низким уровнем адаптации членов молодой семьи проявляется сейчас особенно интенсивно. Меры поддержки членов молодой семьи в современных условиях бессистемны и не сфокусированы, не учитываются внутренние ресурсы самих членов семьи и потенциал семейных объединений. Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально-педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы.
Организация социально-педагогического сопровождения именно молодой семьи, оказавшейся в экстремальной жизненной ситуации, когда общество и вся страна переживает кризис, будет способствовать укреплению молодых семей. Проблема укрепления молодой семьи, социально¬педагогическая помощь членам молодой семьи, которые сейчас находится в непростой ситуации, становится первоочередной задачей.
Все эти трудности могут быть разрешены, если будет разработана про¬грамма социально-педагогического сопровождения молодой семьи, направленная на реализацию субъектности членов семьи, которая будет реализовываться специалистами социальных служб.
Особенно важна организация социально-педагогического сопровождения для молодых семей, которые не имеют опыта и навыков решать проблемы, возникающие в процессе становления семьи, и не могут воспользоваться опытом старших поколений, так как социально-экономические условия существования семьи кардинально изменились.
Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи — это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи членам молодой семьи и система коррекционных воздействий на основе постоянного отслеживания изменений, происходящих в молодой семье. Для содействия формированию субъектной позиции, активизации внутренних ресурсов членов молодых семей и организации системы эффективной взаимоподдержки среди молодых семей нами выделены условия, в которых процесс социально¬педагогического сопровождения протекает наиболее эффективно.
Для уточнения содержания программы социально-педагогического со¬провождения нами была разработана методика изучения социального запроса и информированности молодых семей. Результаты проведенного исследования показали, что молодая семья стремится достаточно активно организовать свою жизнь и готова взять ответственность за многие аспекты своего функционирования.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕВЕНТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



