Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ (13.00.02 )

Работа №4213

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы157стр.
Год сдачи2002
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Молодая семья как объект социально-педагогического исследования
1.1. Молодая семья в современном обществе 13
1.2. Основные характеристики молодой семьи 23
1.3. Социально-демографический и психологический портрет современной молодой семьи 33
1.4. Социальные запросы молодой семьи 47
Выводы по первой главе 67
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи
Ш
как процесс
2.1. Сущность и структура процесса социально-педагогического
сопровождения молодой семьи 69
2.2. Содержание социально-педагогического сопровождения
молодой семьи 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по второй главе 111
Заключение 112
• Литература 116
Приложения 129



Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством, семья является одной из величайших. Семья — это основной социальный институт, од¬ной из основных функций которого является формирование нового поколения. Семья - это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения [67].
В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. В соответствии с ними должен установиться приоритет гражданина над государством, когда самореализация каждого члена общества может обеспечить последовательное повышение жизненного уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Объектом и субъектом такой политики является молодежь и молодая семья. Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности.
Первая из них - недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, и в то же время объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью устроения семейной жизни. Проходящая в России реформа экономических отношений, целью которой являлся переход страны от социалистических методов хозяйствования к рыночным, поставила российскую молодую семью перед дополни¬тельными жизненными трудностями и проблемами. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране [11].

4
Вторая особенность - специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.
Наконец, третья особенность - необходимость психологической адаптации к семейной жизни и к появлению детей. Как правило, именно молодые семьи имеют малолетних детей, которые нуждаются в индивидуальном под¬ходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья. От того, как успешно будет пройден данный адаптационный период, во многом зависит со¬хранение и прочность семейного союза. Сегодня 17,9% молодых семей нуждаются в педагогическом и психологическом консультировании [11].
В настоящее время значимым становится еще один фактор, негативно влияющий на качество жизни молодых людей - наблюдается общее ухудшение здоровья молодежи. В частности, значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Остро стоит проблема распространения наркомании среди молодежи.
Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально¬педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы потребностям молодых семей.
В противном случае, некомпетентность в социально-педагогической работе с молодой семьей может еще более усложнить внутрисемейные проблемы.
В современной психолого-педагогической литературе работа специалистов-педагогов, психологов, социальных работников - рассматриваются применительно к семье в целом, не выделяя такую важную группу, как молодая семья. В реальной практике не учитываются специфические социальные процессы, происходящие в молодых семьях.

5
Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты социально¬педагогической работы с семьей: становление и укрепление семьи (Ю.А. Алешина, Б.И. Антонов, С.И.Голод, И.С.Даниленко, А.Ф.Евченко, В.И.Зацепин, АА.Клецин, И.И.Савинов, Т.А.Семикина и др.); воспитатель¬ная работа с детьми в семье (В.А.Гурьяк, Н.Т.Молчанов, Н.И.Стрекалова и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К.Агишева, Э.К.Васильева, Б.З.Вульфов, В.Н.Дружинин, Ю.С.Моздонова, Н.В.Поддубный, М.И.Рожков, Л.И.Уманский и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В.Гребенников, О.А.Добрынина, М.С.Мацковский и др.). Работы этих и других авторов не охватывают всей полноты психолого¬педагогических проблем, возникающих в молодых семьях, и мер эффективной социально-педагогической поддержки.
В данном исследовании предлагается рассмотреть эффективность социально-педагогического сопровождения молодых семей через активизацию внутреннего потенциала членов семей и организацию взаимоподдержки. Предлагаемые в диссертации методики и программы могут быть использованы в качестве социально-педагогического инструментария, который позволит оказывать адресную поддержку молодым семьям, а также проводить социально-педагогическую работу среди семей в целях развития их собственного потенциала.
Несмотря на то, что спектр исследований в области оказания социально-педагогической поддержки молодой семьи достаточно широк, до настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы оказания социально-педагогической помощи молодой семье, практически не отражены сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, нераскрытыми остаются условия социально-педагогического сопровождения семей на различных проблемных этапах.

6
В результате проведенного анализа можно констатировать ряд противоречий:
- между объективной потребностью общества в эффективной социальной адаптации молодых граждан и недостаточностью использования потенциала семьи для решения этой задачи в силу не проработанности сущности и содержания процесса социально¬педагогического сопровождения молодой семьи;
- между потребностью общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией и недостаточной эффективностью процесса помощи семье в связи с отсутствием теоретических разработок, характеризующих комплекс условий социально-педагогического сопровождения;
- между потребностью педагогической практики в поиске новых способов осуществления процесса социально-педагогического сопровождения семей как управляемой составляющей социализации ее членов и отсутствием комплексных программ эффективной социально-педагогической помощи молодой семьи.
Данные противоречия и определили основную проблему нашего исследования: при каких условиях социально-педагогическое сопровождение молодой семьи будет способствовать стабильному функционированию семьи?
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Предмет исследования: комплекс условий социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс условий социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования.

7
Исходя из сложности и многогранности процесса социализации членов молодой семьи и неоднозначности его конечного результата, предполагается, что успешность этого процесса зависит от эффективного социально¬педагогического сопровождения, в ходе которого формируется субъектная позиция семьи и активизируется внутренний потенциал членов молодой семьи через комплекс условий:
- адекватность содержания социально-педагогического сопровождения задачам становления молодой семьи с учетом специфики развития семейных отношений;
- интеграцию опыта семейной жизни на основе взаимодействия молодых семей и организацию взаимопомощи в решении их социальных проблем;
- интегрированную среду, включающую комплекс форм и методов воздействия на основе принципов социального закаливания, в которой осуществляется процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. Одним из важнейших объектов и субъектов такой политики является молодая семья.
Противоречие, которое возникло между возросшими требованиями современного общества к молодой семье и низким уровнем адаптации членов молодой семьи проявляется сейчас особенно интенсивно. Меры поддержки членов молодой семьи в современных условиях бессистемны и не сфокусированы, не учитываются внутренние ресурсы самих членов семьи и потенциал семейных объединений. Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально-педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы.
Организация социально-педагогического сопровождения именно молодой семьи, оказавшейся в экстремальной жизненной ситуации, когда общество и вся страна переживает кризис, будет способствовать укреплению молодых семей. Проблема укрепления молодой семьи, социально¬педагогическая помощь членам молодой семьи, которые сейчас находится в непростой ситуации, становится первоочередной задачей.
Все эти трудности могут быть разрешены, если будет разработана про¬грамма социально-педагогического сопровождения молодой семьи, направленная на реализацию субъектности членов семьи, которая будет реализовываться специалистами социальных служб.
Особенно важна организация социально-педагогического сопровождения для молодых семей, которые не имеют опыта и навыков решать проблемы, возникающие в процессе становления семьи, и не могут воспользоваться опытом старших поколений, так как социально-экономические условия существования семьи кардинально изменились.
Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи — это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи членам молодой семьи и система коррекционных воздействий на основе постоянного отслеживания изменений, происходящих в молодой семье. Для содействия формированию субъектной позиции, активизации внутренних ресурсов членов молодых семей и организации системы эффективной взаимоподдержки среди молодых семей нами выделены условия, в которых процесс социально¬педагогического сопровождения протекает наиболее эффективно.
Для уточнения содержания программы социально-педагогического со¬провождения нами была разработана методика изучения социального запроса и информированности молодых семей. Результаты проведенного исследования показали, что молодая семья стремится достаточно активно организовать свою жизнь и готова взять ответственность за многие аспекты своего функционирования.


1. Абабков В А., Перре М. Новый подход к анализу семейных процессов в стрессогенных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. №2. С.5.
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности.//Психология формирования и развития личности.М., 1981.
3. Абульханова-Славская К.А. Психология активности личности // Пси-хологический журнал.1985. т.6. № 5.
4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. / Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Самара: Издательский Дом «Бахрах-М». 2002.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М., 1980.
6. Антология социальной работы в 3-х томах // Феноменалогия социальной патологии. Т.2. М., 1995.
7. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1.
8. Аристотель. Сочинения в 4-т. М., 1983.
9. Ачильдиева Е.Ф. Предисловие. Нетипичная семья: исследовательская условность или реальная объективность. Сб. нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе. М., 1997.
10. Ашихмин О.А. Особенности злоупотребления подростками психо¬активными веществами // Социальная и клиническая психиатрия.
1998. № 1.
11. Бабочкин П.И., Плотников А.Д. Положение молодой семьи в Рос¬сийской Федерации. М., 2002.
12. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в совре¬менной школе. Ярославль, 1997. 380 с.
13. Барадулин B.C. Социальная жизнь общества. М. 188 с.

14. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 174 с.
15. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. 176 с.
16. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
17. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб., 1992. 400 с.
19. Бестужев-Лада И.В. Россия накануне XXI в.: 1904-2004 / от коллоса к коллапсу и обратно. М., 1997.
20. Большой толковый 4-х томный словарь / Ребер Артур, 2000. С. 592
21. Бочарова В.Г. Личность, семья, община // Соц. работа. 1992. №1. 22 с.
22. Бочарова В.Г. Подросток и взрослый: зона доверия // Нар. образова¬ние. 1990. № 9 - 17 с.
23. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся мире // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6 С.33.
24. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. М., 1972.
25. Вайнштейн Г.И. Общественное сознание и институционные переме¬ны // Человек в переходном обществе. М., 1998.
26. Валгрейв А. (Бельгия). Использование психологических данных в междисциплинарном подходе к проблеме юношеской делинквентно¬сти // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С. 15.
27. Валиева С.Ф. Социализационная функция семьи в контексте ее раз¬вития и реализации в современных условиях: Диссертац. на соиск. степени докт. социол. наук. М., 2000.
28. Васильева Э.К. Семья как философская проблема // Сила первого взгляда. М., 1998. С.40.
29. Верб М.С. Любовь и семья в XXI веке. Свердловск, 1988. С.49.
30. Вестермарк Э. История брака. Пер. Семенова И. М., 1896. С.21.

118
31. Вишневский А.Г. Развитие человека и демографические процессы в России // Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М., 1999.
32. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики // Семья и семейная политика. Вып.1. М., 1991. С.25.
33. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения личного развития. Калу¬га, 1997. 21с.
34. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937.
35. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспита¬нию. - М.: Педагогическое общ-во России, 2001. - 192 с.
36. Вульфов Б.З.Дарькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. 112 с.
37. Выгодский Л.С. Трудное детство / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. С.138.
38. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. 240 с.
39. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в Рос¬сии // Социологические исследования. 1998. № 10. С.77-84.
40. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. СПб., 1994.
41. Голофаст В.Б. Изменения семьи при капитализме // Семья как объект философского и социологического исследования. Ленинград, 1974.
42. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Со-циологические исследования. 1994. № 8-9.
43. Горшков И.В., Горинов В.В. Личностная патология и внутрисемей¬ная агрессия // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С.25.
44. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1984. 392 с.
45. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

46. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. 93 с.
47. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. — 160 с.
48. Григорьев С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либераль¬ных и антилиберальных ориентаций // Социологические исследова¬ния. 1998. № 8. С.36-46.
49. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психо¬логии. 1997. № 1.
50. Громан С.Г. Всебрачие будущего. (Пантагамия). Предсказание. СПб., 1908.
51. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный пе¬дагог, семья, школа. Ставрополь, 1993. 184 с.
52. Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993.
53. Джил Горелл Барис. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.
54. Дзагкоев А.К. Молодая семья в современных условиях: Диссертация на соиск. степени канд. социол. наук. 2001.
55. Джерри Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. И.: Вече Аст, 1999. Т.2 «П-Я».
56. Дружинин В.Н. Теоретическая типология моделей семьи. / Психоло¬гия семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Самара: Из¬дательский Дом «Бахрах-М». 2002.
57. Дюркгейм Э. Самоубийства: социологический этюд. СПб., 1998. С.194.
58. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи. М., 1987.

59. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной по¬литики // Социологические исследования. 1998. № 2. С.81.
60. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре челове¬ческого бытия. Саратов, 1999. С.85.
61. Естественное движение населения Российской Федерации за I кв. 1999 г. (Статистический бюллетень) / Госкомстат России. М., 1999.
62. За прошлый год жизнь россиян стала напряженнее (мониторинг) // Социологические исследования. 1997. № 12. С. 148.
63. Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. М., 1908.
64. Заиграев Г.Г. Государственная политика как фактор алкоголизации населения // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 117-121.
65. Захаров С.В., Иванов Е.И. Рождаемость и брачность в России // Со-циологические исследования. 1997. №7.
66. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса (ст. и докл. 90-х годов). М., 1999. С.59.
67. Здравомыслова О.М. Эволюция семьи. М., 1992.
68. Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка. М., 1987. 40 с.
69. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Со-циологические исследования. 1998. №8.
70. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях неста¬бильного общества. М., 1998.
71. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1991.219 с.
72. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. 240 с.
73. Иштханян Е.Д. Особенности социальной идентичности // Граждан¬ское общество: теория, история, современность. М.: Изд-во РАН,
1999. С.87.
74. Кабанов Н.В. Проблемы развития социальных понятий. М., 1985. 1650с.

75. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обу¬чения. М., 1998. 192 с.
76. Каптерев Д.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. 704 с.
77. Карпухин О.М. Самооценка молодежи как индикатор ее социокуль¬турной идентификации // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 89-94.
78. Карсавин J1. О любви и браке // Ежемесячный журнал. 1918. № 1. С.122.
79. Касьянов Н.Р. Семья и социализация индивида // статей. Семья и со¬циальная структура социалистического общества. М., 1980. С.42.
80. Кваша Б.Ф. и др. Ценностные основы семьи: монография. СПб., 1997. С.19.
81. Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации / Пер. с англ. М., 1930. С.38.
82. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. 176 с.
83. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
84. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
85. Ковалева Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени (к про¬блеме социализации старшеклассников) // Социологические исследо¬вания. 1998. № 8. С.57-64.
86. Комарова О.Д. Об этнодемографическом подходе к изучению семьи // Семья. Традиции и современность. М., 1990. С.4.
87. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 272 с.
88. Концепция реализации государственной семейной политики по ста¬новлению и стабилизации молодой семьи. М., 2000.
89. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. 493 с.

122
90. Коряковцева О.А., Быкова О.В., Чижова С.Ю. и др. Психологическая помощь молодой семье: организационные основы, диагностика и коррекция отношений. Ярославль: ГУ ЦЦЮ, 1999. 70 с.;
91. Коряковцева О.А., Кашникова Н.В. Организация «Службы зна¬комств». -Ярославль: ЯОЦПМиППН «Ресурс», 2000. 46 с.;
92. Коряковцева О.А., Мамаева Е.Н. Обучение семейной жизни без кон¬фликтов. - Ярославль: ЯОЦПМиППН «Ресурс», 2000. 76 с.;
93. Коряковцева О. А., Щелку нова Л.А. Сознательное родительство. Ярославль: ЯОЦПМиППН «Ресурс», 2000. 42 с.;
94. Коряковцева О.А., Конева Е.В., Быкова О.В., Чижова С.Ю. и др. Се¬мейное воспитание. Ярославль: ЯОЦПМиППН «Ресурс», 2000. 72 с.;
95. Коряковцева О.А., Конева Е.В., Иванова H.JI. Психология современ¬ного подростка: поведенческие проблемы, воспитание толерантно¬сти. Ярославль: ЯОЦПМиППН «Ресурс», 2001. 76 с.
96. Краткий словарь по социологии. М., 1989. 479 с.
97. Кратохвил С. Семейные отношения.М., 1995. 360 с.
98. Кризис семьи и депопуляция в России (материалы «круглого стола») // Социологические исследования. 1999. №11.
99. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии. 1995. №3. С.29-36.
100. Кэй В. Век ребенка / Пер. со шведск. М., 1910. С.2.
101. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. М., 1998.
102. Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в услови¬ях социальных перемен // Социологические исследования. 1997. № 4.
103. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравни¬тельных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5.

123
104. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молоде¬жи // Социологические исследования. 1998. № 8. С.31.
105. Львов Д.С. Образ новой России - истоки формирования // Во¬просы философии. 1998. № 4. С.3-18.
106. Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1981. С. 110.
107. Маслова Н.Ф. Социальное воспитание личности: цели и регио¬нальное проектирование защиты детства от дегуманизации среды // Развитие и социализация ребенка в различных культурно¬образовательных средах. Орел, 1994. 177 с.
108. Малыгин Г.С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск, 1998.
109. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. М., 1990. С.1.
110. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. / Сочине¬ния. Изд.2-е. М., 1978. Т.42.
111. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1978.
112. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методо¬логии и методики. М., 1989.
113. Международный конгресс семьи (18: 1994: Варшава). М., 1996. С.ЗЗ.
114. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1961. С.25.
115. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 3-39.
116. Москаленко В.В. Социализация личности. Киев, 1986. 205 с.
117. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. ч.1. 172 с.
118. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколе¬ний. М., 1990. 39 с.
119. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М. 1991. 80 с.

120. Назарова И.Б. О здоровье населения в современной России // Со-циологические исследования. 1998. № 11.
121. Новинская М.И. Молодежь в современном мире: проблемы и су¬ждения / Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1990. № 5. С.64.
122. Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // Социологи¬ческие исследования. 1998. № 8.
123. Орлова Н.Х. Семья как объект социально-философского иссле¬дования. СПб, 2000.
124. Педагогика народов мира: История и современность. Кадрия Са¬лимова, Нана Додде (Нидерланды). - М.: Педагогическое общ-во России, 2000. - 570 с.
125. Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С. 118-169.
126. Плотников А.Д. Молодая семья: шаг в XX век. М., 1999.
127. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос в совре¬менной России // Вопросы философии. 1995. № 6. С.65-74.
128. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. 160 с.
129. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России — шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования. 1998. № 8. С.67.
130. Психология семьи // Под ред. Райгородского Д.Я. Издательский дом «Бахрах-М2», 2002. 752 с.
131. Психогигиена детей и подростков. Под ред. Сердюковской Г.Н. (СССР), Гельница Г. (ГДР). М., 1985. С.209.
132. Родионова Е.А. Общение как условие развития личности // Пси¬хология формирования и развития личности. М., 1981.
133. Рожков М.И. Концепция социального закаливания личности // Социальное становление учащихся. Ярославль, 1995. 72 с.

134. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации уча¬щихся // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 1994. № 1.
135. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. С.45.
136. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб., 1903.
137. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. 603 с.
138. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. - М., 1997.
139. Российский Статистический Ежегодник. М., 1998.
140. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1989. 324.
141. Рукавишников В.О. Социальная динамика и социальная напря¬женность в обществе переходного периода / Личность и семья в эпо¬ху перемен // Демография и социология. Вып.11. М., 1994. С.31.
142. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С.9.
143. Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, 1992. С.55.
144. Савинов Л.И. Социокультурная детерминация ценностных ори¬ентаций семьи: Автореферат на соискание ученой степени докт. соц. наук. М., 1996.
145. Салахутдинова Р.Х. Особенности социального развития молоде¬жи в изменяющихся условиях: Автореф. дисс. канд. фил. наук. СПб.,
1993. 21с.
146. Свадьбина Т.В. Семья в условиях трансформации российского общества: социально-философский анализ, диссерт. докт. филос. на¬ук. М., 2001.
147. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
148. Семья в кризисном обществе. Рук. проекта - Мацковский М.С. М., 1993. С.65.
149. Семья как объект социальной политики: Сб. ст. М., 1988. С. 14.
150. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 173.

151. Семья: социально-психологические и этические проблемы: Справочник. Киев, 1989.
152. Синельников А.Б. Брачная ситуация в РСФСР // Тенденции раз¬вития современной семьи. М., 1992.
153. Советский энциклопедический словарь. М., 1984. 1600 с.
154. Сови А. Общая теория населения: в 2-х томах. М., 1977. С.254.
155. Современная молодая семья: проблемы и перспективы // Под ред. Лодкиной Т.В. - Вологда: «Русь», 2001. - 120 с.
156. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2002. 171 с.
157. Солсо Р. Экспериментальная психология (серия Секреты психо¬логии). М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 528с.
158. Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал. 1918. С.175.
159. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологи¬ческий журнал. 1997. Т. 18. № 1. С.50-60.
160. Социальная педагогика, социальная работа. Социально¬юридический словарь. М., 1995. 96 с.
161. Социальные и психологические проблемы личности. Л., 1989. 198 с.
162. Социальный потенциал семьи: Сб. ст. М., 1988. С.31.
163. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Инфра; М.: Норма, 1998.
164. Сысенко В.А. Психология семьи.
165. Торохтий B.C. Психолого-педагогическое обеспечение соци- альтной работы с семьей военнослужащего: диссерт. докт. пед. наук.

166. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М.,
1994.
167. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого¬педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 176 с.
168. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза / от стада обезьян к общи¬не древних людей. М., 1980. С.116.
169. Фельдштейн Д.И. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1990. №5.
170. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914.
171. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С.66.
172. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальная программа в США.-М., 1992.
173. . Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. 208 с.
174. Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализа¬ции воспитания // Советская педагогика. 1986. № 10.
175. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. М., 1999.
176. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985. 176 с.
177. Шмелева М.Н. Развитие внутренних связей в современной город¬ской семье русских центральной России // Семья. Традиции и совре¬менность. М., 1990. С.223.
178. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность направления, механизм реализации: Автореф. дисс. докт. социолог, наук. М., 1992. 45 с.
179. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике / Уч. пос. М., 1994. С.12.

128
180. Шурыгина И.И. Жизненные планы подростков // Социологиче¬ские исследования. 1999. № 5. С.52-61.
181. Эволюция семьи и семейная политика. СПб. М., 1992.
182. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Сб. ст. М., 1992.
183. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
184. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го¬сударства. М., 1973.
185. Энциклопедический словарь. М., 1984. 1600 с.
186. Энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1994.
187. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ пер. с англ.- М., 1994.
188. Юлина Н.С. Очерки по философии США / XX век. Эдиториас УРСЕ. М., 1999. С.270.
189. Coser. R.L. The family: Its structure and functions. New York: St. Martin’s Press, 1974.
190. Jacobsen R.B. A comparative family-study. Journal and the Family, 1975, 37, 841-852.
191. Parsons T. The Social System. N.Y., 1952. P 67-75.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ