ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы креативного обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся 7
1.1. Понятие коммуникативной компетенции 7
1.2. Креативное обучение как средство формирования
коммуникативной компетенции у учащихся старших классов 11
1.3. Особенности старшего возраста при обучении иностранному языку 14
Выводы по I главе 18
Глава 2. Методы и формы развития коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения английскому языку 19
2.1. Методы формирования коммуникативной компетенции в
старших классах 19
2.2. Ролевая игра как средство развития коммуникативной
компетенции учащихся 32
2.3. Методические рекомендации по формированию
коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку 4 3
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы и источников
Глава 1. Теоретические основы креативного обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся 7
1.1. Понятие коммуникативной компетенции 7
1.2. Креативное обучение как средство формирования
коммуникативной компетенции у учащихся старших классов 11
1.3. Особенности старшего возраста при обучении иностранному языку 14
Выводы по I главе 18
Глава 2. Методы и формы развития коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения английскому языку 19
2.1. Методы формирования коммуникативной компетенции в
старших классах 19
2.2. Ролевая игра как средство развития коммуникативной
компетенции учащихся 32
2.3. Методические рекомендации по формированию
коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку 4 3
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы и источников
Модернизация современной системы образования выдвигает в первые ряды формирование различных видов компетенций при изучении иностранного языка, одной из важнейших среди которых является коммуникативная компетенция. Сегодня школьный предмет «Иностранный язык» имеет совершенно иную тенденцию обучения, для которой характерно развивающее проблемное обучение, проектный подход, а так же овладение рядом ключевых компетенций.
Среди основных ключевых компетенций при обучении иностранному языку ведущее место занимает коммуникативная компетенция, которой уделяется наибольшее внимание.
Коммуникативная компетенция - это способность учащихся осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка (в данном случае английского языка) в соответствии с целями и требованиями общения в данном случае. Овладение коммуникативной компетенцией чрезвычайно важно, так как на ее базе формируется межкультурная компетенция, являющаяся одним из критериев модели современного выпускника средней школы.
Сегодняшний выпускник школы - это человек, обладающий коммуникативной компетентностью, а именно комплексом знаний, умений, навыков, средствами и способами социального взаимодействия, высокой мотивацией и возможностью использования их в жизненных ситуациях. Именно на уроках английского языка учащиеся получают большие возможности, которые открывают для них способы и формы формирования коммуникативной компетентности, а в результате овладение живой речью на иностранном языке.
Одним из эффективных способов формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях средней школы является креативное обучение. Креативное обучение заключается в использовании нестандартных заданий творческой направленности, в поиске новых необычных, новых условий работы. Необычность заданий вызывает у школьников в начале их выполнения удивление, в процессе работы - радость и удовольствие от полученных результатов. Такие задания пробуждают интерес к изучаемым вопросам, в частности, и иностранному языку в целом как учебному предмету.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции учащихся является одной из основных задач средней школы. В связи с этим возрастает интерес и необходимость поиска новых методов и средств, одним из которых является креативное обучение. На старшем этапе обучения креативное обучение представляет наибольший интерес, так как становится возможным реализация сложных театрализованных постановок, интересных проектов и многое другое.
Каким же образом креативное обучение влияет на процесс формирования коммуникативной компетенции на английском языке в старших классах средней общеобразовательной школы? Важно отметить, что, не смотря на большое количество подходов в изучении проблемы коммуникативного обучения, вопрос влияния креативного обучения на данный процесс практически не изучен. Этим и обусловлен выбор темы данного исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку в средней общеобразовательной школы».
Методическую основу для написания работы составили труды таких ученых как: Д.Б.Богоявленская, К.Ливингстоун, Е.И.Пассов, В.В. Сафонова и других, а так же статьи из периодических изданий и интернет- ресурсов.
Целью данной работы - выявить методы и формы креативного обучения, в процессе которого формируется коммуникативная компетенция у учащихся старших классов.
Объектом исследования является формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку.
Предметом исследования следует считать особенности данного процесса.
Научная гипотеза: ролевая игра - средство положительного воздействия на формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов.
Цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить труды отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности старшего возраста, оказывающие влияние на обучение иностранному языку;
3) исследовать методы и формы формирования коммуникативной компетенции посредством креативного обучения;
4) рассмотреть ролевую игру как средство формирования коммуникативной компетенции и провести эмпирическое исследование в рамках данного утверждения.
Научная новизна исследования заключается в детальном изучении проблемы креативного подхода к обучению английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы с целью выявления наиболее адекватных методов и форм формирования коммуникативной компетенции учащихся на указанном этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате работы доказано эффективное влияние ролевой игры на формирование коммуникативной компетенции учащихся, а также ее положительное значение для развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены примеры методов и средств креативного обучения английскому языку в старших классах, что может быть полезно учителям английского языка и студентам педагогических направлений высших учебных заведений при написании научных работ.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературных источников, поднимающих проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения;
2) изучение и обобщение педагогического опыта работы по теме;
3) методический обзор наиболее приемлемых форм креативного обучения на уроке английского языка в старших классах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы и источников.
В первой главе работы отражены теоретические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативного обучения, рассмотрены понятия креативного мышления, коммуникативной компетенции., изучены особенности старшего школьного возраста.
Во второй главе исследования представлен материал по методам и формам развития коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения, рассмотрены основные методы и средства, проведено эмпирического исследование влияния ролевой игры на формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов.
В заключении подведены итоги и сделаны обобщающие выводы.
Среди основных ключевых компетенций при обучении иностранному языку ведущее место занимает коммуникативная компетенция, которой уделяется наибольшее внимание.
Коммуникативная компетенция - это способность учащихся осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка (в данном случае английского языка) в соответствии с целями и требованиями общения в данном случае. Овладение коммуникативной компетенцией чрезвычайно важно, так как на ее базе формируется межкультурная компетенция, являющаяся одним из критериев модели современного выпускника средней школы.
Сегодняшний выпускник школы - это человек, обладающий коммуникативной компетентностью, а именно комплексом знаний, умений, навыков, средствами и способами социального взаимодействия, высокой мотивацией и возможностью использования их в жизненных ситуациях. Именно на уроках английского языка учащиеся получают большие возможности, которые открывают для них способы и формы формирования коммуникативной компетентности, а в результате овладение живой речью на иностранном языке.
Одним из эффективных способов формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях средней школы является креативное обучение. Креативное обучение заключается в использовании нестандартных заданий творческой направленности, в поиске новых необычных, новых условий работы. Необычность заданий вызывает у школьников в начале их выполнения удивление, в процессе работы - радость и удовольствие от полученных результатов. Такие задания пробуждают интерес к изучаемым вопросам, в частности, и иностранному языку в целом как учебному предмету.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции учащихся является одной из основных задач средней школы. В связи с этим возрастает интерес и необходимость поиска новых методов и средств, одним из которых является креативное обучение. На старшем этапе обучения креативное обучение представляет наибольший интерес, так как становится возможным реализация сложных театрализованных постановок, интересных проектов и многое другое.
Каким же образом креативное обучение влияет на процесс формирования коммуникативной компетенции на английском языке в старших классах средней общеобразовательной школы? Важно отметить, что, не смотря на большое количество подходов в изучении проблемы коммуникативного обучения, вопрос влияния креативного обучения на данный процесс практически не изучен. Этим и обусловлен выбор темы данного исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку в средней общеобразовательной школы».
Методическую основу для написания работы составили труды таких ученых как: Д.Б.Богоявленская, К.Ливингстоун, Е.И.Пассов, В.В. Сафонова и других, а так же статьи из периодических изданий и интернет- ресурсов.
Целью данной работы - выявить методы и формы креативного обучения, в процессе которого формируется коммуникативная компетенция у учащихся старших классов.
Объектом исследования является формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку.
Предметом исследования следует считать особенности данного процесса.
Научная гипотеза: ролевая игра - средство положительного воздействия на формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов.
Цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить труды отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности старшего возраста, оказывающие влияние на обучение иностранному языку;
3) исследовать методы и формы формирования коммуникативной компетенции посредством креативного обучения;
4) рассмотреть ролевую игру как средство формирования коммуникативной компетенции и провести эмпирическое исследование в рамках данного утверждения.
Научная новизна исследования заключается в детальном изучении проблемы креативного подхода к обучению английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы с целью выявления наиболее адекватных методов и форм формирования коммуникативной компетенции учащихся на указанном этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате работы доказано эффективное влияние ролевой игры на формирование коммуникативной компетенции учащихся, а также ее положительное значение для развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены примеры методов и средств креативного обучения английскому языку в старших классах, что может быть полезно учителям английского языка и студентам педагогических направлений высших учебных заведений при написании научных работ.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературных источников, поднимающих проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения;
2) изучение и обобщение педагогического опыта работы по теме;
3) методический обзор наиболее приемлемых форм креативного обучения на уроке английского языка в старших классах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы и источников.
В первой главе работы отражены теоретические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативного обучения, рассмотрены понятия креативного мышления, коммуникативной компетенции., изучены особенности старшего школьного возраста.
Во второй главе исследования представлен материал по методам и формам развития коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения, рассмотрены основные методы и средства, проведено эмпирического исследование влияния ролевой игры на формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов.
В заключении подведены итоги и сделаны обобщающие выводы.
Иностранный язык в школе - сложный, но в то же время интересный и вызывающий много споров и вопросов предмет. На всем протяжении изучения иностранного языка особое место занимает формирование различного рода компетенций, ведущее место среди которых занимает коммуникативная компетенция учащихся.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся требует поиска эффективных методов и средств, реализации различного вида походов и приемов. В старших классах эффективным считается применение креативного обучения иностранному языку, что в процессе которого школьники получают новые образовательные навыки и умения, развитие личностных характеристик, получают возможность для активизации познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации и т.д. Кроме этого в результате креативного подхода к урокам английского языка формируется коммуникативная компетенция учащихся, развитию которой на сегодняшний день предъявляются повышенные требования.
Под креативным обучением иностранному языку подразумевается применение таких методов и средств, использование которых направлено на развитие эмоциональной, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.
В свою очередь под коммуникативной компетенцией учащихся понимается возможность и способность осуществления речевой деятельности в соответствии с предъявляемыми нормами и требованиями.
Старший этап обучения иностранному языку в средней школе имеет ряд особенностей, а также явных преимуществ, благодаря которым образовательный процесс становится более эмоционально - выраженным и красочным, следовательно, приносит больший результат.
Теоретическое и практическое изучение проблемы формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку в средней школе позволяет сделать следующие выводы:
1) Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативного обучения практически не отражена в отечественной и зарубежной литературе. Отдельное отражение нашло формирование коммуникативной компетенции у Е.В. Солововой, И.Л. Бим, В.В. Сафоновой и других, а также применение методов и средств креативного обучения на старшей ступени обучения английскому языку в работах В.В. Утемова, Д.Б. Богоявленской. Недостаточная работа в данном направлении подчеркивает ценность данного исследования, особенно благодаря проведенному эмпирическому исследованию;
2) Развитие познавательных процессов учащихся на старшем этапе обучения иностранному языку в средней школе достигает высокого уровня, что позволяет им быть готовыми к различным видам деятельности, включая самые сложные. Формирование познавательных процессов учащихся приобретает гибкость и совершенность, что наиболее эффектным способом позволяет погрузить их в языковую среду, способствующей развитию коммуникативной компетенции учащихся;
3) На старшем этапе обучения английскому языку эффективно использование следующих методов и форм креативного обучения: проектная деятельность, ролевая игра, творческий перевод, театрализованные постановки, нестандартные виды домашних заданий, создание естественных проблемных ситуаций и т.д. Однако наиболее эффективными, с точки зрения некоторых методистов , является ролевая игра и проектная деятельность, в процессе которых достигается коммуникативная компетенция, профессиональная ориентация, а также всестороннее развитие личности;
4) Ролевая игра - создание атмосферы естественной языковой среды, средство для снятия психологического барьера между учащимися, которое позволяет избавиться от чувства страха, стеснительности при исполнении своей роли. В данной работе проведено эмпирическое исследование влияния ролевой игры на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 4» г. Бавлы Республики Татарстан, среди учащихся 11 «а» и 11 «б» классов.
Специально для исследования были разработаны сюжетно-ролевые игры, эффективность которых доказана повышением уровня коммуникативной компетенции у учащихся экспериментальной группы. В результате применения данных сюжетно-ролевых в 1,5 раза увеличилось число учащихся с высоким и средним уровнем, соответственно, в 2 раза уменьшилось количество учащихся с низким уровнем коммуникативной компетенции.
Результаты исследования, проделанная работа в совокупности подтверждает достоверность гипотезы, поставленной в начале исследования о том, что ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся требует поиска эффективных методов и средств, реализации различного вида походов и приемов. В старших классах эффективным считается применение креативного обучения иностранному языку, что в процессе которого школьники получают новые образовательные навыки и умения, развитие личностных характеристик, получают возможность для активизации познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации и т.д. Кроме этого в результате креативного подхода к урокам английского языка формируется коммуникативная компетенция учащихся, развитию которой на сегодняшний день предъявляются повышенные требования.
Под креативным обучением иностранному языку подразумевается применение таких методов и средств, использование которых направлено на развитие эмоциональной, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.
В свою очередь под коммуникативной компетенцией учащихся понимается возможность и способность осуществления речевой деятельности в соответствии с предъявляемыми нормами и требованиями.
Старший этап обучения иностранному языку в средней школе имеет ряд особенностей, а также явных преимуществ, благодаря которым образовательный процесс становится более эмоционально - выраженным и красочным, следовательно, приносит больший результат.
Теоретическое и практическое изучение проблемы формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку в средней школе позволяет сделать следующие выводы:
1) Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативного обучения практически не отражена в отечественной и зарубежной литературе. Отдельное отражение нашло формирование коммуникативной компетенции у Е.В. Солововой, И.Л. Бим, В.В. Сафоновой и других, а также применение методов и средств креативного обучения на старшей ступени обучения английскому языку в работах В.В. Утемова, Д.Б. Богоявленской. Недостаточная работа в данном направлении подчеркивает ценность данного исследования, особенно благодаря проведенному эмпирическому исследованию;
2) Развитие познавательных процессов учащихся на старшем этапе обучения иностранному языку в средней школе достигает высокого уровня, что позволяет им быть готовыми к различным видам деятельности, включая самые сложные. Формирование познавательных процессов учащихся приобретает гибкость и совершенность, что наиболее эффектным способом позволяет погрузить их в языковую среду, способствующей развитию коммуникативной компетенции учащихся;
3) На старшем этапе обучения английскому языку эффективно использование следующих методов и форм креативного обучения: проектная деятельность, ролевая игра, творческий перевод, театрализованные постановки, нестандартные виды домашних заданий, создание естественных проблемных ситуаций и т.д. Однако наиболее эффективными, с точки зрения некоторых методистов , является ролевая игра и проектная деятельность, в процессе которых достигается коммуникативная компетенция, профессиональная ориентация, а также всестороннее развитие личности;
4) Ролевая игра - создание атмосферы естественной языковой среды, средство для снятия психологического барьера между учащимися, которое позволяет избавиться от чувства страха, стеснительности при исполнении своей роли. В данной работе проведено эмпирическое исследование влияния ролевой игры на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 4» г. Бавлы Республики Татарстан, среди учащихся 11 «а» и 11 «б» классов.
Специально для исследования были разработаны сюжетно-ролевые игры, эффективность которых доказана повышением уровня коммуникативной компетенции у учащихся экспериментальной группы. В результате применения данных сюжетно-ролевых в 1,5 раза увеличилось число учащихся с высоким и средним уровнем, соответственно, в 2 раза уменьшилось количество учащихся с низким уровнем коммуникативной компетенции.
Результаты исследования, проделанная работа в совокупности подтверждает достоверность гипотезы, поставленной в начале исследования о том, что ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.
Подобные работы
- «Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Англоязычные блоги как средство развития коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Использование тестов в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Использование гипертекста при обучении английскому языку в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПРАКТИКЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



