ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы креативного обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся 7
1.1. Понятие коммуникативной компетенции 7
1.2. Креативное обучение как средство формирования
коммуникативной компетенции у учащихся старших классов 11
1.3. Особенности старшего возраста при обучении иностранному языку 14
Выводы по I главе 18
Глава 2. Методы и формы развития коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения английскому языку 19
2.1. Методы формирования коммуникативной компетенции в
старших классах 19
2.2. Ролевая игра как средство развития коммуникативной
компетенции учащихся 32
2.3. Методические рекомендации по формированию
коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку 4 3
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы и источников
Модернизация современной системы образования выдвигает в первые ряды формирование различных видов компетенций при изучении иностранного языка, одной из важнейших среди которых является коммуникативная компетенция. Сегодня школьный предмет «Иностранный язык» имеет совершенно иную тенденцию обучения, для которой характерно развивающее проблемное обучение, проектный подход, а так же овладение рядом ключевых компетенций.
Среди основных ключевых компетенций при обучении иностранному языку ведущее место занимает коммуникативная компетенция, которой уделяется наибольшее внимание.
Коммуникативная компетенция - это способность учащихся осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка (в данном случае английского языка) в соответствии с целями и требованиями общения в данном случае. Овладение коммуникативной компетенцией чрезвычайно важно, так как на ее базе формируется межкультурная компетенция, являющаяся одним из критериев модели современного выпускника средней школы.
Сегодняшний выпускник школы - это человек, обладающий коммуникативной компетентностью, а именно комплексом знаний, умений, навыков, средствами и способами социального взаимодействия, высокой мотивацией и возможностью использования их в жизненных ситуациях. Именно на уроках английского языка учащиеся получают большие возможности, которые открывают для них способы и формы формирования коммуникативной компетентности, а в результате овладение живой речью на иностранном языке.
Одним из эффективных способов формирования коммуникативной компетенции учащихся в условиях средней школы является креативное обучение. Креативное обучение заключается в использовании нестандартных заданий творческой направленности, в поиске новых необычных, новых условий работы. Необычность заданий вызывает у школьников в начале их выполнения удивление, в процессе работы - радость и удовольствие от полученных результатов. Такие задания пробуждают интерес к изучаемым вопросам, в частности, и иностранному языку в целом как учебному предмету.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции учащихся является одной из основных задач средней школы. В связи с этим возрастает интерес и необходимость поиска новых методов и средств, одним из которых является креативное обучение. На старшем этапе обучения креативное обучение представляет наибольший интерес, так как становится возможным реализация сложных театрализованных постановок, интересных проектов и многое другое.
Каким же образом креативное обучение влияет на процесс формирования коммуникативной компетенции на английском языке в старших классах средней общеобразовательной школы? Важно отметить, что, не смотря на большое количество подходов в изучении проблемы коммуникативного обучения, вопрос влияния креативного обучения на данный процесс практически не изучен. Этим и обусловлен выбор темы данного исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку в средней общеобразовательной школы».
Методическую основу для написания работы составили труды таких ученых как: Д.Б.Богоявленская, К.Ливингстоун, Е.И.Пассов, В.В. Сафонова и других, а так же статьи из периодических изданий и интернет- ресурсов.
Целью данной работы - выявить методы и формы креативного обучения, в процессе которого формируется коммуникативная компетенция у учащихся старших классов.
Объектом исследования является формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку.
Предметом исследования следует считать особенности данного процесса.
Научная гипотеза: ролевая игра - средство положительного воздействия на формирование коммуникативной компетенции у учащихся старших классов.
Цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить труды отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности старшего возраста, оказывающие влияние на обучение иностранному языку;
3) исследовать методы и формы формирования коммуникативной компетенции посредством креативного обучения;
4) рассмотреть ролевую игру как средство формирования коммуникативной компетенции и провести эмпирическое исследование в рамках данного утверждения.
Научная новизна исследования заключается в детальном изучении проблемы креативного подхода к обучению английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы с целью выявления наиболее адекватных методов и форм формирования коммуникативной компетенции учащихся на указанном этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате работы доказано эффективное влияние ролевой игры на формирование коммуникативной компетенции учащихся, а также ее положительное значение для развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены примеры методов и средств креативного обучения английскому языку в старших классах, что может быть полезно учителям английского языка и студентам педагогических направлений высших учебных заведений при написании научных работ.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературных источников, поднимающих проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов в процессе креативного обучения;
2) изучение и обобщение педагогического опыта работы по теме;
3) методический обзор наиболее приемлемых форм креативного обучения на уроке английского языка в старших классах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы и источников.
В первой главе работы отражены теоретические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативного обучения, рассмотрены понятия креативного мышления, коммуникативной компетенции., изучены особенности старшего школьного возраста.
Во второй главе исследования представлен материал по методам и формам развития коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения, рассмотрены основные методы и средства, проведено эмпирического исследование влияния ролевой игры на формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов.
В заключении подведены итоги и сделаны обобщающие выводы.
Иностранный язык в школе - сложный, но в то же время интересный и вызывающий много споров и вопросов предмет. На всем протяжении изучения иностранного языка особое место занимает формирование различного рода компетенций, ведущее место среди которых занимает коммуникативная компетенция учащихся.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся требует поиска эффективных методов и средств, реализации различного вида походов и приемов. В старших классах эффективным считается применение креативного обучения иностранному языку, что в процессе которого школьники получают новые образовательные навыки и умения, развитие личностных характеристик, получают возможность для активизации познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации и т.д. Кроме этого в результате креативного подхода к урокам английского языка формируется коммуникативная компетенция учащихся, развитию которой на сегодняшний день предъявляются повышенные требования.
Под креативным обучением иностранному языку подразумевается применение таких методов и средств, использование которых направлено на развитие эмоциональной, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.
В свою очередь под коммуникативной компетенцией учащихся понимается возможность и способность осуществления речевой деятельности в соответствии с предъявляемыми нормами и требованиями.
Старший этап обучения иностранному языку в средней школе имеет ряд особенностей, а также явных преимуществ, благодаря которым образовательный процесс становится более эмоционально - выраженным и красочным, следовательно, приносит больший результат.
Теоретическое и практическое изучение проблемы формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов в процессе креативного обучения английскому языку в средней школе позволяет сделать следующие выводы:
1) Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативного обучения практически не отражена в отечественной и зарубежной литературе. Отдельное отражение нашло формирование коммуникативной компетенции у Е.В. Солововой, И.Л. Бим, В.В. Сафоновой и других, а также применение методов и средств креативного обучения на старшей ступени обучения английскому языку в работах В.В. Утемова, Д.Б. Богоявленской. Недостаточная работа в данном направлении подчеркивает ценность данного исследования, особенно благодаря проведенному эмпирическому исследованию;
2) Развитие познавательных процессов учащихся на старшем этапе обучения иностранному языку в средней школе достигает высокого уровня, что позволяет им быть готовыми к различным видам деятельности, включая самые сложные. Формирование познавательных процессов учащихся приобретает гибкость и совершенность, что наиболее эффектным способом позволяет погрузить их в языковую среду, способствующей развитию коммуникативной компетенции учащихся;
3) На старшем этапе обучения английскому языку эффективно использование следующих методов и форм креативного обучения: проектная деятельность, ролевая игра, творческий перевод, театрализованные постановки, нестандартные виды домашних заданий, создание естественных проблемных ситуаций и т.д. Однако наиболее эффективными, с точки зрения некоторых методистов , является ролевая игра и проектная деятельность, в процессе которых достигается коммуникативная компетенция, профессиональная ориентация, а также всестороннее развитие личности;
4) Ролевая игра - создание атмосферы естественной языковой среды, средство для снятия психологического барьера между учащимися, которое позволяет избавиться от чувства страха, стеснительности при исполнении своей роли. В данной работе проведено эмпирическое исследование влияния ролевой игры на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 4» г. Бавлы Республики Татарстан, среди учащихся 11 «а» и 11 «б» классов.
Специально для исследования были разработаны сюжетно-ролевые игры, эффективность которых доказана повышением уровня коммуникативной компетенции у учащихся экспериментальной группы. В результате применения данных сюжетно-ролевых в 1,5 раза увеличилось число учащихся с высоким и средним уровнем, соответственно, в 2 раза уменьшилось количество учащихся с низким уровнем коммуникативной компетенции.
Результаты исследования, проделанная работа в совокупности подтверждает достоверность гипотезы, поставленной в начале исследования о том, что ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.
1. Афанасьева О.В., Дж.Дули, И.В.Михеева и другие. Английский в фокусе .11 класс: учеб.для общеоб.учрежд./ О.В.Афанасьева, Дж.Дули, И.В. Михеева.: М.: Express Publishing : Просвещение,2009.-244 с. : ил.
2. Байтукалов Т.А. Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского / Т. А. Байтукалов.- М.: Наука,2018. - 157с.
3. Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком / Б.А.Бенедиктов.- Минск: Сфера 2014.- 320 с.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе / И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 1988.- 227 с
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская.- М.: Центр « Академия» , 2012.- 250 с.
6. Бодалива А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт
практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модекс», 2016. - 256 с.
7. Борзова Е.В. Парная и групповая работа на уроках английского языка в старших классах / Е.В. Борзова.- М.: Язык,2010.- 150
8. Бурмакина Л.В. Ролевые игры на уроке английского языка / Л.В. Бурмакина. - СПб.: Каро, 2014.- 244 с.
9. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л.Вайсбург. - Обнинск: Титул, 2011.259 с.
10. Вайнцвайнг П. Десять заповедей креативной личности / Поль Вайнцвайнг. - М.: Прогресс, 1990.- 200 с
11. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004- 250 c.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2011. - 82 с.
13. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках иностранного языка / Н.И. Дереклеева. -М.: Сфера, 2015.- 111 с.
14. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.И. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2014.- 246 с.
15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко.- СПб.: Академия, 2008. - 367 с.
16. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.- 120 с.
17. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному язык. Теория и практика /
А.В.Конышева. - М.: Тетра Системе, 2008. -211 с.
18. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку /
А.В.Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011.- 400 с.
19. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Ливингстоун. - М.: Высшая школа, 2015.- 178 с.
20. Малкина Н.А. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителя / Н.А. Малкина.- Мурманск.: Печатный двор, 2015.- 98 с.
21. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков / Л.Ю. Круглова.- М.: Наука, 2017.- 340 с.
22. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович и др.- М.: Просвещение, 2011.-150 с.
23. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов; Мн.: Лексис, 2003. — 184с.
24. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола, 2014.-199 с.
25. Соловова Е.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2012.-320 с.
26. Утемов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе / В.В.Утемов, М.М. Зиновкина. - М.:Концепт, 2013. - 250 с.
27. Утемов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие / В.В. Утемов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
28. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 274 с.
29. Шамардин В.Н., Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску / В.Н.Шамардин, Т.И.Тамбовкина, Н.П. Суслова.- М.: Просвещение, 2014 .- 260 с.
30. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии.- 2010. - № 2. - 149 с.
31. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В.Быков // Иностранные языки в школе.- 2014.-№ 5.- 98 с.
32. Васильева Л.Г. Креативное обучение иностранным языкам / Л.Г.Васильева // Иностранные языки в школе.-2015.-№8.- 98 с.
33. Денисова Л.Г. Игры для творческого развития на уроке иностранного языка / Л.Г. Денисова //Иностранные языки в школе.-2014.-№3.- 86 с.
34. Журавлева Л.Е., Петрова М.А., Челышева К.С. Развитие творческой личности / Л.Е. Журавлева, М.А. Петрова, К.С. Челышева.// Одаренный ребенок.- 2013.- №5.- 96 с.
35. Коновалова Л. В. Коммуникативная компетенция подростков / Л.В.Коновалова / Мир психологии. - 2009. - №4. - 117 с.
36. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова // Иностранные языки в школе .- 2018.- № 9.- 121 с.
37. Манилова Н.Я . Креативные игры на уроке английского языка / Н. Я. Манилова // ИЯШ.-2015.- № 7.- 89 с.
38. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Иностранные языки в школе.-
2015. - №1.- 104 с.
39. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - N 2. - 98 с.
40. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа / Ф.М.Рабинович, Т.Е. Сахарова. -
41. Сысоева Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в средней школе / Сысоева Е.Э. // Педагогика. - 2017. - №5. - 117 с.
42. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. - 2015. - №1.- 98 с.
Список электронных ресурсов
43. Большакова О.В. Методическая разработка открытого мероприятия по английскому языку (ролевая игра) «All rise! Court is in session»
URL : https:// kopilkaurokov.ru Дата обращения: 02.04.2019
44. Васильева О.С. Применение технологии развития креативного мышления на уроке английского языка // URL: http://e-koncept.ru/2015/45031.htm.
Дата обращения 11.04.2019
45. Воронина Т. Е. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся // URL:https://e-koncept.ru/2015/45032.htm. Дата обращения: 12.04.2019
46. Ефимьева Е.Н. Выступление на методическом семинаре. Инновационный подход и проектные формы обучения //
URL: https: // nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library Дата обращения: 12.04.2019
47. Захарова Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 676-679. — URL https://moluch.ru/archive/109/26246/ Дата обращения: 15.04.2019
48. Казакевич О. М. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка // URL: http://ekoncept.ru/2015/45120.htm. Дата обращения: 15.04.2019
49. Тенишева С. Б. Применение новых технологий на уроках английского языка в школе // URL:https://moluch.ru/confped/archive/152/8442/ Дата обращения:
15.04.2019
50. Трусов В.Г. Преподавание иностранного языка в ХХ! веке: проблемы и перспективы URL:https:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii Дата обращения: 16.04.2019