ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Система педагогического образования и содержание профессиональной
подготовки педагога 7
1.2 Управление профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения 17
1.3 Сущность и виды переподготовки педагогических кадров 25
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ДЮСШ ПО ХОККЕЮ УСК «НЕФТЕХИМИК» 37
2.1 Общая характеристика деятельности ДЮСШ по хоккею УСК
«Нефтехимик» 37
2.2 Анализ системы подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею
УСК «Нефтехимик» 46
2.3 Оценка эффективности подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по
хоккею УСК «Нефтехимик» 58
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ДЮСШ ПО ХОККЕЮ УСК «НЕФТЕХИМИК» 66
3.1 Рекомендации по совершенствованию формирования системы подготовки
и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» 66
3.2 Мероприятия по повышению эффективности подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в следующем.
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности.
Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способствовать их разностороннему развитию, но и формировать трудовой настрой учащихся, готовить их своим трудом участвовать в создании материальных ценностей. Учитель, по сути дела, стоит у истоков развития производственных сил страны, ее социального прогресса и творческого потенциала. Поэтому высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования, а постоянно меняющаяся социально - экономическая среда требует формирование эффективной системы непрерывной подготовки и переподготовки персонала образовательной организации.
Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных парадигм и ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественного обновления подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.
Данная проблема особо актуальна в отношении тренеров-преподавателей детских спортивных юношеских школ. Большинство людей, приходящих на должность тренеров в ДЮСШ не знают как работать с детьми и не знают психологию детей. Во многих командах происходят случаи физического и психологического насилия над детьми. В конечном итоге все это оставляет отпечаток в душе ребенка на всю жизнь и влияет на его характер и нравственные ценности.
Детский тренер в большей степени влияет на характер ребенка, чем учитель в школе. Детская психика очень ранима и поэтому тренеры обязаны знать основы детской психологии, а также возрастные физиологические особенности детей.
Основа профессионального спорта - детские спортивные секции и школы, которые обеспечивают команды профессионалов подающими надежды юными игроками. Не исключение в этом отношении и хоккей, проблемы которого характерны и для других видов спорта.
Прежде всего - это отсутствие нормальной подготовки на достаточном уровне из-за недостаточности профессиональных навыков тренеров. Детское образование, а в хоккее - обучение основным навыкам игры, основа любого общества. Это понимают и за рубежом, и в России, поэтому в детский хоккей идут большие деньги. Разница состоит лишь в эффективности инвестиций: за рубежом они практически полностью себя оправдывают, в России - только частично. А причина всему - различие систем подготовки юных спортсменов. Проблемы детского хоккея были, есть и будут всегда, всё зависит в большей степени от грамотного тренерского состава.
Поэтому формирование эффективной системы подготовки и переподготовки тренеров - преподавателей детских определяет особую значимость рассматриваемого вопроса.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и разработка предложений по формированию системы подготовки и переподготовки кадров образовательной организации.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования системы подготовки и переподготовки кадров образовательной организации.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности формирования системы подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
3. Разработать предложения по совершенствованию формирования системы подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
Объект исследования - ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
Предмет исследования - система подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
Методы исследования: анализ теоретических исследований и разработок, социологические исследования, статистический анализ, наблюдение, опрос.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в глубоком теоретическом исследовании научных разработок и публикаций и в практическом анализе и определении направлений по ее совершенствованию процесса формирования системы подготовки и переподготовки кадров на примере ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень профессиональной подготовленности тренеров по хоккею в условиях спортивного клуба повысится, если будут выявлены организационные и педагогические условия, влияющие на качество работы тренеров по хоккею, будет осуществляется непрерывное развитие тренерского мастерства, а также организована работа тренеров с учетом возрастных физиологических изменений детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования системы подготовки и переподготовки кадров образовательной организации. В данной главе рассмотрены: система педагогического образования и содержание профессиональной подготовки педагога; управление профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения; сущность
и виды переподготовки педагогических кадров.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности формирования системы подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик». Здесь изложена общая характеристика деятельности ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик», проведен анализ системы подготовки и переподготовки кадров и дана оценка эффективности ее формирования.
В третьей главе рассмотрены основные направления по совершенствованию формирования системы подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик». В данной главе определены основные направления по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров образовательной организации и разработаны мероприятия по повышению эффективности формирования системы подготовки и переподготовки кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
В процессе написания выпускной квалификационной работы были исследованы научные разработки и учебная литература в области подготовки и переподготовки персонала образовательной организации. Более подробно рассматриваемый вопрос исследован в трудах следующих авторов: Алиев Э., Борытко Н.М., Бердибеков П.К., Гриб И.Д., Горский В.Е., Захаркин А.С., Захарова Е.А., Иващенко Н.В., Игнатенко А.В., Ищенко И.Ю., Кириллова И.О., Колиниченко А.В., Наумова С.И., Непогодина, А.Н., Осадчий С.В., Туракулова М.М., Турсунова Н.Э., Угрюмова Е.Б, Холбаева Г.А., Циулина М.В., Яковлев Е.В., Яковлева Н.О.
Таким образом, проведенные теоретические исследования формирования системы подготовки и переподготовка кадров в образовательной организации позволили сделать следующие обещающие выводы.
Последние несколько десятилетий можно охарактеризовать как годы формирования новой информационной культуры, резкого возрастания роли информационных технологий и технологической составляющей, в том числе в сфере образовании. В связи с этим, подготовка и переподготовка кадров образовательной организации сегодня имеет большое значения для организации эффективного учебного процесса.
Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности.
Ведущую роль в успешном прохождении учителем основных этапов профессионального становления играет система его подготовки и повышения квалификации, включающая в себя три основных этапа: довузовский (среднее педагогическое образование), вузовский (высшее педагогическое образование) и послевузовский (дополнительное педагогическое образование, осуществляемое в учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).
Подготовка педагога к его профессиональной деятельности начинается с момента поступления в учреждение педагогического образования и обучение продолжается в процессе всей педагогической деятельности, то есть профессиональное образование педагога является непрерывным.
При подготовке педагога важным является формирование профессиональных ценностных ориентаций, поскольку это важная составляющая профессиональной компетентности специалиста, которая определяет его конкурентоспособность в профессиональной деятельности в современных экономических условиях.
Внутренние кадровые условия определяют направления развития
педагогических и управленческих кадров:
- подготовка руководителей к работе в современных условиях рыночной экономики;
- подготовка педагогов к достижению нового образовательного результата в соответствии с ФГОС;
- социально-психологическая подготовка сотрудников школы к работе в условиях введения изменений, профилактика эмоционального выгорания, развитие навыков организации исследований и проектов,
- повышение информационно-коммуникационных компетенций
педагогов и руководителей,
- повышение образовательного уровня молодых специалистов, формирование их профессиональных компетенций.
Современный менеджмент говорит о том, что наиболее эффективным способом обеспечения успешного функционирования и развития ОУ является создание в школе условий для непрерывного обучения и профессионального совершенствования учителей.
Переподготовка педагогических кадров обусловлена потребностями современного образования в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности.
Переподготовка педагога осуществляется для выполнения им нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой квалификации, то есть получения дополнительного профессионального образования.
Прохождение курсов переподготовки и получения дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Проведенное практическое исследование показало, что в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» обучается 470 детей, в возрастной категории от 5 до 18 лет.
Анализ процесса подготовки и переподготовка тренеров-преподавателей ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» показал следующее.
Чтобы стать квалифицированным тренером по хоккею, необходимо пройти длительный путь подготовки и переподготовки.
Будущие тренера с 5 - 7 лет начинают обучение в ДЮСШ по хоккею. По окончанию ДЮСШ ученик, имеющий высокие результаты и стремление посветить свою дальнейшую деятельность хоккею, может стать помощником тренера и продолжить обучение в академии или институте физической культуры.
В дальнейшем тренера каждые 4 года проходят переподготовку на факультете повышения квалификации кадров. Для получения высшей квалификации тренеры по хоккею проходят обучение в высшей школе тренеров.
Для объективной оценки качества тренировочного процесса и стимула к дальнейшему росту один раз в 4 года проводится аттестация тренеров.
В ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» детей обучают 17 тренеров, имеющие высшее профессиональное образование. 10 тренеров имеют высшую квалификационную категорию, остальные первую. 15 тренеров-преподавателей являются выпускниками ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
На сегодня два выпускника ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» проходят испытательный срок, то есть практикуются в качестве помощников тренера в группах, возрастной категории 7-8 лет.
Данные кандидаты окончили ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», факультет «Физическая культура», а в процессе обучения неоднократно принимали участия в межрегиональных соревнованиях и имели высокие результаты.
В случае успешного прохождения испытательного срока планируется зачислить данных выпускники в штатную численность ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» и отправить на дальнейшее обучение в физкультурные ВУЗы.
Анализ показал, что в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» ведется активная работа по подготовке и переподготовке тренеров. Однако в процессе исследования была установлена недокомплектованность тренерского состава. В ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» не хватает двух тренеров, для обучения детей в группах возрастной категории 11 - 12 лет, что влияет на результаты их участия в юношеских соревнованиях.
Вышеизложенное определило необходимость разработки мероприятий по укомплектованию штатной численности тренеров-преподавателей и разработки программы по их подготовке и переподготовке.
Так как начальной базой подготовки будущих тренеров является многолетнее обучение в детских юношеских спортивных школах (с 5 до 16,18 лет), с целью совершенствованиям формирования системы подготовки будущих кадров в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» рекомендована методика подготовки детей, с разделением по возрастным категориям, так как в каждом возрасте дети имеют свои физиологические особенности развития, которые необходимо учитывать при разработке программы обучения.
Также рекомендовано зачисление двух выпускников, проходящих стажировку в качестве помощников тренера, в штатную численность в ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» и решения вопроса о их дальнейшем обучении.
Основываясь на результаты проведенного исследования, с целью повышения эффективности подготовки и переподготовки кадров ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик», разработаны следующие мероприятия:
- внедрение новой методики подготовки детей, с учётом возрастных физиологических особенностей;
- обновление учебно-методической базы;
- приобретение спортивного инвентаря.
- прием на работу молодых тренеров;
- направление молодых тренеров на заочное обучение в ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».
Необходимая сумма на реализацию разработанных мероприятий составляют 526 400 руб., которая будут получены от учредителя - хоккейного клуба «Нефтехимик».
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 гг., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 №497// ИПС КонсультантПлюс.
6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// ИПС КонсультантПлюс.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 295// ИПС КонсультантПлюс.
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// ИПС КонсультантПлюс.
9. Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ -52/46 от 18.08.2010 г «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» // ИПС «Гарант».
10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями)// ИПС «Гарант».
II. Специальная литература:
11. Бердибеков П.К., Холбаева Г.А., Турсунова Н.Э. Развитие компетентности современного учителя // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 770-772.
12. Воденникова Л.А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов// Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2013. — № 2. — 83-86.
13. Гриб И.Д. Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 181-184.
14. Днепров Э. Инновационное движение в российском школьном образовании - М.: Педагогика-Пресс - 2016. - 297 с.
15. Долгоаршинных Н.В. Аттестация педагогических работников в условиях развития российского образования//Академический вестник. Научнопрактический журнал. - 2013. - № 1(7). - с. 7-12.
16. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 5. — С. 41-46.
17.Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 115-117.
18.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие. Изд. 6, пер. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 476 с.
19. Иващенко Н.В., Игнатенко А.В., Осадчий С.В. Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессионального образования с использованием дистанционной формы обучения// Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 483-486.
20. Коварж Г.Ю. Роль российской системы оценки качества образования в формировании управленческой стратегии// Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9. - С.44 - 48.
21. Колиниченко А.В. Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 552-554.
22. Коротина К.С. Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 161-163.
23. Кравченко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие/ В.М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
24. Крысько В.Г. Педагогика и психология: Учебник/ В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
25. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М.: Феникс, 2013. - 489 с.
26. Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 22 - 29.
27. Лазарев В.С. Управление нововведениями - путь к развитию современного образования// Высшее образование в России. - 2015. - № 4. - С. 17 - 20.
28. Лихтина И.С., Павлова Н.А. Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 40-45.
29. Логинова А.В. Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1402-1405.
30. Лукашенко К.М. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления.- М.: Маркет ДС, 2016. - 145 с.
31. Моисеев А.М. Теория стратегического управления школой: ключевые вопросы и подходы к их решению: монография в двух томах./ Под ред. О.М. Моисеевой. - М.: АСОУ, 2015. - 526 с.
32. Моисеев А.М. Как выявлять, осмысливать и описывать опыт стратегического управления школой: Научно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций / Под ред. О.М.Моисеевой. - М.:АСОУ, 2016. - 397 с.
33. Непогодина, А.Н. Практика применения компетентностного подхода для оценки качества внутрифирменного обучения педагогического персонала // Образование и наука. - 2016. - № 14.- С. 43-59.
34. Намсинк Е.В. Корпоративная подготовка педагогов в образовательном пространстве современной отечественной школы// Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 68-75.
35. Наумова С.И. Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4. — С. 31-35.
36. Панасюк В.П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. - СПб., 2017. - 326 с.
37. Панферова Н.Н. Управление в системе образования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 248 с.
38. Пастюк О.В. Управление образованием: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 178 с.
39. Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2017. — 138 с.
40. Рогожин М.Ю. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций/ «Кадровые решения» - №10 - 2014. - С. 49 - 58.
41. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 636 с.
42. Туракулова М.М. Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 532-533.
43. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе/ С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: КноРус, 2015. - 376 с.
44. Циулина М.В. Профессиональная подготовка педагога: социально
педагогические предпосылки // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 123-126.
45. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. — Челябинск: Изд-во РБИУ, 2017. — 316 с
Интернет-источники:
46. Алиев Э. Актуальные проблемы детско-юношеского хоккея: https: //kazanfirst .ru.
47. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога: http//www. eidos .ru.
48. Горский В.Е. Основные проблемы Российского профессионального хоккея и направления их решения: http://econf.rae.ru.
49.Захаркин А.С. Проблемы детского хоккея: https://athockey.ru.
50. Ищенко И.Ю. Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО: содержание, формы, результаты: https://nsportal.ru.
51. Кириллова И.О. Руководство профессиональным ростом педагогов: http://www.edu- personal.ru.
52. Лепешова Е.И. Управление персоналом в образовательных учреждениях: http ://www. edu-personal .ru.
53. Угрюмова Е.Б. Внутрифирменное повышение квалификации педагогов в условиях учреждения дополнительного образования: https://nsportal.ru.
Текущая документация ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик»:
54. Устав ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
55. Отчет о результатах самообследования ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» за 2016 - 2018 г.г.
56. Положение о структурных подразделениях ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
57. Положение об организационной структуре управления ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
58. Положение об организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерского состава ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик».
59. Штатное расписание тренерского состава ДЮСШ по хоккею УСК «Нефтехимик» за 2016 - 2018 г.г.