ФОРМЫ ВРЕМЕНИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ГЛАГОЛЬНОМУ ВИДУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ И ГЛАГОЛЬНОГО
ВИДА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1. Понятие и значение глагольного вида 6
1.2. Функции и категории глагола в английском языке 16
1.3. Категория характера действия и вида глагольной формы в английском
языке 25
2. АНАЛИЗ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И ИХ
ОТНОШЕНИЕ К ГЛАГОЛЬНОМУ ВИДУ (НА ПРИМЕРЕ PRESENT INDEFINITE) 39
2.1. Основное значение формы Present Indefinite 39
2.2. Переносные значения формы глагола в Present Indefinite 48
2.3. Классификация английских глаголов по семантической окраске и
грамматическому строю 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ И ГЛАГОЛЬНОГО
ВИДА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1. Понятие и значение глагольного вида 6
1.2. Функции и категории глагола в английском языке 16
1.3. Категория характера действия и вида глагольной формы в английском
языке 25
2. АНАЛИЗ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И ИХ
ОТНОШЕНИЕ К ГЛАГОЛЬНОМУ ВИДУ (НА ПРИМЕРЕ PRESENT INDEFINITE) 39
2.1. Основное значение формы Present Indefinite 39
2.2. Переносные значения формы глагола в Present Indefinite 48
2.3. Классификация английских глаголов по семантической окраске и
грамматическому строю 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы исследования. Грамматические категории английского глагола являются предметом многочисленных работ общего и специального характера по теории и истории грамматического строя языка. Исследованием данной проблемы подробно занимались такие видные исследователи-лингвисты как Ильиш Б.А., Бархударов Л.С., Смирницкий А.И. и многие другие.
Глагол в языке - и по своему удельному весу, и по количеству и по способам образования грамматических форм - безусловно, центральная часть речи. При сопоставлении временных форм, форм вида, залога, наклонения значительные несовпадения не только объема этих грамматических форм, но и самой сущности категорий.
Все это и многое другое ставит глагол на первое место в изучении грамматики. Глагол имеет очень развитую систему видовременных форм, противопоставление действительного и страдательного залогов, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные формы лица и числа; можно ли отнести их к категориям, вопрос спорный, так как они не представляют собою системного ряда форм (например, в претерите глаголов, за исключением глагола to be 'быть', эти формы вообще отсутствуют).
Глагол это часть речи, которая выражает грамматическое значение действия. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов. Таким образом, можно сказать, что систему английского глагола принято называть самой сложной грамматической структурой языка.
В течение письменной истории глагольная система английского языка расширилась не только за счет создания новых грамматических категорий; внутри существовавших категорий времени и наклонения возникли новые категориальные члены, которые обеспечили более универсальное, грамматически формализованное обозначение будущих, а также потенциальных и нереальных действий. Отношения категорий будущего времени и сослагательного наклонения в современном английском языке являются крайне спорным вопросом, так же как и развитие данных аналитических форм.
При этом развитие категорий и глагольных форм в английском языке на протяжении всего периода развития языка происходит под действием методологических процессов, протекающих по мере их развития в речи, что подтверждает актуальность анализа форм времени в английском языке и их отношение к глагольному виду.
Исследованию форм времени в английском языке посвящены работы И.П. Мучника, Т.П. Ломтева, Г.А. Золотовой, В.В. Мартынова, В.Г. Руделева и О. А. Руд елевой, монографии П.М. Криворучко, А.В. Бондарко, Е.Н. Прокопович, М.Я. Гловинской, докторская диссертация Н.В. Новиковой, статьи А.В. Исаченко, Т.И. Дешериевой, А.Л. Шарандина, Р.П. Козловой, В.Д. Климонова и других ученых.
Цель исследования - проанализировать теоретические и практические аспекты форм времени в английском языке и их отношение к глагольному виду.
Задачами исследования являются:
1) определить теоретические аспекты формы времени и глагольного вида в английском языке;
2) провести анализ формы времени в английском языке и их отношение к глагольному виду (на примере Present Indefinite);
3) дать классификацию английских глаголов по семантической окраске и грамматическому строю.
Объект исследования - формы времени глагола в английском языке.
Предмет исследования — особенности отношения форм времени к глагольному виду в английском языке.
Теоретико-методологическая база исследования. Настоящая квалификационная работа основывается на положения по истории английского языка (А.И.Смирницкий; И.П. Иванова; Е.М. Николаенко и пр.); по теоретической грамматике английского языка (М.Ю. Блоха, А.В. Бондарко, Б.А. Ильиша, Л. Кутузова, И.П.Иванова и пр.), по языкознанию (Ю.Н. Караулова, Н.Д. Арутюновой, А.В. Кравченко, Дж. Тейлор и др.); а также на труды по практической грамматике современного английского языка.
Методы исследования: контекстуальный анализ, поскольку
актуализация темпоральных значений происходит именно в широком контексте; структурно-семантический метод; сравнительносопоставительный метод; приемы лингвистического (компонентного и дефиниционного) анализа, методика полевого анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование поможет глубже понять принципы взаимодействия лексической и грамматической семантики глагола и его функционирование в контексте, а также в процессе дальнейших изысканий в области теории функциональной грамматики английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что некоторые положения исследования могут быть использованы пр разработке учебно-методических комплексов для подготовки студентов ВУЗов по курсам «Английский язык», «Лингвистика», также при проведении занятий по теоретической и практической грамматике и общей теории языка.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глагол в языке - и по своему удельному весу, и по количеству и по способам образования грамматических форм - безусловно, центральная часть речи. При сопоставлении временных форм, форм вида, залога, наклонения значительные несовпадения не только объема этих грамматических форм, но и самой сущности категорий.
Все это и многое другое ставит глагол на первое место в изучении грамматики. Глагол имеет очень развитую систему видовременных форм, противопоставление действительного и страдательного залогов, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные формы лица и числа; можно ли отнести их к категориям, вопрос спорный, так как они не представляют собою системного ряда форм (например, в претерите глаголов, за исключением глагола to be 'быть', эти формы вообще отсутствуют).
Глагол это часть речи, которая выражает грамматическое значение действия. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов. Таким образом, можно сказать, что систему английского глагола принято называть самой сложной грамматической структурой языка.
В течение письменной истории глагольная система английского языка расширилась не только за счет создания новых грамматических категорий; внутри существовавших категорий времени и наклонения возникли новые категориальные члены, которые обеспечили более универсальное, грамматически формализованное обозначение будущих, а также потенциальных и нереальных действий. Отношения категорий будущего времени и сослагательного наклонения в современном английском языке являются крайне спорным вопросом, так же как и развитие данных аналитических форм.
При этом развитие категорий и глагольных форм в английском языке на протяжении всего периода развития языка происходит под действием методологических процессов, протекающих по мере их развития в речи, что подтверждает актуальность анализа форм времени в английском языке и их отношение к глагольному виду.
Исследованию форм времени в английском языке посвящены работы И.П. Мучника, Т.П. Ломтева, Г.А. Золотовой, В.В. Мартынова, В.Г. Руделева и О. А. Руд елевой, монографии П.М. Криворучко, А.В. Бондарко, Е.Н. Прокопович, М.Я. Гловинской, докторская диссертация Н.В. Новиковой, статьи А.В. Исаченко, Т.И. Дешериевой, А.Л. Шарандина, Р.П. Козловой, В.Д. Климонова и других ученых.
Цель исследования - проанализировать теоретические и практические аспекты форм времени в английском языке и их отношение к глагольному виду.
Задачами исследования являются:
1) определить теоретические аспекты формы времени и глагольного вида в английском языке;
2) провести анализ формы времени в английском языке и их отношение к глагольному виду (на примере Present Indefinite);
3) дать классификацию английских глаголов по семантической окраске и грамматическому строю.
Объект исследования - формы времени глагола в английском языке.
Предмет исследования — особенности отношения форм времени к глагольному виду в английском языке.
Теоретико-методологическая база исследования. Настоящая квалификационная работа основывается на положения по истории английского языка (А.И.Смирницкий; И.П. Иванова; Е.М. Николаенко и пр.); по теоретической грамматике английского языка (М.Ю. Блоха, А.В. Бондарко, Б.А. Ильиша, Л. Кутузова, И.П.Иванова и пр.), по языкознанию (Ю.Н. Караулова, Н.Д. Арутюновой, А.В. Кравченко, Дж. Тейлор и др.); а также на труды по практической грамматике современного английского языка.
Методы исследования: контекстуальный анализ, поскольку
актуализация темпоральных значений происходит именно в широком контексте; структурно-семантический метод; сравнительносопоставительный метод; приемы лингвистического (компонентного и дефиниционного) анализа, методика полевого анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование поможет глубже понять принципы взаимодействия лексической и грамматической семантики глагола и его функционирование в контексте, а также в процессе дальнейших изысканий в области теории функциональной грамматики английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что некоторые положения исследования могут быть использованы пр разработке учебно-методических комплексов для подготовки студентов ВУЗов по курсам «Английский язык», «Лингвистика», также при проведении занятий по теоретической и практической грамматике и общей теории языка.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Время - грамматическая категория, значение которой характеризует временную референцию ситуации, описываемой глаголом. Категорию глагольного времени можно также определить как отношение действия или состояния, выраженного глаголом, к моменту высказывания по признаку одновременности, предшествования или следования за ним.
Различают абсолютные и относительные формы грамматического времени. Абсолютное употребление временных форм показывает, происходит ли действие одновременно с моментом речи, предшествует ему или ожидается после него. При относительном употреблении временных форм точкой отсчёта является какой-либо момент в прошлом или будущем, заданный автором. В английском языке к формам абсолютного времени относятся Present Indefinite, Past Indefinite, Future Indefinite, к относительным - все остальные.
Многозначность формы настоящего времени проявляется в том, что оно может использоваться не только для выражения действия, действительного в момент речи, но и передавать значение прошедшего или будущего при наличии соответствующих временных маркеров и контекста, обусловленных определённой речевой ситуацией.
Категория времени обнаруживает связь с другими категориями - категорией вида и категорией наклонения, определяющей статус описываемой ситуации по отношению к действительности.
Форма Present Indefinite может употребляться как в своём прямом значении, то есть для обозначения действий, состояний и отношений, происходящих или действительных в момент речи, так и в переносном, то есть для обозначения действий, предшествующих моменту речи (praesent historicum), ожидаемых в будущем (настоящее проспективное), а также для выражения модальности и в перформативных высказываниях.
Анализ грамматической семантики формы Present Indefinite позволил разделить глаголы на две группы, а именно, глаголы, выражающие действия, ведущие к изменению существующего положения вещей, возникновению чего-то нового (go, work, write), и отношения, описывающие ситуацию статически, как неизменную (consist, contradict, enjoy).
Глаголы, описывающие действия, могут выражать как однократные, так и многократно повторяющиеся процессы. К первым относятся глаголы пассивного восприятия человеком окружающего мира (see, hear, smell), характеристики человека и объектов по восприятию (seem, sound, look), а также глаголы, выражающие положение человека и объектов в пространстве (stand, sit lie). Многократно повторяющиеся процессы могут быть как членимыми на отдельные действия (he writes letters every day), так и протекающими постоянно (hot air rises). Обе группы глаголов могут обладать характеризующей функцией по отношению к субъекту действия (he reads а lot), или не выражать такой характеристики (he writes to me sometimes) в зависимости от контекста.
Отношения могут характеризовать ситуацию как с точки зрения человека (рациональные (know, assume, appreciate), эмоциональные (like, worry) и модальные (must, require)), так и описывать положение вещей в окружающем мире (тождество, различие, подобие, обладание, пространственные или временные отношения, каузацию
существования объектов или их свойств, а также признаки объектов или явлений и другие).
Переносное употребление Present Indefinite помимо других перечисленных выше значений может обладать модальным значением, которое характеризуется использованием немодальных глаголов в повелительной функции (в рекомендациях, инструкциях и советах), для придания образности некоторому описанию событий, а также для выражения цели.
Существующие классификации английских глаголов опираются на три основных критерия, а именно, по отношению субъекта действия к действию, по сочетаемости глаголов с другими единицами языка и по аспектным характеристикам. Исходя из первого критерия, можно выделить глаголы действия, субъект которых активен, и глаголы состояния, субъект которых пассивен.
Синтаксическая валентность глагола бывает двух видов - обязательная, то есть необходимая для грамматического завершения предложения и необязательная (дополнительная). Принимая во внимание аспекту ал ьную семантику, глаголы можно разделить на предельные и непредельные, причём английский аспект (категория предельности - непредельности) имеет лексический характер и выражает потенциальную завершённость или незавершённость процесса.
Лексическое значение глагола и семантика его видовременных форм взаимно влияют друг на друга, причём значение некоторых английских глаголов несовместимо с семантикой той или иной видо-временной формы. В связи с этим, взяв за основу классификацию В.В. Гуревича, следует различать глаголы с полным набором видовременных форм и с их неполным набором, причём глаголы второй группы распадаются на три класса, а именно: а) предельные глаголы с непроцессуальной семантикой, не употребляемые в своих основных значениях в формах Continuous и Perfect Continuous, б) непредельные глаголы с процессуальной семантикой, несовместимые в своих основных значениях с формами Indefinite Successive и Perfect Resultative и в) непроцессуальные непредельные глаголы, у которых отсутствуют видовременные формы Continuous, Perfect, Perfect Continuous, a также Indefinite Successive.
Основываясь на классификации H. А. Кобриной, необходимо различать следующие семантико-грамматические классы глаголов: динамические (go, pull, obtain), статальные (occur, see, imagine), релятивные (equal, belong, admire), модальные (should, need, must), модусные (forbid, intend, arrange), функторные (miss, lack, ignore), служебные (be, have, will, do), образованные в результате конверсии от существительных (to hand, to back, to elbow) и фразовые глаголы (give up, see after, hand in).
Описанные выше классификации являются не столько классами слов, сколько классами значений слов, поэтому один и тот же глагол может входить в разные классы.
Различают абсолютные и относительные формы грамматического времени. Абсолютное употребление временных форм показывает, происходит ли действие одновременно с моментом речи, предшествует ему или ожидается после него. При относительном употреблении временных форм точкой отсчёта является какой-либо момент в прошлом или будущем, заданный автором. В английском языке к формам абсолютного времени относятся Present Indefinite, Past Indefinite, Future Indefinite, к относительным - все остальные.
Многозначность формы настоящего времени проявляется в том, что оно может использоваться не только для выражения действия, действительного в момент речи, но и передавать значение прошедшего или будущего при наличии соответствующих временных маркеров и контекста, обусловленных определённой речевой ситуацией.
Категория времени обнаруживает связь с другими категориями - категорией вида и категорией наклонения, определяющей статус описываемой ситуации по отношению к действительности.
Форма Present Indefinite может употребляться как в своём прямом значении, то есть для обозначения действий, состояний и отношений, происходящих или действительных в момент речи, так и в переносном, то есть для обозначения действий, предшествующих моменту речи (praesent historicum), ожидаемых в будущем (настоящее проспективное), а также для выражения модальности и в перформативных высказываниях.
Анализ грамматической семантики формы Present Indefinite позволил разделить глаголы на две группы, а именно, глаголы, выражающие действия, ведущие к изменению существующего положения вещей, возникновению чего-то нового (go, work, write), и отношения, описывающие ситуацию статически, как неизменную (consist, contradict, enjoy).
Глаголы, описывающие действия, могут выражать как однократные, так и многократно повторяющиеся процессы. К первым относятся глаголы пассивного восприятия человеком окружающего мира (see, hear, smell), характеристики человека и объектов по восприятию (seem, sound, look), а также глаголы, выражающие положение человека и объектов в пространстве (stand, sit lie). Многократно повторяющиеся процессы могут быть как членимыми на отдельные действия (he writes letters every day), так и протекающими постоянно (hot air rises). Обе группы глаголов могут обладать характеризующей функцией по отношению к субъекту действия (he reads а lot), или не выражать такой характеристики (he writes to me sometimes) в зависимости от контекста.
Отношения могут характеризовать ситуацию как с точки зрения человека (рациональные (know, assume, appreciate), эмоциональные (like, worry) и модальные (must, require)), так и описывать положение вещей в окружающем мире (тождество, различие, подобие, обладание, пространственные или временные отношения, каузацию
существования объектов или их свойств, а также признаки объектов или явлений и другие).
Переносное употребление Present Indefinite помимо других перечисленных выше значений может обладать модальным значением, которое характеризуется использованием немодальных глаголов в повелительной функции (в рекомендациях, инструкциях и советах), для придания образности некоторому описанию событий, а также для выражения цели.
Существующие классификации английских глаголов опираются на три основных критерия, а именно, по отношению субъекта действия к действию, по сочетаемости глаголов с другими единицами языка и по аспектным характеристикам. Исходя из первого критерия, можно выделить глаголы действия, субъект которых активен, и глаголы состояния, субъект которых пассивен.
Синтаксическая валентность глагола бывает двух видов - обязательная, то есть необходимая для грамматического завершения предложения и необязательная (дополнительная). Принимая во внимание аспекту ал ьную семантику, глаголы можно разделить на предельные и непредельные, причём английский аспект (категория предельности - непредельности) имеет лексический характер и выражает потенциальную завершённость или незавершённость процесса.
Лексическое значение глагола и семантика его видовременных форм взаимно влияют друг на друга, причём значение некоторых английских глаголов несовместимо с семантикой той или иной видо-временной формы. В связи с этим, взяв за основу классификацию В.В. Гуревича, следует различать глаголы с полным набором видовременных форм и с их неполным набором, причём глаголы второй группы распадаются на три класса, а именно: а) предельные глаголы с непроцессуальной семантикой, не употребляемые в своих основных значениях в формах Continuous и Perfect Continuous, б) непредельные глаголы с процессуальной семантикой, несовместимые в своих основных значениях с формами Indefinite Successive и Perfect Resultative и в) непроцессуальные непредельные глаголы, у которых отсутствуют видовременные формы Continuous, Perfect, Perfect Continuous, a также Indefinite Successive.
Основываясь на классификации H. А. Кобриной, необходимо различать следующие семантико-грамматические классы глаголов: динамические (go, pull, obtain), статальные (occur, see, imagine), релятивные (equal, belong, admire), модальные (should, need, must), модусные (forbid, intend, arrange), функторные (miss, lack, ignore), служебные (be, have, will, do), образованные в результате конверсии от существительных (to hand, to back, to elbow) и фразовые глаголы (give up, see after, hand in).
Описанные выше классификации являются не столько классами слов, сколько классами значений слов, поэтому один и тот же глагол может входить в разные классы.
Подобные работы
- Видовременные формы английского глагола и их изучение в средней
общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ВИДО-ВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГЛАГОЛА В АНГЛИЙСКОМ, СУАХИЛИ И ТАТАРСКОМ ЯЗЫКАХ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИМЕННЫХ ГРУПП
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Обучение видеовременным формам глагола на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Нефинитные формы английского глагола и их изучение в средней
общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Изучение будущего времени на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - КАТЕГОРИЯ «ПРОСТРАНСТВО»: ЕЕ СТАТУС И СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ (на материале современного английского языка)
Диссертация , языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Роль герундия в построении осложненно-подчиненных предложений
английского языка
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ВИДОВАЯ И ТАКСИСНАЯ ФУНКЦИИ ПЕРФЕКТНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ В
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
(НА ОСНОВЕ РОМАНОВ ДЖОРДЖА МАРТИНА «БИТВА КОРОЛЕЙ»» И
ДИАНЫ СЕТТЕРФИЛД «ТРИНАДЦАТАЯ СКАЗКА»)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



