Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного PR
1.1. Теоретические подходы к определению кризиса и антикризисных
коммуникаций 7
1.2. Общая теория социальных сетей 20
Глава 2. Использование социальных сетей как инструмента борьбы с
кризисом
2.1. Анализ примеров использования социальных сетей 34
2.2. Стратегии по выходу из кризиса при помощи рекламы и PR в
социальных сетях 57
Заключение 67
Библиографический список
Кризис - явление, с которым сталкиваются большинство людей. Будь то личностный кризис или экономический. Его возникновение может быть связано, как с непониманием взаимоотношений с окружением, так и с происшествием на производстве, явившимся причиной экономических изменений. Независимо от причин, существует возможность регулирования кризиса вплоть до самых масштабных его проявлений. Некоторые страны включают в регулирование пропаганду, другие - проводят реформы. Некоторые фирмы меняют маркетинговую стратегию постепенно, другие - делают полномасштабное репозиционирование.
Но какие методы работают лучше и в каких ситуациях? Как определить наиболее приемлемые шаги для действия в кризис? Например, в рамках экономического кризиса необходимо как можно скорее определить векторы развития экономики компаний, разработать новые тактики, пересмотреть стратегию и ключевой продукт компании. А в рамках политики руководство каждой страны должно быть ответственным и чувствительным как к окружающей её, так и внутренней ситуациям.
Цена игнорирования какой-либо внештатной ситуации может быть слишком велика. Многое зависит от оценки общественностью деятельности личности, организации или государства в целом. Следовательно, любое движение репутации вверх или вниз влечет за собой изменение положения организации на рынке, партии в политике, правительства в глазах народа, и даже государства на международной арене.
Развал крупных компаний мира и целых стран - неправильное реагирование на кризисную ситуацию. Нагнетаемая другими странами или неправильным руководством, любая нерешенная проблема способна перерасти в кризис.
Одним из способов работы с аудиторией, как с точки зрения политического субъекта, так и с точки зрения субъекта рыночных отношений, являются социальные сети. На сегодняшний день ежемесячная активная аудитория одной лишь «ВКонтакте» превышает 97 000 000 человек , являясь 5-м по посещаемости сайтом в мире . А набирающий популярность Instagram, с недавних пор зарекомендовал себя как один из самых эффективных инструментов продвижения малого бизнеса, благодаря небольшим рекламным бюджетам и широкому спектру аудитории.
В целом, социальные сети позволяют быстро среагировать на ситуацию, постоянно держать руку на пульсе и получать значительный эффект при относительно небольших финансовых затратах. Однако до сих пор сложно вывести формулу противодействия кризису через технологии SMM, что и делает данную тему актуальной.
Проблему антикризисного PR можно назвать разработанной. Однако её специфика заключается в том, что каждый кризис уникален и требует индивидуального подхода. Описано множество ситуаций и их решений, но ни одна из них не гарантирует выхода из новообразованного кризиса. В отечественной литературе существует множество работ по кризисному менеджменту, антикризисному PR, кризисной экономике и других. В частности среди авторов отечественных книг, так или иначе затрагивающих вопрос кризиса можно выделить: Л.М Григорьева , А.С Ольшевского , Е.А Файншмидта, Т.В Юрьеву, Б.В Кузнецова и других. Сложно говорить об эффективности информации, предоставляемой отечественными учеными, но, тем не менее в их работах присутствует актуальная на сегодняшний день информация, рассматриваемая с точки зрения именно нашей страны, что немаловажно при текущей политической ситуации. Что касается социальных сетей, информация, затрагивающая антикризисный PR, изложена в виде кейсов и статей от современных практиков и публикуется в сообществах для специалистов по маркетингу в социальных сетях. Однако, несмотря на это, потенциал социальных сетей не проработан и по сей день, а главное так и нет ответа на вопросы: “какие инструменты использовать?” и “какая должна быть антикризисная PR-стратегия в социальных сетях?”.
В зарубежной литературе, кризис как явление рассматривается в работах П. Кругмана , Р. Шиллера . В целом, если рассматривать западных ученых, им явление кризиса знакомо более детально ввиду особенности развития экономики, однако ввиду специфики использования социальных сетей в России, зарубежный опыт антикризисного PR сложно назвать применимым.
Объект исследования - антикризисный PR.
Предмет исследования - социальные сети как инструмент антикризисного PR.
Цель дипломной работы - выявить наиболее эффективные антикризисные методы взаимодействия с аудиторией через социальные сети.
В связи с целью определены следующие задачи:
- Изучить теоретическую структуру кризиса,
- Изучить основные методы работы с аудиторией в социальных сетях,
- Выявить подходящие SMM инструменты для работы в кризисных ситуациях,
- Построить SMM стратегию, базирующуюся на выявленных методах
для наиболее эффективного противодействия кризису.
Информационная база формируется из публикаций в СМИ, и статистических данных, результатов первичных и вторичных исследований.
Теоретическая основа - литература, отобранная по выбранной теме: “Антикризисный PR и консалтинг” А.С Ольшевского, “Настольная энциклопедия Public Relations Д. Игнатьева и А. Бекетова”, “Паблик рилейшнз или Как успешно управлять общественным мнением” Сэма Блэка, а также работы других авторов, изучавших антикризисный PR. Информационная база для социальных сетей формировалась на основе кейсов и статей с таких ресурсов, как: cossa.ru, sostav.ru и страниц сообществ “Церебро Таргет”, “Заметки о SMM для предпринимателей”, “Агентство интернет-рекламы - Таргет без купюр”.
Теоретическая и практическая значимость работы. В работе систематизирована информация по выстраиванию последовательности деятельности структур в социальных сетях до, вовремя и после кризиса. Результаты и рекомендации работы могут быть использованы в работе политических субъектов, PR служб, а также маркетинговых агентств в условиях преодоления кризисных ситуаций.
Методологическую базу исследования составили такие общенаучные методы, как системный, структурно-функциональный, логический, сравнительный.
Работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Антикризисный PR - система высококвалифицированных действий, направленных на предотвращение, прогнозирование и выявление кризиса, управление ситуацией в рамках чрезвычайного положения и выход из него, последующее урегулирование возможных последствий кризиса. А также контроль над адаптацией организации в посткризисный период.
Основная цель антикризисного PR - сохранение репутации компании во что бы то ни стало.
В ходе исследования были изучены работы, позволяющие понять сущность антикризисного PR, его структуру технологии. Также было установлено, что для управления кризисом при помощи PR в социальных сетях жизненно необходимо:
1. Вести постоянный диалог с аудиторией,
2. Проводить вовлекающие маркетинговые акции,
3. Мониторить комментарии, сообщения и другие источники обратной связи,
4. Систематизировать ведение социальных сетей,
5. Постоянно оптимизировать и пересматривать рекламные кампании,
6. Работать в рамках комплексной маркетинговой и PR-стратегий.
В рамках изучения кейсов по маркетингу в социальных сетях, теоретической и эмпирической баз исследования, сделан вывод о том, что в Российской практике на сегодняшний день уже есть множество компаний, взаимодействующих со своей аудиторией через социальные медиа, однако подход нельзя назвать профессиональным. Скорее всего, это связано с тем, что SMM, как, как вид профессиональной деятельности стал развиваться относительно недавно.
Несмотря на вышеописанное, сейчас предпочтение рекламодателей и компаний склоняется к более традиционным способам распространения информации. Даже более привычные инструменты интернет-маркетинга, такие как контекстная реклама, вызывают больше доверия у рекламодателей. Тем не менее тенденция очевидна, социальные сети как инструмент маркетинга работают и зачастую значительно эффективнее чем привычные и знакомые всем технологии. В пользу этого суждения играет тот факт, что в стране сложная экономическая ситуация и компании вынуждены экономить рекламные бюджеты. В связи с этим многие прибегают к помощи специалистов по социальным сетям, а те в свою очередь оттачивают мастерство, создавая благоприятную и доверительную атмосферу для потенциальных рекламодателей и предпринимателей.
Нельзя не сказать о специфичности России как рынка в целом. За последние 20 лет РФ не отличается экономической стабильностью, что также наводит на мысль о более быстром развитии услуг в сфере PR, рекламы, SMM, и услуг по антикризисному и репутационному управлению в частности. Объясняется это тем, что на российском рынке выжить сложнее, а значит требования и спрос к вышеописанным услугам значительно выше. Из- за нестабильности ситуации и постоянно растущего уровня качества, сам рынок рекламы развивается быстрее.
Безусловным фактом является то, каждая компания должна иметь четкий алгоритм действий, в котором расписано, кто и за что отвечает. Это же касается и работы с социальными сетями, где должен быть человек, который держит подписчиков в курсе событий, не допускает информационного вакуума и постоянно анализирует ситуацию на предмет возникновения чрезвычайного положения. Важно на каждом этапе жизни организации проводить анализ конкурентов, слабых и сильных сторон компании, а также прогнозировать возможное развитие рынка. Это позволит как подготовиться к возможному кризису, так и избежать его, а в некоторых случаях выйти после него на более уверенные позиции. Что интересно, зачастую именно социальные сети позволяют выявить не только тенденции рынка, но и сильных конкурентов.
Следующий вывод касается использования услуг PR-структур. Каждая уважающая себя компания должна взаимодействовать либо с собственным PR-отделом, либо со сторонним PR-агентством. Однако в случае с социальными сетями можно ограничиться самостоятельным ведением профилей, либо делегированием дополнительных обязанностей имеющемуся сотруднику. При этом важно учитывать быстрое развитие рынка услуг SMM- специалистов, что увеличивает требования к качеству публикуемых материалов, и предъявляет серьезные требования к навыкам человека, ответственного за социальные сети.
Многообразие причин возникновения кризиса лишь подтверждает необходимость в тесном сотрудничестве руководителей компаний и специалистов по рекламе и PR. Именно поэтому автор исследования считает, что рано или поздно любая компания должна иметь профессионального SMM-специалиста под рукой. Только профессионал в своем деле сможет выявить назревающий кризис и оперативно предпринять все необходимые действия.
В случае невозможности предотвратить кризис важно занять определённую, понятную всем позицию и транслировать ее в медиа. Далее, необходимо постоянно сотрудничать со СМИ, привлечь лидеров мнений, способных дать положительные отзывы о компании. Они должны быть проинформированы о текущей ситуации и о позиции компании. Помимо всего, на протяжении всего кризиса необходимо постоянно оценивать положение и осуществлять мониторинг публикаций. Не менее важен постоянный контакт со всеми группами целевой аудитории. Личные письма, комментарии, обсуждения, директ - всё должно быть задействовано для информирования. И последнее - заранее обдумывать то, как компания будет себя позиционировать после окончания кризиса и как это будет транслироваться людям.
Со временем привычные масс медиа будут вытеснены интернет-СМИ, мессенджерами, социальными сетями и другими, более удобными средствами коммуникации. Именно поэтому нельзя отрицать эффективность и потенциал данных сервисов. Те, кто первыми успеют понять механику работы с аудиторией в режиме онлайн лучше всего, окажутся впереди всех. Это показывают изученные в ходе исследования кейсы. Пройдет время, и неплатежеспособная аудитория детей и подростков станет взрослее и начнет зарабатывать, становясь ядром рабочего населения. Таким образом компании, задействующие социальные медиа сейчас, смогут лучше разбираться в трендах и выстраивать более эффективные стратегии продвижения. Что касается антикризисной составляющей, то здесь социальным медиа по многим параметрам нет равных:
1. Скорость взаимодействия превышает любой другой источник информации. Компания буквально в течение нескольких секунд может ответить на возникший вопрос, отреагировать на появившийся негатив.
2. Двусторонняя коммуникация. Постоянный диалог с аудиторией везде: в комментариях, сообщениях группы, опросах и так далее.
3. Узкая направленность информации. Данное преимущество не имеет аналогов за пределами интернета. Компания может точечно доносить нужную информацию до конкретного потребителя.
4. Охват. Популярность интернета и социальных сетей растёт, количество пользователей стремительно увеличивается, а в купе с узкой направленностью это дает максимально эффективное распространение информации до каждого пользователя, что делает социальные сети одним из самых прогрессивных и эффективных инструментов антикризисного PR.
1) Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- СПб.:Издание В. И. Губинского., 1910
2) Ананьева, Т. По секрету всему свету, или построение системы медиасопровождения деятельности компании // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - № 1. - С. 18-24.
3) Беляев, А.А. Антикризисное управление: учебник. - М.: Юнити, 2011. - 311с.
4) Бережной, В.И. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 336с.
5) Бианки, В.А. Убрать конкурента: PR-атака: практическое пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 240с.
6) Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 317с.
7) Блэк С. Паблик рилейшнз или Как успешно управлять общественным мнением” - М.: Новости: Сов.-австр. Предприятие «АСЭС- Москва» Б.г., 1990. - 340с.
8) Бочаров, М.П., Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: учебник. - М.: Дело АНХ, 2010. - 560с.
9) Буари, Ф. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия: практическое пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 178с.
10) Буров, А.Н. Менеджмент торговой организации в вопросах и ответах: учебное пособие. - Волгоград: Информресурс, 2011. - 249с.
11) Валдайцев, С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник. - М.: Проспект, 2011. - 310с.
12) Веснин, В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - 176с.
13) Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations: практическое пособие. - СПб.: Питер, 2011. - 228с.
14) Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник. - 7-е изд., стер. - М.: Инфра-М, 2012. - 576с.
15) Г ригорьев Л.М. Мировая экономика в начале XXI века. М.: DirectMEDIA. - СПб.: Питер, 2013. - 900с.
16) Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для вузов/Пер. с
англ. под ред. Б.Л.Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 400 с.
17) Ерошкина, Е. Public Relations как часть кампании по продвижению товаров, услуг // Реклама. - 2012. - № 4. - С. 11-13.
18) Жарковская, Б.Е., Бродский, Б.Е., Бродский, И.Б. Антикризисное управление: учебник для студентов ВУЗов. - 6-е изд., перераб. - М.: Омега-Л,
2011. - 432с.
19) Жилкина, М.С. Управление финансами: Финансовый анализ предприятия: учебник. - М.: Инфра-М., 2010. - 331с.
20) Ивасенко, А.Г., Никонова, Я.И., Каркавин, М.В. Антикризисное управление: учебное пособие. - М.: КноРус, 2011. - 504с.
21) Игнатьев, Д., Бекетов, А. Настольная книга PublicRelations. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 496 с.
22) Ильин, К.В. Банкротство и антикризисное управление как инструменты финансового оздоровления промышленного сектора России // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2012. - № 3. - С. 22-28.
23) Кривоносов, А. Д., Филатова, О. Г., Шишкина Основы М. А.теории связей с общественностью: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 375 c.
24) Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии: Учебник для вузов. - М.: АспектПресс, 2006. - 299 с.
25) Лисицына, Е. Управление финансовыми результатами компании на основе модели оптимизации затрат // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 6. - С. 21-25.
26) Лукашев, А. В. Пониделко, А. В. Анатомия демократии, или Черный PR как институт гражданского общества. - СПб.: Бизнес-Пресса,
2001 . - 268с.
27) Ньюсом, Д., Терк, Д., Крукеберг, Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. - 7-е изд. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ- Контакт»: ИНФРА - М, 2001. - 628 с.
28) Ольшевский, А. С. Антикризисный PR и консалтинг. - СПб. : Питер, 2003 . - 432с.
29) Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз или Как успешно управлять общественным мнением. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2004. - 336 с.
30) Реджестер, М., Ларкин, Дж. Управление кризисными ситуациями и ситуациями риска: Примеры успешной практики Kogan Page Ltd, 1998
31) Санаев, А. Русский PR в бизнесе и политике: практическое пособие. - М.: Ось, 2011. - 240с.
32) Файншмидт, Е.А., Юрьева, Т.В. Антикризисный PR: учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2010. - 51с.
33) Хейвуд, Р. Все о PublicRelations/Пер. с англ. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, БИНОМ, 1999. - 256 с.
34) Чумиков, А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебник. - М.: Дело, 2008. - 557 с.
35) Шиллер Р. Иррациональный оптимизм: как безрассудное поведение управляет рынками. М.: Альпина Паблишер, 2013
36) Krugman P. The Return of Depression Economics and the Crisis of
2008. NY: W.W.Norton & Company Ltd, 2009
37) PR: теория и практика: Учебник /Под ред. М.А. Лукашенко. - М.:
Маркет ДС, 2008. - 328 с.
38) Economic Definition [Офиц^айт] URL: http://forexaw.com/TERMs/Society/Shocks and disasters/Economic Crisis/l840 %D0%9A%D 1 %80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D 1 %81 Crisis %D 1 %8D%D 1 %82%D0%BE (Дата обращения: 28.03.2018).
39) Wiki.rookee.ru [Офиц.Сайт] URL: https://wiki.rookee.ru/socialnaya- set/ (Дата обращения: 28.03.2018).
40) Wikipedia.org [Офиц.Сайт]
URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/ARPANET (Дата обращения: 28.03.2018)
41) Wikipedia.org [Офиц^айт] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/IRC (Дата обращения: 28.03.2018)
42) Wikipedia.org [Офиц^айт] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/SimilarWeb (Дата обращения: 28.03.2018)
43) Wikipedia.org [Офиц^айт] URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D 0%B3%D0%B5%D 1 %82%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения:
28.03.2018)
44) Wikipedia.org [Офиц^айт] URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B5%D 0%B3 (Дата обращения: 28.03.2018)
45) Wikipedia.org [Офиц.Cайт] URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B8% D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8 (Дата обращения: 28.03.2018)
46) Wikipedia.org [Офиц^айт] URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE% D0%BA%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F_(%D0%B8%D0%BD%D 1 %84% D0%BE%D 1 %80%D0%BC%D0%B0%D 1 %82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (Дата обращения: 28.03.2018)
47) Wikipedia.org [Офиц^айт] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D1%81 (Дата обращения: 28.03.2018)
48) sites.google.com/site/palovchin [Офиц^айт] URL:
https://sites.google.com/site/palovchin/istoria (Дата обращения: 28.03.2018)
49) Vk.com [Официайт] URL: https://vk.com/page- 47200925 44240810 (Дата обращения: 28.03.2018)
50) Vk.com [Официайт] URL: https://vk.com/ads?act=office_help (Дата обращения: 28.03.2018)
51) Vk.com [Официайт] URL: https://vk.com/page- 112634825 54994722 (Дата обращения: 28.03.2018)
52) Vk.com [Официайт] URL: https://vk.com/cerebro vk?w=page- 73662138 53691474 (Дата обращения: 28.03.2018)
53) arazuvaev.ru [Офиц^айт] URL: https: //arazuvaev.ru/chto-takoe- invayting-vo-vkontakte/ (Дата обращения: 28.03.2018)
54) Seopult.ru [Офиц^айт] URL:
https://seopult.ru/library/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1% 82%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения: 28.03.2018)
55) semantica.in [Офиц.Cайт] URL: https://semantica.in/blog/massfoloving-instrument-dlva-privlecheniva- vnimaniya.html (Дата обращения: 28.03.2018)
56) Forbes.ru [Офиц.Сайт] URL:
http://www.forbes.ru/tehnologii/343331-issledovanie-auditorii-instagram- servisom-polzuetsva-kazhdvv-desvatvv-v-rossii (Дата обращения: 28.03.2018)
496 с., С. 430-431