Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы разработки веб-квестов для обучения татарскому языку как неродному в условиях билингвизма 6
1.1 Научно-методические основы обучения татарскому языку как
неродному в условиях билингвизма 6
1.2 Современная линия учебников татарского языка как неродного 35
1.3 Квест-тежологии и их использование в образовательном процессе 50
Глава 2. Разработка веб-квестов для обучения татарскому языку как неродному в условиях билингвизма 65
2.1 Разработка веб-квеста по теме «В магазине»(«Кибеттэ») для
обучающихся 1-2 классов 65
2.2 Разработка веб-квеста по теме «Времена года, погода» (« Ел фасыллары, Ьава торышы») для обучающихся 3 классов 72
2.3 Разработка веб-квеста по теме «Наша семья»(«Безнец гаилэ») для
обучающихся 4 классов 81
Заключение 91
Список литературы и интернет-ресурсов 92
Поколение Z (центениалы) - цифровое поколение, дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде. Это - феномен людей, родившихся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России - сейчас раскрывает себя в полной мере. Они те, кто родился с «телефоном в руках».
Характеристика поколения Z постоянно дополняется новыми описаниями. Самые яркие черты поколения:
1. умеют отлично работать с информацией;
2. быстро развиваются;
3. могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);
4. «клиповое» мышление;
5. инфантилизм;
6. плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети).
Современные учителя, столкнувшиеся с проблемой обучения поколения Z, говорят, что современное образование устарело. Все, что работало раньше: передача знаний из уст в уста, заучивание стихов или отрывков наизусть произведений - уже не работает. Поэтому в образовательной сфере стоит вопрос: как учить поколение Z.
Одним из весьма успешно применяемых методов преподавания языка является предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning - CLIL), дающее возможность объединить изучение, например, татарского языка и специального предмета, т.е. расширить общеобразовательное пространство за счет функционального подхода к обучению неродному языку. Специфика данной методики заключается в том, что знание языка становится инструментом изучения содержания предмета. При этом внимание акцентируется как на содержании специальных текстов, так и на необходимой предметной терминологии. При этом язык интегрирован в программу обучения, а необходимость погружения в языковую среду для возможности обсуждения тематического материала значительно повышает мотивацию использования языка в контексте изучаемой темы.
Данная методика включает большую работу по стимулированию освоения знаний и развитию необходимых умений по предмету. Этому способствуют тщательно подобранные учебные материалы для чтения специальных текстов не только для изучения конкретного предмета, но и для обучения языку: лексических и грамматических единиц и структур, всех видов речевой деятельности: чтению, говорению, письму и аудированию. Объем языкового материала, который обучающиеся пропускают через себя в процессе работы, достаточно большой, словарный запас пополняется необходимой предметной терминологией. Преподаватель должен продумать предметное содержание занятий, согласовать со структурой учебного курса и, используя различные ресурсы, тщательно отобрать материал, который может дополнять или повторять уже изученное по конкретному предмету. Типы заданий разработаны по уровню сложности, построены с акцентом на предметное содержание, его понимание, проверку и последующее активное обсуждение.
Цель - исследование лингво-методических особенностей применения квест-тежологий в общении татарскому языку как неродному.
Объект исследования - процесс обучения татарскому языку как неродному на билингвальной основе средствами татарского и русского языков в школе.
Предмет исследования - обосновать лингво-методически и на этой основе разработать веб-квесты по обучению татарскому языку как
неродному обучающихся младших классов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методические основы обучения татарскому языку как неродному в условиях билингвизма.
2. Проанализировать линию современных учебников татарского языка как неродного.
3. Исследовать квест-тежологии и их использование в образовательном процессе.
4. Разработать веб-квесты для обучения татарскому языку как неродному.
Таким образом, можно сказать, что цель работы достигнута, задачи решены:
1. Определены научно-методические основы обучения татарскому языку как неродному в условиях билингвизма.
2. Проанализированы современные учебники татарского языка как неродного.
3. Изучены квест-тежологии и юс использование в образовательном процессе.
4. Разработаны три веб-квеста для обучения татарскому языку как неродному.
1. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Москва: Просвещение, 2000.
2. Салехова Л.Л. Интерактивные Веб 2.0 инструменты в интегрированном предметно-языковом обучении / Л.Л. Салехова, Р.Р. Зарипова, А.В. Данилов // Высшее образование в России.- 2017.- №1.
3. Салехова Л.Л., Данилов А.В., Зарипова Р.Р., Григорьева К.С. Использование веб 2.0 инструментов в процессе обучения студентов- билингвов на основе принципов CLIL / Л.Л. Салехова, А.В. Данилов, Р.Р. Зарипова, К.С. Григорьева // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования материалы международной школы-конференции. - С.-Петербург, 2017.
4. Салехова Л.Л., Скворцова Н.А. Интернет-ресурсы как поддержка билингвального обучения [Электронный ресурс] // Вопросы филологии и межкультурной коммуникации: научные исследования и практические решения: электрон, научн.-практич. журн. 2017.
5. Салехова Л.Л. Применение технологии CLIL в средних учебных заведениях / Л. Л. Салехова , И.Д. Некрасова // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика (6 Бодуэновские чтения) Труды и материалы международной конференции, Том 2. - Казань, 2017.
6. Салехова Л.Л. Управляемое чтение как средство формирования билингвальной компетенции младших школьников / Л. Л. Салехова , Ф.Н. Шарипзянова // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика (6 Бодуэновские чтения) Труды и материалы международной конференции, Том
2. - Казань, 2017.
7. Салехова Л.Л. Развивающий потенциал CLIL в предметной лингводидактике // Л.Л. Салехова // Теория и практика развивающего обучения: сборник 8 международной научно-практической конференции
2016- Казань, 2016.
8. Салехова Л.Л. К вопросу об использовании интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL) в российской высшей школе / Л. Л. Салехова // Сборник статей по итогам международной конференции «Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака». Москва, 2016.
9. Салехова Л.Л. О когнитивных издержках билингвального обучения средствами русского и татарского языков // Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования: история, современность и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции, по- священной 190-летию со дня ровдения Каюма Насыри. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015.
10. Сафиуллина Ф.С. Научно-методические основы преподавания татарского языка в иноязычной аудитории // Проблемы двуязычия в современных условиях: Материалы всерос. науч. конф. - Казань, 1994.
11. Сафиуллина Ф.С. Рус мэктэплэрендэ татар теленэ ейрэтунец фэнни- методик нигезлэре // Мэгариф, 1998. - №4.
12. Сафиуллина Ф.С. Татар теленэ ейрэтунец фэнни-методик нигезлэре. - Казан: Мэгариф, 1992. - № 5.
13. Сафиуллина Ф.С. Татар теленэ ейрэтунец фэнни-методик нигезлэре. - Татарстан Республикасы «Хэтер» нэшрияты, 2001.
14. Сафиуллина Ф.С. Татар телен рус теле белэн чагыштырып ейрэну. - Казан: Мэгариф, 1996. - № 3.
15. Сафиуллина Ф.С. Татар теленэ ейрэтунец теп принциплары. Изучение
татарского языка в регионах Российской Федерации: Проблемы и
перспективы. - Казань: Школа, 1998.
16. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1979.
17. Татарский язык. 1 класс: учебник серии «Кпелле татар теле» (2-е издание) для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон, носителе / Р.З.Хайдарова, Н.Г. Галиева; изд-во «Татармультфильм». — 2013.
18. Татарский язык. 2 класс: учебник серии “Куцелле татар теле” для образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык) / Р.З.Хайдарова, Н.Г. Галиева, Г.М. Ахметзянова; изд-во «Татармультфильм». — 2013.
19. Татарский язык. 3 класс: учебник серии «Куцелле татар теле» для четырёхлетней начальной общеобразовательной школы в двух частях. Часть
I / Р.З.Хайдарова, Г.М. Ахметзянова, Л. А. Гиниятуллина; изд-во «Татармультфильм». — 2013.
20. Татарский язык. 3 класс: учебник серии «Куцелле татар теле» для четырёхлетней начальной общеобразовательной школы в двух частях. Часть
II / Р.З.Хайдарова, Г.М. Ахметзянова, Л. А. Гиниятуллина; изд-во «Татармультфильм». — 2013.
21. Татарский язык. 4 класс: учебник серии «Куцелле татар теле» для образовательных организаций начального общего образования. В двух частях. Часть I / Р.З.Хайдарова, Г.М. Ахметзянова, Л.А. Гиниятуллина; изд- во «Татармультфильм». — 2014.
22. Татарский язык. 4 класс: учебник серии «Куцелле татар теле» для образовательных организаций начального общего образования. В двух частях. Часть II / Р.З.Хайдарова, Г.М. Ахметзянова, Л.А. Гиниятуллина; изд- во «Татармультфильм». — 2014.
23. Харисов Ф.Ф. Заманча белем биру технологиялэре // Современные технологии обучения / Ф.Ф. Харисов. - Казань, 2015.
24. Харисов Ф.Ф. Лингвистические, психолого-педагогические основы обучения татарскому языку как неродному. - Казань: Хэтер, 1999.
25. Харисов Ф.Ф. Научные основы начального обучения татарскому языку как неродному. - Казань, Тарих, 2000.
26. Харисов Ф.Ф. Основы методики обучения татарскому языку как неродному. Монография. - СПб.: Просвещение, 2001.
27. Харисов Ф.Ф Татар телен чит тел буларак ойрэтунен; фэнни-методик нигезлэре. - Казан: Мэгариф, 2002.
28. T.Yakaeva, L.Salekhova, K.Kuperman, K.Grigorieva Content And Language Integrated Learning: Language Scaffolding And Speech Strategies // Yakaeva T., Salekhova L., Kuperman K., Grigorieva K. //Modern Journal of Language Teaching Methods. - Vol. 7 , Issue. 9 , September(2017).
Интернет-ресурсы:
29. Ahtmeg-metod, «Билингвальное обучение».
(https://sites.google.com/site/ahtmegmetod/pedagogiceskietehnologii/bilingvalnoe-
obucenie)
30. Blogger.com (https://www.blogger.com)
31. CreateWebquest.com (https://createwebquest.com)
32. Fb.ru (http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-
vospitanii-rol-kvest-tehnologiy)
33. Google сайты (https://sites.google.com)
34. Infourok.ru (https://infourok.ru/zhivie-kvesti-v-obrazovanii-1759059.html)
35. Kak-bog.ru (http://kak-bog.ru/pokolenie-z-chto-eto-takoe-i-kakie-ih-
harakternye-cherty)
36. Moluch.ru (https://moluch.ru/archive/41/496)
37. Pandia.ru (http://pandia.ru/text/80/050/23458.php)
38. Publikacija.ru (https://publikacija.ru/images/PDF/2018/25/ispolzovanie- web.pdf)
39. Ruirina.ru (http://www.ruirina.ru/2017/09/ObrazovatelniKvest.html)
40. Zunal.com (http://zunal.com/).